Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА - ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ'

УЧАСТИЕ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА - ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРЕСС-СЛУЖБА МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапова Евгения Сергеевна

Статья посвящена результатам анализа освещения в научной литературе различных аспектов организации и деятельности служб по связям с общественностью МВД России. Актуальность исследования обусловлена интересом к этим подразделениям, а также представлениями о том, что МВД России оказывает существенное воздействие на правосознание граждан, результатами своей деятельности формируя отношение населения к закону, праву, государственной власти и его способности решать социально значимые проблемы. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в совокупности с региональными службами по связям с общественностью обладает мощными информационными и пропагандистскими ресурсами и является одним из важных субъектов формирования правовой культуры современного российского общества. В процессе исследования использовались традиционные научные методы. Автором изучены научные публикации, характеризующие службу по связям с общественностью МВД России как субъект формирования правовой культуры общества; выявлены основные направления научных исследований, в числе которых: ретроспективный анализ факторов формирования правосознания полицейских; деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и улучшению имиджа ведомства современными методами; возможности использования средств массовой информации в деятельности органов внутренних дел по правовому воспитанию населения и в процессе формирования правосознания молодежи; характеристика органов внутренних дел как основного субъекта реализации требований Президента Российской Федерации о развитии правосознания и правовой грамотности граждан. Результаты. Сделан вывод о том, что работы монографического характера, специальным предметом которых является теоретико-правовая характеристика службы по связям с общественностью МВД России как субъекта формирования правовой культуры общества и личности, в отечественной и зарубежной юридической науке до настоящего времени отсутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF THE PUBLIC RELATIONS SERVICES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF SOCIETY IS A SUBJECT OF RESEARCH IN MODERN RUSSIAN SCIENCE

The article is devoted to the results of the analysis of coverage in the scientific literature of various aspects of the organization and activities of public relations services of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the article is due to the interest in these units, as well as the notion that the Ministry of Internal Affairs of Russia has a significant impact on the legal consciousness of citizens, by shaping the attitude of the population to the legislation, law, state power and its ability to solve socially significant problems with the results of its activities. The Department for Interaction with Civil Society Institutions and the Mass Media, together with regional public relations services, has powerful information and propaganda resources and is one of the important subjects in the formation of the legal culture of modern Russian society. During the study, traditional scientific methods were used. The author studied scientific publications characterizing the public relations service of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a subject of the formation of the legal culture of society; the main directions of scientific research were identified, including: a retrospective analysis of the factors in the formation of the legal consciousness of police officers; activities of internal affairs bodies on legal education and improving the image of the department by modern methods; the possibility of using the media in the activities of internal affairs bodies for legal education of the population and in the process of forming the legal awareness of young people; characteristics of internal affairs bodies as the main subject of implementation of the requirements of the President of the Russian Federation on the development of legal awareness and legal literacy of citizens. Results. It is concluded that monographic works, the special subject of which is the theoretical and legal characteristic of the public relations service of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a subject of the formation of the legal culture of society and the individual, are still absent in domestic and foreign legal science.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА - ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ»

Научная статья

УДК 340.132.85

doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-27-37

Евгения Сергеевна Лапова

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0002-4619-6518, [email protected]

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Участие служб по связям с общественностью МВД России в формировании правовой культуры общества -

предмет исследований в современной российской науке

Аннотация: Статья посвящена результатам анализа освещения в научной литературе различных аспектов организации и деятельности служб по связям с общественностью МВД России.

Актуальность исследования обусловлена интересом к этим подразделениям, а также представлениями о том, что МВД России оказывает существенное воздействие на правосознание граждан, результатами своей деятельности формируя отношение населения к закону, праву, государственной власти и его способности решать социально значимые проблемы. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в совокупности с региональными службами по связям с общественностью обладает мощными информационными и пропагандистскими ресурсами и является одним из важных субъектов формирования правовой культуры современного российского общества.

В процессе исследования использовались традиционные научные методы. Автором изучены научные публикации, характеризующие службу по связям с общественностью МВД России как субъект формирования правовой культуры общества; выявлены основные направления научных исследований, в числе которых: ретроспективный анализ факторов формирования правосознания полицейских; деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и улучшению имиджа ведомства современными методами; возможности использования средств массовой информации в деятельности органов внутренних дел по правовому воспитанию населения и в процессе формирования правосознания молодежи; характеристика органов внутренних дел как основного субъекта реализации требований Президента Российской Федерации о развитии правосознания и правовой грамотности граждан.

Результаты. Сделан вывод о том, что работы монографического характера, специальным предметом которых является теоретико-правовая характеристика службы по связям с общественностью МВД России как субъекта формирования правовой культуры общества и личности, в отечественной и зарубежной юридической науке до настоящего времени отсутствуют.

Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, связи с общественностью, пресс-служба МВД России

Для цитирования: Лапова Е. С. Участие служб по связям с общественностью МВД России в формировании правовой культуры общества - предмет исследований в современной российской науке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 1 (97). - С. 27-37; doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-27-37.

Evgeniya S. Lapova

Graduate

https://orcid.org/0000-0002-4619-6518, [email protected] Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Лапова Е. С., 2023

The participation of the public relations services of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the formation of the legal culture of society is a subject of research in modern Russian science

Abstract: The article is devoted to the results of the analysis of coverage in the scientific literature of various aspects of the organization and activities of public relations services of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The relevance of the article is due to the interest in these units, as well as the notion that the Ministry of Internal Affairs of Russia has a significant impact on the legal consciousness of citizens, by shaping the attitude of the population to the legislation, law, state power and its ability to solve socially significant problems with the results of its activities. The Department for Interaction with Civil Society Institutions and the Mass Media, together with regional public relations services, has powerful information and propaganda resources and is one of the important subjects in the formation of the legal culture of modern Russian society. During the study, traditional scientific methods were used. The author studied scientific publications characterizing the public relations service of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a subject of the formation of the legal culture of society; the main directions of scientific research were identified, including: a retrospective analysis of the factors in the formation of the legal consciousness of police officers; activities of internal affairs bodies on legal education and improving the image of the department by modern methods; the possibility of using the media in the activities of internal affairs bodies for legal education of the population and in the process of forming the legal awareness of young people; characteristics of internal affairs bodies as the main subject of implementation of the requirements of the President of the Russian Federation on the development of legal awareness and legal literacy of citizens.

Results. It is concluded that monographic works, the special subject of which is the theoretical and legal characteristic of the public relations service of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a subject of the formation of the legal culture of society and the individual, are still absent in domestic and foreign legal science.

Keywords: legal culture, legal consciousness, legal education, public relations, press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Lapova E. S. The participation of public relations services of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the formation of the legal culture of society is a subject of research in modern Russian science // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 1 (97). - P. 27-37; doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-27-37.

Условием формирования правового государства является высокий уровень правовой культуры общества. Сегодня в России основным субъектом формирования правовой культуры выступает государство [1, р. 01015]. Государственные органы прямо или опосредованно оказывают влияние на формирование правовой культуры общества [2; 3]. Министерство внутренних дел Российской Федерации - государственный орган, главными задачами которого являются поддержание правопорядка и предупреждение правонарушений. Деятельность МВД России оказывает существенное воздействие на правосознание граждан, результатами своей деятельности формируя отношение населения к закону, праву, государственной власти и его способности решать социально значимые проблемы. Не случайно в МВД России создано Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, которое в совокупности с региональными службами по связям с обществен-

ностью обладает мощными информационными и пропагандистскими ресурсами, позволяющими стать одним из важных субъектов формирования правовой культуры современного российского общества.

Совершенствование организации и деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, механизмов формирования правовой культуры российского общества требует научного анализа уже накопленного опыта взаимодействия государственных органов и общества и учёта его в условиях современной России.

Службы по связям с общественностью -подразделения МВД России

Служба по связям с общественностью МВД России - организация молодая, но уже имеющая свою историю.

Еще в Советской России Министерство охраны общественного порядка РСФСР обратило серьёзное внимание на предоставление сред-

ствам массовой информации материалов, отражающих результаты деятельности милиции в различных направлениях. При Министерстве в 1966 г. был создан Центральный клуб, в числе задач которого были укрепление контактов милиции со СМИ, широкое использование СМИ для повышения активности общества в борьбе с преступностью, пропаганда принципа неотвратимости наказания, создание неприемлемого отношения к нарушению правопорядка1.

В 1983 г. было создано Пресс-бюро МВД СССР - первое профессиональное подразделение, связь с общественностью для которого стала прямой обязанностью. В региональных управлениях МВД начали формироваться пресс-группы. Сотрудники пресс-служб вели передачи на радио и телевидении, готовили интервью, профессиональные информационные и новостные материалы, проводили «круглые столы», пресс-конференции, брифинги, организовывали работу по консультированию коллективов редакций печатных изданий. Публичное обсуждение работы милиции способствовало повышению требований к сотрудникам органов внутренних дел, воспитанию у них ответственности за результаты служебной деятельности и стремления к эффективному выполнению поставленных перед милицией задач. При этом формировалось отношение населения к правоохранительным органам в частности и государственной власти в целом.

В конце 1980-х годов в МВД были созданы подразделения, непосредственно отвечающие за взаимодействие с общественностью и СМИ. Был расширен круг обязанностей сотрудников, отвечающих за связи с общественностью, форм и методов взаимодействия с общественностью и корреспондентами (в том числе иностранными), установлено оперативное и конструктивное взаимодействие с ними, которое определило стиль работы пресс-служб МВД в дальнейшем.

В 1991 г. была создана Объединенная редакция МВД СССР, предназначенная для подготовки и выпуска периодики, теле- и радиопередач, книжно-брошюрной продукции МВД2.

В постсоветской России деятельность ведомственных пресс-служб основывается на положениях Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»3. В отдельных государствах

1 История УОС. Исторический формуляр УОС МВД России. Во времена советские (1917-1968) [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации : официальный сайт. - URL: Ы^://мвд.рф/тм1Мгас:иге1/ Upravlenija/uos/history_UOS? (дата обращения: 06.02.2022).

2 Там же.

3 О средствах массовой информации : закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 1 июля 2021 года) // Российская газета. - 1992. - 8 февраля [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 14.07.2022).

постсоветского пространства возникли трудности, связанные с кризисом доверия общества правоохранительным органам [4, с. 312-313, 315-317], решение которых, как и в России, стало насущной проблемой для суверенных стран [3].

Направления исследований организации и деятельности служб по связям с общественностью государственных органов

Исследования, посвящённые службе по связям с общественностью МВД, начались в первые годы существования самой службы. Исследования вопросов взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации, общественностью, государственными органами и другими правоохранительными органами, проблем пропаганды и правового просвещения имели прежде всего прикладное значение и были направлены на поиск наиболее эффективных форм работы.

Получили рассмотрение вопросы организации взаимодействия советских органов внутренних дел с органами государственной власти (В. Г. Кутушев4, И. И. Климан5, В. Л. Бурмистров6), с коллективами трудящихся и общественными формированиями (Н. М. Бугороков7, С. М. Забелов8, Б. А. Викторов9, А. В. Буасон-над10, К. И. Бурдин11, Р. С. Мулукаев12), средствами массовой информации (Н. С. Малушкина13, Ю. В. Наумкин14, Г. Н. Горшенков [5]).

4 Кутушев В. Г. Взаимодействие горрайлинорганов внутренних дел с государственными, общественными организациями и коллективами трудящихся : лекция. - Москва: Академия МВД СССР, 1975. - 46 с.

5 Климан И. И. Организация взаимодействия гор-райорганов внутренних дел с другими государственными органами и общественностью в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. - Москва: Академия МВД СССР, 1990. - 10 с.

6 Бурмистров В. Л., Коротаев Ю. К. Взаимодействие МВД, УВД с государственными организациями и коллективами трудящихся: лекция. - Москва: Академия МВД СССР, 1976. - 51 с.

7 Бугорков Н. М. Связь органов внутренних дел с местными общественными организациями и коллективами трудящихся : материалы лекции для специальных средних школ милиции МВД СССР. - Москва: УМК, 1973. - 29 с.

8 Забелов С. М. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами и общественностью в охране общественного порядка и профилактике правонарушений : лекция. - Минск: МВШ МВД СССР, 1979. - 24 с.

9 Викторов Б. А. Милиция и общественность в охране общественного порядка : пособие для слушателей. - Москва: Знание, 1975. - 80 с.

10 Буасоннад А. В. Политико-воспитательная работа и укрепление связи органов милиции с общественными организациями : лекция. - Москва: Высшая школа МООП СССР, 1968. - 20 с.

11 Бурдин К. И. Социологические и организационно-правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1997. - 24 с.

Мулукаев Р. С. Развитие форм участия трудящихся в охране общественного порядка : лекция. - Москва: Академия МВД СССР, 1976. - 49 с.

13 Малушкина Н. С. Теоретико-правовые основы взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1997. - 24 с.

14 Наумкин Ю. В. Взаимодействие ОВД с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью : учебное пособие. - Ташкент: Ташкентская ВШ МВД СССР, 1990. - 91 с.

В постсоветской России взаимодействие правоохранительных органов с общественностью, позволяющее эффективно реализовывать правоохранительную функцию государства, превратилось в важное направление работы органов охраны правопорядка. Предметом научных исследований стали:

- характеристика связей с общественностью как разнообразной и многоаспектной деятельности (Г. Г. Почепцов [6]);

- проблемы организации связей МВД с общественностью (В. Н. Цветков15, В. А. Ребрий [7], Н. В. Кривельская16, А. А. Благоразумный и В. Б. Коробов17);

- взаимодействие МВД с религиозными организациями и средствами массовой информации (Ю. Н. Мазаев [8], Ю. В. Наумкин18, Ю. Ю. Комлев [9]);

- формирование имиджа органов охраны правопорядка в общественном сознании (А. П. Гладилин [10], С. С. Пылев19, К. А. Крашенинников20, Л. В. Каверина [11-13]);

- криминологические и социологические аспекты профилактической деятельности органов внутренних дел, осуществлявшейся МВД при взаимодействии со СМИ (В. Т. Томин21, Д. В. Сочнев [14], В. В. Лунеев22, В. И. Тюнин23);

- взаимодействие ОВД с институтами гражданского общества (Ю. В. Латов [15], Н. А. Андреев [16], Р. Р. Яковлев24).

15 Цветков В. Н. Изучение общественного мнения в органах внутренних дел : учебное пособие. - Москва: Учебно-методический центр при ГУК МВД России, 1991. - 45 с.

16 Кривельская Н. В. Общественное мнение и его учёт в управлении ОВД : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1990. - 236 с.

17 Благоразумный А. А., Коробов В. Б. Организация общественных связей органов внутренних дел : учебное пособие. - Москва: Академия управления МВД России, 2004. - 202 с.

18 Наумкин Ю. В. Взаимодействие ОВД с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью : учебное пособие. - Ташкент: Ташкентская ВШ МВД СССР, 1990. - 91 с.

19 Пылёв С. С. Формирование образа сотрудника милиции в общественном мнении средствами массовой информации : лекция. - Москва: Московская академия МВД России, 2001. - 34 с.

20 Крашенинников К. А., Кузнецов А. Г. Имидж сотрудника милиции : учебное пособие. - Саратов: Редак-ционно-издательское государственное предприятие «Ар-бис», 1996. - 14 с.

21 Томин В. Т. Использование СМИ в борьбе с преступностью : учебное пособие. - Горький: Горьковская ВШ МВД СССР, 1976. - 96 с.

22 Лунев В. В. Преступное поведение. Мотивация, прогнозирование, профилактика : учебное пособие. - Москва: Издательство Военного университета, 1980. - 98 с.

23 Тюнин В. И. Социологические и организационно-правовые вопросы взаимодействия органов внутренних дел и учреждений массовой информации в профилактике наркомании : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Москва, 1992. - 23 с.

24 Яковлев Р. Р. Эффективность социального взаимодействия институтов полиции и гражданского общества в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук. -Уфа, 2012. - 23 с.

Направления исследований организации и деятельности службы по связям с общественностью МВД России

При составлении историографического обзора вопросов, касающихся характеристики служб по связям с общественностью МВД России как субъекта формирования правовой культуры общества, выявлены 2 учебных пособия, 19 диссертаций и 78 научных статей, изданных с начала 2000-х годов, авторы которых обращались к исследованию различных аспектов организации и функционирования служб по связям с общественностью.

Выделены направления исследований, касающихся служб по связям с общественностью МВД России:

- история возникновения и развития служб по связям с общественностью государственных органов;

- организация деятельности служб по связям с общественностью государственных органов;

- формирование имиджа государственных органов;

- взаимодействие органов внутренних дел и средств массовой информации;

- обеспечение информационной открытости и публичности органов внутренних дел;

- взаимодействие служб по связям с общественностью органов внутренних дел с другими подразделениями МВД в целях взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации;

- потенциал коммуникационных и информационных технологий;

- деятельность служб по связям с общественностью в глобальных информационных сетях;

- изучение общественного мнения, отражающего деятельность государственных органов в целом и МВД в частности;

- оценка эффективности работы служб по связям с общественностью ОВД.

Связи с общественностью в системе факторов формирования правовой культуры

В понимании сущности и природы связей с общественностью в научной литературе выделяются несколько подходов. Связи с общественностью понимаются как: 1) функция управления; 2) вид практической деятельности; 3) социальная наука, представляющая собой систему информационно-аналитических и процедурно-технологических инструментов, изучающих виды коммуникаций, их цели, задачи, функции, каналы, участников; способы контроля репутации в целях достижения взаимопонимания и поддержки персоны или организации; пути влияния на общественное мнение и поведение; способы гармонизации взаимоотношений; тен-

денции развития связей с общественностью25. При рассмотрении пресс-служб ОВД как субъекта формирования правовой культуры все подходы важны, но при осуществлении правовоспитательной деятельности акцент стоит сделать на первом и третьем подходах. Связи с общественностью целесообразно рассматривать в сравнении с такими видами деятельности, как пропаганда, информационная коммуникация, реклама, агитация, а также через сопоставление моделей организации связей с общественностью (информирование общественности, паблисити, односторонние и двусторонние, симметричные и асимметричные модели ком-муникаций)26.

Служба по связям с общественностью в работах исследователей получила характеристику:

а) как подразделение, занимающееся только работой со СМИ (Н. Н. Бакунина, С. Н. Ильченко, А. Д. Кривоносова, А. Бекетов, Д. И. Игнатьев);

б) как элемент организации, в полной мере выполняющий все функции РИ (Ю. В. Безбородо-ва, Л. М. Чурбаева).

РИ-теоретики рассматривают пресс-службу:

- как центр системы общения власти с народом, включающий аналитическое, креативное и организационное направления. Основная задача такого центра - обеспечение связей с прессой для формирования объективного общественного мнения о деятельности ОВД и проведение пропагандистских кампаний в области профилактики правонарушений [17, с. 92-94]. Пресс-служба ОВД должна своевременно, достоверно и грамотно доносить объективную информацию до общества, так как от формирования позитивного мнения населения зависит оценка деятельности и отдельно взятого сотрудника и системы в целом [18, с. 63-68];

- как специализированный посреднический коммуникативно-информационный орган, деятельность которого направлена на установление каналов двустороннего взаимодействия между структурами органов государственной власти, с одной стороны, и сегментированной общественностью и другими субъектами социально-политического процесса - с другой, а также на достижение взаимопонимания, сотрудничества и социального партнерства в обществе [19, с. 165-171];

- как координационный центр сотрудничества со СМИ и населением, ведущий деятельность по двум направлениям: внешнему

25 Воронина М. С. Связи с общественностью в управлении взаимодействием органов внутренних дел с населением : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Уфа, 2011. - 23 с.; Каспарова Э. А. Связи с общественностью в деятельности органов внутренних дел России: на примере Краснодарского края : дис. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2008. - 183 с.

26 Воронина М. С. Указ. соч.

(межведомственному) (организация и развитие деловых контактов с пресс-службами других правоохранительных органов, властных структур и других организаций, со СМИ, активными гражданами и институтами гражданского общества) и внутреннему (ведомственному) (согласование и упорядочение действий отделов информации со структурными подразделениями других служб органов внутренних дел, призванных осуществлять связь со СМИ по определенному направлению, с органами ведомственной печати, а также с отдельными сотрудниками, ответственными за коммуникацию непосредственно на местах) [20, с. 185-189];

- как мощный инструмент исполнительной власти в осуществлении конструктивного диалога с общественностью. Специфическими чертами связи органов исполнительной власти с общественностью являются обеспечение информационных прав граждан, организация обратной связи между населением и органами исполнительной власти, создание условий для социального контроля общества за властью, разрешение конфликтных ситуаций, формирование механизма использования коммуникационного потенциала как ресурса проведения государственной политики, в том числе для воспитания у населения активной гражданской позиции в вопросах правопорядка [21, с. 57];

- как официального представителя государства и как посредника во взаимоотношениях с различными органами государственной власти. Пресс-служба для СМИ выступает своего рода катализатором, позволяющим своевременно реагировать на политические изменения [22, с. 42]. Одной из главных функций пресс-службы МВД является установление необходимых контактов с сотрудниками СМИ и подготовка для них доступной, интересной, целевой, выверенной в соответствии с поставленными задачами информации для массовой аудитории [18, с. 63-68];

- как комплексную информационно-аналитическую команду с функциями отслеживания информационных потоков, мониторинга информационного пространства, подготовки конкретных информационных материалов, создания и формулирования ключевых сообщений, разработки РИ-проектов и РИ-программ [23, с. 39-42]. Следует учитывать, что список и варианты сочетаний функций подвижны и изменяются в связи с требованиями организации и реалиями времени [24, с. 29-30].

Служба по связям с общественностью МВД России - субъект формирования правовой культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Служба по связям с общественностью МВД принимает участие в формировании право-

вой культуры и рассматривается: 1) как субъект формирования правовой культуры, а СМИ, общественное мнение - как объекты; 2) как комплексное системное образование, состоящее из подсистем базисного субъекта (социальная система, в интересах которой осуществляются связи с общественностью) и подсистем технологического субъекта (непосредственно осуществляющего связи с общественностью), а общественность (внешнюю и внутреннюю) и общественное мнение - как основные элементы среды функционирования27.

Анализировать деятельность служб по связям с общественностью ОВД в контексте коммуникативного подхода, где субъект (источник информации) - правоохранительные органы, а объект (реципиент) - общество, рабочий механизм связей с общественностью - информация, а «передатчик» - РИ-структуры, представляется затруднительным28, потому что:

- деятельность по связям с общественностью следует рассматривать не однонаправлен-но, а как минимум двухвекторно - в отношении внутренней и внешней аудитории;

- в процессе РИ-взаимодействия, подчиняясь принципу обратной связи, субъект и объект нередко меняются местами, что не позволяет считать деятельность по связям с общественностью ОВД классической коммуникацией;

- в классической модели субъект выполняет роль передатчика, однако службы по связям с общественностью МВД осуществляют множество функций;

- органы внутренних дел обладают множеством специфических черт взаимодействия с обществом, так как любая коммуникация направлена не только на информирование, но в первую очередь на поддержание правопорядка и профилактику правонарушений;

- учёт общественного мнения, которое в итоге оказывает влияние на деятельность органов внутренних дел, позволяет видеть общество не только как объект коммуникации, но и как её субъект. В этом случае взаимодействие служб по связям с общественностью ОВД с населением следует рассматривать с позиции субъект-субъектного подхода.

Целью связей с общественностью может выступать достижение особого состояния системы «субъект - общественность», характеризующегося гармонизацией взаимодействия её элементов, а конкретизироваться цель будет с помощью решения таких задач, как интерпре-

27 Колесник К. С. Связи с общественностью в системе управления органов внутренних дел: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Москва, 2005. - 23 с.

28 Смолева С. С. Формирование позитивного имиджа

органов внутренних дел в деятельности служб по связям

с общественностью: политическая теория и практика : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - Москва, 2013. С. 29.

тация, изучение и анализ общественного мнения, обеспечение базисного субъекта информацией о состоянии среды функционирования, необходимой для принятия управленческих решений; определение способов, средств и механизмов воздействия на среду функционирования для коррекции общественного мнения; поиск и обеспечение каналов информационного обмена с помощью организации развитой системы социальных коммуникаций субъекта; управление социальной информацией в соответствии с поставленными целями29.

При формировании правовой культуры внешней среды функция социального управления ОВД конкретизируется в функции управления общественным сознанием - формирования правового сознания и управления воспитательно-образовательным процессом. Для ОВД эта функция является не основной, но очень важной частью работы органов внутренних дел по поддержанию правопорядка, органично встроенной в деятельность служб по связям с общественностью ОВД. При формировании правовой культуры внутренней среды - правовой культуры курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД, сотрудников ОВД - возможности службы по связям с общественностью разнообразны: их сотрудники могут оказывать информационно-коммуникационное воздействие, осуществлять контрольно-оценочные мероприятия во время воспитательно-образовательного процесса в образовательных организациях МВД, во время воспитательных мероприятий и морально-психологической подготовки сотрудников системы МВД.

В. И. Бережкова подчёркивает, что деятельность подразделений информации и общественных связей представляет собой сложную, многоуровневую, разветвленную систему [25, с. 43-48].

К. С. Колесник полагает, что связи с общественностью социальных организаций функционируют на двух взаимопроникающих уровнях - консультативном и исполнительском (выполняя на обоих аналитико-прогностическую, организационно-технологическую, информационно-коммуникативную и коммуникативно-методическую функции). Связи с общественностью относятся: 1) к специальным функциям управления, которые реализуются через общие управленческие функции (прогнозирование, планирование, организация, контроль и регулирование) и связаны со специфическим объектом управления; 2) к комбинированным функциям, которые интегрированы и во внутриорганиза-

29 Колесник К. С. Указ. соч.

30 Там же.

ционные, и во внешнеуправленческие функции организации30.

М. С. Воронина, рассматривая связи с общественностью ОВД как субъект управления, подразделяет их на прямой предметный базисный субъект (сама система ОВД), функциональный базисный субъект (управление, возглавляемое МВД России) и технологический субъект (конкретное подразделение ОВД, занимающееся РИ-деятельностью и информационно-аналитической работой)31. М. С. Воронина полагает, что в рассмотрении связей с общественностью как функции управления следует различать функционерский и функциональный подходы. Функциональный подход предполагает включение связей с общественностью в управление как внешним, так и внутренним коммуникационными процессами, а эффективность понимается как мера достижения целей при оптимальном использовании имеющихся условий32.

Есть основания полагать, что служба связи с общественностью ОВД как субъект формирования правовой культуры играет важную роль при восстановлении репутации органов внутренних дел и создании позитивного общественного мнения в отношении ОВД, в воспитании чувства нетерпимости к любым правонарушениям, в разъяснении правоохранительной и правоприменительной политики государства, в установлении доверия общества к правоохранительным органам, в мобилизации готовности населения к сотрудничеству с органами внутренних дел.

Деятельность службы по связям с общественностью МВД России по формированию правовой культуры

Проведенный анализ степени изученности проблемы организации и деятельности служб по связям с общественностью МВД России как субъекта формирования правовой культуры общества показал, что отдельные аспекты деятельности служб получили освещение в современной отечественной научной литературе. Так, интерес исследователей вызвали:

- ретроспективный анализ средств массовой информации как фактора формирования правосознания полицейских33. О. В. Красножон исследовала потенциал ведомственной печати Министерства внутренних дел как фактора формирования профессионального правосознания сотрудников полиции Российской им-

31 Воронина М. С. Указ. соч.

32 Там же.

33 Красножон О. В. Ведомственная печать Министерства внутренних дел в системе факторов формирования профессионального правосознания сотрудников полиции Российской империи в начале XX века : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2018. - 200 с.

перии в начале XX в. При характеристике профессионального правосознания сотрудников полиции О. В. Красножон выделила отличительные черты профессионального правосознания, особенности его проявления, факторы его формирования и направления воздействия на профессиональное правосознание сотрудников полиции ведомственной печати того времени. Анализ значения ведомственной печати МВД в начале XX в. как сущностного фактора формирования профессионального правосознания полицейских позволил автору определить, что воздействие осуществлялось различными способами: путём подбора тематических рубрик, частоты и регулярности постановки вопросов, касающихся формирования профессионального правосознания; использования действующего законодательства; опоры на корреспонденции полицейских из разных регионов страны; воздействием на когнитивную составляющую правосознания полицейских и внедрением в их сознание эмоционально-мыслительных и поведенческих стереотипов. Выявлено, что формированию профессионального правосознания полицейских способствовали непосредственная включённость полицейских в правоприменительную практику;

- возможности использования средств массовой информации в деятельности органов внутренних дел по правовому воспитанию населения [26, с. 81-83]. А. С. Пеструилов описал средства массовой коммуникации, которые можно применять в деятельности ОВД по правовому воспитанию и просвещению населения; обратил внимание на то, что термин «массовая коммуникация» шире, чем термин «массовая информация», а круг средств массовой коммуникации шире круга средств массовой информации и включает в себя средства массового воздействия и технические средства коммуникации. Как средства массового воздействия А. С. Пеструилов рассматривает произведения культуры (литературу, музыку, фильмы, разнообразные шоу, видеоигры и т. д.), влияющие на личностные установки и оказывающие воздействие на сознание. Их особенность в том, что произведения культуры кроме ориентирующей информации транслируют ещё и эмоции, отношения, модели поведения, что, по мнению А. С. Пеструилов а, делает эту группу средств сложной для использования в ОВД [26, с. 82-83]. Однако при планировании мероприятий правового воспитания необходимо учитывать возможности и этой группы средств, так как они позволяют продвигать в социальных сетях литературные произведения (стихи, небольшую прозу), посвящённые деятельности правоохранительных органов, которые обладают потенциалом воздействия на широкий круг лиц - посетителей соцсетей. С развитием и упрощением

технологий производства видеопродукции (ми-нифильмов, клипов) появилась возможность создавать их и силами самих сотрудников полиции и продвигать подобные видеоролики, созданные гражданами, тем самым взаимодействуя с населением сразу по нескольким направлениям (улучшение имиджа полиции, повышение доверия к полиции со стороны населения, воспитательное воздействие) [26, с. 81-83];

- возможности органов внутренних дел в сфере правового воспитания и повышения престижа ведомства в современный период [27, с. 110-115]. Т. Г. Марцева, М. Р. Капусникова, Е. М. Кудинова подчеркивают, что правосознание - один из важнейших факторов формирования правового государства, а основное средство повышения уровня правовой культуры и правосознания в России - правовое воспитание. Правоприменители рассматриваются как значимый субъект правового воспитания и формирования правовой культуры, а формирование высокого уровня профессиональной правовой культуры сотрудников правопорядка - чрезвычайно важный и сложный процесс, в котором различаются правовое воспитание будущих сотрудников правоохранительных органов и правовое воспитание действующих сотрудников;

- особенности взаимодействия органов внутренних дел со СМИ в процессе формирования правосознания молодежи34. Д. В. Соч-нев, представляя социологическую концепцию сотрудничества органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодёжи, выделил уровни управляющих воздействий на правосознание молодёжи органами внутренних дел, факторы формирования уважительного отношения к праву у молодёжи силами СМИ и ОВД, факторы, влияющие на деятельность ОВД по формированию правосознания молодёжи, определил основные принципы предупреждения отклоняющегося поведения молодёжи. Д. В. Сочнев установил критерии сформированности правосознания молодёжи; социальные факторы, оказывающие значительное влияние на формирование правосознания молодёжи; принципы, на которых должна основываться эффективная работа органов внутренних дел и СМИ по формированию правосознания молодёжи;

- характеристика органов внутренних дел и средств массовой информации как субъектов развития правовой грамотности и правосознания граждан [28, с. 96-99]. Л. М. Орехова

34 Сочнев Д. В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодёжи : автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - Москва, 2004. - 34 с.

определила основные направления деятельности СМИ в области правового воспитания; обратила внимание на проблемные вопросы правового регулирования деятельности ведомственных СМИ, на возможности повышения эффективности ведомственных СМИ как субъектов развития правовой грамотности и правосознания граждан;

- характеристика органов внутренних дел как основного субъекта реализации требований Президента Российской Федерации о развитии правосознания и правовой грамотности граждан [29, с. 232-235]. Ф. В. Васильев, Н. Ф. Бережкова, Л. М. Орехова, С. Ю. Анохина, Т. С. Лятифова разработали для МВД России концепцию развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которой охарактеризовали цель и задачи воспитательной работы в современной России, определили основные принципы и направления воспитательной работы, перечислили ожидаемые результаты реализации концепции.

Таким образом, анализ разработанности в современной российской науке проблем, касающихся участия служб по связям с общественностью ОВД России, показал, что:

- в отечественной и зарубежной научной литературе имеется немало изданий, посвящён-ных формированию правовой культуры общества, в которых вопросы, касающиеся участия служб по связям с общественностью МВД России, освещены фрагментарно;

- работы монографического характера, специальным предметом которых является теоретико-правовая характеристика службы по связям с общественностью МВД как субъекта формирования правовой культуры общества и личности, в отечественной и зарубежной юридической науке до настоящего времени отсутствуют;

- в отечественной и зарубежной исторической и юридической литературе рассмотрение получили лишь отдельные аспекты деятельности службы по связям с общественностью МВД, прежде всего касающиеся методов её работы;

- комплексный анализ нормативных оснований функционирования службы по связям с общественностью МВД как субъекта формирования правовой культуры общества и личности проведен не был;

- вопросы профессиональной подготовки сотрудников службы по связям с общественностью МВД как субъекта формирования правовой культуры общества и личности должной оценки не получили;

- критерии оценки эффективности деятельности службы по связям с общественностью МВД России как субъекта формирования правовой культуры современного российского общества не выработаны.

Список литературы

1. Nizhnik N. S., Bavsun M. V., Aliev Ya. L., Astafichev P. A., Kvitchuk A. S. State and law: transformation vectors in modern conditions // SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». - Kaliningrad, 2021. - Р. 01015.

2. Глухарева Л. И., Дорская А. А., Ефремова Н. Н. и др. Культуральные исследования права : монография / под общ. ред. И. Л. Честнова, Е. Н. Тонкова. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. - 466 с.

3. Алексенко А. В., Варламова Н. В., Васильева Т. А., Колотова Н. В. и др. Права человека: между прошлым и будущим : монография. - Москва: Норма, 2021. - 448 с.

4. Нижник Н. С., Абдулло А. Р. Правоохранительная система Республики Таджикистан: генезис и современное состояние. - Душанбе: «Бебок», 2021. - 476 с.

5. Горшенков Г. Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию. -Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 1997. - 237 с.

6. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - Москва: РЕФЛ.-бук: Ваклер, 2000. - 622 с.

7. Ребрий В. А. Социологическое измерение в информационном обеспечении управления органами внутренних дел (методология, методика, результаты) : монография. - Москва: Спутник +,

2005. - 156 с.

8. Мазаев Ю. Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. - 2004. - № 2 (238). - С. 106-114.

9. Комлев Ю. Ю. ОВД и СМИ: от общественной осведомлённости к оптимальному взаимодействию. - Казань: Казанский университет, 2001. - 171 с.

10. Гладилин А. П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел. - Москва: Академия управления МВД России, 1998. - 127 с.

11. Каверина Л. В. Средства массовой информации образовательного учреждения МВД России как корпоративные масс-медиа (на примере Белгородского юридического института МВД России) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. - 2013. -№ 1 (21). - С. 85-87.

12. Каверина Л. В. Корпоративные масс-медиа как средство овладения корпоративной культурой курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. - 2013. - № 2 (22). - С. 37-39.

13. Каверина Л. В. Использование возможностей медиапространства вуза при формировании личности сотрудника органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. -2017. - № 1. - С. 92-96.

14. Сочнев Д. В. Молодёжь, правоохранительная система и массовая коммуникация: оптимизация взаимодействия : монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета,

2006. - 190 с.

15. Латов Ю. В., Клементьев А. С. Защищённость от необоснованных обвинений в восприятии сотрудников полиции // Труды Академии управления МВД России. - 2014. - № 4. - С. 22-27.

16. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Коммуникация в правоохранительной сфере: сущность и классификация // Труды Академии управления МВД России. - 2014. - № 3. - С. 64-68.

17. Безбородова Ю. В., Чурбаева Л. М. Специфика работы пресс-службы УМВД по г. Нижневартовску / Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета : статьи, доклады. Нижневартовск, 02-03 апреля 2015 года / отв. ред. А. В. Коричко. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. - С. 90-94.

18. Сплавская Н. В., Сохань М. К. Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами // Государство и право в xXl веке. - 2016. - № 1. - С. 63-68.

19. Бануляк Н. А. Службы по связям с общественностью в органах государственной власти // Социология власти. - 2011. - № 5. - С. 165-171.

20. Тюменцев А. Н. Пресс-служба подразделения МВД России - координационный центр сотрудничества со средствами массовой информации и населением // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 3 (34). - С. 185-189.

21. Бережкова В. И. Специфика деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России в системе связей с общественностью органов исполнительной власти / Актуальные проблемы права : материалы IV Международной научной конференции, Москва, 20-23 ноября 2015 года. - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 55-60.

22. Семенова К. В., Чугунова Н. Ю. Совершенствование работы пресс-службы государственного учреждения (на примере УМВД России по ЕАО) // Постулат. - 2016. - № 12 (14). - С. 281-288.

23. Молотков М. Б. Пресс-служба в интегрированной системе ситуационных центров МВД России // Академическая мысль. - 2021. - № 1 (14). - С. 39-42.

24. Денисова Н. А. Пресс-служба в системе информационной политики // Социум и власть. -2009. - № 2. - С. 21-30.

25. Бережкова В. И. Понятие и сущность деятельности подразделений информации и общественных связей в системе МВД России: сравнительно-исторический аспект / Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Международной научной конференции, Казань, 20-23 мая 2015 года. - Казань: Бук, 2015. - С. 43-48.

26. Пеструилов А. С. О возможности использования средств массовой коммуникации в деятельности ОВД по правовому воспитанию и просвещению населения / Вопросы государства и права : сборник научных статей / редкол.: Л. В. Карнаушенко [и др.]. - Краснодар: Издательство Краснодарского университета МВД России, 2020. - С. 80-84.

27. Марцева Т. Г., Капусникова М. Р., Кудинова Е. М. Правовое воспитание и просвещение граждан правоохранительными органами Российской Федерации / Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества : материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск-Москва, 10-15 января 2018 года. - Новосибирск; Москва: Издательский центр «Quantum», 2018. - С. 109-117.

28. Орехова Л. М. Органы внутренних дел Российской Федерации и средства массовой информации как субъекты развития правовой грамотности и правосознания граждан // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 3 (32). - С. 96-100.

29. Васильев Ф. П., Бережкова Н. Ф., Орехова Л. М. [и др.] МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 1. - С. 231-235.

References

1. Nizhnik N. S., Bavsun M. V., Aliev Ya. L., Astafichev P. A., Kvitchuk A. S. State and law: transformation vectors in modern conditions // SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». - Kaliningrad, 2021. - R. 01015.

2. Glukhareva L. I., Dorskaya A. A., Yefremova N. N. i dr. Kul'tural'nyye issledovaniya prava : monografiya / pod obshch. red. I. L. Chestnova, Ye. N. Tonkova. - Sankt-Peterburg: Aleteyya, 2018. - 466 s.

3. Aleksenko A. V., Varlamova N. V , Vasil'yeva T. A., Kolotova N. V i dr. Prava cheloveka: mezhdu proshlym i budushchim: monografiya. - Moskva: Norma, 2021. - 448 s.

4. Nizhnik N. S., Abdullo A. R. Pravookhranitel'naya sistema Respubliki Tadzhikistan: genezis i sovremennoye sostoyaniye. - Dushanbe: «Bebok», 2021. - 476 s.

5. Gorshenkov G. N. Massovo-kommunikativnoye vozdeystviye na kriminologicheskuyu situatsiyu. -Syktyvkar: Syktyvkarskiy gosudarstvennyy universitet, 1997. - 237 s.

6. Pocheptsov G. G. Pablik rileyshnz dlya professionalov. - Moskva: REFL.-buk: Vakler, 2000. - 622 s.

7. Rebriy V. A. Sotsiologicheskoye izmereniye v informatsionnom obespechenii upravleniya organami vnutrennikh del (metodologiya, metodika, rezul'taty) : monografiya. - Moskva: Sputnik+, 2005. - 156 s.

8. Mazayev Yu. N. Rol' SMI v formirovanii obshchestvennogo mneniya o militsii // Sotsiologicheskiye issledovaniya. - 2004. - № 2 (238). - S. 106-114.

9. Komlev Yu. Yu. OVD i SMI: ot obshchestvennoy osvedomlonnosti k optimal'nomu vzaimodeystviyu. - Kazan': Kazanskiy universitet, 2001. - 171 s.

10. Gladilin A. P. Professional'naya kul'tura i imidzh rukovoditelya organa vnutrennikh del. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1998. - 127 s.

11. Kaverina L. V. Sredstva massovoy informatsii obrazovatel'nogo uchrezhdeniya MVD Rossii kak korporativnyye mass-media (na primere Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii) // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I. D. Putilina. - 2013. - № 1 (21). - S. 85-87.

12. Kaverina L. V Korporativnyye mass-media kak sredstvo ovladeniya korporativnoy kul'turoy kursantami obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. - 2013. - № 2 (22). - S. 37-39.

13. Kaverina L. V. Ispol'zovaniye vozmozhnostey mediaprostranstva vuza pri formirovanii lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del // Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti. - 2017. - № 1. -S. 92-96.

14. Sochnev D. V. Molodezh', pravookhranitel'naya sistema i massovaya kommunikatsiya: optimizatsiya vzaimodeystviya : monografiya. - Nizhniy Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2006. - 190 s.

15. Latov Yu. V., Klement'yev A. S. Zashchishchonnost' ot neobosnovannykh obvineniy v vospriyatii sotrudnikov politsii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2014. - № 4. - S. 22-27.

16. Andreyev N. A., Korobov V. B. Kommunikatsiya v pravookhranitel'noy sfere: sushchnost' i klassifikatsiya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2014. - № 3. - S. 64-68.

17. Bezborodova Yu. V., Churbayeva L. M. Spetsifika raboty press-sluzhby UMVD po g. Nizhnevartovsku / Semnadtsataya regional'naya studencheskaya nauchnaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta : stat'i, doklady. Nizhnevartovsk, 02-03 aprelya 2015 goda / otv. red. A. V. Korichko. - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskiy gosudarstvennyy universitet, 2015. - S. 90-94.

18. Splavskaya N. V., Sokhan' M. K. Vzaimodeystviye press-sluzhb v sisteme MVD so sredstvami massovoy informatsii i grazhdanami // Gosudarstvo i pravo v XXI veke. - 2016. - № 1. - S. 63-68.

19. Banulyak N. A. Sluzhby po svyazyam s obshchestvennost'yu v organakh gosudarstvennoy vlasti // Sotsiologiya vlasti. - 2011. - № 5. - S. 165-171.

20. Tyumentsev A. N. Press-sluzhba podrazdeleniya MVD Rossii - koordinatsionnyy tsentr sotrudnichestva so sredstvami massovoy informatsii i naseleniyem // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. - 2015. - № 3 (34). - S. 185-189.

21. Berezhkova V. I. Spetsifika deyatel'nosti podrazdeleniy informatsii i obshchestvennykh svyazey MVD Rossii v sisteme svyazey s obshchestvennost'yu organov ispolnitel'noy vlasti / Aktual'nyye problemy prava : materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Moskva, 20-23 noyabrya 2015 goda. -Moskva: Buki-Vedi, 2015. - S. 55-60.

22. Semenova K. V, Chugunova N. Yu. Sovershenstvovaniye raboty press-sluzhby gosudarstvennogo uchrezhdeniya (na primere UMVD Rossii po YEAO) // Postulat. - 2016. - № 12 (14). - S. 281-288.

23. Molotkov M. B. Press-sluzhba v integrirovannoy sisteme situatsionnykh tsentrov MVD Rossii // Akademicheskaya mysl'. - 2021. - № 1 (14). - S. 39-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Denisova N. A. Press-sluzhba v sisteme informatsionnoy politiki // Sotsium i vlast'. - 2009. - № 2. - S. 21-30.

25. Berezhkova V. I. Ponyatiye i sushchnost' deyatel'nosti podrazdeleniy informatsii i obshchestvennykh svyazey v sisteme MVD Rossii: sravnitel'no-istoricheskiy aspekt / Yuridicheskiye nauki: problemy i perspektivy : materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Kazan', 20-23 maya 2015 goda. -Kazan': Buk, 2015. - S. 43-48.

26. Pestruilov A. S. O vozmozhnosti ispol'zovaniya sredstv massovoy kommunikatsii v deyatel'nosti OVD po pravovomu vospitaniyu i prosveshcheniyu naseleniya / Voprosy gosudarstva i prava : sbornik nauchnykh statey / redkol.: L. V. Karnaushenko [i dr.]. - Krasnodar: Izdatel'stvo Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2020. - S. 80-84.

27. Martseva T. G., Kapusnikova M. R., Kudinova Ye. M. Pravovoye vospitaniye i prosveshcheniye grazhdan pravookhranitel'nymi organami Rossiyskoy Federatsii / Aktual'nyye voprosy upravleniya, ekonomiki i prava. Sovremennoye obrazovaniye i yego rol' v zhizni obshchestva : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Novosibirsk-Moskva, 10-15 yanvarya 2018 goda. - Novosibirsk; Moskva: Izdatel'skiy tsentr «Quantum», 2018. - S. 109-117.

28. Orekhova L. M. Organy vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i sredstva massovoy informatsii kak sub»yekty razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2014. - № 3 (32). - S. 96-100.

29. Vasil'yev F. P., Berezhkova N. F., Orekhova L. M. [i dr.]. MVD Rossii kak osnovnoy sub»yekt realizatsii trebovaniy Prezidenta Rossii o razvitii pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 1. - S. 231-235.

Статья поступила в редакцию 06.12.2022; одобрена после рецензирования 09.01.2023; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted December 06, 2022; approved after reviewing January 09, 2023; accepted for publication January 31, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.