1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
УДК 796.855 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-94-99
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ У СПОРТСМЕНОВ 9–11 ЛЕТ В УШУ
А.В. Мурашова
Рассмотрен процесс формирования правильной техники перемещений в про-
грамме тайцзицюань для спортсменов-ушуистов 9–11 лет и даны рекомендации по
освоению базовых движений. Представлены и описаны фазы перемещений и этапы в
их освоении.
Ключевые слова: ушу, ушу-таолу, спортивное ушу, тайцзицюань, техника
тайцзицюань, подготовка спортсменов.
FORMATION OF BASIC TECHNIQUE Мурашова Арина Викторовна, канд. пед.
OF MOVEMENT IN TAIJIQUAN наук, доц., arvimu@mail.ru, Россия, Новосибирск, Ново-
IN ATHLETES 9-11 YEARS OLD сибирский государственный педагогический универси-
IN WUSHU тет
Murashova А.V., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, arvimu@mail.ru, Ушу как вид спорта начал фор-
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Peda- мироваться в 50-е годы ХХ века.
gogical University В 1958 г. создается Всекитайская ассо-
циация ушу, основной задачей которой
The process of formation of the correct tech-
nique of movements in the form of a Taijiquan была разработка правил и соревнова-
program for athletes-wushuists of 9-11 years тельных стандартов. По всему Китаю
old is considered and recommendations for создавались спортивные школы, в ин-
mastering basic movements are given. The
phases of movements and the stages in their ститутах физической культуры откры-
development are presented and described. вались отделения ушу, в Спартакиаду
народов КНР ушу включен обязатель-
Key words: wushu, wushu-taolu, sports wushu,
taijiquan, taijiquan technique, training of ным видом программы. В 70-х годах на-
athletes. чинается систематизация традиционных
стилей ушу [1–3].
В 1990 году была создана международная федерация ушу (IWUF),
признанная Международным олимпийским комитетом, которая по на-
стоящее время занимается развитием данного вида спорта. С 1991 года
регулярно проводятся чемпионаты мира.
В России популяризация ушу началась в 80-е годы ХХ века.
В 1991 году была основана Федерация ушу России под руководством
Г. Н. Музрукова – официальная организация по развитию ушу, признанная
Олимпийским комитетом России, является членом международной феде-
рации ушу (IWUF).
Под управлением Федерации ушу России находятся региональные
федерации, в состав которых входят различные клубы и школы, непосред-
ственно занимающиеся обучением и развитием ушу, в частности тайцзи-
цюань.
94
2
Спорт [Sport]
Также существует множество клубов и школ, практикующих обу-
чение тайцзицюань, независимо от Федерации ушу России.
Процесс обучения тайцзицюань в клубах и школах различен. Это
связано с тем, что у тренеров и преподавателей различные источники
информации. В связи с этим можно выделить проблему, заключающуюся в
методической непроработанности процесса подготовки спортсменов по
виду программы тайцзицюань.
Целью исследования является обоснование и представление этапов
освоения базовых перемещений в тайцзицюань как основы формирования
техники. Данное обоснование послужит основой для дальнейшего описа-
ния процесса формирования базовых движений тайцзицюань в тренировке
спортсменов 9–11 лет в ушу.
Исследование и его результаты.
Программа соревнований по ушу-таолу включает такие стили, как
чанцюань (длинный кулак), наньцюань (южный кулак) и тайцзицюань
(кулак великого предела). В стилях чанцюань и наньцюань предполагается
3 программы: без оружия, с коротким оружием (цзянь – меч, дао – сабля и
наньдао – южная сабля) и с длинным оружием (цян – копье, гунь – палка,
наньгунь – южная палка) [4]. В тайцзицюань же соревнования по длин-
ному оружию не предусмотрены правилами, только без оружия и с мечом
(тайцзицзянь).
Тайцзицюань отличается специфичностью и имеет свои стилисти-
ческие особенности. Этому стилю посвящено множество книг и научных
работ. Он относится к внутренним стилям ушу [5, 6].
Подготовку спортсменов по тайцзицюань важно начинать с поста-
новки правильной базовой техники. Базовая техника – это основа, на кото-
рую впоследствии накладывается постановка темпа и ритма движений, что
является составляющей общего впечатления при оценке комплекса. Отме-
тим, что важным также является включение упражнений общей физиче-
ской подготовки [7], однако в рамках данного исследования подробно рас-
сматриваем именно процесс освоения базовых перемещений.
Базовая техника в тайцзицюань включает 3 типа шагов (перемеще-
ний) – передний, задний и боковой, базовые движения, которые составля-
ются путем сочетания движений рук и движений ног [8]. Каждое движение
в тайцзицюань имеет практический смысл и боевое применение.
Опыт различных тренеров по ушу и тайцзицюань в частности пока-
зывает, что прежде чем спортсмена переводить на тайцзицюань, следует
поставить базовые положения из ушу, такие как мабу, гунбу, пубу, себу,
сюйбу и пр. Тайцзицюань – сложный стиль с точки зрения понимания и
выполнения техники, поэтому необходимо сформировать должный уро-
вень физической и технической подготовленности, на основании которой
спортсменам проще будет осваивать специфичную технику тайцзицюань.
95
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Возвращаясь к вопросу формирования техники тайцзицюань, важно
отметить, что существует определенная этапность в ее освоении [5]. Рас-
смотрим на примере изучения переднего базового шага.
Первая фаза: масса тела на правой ноге, левая нога переносится
вдоль пола на расстояние вытянутой ноги (не дальше) (шанбу), пятка
слегка касается пола.
Вторая фаза: перенос массы тела равномерно на две ноги (шаг
гунбу). Важно отсутствие завала переднего колена, оно должно находиться
в одной плоскости со стопой.
Третья фаза – откат на заднюю ногу (цзобу). Необходимо сохранять
правильное положение тела. Носок передней ноги отрывается, при этом
пятка остается прижатой к полу. Масса тела переносится на заднюю ногу.
Далее происходит разворот корпуса вместе с передней стопой.
Четвертая фаза – переход в исходное положение (цзиньбу). После
разворота корпуса и стопы плавно переносим массу тела на левую ногу.
Повторяем все вышеизложенное на другую сторону с соблюдением всех
ключевых моментов.
Для правильности формирования техники переднего шага рекомен-
дуется отдельно отработать первую фазу шага до тех пор, пока спортсмен
не будет уверенно ее выполнять. Для улучшения эффекта можно выпол-
нять данное упражнение с использованием эластичного жгута. В этом слу-
чае будет эффект сопротивления, что позволит лучше прочувствовать
движение.
После отработки первой фазы можно переходить к одиночному
шагу каждой ногой отдельно. Стоя на месте, поочередно выполняем пер-
вую и вторую фазу переднего перемещения, меняя опорную ногу. На дан-
ном этапе также важно сохранять правильное положение тела (спина в
вертикальном положении, отсутствие завала колена).
Наконец, третий этап освоения переднего шага предполагает соеди-
нение всех фаз воедино. Одной из основных ошибок при выполнении
переднего шага в дорожках является несоблюдение единого уровня дви-
жения тела. Для того чтобы исключить данную ошибку, необходимо сле-
дить за передней ногой при перемещении массы тела на нее. Нужно сохра-
нять ее согнутой, а не выпрямлять в целях облегчения упражнения, то есть
от плоскости пола до плоскости движения центра тяжести должно сохра-
няться одинаковое расстояние на протяжении всего выполнения шага.
Таким образом, выделили 3 этапа освоения переднего шага тайцзи-
цюань.
Следует отметить, что базовые шаги и базовую технику необхо-
димо осваивать, разделяя движение на фазы и выделяя этапы в его освое-
нии, по принципу «от простого к сложному».
96
4
Спорт [Sport]
При этом важно не переходить сразу к более сложному этапу, а
закрепить освоенные движения. Только при поэтапном и последователь-
ном освоении техники возможно добиться высоких спортивных результа-
тов.
При выполнении упражнения важно контролировать правильное
положение тела, а именно:
– спина находится исключительно в вертикальном положении
(отсутствие завала или наклона);
– колено и стопа находятся в одной плоскости (отсутствие завала
коленей при выполнении перемещений);
– голова не наклоняется, сохраняется вертикальное положение шеи
(шея продолжает положение позвоночника);
– таз втянут (прямая поясница, отсутствие прогиба).
Перечисленные моменты важно соблюдать на последующих этапах
освоения техники и отработки соревновательной программы в дальней-
шем.
При изучении заднего шага следует также разделять его на фазы.
Нами выделены следующие фазы заднего шага тайцзицюань.
Первая фаза – масса тела на правой ноге, стопа слегка развернута
вправо. Левая нога перемещается по дугообразной траектории назад-влево,
стопа развернута слегка влево, прижимается к полу.
Вторая фаза – масса тела плавно перемещается на левую ногу с раз-
воротом корпуса влево (центральная линия тела должна находиться в од-
ной плоскости с левой стопой).
Соответственно освоение заднего перемещения следует разделить
на следующие этапы: на первом этапе тщательно отрабатывается первая
фаза заднего перемещения (важно сохранение прямой поясницы и верти-
кального положения спины, отсутствие завалов коленей), на втором –
соединяется перемещение в единое целое.
Боковое перемещение предлагается разделить на такие фазы, как
первая (масса тела полностью на левой ноге, правая нога отрывается от
пола и перемещается вдоль пола вправо, масса тела при этом остается на
левой ноге) и вторая (масса тела плавно перемещается на правую ногу, при
этом важно следить за отсутствием завала коленей, сохранять спину в вер-
тикальном положении). По мере переноса массы тела левая стопа отрыва-
ется от пола и плавно подставляется к правой ноге, затем масса тела снова
переносится на левую ногу.
Соответственно, освоение бокового перемещения можно осуществ-
лять в 2 этапа. На первом этапе отрабатывается первая фаза, на втором
этапе обе фазы соединяются в единое целое и отрабатываются в переме-
щении.
97
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Заключение.
Представлен процесс освоения базовых перемещений в тайцзицю-
ань. Каждое базовое перемещение следует осваивать постепенно, разделяя
каждое на фазы, выделяя этапы в их освоении. Для изучения переднего
шага выделили 3 этапа, разделив его на 4 фазы. Заднее и боковое переме-
щения можно осваивать в 2 этапа, разделив их на 2 фазы.
После освоения и уверенного исполнения всех типов перемещений
можно переходить к изучению базовых движений тайцзицюань с включе-
нием движений руками. Важно в освоении базовых движений придержи-
ваться принципа «от простого к сложному».
Такой подход не является обязательным, однако практически он
обоснован и оправдан, что подтверждается результативностью спортсме-
нов на соревнованиях всероссийского и международного уровней, осваи-
вавших технику в соответствии с выделенными этапами и фазами.
Также следует отметить, что переводить спортсменов в стиль тай-
цзицюань при отсутствии хорошего уровня физической и начальной тех-
нической подготовленности, по мнению автора данного исследования, не
следует. Опыт показывает, что спортсменам с низким уровнем физической
и технической подготовленности очень сложно дается понимание и освое-
ние движений тайцзицюань.
Список литературы
1. Новикова Г.А. Развитие ушу в России и мире // Актуальные про-
блемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: материалы
IV Всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф. ст-тов и аспирантов / под
ред. А.В. Кабачковой. Томск: Изд-во ООО «СТТ», 2016. С. 33–36.
2. Ван Готуань, Мо Сяохэ, Гуань Маосэнь. Развитие ушу в России:
исторический аспект // Вестник Красноярского государственного педаго-
гического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1. С. 161–168.
3. Ван Готуань. Анализ базовых техник учебной модели «ушу»
между китайскими и российскими клубами (на примере г. Красноярска) //
Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4. С. 197–205.
4. Правила вида спорта «ушу» (утв. приказом Министерства спорта
РФ от 18 февраля 2019 года № 122) [Электронный ресурс]. URL: http://
www. consultant.ru / document / cons_doc_LAW_318806/ (дата обращения:
23.05.2021).
5. Этапы освоения навыков тайцзицюань и уровни управления дви-
жениями человека / А.В. Мурашова [и др.] // Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 37–53.
6. Гуйсян К. «Входные врата» упрощенного тайцзицюань семьи
Чэнь / пер. с кит. С. Берехнюка. Новосибирск: АНО «Межрегиональная
федерация тайцзицюань», 2009. 272 с.
98
6
Спорт [Sport]
7. Кастальский О.О. Влияние ушу на координационные способно-
сти детей младшего школьного возраста // Научно-спортивный вестник
Урала и Сибири. 2018. № 3. С. 11–15.
8. Мэнь Хуэйфэн. Состав базы тайцзицюань // Межрегионал. ассо-
циация тайцзицюань г. Новосибирска (Россия) [Электронный ресурс].
URL: http://dongyue.ru/?page_id=4772 (дата обращения: 20.05.2021).
References
1. Novikova G.A. Razvitie ushu v Rossii i mire [The development of wushu in
Russia and the world] // Actual problems of physical culture, sports, tourism and recreation:
materials of the IV All-Russian. with int. part. scientific-practical conf. st-tov and graduate
students / ed. A.V. Kabachkova. Tomsk: STT LLC Publishing House, 2016. P. 33–36.
2. Van Gotuan', Mo Syaohe, Guan' Maosen'. Razvitie ushu v Rossii: istoricheskij
aspekt [The development of wushu in Russia: the historical aspect] // Vestnik Krasnoyarskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the
Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva]. 2020. No. 1. P. 161–168.
3. Van Gotuan'. Analiz bazovyh tekhnik uchebnoj modeli «ushu» mezhdu kitajskimi
i rossijskimi klubami (na primere g. Krasnoyarska) [Analysis of the basic techniques of the
educational model "wushu" between Chinese and Russian clubs (on the example of
Krasnoyarsk)] // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review].
2018. No. 4. P. 197–205.
4. Pravila vida sporta «ushu» (utv. prikazom Ministerstva sporta RF ot 18 fevralya
2019 g. № 122) [The rules of the sport "wushu" (approved by order of the Ministry of Sports
of the Russian Federation of February 18, 2019 No. 122)] [Electronic resource]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318806/ (date of access: 23.05.2021).
5. Etapy osvoeniya navykov tajczicyuan' i urovni upravleniya dvizheniyami
cheloveka [Stages of mastering taijiquan skills and levels of control of human movements] /
A.V. Murashova [et al.] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo
universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. 2017. No. 6. P. 37–
53.
6. Gujsyan K. «Vhodnye vrata» uproshchennogo tajczicyuan' sem'i Chen' ["Entrance
Gate" of the simplified Taijiquan of the Chen family] / trans. with whale. S. Berekhnyuk.
Novosibirsk: ANO "Interregional Taijiquan Federation", 2009. 272 p.
7. Kastal'skij O.O. Vliyanie ushu na koordinacionnye sposobnosti detej mladshego
shkol'nogo vozrasta [The influence of wushu on the coordination abilities of primary school
children] // Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of the
Urals and Siberia]. 2018. No. 3. P. 11–15.
8. Men' Huejfen. Sostav bazy tajczicyuan' [The composition of the Taijiquan base] //
Interregional. Association of Taijiquan of Novosibirsk (Russia) [Electronic resource]. URL:
http://dongyue.ru/?page_id=4772 (date accessed: 20.05.2021).
99