Научная статья на тему 'Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ'

Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ANTI-DRUG WORLDVIEW / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ANTI-DRUG CULTURE / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ANTI-DRUG EDUCATION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSON'S SPIRITUAL CULTURE / ANTI-DRUG GUIDELINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна, Шинкевич Владимир Ефимович

В статье представлен философский анализ проблемы формирования антинаркотического мировоззрения личности в условиях современного социума. Значимое место отводится рассмотрению основных факторов формирования антинаркотического мировоззрения, в том числе духовности, анализируется феномен ответственности как одной из ее составляющих, обращается внимание на то, что суд совести гораздо действеннее любого социального контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of anti-drug worldview: social and philosophical analysis

The article considers the philosophical analysis of the problem of formation of person’s anti-drug worldview in modern society. The important place is given to the examination of the main factors in formation of anti-drug worldview, including the spirituality, the phenomenon of the responsibility as its main component is analyzed; special attention is given to the fact that the bar of conscience is more effective than any social control.

Текст научной работы на тему «Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ»

Человек и общество

Н.В. МАСЛОДУДОВА кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России

В.Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России*

Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ

Несмотря на предпринимаемые обществом, его специализированными институтами усилия угроза распространения наркомании, наркотизации населения многими гражданами по-прежнему осознана недостаточно. Кроме того за два десятка лет наркомания в России из относительно редкого порока больших социально-территориальных образований превратилась в одну из серьезнейших угроз национальной безопасности. В этой связи в контексте современного противодействия наркомании должно формироваться осознание данной проблемы как обществом в целом, так и каждым человеком, поскольку борьба с наркоманией начинается с личностного неформального примера, личностного отношения к данной форме отклоняющегося поведения, с таких агентов и институтов социализации

* Маслодудова Наталья Владимировна, e-mail: nata.maslodudova@yandex.ru; Шинкевич Владимир Ефимович, e-mail: vlashink@yandex.ru

личности, как родители, друзья, знакомые, сверстники, а также семья, школа, вуз, производственный и досуговый секторы жизнедеятельности. Наркомания - это не только рост количественных показателей, но и изменения в ценностных ориентациях, стереотипах сознания и поведения населения. Моральный ущерб, который наносит данное негативное социальное явление российскому обществу, вообще не поддается никакому подсчету. В этой ситуации особое значение приобретает формирование у человека антинаркотического мировоззрения, которое представляет собой элемент системы общественного мировоззрения или мировоззрения отдельной личности, включающий в себя идейные представления, жизненные установки, мотивы, принципы, связанные с формированием духовно-нравственного иммунитета и нетерпимости к потреблению и распространению наркотиков.

При рассмотрении данного вопроса наряду с понятием «антинаркотическое мировоззрение» в современной литературе употребляются такие понятия, как «антинаркотическая установка», «здоровый образ жизни», «антинаркотическая культура», «антинаркотическое воспитание». В указанном многообразии понятий важно определиться во взаимосвязи их определений, чтобы не оказаться, по выражению Ф. Бэкона, в плену «идолов рынка». Неправильное употребление понятий или подмена одних понятий другими часто приводит к непониманию сущности проблемы, искажениям в восприятии и как следствие неадекватности в выборе средств противостояния ей.

Понятие «антинаркотическая установка», по определению В.В. Аршиновой1, представляет собой один из видов многоуровневой установки, закрепляющей алгоритм обеспечения человека личностными ресурсами в условиях ясности сознания. Синонимом антинаркотической установки является здоровый образ жизни.

С точки зрения деятельностного подхода культура в широком смысле - это любая деятельность людей, любое их поведение и поступки. Исходя из этого, говоря об антинаркотической культуре, следует иметь в виду деятельность людей, направленную на здоровый образ жизни (сформиро-

1 См.: Поляков В.А. Моделирование системы здорового образа жизни: модель успеха. Минск, 2000, с. 9.

ванную антинаркотическую установку), в котором находит свое выражение антинаркотическое мировоззрение. Средством формирования и развития антинаркотического мировоззрения выступает антинаркотическое воспитание.

Таким образом, взаимосвязь между указанными выше понятиями представляется следующим образом: антинаркотическое воспитание является средством формирования антинаркотического мировоззрения, которое в свою очередь определяет антинаркотическую установку (здоровый образ жизни), реализующуюся через антинаркотическую культуру. При этом влияние мировоззрения и культуры друг на друга является взаимообусловленным. Образно говоря: «Мировоззрение пронизывает собой все содержание сознания, влияет на подсознательное и бессознательное в человеческой психике. И в свою очередь, всем своим содержанием человеческое сознание, его психика форми-

1

руют мировоззренческие устои человека» .

Кроме того необходимо понимать, что антинаркотическое мировоззрение является составной частью мировоззрения в целом, антинаркотическая культура - элемент общей культуры, а антинаркотическое воспитание - составная часть целостной системы воспитания, охватывающей все этапы социализации личности. Поэтому нельзя делать из антинаркотического мировоззрения отдельную сферу, которой можно заниматься совершенно изолированно, и наоборот, нельзя делать из антинаркотического мировоззрения универсальный фундамент для всего личного и социального развития человека. Только целостная система мировоззрения необходима личности в изучении окружающего мира и в формировании ее культуры, выработке социально значимых ценностей.

Различные способы формирования мировоззрения обуславливают разные его уровни в зависимости от степени развитости, от его содержания и направленности, а также в зависимости от степени его самостоятельности. Вместе с тем несмотря на все различия между людьми есть ценности и представления, которые их объединяют. К таковым, например, можно отнести долг, ответственность, гуманизм, достоинство, патриотизм, благополучие и т.п. В формиро-

1 Мировоззрение и гуманитарное знание. [Электронный ресурс]: http://philosophy.mitht.ru/mirovozzrenie.htm

вании представлений об этих понятиях мы стремимся к некой универсальности, чтобы иметь возможность общаться и взаимодействовать. В этой универсальности ценностей и представлений мировоззрение выступает как духовная характеристика человека. Как справедливо отмечает П. Зорин, «при сформированном духовном мировоззрении у человека не возникает проблем в выборе пути и средств, которые он будет использовать в своей работе. Тогда ... любые действия человека, отношение к любой реальности будут практикой на духовном пути»1. Мировоззрение в такой его характеристике, как объективность, самостоятельность, действенность, т.е. способность воплощаться в волевые импульсы - является мерилом развитости личности.

Мировоззрение человека формируется под влиянием комплекса факторов, охватить которые не представляется возможным хотя бы потому, что сам человек - это особый сложный, многообразный мир, познание которого бесконечно. «Природный ум, склад ума, жизненный опыт человека, место в жизни, образованность и многое другое, в том числе и случайные стечения обстоятельств - все вместе в совокупности влияют на формирование мировоззрения че-ловека»2. В данной статье для нас важно определить, какую роль среди факторов формирования мировоззрения занимает духовность.

В истории развития философской мысли сложилось устойчивое представление о том, что начало человеческой гармонии заключено в духовной культуре личности, которую осмысливают как внутреннюю духовную сущность человека и в которой усматривают силу, обеспечивающую человеку его активное действующее начало.

Духовная культура воспринимается как проявление определенных личностных качеств и всегда несет в себе черты индивидуальности. Учитывая это, мы можем сказать, что духовная культура личности - это деятельность личности, направленная на присвоение общественных отношений в виде знаний, умений и образов, имеющих ценностную окраску, и активность личности, связанная с преобразованием самих общественных отношений.

1 Зорин П. О формировании мировоззрения. [Электронный ресурс]: http://soznanie.spb.su

Мировоззрение и гуманитарное знание. [Электронный ресурс]: http://philosophy.mitht.ru/mirovozzrenie.htm

Духовная культура личности должна включать в себя определенные мировоззренческие и социально-психологические качества личности, ее внутреннюю свободу и раскрепощенность вместе с чувством социальной ответственности и разумного самоограничения.

Такое понимание связано с рассмотрением духовности как характеристики внутреннего мира человека, определяемого гносеологической потребностью «для себя» и социальной потребностью «для других», являющимися высшими потребностями личности. Первая потребность связана с поиском истины, самостоятельностью мысли, независимостью суждений, чувством собственного достоинства. Вторая - с бескорыстием, альтруизмом, способностью к сочувствию, состраданию и жертвенности. Учитывая, что духовность представляет собой диалектическое единство этих двух видов потребностей, ее можно рассматривать как способ соединения образа мира с нравственным законом личности. Человек духовен в той степени, в какой вышеуказанные потребности становятся доминантами его поступков и поведения.

Таким образом, можно сказать, что духовность - это способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности.

И. Ильин писал: «... внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, Родину, государство, частную собственность, науку и искусство»1. Именно поэтому, будучи качественной характеристикой идеального бытия людей, духовность представляет собой основу антинаркотической установки личности (здорового образа жизни), так как фиксирует своеобразное состояние социальной активности личности, постоянно побуждающее ее к поиску соответствующих форм общественной самореализации. В процессе постоянного развития

1 Ильин И. Собр. соч. В 10 т. М., 1993, т. 1, с. 70.

личности все большее значение приобретают ее внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей, и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения начинает стимулировать постановку новых значимых целей.

Мировоззрение, определяющее антинаркотическую установку личности, отражает систему жизненных ценностей, общепризнанную различными слоями общества и гарантирующую духовное и душевное здоровье. Такая система ценностей способна сформировать у человека активное неприятие образа жизни в различного вида зависимостях. Согласно наблюдениям зависимостям подвержены и малые дети, и молодежь, и трудоспособная часть населения, и умудренные опытом старцы. Более того, зависимость, как правило, «не ходит одна», она актуализирует сопутствующие проблемы, зачастую еще более опасные, чем само пристрастие к чему-либо или кому-либо, аккумулирует эти опасности, приводит не только к социальной дезинтеграции личности, но очень часто к ее физическому разрушению.

Для формирования антинаркотического мировоззрения как составной части целостной системы мировоззрения человека необходимы три фактора: первый из них - это собственный опыт, второй - соответствующие образцы, предлагаемые обществом, и третий - информация. Роль духовности личности, сформировавшейся в процессе собственного опыта, оказывается определяющей именно в выборе предлагаемых образцов и информации.

Особое значение это приобретает в условиях мировоззренческого кризиса, когда, например, под влиянием общественных процессов происходит разрушение прежнего мировоззрения, а новое еще не сформировано. В такой ситуации духовность помогает восстановить мировоззренческую целостность личности и не позволяет заполнить ее место химическими или духовными суррогатами (алкоголем, наркотиками, мистикой, сектантством и т.п.).

Непростая демографическая ситуация в современной России ставит проблему оздоровления нации и формирования здорового образа жизни населения в один ряд с такими ценностями, как обновление общества на социально-эко-

номическом уровне и совершенствование политической системы. Кроме того в изменившейся за последний год международной обстановке вопрос здорового поколения приобретает характер национальной безопасности. Здоровый образ жизни есть «многоуровневая система отношений субъекта и окружающего мира, поэтапно формируемая на основе универсальных закономерностей как наиболее эффективной направленности развития при создании субъектом комплекса прямых и обратных причинных связей»1. А.П. Бызов отмечает, что применительно к человеку система здорового образа жизни характеризуется отношениями в пространстве жизни человека и его проживанием во времени, когда инволюционно-эволюционная цикличность поэтапного формиро-

-2

вания личности становится определяющей .

Организация антинаркотической профилактической деятельности, которая входит в систему воспитательной работы, направлена на формирование социокультурного пространства, которое предполагает объединение всех здоровых, интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов с целью формирования активного, адаптивного, высокофункционального жизненного стиля, проявляющегося в культуре общества и отдельного человека. Формирование антинаркотического мировоззрения не может осуществляться в отрыве от формирования ценностей, связанных с чувством собственного достоинства, патриотизма, национальной гордости и в целом норм обыденного поведения, принимаемых всем обществом в силу их здравого смысла. Г.Р. Галиева и Р.Р. Бакирова предлагают следующие ценности антинаркотического мировоззрения: достоинство, ответственность и благополучие. «Достойный человек - это человек, обладающий такими моральными качествами, которые позволяют ему быть уважаемым и уважающим себя, а значит человеком,

1 Поляков В.А. Моделирование системы здорового образа жизни: модель успеха, с. 9.

2 См.: Бызов А.П. Мировоззренческие аспекты основ здорового образа жизни. Красноярск, 2001.

верящим в себя. Ему не требуется мира иллюзий, его чувства не требуют искусственного допинга»1.

Достоинство человека, основу которого во многом закладывает духовность, проявляется в следовании свободно избранным высшим ценностям жизни среди всего многообразия предлагаемых образцов. «Не становитесь холопом другого человека. Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав, не делайте долгов (если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть). Не принимайте благодеяний. Не становитесь прихлебателями или льстецами. Тогда, -говорит И. Кант, - вы сохраните свое достоинство»2. Чувство достоинства, проявляющееся в умении сделать выбор, демонстрирует степень духовной свободы человека.

Говоря об ответственности как ценности антинаркотического мировоззрения, Г.Р. Галиева и Р.Р. Бакирова обращают внимание на то, что «ответственность - это готовность взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу.... Уход от ответственности в мир иллюзий - это игнорирование ответственности и перед законом, и перед близкими людьми, и, в конечном счете, перед собой»3. Ж.-П. Сартр отмечал, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Именно поэтому ответственность вытекает из такой ценности, как достоинство. При этом прочность и устойчивость ответственности перед обществом или законом во многом зависит от такого фундаментального свойства личности, как совесть, отражающая ответственность за себя и близких перед самим собой.

Совесть можно считать главной духовной ценностью, определяющей жизнь человека в обществе и государстве, о наличии которой говорит чувство стыда. «Совесть есть инстинкт сообразовать себя самого с моральными законами. У нас есть способность оценивать нас самих согласно моральным законам; этой способностью мы можем пользоваться по произволу. Совесть же обладает влекущей

1 Галиева Г.Р., Бакирова Р.Р. К благополучию - через достоинство и ответственность // О мерах, путях и методах социальной защиты населения от негативного воздействия наркомании в субъектах РФ: Межрегиональная научно-практическая Интернет-конференция. [Электронный ресурс]: htt: // conf.gnkrb.ru

2 Цит. по: Гулыга А. Кант. М., 1981, с. 160.

3 Галиева Г.Р., Бакирова Р.Р. Указ. соч.

властью вызывать нас на суд против нашей собственной воли по поводу правомерности или неправомерности наших действий... Совесть представляет в нас божественный суд: во-первых, потому, что она оценивает наши настроения и поступки по святости и чистоте закона; во-вторых, потому, что мы не можем обмануть ее; и, наконец, в-третьих, потому, что мы не можем уклониться от нее, ибо она, подобно божественному вездесущию, предстоит нам»1. Исходя из этого понятно, что суд совести гораздо действеннее любого социального контроля и внешнего осуждения. «Изо всех земных существ один человек может относиться к себе самому критически. Мы себя судим, а при суде разумом, добросовестном. размышление указывает нам на всегдашний и всеобщий факт нашего несовершенства, а совесть говорит, что этот факт не есть для нас только внешняя необходимость, а зависит также и от нас самих»2.

Чувство достоинства и ответственности обеспечивает гармонию человека с самим собой и служит основанием для взаимодействия с другими людьми, потому что человеку ни с кем не будет хорошо, если ему плохо с самим собой. Эвдемонистическая направленность как ощущение счастливой жизни лежит в основе благополучия человека, измеряемого чаще всего не материальными ценностями, а благополучием своего интеллектуального и физического состояния, духовного и душевного здоровья.

Антинаркотическое мировоззрение, в основе которого лежат такие ценности, как достоинство, ответственность и благополучие личности, помогает человеку созидать свою жизнь, находя смысл в реализации своего творческого потенциала через ее подлинное многообразие. Формирование такого мировоззрения осуществляется посредством целостной системы воспитания человека, направленной на развитие духовности, составляющей его основу.

Маслодудова Н.В., Шинкевич В.Е. Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ. В статье представлен философский анализ проблемы формирования антинаркотического мировоззрения личности в условиях современного социума. Значимое место отводится рас-

1 Кант И. Лекции по этике. М., 2000, с. 129, 132.

2 Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. Соч. В 2 т. М., 1998, т. 2, с. 629.

смотрению основных факторов формирования антинаркотического мировоззрения, в том числе духовности, анализируется феномен ответственности как одной из ее составляющих, обращается внимание на то, что суд совести гораздо действеннее любого социального контроля.

Ключевые слова: антинаркотическое мировоззрение, антинаркотическая установка, антинаркотическая культура, антинаркотическое воспитание, духовность, духовная культура личности.

Maslodudova N.V., Shinkevich V.Ye. Formation of anti-drug worldview: social and philosophical analysis. The article considers the philosophical analysis of the problem of formation of person's antidrug worldview in modern society. The important place is given to the examination of the main factors in formation of anti-drug worldview, including the spirituality, the phenomenon of the responsibility as its main component is analyzed; special attention is given to the fact that the bar of conscience is more effective than any social control.

Key words: anti-drug worldview, anti-drug guideline, anti-drug culture, anti-drug education, spirituality, person's spiritual culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.