Научная статья на тему 'ФОРМАЛЬНОЕ, НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМАЛЬНОЕ, НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / формальное образование / неформальное образование / педагогические практики / цифровая образовательная среда / социальное партнерство / информальное образование / интеграция / lifelong learning / formal education / non-formal education / pedagogical practices / digital educational environment / social partnership / informal education / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Эльвира Васильевна, Кот Татьяна Викторовна, Ракутина Евгения Викторовна

В статье представлена сравнительная характеристика формального, неформального и информального образования с точки зрения развития непрерывного педагогического образования. Особое внимание уделяется анализу характеристических особенностей неформального и информального образования педагогов. Приводится краткая характеристика форм и педагогических практик неформального образования. Уделяется внимание развитию цифровой образовательной среды как части информационного пространства и образовательного пространства неформального и информального образования. Обращается внимание на необходимость расширения социального партнерства как необходимого условия неформального образования педагогов. Делается вывод о необходимости интеграции формально, неформального и информального образования педагогов и дальнейшего исследования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative description of formal, non-formal and informal education from the point of view of the development of continuous teacher education. Particular attention is paid to the analysis of the characteristic features of non-formal and informal education of teachers. A brief description of the forms and pedagogical practices of non-formal education is given. Attention is paid to the development of the digital educational environment as part of the information space and the educational space of non-formal and informal education. Attention is drawn to the need to expand social partnership as a necessary condition for non-formal education of teachers. The conclusion is made about the need to integrate formal, non-formal and informal education of teachers and further study of this process.

Текст научной работы на тему «ФОРМАЛЬНОЕ, НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Литература:

1. Албегова, Д.У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования / Д.У. Албегова // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 5.

2. Андрианов, A.C. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / A.C. Андрианов. -Красноярск, 2020. - 24 с.

3. Вербицкий, A.A. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате / A.A. Вербицкий, A.C. Курылев, М.Д. Ильязова // Высшее образование в России. - 2011, № 6. - С. 66-71

4. Евтихов, O.E. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук / O.E. Евтихов. - Красноярск, 2021. - 43 с.

5. Левченко, A.A. Применение квазипрофессионального подхода в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции / A.A. Левченко, Б.А. Федулов, С.П. Шубин // Актуальные проблемы юридической науки и практики. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 291-295

6. Швецова, М.Н. Контекстное обучение в условиях открытого образования (система «школа-вуз») / М.Н. Швецова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. -2012. - № 5 (20). - С. 7-10

Педагогика

УДК 374.7

кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры Гущина Эльвира Васильевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент кафедры, исполняющий обязанности заведующего кафедрой Кот Татьяна Викторовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); заведующий Ракутина Евгения Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Кировского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ФОРМАЛЬНОЕ, НЕФОРМАЛЬНОЕ И ННФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлена сравнительная характеристика формального, неформального и информального образования с точки зрения развития непрерывного педагогического образования. Особое внимание уделяется анализу характеристических особенностей неформального и информального образования педагогов. Приводится краткая характеристика форм и педагогических практик неформального образования. Уделяется внимание развитию цифровой образовательной среды как части информационного пространства и образовательного пространства неформального и информального образования. Обращается внимание на необходимость расширения социального партнерства как необходимого условия неформального образования педагогов. Делается вывод о необходимости интеграции формально, неформального и информального образования педагогов и дальнейшего исследования этого процесса.

Ключевые слова: непрерывное образование, формальное образование, неформальное образование, педагогические практики, цифровая образовательная среда, социальное партнерство, информальное образование, интеграция.

Annotation. The article presents a comparative description of formal, non-formal and informal education from the point of view of the development of continuous teacher education. Particular attention is paid to the analysis of the characteristic features of nonformal and informal education of teachers. A brief description of the forms and pedagogical practices of non-formal education is given. Attention is paid to the development of the digital educational environment as part of the information space and the educational space of non-formal and informal education. Attention is drawn to the need to expand social partnership as a necessary condition for non-formal education of teachers. The conclusion is made about the need to integrate formal, non-formal and informal education of teachers and further study of this process.

Key words: lifelong learning, formal education, non-formal education, pedagogical practices, digital educational environment, social partnership, informal education, integration.

Введение. Идеи развития непрерывного образования, образования в течение всей жизни находят все большее воплощение как в теории педагогической науки, так и в практике. Динамика современного общества, идеи личностного и профессионального развития человека постиндустриальной эпохи приводят к необходимости поиска путей совершенствования системы непрерывного образования, что особенно актуально для педагогической профессии.

С этой точки зрения анализ сущностных характеристик формального, неформального и информального образования, как составляющих системы непрерывного образования педагогов, в условиях адаптации к динамике происходящих, как в обществе, так и в образовании, изменений является актуальной задачей ГЗ, 5, 71.

Изложение основного материала статьи. В широком смысле образование - способ, с помощью которого люди приобретают знания и понимание о мире и о самих себе, навыки в различных видах деятельности. Современное образование, обретая все более явно непрерывный характер, нуждается в разнообразии видов и форм.

Разделение на такие виды непрерывного образования, как формальное (formal), неформальное (non-formal) и информальное (внеформальное) (informal), произошло в 1970-е гг.

Эти названия, в соответствии с терминологией ЮНЕСКО, достаточно устойчиво закрепились и в российской педагогической науке и практике, однако их понимание и трактовка до сих пор разнятся.

Представим основные характеристики этих видов образования с точки зрения непрерывного педагогического образования.

Формальное образование - это достаточно четко структурированная система, которая обычно предоставляется или поддерживается государством, хронологически упорядоченная и ведущая от начальных до высших учебных заведений и постдипломного образования.

Образование может быть отнесено к формальному по наличию следующих признаков: обучение в специально предназначенных для этого учреждениях, по специально разработанным и утвержденным программам, специально подготовленным персоналом, с получением по результатам обучения общепризнанного документа об образовании.

Получив высшее или среднее профессиональное образование, педагоги-практики продолжают формальное постдипломное педагогическое образование на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Однако в настоящее время этого образования становится явно недостаточно. Все более активно развиваются другие виды образования.

Неформальное образование в целом ориентировано на обеспечение конкретных запросов различных групп населения (детей и взрослых).

По оценкам экспертов Международной организации экономического сотрудничества и развития европейских стран все большую актуальной приобретают неформальные образовательные практики взрослых людей. Предполагается, что к 2050 году в них будут участвовать более 600 млн. человек [31.

Время активных изменений в обществе и системе образования, развития информационных технологий, социальных качеств профессионалов актуализирует поиск новых путей модернизации образования и расширения возможностей неформального образования педагогов-практиков.

Современное неформальное образование педагогов не имеет четкой нормативной базы, не входит в структуру формального образования, однако тесно с ней взаимосвязано. Основываясь на собственных исследованиях, а также контент-анализе научных публикаций (РИНЦ, ВАК) по неформальному образованию за последние 10 лет, можно сделать вывод, что в настоящее время в образовании этот вид характеризуется как деятельность организованная и систематическая. Следует также отметить тесную связь образовательной деятельности с практикой, учет потребностей обучающихся, большую гибкость программ, форм, методов и технологий обучения Г1,21.

Сегодня можно говорить о существенном расширении многообразия организационных форм неформального образован педагогов, среди которых: короткие программы, семинары, конференции, конгрессы, тренинги, лекции, круглые столы, мастер-классы, решение кейсов, методические сессии, образовательные проекты и пр.

В основе современного неформального образования педагогов лежит их включение в самые различные формы педагогических практик, которые:

- имеют творческий характер и актуализируют знания, умения, компетенции, способности самих педагогов;

- основаны на организации деятельности в сообществе, на включении участников в социально значимую продуктивную деятельность;

- позволяют анализировать ситуации, как педагогически значимые, так и нестандартные, возникающие в реальной педагогической деятельности.

Особое развитие в неформальном образовании настоящее время получила цифровая образовательная среда как часть информационного пространства и образовательного пространства, в частности. Существенный вклад в развитие неформального образования вносят дистанционные технологии, различные приложения мобильных устройств, способствующие тесному и оперативному взаимодействию педагогов с обучающимися, друг с другом, с родителями. Расширился и облегчился поиск необходимых образовательных ресурсов, появились возможности принять участие в самых разных событиях, пообщаться с компетентными специалистами, находящимися в любой точке страны и мира, представить собственный опыт.

Существенную помощь педагогам оказывают доступные Интернет-ресурсы, которые могут быть легко адаптированы и встроены в образовательный процесс в соответствии с потребностями, конкретными условиями, возрастом обучающихся.

Неформальное образование педагогов может осуществляться как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и в собственных образовательных организациях при осуществлении внутрифирменного повышения квалификации педагогов. Важной характеристикой современного неформального образования является развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия с самым широким кругом участников, включая не только учебные и научные учреждения, но и культурно-просветительские, общественные организации, органы местного самоуправления, предприятия реального сектора экономики и др.

Ключевым социальным партнером в образовательной деятельности являются родители, которые в настоящее время также нуждаются в помощи по их вооружению соответствующими знаниями и опытом, а взаимодействие с родителями является необходимой профессиональной компетенцией современного педагога. Выстраивание просветительской работы с родителями, привлечение их к участию в образовательном процессе существенно повышает результаты деятельности, особенно на ступенях дошкольного образования и начальной школы.

Неформальное образование позволяет проектировать и выстраивать образовательные траектории в соответствии с возникающими потребностями педагогов, работая на общий результат - развитие профессиональных компетенций, повышение педагогической квалификации.

Опрос педагогов показал, что неформальное образование имеет свои достоинства и преимущества, среди которых были названы следующие:

- охватывает много интересных организационных форм, подходов, методик;

- обогащает практическими навыками профессиональную деятельность, расширяет кругозор;

- возможен самостоятельный выбор направлений и форм образования;

- актуальность, конкретная практическая направленность курсов и мероприятий;

- возможность общения со специалистами высокого класса, разъяснений по интересующим вопросам;

- высокий профессионализм и творчество;

- возможность поучиться у коллег, обменяться опытом работы;

- краткосрочность, гибкость курсов и мероприятий;

- яркость, «живое» общение, более свободная подача информации;

- может организовываться для решения конкретной образовательной ситуации;

- высокая насыщенность краткосрочных курсов и мероприятий;

- неформальное общение с близкими по духу людьми;

- возможность «встроить» обучение в рабочий график [1, С. 81.

К недостаткам неформального образования педагоги относят то, что полученные сертификаты не всегда учитываются при профессиональной аттестации, иногда содержание мероприятия не полностью соответствует заявленной теме или оно проводится «для галочки». Если еще недавно говорилось о недостатке информации об интересных семинарах, мастер-классах и пр., то сегодня главное препятствие - недостаток времени и возможности выделить главное в потоке информации.

Таким образом, можно определить критерии ценности неформального образования педагогов на трех уровнях:

- на личностном уровне - это самообразование, повышение самооценки, социальной активности, рост культурного уровня, когнитивное и ценностно-эмоциональное развитие;

- на профессиональном уровне - это повышение профессиональной компетентности, специализация в конкретной области профессиональной деятельности, освоение инноваций в сфере образования и социальной сфере;

- на социальном уровне - это повышение качества человеческого ресурса региона и страны, мобильность и адаптация к переменам в обществе.

Особенность информального образования состоит в том, что это «спонтанное» образование, которое реализуется за счет индивидуальной познавательной деятельности, которая происходит в повседневной жизни. Источником знаний является повседневный опыт, средства массовой информации, общение с друзьями, коллегами, в семье, а также другие факторы, влияющие на окружение человека. Это образование реализуется за счет собственной активности, стиля жизни каждого человека в социально-культурной среде. СМИ, чтение, общение, посещение театров, музеев, путешествия, семейный досуг и пр. являются важнейшими факторами развития личности на протяжение всей жизни, поэтому в постиндустриальном обществе информальное образование является важным фактором, который позволяет соотносить себя с ключевыми нравственными ценностями, особенностями профессиональной деятельности, возрастом и культурой.

«В современном информационном обществе информальное образование - и есть непрерывное образование взрослых, осуществляемое с помощью социальных и IT-технологий. По сути, такое непрерывное образование взрослых является воспроизводством самой культуры. Поэтому информальное образование - это еще и дальнейшее развитие культуры, а культура присутствует во всем, что мы чувствуем и видим, это мощный фактор человеческой деятельности» Г6, С. 811.

Информальное образование позволяет решать не только проблему самореализации, но и профессионального выгорания. Для его профилактики каждый человек, обладая профессиональными качествами, должен также совершенствовать и свою духовную жизнь.

Особую роль информальное образование приобретает в условиях развития цифровой образовательной среды, компьютерных технологий, использования различных гаджетов.

На наш взгляд, информальному образованию уделяется в настоящее время недостаточное внимание с точки зрения анализа его роли в становлении и развитии личности, образования в течение всей жизни. Дети и подростки зачастую не могут из огромного потока информации вычленять, отбирать достоверную информацию, проверенные факты. С этой точки зрения одной из актуальный профессиональных компетенций педагогов-практиков является наставническая деятельность «педагог - обучающийся» в потоках информации. Не менее важной является роль государства в регулировании содержания контента информационной среды с точки зрения ее культуросообразности, достоверности потоков информации.

Нельзя не согласиться с мнением, что «... информальное образование может эффективно решать задачи формирования жизненных установок человека, восполнения дефицита профессиональной компетентности и становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала (О.В. Павлова), акцентируется внимание на актуализации научно-педагогического осмысления роста профессиональной компетентности человека в условиях информального образования и необходимости разработки его теоретико-методологических основ И, С. 3001.

В заключении следует сказать и о необходимости интеграции трех видов образования - формального, неформального и информального. Сегодня неформальное образование педагогов самым тесным образом связано с формальным дополнительным профессиональным образованием. Интеграция этих видов образования строится на комплементарной основе и важнейшим ее условием является выявления целей обучающихся. Лишь в этом случае интеграция формального и неформального образования педагогов будет способствовать повышению качества процесса и результатов образования [51.

Не менее важна интеграция формального и неформального образования с информальным, которое способствует развитию личности и позволяет адаптироваться к стремительным изменениям, происходящим в современном мире. Однако эти процессы требует дальнейшего исследования и осмысления.

Выводы. Поиск путей личностного и профессионального развития человека постиндустриальной эпохи привел к необходимости совершенствования системы непрерывного образования, что особенно актуально для педагогической профессии. В 70-е годы XX столетия были выделены три вида непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное.

В педагогической практике дополнительного профессионального образования, как части формального образования, все более активно используется неформальная составляющая. Современное неформальное образование педагогов характеризуется как вид организованной и систематической деятельности, которая за счет многообразия организационных форм позволяет проектировать и выстраивать образовательные траектории в соответствии с актуальными потребностями педагогов-практиков, обеспечивая развитие их профессиональных компетенций.

Отличительными особенностями современного этапа развития неформального образования педагогов является активное использование цифровой среды и социального партнерства.

Большее внимание следует уделять также информальному, «спонтанному» образованию, получаемому из повседневного жизненного опыта, которое является мощным фактором личностного развития, адаптации педагогов к быстрым социальным изменениям, а также позволяет восполнять дефициты профессиональной компетентности.

Перспективы развития непрерывного педагогического образования, безусловно, связаны с дальнейшим поиском путей интеграции формального, неформального и информального образования.

Литература:

1. Гущина, Э.В. Неформальные профессиональные сообщества педагогов (на примере экологических организаций): научно-методическое пособие / Э.В. Гущина. - СПб.: СПб АППО, 2014. - 60 с. - (Постдипломное образование педагога)

2. Есешкин, К.И Идентификация понятия неформальное образование в отечественной и зарубежной научной литературе / К.И. Есешкин // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (44). -С. 60-64

3. Илакавичус, М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /Илакавичус Марина Римантасовна. -М.: ИСРОРАО,2018. -40 с.

4. Калашникова, В.Ю. Информальная образовательная среда / В.Ю. Калашникова // Молодой ученый. - 2019. - № 26 (264). - С. 299-301. - URL: https://moluch.ru/archive/264/61134/ (дата обращения: 24.04.2023)

5. Нефедова, Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования / Г.М. Нефедова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2017. - № 3 (17). - С. 127-133

6. Павлова, О.В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых / О.В. Павлова // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. -2013. -№ 1, Том 3. - С. 78-87

7. Якушкина, М.С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов / М.С. Якушкина // Человек и образование. - 2020. - № 1 (62). - С. 9-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.