Научная статья на тему 'Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска'

Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ASSORTMENT / OPTIMUM ASSORTMENT POLICY / GOODS / COMMODITY POSITION / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина Алла Петровна, Святкина Елена Анатольевна

В статье рассматривается практика формирования ассортиментной политики предприятия как основного инструмента достижения высокого уровня прибыли. Ассортиментная политика это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. На сегодняшний день, проблема формирования ассортиментной и товарной политик является одной из актуальных. Необходимо проведение оптимизации ассортиментной политики таким образом, чтобы это приносило наибольший уровень прибыли для предприятия. Ассортиментная политика одновременно определяет производственное направление предприятия, сочетание отраслей, ориентацию на групп потребителей. От того насколько правильно и точно выстроена ассортиментная политика предприятия непосредственно зависит и её успешной, и достижение стратегических целей компании. Представлены основные этапы и принципы формирования оптимальной ассортиментной политики. Проведен анализ товарной и сбытовой политики ООО «Агрофирма Юбилейная». Также проведен социологический опрос среди покупателей продукции данного предприятия на их вкусовые предпочтения и мнения о качестве продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска»

УДК: 339.1

Горина Алла Петровна, Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

г. Саранск, Россия

Святкина Елена Анатольевна, Магистр 1-го курса экономического факультета, направления подготовки «Экономика» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВЫПУСКА

Аннотация: В статье рассматривается практика формирования ассортиментной политики предприятия как основного инструмента достижения высокого уровня прибыли. Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. На сегодняшний день, проблема формирования ассортиментной и товарной политик является одной из актуальных. Необходимо проведение оптимизации ассортиментной политики таким образом, чтобы это приносило наибольший уровень прибыли для предприятия. Ассортиментная политика одновременно определяет производственное направление предприятия, сочетание отраслей, ориентацию на групп потребителей. От того насколько правильно и точно выстроена ассортиментная политика предприятия непосредственно зависит и её успешной, и достижение стратегических целей компании. Представлены основные этапы и принципы формирования оптимальной ассортиментной политики. Проведен анализ товарной и сбытовой политики ООО «Агрофирма Юбилейная». Также проведен социологический опрос среди покупателей продукции данного предприятия на их вкусовые предпочтения и мнения о качестве продукции.

Ключевые слова: ассортимент, оптимальная ассортиментная политика, товар, товарная позиция, спрос

Annotation: In article practice of formation of assortment policy of the enterprise as main instrument of achievement of high profit level is considered. The assortment policy is one of the most important components of competitive strategy of the company. The question of expansion or narrowing of the range of the let-out or sold production can have various decisions depending on the whole complex of specific conditions: branch, commodity group, sizes of firm and other tactical components. Today, the problem of formation assortment and commodity the politician is one of actual. Carrying out optimization of assortment policy is necessary so that it brought the greatest profit level for the enterprise. The assortment policy at the same time defines the production direction of the enterprise, a combination of branches, orientation on groups of consumers. From that how correctly the assortment policy of the enterprise directly is also precisely built depends both its successful, and achievement of strategic objectives of the company. The main stages and the principles of formation of optimum assortment policy are presented. The analysis of commodity and marketing policy of LTD «Agrofirma Yubileinya». Sociological survey among buyers of production of this enterprise for their flavoring preferences and opinions on quality of production is also conducted.

Key words: assortment, optimum assortment policy, goods, commodity position, demand

На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы оптимизации ассортимента товаров народного потребления. В настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере.

Компании промышленности не принимают во внимание изменения спроса покупателей при формировании собственных производственных программ, а торговая деятельность, в сложившихся условиях, не оказывает должного внимания на совершенствование производимого ассортимента товаров.

Стратегия, которая разрабатывается для формирования, расширения и изменения ассортимента называется ассортиментной политикой [1]. Ассортиментная политика содержит в себе:

- установление потребностей клиентов в конкретных товарах;

- определение главных характеристик ассортимента и проведения анализа его рациональности;

- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

- оценку материальных возможностей организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

- определение направлений для формирования оптимального ассортимента [2].

Ассортиментная политика одновременно описывает производственное

направление, сочетание отраслей, специализацию компании, или приобретается из внешних источников, а потом продаётся, то есть продукты каких видов, подвидов, товарных групп, модификаций марок надлежит производить и реализовывать. Главная задача ассортиментной политики заключается в определение набора товаров, обеспечивающих получение прибыли и внедрение успешной деятельность в общем [3].Основная цель ассортиментной политики заключается в определение набора товаров, обеспечивающих получение прибыли и введение успешной деятельность в целом [3].

На сегодняшний день в практике формирования ассортиментной политики предприятия существует четыре основных принципа:

- функциональный - предполагает учет близости выполняемых функций;

- потребительский - разделение по группам потребителей;

- сбытовой - в основе классификации лежит типология посредников по доведению продукции до потребителя;

- ценовой - основной характеристикой является уровень цен [6].

В настоящее время фактически нет компаний, производящих и продающих на рынке всего один товар. Компании, выпускающие товары промышленного предназначения ограничивают свою деятельность производством и сбытом

единственной серии либо рода изделий, т. е. товаров, служащих одинаковой цели либо настолько близких, что покупатель готов покупать их все. Многие компании занимаются производством и сбытом нескольких серий, типов товаров. Набор товаров, выпускаемых фирмой, и называют ассортиментом [7].

При обосновании ассортиментной политики необходимо в первую очередь исходить из общих правил, предусматривающих одновременный выход на рынок со следующими товарными группами:

- основные - товары, приносящие основную прибыль;

- поддерживающие - товары, приносящие предприятию меньшую прибыль, чем основные, но поступающие на рынок постоянно и поэтому стабилизирующие выручку от продаж;

- стратегические - товары, от которых предприятие ожидает получение значительной прибыли в будущем;

- тактические - товары, призванные стимулировать реализацию основных товарных групп.

Основная модель формирования ассортиментной политики предприятия, должна содержать последующие этапы разработки:

1 .Определение спроса на продукт;

2. Расчет основных показателей товарного ассортимента и обоснование его рациональности;

3.Выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

4. Оценить возможностей компании;

5. Выбор и обоснование направлений формирования ассортимента. Однако, в кризисной ситуации и в условиях нестабильного спроса возможно проведение обновления и изменения действующих ассортиментных групп, во избежание получения низкого уровня прибыли. Этого возможно достичь при сочетании следующих условий:

1) Стимулирование спроса;

2) Выявление новых потребностей потребителей;

3) Повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятия.

Рассмотрим в частности ассортиментную политику ООО «Агрофирма Юбилейная» Дубенского района, Республики Мордовия.

Предприятие зарегистрировано в селе Дубенки, Дубенского района, Республики Мордовия. Основные виды деятельности: производство пищевых продуктов; переработка молока и производство сыра; производство обработанного жидкого молока.

Ассортимент данного предприятия включает в себя следующую товарную позицию: молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира от 1,2% до 4,5%; молоко питьевое с массовой долей жира от 7,2 % до 9,5 % топленое стерилизованное; шоколадное масло; плавленые, обезжиренные и колбасные сыры; кисломолочная продукция, творог.

В целях анализа оптимальной ассортиментной политики ООО «Агрофирмы Юбилейная» была проведено маркетинговое исследование, которое состояло из опроса 100 жителей района на выявления предпочтений в продукции предприятия. Данные представили в таблице.

Таблица 1 - Предпочтения покупателей в продукции ООО «Агрофирма Юбилейная»

Наименование продукции Число потребляющих продукции, чел

Молоко питьевое пастеризованное 1,2%-4,5% 89

Молоко питьевое топленное 7-2%-9,5% 45

Шоколадное масло 78

Плавленый сыр 30

Обезжиренный сыр 89

Колбасный сыр 67

Кисломолочная продукция 90

Сметана 20% 89

Творог 89

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что в целом продукция данного предприятия устраивает покупателей и по качеству и по вкусовым предпочтениям.

Самыми востребованными являются такие разновидности продукции, как: молоко пастеризованное, кисломолочная продукция, сметана, творог, сыр обезжиренный.

Так как оптимальная ассортиментная политика включает в себя также выстраивание направлений распределение товара по каналам сбыта, целесообразна оценка проведения сбытовой политики данного предприятия. Проанализируем количество заключенных договоров с поставщиками и количество выполненных договоров. Полученные данные представим в виде диаграммы.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Количество заключенных договоров, шт.

I Количество выполненных договоров, шт.

2013 г. 2014 г. по

01.09.2015 г.

Рис. 1- Показатели результативности сбытовой политики ООО «Агрофирма Юбилейная»

Из данной диаграммы мы видим что из года в год растет объем заключенных договоров а именно: в 2014 году на 15%, а в 2015 году на 14,5%.

В стратегию предприятия входит поэтапное, ежегодное увеличение заключаемых договоров поставки без отрыва от улучшения качества продукции. Ведется работа по продвижению продукции как в районы республики, так и близлежащие регионы, в особенно в Ульяновскую область. Продукция предприятия пользуется спросом и занимает устойчивое положение на рынке.

Исключительно важна формирования грамотной, рациональной ассортиментной политики предприятия, определяющей степень удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами и услугами. Исключительную важность имеет формирование грамотной, рациональной ассортиментной политики фирмы, характеризующей степень удовлетворенности покупателей предлагаемыми товарами

и услугами. Потому анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики считается неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любого предприятия. При формировании оптимальной ассортиментной политики нужно грамотно провести подбор набора товаров, позволяющего удовлетворить не только лишь текущие, но и стратегические цели фирмы [5].

Библиографический список

1. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы. - М: Финансы и статистика, 2011.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2013.

3. Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. - М: МВЦ «Айтолан», 2013.

4. Калужский М. Товарная политика в маркетинге [Текст] // Центр дистанционного образования «Элитариум». Режим доступа: http://www.elitarium.ru. (Дата обращения:25.11.2015г.)

5. Маркетинг: общий курс [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Изд-во Омега-Л, 2009. - 476 с.

6. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: БГЭУ, 2011.

7. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. - М.: Экономическая школа, 2002.

8. Отчет о прибылях и убытках ООО «Агрофирма Юбилейная» за 2012,2013,2014 года - Дубенки, ООО «Агрофирма Юбилейная».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.