ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В. П. Соломин
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Президент России В. В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России 5 марта 2013 г., подчеркнул, что безопасность людей, защита их прав, подавление криминальных угроз для экономики, очищение власти от коррупции — это важнейшие условия развития нашей страны1. Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Коррупция однозначно воспринимается как социальное зло, с которым необходимо бороться и которое необходимо искоренять. Происходит это не только в России, но и во всем мире. С формированием новых глобальных структур власти и управления все больше раздается требований к прозрачности их деятельности. Это требование распространяется также и на государственные и региональные органы власти. Пораженные коррупцией государственные и муниципальные служащие, сотрудники правоохранительных органов не могут эффективно выполнять свои обязанности, служебные полномочия и функции. В этой связи коррупция была и еще остается сегодня одним из главных препятствий на пути осуществления социально-экономических реформ. Следовательно, ее можно назвать одной из причин современного экономического, политического, социального и духовно-нравственного глобального кризиса, охватившего все страны и континенты. Борьба с коррупцией сегодня стала объектом международной координации. Не только крупные международные организации, но и иные, в том числе коммерческие транснациональные, структуры включены в антикоррупционную деятельность, создаются и подписываются международные соглашения в данной сфере.
Трудности в борьбе с коррупцией связаны с тем, что существуют разные ее уровни, и на каждом из них необходимо принимать определенные меры. Часто происходит борьба с коррупционными проявлениями лишь на одном уровне, что ведет к недоверию со стороны людей. Следовательно, антикоррупционные меры необходимо проводить в совокупности на всех уровнях. Так, выделяется три уровня: низовой (бытовой) — на уровне самого гражданского общества (как правило, выражается во взяточничестве в небольших размерах в органах образования, здравоохранения и т. п.), коррупция чиновников и политическая коррупция (то есть попытка осуществить влияние на отдель-
1 Официальный сайт Президента Российской Федерации//Ьйр://кгетНп.ги/пе'№8/17631
110
ные стороны государственной политики с целью получения личных выгод, в том числе и для отдельной корпорации).
Рост цен, обнищание, коррупция попали в тройку самых острых проблем России, по мнению опрошенных Левада-Центром граждан (23-26 августа 2013 г.). Около 40% опрошенных говорят о засилье коррупции. Эта проблема тоже становится все острее. Так, в 2005 г. коррупция и взяточничество беспокоила 24% опрошенных1 (на первом месте — рост цен и обнищание населения). Также большое количество названных проблем частично связаны с проблемой коррупции, например: произвол чиновников (14%), слабость государственной власти (9%), невозможность добиться правды в суде (7%)2.
На основе результатов социологических исследований можно сделать вывод о том, что общество видит два основных источника коррупции: правовую менталь-ность российских граждан и проблемы в построении системы государственной власти. 20-24 июня 2013 г. Левада-Центром был проведен соответствующий опрос3. 22% опрошенных считают, что само общество виновато в широком распространении взяточничества и других проявлений коррупции («таковы особенности нашего народа, люди у нас не привыкли жить честно»). 52% опрошенных обвиняют государство. 18% считают, что коррупция связана с переходным периодом, переживаемым нашим обществом и государством. Похожие результаты показывают опросы других организаций, в частности правозащитных. Крупные независимые исследования уровня коррупции в России, например, проводились Фондом IDEM (Информатика для демократии). В качестве причин бытовой коррупции граждане называли, в частности:
- слабое правосознание;
- слабую юридическую грамотность;
- отсутствие сильного и справедливого государства;
- невозможность обратиться за помощью и защитой в правоохранительные органы;
- дефицит некоррупционных путей решения проблем;
- противоречивость и трудную выполнимость законодательства;
- карательный стиль работы контролирующих органов4.
Однако часто граждане не обращаются в правоохранительные органы или к руководителям организаций в случае коррупционного поведения по отношению к ним. Как государственные органы, так и общественные организации в России сходятся во мнении, что необходимо принимать меры по защите тех граждан, которые хотели бы сообщить о фактах коррупционных проявлений. В законах России (по примеру западных стран) должна быть предусмотрена охрана потерпевших и свидетелей по коррупционным делам. К вопросам, которые необходимо регламентировать локальными правовыми актами, в частности, следует отнести вопрос о порядке уведомления работодателя о фактах склонения к коррупционным правонарушениям. Если сотрудник сообщил о коррупции в своей организации, его не могут уволить или наказать. Гражданин, пожаловавшийся на правоохранительные органы, должен быть защищен законом от уголов-
1 http://www.levada.ru/04-09-2013/glavnaya-problema-naseleniya-nekhvatka-deneg
2 http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan
3 http://www.levada.ru/17-07-2013/prichiny-vzyatochnichestva
4 По материалам социологического исследования Фонда IDEM («Информатика для демократии») // http://www.anti-corr.ru/cipe/2007/2007indemopora.pdf
ного преследования. Имплементация таких норм в российское законодательство давно назрела.
Наличие эффективных механизмов защиты будет стимулировать граждан не только отказываться от предложений взятки, но и сообщать о лицах, ее предложивших. В связи с этим необходимо, в частности:
- закрепить требования конфиденциальности информации о личности заявителя;
- установить режим доступа к журналу входящей корреспонденции, содержащему данные, позволяющие идентифицировать личность заявителя;
- включить в этический кодекс государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации положение о том, что служащие и работники должны воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Вместе с тем необходимо отметить, что реальный уровень коррупции не всегда совпадает с мнением населения о ней. Не секрет, что сегодня в общественном мнении создается искаженный образ деятельности большого числа государственных органов власти, правоохранительных органах, судах. Когда население опрашивают о реальных ситуациях, складывающихся, например, в ходе судебного процесса, можно ли было отметить некоторые косвенные признаки коррупционного поведения судьи (например, «судья был явно предубежден против одной из сторон», «было ощущение, что судья был не вполне самостоятелен», «судье заранее было ясно решение, поэтому он вел процесс формально» или «судья систематически игнорировал аргументы и ходатайства одной из сторон»), то подавляющее большинство респондентов отвечает от-рицательно1.
Из этого можно сделать вывод, что на уровень бытовой коррупции влияют сложившиеся в общественном сознании стереотипы, которые формируются, в том числе СМИ. Следовательно, одним из путей борьбы с коррупционным сознанием граждан может являться формирование иных представлений. Как показывают результаты исследований, в общественном сознании уже сложилась необходимая для этого установка на необходимость честных отношений в сфере взаимодействия государства и общества. Одним из способов формирования такого нового сознания должно стать правовое воспитание и образование. Оно выступает в качестве меры профилактики коррупционного поведения, которое признается законодательством в качестве приоритетной меры в борьбе с коррупцией. В этом смысле трудно переоценить роль РГПУ им. А. И. Герцена в формировании правовой личности. Это связано с тем, что в педагогическом вузе происходит не только формирование профессионалов в области права, но и граждан, людей, уважающих закон, обладающих высокой правовой и общей культурой.
Меры гражданско-правового образования и воспитания, проводимые в РГПУ им. А. И. Герцена, значительно расширяют возможности по формированию антикоррупционных стереотипов поведения. Практически на всех факультетах Университета преподаватели юридического факультета проводят курс по правоведению и основам права. В рамках этих курсов преподаватели уделяют большое внимание вопросам противодействия коррупции, разъясняя основные положения Закона, а также действия, в случае если кто-то сталкивается с проявлениями коррупции. Юридический факультет организует различные одноразовые мероприятия по пропаганде антикоррупционного поведе-
1 Сатаров Г. Коррупция-14. С отчаянием // Ежедневный журнал [Электронный ресурс]: Шр:/^-л^.е^ги/?а=по1е&М=8750
ния. Такой тип разъяснительной работы должен осуществляться на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольных организаций и заканчивая организациями дополнительного образования.
В рамках тренингов, семинаров, а также при реализации основных образовательных программ на юридическом факультете преподаватели традиционно рассматривают такие вопросы, как: понятие взятки, незаконного вознаграждения, покушения на получение взятки, участие посредников, вымогательства взятки и других вопросов. Проводится информирование учащихся о том, какой тип поведения можно считать коррупционным, какие жесты и высказывания могут служить косвенным требованием взятки. Так, Министерство труда и социальной защиты в своих рекомендациях предлагает избегать следующих слов и выражений и жестов, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. «К числу таких выражений относятся, например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делать будем? " и т. д.»1. Также необходимо помнить о том, что обсуждение определенных тем также может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:
- «низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников служащего, работника;
- необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т. д»2.
Преподавательским коллективом юридического факультета под руководством известных как в России, так и за рубежом ученых-криминологов, специалистов в области уголовного, гражданского, международного права и гражданско-правового образования проводятся исследования в сфере формирования антикоррупционного поведения в гражданском обществе, формирования антикоррупционной культуры. В этот процесс включены все кафедры и лаборатории юридического факультета. Особенно нужно отметить роль юридической клиники, где студенты совместно с преподавателями осуществляют прием граждан по различным вопросам, в том числе с пострадавшими в результате коррупционного поведения. Здесь же происходит налаживание системы обратной связи со студентами, например, установление телефона доверия и размещение информации об опасности коррупции и возможности осуществить обращение в общедоступных местах.
В этой сфере РГПУ им. А. И. Герцена также постоянно сотрудничает с различными государственными органами и общественными организациями. Активное взаимодействие осуществляется с аппаратами уполномоченных по правам человека и детскими омбудсменами в регионах. Повышение уровня правосознания в обществе является одним из направлений деятельности ряда общественных объединений, например, Ас-
1 Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г. Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки [Электронный ресурс] :// http://www.rosmintrud.rU/docs/mintrud/employment/15
2 Там же.
социации юристов России, Ассоциации юридического образования, членом которой является РГПУ им. А. И. Герцена. Взаимодействие государства с гражданским обществом в данном направлении осуществляется посредством привлечения институтов гражданского общества к реализации антикоррупционных образовательных программ, организации экспертных обсуждений, содействия в предоставлении эфирного времени в информационно-коммуникационных сетях и т. д. Под антикоррупционной культурой можно понимать качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Антикоррупционная культура — это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции1.
Антикоррупционная культура каждого человека и общества в целом отражает гражданскую активность и содействует реализации прав, безопасности и правовой защиты. Воспитание такого типа культуры приведет к формированию уважения к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности. Важнейшей чертой антикоррупционной идеологии России должна стать нацеленность на формирование в общественном сознании моральных ценностей, национальной гордости и самосознания народа.
Антикоррупционная направленность правового воспитания и образования, осуществляемая в РГПУ им. А. И. Герцена, основана на повышении позитивного отношения к праву, его неукоснительному соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании представлений о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений. Так, у студентов формируется высокий уровень антикоррупционной культуры, которая является неотъемлемой частью правовой культуры.
В рамках формирования правовой культуры и антикоррупционного поведения в РГПУ им. А. И. Герцена разработана и реализуется Программа по формированию антикоррупционного поведения, формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры студентов и противодействию коррупционному поведению. В 2012/13 уч. г. создан Общественный совет по противодействию коррупции и формированию антикоррупционного мировоззрения. В основе деятельности Совета лежит план работы по созданию системы антикоррупционного образования в вузе и формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов, сотрудников и преподавателей университета.
К числу обязанностей Общественного совета относится: мониторинг работы всех структурных подразделений университета по профилактике и предотвращению коррупционного поведения; организация лекций и бесед со студентами по информированию и разъяснению нормативно-правовых актов, принятых в РФ и Санкт-Петербурге, по противодействию коррупционному поведению; проведение конференций, круглых столов, семинаров для различных категорий обучающихся и работников университета по обсуждению проблем коррупции, изучению ее социально-экономических, политических и нравственно-психологических причин и анализу системы мер по предотвраще-
1 Цит. по: Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]:// http://www.science-education.ru/109-9329. Дата обращения 15.10.2013.
нию коррупционного поведения и мышления; организация научно-практических конференций по гражданско-правовому образованию студенческой молодежи на уровне факультетов, институтов и университета в целом, его филиалов, включая и межфакультетские научно-практические мероприятия; анкетирование студентов и преподавателей с использованием ресурсов социологической лаборатории университета, криминологической лаборатории и лаборатории конфликтологии; проведение социологических опросов по проблемам коррупции и ее профилактике; широкое привлечение студенческой молодежи, магистрантов и аспирантов, обучающихся по программам правозащитной деятельности и школьной медиации, к просветительской работе в области пропаганды антикоррупционного поведения; координация работы юридической клиники и криминологической лаборатории юридического факультета по отслеживаю угроз коррупционного поведения со стороны преподавателей и сотрудников факультета; координация и организация совместной проектной, научно-практической и просветительской работы структурных подразделений университета. В РГПУ им. А. И. Герцена разработана система создания образовательных, морально-психологических барьеров коррупции.
РГПУ им. А. И. Герцена осуществляет мероприятия, направленные на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по данной проблематике, а также по правовому просвещению государственных служащих по антикоррупционной тематике. Юридический факультет взаимодействует с общественными и государственными организациями по профилактике коррупции, повышению теоретических знаний и практических навыков антикоррупционной деятельности. Также осуществляется успешное сотрудничество с Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу. ГСУ СК по Санкт-Петербургу периодически организует встречи со студентами юридического факультета и других факультетов. На этих встречах сотрудники ГСУ выступают не только в качестве представителей работодателя, но и информируют о результатах антикоррупционной деятельности, о рассмотрении уголовных дел, связанных с коррупцией. Эти встречи имеют большое значение.
Работа, проводимая в РГПУ им. А. И. Герцена по формированию основ правового поведения и противодействию коррупции, является частью общей задачи государства и общества по воспитанию нового взгляда на становление правовой культуры. Государство и общество не должны противодействовать друг другу, а для этого необходимо сформировать доверие граждан к государственной системе, к работе правоохранительных органов. Об этом неоднократно заявлял и Президент России В. В. Путин. «От того, насколько эффективно мы ведем работу по борьбе с коррупцией, зависит доверие граждан государственным структурам, что проецируется на стабильность самого государства и на его эффективность»1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/?frame=2
2. Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г. Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки [Электронный ресурс]:// http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/15
1 Официальный сайт Президента Российской Федерации //http://news.kremlin.ru/news/17631/print
115
3. Официальный сайт Президента Российской Федераци // Расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры 5 марта 2013 г. // http://news.kremlin.ru/news/17631/print
4. Официальный сайт Президента Российской Федерации // Послание Президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. //http://www.kremlin.ru/news/17118
5. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) // www.levada.ru/
6. Фонд IDEM («Информатика для демократии») // http://www.anti-corr.ru/cipe/2007/2007 indemopora.pdf
7. Власенко М. А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 1.
8. Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]: http://www. science-education.ru/109-9329
9. Кожушко А. С. Коррупция общества, коррупция индивида // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6.
10. Лахман А. Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Власть и управление на востоке России. 2013. № 1.
11. Путин В. В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ», № 20/П (4805), 06.02.2012 [Электронный ресурс]:http://www.kommersant.ru/doc/1866753
12. Сатаров Г. Коррупция-14. С отчаянием // Ежедневный журнал [Электронный ресурс]: http://www.ej.ru/?a=note&id=8750
13. Тарасян А. Г. Сравнительный анализ динамики коррупции до и после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 5.
А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — ПУТЬ К СТАНОВЛЕНИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Борьба с коррупцией — историческое явление. Этому крайне негативному общественному явлению пытались противодействовать еще в Античности. На Руси коррупция также представляла собой угрозу нормальному развитию государства, а потому многие правители пытались предпринимать решительные меры по борьбе с этим социальным злом. Особенно можно отметить законодательство Петра Великого, направленное на борьбу с взяточничеством и другим преступным поведением государственных служащих. Сегодня эти вопросы стоят не менее остро. Президент России и Председатель Правительства, глава Следственного комитета и другие политические деятели постоянно напоминают нам о том, что коррупционное поведение представляет собой угрозу развития государства, а также серьезно принижает его роль и значение в международном общении с наиболее передовыми демократическими государствами, определяющими международную политику.
Конечно, коррупция — это общемировая проблема, однако борьба с ней сегодня стоит на первом месте во всех странах и международных организациях и объединениях. Во всем мире отмечается рост нетерпимости гражданского общества к государственным служащим, а также иным лицам, от чьих действий зависит реализация прав и свобод людей, которые неэтично ведут себя при исполнении своих обязанностей. Государство со своей стороны пытается принимать меры по противодействию такому пове-