Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахантьева Н. В.

Коррупция в Российской Федерации является одной из глобальных проблем, которая с каждым годом наращивает свои темпы. Это негативное явление проникло практически во все сферы деятельности, среди которых и образование. В статье рассматривается деятельность учебных заведений, направленная на формирование антикоррупционного поведения студентов. В качестве примера приводится план мероприятий по профилактике и противодействию проявлений коррупции в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING ANTI-CORRUPTION STANDARD OF STUDENTS' BEHAVIOR

Сorruption in the Russian Federation is one of the crucial problems which is increasing its pace every year. This negative phenomenon has penetrated almost all spheres including education. This article examines the various efforts made within educational institutions in shaping the anti-corruption behaviour of students. The author provides examples of an action plan to prevent and combat corruption at Ogarev Mordovian State University

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Н.В. АХАНТЬЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Коррупция в Российской Федерации является одной из глобальных проблем, которая с каждым годом наращивает свои темпы. Это негативное явление проникло практически во все сферы деятельности, среди которых и образование. В статье рассматривается деятельность учебных заведений, направленная на формирование антикоррупционного поведения студентов. В качестве примера приводится план мероприятий по профилактике и противодействию проявлений коррупции в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Ключевые слова: образовательное учреждение, коррупция, антикоррупционное образование, антикоррупционное мировоззрение.

irruption in the Russian Federation is one of the crucial problems which is increasing its pace every year. This negative phenomenon has penetrated almost all spheres including education. This article examines the various efforts made within educational institutions in shaping the anti-corruption behaviour of students. The author provides examples of an action plan to prevent and combat corruption at Ogarev Mordovian State University.

Keywords: educational institution, corruption, anti-corruption training, anti-corruption outlook.

В Российской Федерации на современном этапе ее развития проблема противодействия коррупции стоит наиболее остро. Такое явление, как коррупция, возникло еще в царской России, но, к сожалению, со временем оно не исчезло, а приобрело угрожающие масштабы. Коррупция ставит под угрозу экономическую безопасность, а также влечет за собой такие негативные последствия, как разрушение моральных устоев, ценностей в государстве.

Для решения этой проблемы необходимы в первую очередь активные действия со стороны государственной власти. Поэтому в ноябре 2003 года распоряжением Президента Российской Федерации был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Наряду с

© Ахантьева Н.В., 2022

этим был принят ряд законодательных актов, направленных на противодействие коррупции [6]. Но для того чтобы успешно бороться с коррупционными правонарушениями, недостаточно лишь законодательных предписаний и инициатив [3].

Государство достаточно активно взялось за решение этой проблемы, но, несмотря на эти действия, коррупционные проявления встречаются в нашей стране все чаще. Причиной этому могут служить низкая правовая основа государства и культура граждан относительно такого феномена, как коррупция. Государство, регулируя этот вопрос на законодательном уровне, в первую очередь ставит вопрос об антикоррупционном просвещении граждан.

Явление коррупции прежде всего связывается с деятельностью сотруд-

ников правоохранительных органов и должностных лиц различного уровня. К сожалению, это негативное явление не стоит на месте, а развивается и поражает все больше сфер общественной жизни. В их число попало и образование. Все чаще и чаще мы слышим о коррупционных проявлениях в сфере образования. В Российской Федерации система образования рассматривает коррупцию как преступление, которое свойственно прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями.

Перед руководителями образовательных организаций стоит очень острый вопрос по искоренению коррупционных проявлений в образовательной сфере, в связи с чем проводится активная работа по профилактике коррупционного поведения, а в случае обнаружения коррупционных проявлений - по борьбе с ними [1]. Кроме того, деятельность образовательных учреждений направлена и на формирование у студентов стойкой гражданской позиции, проявляющейся в нетерпимости к коррупционному поведению.

В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7] обязательной частью образовательного процесса является воспитательная работа. Одно из направлений воспитательной работы преподавателей вузов - формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся. Данная работа направлена на решение широкого круга задач, среди которых:

• характеристика такого явления, как коррупция, раскрытие особенностей ее проявления в разных сферах жизни нашего общества;

• определение причин, побуждающих к проявлениям коррупционного поведения;

• формирование модели поведения, направленной на нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям;

• ознакомление со всеми возможными способами борьбы с коррупцией;

• формирование основ правовой грамотности у обучающихся, направленных в первую очередь на знание мер ответственности за данное правонарушение.

Таким образом, реализуя данные задачи, представляется возможным сформировать социальную компетентность, в узком смысле слова - сформировать антикоррупционную компетентность.

Проводя анализ антикоррупционного образования, можно выделить основные его направления:

• формирование антикоррупционных компетенций преподавателей посредством повышения квалификации (это можно осуществить путем участия в различных обучающихся семинарах, курсах и других мероприятиях);

• информирование студентов о многоликом характере коррупционных проявлений, осуществляемое путем составления различных учебных и учебно-методических пособий (данная литература используется педагогами для повышения уровня правосознания, правовой культуры студентов и формирования их антикоррупционного мировоззрения).

В настоящее время можно говорить о том, что в Российской Федерации и ее субъектах имеется определенный

опыт в области антикоррупционного образования во всех образовательных организациях.

Так, в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» в целях реализации антикоррупционной политики государства и программы по антикоррупционному просвещению создана комиссия по вопросам противодействия коррупции. Данная комиссия осуществляет свою деятельность на основе плана мероприятий по профилактике и противодействию проявлениям коррупции в университете. Ежегодно данный план разрабатывается в целях организации исполнения указа Президента РФ от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20121-2024 годы» [5]. Основной целью работы комиссии является формирование в университете негативного отношения к коррупционному поведению работников и студентов. Ежемесячно комиссия организует собрания с работниками, должности которых сопряжены с коррупционными рисками. Целью данных мероприятий становится разъяснение мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности за несоблюдение норм антикоррупционного законодательства.

В учебном заведении любого уровня главным и центральным звеном выступает студент. Именно данный субъект обладает достаточной информацией о коррупционных явлениях среди преподавателей. «Сарафанное радио» в студенческой среде работает отлично. Студенты владеют сведениями о том, кто и за сколько может поставить зачет или экзамен. Почему же они не могут донести эту информацию до руководства учебного учреждения? Причин может быть несколько.

Одним студентам, так называемым «нерадивым», это выгодно - им легче заплатить, чем выучить. И они платят, вовремя сдавая сессии, да еще и получая хорошие оценки. Они не задумываются о том, что тоже становятся участниками преступных действий, так как согласно законодательству берут на себя роль подкупающего лица, которое к моменту совершения преступления достигло 16-летнего возраста. Эти студенты могут действовать также через посредника, в качестве которого может выступать любое лицо старше 16 лет. Из-за низкой правовой культуры эти студенты даже не подозревают, что в случае обнаружения факта коррупции они могут нести уголовную ответственность. Так, за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 12 лет, а также штраф в размере 70-кратной суммы взятки (ст. 291 УК РФ) [2]. Кроме того, студенты, а также их родители должны знать о том, что ответственность наступает даже за само предложение взятки. На практике нередки случаи, когда за одним студентом по цепочке начинают предлагать «вознаграждение» и другие студенты, т. е. «как все, так и я», думая, что ответственность будет нести только «организатор» этого процесса. Но в соответствии с законодательством уголовную ответственность будут нести все участники незаконного действия. Несовершеннолетние студенты не являются исключением. УК РФ предусмотрена ответственность для студентов, не достигших возраста 18 лет. Несовершеннолетние при наличии у них дохода оплачивают штраф самостоятельно. В противном случае штраф за них могут оплатить родители при их согласии. Но, как уже было сказано, из-за

низкой правовой культуры, а может быть, из-за нежелания учиться данным студентам легче заплатить за свои так называемые знания. У этой категории студентов очень низкая гражданская позиция, их все «устраивает», они не задумываются о том, что с таким явлением, как коррупция, надо бороться, а не порождать или подпитывать его. Многие студенты думают, что взяткой считаются только денежные средства, но они глубоко заблуждаются. Согласно законодательству РФ взяткой считается любой предмет, а также оказание услуги, если это влечет за собой выполнение подкупаемым каких-либо законных или незаконных действий в отношении лица, передающего взятку.

Вторая причина, по которой студенты не сообщают о коррупционных проявлениях со стороны преподавателей, - это элементарная боязнь. Эти опасения вполне оправданы, поэтому в учебных заведениях при формировании антикоррупционной политики необходимо поставить работу таким образом, чтобы обеспечить анонимность лицу, которое сообщает информацию. Студент должен чувствовать себя в безопасности и быть защищен от произвола недобросовестных педагогов.

Деятельность преподавателей вузов должна быть направлена на искоренение у студентов мотивации к коррупционному поведению. Цель антикоррупционного воспитания - формирование у студентов комплекса правовых знаний, носящих антикоррупционную направленность. И формирование системы этих знаний целесообразнее начинать в процессе получения профессионального образования.

Как уже было сказано, наиболее эффективным методом борьбы с коррупционными проявлениями является

формирование у студентов правового воспитания, т.е. повышение у студенческой молодежи правового сознания и правовой культуры. Этого можно добиться, проводя с ними систематическую работу в данном направлении, которая заключается в применении различных средств правового воспитания: правовое обучение, активизация правовой пропаганды, ознакомление с юридической практикой, развитие самовоспитания. Основой всех перечисленных средств выступает правовая информированность, т.е. передача информации о коррупционных проявлениях, использование этой информации, а также практика применения норм права [4], регулирующих ответственность за коррупционные преступления.

Для того чтобы у студентов в процессе обучения сформировалась правовая культура, носящая антикоррупционный характер, в воспитательной работе преподаватели пользуются различными формами проведения занятий. Среди них наибольшей популярностью пользуются юридическая подготовка, правовое консультирование, переподготовка и повышение квалификации, правовые лекции, школы правовых знаний, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы на знание законодательных и нормативных актов, лекции и беседы на правовые темы, обзоры юридической литературы и т.д. В ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» часто организуются и проводятся консультации для студентов по разрешению проблем правового характера.

Наиболее часто применяемой и распространенной формой проведения антикоррупционной пропаганды является лекция с использованием презен-

тационного материала. Как правило, такие лекции проводятся для студентов начиная с первого курса. Данный вид деятельности направлен на формирование модели правопослушного поведения у студентов в области соблюдения уголовно-правовых запретов на коррупционное поведение. Перед данным мероприятием ставятся следующие задачи:

• характеристика понятия «коррупция» и разъяснение ее социально-опасных последствий;

• рассмотрение правовой природы запрета на коррупционное поведение и разъяснение ответственности за это;

• формирование модели поведения, носящей правопослушный характер.

Так, в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» ведущими педагогами юридического факультета проводятся семинары в целях формирования антикоррупционного поведения у студентов.

Наряду с лекциями на антикоррупционную тематику используется такая форма пропаганды, как доклад, которая находит применение как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Различные образовательные организации используют и другие средства антикоррупционной пропаганды, среди которых встречаются беседы, диспуты, различные конкурсы, носящие правовой характер, конференции и другие мероприятия.

Ежегодно в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» проводятся мероприятия с участием обучающихся и преподавателей по профилактике коррупции с привлечением представителей прокуратуры и иных заинтересованных органов. Материалы данных мероприятий

размещаются на официальном сайте университета, а также публикуются в газете «Голос Мордовского университета».

Кроме того, важными и эффективными с точки зрения профилактики коррупционного поведения выступают круглые столы, на которых происходит обсуждение наиболее важных и острых вопросов по рассматриваемой теме. Так, в 2019 году в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» проводился круглый стол «Особенности образовательного процесса в университете. Антикоррупционная деятельность», в рамках которого состоялась встреча старост академических групп с администрацией университета. На мероприятии обсуждалась актуальная информация по вопросам антикоррупционной деятельности в учебном учреждении.

Очень интересная и эффективная форма работы со студентами - уроки-практикумы, на которых студенты работают с документами. Например, студенты первого курса факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» на занятиях по дисциплине «История» сравнивают Судебники Ивана III и Ивана IV, в которых вводился запрет брать взятки (посулы) и устанавливались строгие наказания для нарушителей. На примере Соляного бунта 1648 года показывается, к каким последствиям может привести разгул коррупции, и предлагается на основе Соборного уложения 1649 года определить методы борьбы государства с этим явлением. Очень интересными источниками являются указы Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное», Екатерины II «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» и

другие законодательные акты XVIII-XX веков.

В ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» практикуется проведение «недель антикоррупционных инициатив». Главной целью данных мероприятий является обсуждение методов, форм и управленческих решений, направленных на повышение эффективности антикоррупционной деятельности и профилактики коррупционных проявлений.

Большую роль в формировании антикоррупционной модели поведения студентов в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» играет внеучебная деятельность. Для организации данной работы применяются различные формы, среди которых особое место занимают социальные проекты, акции, носящие антикоррупционную направленность, встречи с представителями властных структур.

Наиболее распространенной формой внеучебной деятельности является проведение кураторского часа, направленного на ознакомление студентов МГУ им. Н.П. Огарева с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учебного заведения, а также на формирование профессиональной этики и морально-этических принципов у студентов.

Один раз в полугодие руководство ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» совместно с кураторами академических групп организовывает проведение анонимного анкетирования студентов с целью выявления причин и условий, способствующих возникновению очагов социальной напряженности, негативно влияющих на психологический климат в студенческой среде и учебный процесс.

Работа по антикоррупционному воспитанию ведется не только со студентами первых курсов. В мероприятиях, связанных с формированием антикоррупционного мировоззрения, принимают участие и студенты старших курсов. Так, на многих факультетах проводится социальный практикум «Скажи коррупции НЕТ», в рамках которого осуществляется анализ наиболее часто встречающихся ситуаций коррупционного характера.

Антикоррупционная политика университета направлена не только на работников и студентов, но и на абитуриентов и их родителей. Для них разработаны и размещены в свободном доступе стенды с наглядной агитацией антикоррупционного содержания. На них также содержится адрес электронной почты для сообщений о возможных противоправных действиях в их отношении, тем самым антикоррупционная политика распространяется даже на будущих студентов университета.

Таким образом, рассуждая о формировании антикоррупционного стандарта поведения студентов, необходимо сказать, что этот процесс должен проходить не только на уровне учебного заведения. Государство должно принимать в нем самое активное участие. Оно должно понимать, что антикоррупционное воспитание обучающихся - это процесс долгий по времени, но в конечном итоге наиболее эффективный по возможным последствиям. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в молодом поколении, которое будет нести в общество антикоррупционное правовое сознание и антикоррупционную правовую культуру.

литература

1. Вуберман А.Б., Глушкова С.И. Актуальные вопросы антикоррупционного просвещения, общественного контроля, противодействия коррупции (обзорная статья по итогам антикоррупционного форума Свердловской области в 2021 году) // Вестник Гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 108-119.

2. Противодействие коррупции: учеб. и практикум для бакалавриата и специалитета/И.В. Левакин, Е.В. Охотский, И.Е. Охотский и др. М.: Юрайт, 2019. 427 с.

3. Слюсарева Т.Г. Антикоррупционное просвещение как эффективное направление в борьбе с коррупцией//Научный вестник ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2015. № 4. С. 18-22.

4. Соловьев А.М., Песоцкий В.С. Формирование модели антикоррупционного поведения студенческой молодежи // Научный вестник ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2015. № 1. С. 32-36.

5. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы».

6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.