Научная статья на тему 'ФОРМАТ РАБОТЫ ПРЕСС–СЛУЖБ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ФОРМАТ РАБОТЫ ПРЕСС–СЛУЖБ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовая коммуникация / пресс–служба / связи с общественностью / пандемия / журналистика / гражданское общество / кризис. / mass communication / press service / public relations / pandemic / journalism / civil society / crisis.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухтори Кутбиддин, Салимов Диловар Мирзомуддинович

Статья посвящена анализу особенностей работы таджикских пресс–служб в период пандемии. Определяется значимость такого института как пресс–службы, представляющего собой механизм, обеспечивающий контакт между властью, обществом и другими субъектами политического процесса. Анализируется деятельность пресс–служб и подобных подструктур, оказавшихся непосредственным источником доступа к информации в условиях пандемии в стране. Концептуальная основа данного исследования заключается в научном представлении о том, что рост онлайновых коммуникационных технологий способствовал не только цифровизации государственных органов, но и участию пресс–служб в обеспечении всех субъектов политики информацией. Отмечается, что этот процесс сопровождается еще и формированием сетевых СМИ и соответствующей им аудитории, оказавшей определённое влияние на происходящие события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мухтори Кутбиддин, Салимов Диловар Мирзомуддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF PRESS SERVICES ACTIVITIES IN CRISIS SITUATIONS: THE CASE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article analyzes the specific features of Tajik press services activities during the pandemic. The paper emphasises the significance of such an institution as press-services, which is a mechanism establishing a contact between the authorities, society and other subjects of the political process. The authors analyze the activities of press services and similar substructures, which turned out to be a direct source of information in the conditions of the pandemic. The conceptual basis of this study lies in the scientific notion that the growth of online communication technologies has contributed to both the digitalization of government agencies and the participation of press services in providing all policy actors with information. It is noted that this process is also accompanied by the formation of online media and their respective audiences, which have had a certain influence on the events.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТ РАБОТЫ ПРЕСС–СЛУЖБ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК: 316 ББК: 60.5 ГРНТИ: 04.21 ВАК: 5.4.4, 5.9.9

Б01: 10.24412/2949-2513-2023-30-119-139

Мухтори К.

Душанбе, Таджикистан Салимов Д.М.

Санкт-Петербург, Россия

ФОРМАТ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей работы таджикских пресс-служб в период пандемии. Определяется значимость такого института как пресс-службы, представляющего собой механизм, обеспечивающий контакт между властью, обществом и другими субъектами политического процесса. Анализируется деятельность пресс-служб и подобных подструктур, оказавшихся непосредственным источником доступа к информации в условиях пандемии в стране. Концептуальная основа данного исследования заключается в научном представлении о том, что рост онлайновых коммуникационных технологий способствовал не только цифровизации государственных органов, но и участию пресс-служб в обеспечении всех субъектов политики информацией. Отмечается, что этот процесс сопровождается еще и формированием сетевых СМИ и соответствующей им аудитории, оказавшей определённое влияние на происходящие события.

Ключевые слова: массовая коммуникация, пресс-служба, связи с общественностью, пандемия, журналистика, гражданское общество, кризис.

K. Mukhtori Dushanbe, Tajikistan

Salimov D.M. St. Petersburg, Russia

SPECIFIC FEATURES OF PRESS SERVICES ACTIVITIES IN CRISIS

SITUATIONS: THE CASE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract: The article analyzes the specific features of Tajik press services activities during the pandemic. The paper emphasises the significance of such an institution as press-services, which is a mechanism establishing a contact between the authorities, society and other subjects of the political process. The authors analyze the activities of press services and similar substructures, which turned out to be a direct source of information in the conditions of the pandemic. The conceptual basis of this study lies in the scientific notion that the growth of online communication technologies has contributed to both the digitalization of government agencies and the participation of press services in providing all policy actors with information. It is noted that this process is also accompanied by the formation of online media and their respective audiences, which have had a certain influence on the events.

Key words: mass communication, press service, public relations, pandemic, journalism, civil society, crisis.

Постановка проблемы

Одним из приоритетов современных политических режимов является стремление обеспечить непосредственный контакт между обществом и властными структурами. В качестве подобного механизма выступают не только СМИ, но и другие государственные и негосударственные органы, обеспечивающие, как правило, законный и общественный порядок. Эти факторы могут оказаться определяющими в контексте построения

демократического и правового государства. Они также в определенной степени становятся залогом успешного функционирования такого институционального порядка, как пресс-службы, являющиеся связывающим звеном между обществом, СМИ и властными структурами.

Это во многом объясняется значимостью информации, которую в настоящее время можно считать наиболее демократичным источником властных отношений, поскольку все имеют к ней доступ, и монополия на нее практически невозможна. Информация, таким образом, становится первостепенным источником изменения поведения субъектов политики. Правильная и правдивая информация может оказаться важной предпосылкой действий власти, СМИ и общества, а также важнейшим условием, позволяющим им эффективно взаимодействовать. Это справедливо и в отношении деятельности такого института, как пресс-служба.

Как и в других странах региона, в Таджикистане наличие подобного рода института считается необходимым, поскольку распространение информации, касающейся деятельности государства, требует соблюдения определенных правил и норм. Можно привести множество примеров, когда распространение той или иной информации, зачастую становилось причиной ликвидации СМИ. В то же время, опыт ряда государств показывает, что успешность управленческих решений во многом зависит от эффективного функционирования такого института, как пресс-службы, которые распространяют информацию о деятельности органов власти. Именно информация влияет на уровень принятия решения. Потребность в актуальной информации и управление ею определили необходимость создания пресс-служб, главными функциями которых становятся взаимодействие властных структур со СМИ и обеспечение общества информацией.

Среднеазиатское общество, в силу сложившейся ситуации, характеризуется открытостью к коммуникациям, что заставляется местные власти разрабатывать новые механизмы, обеспечивающие качественное взаимодействие субъектов политики. Хотя, развитие интернета и

цифровизация медиа осложнили задачу местных властей, эти факторы привели к появлению медийной стратегии, которая в определенной степени предотвращает влияние глобальных СМИ на информационное пространство. В этом плане Таджикистан отличается от других среднеазиатских стран умением обеспечить успешное функционирование института пресс-служб как в кризисных ситуациях (например, в период гражданской войны), так и в обычных условиях функционирования органов государственной власти.

Сегодня Таджикистан, как и другие страны региона, подвергается информационному влиянию зарубежных СМИ, однако, такие институты как пресс-службы успешно борется с информационными потоками, направленными на нарушение мирного баланса в стране. В этом контексте важным, как с практической, так и с теоретической точки зрения, является анализ деятельности пресс-службы в кризисных условиях, каковыми можно считать, например, период пандемии, положившей начало онлайновой революции. Такой подход позволяет определить не только роль института пресс-службы, но и участие других субъектов политики (СМИ, властных структур и общества) в производстве и ассимиляции информации.

Актуальность данного подхода заключается не только в отсутствии аналогичных работ в научной сфере страны, но и необходимостью сравнительного анализа реального политико-информационного взаимодействия основных субъектов политики - власти, общества, СМИ и института пресс-служб.

История и обзор литературы

Институт пресс-службы является одним из часто упоминаемых понятий во всех гуманитарных теориях, касающихся природы информации, как первопричина действия субъектов политики. Пресс-служба и связи с общественностью прежде всего предназначены для создания и развития отношений власти с гражданским обществом и широкой общественностью. Пресс-служба, пишет, А.И. Гнетнев, это один из важнейших механизмов управления в органах государственной власти, коммерческих структурах и

общественных организациях [Гнетнев, 2010]. Этот тезис поддерживает и Т. И. Никитин: «пресс-служба - это отдел организации, выступающий как специализированная структура по работе со средствами массовой информации в целях коммуникативно-информационного сопровождения деятельности организации» [Никитин, 2013]

Пресс-службы играют основополагающую роль в государственной информационной и коммуникационной политике, в органах местного самоуправления, в коммерческих структурах и общественных организациях. В условиях глобализации информационного пространства владение информацией приобретает особое экономическое и политическое значение. Удовлетворение потребности общества в достоверной информации теоретически обосновывает роль и место современных пресс-служб в жизни общества [Невоструева, 2009: 4]. Так, если журналист пишет о событиях, наиболее значимых фактах социальной действительности, то специалист по связям с общественностью создает события, о которых затем сообщают средства массовой информации. При этом он ищет «зацепки», то, что позволит новостям фирмы, партии, некоммерческой организации стать новостями для всех [Ворошилов, 2023:7].

Работа в формате пресс-служб и связей с общественностью для Таджикистана, как и для всех постсоветских стран, явление относительно новое, хотя подструктура пресс-службы в государственных и коммерческих учреждениях в мировом опыте имеет более, чем двухсотлетнюю историю [Джамолов, 2017]. Этому вопросу посвящен ряд исследований, многие из которых рассматривают пресс-службу и связи с общественностью вместе [Пашенцев, 2005].

Вопрос совместимости или отдельности пресс-службы и департаментов по связям с общественностью требует специального анализа, которому необходимо особое внимание исследователей, поскольку это весьма актуальный вопрос на данном этапе развития информационного общества и коммуникативных технологий и методов [Мирошниченко, 2012]. Несмотря на

это, практика формирования и развития данных структур показывает, что в случае более узкой направленности государственных и негосударственных учреждений могут создаваться или пресс-службы, или отделы связей с общественностью. Их задача в обоих случаях заключается в сотрудничестве с представителями гражданского общества, прежде всего, СМИ [Потапов, Тепляков, 2023].

Многие исследователи рассматривают данные подструктуры как единое целое и подтверждают, что они могут выполнять одну и ту же задачу. Так, по мнению Ю.Е. Буровой, «...пресс-служба на практике выполняет функцию информирования с позиций паблик рилейшнз. Попытка совместить интересы базисного субъекта, заинтересованного, как правило, в распространении исключительно положительных сведений о себе и необходимостью выстраивания доверительных отношений с аудиторией - сложная профессиональная задача» [Бурова, 2012]. Другими словами, связи с общественностью могут быть одним из направлений деятельности современных пресс-служб, особенно в государственных структурах. В то же время, пресс-службы в коммерческих организациях являются частью структуры связей с общественностью [Ворошилов, 2023].

В контексте подобного определения основными задачами государственной пресс-службы являются сбор и анализ информации социально-политического характера, связанной с осуществлением политической и экономической деятельности властных структур. К этому можно добавить прогнозирование социально-политической ситуации и возможных сценариев развития событий в стране и регионе в связи с реализацией инициатив, политических акций, результатов экономической и социальной политики органов власти [Пашенцев, 2005]. Роль пресс-службы -изначально роль второго плана, однако, при непосредственном анализе ее деятельности оказывается, что рассматриваемый институт имеет колоссальное значение, и порой выходит на первый план по силе воздействия на общественное мнение и настроение людей. Следовательно, пресс-служба

выступает одним из важнейших механизмов управления в органах государственной власти [Татаринова, 2007].

Таким образом, пресс-службы рассматриваются как институт, который поддерживает и устанавливает коммуникацию во внешней среде в целях обеспечения благоприятного ее поведения в отношении организаций [Glykas, 2004; Cottle, 2003].

Помимо обеспечения коммуникации между властью и обществом, в задачи пресс-службы также входят сбор, обработка и распространение информации в соответствие с целью компаний /организаций, в рамках которых они функционируют [Бурова,2012; Ивченков, Кошелев, 2018].

Аналогичное рассуждение можно найти в научной сфере среднеазиатских государств, где пресс-службы представляют собой как специальная организационная форма, с помощью которой осуществляется эффективная двусторонняя коммуникация субъектов PR со СМИ. В данном случае к основным функциям пресс-служб также добавляется обеспечение общества информацией и сохранение информационной стабильности. Хотя такой подход демонстрирует инструментальную значимость пресс-служб, однако, как показывает опыт национальных государств, данный институт во многом является определяющим в формировании определенного образа власти [Абыкеева, Алишева, 2022].

В научной сфере современного Таджикистана можно выделить два подхода к анализу института пресс-служб. Согласно первому, институт пресс-службы рассматривается как «защитник» государственных органов и залог их имиджа в информационном поле страны. Отмечается, что такая модель взаимоотношения государственных органов с обществом привела к появлению более закрытого от журналистского сообщества института пресс-службы. Это осложняло процесс получения информации, особенно в экстренных и кризисных ситуациях [Усмонов, Давронов: 2008].

В рамках второго подхода институт пресс-службы рассматривается как зона, обеспечивающая связь государственных органов как с обществом, так и

с журналистским сообществом. В то же время отмечается, что в условиях политической турбулентности пресс-службы приобретают закрытый характер, что оказывает влияние на качество информации, которую СМИ получают неофициальным путем [Джамолов, 2014].

Основная цель данного исследования заключается в определении сущности и особенностей институциализации пресс-служб в системе связей с общественностью в Таджикистане. Актуальным как с практической, так и теоретической точки зрения является вопрос об исследовании роли пресс-служб в сложных и кризисных ситуациях в Таджикистане.

Концептуальная основа настоящего исследования заключается в научном представлении о том, что институт пресс-служб является важным звеном государственной информационной политики, от которого зависит качество информации, получаемой обществом, и которое становится первопричиной действия всех субъектов политического процесса. Пресс-служба является особенно актуальной и востребованной структурной единицей любой современной организации, так как обеспечивает коммуникацию с внешней средой, создает нужный образ в глазах той целевой аудитории, на которую, в первую очередь, обращена ее активность.

Описание методики исследования

В силу междисциплинарного характера исследуемого явления авторами был использован целый комплекс научно-исследовательских подходов. Так, социально-информациологический подход позволил определить потенциал управления информационными процессами с помощью института пресс -службы. С помощью институционального подхода были выявлены информационно-управленческие формы института пресс-службы. Одним из важных подходов оказался системный в контексте рассмотрения информационной составляющей общества как единого целого. Для определения информационной составляющей государственных и негосударственных органов был использован метод контент-анализа

публикаций СМИ, интернет-сайтов, социальных сетей и эмпирико-социологических материалов.

Кроме того, следует подчеркнуть, что при анализе кризисных процессов, в том числе и коммуникационного характера были использованы такие методологические принципы как объективность, аналитический, сравнительный и статистический. Их совокупность способствовала обобщению достигнутых результатов, научному абстрагированию и моделированию проблемы.

Результаты исследования

История появления и особенности работы пресс-служб в Таджикистане представлена многими таджикскими учёными. Так, исследователь И.М. Джамоловым, многоаспектно рассматривая особенности деятельности пресс-службы исполнительного органа Согдийской области, частично касается и вопроса истории появления пресс-службы при правительстве Республики Таджикистана [Джамолов, 2017]. Кроме того, авторами данного исследования был также проведен анализ особенностей создания и функционирования пресс-службы в современном Таджикистане [Мухтори, 2023].

Кризис - понятие достаточно широкое. Разнообразие определений данного термина во многом обусловлено целями, которые авторы ставят перед собой. Объединяющим фактором многочисленных подходов является то, что кризис - критический, разрушительный период в жизни общества, политического, экономического, социального, культурного, морального, природного характера, являющийся исходной точкой последующего развития или стабилизации ситуации [Манушин, 2013].

Современное информационное общество склонно к быстрым изменениям, в том числе и с точки зрения способов и методов коммуникаций и новых технологий. В настоящее время общество получает информацию из различных источников, и различными способами, в число которых входят как традиционные СМИ, так и современные платформы в Интернете, мобильные

средства связи и т.д., о чем свидетельствуют многочисленные исследования в области социологии и политологии [Шатилов, 2009].

Именно такая ситуация еще больше способствует смешению роли и задач пресс-служб и связей с общественностью. С другой стороны, в условиях Таджикистана принятие закона РТ «О праве на доступ к информации» а также закона РТ «О концепции об электронном правительстве» и ряда других нормативных актов способствовало формированию пресс-служб и связей с общественностью в государственных структурах. Сейчас в стране все министерства, региональные исполнительные органы власти, правительства городов и районов имеют специалистов по связям со СМИ и общественностью.

Как уже было отмечено, с учетом широкого доступа населения к социальным сетям и мессенджерам, все госструктуры имеют свои интернет-сайты, которые созданы в соответствии со структурой, утвержденной постановлением правительства. Впоследствии все органы государственной власти начали создавать свои подструктуры по связям с общественностью и гражданским обществом. Однако работа в данном направлении велась не очень активно. До 2020 г. можно было связаться лишь с отдельными государственными и коммерческими структурами, которые имели пресс-службы или отделы связей с общественностью.

В условиях пандемии государственные структуры были вынуждены найти новые способы общения с обществом и информирования людей. Это привело к активизации работы пресс-служб государственных органов в стране. Что также способствовало развитию сетевых СМИ и формированию на этом фоне сетевого сообщества, активно принимающего участие в политической жизни общества.

Объектом настоящего исследования являются пресс-службы Министерства образования и науки РТ, Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ и Министерства внутренних дел РТ (Таблица 1).

Таблица. 1. Список активных пресс-служб государственных органов в

условиях пандемии в Таджикистане.

Название ведомства Официальны й сайт Используемые социальные сети Официальн ый сайт пресс-службы

Министерства образования и науки РТ https://maorif.ti Facebook* https: //www.facebook.com/ groups/maorif.tj/ Telegram -Twitter* -

Министерства здравоохране ния и социальной защиты населения РТ https://moh.ti/ru / Facebook* https: //www.facebook.com/ tandurusti.tj/ Telegram Twitter* https://moh.ti/t a/markazi-matbuot/

МВД РТ https://www.vk d.ti/index.php/r u/ Facebook* Вконтакте Twitter* Одноклассники

*Социальные сети, запрещенные в России.

1. Функционирование пресс-службы Министерства образования и науки

РТ.

Пресс-служба Министерства образования и науки РТ до 2017 г. находилась в составе различных отделов министерства. Официально пресс-служба была создана в декабре 2017 г. и за короткое время активно стала пользоваться социальными сетями, а это именно то, что приблизило ее к журналистскому сообществу. По сути, социальные сети, используемые пресс-службой в условиях пандемии, превратили ее в зону обсуждения различных вопросов. Так, например, разработанные Министерством инструкции для школ во время пандемии были распространены в том числе и через социальные сети.

В условиях пандемии пресс-служба своевременно реагировала на появившиеся вопросы в стране, в том числе и через социальные сети. Так,

согласно результатам опроса, проведенного организацией «Хома», пресс -служба министерства образования и науки РТ занимало первое место по реагированию на обращение людей в условиях пандемии [Минобрнауки Таджикистана подготовило инструкцию для школ... ].

Анализ показывает, что в условиях пандемии пресс-служба Министерства образования и науки РТ выполняла следующие функции:

- обеспечение информационно-аналитической политики Министерства образования и науки Республики Таджикистан;

- подготовка заседаний правления, собраний и других мероприятий, проводимых министром и его заместителями;

- ведение протоколов заседаний коллегий, встреч при министре образования и науки Республики Таджикистан;

- организация и проведение пресс-конференций, встреч с руководством Министерства образования и науки Республики Таджикистан;

- сотрудничество со средствами массовой информации, радио и телевидением страны по вопросам образования;

- координация и контроль за исполнением поручений министра;

- определение время, места, количества и состава участников встреч официальных делегаций, физических и юридических лиц под руководством Министерства образования и науки;

- продвижение сайта Министерства образования и науки Республики Таджикистан и др. [Мухтори, 2023].

2. Функционирование пресс-службы Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ.

Пресс-служба Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ существует уже несколько лет. Она стала функционировать после принятия указа президента РТ «О реакции чиновников на критические материалы СМИ» от 07.02. 2009, №622. В условиях пандемии пресс-служба Министерства также стала распространять свои материалы посредством социальных сетей, что выразилось в наличии многочисленных аккаунтов.

Однако данная активность проявлялась либо в отрицании ложной информации, либо в распространении каких-то новостей, имеющих официальный статус. Можно привести множество примеров, когда пресс-служба Министерства отрицала информацию о пандемии, которая нашла подтверждение со стороны других организаций или СМИ [Минздрав опроверг распространение COVID-Омикрон... ].

3. Функционирование пресс-службы МВД РТ.

Пресс-службу МВД РТ можно считать активной, прежде всего, в контексте урегулирования законодательных норм и актов о пандемии парламентом страны. В конференциях Министерства неоднократно звучало число СМИ, периодически «нарушающих» законы подобного рода. Так, например, после внесения изменений в КоАП РТ, касающихся распространения ложной информации в условиях пандемии, пресс-служба МВД РТ неоднократно выражала положительную позицию министерства относительно данного решения. При этом сама пресс-служба МВД РТ во многих своих материалах ссылалась на другие официальные источники. [Маджлиси милли Таджикистана одобрил поправки о штрафах ... ].

Таким образом, можно констатировать, что создание пресс-служб вышеупомянутых структур, во многом было обусловлено целями и задачами, которые они должны выполнять в обществе. В условиях пандемии каждая из них выполняла свои функции, исходя из позиции министерства, в рамках которого они функционировали. Объединяющим фактором является то, что каждая из них в определенной степени стремилась оказать информационную поддержку обществу и СМИ, предотвращая тем самым информационный хаос в стране.

При этом, в отличие от глобальных сетевых СМИ, их функционирование не выходило за рамки законодательства страны. В этом контексте, пресс-служба Министерства образования и науки РТ занимает заметное место в стране, прежде всего, с учетом активного использования социальных сетей, и

быстрого реагирования на вопросы журналистского сообщества [Каршибоева, 2013].

Следует также подчеркнуть и то, что в условиях пандемии, в определенной степени, указанные пресс-службы, способствовали стабильности информационного баланса, участвуя в процессе предотвращения влияния информационных потоков со стороны глобальных СМИ, стремящихся к нарушению этого баланса. Если конечный результат деятельности пресс-службы заключается в сохранении связи между властью, обществом и журналистским сообществом, то стремление глобальных сетевых СМИ было ориентировано на нарушение информационного баланса с целью формирования отрицательного образа таджикского государства и поддержки его противников (Рисунок 1). Ярким примером является публикация материалов радио «Свобода»* (подразделение «Радио Свобода», признанное иностранным агентом в России) и ВВС, касающихся пандемии в Таджикистане. Эти материалы, в основном, имели пропагандистский характер и базировались на мнениях западных экспертов [Жертвы СОУГО -19 в Таджикистане...].

Рис.1. Продвижение и воспринятые информации посредством альтернативных (пресс-службы) и не альтернативных источников в кризисных условиях

-обеспечить таджикские СМИ и таджикское общество информацией; - сохранить связь между властью, обществом и журналистским сообществом.

конечный результат

- нарушить

информационный баланс в стране;

- формировать отрицательный образ таджикского государства;

- поддержать оппозиционную

Перспективы развития

В условиях современного Таджикистана институт пресс-службы будет оставаться определяющим в контексте обеспечения взаимодействия между главными субъектами политики: властью, обществом и СМИ. Информация по-прежнему будет считаться не только объединяющим фактором власти, общества и СМИ, но и первопричиной действия участников публичной политики. Это обстоятельство иллюстрируется функционированием

вышеупомянутых организаций, чья деятельность в кризисных условиях была ориентирована на стабилизацию информационного пространства.

Развитие интернета и цифровизация института журналистики, несомненно, будет способствовать формированию новых игроков публичной политики. Следовательно, можно ожидать появления многочисленных нормативных актов, ориентированных на регулирование деятельности института пресс-службы, поскольку качество взаимодействия государственных органов, общества и СМИ во многом будет зависеть от разработанной стратегии, создающей формат поведения этого института.

Как и в других странах региона, сформированное под воздействием интернета сетевое сообщество может оказаться той силой, степень отношения с которой будет определять уровень информационного баланса в стране. Этот процесс будет происходить одновременно с ростом влияния глобальных и зарубежных СМИ, и формированием под их воздействием сетевого сообщества, отрицательно относящегося к происходящим событиям.

В кризисных условиях предоставление созидательной информации становится важнейшей задачей института пресс-службы. Другими словами, институт пресс-службы по-прежнему будет обеспечивать не только взаимодействия государственных и негосударственных органов, но и станет институтом, который поддерживает и устанавливает коммуникацию в организационной среде в целях обеспечения благоприятного ее поведения в отношении организаций.

В ближайшем будущем в стране также можно ожидать формирования новых форматов взаимодействия института пресс-службы с обществом, властью и СМИ. Этому будет способствовать трансформация политической системы и изменения во взаимодействии субъектов публичной политики. Такие изменения приведут к появлению новых механизмов взаимодействия института пресс-служб, общества и СМИ. При этом, не исключено, что определенная часть пресс-служб государственных и негосударственных

институтов может не соблюдать принципы прямого контакта с обществом и СМИ, что может также привести к снижению их статуса.

Данное обстоятельство также может положить начало нового направления в контексте изучения деятельности института пресс-службы в стране. Следовательно, этот вопрос и в дальнейшем может стать объектом обсуждения исследователей. Причем не исключено изучение данного вопроса, как с политологической точки зрения, так и контексте деятельности бизнеса и связей с общественностью.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт пресс-службы, можно определить как один из важнейших механизмов управления в органах государственной власти, чья главная задача заключается в обеспечении контакта между ними и обществом, СМИ и другими субектами политики. Не менее важная задача этого института заключается в презентации своей деятельности в публичном пространстве и обепечении связей с общественностью. В этом контексте, под связью с общественностью следует понимать институт социальной коммуникации, формирующий эффективную систему публичных коммуникаций социальных объектов и обеспечивающий условия для установления партнерских отношений с общественностью, между социальными институтами, а также внутри самих институтов.

В условиях Таджикистана, создание пресс-служб во многом было связано с целями и задачами, которые министерства должны выполнять в обществе. В условиях пандемии каждая из них выполняла свои функции, исходя из позиции министерства, при котором она функционирует. Их объединяющим фактором является то, что они оказались важным источником официального позиционирования власти в условиях пандемии. В то же время они выполняли функцию стабилизации информационного баланса.

Особое место в условиях пандемии в информационном поле страны занимает пресс-служба Министерства образования и науки РТ, что выразилось в ее непрерывном контакте с обществом и СМИ. Эффективное

функционирование пресс-службы Министерства также проявилось в активном использовании социальных сетей и быстром реагировании на вопросы журналистского сообщества.

Функционирование пресс-службы Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ была ориентировано на распространение информации, соответствующей позиции власти. Наблюдалось пассивное сотрудничество пресс-службы Министерства со СМИ и обществом в условиях пандемии. Таджикские СМИ не всегда получали официальную информацию Министерства относительно ситуации.

Функционирование пресс-службы МВД РТ не является столь значимым в контексте обеспечения информации СМИ, что объясняется направлением и функционированием Министерства. Распространенные сотрудниками пресс-службы МВД РТ материалы, в основном, имели статистический характер. Зачастую источником опубликованных информационных материалов пресс -службы Министерства оказывались другие государственные издания.

Тем не менее, указанные пресс-службы в условиях пандемии способствовали стабильности информационного баланса и предотвращали негативное влияние информационных потоков со стороны глобальных СМИ, стремящихся к нарушению этого баланса. Если конечный результат деятельности пресс-службы заключается в сохранении связи между властью, обществом и журналистским сообществом, то функционирование глобальных сетевых СМИ было ориентировано на нарушение информационного баланса с целью формирования отрицательного образа таджикского государства и поддержки его противников.

Библиография

Абыкеева А.Б., Алишева Н.И Пресс-служба: технология взаимодействия и перспективы развития. Бишкек: Институт Медиа Полиси. 2022.

Бурова Ю.Е. Функциональные особенности современной пресслужбы // Гуманитарный вектор. 2012. №2. С.232-238.

Ворошилов В.В. Современная пресс-служба: учебник. М.: Кнорус, 2021.

Гнетнев А. И. Современная пресс-служба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Джамолов И.М. Пресс-служба в период развития государственной власти суверенного Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2014. №5. С. 271-282.

Джамолов И.М. Становление пресс-службы в Таджикистане (на примере Согдийской области). дис... канд. филол. наук: 10.01.10. Душанбе, 2017. 172 с.

Ивченков С.Г., Кошелев А. А. Роль пресс-службы в процессе взаимодействия власти и СМИ по вопросам информационного обеспечения молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №1 (45). С. 99-107.

Каршибоева Н. Власть и пресса: взаимодействие пресс-служб государственных органов со СМИ. Душанбе: ООО «Сармад- Компания», 2013.

Концепция формирования электронного правительства в Таджикистане для 20122020 годов. URL:: http://www.adlia.tj/base/show_doc.fwx?rgn=115901 Дата обращения 05.12.2023

Манушин Д.В. Новый взгляд на понятие «кризис» // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №15. С.17-24.

Мирошниченко А. А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей. М.: ИД «МедиаЛайн», 2012.

Мухтори К. Пресс-служба и связь с общественностью. Душанбе: Пойтахт, 2023.

Невоструева А.Ф. Институциализация пресс-служб в системе связей с общественностью: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 . - Екатеринбург, - 2009.

Никитина Т. И. Учебные записки Казанского университета // Гуманитарные науки. 2013. № 155. С.77 -88.

ПашенцевЕ. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2005.

Потапов Ю.А., Тепляков О.В. Современная пресс-служба. М.: Юрайт, 2023.

Татаринова Г. Н. Современная пресс-служба. Омск, 2007.

Усмонов И., Давронов Д. История таджикской журналистики. Душанбе, 2008.

Шатилов В.В. Современная пресс-служба. Ярославль, 2009.

Glykas M. Workflow and process management in printing and Publishing firms // International Journal of Information Management. 2004. №24(6). P.523-538.

Cottle S. News, Public Relations and Power: Mapping the Field. URL: https://www.researchgate.net/publication/268519958_News_Public_Relations_and_Power_Map ping the Field Accessed: 06.12.2023.

References

Abykeeva A.B., Alisheva N.I (2022) Press-sluzhba: texnologiya vzaimodejstviya i perspektivys razvitiya. Bishkek: Institut Media Polisi.

Burova U. E. (2012) Funkcionalnye osobennosti sovremennoj pressluzhby" // Gumanitarnyj vektor. №2. P.232-238.

Cottle S. News, Public Relations and Power: Mapping the Field. URL: https://www.researchgate.net/publication/268519958 News Public Relations and Power Ma pping the Field Accessed: 06.12.2023.

Dzhamolov I.M. (2014) Press-sluzhba v period razvitiya gosudarstvennoj vlasti suverennogo Tadzhikistana // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya gumanitarny'x nauk. №5. P. 271-282.

Dzhamolov I.M. (2017) Stanovlenie press-sluzhby' v Tadzhikictane (na primere Sogdijskoj oblasti). dis... kand. filol. nauk: 10.01.10. Dushanbe, 172 p.

Gnetnev A. I. (2010) Sovremennayapress-sluzhba. Rostov-na-Donu: Feniks Glykas M. (204) Workflow and process management in printing and publishing firms // International Journal of Information Management. №24(6). P.523-538.

Ivchenkov S.G., Koshelev A. A. (2018) Rol' press-sluzhby' v processe vzaimodejstviya vlasti i SMI po voprosam informacionnogo obespecheniya molodezhi // Izvestiya vy sshix uchebny'x zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvenny'e nauki. №1 (45). P. 99-107.

Karshiboeva N. (2013) Vlast i pressa: vzaimodejstvie press-sluzhb gosudarstvennyx organov so SMI. Dushanbe: OOO «Sarmad- Kompaniya»

Koncepciya formirovaniya e'lektronnogo praviteFstva v Tadzhikistane dlya 2012-2020 godov. URL:: http://www.adlia.tj/base/show doc.fwx?rgn=115901 Accessed: 05.12.2023

Manushin D.V. (2013) Novy^j vzglyad na ponyatie «krizis» // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. №15. P.17-24.

Miroshnichenko A. A. (2012) Rabota v press-sluzhbe. Zhurnalistika dlya press-sekretarej. M.: ID «MediaLajn»

Muxtori K. (2023) Press-sluzhba i svyaz " s obshhestvennost'yu. Dushanbe: Pojtaxt Nevostrueva A.F. (2009) Institucializaciya press-sluzhb v sisteme svyazej s obshhestvennost 'yu: avtoref. dis. kand. socz. nauk: 22.00.04 . Ekaterinburg

Nikitina T. I. (2013) Uchebny^e zapiski Kazanskogo universiteta // Gumanitarny'e nauki. № 155. P.77 -88.

Pashencev E. N. (2005) Pablik rilejshnz: ot biznesa do politiki. M.: Finpress Potapov Yu.A., Teplyakov O.V. (2023) Sovremennaya press-sluzhba. M.: Yurajt Shatilov V.V. (2009) Sovremennaya press-sluzhba. Yaroslavl Tatarinova G. N. (2007) Sovremennaya press-sluzhba. Omsk

Usmonov I., Davronov D. (2008) Istoriya tadzhikskoj zhurnalistiki. Dushanbe

Сведения об авторах

Мухтори Кутбиддин - доктор филологических наук, профессор кафедры печати факультета журналистики Таджикского национального университета; e-mail: mkutb70@gmail.com

Салимое Диловар Мирзомуддинович - кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургского государственного университета; email: dilov.salim@mail.ru

Mukhtori Kutbiddin - Doctor of Philology, Professor, Department of Printing, Tajik National University. Republic of Tajikistan; e-mail: mkutb70@gmail.com

Salimov Dilovar Mirzomuddinovich - Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Public Relations in Politics and Public Administration, Institute «Higher School of Journalism and Mass Communications», St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation; e-mail: dilov.salim@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.