УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ И ОЦЕНКЕ ИХ
СФОРМИРОВАННОСТИ
Чащина Татьяна Васильевна.
г. Каменск-Уральский, Свердловская область, ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», ГКОУ «Каменск-Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», методист, [email protected].
Аннотация. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (далее ФГОС ОУО) предъявляет требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы - личностным, метапредметным и предметным. В основу разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - ПАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Включение в коррекционную работу дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. В данной статье особое внимание уделено формированию базовых учебных действий, как элементарных и необходимых единиц учебной деятельности, которые обеспечивают овладение содержанием образования. На основе анализа психолого-педагогического опыта и нормативных документов представлены изменения в сложившихся формах организации и содержании учебно-воспитательной работы, а также психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Ключевые слова: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), базовые учебные действия, мониторинг, оценка.
FORMATION OF BASIC EDUCATIONAL ACTIONS IN TEACHERS WITH MENTAL RETARDATION: CONTENT OF WORK AND APPROACHES TO MONITORING AND EVALUATING THEIR
FORMATION
Chashina Tatyana Vasilyevna.
Kamensk-Uralsky, Sverdlovsk Region, Kamensk-Uralsky Pedagogical College, State Educational Institution of Higher Education, Kamensk-Uralskaya School No. 1, which implements adapted basic general educational programs, methodologist, chashchina-t@mail. ru.
Abstract. The GEF of education of students with intellectual disabilities (mental retardation) (hereinafter referred to as FGOS OUO) imposes requirements on the results
of mastering an adapted basic general educational program - personal, metasubject and subject. The basis for the development of an exemplary adapted basic general educational program (hereinafter referred to as PAOOP) for education of students with mental retardation is based on differentiated and activity approaches. The inclusion of a differentiated approach in correctional work provides a variety of content, providing an opportunity to realize individual development potential. In this article, special attention is paid to the formation of basic educational activities, as elementary and necessary units of educational activities that provide mastery of the content of education. Based on the analysis of psychological and pedagogical experience and regulatory documents, the changes in the existing forms of organization and content of educational work, as well as psychological and pedagogical support of students, are presented.
Key words: students with intellectual disabilities (mental retardation), basic learning activities, monitoring, evaluation.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью реализации образовательной организацией примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, разделом которой является программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД).
Согласно ФГОС ОУО, формирование у обучающихся БУД должно осуществляться в разных видах учебной и внеурочной деятельности, а также в коррекционной работе. Системный подход к решению данного вопроса предполагает выстраивание в образовательной организации системы работы по формированию БУД, разработку обоснованных принципов, алгоритмов, единых критериев и показателей формирования БУД, подходов к организации мониторинга.
Одной из целевых установок Программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью является обеспечение связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей [2]. Следовательно, образовательная задача состоит в организации необходимых условий, провоцирующих познавательное действие школьников.
Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно-деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов. При разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, важно учитывать, что направления формирования разных видов БУД определяются, исходя из специфики образовательных областей, коррекционной работы и внеучебной деятельности.
В ходе разработки рабочих программ учебных предметов, важно использовать определенный алгоритм включения БУД в их содержание: первоначально сделать анализ содержания разделов и тем программ для формирования определенных видов БУД; разработать рабочую программу учебного предмета на основе примерной, указав в пояснительной записке, а также
в разделах программы формируемые БУД; выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела программы; разработать систему заданий для формирования БУД в рамках учебного предмета; разработать (подобрать) диагностический материал (по необходимости адаптировать модифицировать условия, стимульный материл, время) для оценки сформированности БУД.
На начальных этапах обучения особое внимание важно уделять формированию базовых регулятивных учебных действий. К таким действиям относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану [2]. У многих обучающихся с умственной отсталостью отмечается низкий уровень сформированности произвольной регуляции, недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения. По алгоритмам обучающихся 1-4 классов ежедневно следует приучать готовить к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы выполнения задания, планировать свои действия. Для формирования навыков школьного поведения на первых этапах обучения можно использовать поведенческие методы. Применение этих методов позволяет за счет различных внешних стимуляций (в рамках модификации жетонного метода) создать условия для формирования у обучающихся норм школьного поведения. Для формирования такого регулятивного базового учебного умения, как действовать по плану, можно обучать детей сначала составлению плана уже выполненной работы. Этот прием позволяет обучающимся осознать, что задание следует всегда выполнять в определенной последовательности, и в то же время это является основой для перехода к последующему этапу обучения - составлению плана предстоящей работы. На основе освоения умения составлять план выполненной работы, необходимо формировать умение работать по предложенному педагогом плану (сначала к знакомым, а затем к новым заданиям), с объяснениями и демонстрацией рисунков, наглядно представляющих последовательность совершаемых действий.
В качестве основных принципов формирования базовых учебных действий и обеспечения их связи с содержанием учебных предметов в учебной деятельности важно использовать:
1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготовку обучающихся к предстоящим действиям;
2) систематическую тренировку в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;
3) включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.
Проектирование уроков предусматривает создание условий для постепенного перехода обучающихся к саморегуляции деятельности, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании. Следует отметить, что необходимым инструментом, позволяющим структурировать урок по выбранным параметрам (этапы урока, его результаты,
задачи, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности и т.д.), безусловно, является технологическая карта.
Для диагностики и формирования базовых регулятивных учебных действий можно использовать следующие виды заданий и приемов: «Преднамеренные ошибки», «Ищу ошибки», «Поиск информации в предложенных источниках», задания на аналогии (дается ряд предметов и предлагается найти сходство между ними и ответить на вопрос), обсуждение готового плана решения учебной задачи, работа с деформированным планом решения учебной задачи, использование плана с недостающими или избыточными пунктами, составление своего плана решения учебной задачи.
Волевая сфера у ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется несамостоятельностью, безынициативностью, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Правильно подобранные упражнения обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала и способствуют эффективному формированию регулятивных БУД у детей с нарушением интеллекта на любом уроке и любом этапе обучения. Внимание детей с умственной отсталостью трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Восприятие поверхностное, глобальное, дети данной категории не воспринимают предметы в целом, не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения. Мышление характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием или слабостью смысловых связей, трудностями их установления, инертностью, узкой конкретностью, затрудненностью обобщений. Понятийные обобщения образуются с большим трудом, часто заменяются ситуационными самыми элементарными обобщениями или отказом от всякого обобщения. С особой яркостью недостатки мышления умственно отсталых детей проявляются при выполнении познавательных учебных действий.
Н.В. Осипова рекомендует и считает, что для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий: «Сравни», «Найди отличия (можно задать их количество)», «На что похоже?», «Поиск лишнего», «Лабиринты»; работа с разного вида таблицами; работа со словарями [3].
Учитывая все вышесказанное важно отметить, что структура каждого урока и занятия должна предусматривать следующие этапы [1]:
1 Мотивационный (этап активизации внимания, эмоциональной заинтересованности и подготовки к предстоящей деятельности), целью которого является создание благоприятной атмосферы, положительного настроя
детей на взаимодействие и установление положительной мотивации общения, формирование интереса к предстоящей деятельности.
2 Подготовительный (этап актуализации знаний и опыта), включающий пальчиковую, речевую и дыхательную гимнастику с целью повышения общей психической активности и снятия психоэмоционального напряжения. Важной составляющей данного этапа является сопровождение всех упражнений внешней речью на уровне комментирования.
3 Основной (этапы «открытия» новых знаний и способов действий и первичного закрепления). На данных этапах происходит развитие основных логических операций с использованием разнообразных вербальных и невербальных методов и приемов с опорой на учебный и неучебный материал. В едином алгоритме учителем организуется работа обучающихся с учебным материалом с четким определением операций: нахождение в учебнике ответа на заданный учителем вопрос; совместное с учителем составление простого плана по прочитанному рассказу. Учителем используются разные виды помощи учащимся:
1) помощь в составлении плана задания;
2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности -алгоритмизация проверки заданий;
3) учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления иллюстративного и демонстрационного материала (индивидуального и общего пользования) и образцов речевых высказываний;
4) стимулирование поощрением и порицанием, создание ситуаций успеха; контроль за учебной деятельностью: пооперационный контроль, более частый опрос.
Для детей с выраженными трудностями планирования действий учитель, предъявляя задание, разделяет его на части и отдельно контролирует их выполнение, внося необходимые коррективы. На выполнение учебных заданий детям с повышенной истощаемостью и инертностью внимания учитель дает больше времени, чем другим обучающимся.
4 Завершающий (этапы рефлексии и подведения итогов работы). Происходит оценка и самоанализ детьми результатов собственной деятельности, своих успехов и неудач. Заключительная положительная оценка педагогом. Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей. В едином алгоритме реализуются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.
Для формирования личностных БУД можно использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях, мысленное воспроизведение картины, ситуации, придумывание загадок; подведение итогов урока; самооценка события, происшествия; приемы обучения выказыванию своё отношение к героям, выражения своих эмоций, обучения оценке поступков в соответствии с
определённой ситуацией. Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий: «Составь задание партнеру», «Представь себя в роли учителя и составь задание для класса», «Составь рассказ от имени героя», «Составь отзыв на работу товарища», групповая работа по составлению кроссворда; «Отгадай по описанию», «Опиши устно», «Объясни».
Для исследования описанных ранее умений используется методика «Выкладывание узора из кубиков»; для оценки сформированности познавательных действий - методика «Исключение четвертого лишнего предмета» и задание на сравнение, автора У.В. Ульенковой, на изучение структуры логического мышления как мыслительной деятельности - методики «Четвертый лишний», «Сравнение понятий», «Проба Хэда», проба «Слепые часы». Для решения коррекционных задач можно использовать приемы комплексной методики психомоторной коррекции, разработанной А.В. Семенович и ее сотрудниками, а также приемы психокоррекции.
В зависимости от выявленных в ходе диагностики особенностей сформированности БУД содержание заданий носит дифференцированный характер. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития БУД является мониторинг. Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью. Результаты педагогического мониторинга являются основанием определения индивидуальной динамики качества развития обучающегося, составления прогноза деятельности учителя, осуществления необходимой коррекции, информирования родителей о состоянии и проблемах их ребенка.
Начинается данная деятельность с первых дней обучения в школе. Для определения индивидуальной динамики необходимы данные стартовых возможностей обучающихся, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится первичная диагностика совместно с педагогом-психологом школы. Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период. Важнейшим показателем сформированности БУД и психического развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий. Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и сформированность самоконтроля.
С учетом особенностей психического состояния, структуры дефекта детей с умственной отсталостью значимыми являются также показатели динамики психических процессов. Показатель темпа деятельности позволяет выяснить, с какой скоростью протекает у учащихся учебная деятельность. Перечисленные показатели отражают наиболее существенные стороны учебной деятельности, которые необходимо учитывать при организации обучения детей с умственной отсталостью. При этом они также указывают на те объекты коррекционной работы, которые должны быть в центре внимания всех специалистов, участвующих в образовательном процессе. Поведение и деятельность учащихся
оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Библиографический список:
1. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. - М.: Просвещение, 2009. - 147 с.
2. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах: методические рекомендации. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации; ООО «Институт социальных технологий», 2017. - 80 с.
3. Осипова Н.В., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 62-69.
4. Оценивание в начальной школе: [Электронный ресурс]. -URL :http: //www. standards. dfes. gov. uk/primary/publications/learning_and_teaching/10 41163/ (дата обращения 01.05.19).
5. Развитие школы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aaia.org.uk/pdf/finalbooklet.PDF (дата обращения 01.05.19).