ЭКОНОМИКА
УДК 338.436.33:63.08(470).44
А.В. Андреев ФОРМИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Исследуются процесс и формы образования кластеров в мясном подкомплексе Саратовской области. Особое внимание уделяется исследованию состава участников кластера, формам образования кластерных структур и механизму передачи конкурентных преимуществ, приводящего к образованию синергетического эффекта участников кластера производителей и переработчиков мясного сырья.
Кластер, границы кластера, структура формирования кластера, преимущество кластерного подхода, институты поддержки, синергетический эффект
A.V. Andreev FORMATION OF AGRO-INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE MEAT PRODUCTS SUBCOMPLEX ON THE REGIONAL LEVEL
The article explores the process and patterns of clusters characteristic of the meat products subcomplex in Saratov region. Particular focus is made on the study of the cluster members, types of cluster formation, and mechanisms of communicating competitive advantages leading to formation of synergistic effect among the cluster members including producers and raw meat processors.
Cluster, cluster boundary, structure of cluster formation, advantages of the cluster approach, support institutions, synergistic effect
В современных условиях повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий мясного подкомплекса зависит от наличия устойчивых экономических связей с родственными и поддерживающими отраслями. Совокупность этих взаимосвязей образует относительно новую экономическую и организационно-технологическую структуру - кластер.
Согласно теории М. Портера, конкурентные преимущества создаются на внутренних рынках. Наиболее эффективные и конкурентоспособные предприятия не должны быть разбросаны по всей стране, их следует концентрировать в определенных регионах и даже на отдельных локальных территориях [5]. Эффективность кластеров, образованных на ограниченном пространстве, объясняется именно тем, что они положительно влияют на ближайшее окружение: поставщиков, производителей, потребителей и конкурентов. Кластеры, сформированные на региональном уровне, выполняют функцию «локомотива» экономического роста региональной экономики.
Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, не способным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями [3]. Дело в том, что организационная структура кластера не ограничивается только горизонтальными - внутриотраслевыми связями, или межотраслевыми (вертикальными) связями между предприятиями,
а представляет собой их комбинацию, дополненную заинтересованными в развитии кластера институтами поддержки.
По-видимому, исходной теоретической предпосылкой исследования процесса формирования кластерных структур в мясном подкомплексе следует считать исторически сложившуюся в конкретном регионе территориальную локализацию и отраслевую специализацию в производстве мясной продукции. Так, в структуре производства продукции сельского хозяйства Саратовской области по хозяйствам всех категорий на долю продукции животноводства приходится 44,3% [4]. В самом животноводстве получили развитие подотрасли мясомолочного скотоводства. Таким образом, благодаря отраслевой специализации регион может пользоваться преимуществом месторасположения.
В мясном подкомплексе Саратовской области можно выделить два вида кластеров: кластер производителей мясного сырья и кластер его промышленной переработки (рисунок).
В свою очередь, структура формирования каждого из двух видов кластеров образуется преимущественно на основе двух форм:
1) форма комбинации горизонтальной и вертикальной интеграции внутри подотраслей животноводства и связанных и с ними специализированных предприятий мясной промышленности, взаимодействующих с органами государственного управления и/или научными учреждениями;
2) форма вертикально-интегрированных производственных цепочек, формирующихся вокруг крупного мясного производителя, в которой смежные этапы производственного процесса образуют экономическое «ядро» кластера.
Экономическим ядром в структуре формирования кластера производителей мясного сырья являются крупные (племзаводы) и средние фермы, закупку крупного рогатого скота для которых осуществляют региональные власти. Министерство сельского хозяйства Саратовской области закупает для племенных заводов крупный рогатый скот пород мясного и мясомолочного направления, беря на себя функцию поддержки и развития племенного дела. При этом финансовая поддержка из регионального бюджета оказывается и владельцам личных подсобных хозяйств, закупающих у племзаводов крупный рогатый скот. Таким образом, в кластере производителей мясного сырья поддерживается принцип многоукладного сосуществования и взаимодействия государственных, коллективных и частных предприятий, разных размеров.
Кластер промышленной переработки мясного сырья представлен предприятиями, специализирующимися как на первичной переработке мясного сырья, так и на его глубокой переработке. На сегодняшний день в Саратовской области кластер переработчиков мясной продукции составляют 130 предприятий по производству мясных продуктов, из которых 7 предприятий имеют производственные мощности по первичной переработке скота.
В глубокой переработке мясного сырья задействованы предприятия крупных, средних и мелких размеров. Однако основной объем продукции, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, мясных консервов производится крупными производителями: ООО «Агротэк», ООО «Дубки», ООО «Ре-гионэкопродукт Поволжье». Крупные производители выступают организационно-экономическим ядром в структуре формирования кластера промышленной переработки мясной продукции, так как они накопили достаточный объем финансовых ресурсов для организации, как собственного производства мяса, так и создания торгово-распределительных цепочек. Крупные мясоперерабатывающие предприятия имеют свои торговые представительства в 30 регионах России и в странах ближнего зарубежья. За пределы области ими вывозится около 70% произведенных колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов.
В кластере промышленной переработки мясного сырья лидирующие позиции занимают производители колбасной продукции. Производственные мощности по производству колбасной продукции в 2009 году достигли 100 тыс. тонн, мясных полуфабрикатов 15 тыс. тонн и мясных консервов 20 млн. у. б. Значительная часть поставляемого сельскохозяйственными производителями для переработки мясного сырья направляется на производство колбасной продукции, по производству которой Саратовская область занимает 6 место в Российской Федерации (таблица).
Кластеры производителей и переработчиков мясного сырья
Темпы роста объема продукции в производстве и переработке мясного сырья по Саратовской области (1990 = 100%) [4]
Видыпродукции 1990 1995 2001 2003 2005 2007 2009
1. Производство мяса (в убойном весе) тыс. т, в хозяйствах всех категорий 271,5 51,4 47,8 47,8 47,5 53,0 61,9
2. Мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т 159,2 38,1 9,3 10,7 10,3 9,8 12,2
3. Колбасные изделия, тыс. т 41,0 36,6 18,3 33,6 102,9 186,6 211,5
Динамика темпов роста свидетельствует о том, что за период преобразований в структуре производства мясной продукции лидирующие позиции заняли производители, осуществляющие глубокую переработку мясного сырья. В аутсайдерах оказались производители, осуществляющие первичную переработку мясного сырья. По производству мяса, включая субпродукты I категории, Саратовская область занимает лишь 44 место в Российской Федерации.
Увеличение объема производства в животноводстве ставит перед мясоперерабатывающими предприятиями задачу строительства новых, реконструкции и модернизации действующих предприятий по первичной переработке и хранению мясной продукции. Это задача определена в качестве приоритетной в Областной целевой программе (ОЦП) «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы». Для реализации этой задачи в Программе планируются строительство 17 цехов и реконструкция 10 цехов по первичной переработке скота.
Государство выступает в роли ключевого института, осуществляющего финансовую, административную и правовую поддержку. Следует поддержать мнение А. Романова, В. Арашукова, Е. Яковлевой и других ученых о том, что администрациям регионов отводится важная роль в поддержке формирования кластерных структур, направлении усилий на стимулирование партнерских взаимоотношений между участниками кластера [5, 6]. По мнению автора, важной функцией государства в рамках кластерного подхода является задание вектора в развитии производств, входящих в кластер, посылая сигналы производителям о приоритетах в развитии, направлении инвестиций, создании рабочих мест и др. Таким образом, органы государственного управления обеспечивают сбалансированность в развитии отраслей (подотраслей), входящих в мясной подкомплекс.
Поддержка предприятий по переработке мясного сырья оказывается в рамках двух областных целевых программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы», «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы» [1].
Непосредственное влияние на развитие предприятий по переработке мясного сырья оказывает финансовая поддержка, осуществляемая в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы». Так, в 2009 году перерабатывающие предприятия получили субсидий из областного бюджета: на закупку мяса и скота в личных подсобных хозяйствах области на 1,5 млн. руб., на возмещение части процентных платежей по кредитам, полученным на закупку сырья, на сумму свыше 50 млн. руб.
По мнению автора, к преимуществам кластерного подхода в производстве и переработке мясного сырья можно отнести следующее.
Во-первых, достигается взаимоувязка общественной цели, связанной с удовлетворением нормальных потребностей населения региона в готовой мясной продукции требуемого ассортимента, с одной стороны, и индивидуальной цели предприятий - максимизации прибыли (или другого финансового показателя) - с другой.
Вхождение юридически независимого производителя в кластерную структуру становится оправданным, когда приходит понимание: чтобы обеспечить свою прибыль в долгосрочной перспективе, необходимо не только конкурировать, но и осуществлять совместные инициативы (по хранению, первичной переработке скота) с горизонтально и/или вертикально расположенными родственными предприятиями. В рамках кластерной структуры формируется такой механизм взаимоотношений между производителями и переработчиками мясного сырья, который позволяет получать эквивалентную затратам прибыль не только тому, кто производит конечный продукт (крупный мясокомбинат), но и всем участникам кластера.
Во-вторых, достигается сбалансированность размеров, производственной специализации и организационно-правовых форм предприятий, входящих в кластер.
Одним из факторов, сдерживающих формирование кластерных структур региона, можно считать доминирование в производстве животноводческой продукции мелкотоварного уклада - хозяйств населения. В структуре производства животноводческой продукции Саратовской области на долю хозяйств населения приходится 79,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 6,3%, сельскохозяйственных организаций - 14,0%. По Российской Федерации складывается несколько иная структура производства животноводческой продукции, на долю хозяйств населения приходится 39,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 3,0%, сельскохозяйственных организаций - 57,5% [4]. Следует согласиться с мнением В.В. Носова [2], что рост производства животноводческой продукции в хозяйствах населения связан с необходимостью восполнения потери дохода, который они раньше получали по основному месту работы. Основным стимулом их деятельности является не крупнотоварное производство, а физическое выживание.
Преобладание мелкотоварного уклада препятствует развитию интеграционных взаимосвязей как по вертикали, так и по горизонтали. Мелкие производители в основном обеспечивают поставку своей продукции на розничный рынок, а крупные мясоперерабатывающие предприятия заинтересованы в экономии за счет крупномасштабных закупок мясного сырья и снижения транзакционных издержек.
В-третьих, осуществляются выработка и передача конкурентных преимуществ от одного участника кластерного взаимодействия к другому, включая институты поддержки.
Остановимся на анализе трех типов экономических взаимосвязей между производителями животноводческой продукции и мясоперерабатывающими предприятиями, в результате которых происходят выработка и передача конкурентных преимуществ и образуются предпосылки для формирования кластерной структуры (рисунок), при этом учитывая, что развитие животноводства определяет количественные и качественные характеристики животноводческого сырья, поступающего на переработку, и, в конечном счете, лимитирует предельные объемы производства в мясной промышленности. Глубокая взаимосвязь этих отраслей показывает нам следующую закономерность.
Если, к примеру, в животноводстве наблюдается рост производительной силы труда, проявляющийся в увеличении приплода, прироста и привеса животных, то ресурсный потенциал (часть оборотного капитала) мясной промышленности увеличивается по своей массе при снижении стоимости готовых мясных продуктов первичной и глубокой переработки. Если же происходит сокращение объемов продукции животноводства (прироста, привеса, приплода), то ресурсный потенциал мясной промышленности сжимается, делая невозможным увеличение производительности труда, а следовательно, и возрастание отдачи.
Следовательно, ресурсный потенциал животноводства выступает по отношению к предприятиям мясной промышленности в роли «передаточного механизма», передающего созданные в животноводстве конкурентные преимущества (производительность, стоимость, качество) следующему участнику производственной цепочки. А мясная промышленность, по отношению к продовольственному рынку и его товарным ресурсам выступает в роли «задвижки - регулятора», с помощью которой регулируется поток готовой мясной продукции, поступающей на региональный рынок.
Первый тип связи - двусторонняя, основана на паритетных началах с соблюдением интересов обеих сторон. В рамках этого типа при наличии долговременного устойчивого спроса на продукцию первичной и глубокой переработки предприятия мясной промышленности, чтобы конкурировать на рынке за дополнительную прибыль (рентабельность) и заработную плату, предлагают производителям мясного сырья более высокие закупочные цены. Те, в свою очередь, получая позитивные сигналы, расширяют ресурсный потенциал (возрастает поголовье животных).
Получая необходимое количество сырья, т. е. фактора производства, предприятия - переработчики мясного сырья получают потенциал нормального функционирования и развития, который становится источником самодетерминации их конкурентных преимуществ, выявляются резервы повышения конкурентоспособности на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств, становится экономически выгодным привлечение инвестиций, совершенствование технико-технологического уровня и т. п.
Представляется, что именно в рамках первого типа связи создаются более благоприятные предпосылки для формирования кластерной структуры. Причем этот тип связи предполагает выстраивание взаимоотношений как на основе долгосрочных договоров, так и партнерства без потери юридической самостоятельности. В результате первого типа связи обеспечивается оптимальное сочета-
ние принципов конкуренции и кооперации и происходит передача конкурентных преимуществ от одного участника производственной цепи к другому, что и обеспечивает синергетический эффект.
Второй тип связи - односторонняя, предполагает наличие диспаритетных отношений между производителями и переработчиками мясного сырья, обеспечивающая прибыльность (рентабельность) преимущественно переработчикам. В этом случае, чтобы поддерживать закупочные цены, производители мясного сырья при прочих равных условиях вынуждены будут сокращать ресурсный потенциал.
Сжимающийся ресурсный потенциал в виде недостатка сырья, не заставляя долго себя ждать, создаст дефицитный, критически минимальный элемент в производственной цепи, препятствующий необходимому уровню использования производственного потенциала переработчиков мясного сырья. Подобное явление нарушает интеграционные взаимосвязи между производителями и переработчиками мясного сырья как по вертикали, так и по горизонтали, и сдерживает проявление синергетического эффекта. По-видимому, второй тип связи создает предпосылки для формирования вертикально-интегрированной структуры с частичной или полной потерей юридической самостоятельности сельхозпроизводителей.
Третий тип связи - односторонняя, косвенная, вытекает из второй и заключает в себе косвенные, неустойчивые отношения между производителями и переработчиками мясного сырья, при которой прибыльность (рентабельность) обеспечивается независимо друг от друга и теряется преимущество месторасположения.
В результате третьего типа связи интеграционные процессы между производителями и переработчиками мясного сырья носят неустойчивый характер, что создает условия для структурных перекосов в мясном подкомплексе. К структурным перекосам можно отнести, с одной стороны, доминирование в производстве животноводческой продукции хозяйств населения, с другой - нехватку предприятий (цехов) по первичной переработке скота и хроническую незагрузку производственных мощностей.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в мясном подкомплексе региона имеет место комбинация трех типов экономических взаимосвязей между производителями и переработчиками мясного сырья с доминированием второго и третьего типа связи. Все это свидетельствует о том, что кластерные структуры в мясном подкомплексе региона находятся в зачаточном состоянии и имеют мелкую структуру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Саратовской области: Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы» от 9 ноября 2007 года № 228-ЗСО. Режим доступа: htth://minagro.saratov.gov.ru.
2. Носов В.В. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных предприятий в современных условиях / В.В. Носов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 108 с.
3. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. М.: Вильямс, 2000. 495 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010: стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики 2010. URL: www.gks.ru.
5. Романов А. Формирование агропромышленных кластеров в России / А. Романов, В. Арашуков // АПК: экономика, управление. 2008. № 3.
6. Яковлева Е. Механизм управления развитием кластеров в АПК на региональном уровне / Е. Яковлева, В. Разгоняева // АПК: экономика, управление. 2010. № 8.
Андреев Андрей Владимирович - Andrey V. Andreev -
доцент кафедры «Финансы, кредит Associate Professor,
и налогообложение» Поволжской академии Department of Finance, Credit and Taxation,
государственной службы им. П. А. Столыпина P.A. Stolypin Academy of Public Service
Статья поступила в редакцию 25.01.12, принята к опубликованию 02.03.12