Научная статья на тему 'Противодействие коррупции путь к становлению правового государства в современной России'

Противодействие коррупции путь к становлению правового государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1390
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции путь к становлению правового государства в современной России»

3. Официальный сайт Президента Российской Федераци // Расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры 5 марта 2013 г. // http://news.kremlin.ru/news/17631/print

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации // Послание Президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. //http://www.kremlin.ru/news/17118

5. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) // www.levada.ru/

6. Фонд IDEM («Информатика для демократии») // http://www.anti-corr.ru/cipe/2007/2007 indemopora.pdf

7. Власенко М. А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 1.

8. Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]: http://www. science-education.ru/109-9329

9. Кожушко А. С. Коррупция общества, коррупция индивида // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6.

10. Лахман А. Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Власть и управление на востоке России. 2013. № 1.

11. Путин В. В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ», № 20/П (4805), 06.02.2012 [Электронный ресурс]:http://www.kommersant.ru/doc/1866753

12. Сатаров Г. Коррупция-14. С отчаянием // Ежедневный журнал [Электронный ресурс]: http://www.ej.ru/?a=note&id=8750

13. Тарасян А. Г. Сравнительный анализ динамики коррупции до и после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 5.

А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — ПУТЬ К СТАНОВЛЕНИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Борьба с коррупцией — историческое явление. Этому крайне негативному общественному явлению пытались противодействовать еще в Античности. На Руси коррупция также представляла собой угрозу нормальному развитию государства, а потому многие правители пытались предпринимать решительные меры по борьбе с этим социальным злом. Особенно можно отметить законодательство Петра Великого, направленное на борьбу с взяточничеством и другим преступным поведением государственных служащих. Сегодня эти вопросы стоят не менее остро. Президент России и Председатель Правительства, глава Следственного комитета и другие политические деятели постоянно напоминают нам о том, что коррупционное поведение представляет собой угрозу развития государства, а также серьезно принижает его роль и значение в международном общении с наиболее передовыми демократическими государствами, определяющими международную политику.

Конечно, коррупция — это общемировая проблема, однако борьба с ней сегодня стоит на первом месте во всех странах и международных организациях и объединениях. Во всем мире отмечается рост нетерпимости гражданского общества к государственным служащим, а также иным лицам, от чьих действий зависит реализация прав и свобод людей, которые неэтично ведут себя при исполнении своих обязанностей. Государство со своей стороны пытается принимать меры по противодействию такому пове-

дению, поскольку осознается тот факт, что коррупция угрожает самой государственной системе. Коррупция со второй половины XX в. становится международной проблемой. В преамбуле Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу для России 8 июня 2006 г., прямо указывается, что демократическое государство является альтернативой коррупционному государству.

Президент России В. В. Путин проявляет особую озабоченность состоянием проблемы коррупции, которую он признает одной из главных российских проблем. На заседании Совета по противодействию коррупции 31 октября 2013 г. Президент поставил задачу сформировать в обществе атмосферу неприятия коррупционной деятельности. Кроме этого, В. В. Путин выразил недовольство тем, что взяточники редко получают реальные сроки, а также заявил, что руководители органов власти должны нести персональную ответственность за проникновение на службу коррупционеров1. «За выгодные заказы с предпринимателей здесь, по данным наших институтов, в том числе и института МВД, требуют возврата денег, или так называемые откаты — в 30, а подчас и в 50 процентов. В некоторых регионах тарифы на взятки и откаты хорошо известны и даже меняются с учетом инфляции. Конечно, можно было бы над этим посмеяться, если не было бы так печально»2, — заявил Президент РФ.

Анализ коррупционного потенциала в нашей стране выявляет крайне негативную картину. Выясняется, что доходы от взяток во многих случаях выше, чем легальные доходы чиновников. В сфере же так называемой бытовой коррупции — доходы выше легальной заработной платы, чем и оправдывает наше общество возможность «отблагодарить» врача, учителя, инспектора ГИБДД. Однако для становления России в качестве цивилизованного государства, с которым будут считаться в современном мире, наша страна должна прежде всего стать государством правовым. Правовое государство, как известно, базируется на развитом гражданском обществе. Опыт западных стран свидетельствует, что противостоять коррупции может только развитое гражданское общество и сформированное им же и на его основе правовое государство. Последние публичные выступления главы Следственного комитета Александра Бастрыкина свидетельствуют, что чиновника больше всего волнует коррупция и борьба с ней. Он привел следующую статистику: за прошлый год (2012 г. — Авт.) выявлено почти 50 тыс. коррупционных преступлений, и это лишь надводная часть айсберга. Ущерб от коррупции генпрокурор Юрий Чайка оценил в 21 млрд руб3. «В первом полугодии текущего года (2013 г. — Авт.) за совершение коррупционных преступлений к уголовному преследованию было привлечено уже 589 лиц особого правового статуса. В их числе около 400 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 14 депутатов законодательных органов субъектов России. А еще 2 судьи, 11 прокурорских работников, 68 адвокатов и 57 следователей различных ведомств, в том числе 8 сотрудников Следственного коми-тета»4, — рассказал А. Бастрыкин.

1 Президент призвал все общество на борьбу с коррупцией // Электронный ресурс «Межрегиональная общественная организация "Против коррупции"» URL: http://protivcorr.org/2013/10/31/ prezident-prizval-vse-obshhestvo-na-bor-bu-s-korruptsiej/

2 Там же.

3 Бастрыкин расскажет Путину о коррупции // «РБК — DAILY» 21.02.2013 URL: http:// rbcdaily.ru/politics/562949985809532

4 Бастрыкин: 580 депутатов и чиновников привлечены за коррупцию // Newsland 26.08.2013 URL: http://newsland. com/news/detail/id/123 5859/

Борьба с коррупцией должна идти в России по двум путям: с одной стороны, это ужесточение законодательства, с другой — становление новой антикоррупционной культуры, которая должна стать основой для мировоззрения российских граждан. Необходимо отметить, что ужесточение ответственности за коррупционное поведение представляется сегодня большому количеству экспертов одной из основных мер воздействия на граждан и чиновников. Например, отмечается, что ужесточение наказания не только за прямую коррупцию, но и посредничество при совершении этого преступления, введение в законодательство наказания в виде штрафов пропорционально сумме полученной взятки и тяжести последствий совершенного преступления могут повлиять на снижение коррупционной активности. Однако, как заявил Президент России В. В. Путин, «есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий — борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства»1.

Именно поэтому сегодня разъяснительные и профилактические меры выдвигаются на передний план. Среди основных мер по пропаганде антикоррупционного поведения и внедрения в общественное сознание антикоррупционного стереотипа являются, во-первых, разъяснение положений законодательства, в частности, о том, что понимается под определением «коррупция», какой вид поведения можно признать не соответствующим законодательству, а также каковы меры ответственности, установленные российским законодательством. Во-вторых, необходимо формирование в обществе устойчивой антикоррупционной культуры.

В первом случае важными представляются открытость, прозрачность и всесторонняя освещенность в средствах массовой информации деятельности судебно-исполнительных органов, регулярный контроль и объективная проверка чиновников законодательной, исполнительной и судебной ветвей всех уровней на причастность к взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Представляется необходимым проводить информирование государственных служащих, а также всех граждан об установленных действующим законодательством Российской Федерации мерах уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, о других последствиях поведения, которое может быть расценено как коррупционное.

Несмотря на усилия видных политиков и государственных лидеров о необходимости коренного изменения сложившейся ситуации, в общественном правовом сознании основными компонентами, препятствующими развитию гражданственности и высокой правовой культуры, являются индивидуализм, эгоцентризм, социофобия, откровенно игнорируются ценности гражданской солидарности, связанные с общежитием, общественным благосостоянием, патриотизмом, общественным долгом и служением. Эти ценности не являются определяющими в правосознании российских граждан, а результатом становится доминирование в сознании правового нигилизма и недоверия к государству. Это является серьезным препятствием на пути борьбы с коррупционным поведением, которое в быту часто не признается негативным и тем более разрушающим основы государства, а следовательно, нормального функционирования общества.

1 Путин В. В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ». № 20/П (4805), 06.02.2012 [Электронный ресурс]:Шр://-№№№.коттегеап1;.гиМос/1866753

В понимании причин коррупции и ее оценке в России складывается двойственная ситуация: с одной стороны, гражданское общество ратует за то, что поведение государственных служащих, а тем более врачей, учителей, социальных работников, должно соответствовать морально-этическим принципам. С другой стороны, недоверие к мерам, принимаемым государством, влечет за собой формирование общественного стереотипа о «нормальности» коррупционного поведения, в частности о том, что взятка — это «нормальное явление». В июле-августе 2013 г. Левада-Центром был проведен опрос о допустимости бытовой коррупции. Результаты показали, что в целом россияне относятся к ней как к нормальному (хотя и негативному) явлению. Нужно отметить, что резко снизилось число лиц, считающих, что давать взятки в бытовых ситуациях вполне допустимо, то есть полностью положительно относящихся к этому явлению (с 12% в 2000 г. до 4% в 2013 г.). Также возросло (хотя и незначительно) число лиц, считающих, что взятки давать в целом предосудительно (40% в 2013 г. против 38% в 2000 г.). Однако, с другой стороны, снизилось число людей, полностью отрицательно относящихся к взятке как к отрицательному явлению (с 26% в 2000 г. до 22% в 2013 г.), а также возросло число лиц, считающих, что в целом бытовые взятки возможны и допустимы для положительного решения своей проблемы или, по крайней мере, для ускорения принятия решения (с 18 до 26%)1.

62% опрошенных считают возможным и допустимым врачам и учителям получать подарки от пациентов и родителей учеников (32% считают это предосудительным)2. 83% считают возможным и допустимым принятие врачами подарков небольшой ценности, а также денег (63%). 50% россиян положительно относятся к тому, что называется «блатом» (против 42%)3.

При этом 39% опрошенных считают, что коррупция является основой государственной власти в России4.

Данные исследований сопоставимы, поскольку, чем большее число граждан считает, что в среде государственных служащих коррупция неизбежна и даже является частью системы государственного управления, то и на бытовом уровне гражданам ничего не остается как следовать этому примеру. Так в обществе появляется правовой нигилизм, который служит основой для развития коррупционного поведения. Таким образом, в обществе существует определенный «двойной стандарт», который является препятствием на пути борьбы с коррупцией. С одной стороны, люди не желают, чтобы взаимоотношения в обществе, а также между обществом и государством носили безнравственный аморальный характер, но, с другой — считают коррупционное поведение оправданным и допустимым. Но, с другой стороны, результаты социологических исследований показывают, что граждане России устали от неэтичного поведения как в среде госслужащих, так и в самом гражданском обществе. Также результаты показывают, что государственная антикоррупционная политика является успешной (в 2001 г. 60% населения считали, что основой власти в РФ является круговая порука и коррум-пирпованность чиновников5). Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в «склонности и расположенности» россиян к данному

1 Данные Левада-Центра// http://www.levada.ru/16-08-2013/rossiyane-o-bytovoi-korruptsii

2 Там же.

3 Там же.

4 Данные Левада-Центра http://www.levada.ru/12-08-2013/rossiyane-o-vlasti-ee-vertikali-i-ee-osnovaniyakh

5 Там же.

негативному социальному явлению и избыточному государственному администрированию общественной жизни. Причин много, а потому и меры противодействия коррупции должны разрабатываться в комплексе, учитывать все стороны и уровни этого негативного явления.

Есть основания утверждать, что в России коррупционные процессы достигли критических параметров. В последнее время в СМИ периодически появляются дискуссии различных авторов, в том числе экономических и политических экспертов, юристов, о том, насколько сложившийся уровень коррупции угрожает перспективам развития России, является ли неконтролируемый рост коррупцией угрозой для национальной безопасности. Некоторые эксперты отмечают, что Россия все еще бедная страна, поэтому без роста ВВП с коррупцией не справиться: как только благодаря экономическому росту Россия перейдет в категорию развитых стран, коррупция постепенно снизится и исчезнет сама собой. Сторонники противоположной позиции утверждают, что существуют доказательства причинно-следственной связи влияния коррупции на экономический рост. Не борясь с коррупцией сегодня, мы рискуем никогда не перейти в категорию развитых стран1. С другой стороны, уровень ВВП на сегодняшний день признается достаточно высоким, но на развитие коррупции в смысле противодействия таковому это не влияет.

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Он объявлен Организацией Объединенных Наций в связи с тем, что в 2003 г. в этот день была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, основными целями которой являются укрепление мер, направленных на эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также поддержка международного сотрудничества и технической помощи в этом направлении. Международный документ подписали представители сто государств мира, в том числе и Россия. Наше государство реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения. В соответствии с этими документами, Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения «прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций»2. Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. в контексте повышения эффективности противодействия коррупции заявил о необходимости продвижения нашей страны по пути все более полной имплементации в российское национальное законодательство положений Конвенций Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», «О граж-

1 См.: Терещенко И. А. Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией // Власть. 2009. № 3. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11784765

2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/?frame=2

данско-правовой ответственности за коррупцию» (приняты в 1999 г.) и Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г.1

На основе совместной работы России и международных организаций по борьбе с коррупцией в Российской Федерации в последние годы создана обширная нормативно-правовая база по формированию антикоррупционного поведения и искоренению негативных проявлений коррупции на всех уровнях, начиная от бытовой и заканчивая политической. Системной основой для урегулирования назревших проблем стал Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принцип противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Так было законодательно решено дифференцировать меры уголовной ответственности и применять к взяточникам не только наказание в виде лишения свободы, но и наказание в виде штрафа в пределах до стократного размера суммы взятки. Однако отношение к указанному нововведению неоднозначно. По мнению одних, оно выглядит явно недостаточным, поскольку ослабляет карательную функцию и превентивную роль уголовного права (то есть, кажется, что наказание за коррупционную деятельность смягчается), а другие считают его не ослабляющим, а, наоборот, повышающим эффективность уголовного наказания.

На основе этих законов были разработаны и приняты нормативно-правовые акты различных уровней.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих. На реализацию антикоррупционной политики направлены подзаконные, в том числе региональные нормативные правовые акты. Например, в Санкт-Петербурге принят Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге» от 14 ноября 2008 г. № 674-122. И это лишь малая часть нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в России.

Коррупция и другие негативные явления в общественном правовом сознании порождают социальное недовольство, которое приобретает размеры национального масштаба. Опасность коррупции и в том, что она способствует порождению экстремистских проявлений, провоцирует население на межнациональные и межконфессиональные конфликты, служит питательной средой для терроризма. Именно это наблюдается в последнее время в связи с проблемой неконтролируемой нелегальной миграции, когда некоторые граждане начинают бороться с этими явлениями так, как они считают возможным, а именно путем применения насилия.

1 См.: Официальный сайт Президента Российской Федерации //http://www.kremlin.ru/news/17118

Коррупция наносит непоправимый урон в области духовной жизни, культуры и науки, сдерживает духовное обновление общества, содействует девальвации его нравственных ценностей. Коррупция как социально-политическое явление противостоит утверждению в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитию многовековых духовных традиций. Антикоррупционная культура граждан развитого демократического государства предполагает наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

- умение распознавать коррупцию как социальное явление;

- умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;

- способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества1.

Для Санкт-Петербурга огромное значение в сфере противодействия коррупции и формирования антикоррупционного поведения имеет деятельность Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Общественный совет при ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Общественный совет осуществляет активное сотрудничество с РГПУ им. А. И. Герцена. В его состав входит несколько сотрудников университета, в частности, Совет возглавляет ректор РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Павлович Соломин, ответственным секретарем является В. Ю. Сморгунова, декан юридического факультета. Члены Совета являются высокими профессионалами в сфере организованной и целенаправленной деятельности по формированию человека, формам и методам воспитания, образования и обучения, способны к прививанию и развитию у школьников и студентов гражданских добродетелей. Общественный совет обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с Главным следственным управлением в целях привлечения представителей общественных, профессиональных, творческих, правозащитных и иных организаций и объединений к разработке основных направлений политики по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Главного следственного управления. Совет является посредником между обществом и правоохранительной системой, что на сегодняшний момент представляется необходимым, поскольку наблюдается серьезный разрыв между государством и гражданским обществом. Правоохранительные органы зачастую реализуют свои функции в отрыве от реальных потребностей общества. Меры, предпринимаемые в целях предупреждения преступлений, не всегда являются эффективными.

Общественный совет проводит периодические заседания, на которых поднимаются наиболее важные вопросы в жизни общества. Вопросы противодействия коррупции занимают не последнее место в этих обсуждениях. Например, этой теме было посвящено последнее заседание (30 октября 2013 г.). В последнее время на заседаниях Общественного совета обсуждались также следующие вопросы:

«Последствия неправильного налогового поведения: участие в качестве номинального руководителя, учредителя организаций и в качестве номинального индивидуального предпринимателя» (5 июня 2013 г.);

1 Цит. по: Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]:// http://www.science-education.ru/109-9329. Дата обращения 15.10.2013.

«О мерах по предупреждению преступлений корыстно-насильственной направленности в отношении несовершеннолетних» (19 декабря 2012 г.);

«О взаимодействии государственных органов и общественных волонтерских организаций по предотвращению побегов несовершеннолетних из воспитательных учреждений и розыску пропавших детей» (24 октября 2012 г.);

«Профилактика самоубийств и других кризисов несовершеннолетних — важная самостоятельная государственная программа обеспечения безопасности благополучия детей и будущего города и страны» (22 мая 2012 г.).

Особое внимание Общественный совет уделяет сбору и обработке информации об инициативах граждан. Подобная обратная связь увеличивает шансы принятия Главным следственным управлением социально обоснованных, в том числе инновационных, решений через получение более обобщенной и достоверной информации. Несомненно сбор информации о коррупционных преступлениях, о попытках предложить взятку или о попытках вымогательства взятки со стороны чиновников, работников правоохранительных органов, социальных работников является важной основой для принятия мер по противодействию коррупции, искоренению коррупционного поведения.

Говоря о противодействии коррупции, можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед российским государством на современном этапе:

- целенаправленное снижение уровня коррупции, ее влияния на деятельность государственных органов, на повседневную жизнь граждан, на активность и эффективность бизнеса;

- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией;

- создание системы противодействия коррупции в стране; постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации коррупционных отношений в стране и в отдельных ее регионах;

- при реализации общенациональной антикоррупционной программы учитывать международный опыт, активно сотрудничать с международными организациями, действующими в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью1.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/?frame=2

2. Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г. Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки [Электронный ресурс]:// http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/15

3. Официальный сайт Президента Российской Федераци // Расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры 5 марта 2013 г. // http://news.kremlin.ru/news/17631/print

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации // Послание Президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. //http://www.kremlin.ru/news/17118

5. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-ЦентрУ/www.levada.ra/

1 Об этом говорят и эксперты и исследователи теоретики, предлагая своё видение ситуации. См., например: Терещенко И. А. Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией // Власть. 2009. № 3. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11784765. Несмотря на то, что со времени публикации прошло несколько лет, проблема в обществе не уменьшилась, и рецепты, предлагаемые автором, ничуть не устаревают.

6. Межрегиональная общественная организация «Против коррупции» URL: http://protivcorr.org/ 2013/10/31/prezident-prizval-vse-obshhestvo-na-bor-bu-s-korruptsiej/

7. Фонд IDEM («Информатика для демократии») // http://www.anti-corr.ru/cipe/2007/2007 indemopora.pdf

8. Бастрыкин расскажет Путину о коррупции // Газета «РБК — DAILY» 21.02.2013 URL: http:// rbcdaily.ru/politics/562949985809532

9. Бастрыкин: 580 депутатов и чиновников привлечены за коррупцию // Newsland 26.08.2013 URL: http://newsland. com/news/detail/id/123 5859/

10. Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]:// http://www.science-education.ru/109-9329

11. Путин В. В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ», № 20/П (4805), 06.02.2012 [Электронный ресурс]:http://www.kommersant.ru/doc/1866753

12. Сатаров Г. Коррупция-14. С отчаянием // Ежедневный журнал [Электронный ресурс]: http://www.ej.ru/?a=note&id=8750

13. Тарасян А. Г. Сравнительный анализ динамики коррупции до и после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 5.

14. Терещенко И. А. Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией // Власть. 2009. № 3. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11784765

В. П. Соломин, В. Ю. Сморгунова

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Экологическая преступность наносит существенный вред экологическим интересам общества, ущемляет гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, подрывает уважение к правовым нормам природоохранительного характера, снижает уровень безопасности населения. Уровень экологической преступности является индикатором состояния общества, его правовой и общей культуры, поскольку ,причиняя вред природе, человек наносит ущерб своему будущему. На природу часто смотрят как на источник прибыли, практической пользы, средство достижения социального благополучия. Потребительское отношение к природе связано с иллюзорным представлением о ресурсах нашей планеты как безграничных и неисчерпаемых.

Между тем экологический кризис не может быть локальным: он не имеет границ. Экологические катастрофы становятся общей бедой нескольких регионов или даже государств. Президент России, выступая в октябре на саммите АТЭС, заявил, что «для реализации глобальных программ по защите окружающей среды, в том числе путем сокращения вредных выбросов в атмосферу, странам надо действовать консолидированно. Часто экологические проблемы носят глобальный характер, и решать их надо совместно. Россия будет соблюдать все взятые на себя обязательства в сфере охраны окружающей среды и рассчитывает, что международному сообществу удастся прийти к консенсусу в этом вопросе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.