Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК ГИМНАСТИКОЙ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ'

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК ГИМНАСТИКОЙ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки / физическое воспитание / тайцзицюань / методика / физические качества / female students / physical education / taijiquan / methodology / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашова Арина Викторовна

Предложена методика физического воспитания студенток в вузе средствами гимнастики тайцзицюань. Обоснован выбор студенток как социальной группы для реализации разработанной методики. Дана характеристика особенностей формиро-вания основных физических качеств с использованием различных упражнений на каж-дом этапе занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF STUDENTS GYMNASTICS TAIJQIUAN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The methodology of physical education of female students at the university by means of taijiquan gymnastics is proposed. The choice of female students as a social group for the implementation of the developed methodology is substantiated. The characteristics of the features of the formation of basic physical qualities with the use of various exercises at each stage of training are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК ГИМНАСТИКОЙ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 796.855 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11204

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК ГИМНАСТИКОЙ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

А.В. Мурашова

Предложена методика физического воспитания студенток в вузе средствами гимнастики тайцзицюань. Обоснован выбор студенток как социальной группы для реализации разработанной методики. Дана характеристика особенностей формирования основных физических качеств с использованием различных упражнений на каж-дом этапе занятий.

Ключевые слова: студентки, физическое воспитание, тайцзицюань, методика, физические качества.

METHODOLOGY OF STUDENTS

GYMNASTICS TAIJQIUAN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Murashova А.V., senior lecturer, arvimu@ mail.ru, Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University

The methodology of physical education of female students at the university by means of taijiquan gymnastics is proposed. The choice of female students as a social group for the implementation of the developed methodology is substantiated. The characteristics of the features of the formation of basic physical qualities with the use of various exercises at each stage of training are given.

Key words: female students, physical education, taijiquan, methodology, physical qualities.

Мурашова Арина Викторовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет

В настоящее время активное развитие получают восточные оздоровительные системы. Одной из таких систем является китайская гимнастика тайцзицюань (вид китайского единоборства ушу). Тайцзицюань предполагает медленное и плавное исполнение движений, несущих боевой смысл и направленность [1]. Несмотря на специфичность данных техник, практика тайцзицюань обладает выраженным оздоровительным эффектом [2, 3].

Помимо оздоровительной направленности, тайцзицюань является одним из основных соревновательных стилей спортивного и традиционного ушу (ушу-таолу и ушу-чуантун) [4]. Ряд регламентированных комплексов тайцзицюань включены в программу соревнований по ушу всероссийского и международного уровней.

Как видим, занятия гимнастикой тайцзицюань способствуют не только сохранению и укреплению здоровья, но и спортивному развитию и совершенствованию. При этом следует отметить, что тайцзицюань можно заниматься в любом возрасте. Дети, подростки, люди молодого, среднего и пожилого возраста имеют равные возможности не только использовать гимнастику с целью укрепления здоровья и освоения новых практик, но и активно участвовать в соревнованиях различного уровня и выполнять требования по присвоению спортивных разрядов.

С 2014 года гимнастика тайцзицюань включена в программу физического воспитания студенток Новосибирского государственного педаго -гического университета. Студентки направления подготовки бакалавриата 44.03.05 - Педагогическое образование очной формы обучения (изучающие китайский язык) посещают занятия тайцзицюань 2 раза в неделю по 1,5 часа. Студентки-китаистки в процессе занятия тайцзицюань имеют возможность не только повысить уровень физической подготовленности, но и погрузиться в среду китайской культуры.

В рамках программы физического воспитания студенток была разработана методика занятий гимнастикой тайцзицюань, включающая отдельные этапы ее реализации и упражнения, характерные для каждого из них.

Занятия тайцзицюань проходят в три этапа, каждый из которых предполагает использование упражнений общей и специальной физической подготовки. Сочетание специальных упражнений тайцзицюань и общефизических упражнений дает возможность получить существенный эффект в улучшении показателей физической подготовленности и функционального состояния студенток.

На первом этапе занятий предполагается изучение базовых шагов и техник тайцзицюань на месте. В тайцзицюань выделяют три типа перемещений - переднее, заднее и боковое. Все шаги делаются мягко и плавно, масса тела постепенно переносится с одной ноги на другую. Важным моментом является отсутствие пауз (остановок) в процессе выполнения движений. Однако на начальном этапе можно останавливаться в контроль -ных положениях для анализа правильности выполнения и исправления ошибок. Эти упражнения способствуют развитию координации. Наряду с базовой техникой движений тайцзицюань используются специальные упражнения - кувырки и переползания, выполнение которых способствует укреплению мышц брюшного пресса, спины, нижних и верхних конечностей, а также развитию ловкости и силовых качеств.

Кроме того, важным является «столбовая работа» - тренировка положений «уцзиши» и «тайцзиши», при выполнении которых вырабаты -вается правильное положение тела для выполнения перемещений и техники на начальном этапе и в дальнейшем при освоении комплексов тайцзицюань. Каждое занятие включает упражнения на растяжение мышц и связочного аппарата, способствующих развитию гибкости. Для развития скоростно-силовых качеств в занятия тайцзицюань включают бег на различные дистанции, прыжковые упражнения и пр.

На втором этапе занятий осуществляется изучение базовых техник при передних, задних и боковых перемещениях. К базовым техникам отно -сятся: «отражение дикой обезьяны», «руки машут, как облака», «разделить гриву дикой лошади», «почистить колено», «отделение ноги», «золотой петух стоит на одной ноге», «отражение (пэн)», «связка люй - цзи» и, как

завершение, «поймать воробья за хвост». Выполнять движения нужно медленно, стараясь контролировать прямую поясницу, вертикальное положение корпуса, сочетать движения верхних и нижних конечностей. Базовые техники могут выполняться по-разному, в зависимости от школы тайцзицюань. Основными школами тайцзицюань являются Чэнь, Ян, Сун, У и др., их отличает различие в выполнении базовых техник, которые выражаются в положении ладони, корпуса, траекториях движений рук или ног. Самые распространенные формы тайцзицюань - 24-я и 42-я, принадлежащие школе тайцзицюань Ян.

Кроме того, для развития гибкости на втором этапе занятий необходимо выполнять различные упражнения на растяжение. Для развития скоростно-силовых качеств следует продолжать использовать беговые и прыжковые упражнения, для развития ловкости - кувырки и переползания в усложненной форме.

Третий этап предполагает изучение комплексов тайцзицюань, постепенно, разделяя на связки движений. Постепенное изучение комплекса более эффективно в освоении правильности выполнения движений и их последовательности, быстрое его освоение может привести в дальнейшем к необходимости переучивания. После освоения комплексов без предметов (в тайцзицюань к предметам относятся различные виды спортивного оружия), можно начинать изучение комплексов с оружием - с мечом, палкой, саблей, копьем, веером и пр. Принцип изучения такой же, как и при изучении комплексов без оружия, - от простого к сложному, постепенно, не торопясь. Можно вернуться назад и отработать отдельно технику выполнения движений с оружием. Важным при выполнении явля -ется отсутствие пауз в движениях и между ними. Однако в процессе разучивания допускаются паузы для понимания и контроля.

На третьем этапе необходимо также работать над развитием гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости, посредством выполнения различных кувырков, упражнений на растяжение и общей физической подготовки, парной работы.

Для более углубленного понимания сути движений на втором и третьем этапах можно включать в процесс занятий туйшоу. Туйшоу предполагает работу в паре, упражнения направлены на осознание и понимание специфики движений тайцзицюань с целью повышения качества исполнения комплексов.

После освоения комплексов студенткам предоставляется возможность участвовать в соревнованиях. Одним из вариантов для реализации соревновательной составляющей занятий тайцзицюань можно рассматривать турнир, посвященный международному дню тайцзицюань. Соревнование проводится ежегодно в апреле на базе Новосибирского государственного педагогического университета совместно с Федерацией ушу Ново -сибирской области.

Для контроля эффективности разработанной методики в начале и конце каждого этапа проводились тестирование и оценка физической подготовленности и функционального состояния студенток [5]. В среднем исследуемые показатели были улучшены на 20 % по сравнению с началом занятий, что свидетельствовало об эффективности занятий гимнастикой тайцзицюань в физическом воспитании студенток вуза.

Методика занятий гимнастикой тайцзицюань была разработана для девушек. Обусловлено это, во-первых, спецификой данной разновидности гимнастики, во-вторых, для женщин важными являются показатели психологического и социально-психологического уровней, для мужчин - морфологические [6, 7], в-третьих, женщинам в большей степени свойственны такие личностные характеристики, как организованность, инициативность и исполнительность. В дальнейшем предполагается разработка методики занятий гимнастикой тайцзицюань для юношей с использованием в большем объеме силовых упражнений, парной работы, а также элементов с предметами.

Следует отметить, что для улучшения показателей физической подготовленности и функционального состояния необходимо не только регулярное посещение занятий, но и старательное выполнение всех уп -ражнений, то есть студентки должны иметь высокую мотивацию к занятиям физической культурой. В этой связи важную роль играет преподава -тель, который должен найти подход к занимающимся, интересно, понятно и последовательно объяснять двигательные задания, руководствуясь принципом «от простого к сложному», сформировать потребность в физкуль-турно-спортивной деятельности. Результатом станет улучшение показателей физической подготовленности и функционального состояния, хорошее самочувствие и желание заниматься физической культурой, успешность в будущей профессиональной и социальной деятельности. Для мотивации к регулярным занятиям физической культурой необходимо формировать ценностное отношение к здоровью и позитивное отношение к занятиям физической культурой [8].

Таким образом, гимнастика тайцзицюань является перспективным средством физического воспитания студенток, сочетает в себе элементы общей физической, специальной физической и технической подготовок. Кроме того, специфичность данного вида китайского единоборства характеризуется духовной составляющей, которая содержится во многих восточных спортивно-оздоровительных системах и отсутствует в европейских. Для студенток, изучающих китайский язык в рамках направления подготовки, занятия тайцзицюань позволяют глубже понять и прочувствовать специфичность китайской культуры.

Список литературы

1. Майер Б.О., Комиссаров С.А. Архетипические основы тайцзицюань // Очерки истории и теории традиционной китайской медицины. Новосибирск: НГУ, 2009. С. 88-100.

2. Mayer B.O. Epistemology of «inner style» of wushu: experience of demystification // Nasilivevychove, umeni a sportu. Praha: UniverzitaKarlova. 2006. С. 82-88.

3. Мурашова А.В. Оздоровительная китайская гимнастика «тайцзицюань»: обзор исследований и постановка проблемы // Сибирский педаго -гический журнал. 2016. № 2. С. 88-94.

4. Правила вида спорта «ушу» (утв. приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 122) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 318806/ (дата обращения: 23.09.2020).

5. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). VI ступень (воз -растная группа от 18 до 29 лет). Женщины [Электронный ресурс]. URL: https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad0aa9d8a6.pdf (дата обращения: 27.05.2019).

6. Оплетин А.А., Пельменев В.К. Гендерные особенности в процессе саморазвития личности на занятиях по физической культуре // Из -вестия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3. С. 173-178.

7. Оплетин А.А. Формирование механизма предметных физкуль-турно-спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. № 1. С. 68-73.

8. Боброва Г.В., Глазина Т.А. Физическая культура как категория ценностей студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 8. С. 22-31.

References

1. Majer B.O., Komissarov S.A. Arhetipicheskie osnovy tajczicyuan' [Archetypal Foundations of Taijiquan] // Ocherki istorii i teorii tradicionnoj kitajskoj mediciny [Essays on the history and theory of traditional chinese medicine]. Novosibirsk: NSU, 2009. P. 88-100.

2. Mayer B.O. Epistemology of «inner style» of wushu: experience of demystification // Nasilivevychove, umeni a sportu. Praha: UniverzitaKarlova. 2006. С. 82-88.

3. Murashova A.V. Ozdorovitel'naya kitajskaya gimnastika «tajczicyuan'»: obzor issledovanij i postanovka problemy [Health-improving Chinese gymnastics "taijiquan": a review of research and problem statement] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2016. No. 2. P. 88-94.

4. Pravila vida sporta «ushu» (utv. prikazom Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 18 fevralya 2019 g. № 122) [The rules of the sport "wushu" (approved by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated February 18, 2019 No. 122)] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318806/ (date of access: 09/23/2020).

5. Normativy ispytanij (testov) Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO). VI stupen' (vozrastnaya gruppa ot 18 do 29 let). Zhenshchiny [Standards of tests (tests) of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP). Stage VI (age group from 18 to 29 years old). Women] [Electronic resource]. URL: https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad0aa 9d8a6.pdf (date accessed: 27.05.2019).

6. Opletin A.A., Pel'menev V.K. Gendernye osobennosti v processe samorazvitiya lichnosti na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture [Gender characteristics in the process of personality self-development in physical culture lessons] // Izvestiya Baltijskoj gosu-darstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Baltic state academy of fishing fleet: psychological and pedagogical sciences]. 2017. No. 3. P. 173-178.

7. Opletin A.A. Formirovanie mekhanizma predmetnyh fizkul'turno-sportivnoj kompetencii i kompetencii samorazvitiya sredstvami fizicheskoj kul'tury [Formation of the mechanism of subject physical culture and sports competence and competence of self-development by means of physical culture] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2017. No. 1. P. 68-73.

8. Bobrova G.V., Glazina T.A. Fizicheskaya kul'tura kak kategoriya cennostej studencheskoj molodezhi [Physical culture as a category of student youth values] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. No. 8. P. 22-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.