Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ЧЕМПИОНАТ И ПЕРВЕНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ГРАЖДАН К ЗАНЯТИЯМ УШУ'

ОНЛАЙН-ЧЕМПИОНАТ И ПЕРВЕНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ГРАЖДАН К ЗАНЯТИЯМ УШУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / онлайн-соревнования / самоизо-ляция / мотивация / ушу / physical culture / sports / onlinecompetitions / self-isolation / increasing moti-vation / wushu

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашова Арина Викторовна

Представлена модель проведения онлайн-чемпионата и первенства России по ушу в период самоизоляции, способствующая повышению мотивации граждан к заня-тиям. Предложены технические требования к содержанию комплексов таолу. Прове-ден анализ инновационного потенциала соревнований в форме онлайн и обоснована не-обходимость его использования в системе физического воспитания образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурашова Арина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE CHAMPIONSHIP AND RUSSIAN CHAMPIONSHIP DURING THE PERIOD OF SELF-INSULATION AS A WAY TO INCREASE THE MOTIVATION OF CITIZENS TO LEARN USH

The model of holding the onlinechampion-ship and Championship of Russia in Wushu during the period of self-isolation is presented as a way to increase the motivation of citizens to practice Wushu. Technical requirements for the maintenance of the taolu complexes are proposed. The analysis of the innovative po-tential of online competitions is carried out and the necessity of its use in the system of physical education of educational institutions is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ЧЕМПИОНАТ И ПЕРВЕНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ГРАЖДАН К ЗАНЯТИЯМ УШУ»

УДК 796.855 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11117

ОНЛАЙН-ЧЕМПИОНАТ И ПЕРВЕНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

ГРАЖДАН К ЗАНЯТИЯМ УШУ

А.В. Мурашова

Представлена модель проведения онлайн-чемпионата и первенства России по ушу в период самоизоляции, способствующая повышению мотивации граждан к занятиям. Предложены технические требования к содержанию комплексов таолу. Проведен анализ инновационного потенциала соревнований в форме онлайн и обоснована необходимость его использования в системе физического воспитания образовательных учреждений.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, онлайн-соревнования, самоизоляция, мотивация, ушу.

ONLINE CHAMPIONSHIP AND RUSSIAN CHAMPIONSHIP DURING THE PERIOD OF SELF-INSULATION AS A WAY TO INCREASE THE MOTIVATION OF CITIZENS TO LEARN USH

Murashova А-V..

mail.ru, Russia,

senior lecturer, arvimu@ Novosibirsk, Novosibirsk

State Pedagogical University

The model of holding the online- championship and Championship of Russia in Wushu during the period of self-isolation is presented as a way to increase the motivation of citizens to practice Wushu. Technical requirements for the maintenance of the taolu complexes are proposed. The analysis of the innovative potential of online competitions is carried out and the necessity of its use in the system of physical education of educational institutions is substantiated.

Мурашова Арина Викторовна, старший преподаватель, arvimu@mail.ru, Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет

В сложившихся непростых обстоятельствах, связанных с распространением коронавирусной инфекции и введенными ограничениями, необходимо искать новые пути организации мероприятий спортивного профиля. Это нужно для поддержания мотивации к занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня мастерства как профессиональных спортсменов, так и спортсменов-любителей. Данная проблема побудила нас представить интересную

Key words: physical culture, sports, onlinecompetitions, self-isolation, increasing motivation, wushu.

модель проведения oнлайн-чемпионата и первенства России по ушу в период самоизоляции с 15 по 21 мая 2020 года, предложенную и разработанную Федерацией ушу России.

Целью исследования является анализ инновационного потенциала данного формата спортивных соревнований и обоснование необходимости его использования в других видах спорта, а также в системе физического воспитания образовательных учреждений.

Методология исследования базируется на принципах мотиваци-онно-потребностного и мотивационно-ценностного подходов к повышению эффективности физкультурно-спортивной деятельности, разработанных в трудах Т.Л. Бойцовой [1, 2], Е.П. Ильина [3], В.К. Макаренко [5],

М.П. Стародубцева [9], О.А. Сухостав [10], а также в теории спортизации как фактора вовлечения населения в массовую спортивную подготовку [4].

Анализ организации и проведения первого онлайн-чемпионата России по ушу проводился на платформах www.competitionbook.com и Facebook по следующим категориям:

• юноши и девушки - 9-11 лет;

• юноши и девушки - 12-14 лет;

• юниоры и юниорки - 15-17 лет;

• мужчины и женщины - 18-35 лет [8].

Важно отметить, что не только молодые спортсмены имели воз -можность показать свои достижения в онлайн-чемпионате и первенстве России. Ветераны в возрастных категориях 36-55 и 56-70 лет также участвовали в данном мероприятии, поскольку ушу возможно заниматься в любом возрасте, наравне с юными спортсменами соревноваться и побеждать [8].

Ушу является традиционным китайским единоборством, которое как вид спорта начало развиваться в 50-е годы XX века. Именно тогда были составлены соревновательные комплексы, которые распространились по всему Китаю и в дальнейшем по всему миру [6]. Сегодня ушу занимаются на всех континентах планеты по всем направлениям: спортивному (таолу), традиционному (чуантун), боевому (саньда). В России ушу начало развиваться в 80-е годы, а в 1991 году была основана Федерация ушу России под руководством Г.Н. Музрукова. С того же года в нашей стране регулярно проводятся чемпионаты и первенства страны. Обычно соревно -вания проходят в стандартном формате: команды из всех регионов, пройдя предварительный отбор на чемпионатах и первенствах федеральных округов, приезжают в Москву и на протяжении нескольких дней участвуют в различных видах программы соревнований. В спортивном ушу к таким видам относятся: таолу-чанцюань, таолу-наньцюань, таолу-тайцзицюань, таолу-даошу, таолу-цзяньшу, таолу-наньдао, таолу-тайцзицюань, таолу-гуньшу, таолу-цяншу, таолу-наньгунь [7, 8].

В формате онлайн-соревнований были представлены те же виды, что и в обычном формате. В состав сборных команд федеральных округов были включены спортсмены, прошедшие предварительный отбор на региональном уровне (чемпионаты и первенства субъектов РФ и феде -ральных округов 2020 года), имеющие спортивный паспорт Федерации ушу России и являющиеся членами региональных федераций. Также необходимо было иметь подтвержденную техническую степень (цзи либо дуань): юноши и девушки 9-11 лет - не ниже 3-го цзи, юноши и девушки 12-14 лет - не ниже 1-го цзи, юниоры и юниорки - не ниже 1-го дуань, мужчины и женщины - не ниже 2-го дуань [7, 8].

Технические требования к содержанию комплексов таолу. Главной отличительной особенностью стало сокращение времени выступления и изменение размеров площадки. Продолжительность выступления для дис -циплин чанцюнь, наньцюань, даошу, цзяньшу, наньдао, гуньшу, цяншу, наньгунь - не менее 35 и не более 40 с (в обычном формате - не более 80 с), для дисциплин тайцзицюань и тайцзицзянь - не менее 1 мин и не более 1 мин 20 с. Отдельно стоит отметить требования к площадке. В обычном формате соревнования проходят на ковровом покрытии размером 8^14 м. По правилам онлайн-чемпионата, необходима прямоугольная ровная площадка размером 6*3 м (наклеенное на пол офисное покрытие допустимо, ковер - нет). Потолок высотой не менее 2,5 м. Размеры площадки должны быть размечены перед записью (мелом, пластырем, полосками бумаги, наклеенными на пол мыльным раствором). Границы площадки должны быть видны судьям при просмотре. Возможна запись на улице и в закрытом помещении, без нарушения условий самоизоляции.

Что касается покрытия площадки, то требовалась видеозапись на ровной земле, газоне, деревянном настиле, керамической плитке, бетонном полу, гладком каменном полу. Наличие на заднем плане посторонних предметов допускалось, если они не влияли на исполнение технических действий [8].

Регламентом также были определены требования к участникам. При выполнении комплекса спортсмен должен быть одет в соответствии с утвержденными «Правилами соревнований по ушу». Перед началом комплекса спортсмен лицом на камеру выполняет приветствие «баоцюаньли» и отчетливо называет свои имя, фамилию и регион. После окончания комплекса спортсмен выполняет приветствие «баоцюаньли». Видеозапись выкладывается на указанную в Положении о соревнованиях платформу в строго определенное регламентом соревнований время [7, 8].

Также был выдвинут список требований по минимальному включению основных элементов в комплексы различных видов. К примеру, в комплекс Чанцюань необходимо было включить две формы ладони, два технических движения ладонью, два технических движения кулаком, одно атакующее движение локтем, три позиции, одна из которых обязательно должна быть Сюйбу, один удар прямой ногой, один удар разгибающейся ногой, одно длительное равновесие (кроме юношей и девушек 2008-2010 г. р.), один сложный прыжок с приземлением (кроме юношей и девушек 2008-2010 г. р.). Для спортсменов возрастных групп «юноши, девушки 2005-2007, 2008-2010 г. р.» и «юноши и девушки 2005-2007 г. р.» обязательно наличие одного удара Таньтуй и одного удара Чжентитуй [7, 8].

Онлайн-чемпионат обусловил жесткие технические требования к видеозаписи для максимально объективного оценивания выступлений (рисунок). Предоставляемая запись должна была быть выполнена на смартфон/видеокамеру/фотокамеру в формате FullHd1920X1080mp4 с

частотой 25 или 50 кадр/с, со звуком. Спортсмен должен попадать в кадр целиком. Обрезание/выпадение из кадра рук и ног не допускалось. Размер кадра - 16x9. Ускорение, применение видеоэффектов и видеомонтажа записи не допускалось [8].

Правильное расположение оператора и камеры во время

съемки выступления

Результаты состоявшегося чемпионата и первенства подтверждают успешность его проведения и заинтересованность в подобного рода спортивных мероприятиях. В онлайн-чемпионате и первенстве России приняло участие более 500 спортсменов из 37 регионов. В состав сборной Сибирского федерального округа вошли 47 спортсменов из Новосибирской области, которые были представлены во всех возрастных группах: юноши и девушки (9-11 лет), юноши и девушки (12-14 лет), юниоры и юниорки (15-17 лет), мужчины и женщины (18-35 лет), ветераны (36-55 лет). В результате шестидневного онлайн-состязания новосибирские спортсмены завоевали 18 медалей, из которых 7 золотых, 5 серебряных и 6 бронзовых.

Сложившаяся ситуация подтверждает востребованность и своевре -менность такого рода спортивных мероприятий. Подобный формат вполне применим при проведении соревнований по другим видам спорта, за исключением контактных. В тех видах, где есть одиночные выступления, например спортивная аэробика, художественная гимнастика и првоз-можно успешно внедрять данную модель соревнований.

Бесспорно, онлайн-соревнования относятся к перспективным формам организации физкультурно-спортивной деятельности среди

различных возрастных категорий населения в условиях карантина и само -изоляции. Их потенциал необходимо использовать в таком инновационном направлении физического воспитания, как спортизация, путем повышении мотивационной потребности к занятиям спортом. Кроме того, онлайн-соревнования могут с успехом применяться в образовательной практике дистанционного формата. Проведение онлайн-соревнований в образовательных учреждениях эффективно в отношении поддержки интереса к спорту, повышения мотивации обучающихся к физическим занятиям и активизации желания спортивного самосовершенствования.

Список литературы

1. Бойцова Т.Л. Мотивационный компонент в физической культуре // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Изд-во УФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 102-105.

2. Бойцова Т.Л., Жукова О.Л. Физическая культура студентов на основе реализации мотивационно-личностного подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (94). С. 108-111.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

4. Лубышева Л.И. Массовая спортивная подготовка - новый вектор спортизации населения страны // Теория и практика физической культуры. 2020. № 3. С. 99.

5. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 10. С. 140-144.

6. Мурашова А.В., Майер Б.О., Комиссаров С.А. О педагогике китайской гимнастики «тайцзицюань» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 7-18.

7. Правила вида спорта «ушу» (утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 122) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 318806/ (дата обращения: 12.06.2020).

8. Регламент онлайн-чемпионата и первенства России по ушу в пе -риод самоизоляции [Электронный ресурс]. URL: http://fwnsk.ru/wp-content/uploads/2020/05/Регламент-Онлайн-Чемпионата.pdf (дата обращения: 12.06.2020).

9. Стародубцев М.П., Стародубцева О.М., Татаренцев В.Л. Мотива-ционно-потребностный подход в повышении эффективности физкуль-турно-спортивной деятельности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 239-245.

10. Сухостав О.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 1 (2). С. 46-51.

References

1. Bojcova T.L. Motivacionnyj komponent v fizicheskoj kul'ture [Motivational component in physical culture] // Actual problems of physical culture and sports in educational organizations: materials of all-Russian. scientific-practical conf. with int. participation. Yekaterinburg: Publishing house of the UFU im. the first President of Russia B.N. Yeltsin, 2016. P. 102-105.

2. Bojcova T.L., Zhukova O.L. Fizicheskaya kul'tura studentov na osnove realizacii motivacionno-lichnostnogo podhoda [Physical culture of students based on the implementation of the motivational-personal approach] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2010. No. 4 (94). P. 108-111.

3. Il'in E.P. Psihologiya sporta [Sports psychology]. St. Petersburg: Piter, 2008.

352 p.

4. Lubysheva L.I. Massovaya sportivnaya podgotovka - novyj vektor sportizacii naseleniya strany [Mass sports training - a new vector of sportization of the country's population] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 3. P. 99.

5. Makarenko V.K. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom [Formation of motivation for physical culture and sports] // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo [Izvestia of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2008. No. 10. P. 140-144.

6. Murashova A.V., Majer B.O., Komissarov S.A. O pedagogike kitajskoj gimnastiki «tajczicyuan'» [On the pedagogy of Chinese gymnastics "Taijiquan"] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. 2017. No. 3. P. 7-18.

7. Pravila vida sporta «ushu» (utverzhdeny prikazom Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 18 fevralya 2019 g. № 122) [The rules of the sport "wushu" (approved by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 18, 2019 No. 122)] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318806/ (date accessed: 12.06.2020).

8. Reglament onlajn-chempionata i pervenstva Rossii po ushu v period samoizolyacii [Regulations of the online championship and the championship of Russia in wushu during the period of self-isolation] [Electronic resource]. URL: http://fwnsk.ru/wp-content/uploads/ 2020/05/Regulations-Qnline-Championship.pdf (date accessed: 12.06.2020).

9. Starodubcev M.P., Starodubceva O.M., Tatarencev V.L. Motivacionno-potrebnostnyj podhod v povyshenii effektivnosti fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov [Motivational-need-based approach in increasing the effectiveness of physical culture and sports activity of students] // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2015. No. 3 (121). P. 239-245.

10. Suhostav O.A. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k fizicheskoj kul'ture [Formation of motivational-value attitude of students to physical culture] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methods of physical culture and sport]. 2016. No. 1 (2). P. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.