Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / СОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / INVESTMENT PROMOTION / REGIONAL DEVELOPMENT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокова Э.Р.

В статье рассматриваются основные тенденции развития малого предпринимательства региона, направления обеспечения роста. Предпринимательство, как экономическая категория, представляет собой вид человеческой деятельности с целевым вектором достижения прибыли, определяемой дуализмом трансформационного и трансакционного процессов преобразования условий ведения предпринимательской деятельности в хозяйственный процесс с последующим непрерывным поиском и реализацией оптимальной комбинации имеющихся ресурсов. Развитие конкурентных преимуществ экономики регионов напрямую связано с действующей в них системой государственного регулирования, создания комплементарных условий для поддержки и развития малого предпринимательства. В контексте ресурсно-ориентиро-ванного подхода субъектом малого предпринимательства в процессе производства продукта происходит освоение имеющихся у регионов ресурсов. Наличие ресурсного потенциала у региона определяет конкурентоспособность его субъектов малого предпринимательства. Нестабильность внешней экономической ситуации ведет к разбалансированности показателей рентабельности и финансовой состоятельности инвестиционных, инновационных и текущих бизнес-проектов предпринимателей. Происходит постепенное «замораживание» долгосрочных финансовых вложений в крупные отраслевые проекты, а приоритетными направлениями являются бизнес-планы, отличающиеся ускоренным оборотом финансового капитала и минимальным риском. Отсутствие внятной государственной политики и механизмов поддержки в области развития сферы предпринимательства тормозит процесс роста количественных и качественных показателей функционирования малого предпринимательства. Именно поэтому поддержка малого бизнеса должна стать одним из главных приоритетов государственной и региональной политики социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC DIRECTIONS OF THE SYSTEM STATE REGULATION AND SUPPORT SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

The article considers main tendencies of development of small entrepreneurship in the region, the direction of growth. Entrepreneurship as an economic category is a kind of human activity with the target in order to achieve profit, determined by the duality transformation and transaction processes of transformation of conditions of conducting business activities in a business process with a subsequent continuous search for and implementation of the optimal combination of available resources. The development of competitive advantages of regional economies is directly linked to existing systems of state regulation, creating a complementary environment for the support and development of small entrepreneurship. In the context of resource-based approaches for small business entities in the production process of a product development available to the regions resources. The presence of the resource potential of the region determines the competitiveness of small businesses. The instability of the external economic situation leads to imbalances in the profitability and financial viability of investment, innovation and ongoing business projects of entrepreneurs. There is a gradual "freezing" of long-term investments in major sectoral projects and priority areas include business plans, characterized by accelerated turnover of financial capital and minimal risk. The lack of a clear state government policy and mechanisms of support of development of entrepreneurship inhibits the process of growth of quantitative and qualitative indicators of functioning of small business. That is why the support of small business should be one of the main priorities of the state regional policy and the socio-economic development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ»

УДК332.1:338

Кокова Э. Р. Kokova E. R.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

FORMATION OF BASIC DIRECTIONS OF THE SYSTEM STATE REGULATION AND SUPPORT SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

В статье рассматриваются основные тенденции развития малого предпринимательства региона, направления обеспечения роста.

Предпринимательство, как экономическая категория, представляет собой вид человеческой деятельности с целевым вектором достижения прибыли, определяемой дуализмом трансформационного и трансакционного процессов преобразования условий ведения предпринимательской деятельности в хозяйственный процесс с последующим непрерывным поиском и реализацией оптимальной комбинации имеющихся ресурсов.

Развитие конкурентных преимуществ экономики регионов напрямую связано с действующей в них системой государственного регулирования, создания комплементарных условий для поддержки и развития малого предпринимательства. В контексте ресурсно-ориентированного подхода субъектом малого предпринимательства в процессе производства продукта происходит освоение имеющихся у регионов ресурсов. Наличие ресурсного потенциала у региона определяет конкурентоспособность его субъектов малого предпринимательства.

Нестабильность внешней экономической ситуации ведет к разбалансированности показателей рентабельности и финансовой состоятельности инвестиционных, инновационных и текущих бизнес-проектов предпринимателей. Происходит постепенное «замораживание.» долгосрочных финансовых вложений в крупные отраслевые проекты, а приоритетными направлениями являются бизнес-планы, отличающиеся ускоренным оборотом финансового капитала и минимальным риском. Отсутствие внятной государственной политики и механизмов поддержки в области развития сферы предпринимательства тормозит процесс роста количественных и качественных показателей функционирования малого предпринимательства. Именно поэтому поддержка малого бизнеса должна стать одним из главных приоритетов государственной и региональной политики социально-экономического развития.

The article considers main tendencies of development of small entrepreneurship in the region, the direction of growth.

Entrepreneurship as an economic category is a kind of human activity with the target in order to achieve profit, determined by the duality transformation and transaction processes of transformation of conditions of conducting business activities in a business process with a subsequent continuous search for and implementation of the optimal combination of available resources.

The development of competitive advantages of regional economies is directly linked to existing systems of state regulation, creating a complementary environment for the support and development of small entrepreneurship. In the context of resource-based approaches for small business entities in the production process of a product development available to the regions resources. The presence of the resource potential of the region determines the competitiveness of small businesses.

The instability of the external economic situation leads to imbalances in the profitability and financial viability of investment, innovation and ongoing business projects of entrepreneurs. There is a gradual "freezing" of long-term investments in major sectoral projects and priority areas include business plans, characterized by accelerated turnover of financial capital and minimal risk. The lack of a clear state government policy and mechanisms of support of development of entrepreneurship inhibits the process of growth of quantitative and qualitative indicators of functioning of small business. That is why the support of small business should be one of the main priorities of the state regional policy and the socio-economic development.

Ключевые слова: малое предприниматель- Key words: small business, investment promo-

ство, инвестиции, содействие, региональное раз- tion, regional development, state support. витие, государственная поддержка.

Кокова Эльвира Руслановна -

кандидат экономических наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 903 493 53 51 E-mail: elkokova@mail.ru

Kokova Elvira Ruslanovna -

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 493 53 51 E-mail: elkokova@mail.ru

Введение. На мезоуровне система государственного регулирования, поддержки и создания комплементарных условий для развития деятельности малого предпринимательства непосредственно связана с разработкой и реализацией государственных программ на уровне региона. Принятие государственных программ осуществляет исполнительный орган публичной власти, исходя из имеющегося ресурсного потенциала региона. Региональным властям необходимо в процессе управления развитием малого предпринимательства обеспечить выполнение федеральных целей, установленных Минэкономразвития РФ, дорожными картами Агентства стратегических инициатив, а также планами основных мероприятий по созданию условий для устойчивого позитивного развития экономики и социального постоянства.

Прямая административная ответственность возложена на региональные органы власти не только за расходование бюджетных средств по установленным направлениям и порядку, но и за эффективность государственных расходов в бюджетном аспекте.

В прямые обязанности исполнительных органов публичной власти входит обеспечение высокой эффективности и результативности расходов бюджетных средств с учетом уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Данная эффективность и результативность должна проявляться в формировании дополнительного количества рабочих мест, росте налогооблагаемой базы, увеличении оплаты труда, совершенствовании инфраструктуры, уменьшения неэффективности в расходовании средств бюджета [4].

Ключевыми моментами государственной системы поддержки и регулирования малого предпринимательства на мезоуровне являются:

1. Наличие или отсутствие в регионе утвержденной стратегии развития предпринимательства.

2. Функциональная структура органа исполнительной власти, ответственного за развитие малого предпринимательства в регионе.

3. Основные мероприятия региональной государственной программы по развитию малого предпринимательства в регионе.

4. Реализация дорожных карт национальной предпринимательской инициативы, разработанных Агентством стратегических инициатив.

5. Региональные меры, направленные на государственное регулирование предпринимательской деятельности в регионе (налоги, имущество, администрирование, уполномоченный по защите предпринимателей и др.).

6. Региональный процесс реализации основных направлений, планов, мер по созданию условий для устойчивого позитивного развития экономики и социального постоянства, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Методология проведения исследований. Несмотря на увеличение в 2014-2016 гг. объема финансовых вложений, направленных на государственную поддержку, основная часть субъектов малого предпринимательства испытывают финансовые и экономические проблемы, вызванные, прежде всего, текущим изменением макроэкономической ситуацией в России.

В сложившейся экономической обстановке в сфере российского малого предпринимательства обозначились следующие проблемы:

1. Существенное увеличение ставки процента по уже выданным кредитам, а также по вновь выдаваемым. Ключевая экономическая проблема развития малого предпринимательства, как правило, доступный и дешевый кредит - залог развития и процветания предпринимателя.

2. Снижение покупательской способности населения - основного потребителя производимых работ, товаров и услуг для малого бизнеса. Дифференцированный сдвиг структуры потребительской корзины домашнего хозяйства в сторону товаров первой необходимости.

3. Рост трансакционных издержек субъектов малого предпринимательства. Например, с 1 января 2015 г. для предпринимателей, использующих условия упрощенной системы налогообложения, введен новый налог на недвижимость, что, по прогнозной оценке финансовых экспертов, увеличит финансовую нагрузку российских субъектов МСП на 200 млрд. руб. Прогнозируется также последовательная отмена и других льгот для упрощенной системы налогообложения, таких как налог на прибыль, налог на добавочную стоимость и др.

4. Из-за введения внешних санкций по отношению к России, скачкообразного роста курса иностранных валют по отношению к рублю значительно увеличилась стоимость приобретения и установки зарубежного оборудования и технологий на российских предприятиях.

Экспериментальная база. С 2014 года в Кабардино-Балкарской Республике в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы реализуется подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства».

В рамках реализации подпрограммы в последние годы проведена масштабная работа по формированию системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, состоящей из различных финансовых, имущественных механизмов, созданию базы для развития объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

На 1 января 2017 года в республике осуществляют свою деятельность 24638 индивидуальных предпринимателей. Количество ма-

лых (включая микро) и средних предприятий составляет 4415 единиц.

В настоящее время на территории республики функционируют 5 бизнес-инкубаторов (3 офисно-производственных бизнес-инкубатора в городских округах Нальчик, Баксан и Зольском муниципальном районе и 2 офисных бизнес-инкубатора в городском округе Прохладный и Баксанском муниципальном районе), в которых в 2016 году размещено порядка 74 субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми создано 290 рабочих мест.

В конце 2016 года открыт первый в России агропромышленный бизнес-инкубатор с учебным полигоном в Баксанском муниципальном районе. Агротехнопарк (бизнес-инкубатор) предназначен для обучения селян современным технологиям сельскохозяйственного производства, хранения и реализации продукции, а также основам ведения агробизнеса.

Строительство промышленного бизнес-инкубатора было начато в 2012 году в рамках реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Соглашением между Министерством экономического развития РФ и правительством КБР. На реализацию проекта было выделено 135,5 млн. рублей (103,4 млн. рублей - из федерального бюджета, 10 млн. рублей - из республиканского, 22 млн. рублей - из бюджета района).

Бизнес-инкубатор расположен на 500 га, из которых 12 га отведены под учебный полигон. На учебном полигоне расположены различные мини - производства. Высажены 2,5 га яблони, 0,6 га груши, по 0,5 га абрикос, слив и черешни, по 1 га винограда и клубники, есть 2 теплицы, учебные фермы по откорму крупного рогатого скота и по выращиванию кроликов. Остальная площадь на льготных условиях передается в аренду предпринимателям, которые реализуют проекты в сфере сельского хозяйства [6].

Агропромышленный комплекс экономики республики сфокусирован на собственное обеспечение продукцией сельского хозяйства. В данном исследовании, взяв за основу анализ ритма роста производства сельхозпродукции и нынешнего состояния аграрного сектора, рассчитана динамика производства базисных видов продукции на душу населения республики. Результаты подсчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика производства основных видов продуктов питания на душу населения КБР

Прогнозируемые объемы производства сельскохозяйственной продукции позволяют отметить, что к 2018 году население республики будет в полном объеме обеспечено требуемым количеством картофеля, овощей и фруктов за счет своих ресурсов. Недостающее зерно и продукция животноводства могут частично импортироваться из других регионов РФ, а также из зарубежных стран. Чтобы продолжить развитие сельскохозяйственного производства, на наш взгляд, надо улучшать структуру производства, повсеместно внедрять новые технологии и разработать земельную реформу.

Особое внимание при этом следует уделить организациям, занимающимся переработкой сельскохозяйственной продукции, а для этого необходимо:

- совершенствовать инвестиционную политику и прежде всего, модернизировать и преобразовать материально-техническую базу;

- запустить производство новой продукции, для приготовления которой республика имеет необходимое количество сырья;

- создать производство кормового белка и различных видов биологических препаратов, переработанных из продуктов мясной и молочной промышленности.

Результаты исследований. Выявлено, что в практической деятельности предприниматели сталкиваются со следующими трудностями:

-несовершенство правовой и нормативной базы (в т.ч. предоставление субсидий в форме государственной услуги);

-слабая поддержка со стороны исполнительной власти региона и неразвитость суще-

ствующей инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательства;

- практическое отсутствие методической поддержки начинающих малых предприятий;

- недостаточное выполнение своей миссии бизнес-инкубатором по всем направлениям деятельности.

Область применения результатов: агропромышленный комплекс.

Выводы. Главными проблемами, решение которых могло бы повлечь снижение влияния других - это организационно-правовые, решив которые остальные не имели бы столь значимого характера.

Наиболее действенным инструментом развития данного сектора будет реализация принципов открытости, согласия и взаимодействия, которые необходимо формировать и реализовывать на партнерских началах между органами муниципальной власти и предпринимательским составом. И первый шаг навстречу предпринимателям должны сделать органы местного самоуправления [5].

Партнерство должно быть основано на заключении соглашений между предпринимателями и органами местного самоуправления (МСУ), относительно: заключения с работниками трудовых договоров, прозрачности (не в конвертах) при выплате заработной платы; несокрытии доходов и уплата налогов: и т.д. Органы МСУ в этой связи должны реализовать функции поддержки и содействия в их становлении и развитии, посредством создания и предоставления соответствующей инфраструктуры и территорий для развития бизнеса, обеспечивать правовое и бизнес-консультирование, заказами (рис. 1).

В процессе данного направления малые хозяйствующие структуры почувствуют защищенность и уверенность в своей деятельности. Подчеркнем, что содействие в работе предпринимателей со стороны муниципальных органов социально и экономически обусловлено [2].

Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса должна соответствовать следующим основным принципам

Виды культур Ед. изм. 2014 2015 2016 2018

Зерно кг 731,0 656,6 511,3 283,0

Картофель кг 211,0 166,8 206,8 238,0

Плоды и ягоды кг 137 772,9 658,6 738,2

Мясо в убойном виде кг 51,6 58,8 64,2 75,6

Молоко кг 362,0 365,7 381,1 421,0

Яйца шт. 216,0 260,0 285,0 320,0

Рисунок 1 - Процесс взаимодействия органов МО и предпринимателей, ориентированный на результат

- эффективности, результативности, практичности, измеримости и ресурсообеспечен-ности, базирующимся на достижении максимальной эффективности и результативности в социально-экономическом аспекте при недостаточности ресурсов региона для осуществления деятельности;

- ответственности, устанавливающей обязанность обеспечения руководителями органов публичной власти, практичности и реальной осуществимости документов стратегиче-

Литература

1. Жангоразова Ж.С., Коготыжев А.А. Продовольственная безопасность России и КБР: состояние и пути решения // В сборнике «Наука молодых - инновационному развитию АПК»: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 312-317.

2. Кокова Э.Р. Организационно-экономические аспекты управления устойчивым развитием региона // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей в 3 книгах. Алтайский государственный аграрный университет. 2016. С. 233-234.

ского планирования, их продуктивной корректировки в условиях крайней турбулентности экзогенных и эндогенных социально-экономических условий развития подконтрольных им территорий;

- программно-целевого управления, устанавливающего комплексность и неделимость вертикального управления программами на всех уровнях публичного управления, согласованных во временном и ресурсном аспектах.

References

1. Zhangorazova Zh.S., Kogotyzhev A.A. Pro-dovolstvennaya bezopasnost Rossii i KBR: sos-toyanie i puti resheniya // V sbomike «Nauka molodykh - innovatsionnomu razvitiyu APK»: materialy Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauch-no-prakticheskoj konferentsii. 2016. S. 312-317.

2. Kokova E.R. Organizatsionno-ekonomi-cheskie aspekty upravleniya ustojchivym raz-vitiem regiona // Agrarnaya nauka - selskomu khozyajstvu: sbornik statej v 3 knigakh. Altajskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. 2016. S. 233-234.

3. Коробов С.А., Трилицкая О.Ю., Кула-ченко Е.В. Проблемы разработки стратегии развития организационной структуры управления предпринимательских систем // Экономика и предпринимательство. 2015. №6-3. С. 1057-1063.

4. Рахаев Х.М., Кокова Э.Р., Сабанчи-ев А.Х. Проблемы и перспективы формирования эффективной модели росторазвития в региональном сельском хозяйстве // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2016. №3(45). С. 62-67.

5. Рахаев Х.М., Жангоразова Ж.С., Ути-жев А.З. Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии: состояние, потенциал, проблемы и перспективы модернизации. LuluPress, Inc., 2015. 232 с.

6. Стукач В.Ф., Клименко А.В. Организационно-экономические основы формирования конкурентоспособности малых форм хозяйствования в АПК // Современные наукоемкие технологии. 2009. №3. С. 91-94.

3. Korobov S.A., Trilitskaya O.Yu., Kulachen-ko E.V. Problemy razrabotki strategii razvitiya organizatsionnoj struktury upravleniya predpri-nimatelskikh sistem // Ekonomika i predprinima-telstvo. 2015. №6-3. S. 1057-1063.

4. Rakhaev Kh.M., Kokova E.R., Sabanchi-evA.Kh. Problemy i perspektivy formirovaniya effektivnoj modeli rostorazvitiya v regionalnom selskom khozyajstve // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. 2016. №3(45). S. 62-67.

5. Rakhaev Kh.M., Zhangorazova Zh.S., Utizhev A.Z. Selskoe khozyajstvo Kabardino-Balkarii: sostoyanie, potentsial, problemy i perspektivy modernizatsii. LuluPress, Inc., 2015. 232 s.

6. Stukach V.F., Klimenko A.V. Organizat-sionno-ekonomicheskie osnovy formirovaniya konkurentosposobnosti malykh form khozyajst-vovaniya v APK // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2009. №3. S. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.