УДК 316.2+316.37
Наталья Владимировна МАСЛОДУДОВА,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент
РОЛЬ ДУХОВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
THE ROLE OF SPIRITUALITY IN THE FORMATION OF ANTI-DRUG WORLDVIEW
На основе анализа понятий и взаимосвязи между ними определяется роль духовности в формировании антинаркотического мировоззрения.
The role of spirituality in the formation of anti-drug worldview on the basis of analysis of notions and their correlation is defined in the following article.
Ключевые слова: антинаркотическое мировоззрение, антинаркотическая установка, антинаркотическая культура, антинаркотическое воспитание, духовность, духовная культура личности.
Keywords: anti-drug worldview, anti-drug aim, anti-drug culture, anti-drug education, spirituality, spiritual culture of a person.
Антинаркотическое мировоззрение представляет собой элемент системы общественного мировоззрения или мировоззрения отдельной личности, включающий в себя идейные представления, жизненные установки, мотивы, принципы, связанные с формированием духовно-нравственного иммунитета и нетерпимостью к потреблению и распространению наркотиков.
При рассмотрении данного вопроса наряду с термином "'антинаркотическое мировоззрение" в современной литературе употребляют такие понятия, как "антинаркотическая установка" , " здоровый образ жизни", "'антинаркотическая культура", "'антинаркотическое воспитание".
В указанном многообразии понятий важно определиться во взаимосвязи определений, чтобы не оказаться, по выражению Ф. Бэкона, в плену "идолов рынка".
Неправильное употребление понятий или подмена одних другими часто приводят к непониманию сущности проблемы.
Антинаркотическая установка, по определению В.В. Аршиновой [1], представляет собой один из видов многоуровневой установки, закрепляющей алгоритм обеспечения человека личностными ресурсами в условиях ясности сознания. Синонимом антинаркотической установки является здоровый образ жизни.
С позиции деятельностного подхода культура в широком смысле - это любая деятельность людей, это любое их поведение и поступки. Исходя из этого, говоря об антинаркотической культуре, следует иметь в виду деятельность людей, направленную на здоровый образ жизни (сформированную антинаркотическую установку), в котором находит свое выражение антинаркотическое мировоззрение. Средством форми-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
рования и развития антинаркотического мировоззрения выступает антинаркотическое воспитание.
Таким образом, взаимосвязь между указанными выше понятиями представляется следующим образом: антинаркотическое воспитание является средством формирования антинаркотического мировоззрения, которое, в свою очередь, определяет антинаркотическую установку (здоровый образ жизни), реализующуюся через антинаркотическую культуру. При этом влияние мировоззрения и культуры друг на друга является взаимообусловленным. "Мировоззрение пронизывает собой все содержание сознания, влияет на подсознательное и бессознательное в человеческой психике. И в свою очередь, всем своим содержанием человеческое сознание, его психика формируют мировоззренческие устои человека" [10].
Кроме того, необходимо понимать, что антинаркотическое мировоззрение является составной частью мировоззрения в целом, антинаркотическая культура - элемент общей культуры, а антинаркотическое воспитание - составная часть целостной системы воспитания, охватывающей весь этап социализации личности.
Учитывая вышеуказанное, необходимо понимать, что нельзя делать из антинаркотического мировоззрения отдельную сферу, которой можно заниматься совершенно изолированно, и, наоборот, нельзя делать из антинаркотического мировоззрения универсальный фундамент для всего личного и социального развития человека. Только целостная система мировоззрения закладывает старт личности в изучении окружающего мира и в формировании ее культуры.
Различные способы формирования мировоззрения обуславливают различные его уровни в зависимости от степени развитости, содержания и направленности, а также степени его самостоятельности. Вместе с тем, несмотря на различия между людьми, есть ценности и представления, которые их объединяют. К таковым, например, можно отнести долг, ответственность, гума-
низм, достоинство, патриотизм, благополучие и т.п. В формировании представлений об этих понятиях мы стремимся к некой универсальности, чтобы иметь возможность общаться и взаимодействовать. В этой универсальности ценностей и представлений мировоззрение выступает как духовная характеристика человека. Как справедливо отмечает П. Зорин, "при сформированном духовном мировоззрении у человека не возникает проблем в выборе пути и средств, которые он будет использовать в своей работе. Тогда практически любые действия человека, отношение к любой реальности будут практикой на духовном пути" [5]. Мировоззрение в такой его характеристике, как объективность, самостоятельность, действенность, то есть способность воплощаться в волевые импульсы, является мерилом развитости личности.
Мировоззрение человека формируется под влиянием целого комплекса факторов, охватить которые не представляется возможным хотя бы потому, что сам человек - это особый сложный, многообразный мир, познание которого бесконечно. "Природный ум, склад ума, жизненный опыт человека, место в жизни, образованность и многое другое, в том числе и случайные стечения обстоятельств, - все вместе в совокупности влияет на формирование мировоззрения человека" [10]. В данной статье для нас важно определить, какую роль среди факторов формирования мировоззрения занимает духовность.
В истории развития философской мысли сложилось устойчивое представление о том, что начало человеческой гармонии заключено в духовной культуре личности, которую осмысливают как внутреннюю духовную сущность человека и в которой усматривают силу, обеспечивающую человеку активное действующее начало.
Духовная культура воспринимается как проявление определенных личностных качеств и всегда несет в себе черты индивидуальности. Учитывая это, мы можем сказать, что духовная культура личности - это деятельность личности, направленная на присвоение общественных отношений в
виде знаний, умений и образов, имеющих ценностную окраску, и активность личности, связанная с преобразованием самих общественных отношений.
Духовная культура личности должна включать в себя определенные мировоззренческие и социально-психологические качества личности, внутреннюю свободу и раскрепощенность личности вместе с чувством социальной ответственности и разумного самоограничения.
Такое понимание связано с рассмотрением духовности как характеристики внутреннего мира человека, определяемого гносеологической потребностью "для себя" и социальной потребностью "для других", являющимися высшими потребностями личности. Первая потребность связана с поиском истины, самостоятельностью мысли, независимостью суждений, чувством собственного достоинства. Вторая - с бескорыстием, альтруизмом, способностью к сочувствию, состраданию и жертвенности. Учитывая, что духовность представляет собой диалектическое единство этих двух видов потребностей, ее можно рассматривать как способ соединения образа мира с нравственным законом личности. Человек духовен в той степени, в какой вышеуказанные потребности становятся доминантами его поступков и поведения.
Таким образом, можно сказать, что духовность - это способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое "Я", и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности.
И. Ильин писал: "... внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, Родину, государство, частную собственность, науку и искусство" [7, с. 70].
Именно поэтому, будучи качественной характеристикой идеального бытия людей, духовность представляет собой основу антинаркотической установки личности (здорового образа жизни), так как фиксирует своеобразное состояние социальной активности личности, постоянно побуждающее ее к поиску соответствующих форм общественной самореализации. [9] В процессе постоянного развития личности все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей, и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения начинает стимулировать постановку новых значимых целей.
Мировоззрение, определяющее антинаркотическую установку личности, отражает систему жизненных ценностей, общепризнанную различными слоями общества и гарантирующую духовное и душевное здоровье. Такая система ценностей способна сформировать у человека активное неприятие образа жизни в различного вида зависимостях. "Понятие "зависимость (ад-дикция)" сложно определить, и использование этого термина довольно противоречиво, вместе с тем центральным в этом определении является все же зависимость от веществ или видов деятельности" [14]. Как справедливо отмечают В.Е. Шинкевич и Т.В. Куприянчик, "зависимостям подвержены и малые дети, и молодежь, и трудоспособная часть населения, и умудренные опытом старцы. <...> Зависимость, как правило, "не ходит одна", она актуализирует сопутствующие проблемы, зачастую еще более опасные, чем само пристрастие к чему-либо или кому-либо, аккумулирует эти опасности, приводит не только к социальной дезинтеграции личности, но очень часто к ее физическому разрушению" [13].
Для формирования антинаркотического мировоззрения как составной части целостной системы мировоззрения человека
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
необходимы три фактора. Первый из них - это собственный опыт, второй - соответствующие образцы, предлагаемые обществом, и третий - информация. Роль духовности личности, сформировавшейся в процессе собственного опыта, оказывается определяющей именно в выборе предлагаемых образцов и информации.
Особое значение это приобретает в условиях мировоззренческого кризиса, когда, например, под влиянием общественных процессов происходит разрушение прежнего мировоззрения, а новое еще не сформировано. В такой ситуации духовность помогает восстановить мировоззренческую целостность личности и не позволяет заполнить ее место химическим или духовным суррогатами (алкоголем, наркотиками, мистикой, сектантством и т.п.).
Непростая демографическая ситуация в современной России ставит проблему оздоровления нации и формирование здорового образа жизни населения в один ряд с такими ценностями, как обновление общества на социально-экономическом уровне и совершенствование политической системы. Кроме того, в изменившейся за последний год международной обстановке вопрос здорового поколения приобретает характер национальной безопасности. Здоровый образ жизни есть "многоуровневая система отношений субъекта и окружающего мира, поэтапно формируемая на основе универсальных закономерностей как наиболее эффективной направленности развития при создании субъектом комплекса прямых и обратных причинных связей" [11, с. 9]. А.П. Бызов отмечает, что применительно к человеку система здорового образа жизни характеризуется отношениями в пространстве жизни человека и его проживанием во времени, когда инволюционно-эволюционная цикличность поэтапного формирования личности становится оп-ределяющей.[2]
Организация антинаркотической профилактической деятельности, которая входит в систему воспитательной работы, направлена на формирование социокульту-рального пространства, которое предпола-
гает объединение всех здоровых, интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов с целью формирования активного, адаптивного, высокофункционального жизненного стиля, проявляющегося в культуре общества и отдельного человека. Формирование антинаркотического мировоззрения не может осуществляться в отрыве от формирования ценностей, связанных с чувством собственного достоинства, патриотизма, национальной гордости и в целом норм обыденного поведения, принимаемого обществом. Г.Р. Галиева и Р.Р. Бакирова предлагают следующие ценности антинаркотического мировоззрения: достоинство, ответственность и благополучие. "Достойный человек - это человек, обладающий такими моральными качествами, которые позволяют ему быть уважаемым и уважающим себя, а значит, человеком, верящим в себя. Ему не требуется мира иллюзий, его чувства не требуют искусственного допинга" [3]. Достоинство человека, основу которого во многом закладывает духовность, проявляется в следовании свободно избранным высшим ценностям жизни среди всего многообразия предлагаемых образцов. "Не становитесь холопом другого человека. Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав, не делайте долгов (если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть). Не принимайте благодеяний. Не становитесь прихлебателями или льстецами. Тогда, говорит И. Кант, вы сохраните свое достоинство" [4, с. 160]. Чувство достоинства, проявляющееся в умении сделать выбор, демонстрирует степень духовной свободы человека.
Говоря об ответственности как ценности антинаркотического мировоззрения, Г.Р. Галиева и Р.Р. Бакирова обращают внимание на то, что "ответственность - это готовность взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу. <...> Уход от ответственности в мир иллюзий - это игнорирование ответственности и перед законом, и перед близкими людьми, и, в конечном счете перед собой" [3].
Ж.-П. Сартр отмечал, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.[6] Именно поэтому ответственность вытекает из такой ценности, как достоинство. При этом прочность и устойчивость ответственности перед обществом или законом во многом зависит от такого фундаментального свойства личности, как совесть, отражающая ответственность за себя и близких перед самим собой. Совесть можно считать главной духовной ценностью, определяющей жизнь человека в обществе и в государстве, о наличии которой говорит чувство стыда. "'Совесть есть инстинкт сообразовать себя самого с моральными законами. <...> У нас есть способность оценивать нас самих согласно моральным законам; этой способностью мы можем пользоваться по произволу. Совесть же обладает влекущей властью вызывать нас на суд против нашей собственной воли по поводу правомерности или неправомерности наших действий. <...> Совесть представляет в нас божественный суд: во-первых, потому что она оценивает наши настроения и поступки по святости и чистоте закона; во-вторых, потому что мы не можем обмануть ее; и, наконец, в-третьих, потому что мы не можем уклониться от нее, ибо она, подобно божественному вездесущию, предстоит нам" [8]. Исходя из этого, понятно, что суд совести гораздо действеннее любого социального контроля и внешнего осуждения. "Изо всех земных существ один человек может отно-
ситься к себе самому критически. <...> Мы себя судим, а при суде разумном, добросовестном и осуждаем. <...> Размышление указывает нам на всегдашний и всеобщий факт нашего несовершенства, а совесть говорит, что этот факт не есть для нас только внешняя необходимость, а зависит также и от нас самих" [12, с. 629].
Чувство достоинства и ответственности обеспечивает гармонию человека с самим собой и служит основанием для взаимодействия с другими людьми, потому что человеку ни с кем не будет хорошо, если ему плохо с самим собой. Эвдемонистическая направленность как ощущение счастливой жизни лежит, по мнению Г.Р. Галиевой и Р.Р. Бакировой, в основе благополучия человека. "Благополучный человек - это человек, измеряющий комфорт своей жизни не материальными ценностями (хотя и не игнорирует их), а благополучием своего умственного и физического состояния, своего духовного и душевного здоровья" [3].
Антинаркотическое мировоззрение, в основе которого лежат такие ценности, как достоинство, ответственность и благополучие личности, помогает человеку созидать свою жизнь, находя смысл в реализации своего творческого потенциала через ее подлинное многообразие. Формирование такого мировоззрения осуществляется посредством целостной системы воспитания человека, направленного на развитие духовности, составляющей его основу.
Библиографический список
1. Аршинова, В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков : автореферат дис. ... канд. психол. наук / В.В. Аршинова. - М., 2004.
2. Бызов, А.П. Мировоззренческие аспекты основ здорового образа жизни / А.П. Бызов. - Красноярск, 2001.
3. Галиева, Г.Р. К благополучию - через достоинство и ответственность / Г.Р. Галие-ва, Р.Р. Бакирова // О мерах, путях и методах социальной защиты населения от негативного воздействия наркомании в субъектах РФ : межрегиональная научно-практическая Интернет-конференция. - URL: http://conf.gnkrb.ru.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России —
4. Гулага, А. Кант / А. Гулага. - М., 1981.
5. Зорин, П. О формировании мировоззрения / П. Зорин. - URL: http://soznanie.spb.su.
6. Зотов, А.Ф Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Проблематика свободы и ответственности личности / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль // Западная философия XX века. - URL: http://society.polbu.ru.
7. Ильин, И. Собр. соч. : в 10 т. / И. Ильин. - М., 1993. - Т.1.
8. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. - М., 2000.
9. Маслодудова, Н.В. Духовность как основа формирования антинаркотической установки личности / Н.В. Маслодудова // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : национальный и международный уровни : материалы XVII международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск, 2014.
1 0. Мировоззрение и гуманитарное знание [Электронный ресурс]: URL: http://philosophy.mitht.ru/mirovozzrenie.htm.
11. Поляков, В.А. Моделирование системы здорового образа жизни: модель успеха / В.А. Поляков. - Мн., 2000.
12. Соловьев, В.С. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьев // Соч. : в 2 т. - М., 1998. - Т. 2.
13. Шинкевич, В.Е. Феномен наркотической и других зависимостей как проблема социологического исследования /В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН. - 2014. - № 1.
14. Alavi S.S., Ferdosi M., Jannatifard F., Eslami M., Alaghemandan H., Setare M.. Behavioral Addiction versus Substance Addiction: Correspondence of Psychiatric and Psychological Views // International Journal of Preventive Medicine. - 2012. - April. - №3(4): P. 290-294. - URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3354400.