Научная статья на тему 'Формат БРИКС: на пути к раскрытию потенциала в сфере энергетического партнёрства'

Формат БРИКС: на пути к раскрытию потенциала в сфере энергетического партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / партнёрство / развитие / экономика / энергетика / Россия / Китай / BRICS / partnership / development / economy / energy / Russia / China
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формат БРИКС: на пути к раскрытию потенциала в сфере энергетического партнёрства»

АНАЛИТИКА

УДК 334 И. ЮШКОВ,

старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ SPIN-код: 5693-0136 e-mail: [email protected]

А. ПЕРОВ,

кандидат политических наук, руководитель отдела проектных исследований Фонда национальной энергетической безопасности e-mail: [email protected]

Ключевые слова:

БРИКС, партнёрство, развитие, экономика, энергетика, Россия, Китай.

I. YUSHKOV,

Senior lecturer at the Financial University under the government of the Russian Federation

A. PEROV,

candidate of political Sciences, head of the project research Department of the national energy security Fund

Keywords:

BRICS, partnership, development, economy, energy, Russia, China.

ФОРМАТ БРИКС: НА ПУТИ К РАСКРЫТИЮ ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

БРИКС многими экспертами, особенно в нашей стране, воспринимается как механизм, который потенциально позволяет его членам эффективно трансформировать свою растущую экономическую мощь в расширение геополитического влияния. Само же партнёрство рассматривается в качестве нового общемирового центра силы, создающего альтернативу глобальному доминированию стран Запада во главе с США. При этом вполне справедливо можно допустить, что Россия способна играть ключевую роль в этом объединении, используя в том числе и свои широкие возможности в энергетике.

БРИКС как новый мировой центр силы

В БРИКС входят Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика. Считается, что впервые термин БРИК применил руководитель аналитической исследовательской команды Д. О'Нил в вышедшей в ноябре 2001 г. аналитической записке банка Goldman Sachs, которая называлась Building Better Global Economic BRICs («Кирпичи для новой экономики»). Данное сокращение использовалось для краткого обозначения наиболее крупных развивающихся стран (Brazil, Russia, India and China). Названия этих государств и дало сокращение BRIC, образовав при этом слово, которое в переводе с английского языка означает «кирпич». После того, как с 2010 г. к четвёрке добавилась Южно-Африканская Республика (South Africa), группа была переименована в BRICS.

В исследовании Д. О'Нила предсказывалось, что относительный вес в мировой экономике крупнейших развивающихся стран, особенно Китая как страны с наиболее высокими экономическими показателями и перспективами развития, будет продолжать расти. Такая ситуация приводила к необходимости введения новой формулы глобального управления. Для этого предлагалось провести обновление G7 с расширением этого органа международной координации до восьми или девяти участников с одновременным исключением из его состава Канады и, возможно, Италии1.

Вместе с тем изначально не предполагалось, что страны, отнесённые к этой группе, смогут сформировать вполне самостоятельное партнёрство, сумев стать нечто большим, нежели просто красивой англоязычной аббревиатурой, придуманной для того, чтобы кратко обозначать совокупность наиболее крупных быстроразвивающихся стран с формирующейся рыночной экономикой. Тем более что между государствами БРИКС существуют определённые внешнеполитические и экономические противоречия. Однако несмотря на это, произошло то, что зачастую называют одним из важнейших геополитических и экономических событий начала XXI в.2 — появление на мировой арене игрока, способного претендовать на роль нового влиятельного центра силы в системе глобального регулирования.

Считается, что к настоящему времени БРИКС обладает всеми возможностями, чтобы играть значимую роль в мировой экономической и финансовой системе,

1 J. O'Neill. Building Better Global Economic BRICs // URL: https://www.goldmansachs.com/insights/ archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf

2 Овчинников E. А. БРИКС и новая роль России на международной арене // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9. С. 170—172.

а также оказывать воздействие на глобальные политические процессы. Главным фактором, определяющим потенциал партнёрства, выступает экономика.

Относительный общемировой вес стран «пятёрки» по показателям экономического развития, объёмов внешней торговли и т. д. уже представляет собой весомую величину, причём демонстрируя тенденцию к дальнейшему росту.

Согласно данным Минкоммерции КНР, за первые 10 лет сотрудничества в рамках БРИКС общая доля стран БРИКС в глобальной экономике увеличилась с 12 до 23% (по показателям паритета покупательной способности их национальных валют). Доля совокупного объема торговли БРИКС возросла с 11 до 16%, доля пяти стран в мировом объёме инвестиций выросла с 7 до 12%. Вклад БРИКС в рост мировой экономики достиг 50%, что позволило этим странам стать важным двигателем глобального экономического роста3.

Однако следует признать, что по показателям экономического развития на душу населения государствам «пятёрки» ещё далеко до уровня развитых стран, который в 3 раза превышает среднемировой уровень и в 2—3 раза больше показателей стран БРИКС. В связи с этим достижение социально экономических показателей ведущих развитых государств называется в качестве той цели, к которой участники БРИКС должны стремиться в ближайшие несколько десятилетий4.

Помимо экономики важной составляющей суммарного потенциала «пятёрки» на международной арене выступает демография. Напомним, что в число стран БРИКС входят две самые населенные страны мира — Китай и Индия. Всего же совокупное население пяти входящих в партнёрство государств насчитывает свыше 3 млрд чел., что составляет около 42% численности населения земного шара5. Таким образом, страны БРИКС обладают самыми большими в мире трудовыми ресурсами и, соответственно, колоссальным потенциалом для роста внутреннего потребительского рынка.

Кроме того, в числе значимых факторов влияния стран БРИКС выделяется богатая ресурсная база, в том числе, энергетическая, географическое положение и площадь территории, которая покрывает 26% планеты.

Наконец, подчёркивается значение стран БРИКС на глобальном и региональном уровне6. В частности, их динамично развивающиеся экономики одновременно выполняют роль «лидеров», оказывающих воздействие на экономики

3 Обзор: сотрудничество в рамках БРИКС вступает в новое десятилетие // URL: http://russian. people.com.cn/n3/2017/0903/c95181-9263519.html

4 Голяшев А. БРИКС: потенциал для сотрудничества // URL: http://www.nkibrics.ru/posts/ show/5a37a9a262726903f43a0000

5 History of BRICS // URL: http://infobrics.org/page/history-of-brics/#

6 Алексеенко О. А. БРИКС: место России в группе // Обозреватель Observer. 2015. № 5. С. 58-67.

других стран в своих регионах7. В свою очередь, согласно заключению МВФ, экономический рост стран БРИКС является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие так называемых emerging markets в целом8.

От экономического потенциала к геополитическому влиянию

Первоначально формат нового международного объединения создавался исключительно по экономическим критериям, а сотрудничество в рамках саммитов БРИКС было ориентировано прежде всего, на вопросы экономики и финансов.

В частности, важнейшей причиной, по которой страны решили взаимодействовать на платформе нового объединения, стало стремление к перестройке мировой финансово-экономической архитектуры. В результате в число первоочередных задач объединения вошла реформа международных финансовых институтов, улучшение международной торговли и инвестиционного климата9. Именно на их решение были нацелены и последующие конкретные действия, предпринятые в рамках БРИКС. В число этих шагов вошло создание Нового банка развития БРИКС (НРБ), соглашение о котором было подписано в 2014 г. на шестом саммите «пятёрки» в бразильском городе Форталеза. НРБ призван был заниматься мобилизацией ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов в странах БРИКС, а также в других развивающихся экономиках. Помимо этого, решено было создать пул условных валютных резервов БРИКС объёмом 100 млрд долл. для оказания помощи странам в случае возникновения у них проблем с поддержкой платёжного баланса.

Несмотря на очевидную ориентацию на финансово-экономическую проблематику, БРИКС с самого начала стремился заявить о себе и в качестве политического актора, активно вовлеченного в процессы глобального регулирования. Уже по итогу первого саммита БРИК, состоявшегося в июне 2009 г. в Екатеринбурге, лидерами стран-участников была принята декларация, призывающая к созданию справедливого, демократического и многополярного миропорядка.

В последующем актуальные темы мировой политики постоянно стали входить в число важнейших приоритетов деятельности БРИКС. К настоящему времени многие современные российские и зарубежные исследователи рас-

1 Дроздова К. С., Букланов Д. А. Россия в БРИКС: к чему приведет сотрудничество // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 3. С. 37—40.

8 World Economic Outlook: Recovery Strengthens // URL https://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2014/01/

9 Телегина О. С. Международноправовые аспекты экономической деятельности БРИКС // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4. С. 43—46.

сматривают формат БРИКС уже не в качестве экономического объединения, а исключительно как политическое образование, способствующее укреплению геополитических позиций стран-участниц на мировой арене при формировании полицентричного мира10.

Стоит подчеркнуть, что усиление политической составляющей в повестке деятельности партнёрства произошло в значительной степени по инициативе нашей страны. В частности, как отмечал президент В. В. Путин, Россия выступает за более тесную внешнеполитическую координацию государств БРИКС, прежде всего в ООН и «Группе двадцати», а также в других международных структурах. Это должно способствовать достижению стабильности на планете и поиску путей урегулирования острых конфликтов. Кроме того, по словам российского лидера, сложившееся в формате «пятёрки» взаимодействие на международной арене направлено на формирование справедливого многополярного мироустройства и создание равных для всех стран возможностей11.

Развитие сотрудничества в рамках БРИКС также входит в число приоритетных задач внешней политики России. В значительной степени это вызвано следующим обстоятельством.

Как неоднократно подчёркивалось, перспективы этого межгосударственного блока видятся, в том, что он станет объединением, представляющим альтернативу доминирования Запада12. Поэтому российское руководство с самого начала стремилось к тому, чтобы БРИКС стал неотъемлемым и важным элементом глобальной политической и экономической архитектуры. Для нашей страны особое значение это приобрело на фоне резкого охлаждения отношений с Западом, особенно заметно начавшиеся весной 2014 г.

Переключение приоритетов в развитии международного сотрудничества на крупные развивающиеся страны должно было, во-первых, компенсировать для России ослабление экономических связей с западными государствами.

Во-вторых, БРИКС виделся потенциальным инструментом по противодействию политическому и финансовому давлению на Россию со стороны стран Запада. Интересно в этом плане интервью В. В. Путина, которое он дал в июле 2014 г. накануне саммита БРИКС в Бразилии. Российский лидер в нём призвал страны БРИКС «создать систему мер и сообща противостоять травле государств, не согласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников». Кроме того, он заявил о необходимости снижения чрезмерной зави-

10 Арапова Е. Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 32—47.

11 Путин В. В. БРИКС — к новым горизонтам стратегического партнёрства // URL: http://kremlin. ru/events/president/news/55487

12 Карабанова М. А. БРИКС как приоритетное направление реализации экономической дипломатии Российской Федерации // Международные отношения. 2017. № 1. С. 52—61.

симости мировой экономики от валютно-финансовой политики американского руководства. По его словам, страны БРИКС хотят изменить это положение13.

Вместе с тем на пути трансформации БРИКС из клуба развивающихся стран в полноценный глобальный центр силы стоит и ряд труднопреодолимых препятствий.

Во-первых, сюда относятся уже упомянутые значительные противоречия, существующие между государствами «пятёрки». Более того, по некоторым вопросам члены БРИКС являются стратегическими конкурентами. В частности, Россия и Индия являются потенциальным препятствием на пути установления господства Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проблемой при формировании политического союза в рамках БРИКС являются и китайско-индийские территориальные споры.

Во-вторых, страны БРИКС, за исключением России, не заинтересованы в прямой конфронтации с США и их партнёрами, в то время как наша страна стремится использоваться взаимодействие в рамках партнёрства в качестве альтернативы сотрудничества с Западом14.

В-третьих, следует выделить и такой значимый барьер для геополитических амбиций БРИКС, как экономическое и технологическое отставание государств — членов партнёрства от развитых стран.

Вряд ли этот разрыв может быть преодолен в обозримый период времени, несмотря на всю позитивную динамику экономического роста в странах БРИКС. Тем более что у них имеется комплекс нерешённых социально-экономических проблем, которые будут тормозить развитие: высокий уровень бедности, неразвитость общественных институтов. К примеру, по итогам 2016 г. Индия оказалась самой коррумпированной страной в Азии, заняв 76-е место в списке Transparency International. Помимо этого, с момента создания БРИКС произошло замедление показателей экономического развития, входящих в группы стран. Особенно это касается России, которая с 2014 г. до сих пор не может выйти на траекторию устойчивого роста экономики.

Таким образом, государства БРИКС в ближайшей перспективе неизбежно вынуждены будут следовать стратегии догоняющего развития. Это делает их зависимыми от рынков сбыта, технологий, регулятивных правил развитых стран, которые способны сдерживать с помощью своих преимуществ геополитические амбиции стран «пятёрки».

13 В. Путин: планов формирования военно-политического альянса на основе БРИКС у нас нет // URL: http://tass.ru/opinions/interviews/1599749

14 Серова А. С. БРИКС: возможные перспективы развития: сб. науч. тр. // Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 16-19.

В связи с этим более реалистичным представляется мнение о том, что наилучшим путём развития для БРИКС выступает не попытка сформировать новый мировой многополярный порядок, а самостоятельно стремиться задавать и определять стратегии развития, которые, будут являться векторами и направлениями для всех остальных стран мира15. Подобное партнёрство может стать ориентиром и одной из точек притяжения для других стран. Однако вряд ли БРИКС и другие новые объединения уже в скором времени заменят собой или существенно потеснят уже существующие влиятельные мировые альянсы16.

Наконец, следует учитывать и такой важнейший фактор, от которого зависит будущее БРИКС и его геополитических амбиций, как позиция Китая. Эта восточная держава в силу своей экономической мощи и амбиций заняла к настоящему времени лидирующие роли в «пятёрки». Соответственно, Китай фактически выступает основным модератором интеграционных процессов, где остальные участники вынуждены занимать статус ведомых. В частности, именно китайская сторона изначально выдвинула инициативу расширения границ БРИКС до так называемого БРИКС+. В связи с этим некоторые эксперты уже констатируют, что по большому счёту БРИКС во многом утратила свой первоначальный экономический смысл и превратилась в ещё один формат разговора с Китаем17.

Энергетика как возможный драйвер развития интеграции

Большие возможности для развития сотрудничества в формате БРИКС могли бы открыться в случае, если страны «пятёрки» были бы готовы проводить консолидированную энергетическую политику и выступать здесь с едиными согласованными позициями по тем или иным актуальным вопросам. Тем более что страны партнёрства, как показывает статистика, имеют значимые позиции в мировой энергетике по показателям запасов, добычи и потребления основных энергоресурсов18.

15 Жариков М. В. Трансформационные аспекты процесса глобализации в результате формирования нового мирового порядка: сб. науч. тр. // Меняющийся ландшафт мировой экономики. Материалы круглого стола кафедры мировой экономики, посвященного 75-летию экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: 2017. С. 60-72.

16 Толорая Г. Д., Чуков Р. С. Рассчитывать ли на БРИКС? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. № 2. С. 97-112.

17 Барбашин А. Призрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла // URL: http://www.forbes.ru/biznes/350463-prizrachnoe-sotrudnichestvo-pochemu-v-briks-pochti-ne-ostalos-smysla

18 Родионова И. А., Черняев М. В., Шувалова О. В. Оценка потенциала БРИКС в мировой энергетике. // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 175-184.

При этом Россия, являясь одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов, могла бы играть роль гаранта обеспечения энергетической безопасности на региональном и международном уровне. Энергетическая проблематика не просто бы создала основу для развития сотрудничества между странами БРИКС и усиливала их влияние на мировую энергетику, но и позволила бы придать новое качество интеграционным процессам, формируя согласованную повестку экономического развития и действий на глобальной арене.

Однако к настоящему времени практическая реализация энергетического партнёрства между участниками «пятёрки» в основном происходит лишь в плоскости двусторонних отношений. В связи с этим справедливо указывается, что «сейчас корректнее говорить не об энергетическом сотрудничестве стран БРИКС, а об энергетическом сотрудничестве между странами БРИКС»19. Соответственно, отсутствует и формирование тесного и долгосрочного взаимодействия в сфере энергетики, и тем более координация энергетической политики стран «пятёрки».

Более того, отмечается, что соответствующие российские предложения по качественному укреплению сотрудничества не находили должной поддержки со стороны других членов партнёрства20. Исключением стало лишь создание энергетической платформы БРИКС. Старт её работы и начало первых совместных исследований произошёл в 2018 г. Однако деятельность энергоплатформы будет, скорее всего, сводиться лишь к подготовке информационно-аналитических исследований, а возможности по выработке единой энергетической повестки окажутся ограниченными.

Вместе с тем достаточно перспективным может оказаться выработка и продвижение при помощи БРИКС принципиально новых форматов международного сотрудничества в сфере энергетики. В данном направлении уже имеются определённые подвижки. Так, президент Торгово-промышленной палаты России С. Катырин заявлял, что объединение БРИКС способно превратиться в перспективную площадку для продвижения идей так называемой «синей» экономики, которая могла бы стать новым драйвером роста экономики глобальной.

Речь идёт об использовании возможностей океанской энергетики, морской воды, биотехнологий, развитии офшорной нефтегазовой добычи, морского туризма, производстве современного морского оборудования21.

19 Мастепанов А. М. Сотрудничество стран БРИКС в энергетической сфере как фактор прогнозирования мирового энергопотребления // Бурение и нефть. 2016. № 1. С. 13-19.

20 Аналитический центр при Правительстве РФ. Потенциал энергетического сотрудничества стран БРИКС // Энергетический бюллетень. 2015. № 26. С. 31.

21 ТПП видит в БРИКС перспективу продвижения «синей» экономики // URL: https://www. gazeta.ru/business/news/2017/08/17/n_10446608.shtml

Обращает на себя особое внимание стремление выстроить в рамках «пятёрки» полноценный молодёжный формат сотрудничества. В частности, с 2015 г. проходят молодёжные саммиты БРИКС. На первом из них, который состоялся в Казани, российское Минэнерго предложило студентам и молодым специалистам самостоятельно создать молодёжную энергетическую ассоциацию (МЭА) БРИКС22. Данную инициативу также поддержало Некоммерческое партнёрство «Глобальная энергия» — уполномоченный орган Международной энергетической премии «Глобальная энергия», которая является одной из наиболее престижных и крупнейшей российской премией. Учредительное заседание МЭА БРИКС состоялось при поддержке Минэнерго России в ноябре 2015 г. в рамках Молодежного дня Международного форума «Энергоэффективность и энергосбережение» (ENES).

Заключение

Существует большое количество сценариев будущего БРИКС. К примеру, ожидалось, что в будущем это партнёрство вполне может стать центром кристаллизации дальнейших общемировых интеграционных процессов. Также рассчитывалось, что БРИКС способна из неформального клуба развивающихся стран трансформироваться во влиятельную международную организацию, могущую оказывать серьёзное влияние на решение глобальных политических и экономических вопросов.

Между тем формирование в формате БРИКС по-настоящему эффективной интеграционной площадки возможно лишь при наличии неких единых ориентиров или общей повестки. Таким образом, для «пятёрки» возникает необходимость выработки такой базисной платформы, которую будут разделять и поддерживать все члены объединения. Однако, учитывая противоречия и различия между странами, сделать это будет весьма сложно. Это, в частности, показал опыт России, пытавшейся продвигать инициативы, направленные на выработку единой энергетической политики в рамках БРИКС.

В результате, за немногим исключением в основном финансово-экономической сферы, на сегодняшний момент партнёрские отношения стран БРИКС выстраиваются в плоскости двусторонних связей. Причём торгово-экономическое сотрудничество, в том числе в энергетике, развивается главным образом за счёт нарастания объёмов двусторонней торговли Китая с остальными странами объединения. Такой результат вполне ожидаем, поскольку КНР является самым

22 Александр Митрейкин принял участие в глобальном университетском саммите БРИКС // URL: https://minenergo.gov.ru/node/1251

экономически и политически мощным участником «пятёрки». Соответственно, и перспективы дальнейшего развития БРИКС также в значительной степени оказались зависимыми от позиции Китая.

В связи с этим для России представляется целесообразным изменить прежнее видение того, каким образом должно выстраиваться развитие БРИКС. Безусловно, энергетика должна оставаться естественным направлением становления многостороннего сотрудничества, учитывая важность данной проблематики для стран, входящих в партнёрство.

Вместе с тем, вряд ли стоит делать основную ставку на то, что БРИКС обязана стать альтернативным центром глобального влияния, помогающего противостоять политическому и экономическому давлению со стороны западного мира. Напротив, в рамках уже сложившейся мировой архитектуры БРИКС может вырабатывать и активно предлагать развивающимся странам новые привлекательные форматы и модели развития сотрудничества, а не просто предлагать следование в фарватере прежних устоявшихся представлений. Это касается и энергетики. Например, российская инициатива по созданию молодёжной энергетической ассоциации БРИКС.

Значимость качественно иных подходов особенно актуальна в свете происходящих изменений в мировом энергетическом ландшафте. Важно отметить, что они создают как вызовы, так и дополнительные возможности для разработки и продвижения новых решений и инициатив в области энергетической политики и энергетического сотрудничества.

Список литературы

Александр Митрейкин принял участие в глобальном университетском саммите БРИКС // URL: https://minenergo.gov.ru/node/1251

[Aleksandr Mitrejkin prinyal uchastie v global'nom universitetskom sammite BRIKS // URL: https://minenergo.gov.ru/node/1251]

Алексеенко О. А. БРИКС: место России в группе // Обозреватель-Observer. 2015. № 5. С. 58-67.

[Alekseenko O. A. BRIKS: mesto Rossii v gruppe // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 5. S. 58-67]

Аналитический центр при Правительстве РФ. Потенциал энергетического сотрудничества стран БРИКС // Энергетический бюллетень. 2015. № 26. 31 с.

[Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF. Potencial ehnergeticheskogo sotrudnichestva stran BRIKS // EHnergeticheskij byulleten'. 2015. № 26. 31 s.]

Арапова E. Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 32-47.

[Arapova E. YA. Perspektivy ehkonomicheskoj integracii v formate BRIKS // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. 2016. № 2. S. 32-47]

Бaрбaшuн A. Призрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла // URL: http://www.forbes.ru/biznes/350463-prizrachnoe-sotrudnichestvo-pochemu-v-briks-pochti-ne-ostalos-smysla

[Barbashin A. Prizrachnoe sotrudnichestvo. Pochemu v BRIKS pochti ne ostalos' smysla // URL: http://www.forbes.ru/biznes/350463-prizrachnoe-sotrudnichestvo-pochemu-v-briks-pochti-ne-ostalos-smysla]

В. Путин: планов формирования военно-политического альянса на основе БРИКС у нас нет // URL: http://tass.ru/opinions/interviews/1599749

[V. Putin: planov formirovaniya voenno-politicheskogo al'yansa na osnove BRIKS u nas net // URL: http://tass.ru/opinions/interviews/1599749]

Голяшев A. БРИКС: потенциал для сотрудничества // URL: http://www.nkibrics.ru/ posts/show/5a37a9a262726903f43a0000

[Golyashev A. BRIKS: potencial dlya sotrudnichestva // URL: http://www.nkibrics.ru/ posts/show/5a37a9a262726903f43a0000]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дрoздoвa K. С, Бyклaнoв Д. A. Россия в БРИКС: к чему приведёт сотрудничество // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 3. С. 37-40.

[Drozdova K. S., Buklanov D. A. Rossiya v BRIKS: k chemu privedyot sotrudnichestvo // Aktual'nye problemy ehkonomiki, sociologii i prava. 2016. № 3. S. 37-40]

Жaрuкoв M. В. Трансформационные аспекты процесса глобализации в результате формирования нового мирового порядка: сб. науч. тр. // Меняющийся ландшафт мировой экономики. Материалы круглого стола кафедры мировой экономики, посвященного 75-летию экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2017. С. 60-72.

[ZHarikov M. V. Transformacionnye aspekty processa globalizacii v rezul'tate formirovaniya novogo mirovogo poryadka: sb. nauch. tr. // Menyayushchijsya landshaft mirovoj ehkonomiki. Materialy kruglogo stola kafedry mirovoj ehkonomiki, posvyashchennogo 75-letiyu ehkonomicheskogo fakul'teta MGU im. M. V. Lomonosova. M., 2017. S. 60-72] Kaрaбaнoвa M. A. БРИКС как приоритетное направление реализации экономической дипломатии Российской Федерации // Международные отношения. 2017. № 1. С. 52-61.

[Karabanova M. A. BRIKS kak prioritetnoe napravlenie realizacii ehkonomicheskoj diplomatii Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. № 1. S. 52-61]

Macmеnaнoв A. M. Сотрудничество стран БРИКС в энергетической сфере как фактор прогнозирования мирового энергопотребления // Бурение и нефть. 2016. № 1. С. 13-19.

[Mastepanov A. M. Sotrudnichestvo stran BRIKS v ehnergeticheskoj sfere kak faktor prognozirovaniya mirovogo ehnergopotrebleniya // Burenie i neft'. 2016. № 1. S. 13-19]

Обзор: сотрудничество в рамках БРИКС вступает в новое десятилетие // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0903/c95181-9263519.html

[Obzor: sotrudnichestvo v ramkah BRIKS vstupaet v novoe desyatiletie // URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2017/0903/c95181-9263519.html]

Овчинников E. А. БРИКС и новая роль России на международной арене // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9. С. 170-172.

[ Ovchinnikov E. A. BRIKS i novaya rol' Rossii na mezhdunarodnoj arene // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. 2015. № 9. S. 170-172]

Путин В. В. БРИКС — к новым горизонтам стратегического партнёрства // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55487

[Putin V. V. BRIKS — k novym gorizontam strategicheskogo partnyorstva // URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/55487]

Родионова И. А., Черняев М. В., Шувалова О. В. Оценка потенциала БРИКС в мировой энергетике // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 175—184.

[Rodionova I. A., CHernyaev M. V., SHuvalova O. V. Ocenka potenciala BRIKS v mirovoj ehnergetike // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 6. S. 175—184]

Серова А. С. БРИКС: возможные перспективы развития: сб. науч. тр. // Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 16—19.

[Serova A. S. BRIKS: vozmozhnye perspektivy razvitiya: sb. nauch. tr. // Aktual'nye voprosy prava, ehkonomiki i upravleniya sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 16—19]

Телегина О. С. Международноправовые аспекты экономической деятельности БРИКС. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 43—46.

[Telegina O. S. Mezhdunarodnopravovye aspekty ehkonomicheskoj deyatel'nosti BRIKS. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2013. № 4. S. 43—46]

Толорая Г. Д., Чуков Р. С. Рассчитывать ли на БРИКС? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. № 2. С. 97—112.

[ Toloraya G. D, CHukov R. S. Rasschityvat' li na BRIKS? // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ehkonomika. 2016. № 2. S. 97—112]

ТПП видит в БРИКС перспективу продвижения «синей» экономики // URL: https:// www.gazeta.ru/business/news/2017/08/17/n_10446608.shtml

[TPP vidit v BRIKS perspektivu prodvizheniya «sinej» ehkonomiki // URL: https://www. gazeta.ru/business/news/2017/08/17/n_10446608.shtml]

History of BRICS // URL: http://infobrics.org/page/history-of-brics/# J. O'Neill. Building Better Global Economic BRICs // URL: https://www.goldmansachs. com/insights/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf

World Economic Outlook: Recovery Strengthens // URL https://www.imf.org/external/ pubs/ft/weo/2014/01/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.