Научная статья на тему 'Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте Российской образовательной политики'

Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте Российской образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
913
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ИНИЦИАТИВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Загладина Х.Т.

Волонтерство - социально значимый феномен российского образования, позволяющий рассматривать добровольчество как эффективный ресурс успешной социализации детей и молодежи, инструмент укрепления гражданского общества, инновационного и модернизационного развития страны. Автор отмечает значительное влияние волонтерства на личностное и профессиональное самоопределение, возможности его противодействия возникновению деструктивных по отношению к современному обществу и государству тенденций в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте Российской образовательной политики»

ХМАЙРА ЗАГЛАДИНА

Волонтерство

и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики

Аннотация. Волонтерство - социально значимый феномен российского образования, позволяющий рассматривать добровольчество как эффективный ресурс успешной социализации детей и молодежи, инструмент укрепления гражданского общества, инновационного и модернизационного развития страны. Автор отмечает значительное влияние во-лонтерства на личностное и профессиональное самоопределение, возможности его противодействия возникновению деструктивных по отношению к современному обществу и государству тенденций в молодежной среде.

Ключевые слова: волонтерство, дети, подростки, молодежь, самореализация, самоактуализация, инициатива, социализация, добровольческие практики, гражданское общество.

ето 2014 г. Поток беженцев из зоны военных действий с юго-востока Украины с каждым днем увеличивается. Во многом благодаря усилиям волонтеров и деятельности молодежных организаций, прибывших в Крым, Ростовскую, Белгородскую и другие области, осуществлялась необходимая помощь в сборе и сортировке гуманитарной помощи, разгрузке машин с вещами и продуктами, расселении беженцев, организации собственных телефонов горячей линии для обобщения поступающих предложений работы и жилья. Задачей волонтеров стало создание благоприятной эмоциональной обстановки для вынужденных переселенцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры помогали ухаживать за ранеными в больницах, поддерживали семьи с детьми, были организаторами экскурсий и досуговых программ для детей и подростков, которым они отдавали свое тепло и все свободное время.

Среди видов социальных практик волонтерство обладает мощным общественным ресурсом для решения социальных проблем, улучшения качества жизни граждан, помощи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и т.д. Этот вид деятельности характеризует уровень самоорганизации общества, вовлеченность молодых людей в создание общих позитивных ценностей. Готовность молодежи участвовать в добровольческой деятельности является также важным показателем осознания ею своих реальных возможностей и интересов, степени развития гражданского общества в нашей стране.

Развитие волонтерского движения становится характерной чертой общественно-политической жизни России, и этому, несомненно, содействуют образовательная политика государства, система общего и дополнительного образования, усилия некоммерческого сектора. Существует четкая взаимосвязь между детско-юношеским волонтер-ством, образованием и возможностью

об авторе

Х.Т. Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, кандидат исторических наук

57

для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу. Вовлечение и участие детей и молодежи в добровольческую деятельность, являющуюся залогом их успешной социализации, -сложный процесс, который развивается неравномерно от региона к региону и зависит от ряда факторов:

• условий местного сообщества, активности граждан всех возрастов в социально ориентированных сферах деятельности;

• состояния и развития инфраструктуры поддержки добровольчества и общественно-государственного партнерства (наличие сети региональных и муниципальных добровольческих центров, совершенствование механизмов партнерства и т.д.);

• формирования механизмов продвижения и популяризации ценностей и практик добровольчества в обществе;

• создания общегосударственной структуры, способной учитывать и измерять эффективность работы добровольцев, характер их вклада в социально-экономическое развитие страны;

• формирования финансовых институтов, обеспечивающих покрытие расходов на организацию и функционирование инициатив добровольцев (бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных средств, пожертвований и др. источников);

• готовности образовательных организаций и их кадрового состава к си-стемно-деятельностной работе с детьми и родителями по продвижению культуры добровольчества во внеклассной работе, в основном, дополнительном и неформальном образовании с использованием современных образовательных технологий.

Волонтерские организации начали появляться в 1990-е и 2000-е гг.,

Существует четкая взаимосвязь между детско-юношеским волонтерством, образованием и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.

относительно экономически стабильные в различных регионах Российской Федерации. Они действовали в тех сферах, где наиболее остро ощущался дефицит участия государства: здравоохранение, экология, уход за престарелыми людьми, помощь одиноким матерям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь беспризорным детям, сохранение и защита памятников истории и культуры, восстановление воинских захоронений, уход за ними и т.д.

Социально активные граждане объединялись с друзьями и единомышленниками, создавали неформальные группы, находили финансовую поддержку для того, чтобы начать действовать. Часто похожие по направлению деятельности организации соседних городов и областей дублировали работу друг друга, недостаток информации о намерениях каждой из них не позволял объединить усилия. С развитием сетевого общества и информационных технологий ситуация стала меняться, произошли качественные сдвиги в деятельности волонтеров, появилась возможность быстро и гибко реагировать на перемены в социуме, оказывать более эффективную поддержку тем, кто в ней нуждается.

Правовая основа развития волон-терства в России была заложена рядом законодательных актов. Так, Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ) регулирует социальные отношения, возникающие в связи с реализаций гражданами их права объединяться в организации, ст. 3 констатирует: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объедине-ний»1. Таким образом, суть закона состоит в том, что члены общественных организаций могут действовать на добровольной (неоплачиваемой) основе. Закон устанавливает возраст членов объединений: так, членами и участниками

См.: URL http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100

58

молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие восьми лет.

В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3) впервые было дано определение добровольца: добровольцы -физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятель-ности)2 в интересах благополучателей. Благополучатели - граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь филантропов, меценатов и добровольцев.

В законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ) говорится о том, что федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов (программ) по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики3. Таким образом, молодежные и детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами, учреждениями культуры, спорта, бизнес-сообществом как равными партнерами на принципах взаимодействия и сотрудничества, на договорной основе.

За последние десять лет наиболее активно добровольчество продвигалось благодаря образовательным и социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО). Значение добровольческой деятельности для общества и государства отмечалось в ежегодных (с 2007 г.) Посланиях Президента РФ, докладах Общественной палаты о развитии гражданского общества. Был принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества, его поддержка становится приоритетным направлением государственной молодежной и социальной политики4. Взаимодействие формальных и неформальных институтов образования в воспитании полноценной, гуманистически ориентированной личности, готовой к солидарным социальным действиям и инициативам, приобретает все большее значение. Как показывает опыт, использование механизмов партнерства образовательного учреждения, семьи, спортивных и культурных организаций, некоммерческого сектора позволяет выстроить широкое открытое пространство, в котором каждый молодой человек сможет приобрести социальный опыт, поучаствовать в волонтерских проектах, проявить гражданскую активность, развить профессиональные навыки и т.д.

Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на добровольчество, на активных и ответственных людей, на инициативу, идущую снизу. Можно выделить ряд следующих предпосылок, содействующих реализации этого запроса.

1. Социально-экономические предпосылки. В ситуации ускорения экономического развития, интенсивности технологических изменений нарастают вызовы к системе образования, которая все в большей степени становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации. Чтобы вписаться в становящуюся все более «интеллектуальной»

59

2 См.: URL: http://base.garant.ru/104232/

3 См.: URL: http://base.garant.rU/103544/#ixzz37wtpZD5s

4 Федеральный закон от 6 декабря 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

экономику, образование должно носить практически непрерывный характер («образование длиною в жизнь», пер. с англ. lifelong learning). Постоянно растут требования к подготовке современных кадров, адекватных запросам инновационной экономики. «Именно поэтому сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи - задачи с большой долей неопределенности, изменчивости, - как никогда велик», -пишет академик А.Г. Асмолов (2012, с. 7). Подготовка социально ответственных, самостоятельно мыслящих и действующих граждан, готовых самостоятельно ориентироваться в быстро меняющемся мире, находить нестандартные решения, становится императивом, а создание инновационного общества и модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.

2. Социально-психологические предпосылки. У молодежи меняется, пусть и медленно, ценностно-смысловая структура сознания. Образ детско-юношеских общественных объединений, особенно среди 11-12-летних современных школьников (учащиеся V-VI классов), которые, согласно опросам, наиболее мотивированы на добровольческую деятельность, выглядит весьма привлекательно. Социальная реклама детско-подрост-кового волонтерства и медийные программы (которых сегодня явно недостаточно) могут оказать позитивное воздействие именно на эту целевую группу юных граждан. В проведенном среди подростков исследовании отчетливо прослеживается следующее: как о наиболее привлекательных ребята говорят о тех детских объединениях, где «можно воспитать себя для взрослой жизни», но

Подготовка социально ответственных, самостоятельно мыслящих и действующих граждан, готовых самостоятельно ориентироваться в быстро меняющемся мире, находить нестандартные решения, становится императивом, а создание инновационного общества и модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.

при этом в числе наиболее интересных дел лидируют «организация дискотек» (желают «хорошо развлечься» 25% шестиклассников, 30% восьмиклассников и 40% девятиклассников) и «занятия на компьютере». Это значит, что целевая и содержательная стороны подростковых предпочтений имеют разную направленность (Отчет..., 2011, с. 59).

Несомненно, что мотивационная сфера детско-юношеского волонтерства, социально-психологические условия привлечения молодежи в общественную деятельность должны стать предметом серьезных научных исследований. Анализ групповых и личностных факторов социально-психологического климата волонтерских организаций (Н.А. Потапова), особенностей и условий развития гражданской активности (Л.М. Семенюк), психологических критериев социальной зрелости личности в современном российском общества (Г.Г. Александрова) показывает важность выявления социально-психологических установок на успешную социализацию детей и молодежи в рамках волонтерского движения.

Деятельность психологов, социальных педагогов, руководителей НКО, работающих в сфере образования по вовлечению детей и молодежи в различные объединения разной направленности, становится чрезвычайно актуальной в условиях роста употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде, нарастания рисков национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии. Сегодня чрезвычайно востребован психолого-педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции, преодолению патернализма и инфантилизма. Успешность этих действий связана с формированием у будущих волонтеров устойчивости к стрессам, эмоциональной стабильности, умения общаться и разрешать конфликты.

3. Образовательно-воспитательные предпосылки. Принципиальным отличием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от прежних является усиление их ориентации на развитие личности, обретение ею духовно-нравственного

60

опыта и социальной компетентности, а не просто на усвоение системы знаний. Запрос на новые образовательно-воспитательные практики связан с кризисом семьи, необходимостью занять свободное время ребенка или разнообразить его досуг, потребностью в разработках, апробации и внедрении современных методов обучения, поиском новых технологий, направленных на успешную социализацию и профессиональную самоидентификацию личности.

Новый ФГОС стал ответом на вызовы времени и необходимость быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира; в нем уделяется большое внимание формированию личности учащихся, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, а также готовой к сотрудничеству и умеющей работать в команде (ФГОС среднего., 2012). Системно-деятельностный подход, лежащий в основе современного образования, обеспечивает проектирование и конструирование образовательной среды, использование разнообразных методов и технологий обучения волон-терству с учетом индивидуальных и психолого-возрастных особенностей детей и подростков.

Эффективность образования сегодня оценивается в значительной степени способностью не только решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной цивилизации, но и осуществлять реальные практические дела, а также вовлеченностью молодых людей в социальную проектную деятельность, развитием у них навыков межличностной коммуникации. В настоящее время экспертами признается недостаточная эффективность общего образования в формировании навыков соотносить свое поведение с требованиями коллектива, умения согласовывать личные и общественные интересы, ответственно взаимодействовать с различными социальными группами, т.е. компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Так, результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по владению умениями

применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. указывается на необходимость усиления участия образовательных структур (как формальных, так и неформальных) в решении задач воспитания. Подчеркивается актуальность формирования социальных компетенций и гражданских установок в связи с распространением негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, наркомания, насилие и т.д.).

Несомненно, что участие детей и подростков в реализации деятельностных форм образования за счет включения программ детско-юношеского добровольчества в учебно-воспитательный процесс и совмещения процесса обучения и общественно полезной деятельности имеет огромное значение для достижения личностью социально-психологической зрелости и для развития предпрофильного образования. Все это также будет способствовать минимизации рисков в молодежной среде и созданию условий для получения полезных социальных и практических навыков, возможности дружеского общения и взаимодействия с единомышленниками, приобретению опыта ответственного лидерства. Кроме того, обучение добровольчеству в детско-подростковой среде окажется нерезультативным и не даст желаемого эффекта, если оно не будет содержать соответствующей игровой составляющей (перформансы, квесты,

Сегодня чрезвычайно востребован психолого-педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно-полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции, преодолению патернализма и инфантилизма. Успешность этих действий связана с формированием у будущих волонтеров устойчивости к стрессам, эмоциональной стабильности, умения общаться и разрешать конфликты.

61

флешмобы и т.д.). Игровые технологии, сочетание развлекательного и обучающего материала одновременно обеспечат заинтересованное восприятие подростком социально значимых действий и желание самостоятельно реализовы-вать познавательную потребность на практике.

На разных ступенях образования, в зависимости от возрастных особенностей детей и подростков, педагог выстраивает свою работу, исходя из следующего:

• уровня формирования культуры добровольчества (когнитивный, ценностный, деятельностный);

• степени участия родителей, вожатых, тьюторов в детско-взрослой общественной организации;

• вовлеченности других социальных партнеров в волонтерскую деятельность;

• качества общественной среды (дружественная школьная или выход учащихся в открытый социум, где подросток приобретает опыт самостоятельного общественного действия).

Детско-подростковые общественные организации открывают перед юношеством широкие возможности для реализации разнообразных социальных ролей, «уводят» их с улицы, способствуют предупреждению правонарушений и отклоняющегося поведения, формированию правового сознания.

Сегодня становится все более очевидным, что успешность молодого человека во многом зависит от его способности реально воспринимать окружающую действительность и ориентироваться в ней, умения коммуницировать, планировать свои действия, конструктивно разрешать конфликты и строить адекватную ситуациям систему отношений с миром - от усвоения норм и ценностей общества в целом до развития навыков творческого самовыражения. Таким образом, мы встречаемся с принципиально новым пониманием образования как личностно-ориентированной

Детско-подростковые общественные организации открывают перед юношеством широкие возможности для реализации разнообразных социальных ролей, «уводят» их с улицы, способствуют предупреждению правонарушений и отклоняющегося поведения, формированию правового сознания.

культурной деятельности на основе принятия гуманистических и демократических ценностей. Однако в настоящее время реализация образовательной практики в соответствии с таким пониманием образования сталкивается с рядом сложностей. Это происходит оттого, что обучающийся часто лишен опыта продуктивной работы в коллективе, редко испытывает влияние этого коллектива, будучи ограниченным во взаимодействии исключительно школьным классом и процессом обучения. Поэтому сегодня представители педагогической науки (В.А. Караковский, И.П. Иванов, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и другие), учителя-практики убеждены в том, что развивать гуманистические начала в поведении ребенка, создавать предпосылки успешного усвоения им норм и ценностей общества в целом возможно лишь в условиях предоставления ребенку права на самовыражение и самореализацию, причем не только в учебной, но и в других видах деятельности, особенно социально значимой.

В отечественной психолого-педагогической науке разработана деятельностно-компетентностная парадигма, определяющая целью образования развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не просто как усвоение суммы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, а как процесс развития личности, обретения ею духовно-нравственного опыта и социальной компетентности (Концепция..., 2008, с. 15). Таким образом, применительно к исследуемой проблеме формирование ценностей и практики добровольчества - это многоуровневый процесс, происходящий поэтапно и включающий следующие компоненты:

1) когнитивный:

• обретение учащимися знаний об институте волонтерства;

• ознакомление с принципами волон-терства;

• знание и понимание организации, развития и формирования механизма продвижения добровольческих практик, углубления международного сотрудничества в сфере добровольчества;

• знание и понимание основных этапов развития волонтерского движения

62

в историческом и социально-политической ретроспективе и современного его состояния;

• ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей;

2) эмоционально-ценностный:

• сформированность у школьников уважения к личности, нетерпимости к несправедливости, готовности прийти на помощь нуждающимся в ней;

• толерантность (готовность с уважением относиться к представителям иных культур, если они не являются носителями экстремистских взглядов и течений; признание и понимание иного, непохожего «на меня»);

• сформированность морально-нравственных установок и ценностей (милосердие, великодушие, отзывчивость, желание делать добро людям и т.д.);

• побуждение школьников действовать в рамках позитивных ценностей;

3) деятельностный:

• участие в школьном самоуправлении и общественных объединениях на базе школы в пределах возрастных компетенций;

• освоение обучающимися способов поведения в социуме и ценностного к нему отношения;

• реализация потребности в самоактуализации и самореализации личности через волонтерство, организацию социально значимой, общественно полезной деятельности;

• умение вести диалог, разрешать конфликты, устранять противоречия, отстаивать права граждан на достойную жизнь;

• свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам;

• осуществление на практике безвозмездной деятельности, приносящей пользу людям, инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию.

В этом смысле вовлечение детей и подростков в добровольчество можно рассматривать как колоссальный образовательно-воспитательный потенциал. Реальное добровольческое служение способствует осознанию личностью, что участие в жизни и делах социума приносит пользу не только обществу, но и самому добровольцу. Так, по определению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Кофи Аннана,

Учителя-практики убеждены в том, что развивать гуманистические начала в поведении ребенка, создавать предпосылки успешного усвоения им норм и ценностей общества в целом возможно только в условиях предоставления ребенку права на самовыражение и самореализацию, причем не только в учебной, но и в других видах деятельности, особенно социально значимой.

добровольчество является «и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь - все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: «мы есть то, что мы даем другим» (Записка..., 2003, с. 142).

Именно добровольчество определяет уровень самоорганизации обучающихся, их вовлеченность в создание позитивных смыслов и ценностей, умение конструктивно выстраивать отношения с партнерами и представителями социума, реализовывать собственные социально значимые проекты. Дети, подростки и молодежь становятся основной целевой группой практики волонтерства. Однако необходимо обратить внимание на то, что в условиях достаточно закрытой классно-урочной системы обучения не всегда возможно в достаточном объеме предоставить учащимся такую возможность.

Кроме того, по мнению экспертов, «во многих школах классные руководители не занимаются созданием детских коллективов». Исследователи отмечают социальную пассивность, «дефицит неденежных мотиваций в поведении и поступках людей», безудержное потребление, деградацию смыслов труда и трудовой этики, «атомизацию человеческого бытия, распад традиционных форм социальности», что вызывает деформацию практически всех институтов социализации и в первую очередь

63

образовательного учреждения, которое утрачивает свою воспитательную функцию (Хайкин, Григорьев, 2013). Выход из создавшейся ситуации авторы видят в создании детско-взрослых сообществ, нацеленных на участие в жизни местного социума и реализацию социальной творческой активности личности.

Сегодня мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными, но тесно взаимосвязанными тенденциями: с одной стороны, происходит массовая утрата молодежью трудовой мотивации в пользу досугово-развлекательного времяпрепровождения, рост масштаба девиантного поведения; с другой стороны, активность детей и подростков в социальных сетях свидетельствует о том, что молодежь способна реально самоорганизовываться на Интернет-платформе для оказания помощи людям, формировать группы добровольцев для тушения лесных пожаров, поиска пропавших детей (поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»), помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», возникший на основе волонтерского движения «Отказники»). Информационные технологии становятся важнейшим инструментом сплочения и взаимопомощи молодых людей.

Поскольку в настоящее время поиск смыслов у молодежи зачастую происходит в Интернете, в социальных сетях, необходимо поддержать этот процесс и помочь подрастающему поколению найти себя в меняющемся мире. По мнению Г.А. Асмолова, «модели взаимопомощи и сотрудничества через сетевые технологии должны стать неотъемлемой частью школьной программы. Взаимопомощь, добровольчество и сетевые технологии должны сделаться не только фактором эволюции, но и фактором образовательной политики» (Асмолов, 2011, с. 58).

Исследователи В.Л. Хайкин и Д.В. Григорьев считают, что «сегодня главными отношениями в педагогике должны быть отношения ответственной заботы.

Сегодня главными отношениями в педагогике должны быть отношения ответственной заботы. Только они принципиально противостоят потребительской логике жизни. Если их нет, то нет и подлинно культурного воспитания.

Только они принципиально противостоят потребительской логике жизни. Если их нет, то нет и подлинно культурного воспитания». Именно детско-взрослая общность, куда входят значимые для ребенка люди - ровесники, младшие и старшие сверстники и взрослые (в формах малых групп, команд, коллективов и др.), «является тем подлинным пространством, где возникают, проходят начальную стадию формирования собственно человеческие способности, позволяющие юному человеку стать субъектом своей жизни. И именно дет-ско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни» (Хайкин, Григорьев, 2013). Авторы предлагают своеобразную социально ориентированную модель созидающей детско-взрослой общности на базе школы, которая содержит следующие основные направления добровольческой деятельности в отношении населения муниципалитета:

• выполнение фото-, видео-, дизайнерских работ и проектов, помогающих учителям, семьям учеников и жителям территории преобразовывать свои дома и окружающую среду;

• издательско-редакционная деятельность (на базе мини-типографии и редакции школьной газеты) для территориального сообщества;

• работа гуманитарных исследовательских групп старшеклассников, объединяющихся в детско-взрослую социологическую службу, которая изучает общественное мнение;

• волонтерская деятельность на базе школьного музея, преобразованного в музей-клуб с системой открытых событий, со специальными интерактивными программами для населения;

• волонтерская детско-взрослая педагогическая служба (созданная на базе педагогического отряда старшеклассников), работающая с детьми младшего возраста в группах кратковременного пребывания и группах продленного дня;

• работа детско-взрослого центра сай-тостроительства и ИКТ-сопровождения.

В контексте исследуемой проблемы детско-взрослая общность - это обучение и воспитание в труде, это реальное пространство ответственной заботы детей и взрослых и оказание адресной помощи населению, это проявление

64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гражданской активности, самореализации и самоактуализации личности, это социальное служение на основе взаимовыгодного и практического сотрудничества образовательной организации и местного сообщества.

В 2010-2014 гг. сотрудниками ФИРО были проведены конкурсы авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию добровольчества среди обучающихся и проведению детско-юношеских социально значимых инициатив в организациях общего и дополнительного образования различных субъектов Российской Федерации. Анализ присланных материалов показал, что включение волонтерского движения в воспитательное пространство учреждения и местного сообщества стимулирует профессиональную ориентацию подростков, дает им возможность проявить себя, завоевать авторитет среди сверстников и получить заслуженное признание в своем селе (городе, области). Организаторами конкурсов был изучен и проанализировали богатый психолого-педагогический опыт работы образовательных организаций, направленный на развитие личностной активности обучающихся, формирование нравственных ориентиров и профессиональных навыков. Вопросы развивающего воспитания, позитивной социализации и реализации творческой активности детей и молодежи по-разному решаются в различных регионах Российской Федерации. Необходимо иметь в виду, что в зависимости от этнокультурных, региональных особенностей, типа поселения (село, город), вида образовательного учреждения, форм и содержания работы детское волонтерское движение оказывает определенное воздействие на общественную жизнь местного сообщества, выступая источником и фактором социальных перемен.

Однако следует иметь в виду, что детско-юношеское волонтерское движение в целом оказывает лишь ограниченное воздействие на состояние образовательного пространства России. Волонтерские практики в его рамках поддерживаются усилиями педагогов-энтузиастов, используются в небольших масштабах на уровне

отдельных школ и местных сообществ.

Представленные на конкурс авторская программа А.А. Плис «Школа волонтера» (МБОУ Основная общеобразовательная школа № 7 г. Чусовой, Пермский край), Интернет-проект «Волонтер Екатеринбурга» (МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»), программа гражданско-патриотического воспитания Г.В. Белозеровой (педагог дополнительного образования) «Я - гражданин России» (ГБОУ СПО СО «Белоярский многопрофильный техникум») и другие материалы свидетельствуют о накоплении богатого практического опыта в области деятельности детско-юношеских организаций, движений, волонтерских центров, клубов.

Сегодня юношеские волонтерские программы становятся неотъемлемой частью мер, направленных на преодоление негативных явлений в экономической сфере, за прошедшие десятилетия российский молодежный общественный сектор стремительно развивался. Успешность волонтерских программ во многом зависит от возможностей подобрать для волонтеров такие виды работ, которые помогут развитию их профессиональных и социальных компетенций, необходимых для успешной социализации.

Интернет-проект «Волонтер Екатеринбурга» стал своеобразным итогом социального творчества учащихся, родителей и педагогов. На вопрос: «Кто такие волонтеры?» - участники проекта отвечают: «Волонтеры - люди, которые готовы потратить свое время и силы, использовать свой творческий потенциал и другие доступные им ресурсы для решения социальных проблем». Осуществлению данного проекта предшествовала реализация программы «Равный обучает равного» для учащихся-волонтеров и проекта «Актив педагогов по организации волонтерского движения в образовательном учреждении» для педагогов, направленных на развитие волонтерского движения в школах г. Екатеринбурга. В результате к 2010/11 учебному году

Волонтеры - люди, которые готовы потратить свое время и силы, использовать свой творческий потенциал и другие доступные им ресурсы для решения социальных проблем.

65

в 88 общеобразовательных учреждениях стали действовать 105 волонтерских отрядов, осуществляющих разные виды волонтерской деятельности (пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, благотворительная деятельность, шефство над ветеранами войн и тружениками тыла, детскими домами и т.д.). В связи с этим стало актуальным и своевременным создание виртуального сообщества волонтеров, которое позволило в сети координировать, поддерживать социальную активность и инициативы учащихся, занимающихся добровольчеством в разных уголках города.

Среди задач Интернет-проекта особое место занимает проблема выявления и развития творческого потенциала его участников, поддержки инициатив учащихся-волонтеров, а также стимулирования интереса педагогов и обучающихся к использованию информационно-коммуникационных технологий в целях обучения, развития, приобретения участниками навыков работы в сетях, с компьютерной графикой и анимацией.

Участниками Интернет-проекта стали команды, состоящие из 3-10 учащихся УП-УЕП, 1Х-Х классов и осуществляющие волонтерскую деятельность. Руководителем команды выступил педагог - организатор волонтерского отряда. Подготовка заданий для команд-участников возлагалась на оргкомитет Интернет-проекта. Функции руководителей команд состояли в следующем:

• введение команд в Интернет-проект (первичный инструктаж, правила, принципы взаимоотношений в команде и т.д.);

• сопровождение команды в течение установленного срока реализации проекта;

• получение всей необходимой информации об Интернет-проекте, проектных заданиях, текущих результатах и рейтингах;

• организация взаимодействия с оргкомитетом;

• создание комфортных условий для работы учащихся - участников Интернет-проекта.

Проектные задания для команд-участниц позволили больше узнать об истории возникновения и развития волонтерского движения, его миссии, принципах и формах, осознать

значимость волонтерской деятельности в современном мире. Первое задание было посвящено истории возникновения волонтерских отрядов Екатеринбурга (когда, как и в связи с чем отряд был организован, что привело участника проекта в волонтерскую работу) и знакомству с его участниками. Команды должны были создать свой сайт или страничку в Интернете, где они впоследствии стали выкладывать свои работы. Среди последующих заданий организаторы предложили следующее:

• создайте анимацию или разработайте плакат на тему: «Волонтерство - это...»;

• поделитесь фотоматериалами, отражающими особо яркие моменты вашей работы, творческие находки, портретные галереи наиболее активных волонтеров (примерные темы фоторепортажей: «Мой друг - волонтер», «Наш куратор волонтерского отряда», «Мы и наше дело» и т.д.);

• создайте изображение - знак (логотип или эмблему) и напишите песню, которая могла бы стать гимном волонтерского движения г. Екатеринбурга;

• расскажите о лучшем опыте своего волонтерского отряда (это может быть одно или несколько мероприятий, объединенных общей идеей); для выполнения задания необходимо предоставить разработку и видеосопровождение, отражающие эффективность и значимость этого мероприятия;

• разработайте, организуйте и проведите мероприятие, направленное на популяризацию здорового образа жизни, предоставьте сценарий разработанного вами мероприятия, покажите свои художественные способности и технические возможности графических программ при создании видеофильма, который осветит эту деятельность;

• представьте опыт участия вашего волонтерского отряда в акции, отвечающей социальным потребностям города (своего района, своего образовательного учреждения), или мероприятии, направленном на благоустройство дворов, скверов, парков, школьных территорий города; покажите возможности некоторых графических программ при разработке социальной рекламы, отражающей значимость мероприятия на предложенную тему.

В итоге реализации Интернет-проекта наряду с социальной активностью

66

и интересом общественности к волонтерской деятельности оценивались креативность и творческий потенциал участников, их способность выдвигать новаторские идеи, находить нестандартные решения, инновационные способы взаимодействия с окружающим миром. Основными критериями при оценке творческого потенциала стали: выразительность видеоряда представленной презентации (оригинальность дизайна, единство стиля, включаемых в презентацию рисунков); позитивность и креативность (новизна идеи, гибкость мышления) работы; качество исполнения, гармоничность цветовой гаммы; оригинальность композиционного и оформительского решений; разнообразие средств музыкальной выразительности; качество поэтического текста.

Анализ результатов Интернет-проекта показал высокую степень удовлетворенности его участников организацией и содержательной составляющей мероприятия «Волонтер Екатеринбурга». Проект был позитивно воспринят местным сообществом, способствовал росту интереса горожан к добровольческим практикам; учащиеся и педагоги приобрели опыт сетевого взаимодействия с единомышленниками по продвижению идей волонтерства, объединению усилий в создании интерактивных мультимедиаресурсов, содержащих информацию о добровольцах и социально значимых инициативах; проект содействовал активизации творческого потенциала участников добровольческих команд.

Изучение экспертным советом материалов участников конкурса показало, что квалифицированно разработанное социально-психолого-педагогическое сопровождение волонтерского проекта может существенно повысить эффективность деятельности его участников. Мотивационная сфера юношеского волонтерства, как показывает опыт, должна стоять в центре разработки высокоэффективных добровольческих проектов. Мотивирование подростков для участия в общественно значимых делах, оказание информационной и консультационно-просветительской помощи всем участникам проекта - проблема, без решения которой продвижение добровольческих инициатив в принципе

представляется невозможным. В этом плане социально-психолого-педагогическое сопровождение служит инструментом для вовлечения юношества в решение актуальных социальных проблем современного российского общества.

Участие школьников в реальных практических мероприятиях позволяет обрести определенный жизненный опыт, способность адекватно оценивать себя, свои возможности и поступки, ответственно подходить к деятельности волонтера. Добровольчество для многих подростков становится формой реализации собственных амбиций и устремлений, утверждения веры в определенные жизненные ценности, формирует у них такие качества, как сочувствие, милосердие, сострадание. Кроме того, участие в значимых проектах социального, экономического и культурного характера является своеобразной «прививкой» от антисоциальных действий детей и подростков, способствует решению проблем аддиктивного поведения личности, злоупотребления психоактивными веществами.

Так, руководители волонтерского клуба «Алфей» (Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», г. Усинск, Республика Коми) и добровольческого клуба «Инсай» (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Молодежный центр», г. Саров, Нижегородская обл.) разработали весьма эффективные

Добровольчество для многих подростков становится формой реализации собственных амбиций и устремлений, утверждения веры в определенные жизненные ценности, формирует у них такие качества, как сочувствие, милосердие, сострадание. Кроме того, участие в значимых проектах социального, экономического и культурного характера является своеобразной «прививкой» от антисоциальных действий детей и подростков, способствует решению проблем аддиктивного поведения личности, злоупотребления психоактивными веществами.

67

поведенческие профилактические программы. Реализация программ по формированию культуры здорового образа жизни стала ответом на продолжающуюся тенденцию ухудшения здоровья молодого поколения, на рост числа ВИЧ-инфицированных и употребляющих психоактивные вещества среди несо-вершеннолетних5.

Министерством образования и науки РФ 5 сентября 2011 г. была принята «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», в которой утверждалось: «Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от психоактивных веществ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения» (Письмо., 2011).

Запрос общества и государства на сохранение здоровья детей и предотвращение деградации нации, а также развитие соответствующих здоровьесберегающих компетенций сейчас актуален как никогда ранее. Распространение моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся провозглашаются важнейшими приоритетными задачами. Реализация этих задач потребует создания соответствующей инфраструктуры и образовательно-воспитательной среды.

Поведенческие профилактические программы нового поколения направлены на нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, на снижение факторов риска приобщения к психоактивным веществам, на развитие творческого потенциала

растущей личности, формирование у нее уверенности в себе и своих возможностях. Необходимо отметить, что привычная стратегия - осуждение и запрещение -доказала свою неэффективность, традиционные информационные обучающие программы (антитабачные, антиалкогольные, антинаркотические) сегодня оказываются малоэффективными. Специфика подросткового возраста - периода «бури и натиска», когда рушатся стереотипы, отвергается опыт взрослых, -а также негативные последствия информационной социализации требуют создания все более совершенных профилактических оздоровительных программ, способных развить у ребят чувство самоуважения и ответственности, улучшить состояние их физического и духовно-нравственного здоровья, направить их энергию на осуществление творческих инициатив. Вследствие этого добровольчество становится реальным шансом переломить ситуацию, открывает уникальные возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, основанного на идеях гуманистической психологии и педагогики. Большинство авторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев и другие) связывают его с учетом индивидуальности обучающегося, условиями ее становления, развития и саморазвитием личности.

Присланные на конкурс программы и технологии психолого-педагогического сопровождения волонтерского движения, о которых говорилось выше, учитывают современные факторы риска, способствующие проявлению негативных тенденций в дет-ско-подростковой среде. К ним можно отнести изменение структуры досуга детей (многие из которых предоставлены сами себе, исключены из участия в кружковой деятельности, спортивных секциях и т.д.), психологические характеристики современной молодежи и различные мотивационные факторы.

Новые образовательно-воспитательные волонтерские программы предусматривают активные формы деятельности, в основе которых лежит принцип

68

5 По данным социологических исследований, в 2010 г. в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн человек). Согласно сведениям МВД России, средний возраст начинающих употреблять психоактивные вещества снизился с 17 до 11 лет.

«равный - равному», «ровесник - ро-веснику»6. Например, в пояснительной записке к образовательной программе клуба «Инсай» (авторы программы -педагоги-психологи С.В. Паничкина и Э.О. Субботина) акцентируется внимание на формировании мотивационной базы участия в добровольчестве, развитии личностно значимых интересов подростков-волонтеров, их лидерских качеств, творческого потенциала, познавательной активности, навыков эффективного общения. Все это авторы считают залогом успешности в реализации поставленных целей. По итогам двухгодичного обучения и года практических знаний обучающиеся должны усвоить предложенные теоретические знания и сформировать позицию волонтера как организатора, активного участника коллективной творческой деятельности, объектом которой являются школа, летние лагеря, клубы по месту жительства, дискотеки и т.д.

Разработанная система личностного роста волонтера создает условия для развития каждого подростка и его активного участия в деятельности клуба. Если на первом этапе обучения волонтеры приобретают теоретические знания, то на втором, основном, этапе они получают опыт практической деятельности в волонтерском клубе и открытом социуме, который включает:

• приобретение конкретных знаний, умений, навыков;

• разработку тематического информационного материала;

• развитие личностных качеств (в том числе исполнительской дисциплины) и удовлетворение конкретных личностных потребностей;

• коллективно-творческую деятельность в объединении.

На данном этапе приобретаемые знания, умения и навыки используются в организации различных форм работы основного этапа: мастер-классов, спектаклей, тематических акций, ролевых игр, групповых занятий, выездных семинаров-тренингов. Подростки-волонтеры привлекаются к работе на молодежной линии

доверия «Ровесник - ровеснику», в городских общежитиях в рамках проектов «Волшебная комната» и «Фитокомната». Социально-психологический аспект такого взаимодействия раскрывается в осознании волонтером собственного внутреннего потенциала, ощущении сопричастности к общественно полезному делу, возможности выступить созидателем, творцом, приобрести просоци-альные навыки. В этом случае образовательная среда принимается как «своя», созданная своими силами при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения. Участники создают пространство успешности вокруг, будучи успешными (и личностно, и профессионально) сами. На этом этапе значительное число обучающихся принимают участие в конкурсах социальных проектов, социально значимых делах по противодействию зависимостей (табачной, алкогольной, наркотической), что способствует развитию их творческих инициатив. Среди выдвинутых инициатив значительное место занимают проведение акций, в том числе и интерактивных («Волна здоровья», «Скажи наркотикам -нет!», «Здоровье детей - неприкосновенный запас нации», «Молодежь Усинска вместе против наркотиков» и др.), тематических диспутов («В плену вредных привычек», «Если друг оказался вдруг» и др.), мозговых штурмов, тренингов («Алкоголю скажем "нет"», «Хозяин судьбы» и др.), викторин, игровых уроков («Зона риска» и др.), круглых столов и т.п.

В волонтерской просветительской работе широко используются созданные (при поддержке местных властей, партнеров из бизнес-сообщества и т.д.) информационные буклеты, брошюры профилактического содержания: «Любовь прекрасна, когда безопасна», «Ты узнаешь их из тысячи», «Неравнодушному человеку» и др. Таким образом, работа клуба стала своеобразной социальной рекламой здорового образа жизни.

Волонтеры клуба «Алфей» в первый год своей деятельности создали методическую базу работы с подростками, обращая особое внимание на развитие и поддержку творческих

69

в Принцип «равный обучает равного» основан на гуманистическом подходе и идеях А. Маслоу и К. Роджерса. Одна из идей, заложенных в этом подходе, предполагает, что Я личности формируется в общении с другими людьми, изменение поведения человека в данном контексте рассматривается как результат перестройки представления о себе.

инициатив школьников. Они подняли престиж волонтерского клуба, наладили связи с общественными организациями, структурами некоммерческого сектора, местными властями, бизнесом, участвовали в городских мероприятиях г. Усинска, направленных на пропаганду здорового образа жизни («Лыжня России», «Кросс нации» и т.д.). В дальнейшем волонтеры расширили зону своего действия, уже не только работая с подростками своей школы, но и осуществляя выход в другие общеобразовательные учреждения города, обучая своих сверстников (с помощью методики «равный равному») новым формам и способам социально-позитивного поведения. Кроме того, проводилась работа по привлечению в свои ряды новых волонтеров, для чего была разработана программа «Подготовка волонтеров».

Деятельность клуба была отмечена Усинским МРО УФСКН РФ по Республике Коми, актив и члены волонтерского клуба неоднократно награждались благодарственными письмами и грамотами. Традицией для каждого волонтера стали сбор и оформление портфолио своих достижений7. С каждым годом клуб расширяет свою деятельность, сегодня создана сеть опорных волонтерских классов в каждой из усинских школ, ряды волонтерского клуба пополнили сотни новых добровольцев.

Другим оригинальным новаторским проектом, инициированным научным сотрудником Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО А. Севериной при поддержке Пермского центра «Грани», стало создание Интернет-сайта «Возрождая наш город» (http://history.kizeladm.ru) на базе платформы «Ушахиди»8 в г. Кизел. Закрытие убыточных угольных шахт обернулось неблагоприятной социальной обстановкой в городе. Целью школьного проекта было создание виртуальной карты из трех сфер - прошлого, настоящего и будущего. Школьники Кизела благодаря платформе обсуждают существующие проблемы, планируют

действия, которые могли бы изменить облик их родного города, координируют добровольческие акции, которые помогают превращать будущее в настоящее. Таким образом, Интернет-платформа позволяет повысить уровень социальной активности школьников. Проекту предшествовал семинар, посвященный роли краудсорсинговых платформ для представителей местных администраций Пермского края; он активно заработал после того, как в г. Кизеле были проведены семинары для учителей, презентации для школьников в трех местных школах и игры, в ходе которых ребята обсуждали, как улучшить жизнь в своем городе.

Существует интересный опыт вовлечения школьников в процесс создания социальной рекламы (фильмы, видеоролики, Интернет-сайты и др.), где раскрывается значимость добровольчества для решения социально-экономических проблем, пропаганды здорового образа жизни и экологической безопасности, самореализации и саморазвития личности.

Вышеописанные современные волонтерские практики в системе общего и дополнительного образования детей являются авангардными в выполнении социально значимых задач; они, несомненно, заслуживают внимания научно-педагогического сообщества, властных структур, институтов гражданского общества. Основными социальными субъектами в формировании культуры добровольчества выступают педагоги, обучающиеся, родители, детско-подростковый коллектив и общественная среда. Поскольку развитие добровольческого движения становится одной из приоритетных задач системы образования, наработки в этой области и богатый практический опыт могут быть основой для его тиражирования и распространения на другие регионы Российской Федерации.

В отличие от детско-подросткового студенческое волонтерство получило более широкое воплощение. Значительным

7 На сегодняшний день волонтеры, которые стояли у истоков создания клуба, окончили школу. Все они поступили в высшие учебные заведения. Многие обучаются на факультетах, которые готовят специалистов правовых структур, политологов, журналистов, специалистов по связям с общественностью. Руководитель клуба поддерживает с ними связь, они продолжают вести активный образ жизни, участвуют в различных творческих проектах, в спортивной и культурной жизни своих вузов.

8 Интернет-сайт «Возрождая наш город», так же как и «Карта помощи» (сетевой инструмент взаимопомощи при тушении пожаров в 2010 г.), был создан на базе платформы «Ушахиди», которая была разработана американскими и африканскими программистами. Платформа позволяет получать информацию от населения, затем обрабатывать и визуализировать эту информацию в удобной форме (см.: Асмолов, 2011).

70

стимулом к его развитию стала подготовка волонтеров к Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи 2014 г. Так, в результате конкурсного отбора в 2010 г. были созданы 26 волонтерских центров на базе высших образовательных учреждений и обучено 25 тыс. человек. Подготовка волонтеров проводилась по 11 направлениям: «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпизм». Гости Игр особо отмечали доброжелательность, трудолюбие, желание помогать и взаимодействовать волонтеров, среди которых, наряду со студентами, были менеджеры, домохозяйки, старшеклассники, пенсионеры и др. Именно волонтерская программа «Сочи-2014» способствовала развитию культуры во-лонтерства в России. Благодаря вовлеченности граждан в добровольческую деятельность Россия заняла восьмое место в мировом рейтинге «World Giving Index», а профессиональная и скоординирован ная работа волонтеров на Олимпиаде была удостоена самых высоких оценок экспертов Международного олимпийского комитета. Спортивные игры содействовали популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи. Директор Центра подготовки волонтеров Тверского государственного университета Т.Н. Арсеньева назвала волонтерский проект Олимпиады 2014 г. «уникальным системообразующим элементом развития института волонтерства в современной России».

Таким образом, создание инфраструктуры подготовки волонтеров стало важнейшим наследием Игр 2014 г. Реализация проекта открыла новые возможности внедрения образовательных программ поддержки здорового образа жизни в молодежной среде, продвижения ценностей добровольчества в различных слоях российского общества. 27 мая в центральном штабе Оргкомитета «Сочи-2014» в Москве состоялось

учредительное собрание Всероссийской ассоциации волонтерских центров, которую возглавила Т.В. Гомзякова. Задача ассоциации - «определить и укрепить статус волонтера, содействовать формированию культуры волонтерства в России и росту числа и качества добровольческих инициатив и организаций». Присутствовавшие на пресс-конференции представители Министерства образования и науки и Министерства спорта Российской Федерации в свою очередь пообещали организовать качественную межведомственную работу для поддержки деятельности Ассоциации волонтерских центров. Было отмечено, что в ближайшей перспективе особое внимание должно быть уделено включению школьников в добровольческое движение. Готовность к дальнейшему плодотворному сотрудничеству выразил глава Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов: «Безусловно, сегодняшнее событие говорит о том, что государство системно подходит к поддержке волонтерского движения, которое отныне будет продолжать свою деятельность на новом уровне. Волонтерство - это одно из самых важных направлений государства в молодежной политике, потому что оно дает возможность социализации для молодежи, а также дает ценный опыт и знания, которые невозможно получить во время академических занятий» (Олимпийское., 2014).

На текущем этапе в Ассоциацию волонтерских центров вошли около 50 организаций из различных регионов Российской Федерации. По словам членов ассоциации, уже в самое ближайшее время число участников общественной организации планируется увеличить до 70 центров.

Сегодня отчетливо видно, что в продвижении ценностей добровольчества в студенческой среде достигнуты определенные успехи. В ряде регионов Российской Федерации благодаря активной деятельности структур некоммерческого сектора сложилась система по обучению подростков инновационным социальным практикам. Формируются региональные центры, способствующие позитивной социализации подрастающего поколения9.

9 Фонд «Созидание», его методика «Обучение заботой» апробирована в пяти регионах страны; Автономная некоммерческая организация «Вектор дружбы», в ее проекте участвуют 80 тыс. школьников из 14 субъектов РФ; фонд «ФОКУС-МЕДИА» осуществляет проект «Dance4life» в 22 российских регионах и т.д.

71

Данные международных исследований показывают, что вовлечение детей и молодежи в добровольческую деятельность на 50% снижает риск их приобщения к формам асоциального поведения (Бодренкова, 2013, с. 113).

Однако, как отмечалось выше, добровольческие практики в организациях общего образования используются все еще ограниченно. Несмотря на имеющийся интересный авангардный опыт на уровне муниципалитетов, необходимо отметить, что рядовые педагоги пока не имеют возможности в своей практической деятельности опереться на современные научные, учебно-методические разработки отечественных авторов, исследований в этой области пока очень мало, а име-щиеся работы освещают феномен добровольчества крайне односторонне.

«Отсутствие научной концепции добровольческого труда затрудняет выработку стратегии консолидации социальных субъектов в построении гражданского общества, формировании его взаимодействий с государством и рыночной подсистемой» (Инновационные проекты..., 2009, с. 9-10).

Исходя из того, что социальная активность - это сложный феномен, для его дальнейшего изучения требуется междисциплинарный подход, объединяющий усилия педагогов, психологов, социологов, юристов, экономистов и т.д., а для этого необходимо:

• изучать опыт работы общественных организаций/объединений и их вклада в формирование правового сознания подростков и молодежи;

• исследовать мотивационные установки, готовность обучающихся проявлять социальную ответственность, толерантность, осваивать новые трудовые навыки, участвовать в развитии институтов гражданского общества;

• выявлять механизмы и пути реализации активной молодежной политики для решения актуальных общественно-значимых проблем;

• раскрывать возможности формирования компетенций, способствующих успешной социализации растущей личности и ее активной адаптации на рынке труда.

В настоящее время, когда волон-терство становится важнейшим инструментом формирования у детей

и молодежи активной гражданской позиции, в образовательном процессе воспитательный потенциал добровольчества используется явно недостаточно. В отечественной педагогической науке отсутствуют вариативные подходы к реализации добровольческой деятельности обучающихся. Учитывая увеличение числа подростков, имеющих отрицательный опыт социализации, необходимо ускорить разработку комплексных стратегий, моделей и программ, направленных на коррекцию и преодоление ад-диктивных форм поведения детей и подростков, на приобретение ими полезных социальных и практических навыков.

Для успешного распространения и внедрения в массовую педагогическую практику авангардного опыта волонтерского движения необходимо создать условия для психолого-педагогической подготовки кадров из числа работников организаций общего образования, ориентированных на формирование соответствующих компетенций и обеспечение высокого уровня их профессионализма. Здесь абсолютно востребованным станет деятельность сетевых структур неформального образования (в том числе электронных).

В связи с этим представляется целесообразной организация исследовательских и учебно-методических мероприятий, направленных на поддержку развития детско-юношеского волонтерского движения в России с привлечением уже действующих и хорошо себя зарекомендовавших волонтерских центров. В качестве первых шагов по реализации этих задач необходима, на наш взгляд, организация следующих мероприятий:

1) формирование банка авторских образовательных материалов по обучению добровольческой деятельности в общем образовании;

2) разработка, апробация и внедрение волонтерских программ по различным социально ориентированным направлениям (охрана здоровья, экология, социальные практики, культура, спорт и т.д.);

3) проведение курсовой психолого-педагогической подготовки педагогов по обучению детей и подростков волонтерской деятельности;

4) организация конференций, семинаров и круглых столов по ознакомлению и обсуждению авангардного волонтерского опыта с целью его трансляции

72

и популяризации на российском образовательном пространстве;

5) издание сборников, пособий, учебно-методических материалов, содержащих международный и отечественный опыт работы в местных сообществах (приемы, методы, технологии обучения волонтерской деятельности).

Социальные компетенции и навыки, полученные молодежью в образовательных организациях (системе дополнительного и неформального образования, общественных объединениях), жизненный оптимизм, ориентиры на здоровый образ жизни - это ключевые ценности, востребованные сегодня во всех отраслях российской экономики, во всех сегментах российского общества. Участие детей и молодежи в добровольческой деятельности способствует развитию профессиональных компетенций, помогает находить ресурсы собственного личностного самосовершенствования, овладевать необходимыми знаниями в области практической психологии, навыками пропаганды культуры здоровья, умением проводить общественные кампании, акции, привлекать новых добровольцев, планировать и анализировать результаты своей деятельности. Все это содействует успешной социализации молодежи и продвижению страны по инновационному пути развития. Развитие волонтерства сегодня становится трендом общественной жизни и непременным атрибутом образовательной политики.

ЛИТЕРАТУРА И ВЕБЛИОГРАФИЯ

1. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / Ред.-сост. Н.А. Пастернак. 2-е изд., знач. доп. М.: ФИРО, 2012.

2. Асмолов Г.А. Интернет, сетевое общество и взаимопомощь как стандарт образования // Образовательная политика. 2011. № 1 (51). С. 53-58.

3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. Учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm (дата обращения: 29.08.2014).

5. Записка Генерального Секретаря ООН, направленная Комиссии социального развития Экономического и Социального совета с приложением «Добровольчество и социальное развитие: что скрыто от взора общественности». Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения / Сост. и ред. Н.Ю. Слабжанин. 2003. URL: http://stavdd.ru/wp-content/ uploads/2012/07/1279372442.pdf (дата обращения: 29.08.2014).

6. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. Научно-методическое пособие / Под ред. В.В. Семикина, Т.Н. Арсенье-вой. Тверь: ООО «СФК-офис», 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.

8. Олимпийское наследие: Ассоциация волонтерских центров готова к работе // Ридус. 27.05.2014. URL: http://www. ridus.ru/news/160918 (дата обращения: 29.08.2014).

9. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка вариативных моделей развития детско-юношеских организаций в общем образовании в целях формирования гражданской идентичности и способности общественного действия учащегося» ФГАУ «ФИРО» / Научный руководитель Григорьев Д.В. Шифр работы: 10/11-ДГЗ. М., 2011.

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/12090282/#ixzz3BnkNxrFy (дата обращения: 29.08.2014).

11. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Приложение. Информационно-методический журнал «Внешкольник». 2012. № 4 (151). С. III.

12. Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания // Библиотека Института системных исследований и координации социальных процессов. 24.09.2013. URL: http://www.isiksp.ru/ library/grigoryev_dv/grigor-000003.html (дата обращения: 29.08.2014).

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.