Научная статья на тему 'Формирование ассортиментной политики предприятия: основные направления совершенствования'

Формирование ассортиментной политики предприятия: основные направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2032
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркосян В.С.

В статье поставлена задача рассмотреть с помощью, каких мер реализуется ассортиментная политика. Выявлена основная цель ассортиментной политики. Выявлены основные проблемы, возникающие при формировании ассортимента. Рассмотрены основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ассортиментной политики предприятия: основные направления совершенствования»

3. Налоговая нагрузка:

- Понижение налоговых ставок, в первую очередь, это касается основных налогов, таких как: налог на прибыль, на имущество организаций, налог на добавленную стоимость и т.п.,

- «Налоговые каникулы» по налогу на прибыль, о чем так долго говорили, похоже уже реализуется, посмотрим насколько это реально будет сделано;

- Введение специальных налоговых режимов для малого бизнеса; Налоговые преференции, налоговые льготы - все эти меры уменьшат количество собираемых средств в краткосрочной перспективе, но стимулируют создание новых МСП, которые количеством обеспечат необходимые объемы налоговых сборов.

В современной сложившейся экономической и политической ситуации в России нет условий для эффективного развития и продвижения бизнеса. Задавленный налогами, в отсутствии возможностей привлечения кредитных средств, при неструктурированном и запутанном администрировании, российский МСП пропадает. Но любая кризисная ситуация стимулирует развитие. Определенные условия, а именно - конструктивный и честный диалог власти и бизнеса, понимание со стороны власти проблем бизнеса, готовности их решать, и заложенные традициями русского предпринимательства предприимчивость, добропорядочность и патриотизм, - станут стимулом для нового возрождения и развития бизнеса в России.

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Маркосян В.С.*

Общество с ограниченной ответственностью «Коррида», г. Омск

В статье поставлена задача рассмотреть с помощью, каких мер реализуется ассортиментная политика. Выявлена основная цель ассортиментной политики. Выявлены основные проблемы, возникающие при формировании ассортимента. Рассмотрены основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия.

Ключевые слова: ассортиментная политика, расширение ассортимента, насыщение ассортимента, сокращение ассортимента, стабилизация ассортимента, обновление ассортимента.

* Главный бухгалтер ООО «Коррида», магистрант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

Ассортиментная политика предприятия реализуется через систему мер по формированию ассортимента и управлению им с позиции рыночной целесообразности. В качестве основной цели ассортиментной политики можно рассматривать поддержание определенного соотношения выпускаемых товаров (оказываемых услуг) со спросом по качественным и количественным характеристикам, т.е. постоянная оптимизация комплекса рыночных предложений предприятия в соответствии со спросом.

Формирование ассортимента - решение проблемы подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между ними. При формировании ассортимента, возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов для производства изделий с низкими издержками [8].

Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров [3]. Целевая ее часть, по мнению Ф. Котлера, включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная - систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе комплексный характер придает включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

Достижение соответствия между структурно--ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам, а в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно - ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Предпочтение должно отдаваться такому составу товарного ассортимента, который обеспечивает в течение продолжительного периода времени постоянное превышение (или, как минимум, сбалансированность) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Маркетинговая деятельность в области разработки ассортимента предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на разработку конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.

Основные направления ассортиментной политики:

- Обновление;

- Совершенствование;

- Гармонизация

- Расширение;

- Сокращение;

- Стабилизация.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличение показателей широты и глубины.

Работа по расширению ассортимента предполагает принятие решений о его наращивании и насыщении [2].

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются: увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров. При этом главным критерием для решения вопроса о расширении ассортимента является влияние ассортимента на величину прибыли. Считается целесообразным дополнять ассортиментный набор (или исключать из него товары) лишь в том случае, если это приводит к повышению прибыльности продаж. Подобный подход, по мнению экономистов, приводит к тому, что, в конечном итоге предприятие в борьбе за прибыль устанавливает для себя довольно узкий

ассортимент наиболее прибыльных товаров. В стратегическом плане ассортимент предприятия имеет тенденцию к расширению. При расширении ассортимента необходимо ориентироваться на полноценный или возрастающий спрос, а также на соответствующий уровень доходов потенциальных потребителей. Расширение ассортимента возможно двумя путями: наращиванием или насыщением [4].

1. Наращивание товарного ассортимента. Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента, предлагаемого отраслью в целом. Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно:

- наращивание вниз. Большинство предприятий поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка;

- наращивание вверх возможно при желании предприятий, действующих в нижних эшелонах рынка, проникнуть в вышележащие, где их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность. Другая причина может заключаться в желании предприятия позиционировать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом. Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Потенциальные покупатели могут не поверить, что предприятие-новичок в состоянии изготовлять товары высокого качества;

- двустороннее наращивание осуществляется предприятием, работающим в среднем эшелоне рынка и принимающим решение о наращивании своего ассортимента и вверх, и вниз одновременно.

2. Насыщение товарного ассортимента. Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:

1) стремление получать дополнительные прибыли;

2) попытки удовлетворить дилеров, жалующихся на пробелы в существующем ассортименте;

3) стремление задействовать неиспользуемые производственные мощности;

4) попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассортиментом;

5) стремление ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов.

Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются

сбитыми с толку. Поэтому при выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.

Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и глубины. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса потребителей, убыточность или низкая рентабельность производства и реализации отдельных товаров. В последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных товаров, невыгодных изготовителю, но необходимых потребителю.

Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Такое состояние наиболее желательное для изготовителя и продавцов. Поэтому маркетинговые мероприятия должны быть направлены на поддержание этого состояния путем напоминающей рекламы, разработки ассортимента, в основном, за счет товаров, пользующихся устойчивым спросом.

Обновление ассортимента - качественные и количественные изменения набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Критерием этого направления оптимизации ассортимента можно считать удовлетворение новых постоянно изменяющихся потребностей; повышение конкурентоспособности; стремление изготовителей стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения потребностей [1].

Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся.

Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества.

В этой связи обновление ассортимента - очень ответственное направление, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности производственного предприятия.

Еще одним направлением оптимизации ассортимента товаров производственного предприятия является его совершенствование. Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его оптимальности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и / или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

Выбирая то или иное направление ассортиментной политики, маркетологи сталкиваются с необходимостью принятия маркетинговых решений о широте, глубине и сбалансированности ассортимента и т.д.

При широком ассортименте создается впечатление разнообразия товаров, что привлекает разные категории потребителей. Имея такой ассортимент, предприятие лучше приспосабливается к неожиданным изменениям рыночного спроса, но управлять широким ассортиментом сложно, могут остаться вне поля зрения ассортиментные позиции, пользующиеся малым спросом.

Таким образом, сбалансированным является ассортимент, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка.

Список литературы:

1. Еремин В.Н. Mаркетинг: основы и маркетинг информации: учебник для вузов I В.Н. Еремин. - M.: КноРус, 2006.

2. Жабина СБ. Mаркетинг продукции и услуг: общественное питание: учебник I СБ. Жабина. - 2-е изд., стер. - M.: Академия, 2007.

3. Коротков А.В. Mаркетинговые исследования: учебник I А.В. Корот-ков. - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Кругляков Г.Н. Товароведение продовольственных товаров: учебник I Г.Н. Кругляков, Г.В. Круглякова. - Ростов н/Д: MарT, 2000.

5. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учеб. для вузов I А.Ф. Крюков. - M.: КноРус, 2005.

6. Лавлок К. Mаркетинг услуг = Service Marketing: персонал, технологии, стратегии: пер. с англ. I К. Лавлок. - 4-е изд. - M.: Вильяме, 2005.

7. Парамонова Т.Н. Mаркетинг: учебник для вузов I под ред. Т.Н. Парамоновой. - 5-е изд., стер. - M.: КноРус, 2008.

8. Энецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: учеб. I Б.И. нецкий. - M.: Юристъ, 2000.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

© Машина А.В.*

Cредняя общеобразовательная школа № 3 им. В.П. Чкалова, г. Арзамас

В данной статье приводятся и описываются профессиональные качества руководителя, которые способствуют повышению эффективности

* Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.