Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / волонтерство / деятельность / личность / социализация / поведение / competencies / volunteering / activity / personality / socialization / behavior

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.А. Макарова, В.В. Гурьева

Авторы статьи, акцентируя внимание на многокомпонентности социальной компетентности, в частности, на мотивационно-ценностном, мотивационно-личностном, эмоциональном и коммуникативном аспектах, рассматривают волонтерство или добровольческую деятельность как существенный фактор успешного формирования социальной позиции ориентированной на развитие гражданской активности как составляющей части социальной компетентности. Подчеркнута значимость социального сознания личности, лежащая в основе организации волонтерской деятельности с ориентацией на социальную перспективу, самосовершенствование, личностный и гражданский рост в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — В.А. Макарова, В.В. Гурьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ACTIVE SOCIAL POSITION THROUGH THE VOLUNTEER MOVEMENT

The authors of the article, focusing on the multicomponence of social competence, in particular, on motivational – value, motivational – personal, emotional and communicative aspects, consider volunteerism or volunteerism as an essential factor in the successful formation of a social position focused on the development of civic engagement as an integral part of social competence. The authors emphasize the importance of social consciousness of the individual, which underlies the organization of volunteer activities with a focus on a social perspective, self-improvement, personal and civic growth in general.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК.316.61

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В.А. Макарова1', В.В. Гурьева2)

1 2)

, 'Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

1)e-mail: k.ormsp12@yandex.ru 2"е-таП: vera_gureva@mail.ru

Авторы статьи, акцентируя внимание на многокомпонентности социальной компетентности, в частности, на мотивационно-ценностном, мотивационно-личностном, эмоциональном и коммуникативном аспектах, рассматривают волонтерство или добровольческую деятельность как существенный фактор успешного формирования социальной позиции ориентированной на развитие гражданской активности как составляющей части социальной компетентности. Подчеркнута значимость социального сознания личности, лежащая в основе организации волонтерской деятельности с ориентацией на социальную перспективу, самосовершенствование, личностный и гражданский рост в целом.

Ключевые слова: компетенции, волонтерство, деятельность, личность, социализация, поведение.

Социальные институты, функционирующие на основе общесоциальных норм и способствующие реализации основных функций структурными единицами социума, предъявляют все новые требования для достижения популяционной оптимизации в социальной сфере. Социальные изменения, реализующиеся в структурных элементах общества, становятся триггером социодинамических процессов, требующими от общества определенных изменений и меняя паттерны социального поведения.

Структурные и динамические преобразования общества являются вектором социально-детерминированного поведения, где, в данном случае, детерминантой выступает успешность социального функционирования. Знание правил, лежащих в основе организации и функционирования социальных институтов, закономерностей, обеспечивающих реализацию социальных процессов, требований, предъявляемых обществом к конкретному социальному статусу, понимание общечеловеческих ценностей в различных сферах и областях социальной жизни определяют его эффективность и способствуют формированию актуального социального статуса.

Социальные притязания индивида, успешность его социального функционирования требуют сформированности навыков адекватного взаимодействия с социальным окружением, общей резистентности личности к воздействию социального стресса, высокого уровня информированности в вопросах социальной структуры общества, умений поиска и практического применения новой информации о целевом функционировании социальных организаций. Все это возможно лишь при наличии таких интегративных качеств личности, как умения, знания, навыки, опыт с сохранением персонализации и индивидуализации личности.

Понимание закономерностей социального взаимодействия, а так же способность адаптироваться к социальным изменениям через социальное научение значительно снижают уровень повреждающего воздействия меняющейся среды. Это обеспечивает психологическое благополучие личности в условиях социокультурной трансформации общества, а так же в случае аномии (по Э. Дюркгейму), когда «прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться» [5, с. 168-169], когда социальные нормы не обеспечивают регулятивную функцию, а новые еще не сформировались, не усвоены большинством членов общества

Однако формирование в процессе социализации способности адаптироваться к происходящим социальным изменениям с преимуществом в социальном взаимодействии возможно лишь при условии достижения необходимого уровня развития навыков социального партнерства или сформированности социальной компетенции личности.

Исследованиям понятий социальных компетенций и социальной компетентности посвящены работы И.А. Зимней, в частности, аспекты социальной направленности компетенций, связи личностного развития с социальной средой. Широкое использование данного термина начинается в

конце прошлого столетия. Он становится ключевым, определяющим возможности индивида справляться с различным вариативным количеством ситуаций в процессе своей деятельности индивидуально и в составе коллектива, что включает в себя множество компетенций [6, с. 17, 19].

О.В. Решетников, говоря о содержании социальных компетенций, акцентирует внимание на когнитивном аспекте как необходимом уровне развития мышления, способности к анализу поведенческой информации. Коммуникативный аспект в содержании социальной компетенции представлен как способность к эффективному взаимодействию, способность выразить себя и принять другого. Мотивационно-личностный и эмоциональный аспекты, входящие в содержание социальной компетенции, ориентированы на общепринятые нормы и ценности, на личностную осознанность, способность к целеполаганию в личностном росте и социальном поведении, на способность управлять собственными эмоциями [11, с. 113-121].

Различные подходы к видам, структуре, уровням развития и компонентам социальной компетенции представлены в работах Г.В. Белинского, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Г.К. Селевко и других исследователей. При этом все исследователи отмечают, что социальная компетентность - это проявление универсальных компетенций, которые определяются требованиями социума и отвечают за личностные характеристики, способствуют личностной социализации и полноценному функционированию в социокультурной среде.

Ориентируясь на освоение общественных норм и стандартов, социальные компетенции определяют социальное поведение, мотивируя индивидуальную активность членов общества к становлению социализирующих функций.

Изменение социального поведения в условиях социодинамических преобразований и социокультурной трансформации общества может быть рассмотрено в контексте социально - когнитивной теории, в основе которой лежит предположение, что поведение человека, влияние внешней среды, отношения и представления носят интерактивный и взаимозависимый характер [10, с. 323-324]. Данная теория изменения поведения рассматривает с включением следующих компонентов:

- информационный, направленный на повышение уровня осведомленности о поведенческом риске;

- компонент развития социальных навыков и навыков саморегуляции с целью профилактических действий на фоне полученной информации о поведенческом риске;

- компонент, направленный на закрепление и формирование навыков саморезультативности в отношении применения полученных навыков в ситуациях высокого риска;

- социальноеодобрение личностных изменений, что служит ориентиром поведения в дальнейшем.

Компоненты, представленные в рамках данной теории,формируют систему когнитивных, коммуникативных и личностных компетенций, регулирующих поведение и систему отношений. В совместном взаимодействии и во взаимовлиянии среды, в поведении и в личностных характеристиках главное место принадлежит когнитивным процессам, именно они обеспечивают ментальный самоконтроль и эффективность личности.

Приоритетным феноменом выступает саморезультативность или «способность человека организовать и реализовать действие в определенном направлении, необходимое для достижения чего бы то ни было» и самоэффективность - как «ключевой фактор в формирующей системе человеческой компетентности» [2, с. 37, 39].

Контроль за мыслительными процессами, эмоциональными состояниями и моделями собственного поведения возможны при осознании саморезультативности, что определяет конкретный выбор в конкретной ситуации, способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценке [1]. На эффективность деятельности и успешность личностного функционирования в сложных ситуациях, на достижение позитивных успехов значительное влияние оказывает самоэффективность личности, формирующаяся под влиянием когнитивных умений.

В развитии личностной социализации существенную роль играет активизация личностных норм, которая возможна, согласно психологическим исследованиям С. Шварца, (Schwartz&Bilsky, 1987) при следующих условиях

[7]:

- когда человек знает о последствиях для других людей его действий при следовании требованиям данной нормы;

- когда личностная норма требует от человека совершения именно таких действий;

- когда человек контролирует собственные действия;

- когда признается личностная ответственность за свои действия и поступки.

Следование личностным нормам часто связано с высокой самооценкой, уверенностью в правильности собственных позиций, высоким самоконтролем, что лежит в основе повышения социального статуса личности.

Осознание саморезультативности тесно связано и с этапами личностных изменений, что необходимо для целостного понимания социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов волонтерской (добровольческой) деятельности.

Волонтерская деятельность способствует целенаправленному включению личности в коллективную деятельность. В условиях волонтерстваили добровольчества формируются социальные действия, умения и навыки социального партнерства,что способствует самовоспитанию личности и формированию социальной компетенции.

Не менее значимо и формирование социального сознания личности, определяющего продуктивность общественной деятельности, активное участие в решении значимых социальных задач. Социальное сознание личности лежит в основе сознательного отношения к организации волонтерской деятельности и инициативы. Волонтерская деятельность, в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности, формирует и социальную перспективу за счет личностного роста, приобретения новых качеств деятельности, навыков и умений. Включение личности в коллективную добровольческую деятельность становится основой самосовершенствования и раскрытия сильных сторон личности, при этом достаточно значима и активность личности, которая определяется достигнутым уровнем развития личности и характером деятельности.

Социальные функции реализуются в ходе общения, создающего предпосылки развития личности. Общественные поручения, формы общения,задания должны соответствовать потребностям,интеллекту и интересам личности. Отсутствие данного соответствия мешает осуществлению деятельности, что нарушает ее развитие [9, с. 34-36].

Социальное научение в рамках реализации волонтерской деятельности достигается при общении в коллективе, который является средством многостороннего социального развития личности и определяет направление актуализации или социальной активности индивида, а также реализацию

личностного потенциала. Имеет место факт оценочного, сравнительного отношения к себе как представителю конкретной определенной группы с потребностью сформировать у себя востребованные качества и умения, оценить свои возможности как возможности представителя данной группы.

Волонтерская деятельность или добровольчество, как любая деятельность, способствует развитию и оказывает воспитывающее действие при условии ее доступности. Деятельность должна вызывать заинтересованность и формировать положительное отношение ко всем участникам социального взаимодействия. Осознание развивающего влияния деятельности способствует развитию значимых личностных ресурсов, раскрытию внутреннего потенциала для дальнейшего саморазвития, прогрессу личностного развития в целом.

Согласно исследованиям А.А. Бодалева, «всестороннее развитие личности - всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей» [4, с. 11-12].

При этом, прогресс личностного развития означает:

- изменение мотивационной сферы личности, в которой все сильнее начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;

- возрастание умения на уровне интеллекта планировать, а в последующем осуществлять поступки, которые соответствуют ценностям;

- появление способности мобилизовать себя на преодоление трудностей, мешающих проявлению самостоятельности и совершению действийв соответствии с этими ценностями;

- объективная оценка своих сильных и слабых сторон и степени собственной готовности к совершению более сложных и ответственных поступков [3, с. 50-51].

В данном случаи можно говорить о расширении субъектного пространства личности, ее «обогащения» через повышение ответственности, чувства долга, избегания неадекватных личностных установок [8, с. 7, 30-31].

Становление волонтерской деятельности стало весьма актуально в сложный период развития нашей страны и требует знаний в области истории волонтерства, а так же методологических и нормативно-правовых основ волонтерской деятельности посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности или добровольчества. Необходимо развитие значимых личностных ресурсов с интенсивной включенностью в деятельность, стремлением к саморазвитию.

Понимание социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов добровольчества позволяет реализовывать волонтерскую деятельность с высокой продуктивностью, а также способствует эффективному взаимодействию, расширяет субъектное пространство личности, что сказывается на особенностях общения всех участников волонтерской деятельности. Важно отметить, что детерминирующий вид межличностного общения обеспечивает исполнение деятельности, повышает коммуникативную активность каждого участника новых общественных отношений.

В рамках реализации волонтерства усваиваются новые социальные роли, формируется новое представление об общечеловеческих ценностях -все это способствует усвоению совершенно нового социального опыта через вхождение в новую социальную среду и формирование новых социальных связей с приоритетом на гуманизм и милосердие.

Личностно ориентированное воспитание лежит в основе волонтерской деятельности, создающей сеть волонтерских групп и организаций социально значимой направленности.

Вовлеченность в добровольчество не может иметь религиозных, возрастных, политических, расовых границ. Именно добровольчество в молодежной среде позволяет молодым людям накопить опыт социального служения, реализовывать идеи бескорыстной помощи, включиться в социальную практику. Примером такой деятельности может быть, например, участие студентов нашего университета в работе объединения «Включайся /анаших!» Студенты добровольцы изготавливают маскировочные сети, помогают в пошиве тактических носилок. Такая форма деятельностного патриотизма, рассматриваемая и реализуемая через призму проявления социальной активности, способствует и ощущению чувства причастности к общему делу защиты Отечества, и формированию общероссийской гражданской идентичности. В таком виде деятельности достаточно четко проявляются мотивационно-ценностный, мотивационно-личностный и эмоциональный аспекты социальной компетенции, активно развивающейся в добровольчестве, в целом, а в движении «Включайся /анаших!» формирование этой компетенции по содержанию включает осознанную устремленность к личностному гражданскому росту.

Таким образом, добровольческая (волонтерская) деятельность в молодежной среде способна наиболее эффективно развивать гражданскую активность как составную часть социальной компетенции. Именно в

добровольчестве можно видеть существенный фактор успешного формирования социальной компетенции личности, и ее ориентированность на личностный рост в социальном поведении, на приобретение опыта социального служения.

Список литературы

1. Бандура, Альберт. Теория социального научения / А. Бандура. - Санкт-Петербург : Евразия, 2000. - 320 с.

2. Бандура, Альберт. Самоэффективность: осуществление контроля / А. Бандура. - Нью-Йорк : У. Х. Фримен, 1997. — 604 с.

3. Богданов, Е. Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - Издание второе, переработанное и дополненное. - Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000. -96 с.

4. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.

5. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр. ; под ред. В. А. Базарова. - Москва : Мысль, 1994. - 399 с.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

7. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 70 с.

8. Огнев, А. С. Психология субъектогенеза личности : монография / А. С. Огнев. -Москва : Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 137 с.

9. Основы социальной работы : учебное пособие / отв. ред. П. Д. Павленок. - Москва : РИОР, 2009. - 272 с.

10. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 606 с.

11. Решетников, О. В. Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы / О. В. Решетников // Школьные технологии. - 2014. - № 5. -С.113-121.

FORMATION OF AN ACTIVE SOCIAL POSITION THROUGH THE VOLUNTEER MOVEMENT

V.A. Makarova1', V.V. Gurieva2)

1,2)Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

1)e-mail: k.ormsp12@yandex.ru

2)e-mail: vera_gureva@mail.ru

The authors of the article, focusing on the multicomponence of social competence, in particular, on motivational - value, motivational - personal, emotional and communicative aspects, consider volunteerism or volunteerism as an essential factor in the successful formation of a social position focused on the development of civic engagement as an integral part of social competence. The authors emphasize the importance of social consciousness of the individual, which underlies the organization of volunteer activities with a focus on a social perspective, self-improvement, personal and civic growth in general.

Keywords: competencies, volunteering, activity, personality, socialization, behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.