в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Теоретические аспекты права социального обеспечения
Формально-юридический подход к определению понятия «социальное обеспечение»
Аннотация. В настоящее время в науке права социального обеспечения не выработано общепринятое определение понятия «социальное обеспечение». Анализ существующих определений позволяет выделить несколько смысловых элементов: 1) социальное обеспечение — это деятельность по предоставлению материальных благ в денежной или натуральной форме; 2) указанные материальные блага предоставляются только физическим лицам; 3) материальные блага предоставляются при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными.
Указанные смысловые элементы присутствуют во всех определениях. Вместе с тем не во всех определениях четко отражено, кто и за счет каких источников предоставляет материальные блага. Можно выделить две точки зрения по этому вопросу: 1) социальное обеспечение осуществляется государством за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; 2) социальное обеспечение осуществляется не только государством, но и частными лицами за счет частных средств.
В статье обосновывается, что верной является первая точка зрения. Социальное обеспечение — это предоставление на основании закона материальных благ государством за счет бюджета и внебюджетных фондов. Данная деятельность является предметом права социального обеспечения.
Материальное обеспечение, предоставляемое частным лицом за счет собственных средств на основе договора, является благотворительной деятельностью, которая регулируется гражданским правом. Материальное обеспечение, которое работодатель на основе коллективного договора за счет собственных средств предоставляет работнику и членам его семьи, представляет собой отношения, тесно связанные с трудовыми отношениями, и регулируется трудовым правом.
Ключевые слова: право социального обеспечения, терминология, определение понятия «социальное обеспечение», договор о благотворительной деятельности, коллективный договор, публично-правовое регулирование, частнодоговорное регулирование.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.114.2.130-136
© Жаворонков Р Н., 2024
Роман Николаевич ЖАВОРОНКОВ,
профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ЕСТНИК Жаворонков р. Н «31
УНИВЕРСИТЕТА Формально-юридический подход к определению
УНИВЕРСИТЕТА _
именио.Е.кутафина(мгюА) понятия «социальное обеспечение»
Roman N. ZHAVORONKOV,
Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
Formal Legal Approach to Defining the Concept of "Social Security"
Abstract. Currently, in the science of social security law, a generally accepted definition of the concept of"social security" has not been developed. Analysis of existing definitions makes it possible to distinguish several semantic elements: 1) social security is an activity to provide material goods in cash or in kind; 2) these material goods are provided only to individuals; 3) material goods are provided in the event of circumstances recognized as socially respectful.
These semantic elements are present in all definitions. At the same time, not all definitions clearly reflect who provides material goods through which sources. Two points of view can be distinguished on this issue: (1) Social security is provided by the State from the State budget and extrabudgetary funds; 2) social security is carried out not only by the state, but also by private individuals at the expense of private funds.
The article justifies that the first point of view is correct. Social security is the provision on the basis of the law of material goods by the state at the expense of the budget and extrabudgetary funds. This activity is subject to social security law.
Material security provided by an individual at the expense of his own funds on the basis of a contract is a charitable activity that is regulated by civil law. The material security that the employer, on the basis of a collective agreement, provides at its own expense to the employee and his family members is a relationship closely related to labor relations and is regulated by labor law. Keywords: social security law, terminology, definition of the concept of"social security", agreement on charitable activities, collective agreement, public-legal regulation, private-contractual regulation.
Определения научных понятий, как правило, являются сконцентрированным выражением теоретических положений, сформулированных в результате проведенных научных исследований.
Базовым понятием науки права социального обеспечения является понятие социального обеспечения. Содержание данного понятия напрямую влияет на определение иных теоретических положений указанной науки — предмета и системы права социального обеспечения, приемов правового регулирования, характеристики правоотношений и т.п.
□ а
вт > m
п
"О
□ гп лт и и
ле ни
ои
г гп
□ а оп
mm
пт
чения
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В настоящее время в науке права социального обеспечения не выработано общепринятое определение понятия «социальное обеспечение».
Основоположник науки права социального обеспечения В. С. Андреев указывал, что государственная система социального обеспечения — это сложная система обеспечения граждан различными видами пенсий, помощи и услуг, осуществляемая государственными и общественными организациями, а также специализированными учреждениями1.
Р. И. Иванова определяла социальное обеспечение как форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества2.
Э. Г. Тучкова определяет социальное обеспечение как один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса3.
Т. К. Миронова дает следующее определение: «Социальное обеспечение — это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, предусматривающих предоставление гражданам определенного рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), которое осуществляется:
— в объемах и на условиях, установленных законом;
— за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов разных уровней;
— при наступлении определенных законом обстоятельств, признаваемых социально уважительными (социальных рисков);
— в целях поддержания материального и социального благополучия граждан»4. Согласно определению Е. Е. Мачульской, социальное обеспечение — это
сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказания бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств5.
1 Андреев В. С. Научные труды. М., 2013. Т. 1. С. 186.
2 Право социального обеспечения России : учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.] ; отв. ред. К. Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 11.
3 Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография. М., 2017. С. 20.
4 Миронова Т. К. Право социального обеспечения : учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2022. С. 17—18.
5 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 31.
в
ЕСТНИК Жаворонков Р. Н.
УНИВЕРСИТЕТА Формально-юридический подход к определению имени o.e. кугафина(мгюд) понятия «социальное обеспечение»
Согласно определению И. В. Григорьева и В. Ш. Шайхатдинова социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданами из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, с целью предотвращения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления страховых и нестраховых случаев, а также поддержания минимального жизненного уровня граждан6.
Г. В. Сулейманова определяет социальное обеспечение как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)7.
М. В. Филиппова определяет социальное обеспечение как совокупность общественных отношений, возникающих в результате перераспределения ВВП в форме жизнеобеспечения лиц, не способных к жизнеобеспечению себя и своей семьи в силу объективных и признанных обществом в качестве таковых причин биологического и социального характера, в рамках которой этим лицам предоставляется часть общественных средств в объеме, достаточном для удовлетворения их социально значимых потребностей8.
Н. Н. Косаренко и А. В. Буянова под социальным обеспечением понимают форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества9.
Существуют также иные определения социального обеспечения.
Анализ приведенных определений позволяет выделить несколько смысло- □
вых элементов.
Во-первых, социальное обеспечение — это деятельность по предоставлению материальных благ в денежной или натуральной форме. п р
□ т
и и
6 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2023. С. 22. □ ггп
а
вт > m
[гп
Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения : учебник. 3-е изд., перераб. М., 2023. С 8
с. 8. -| гп
Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов ; под редакцией
М. В. Филипповой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2023. С. 22. б п
Косаренко Н. Н. Право социального обеспечения : учебник. М., 2023. С. 18—19 ; Право
социального обеспечения. Общая часть : учебник / колл. авт. ; под ред. М. О. Буяновой. е ix
М., 2023. С. 9. чЕния
>
3
9
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Во-вторых, указанные материальные блага предоставляются только физическим лицам.
В-третьих, материальные блага предоставляются при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными.
Указанные смысловые элементы присутствуют во всех определениях. Поэтому можно констатировать, что по поводу них достигнут консенсус. Вместе с тем не во всех определениях четко отражено, кто и за счет каких источников предоставляет материальные блага. Данный вопрос очень важен, поскольку он влияет на то, какими правовыми средствами регулируется рассматриваемая деятельность.
Традиционный подход исходит из того, что социальное обеспечение осуществляется государством за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Вместе с тем в настоящее время ряд ученых разделяют точку зрения, согласно которой социальное обеспечение осуществляется не только государством, но и частными лицами за счет частных средств10.
Для решения данного вопроса, на наш взгляд, необходимо применение формально-юридического подхода, который заключается в следующем.
Право человека на социальное обеспечение закреплено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 25), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9), Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (ст. 40)11. В России право человека на социальное обеспечение закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ст. 26), Конституции РФ (ст. 39)12.
Одно из базовых положений теории права заключается в том, что если один субъект наделен правом, то должен быть другой субъект, наделенный связанными с данным правом обязанностями. Обязанность может вытекать из закона и из договора. Рассмотрим указанные основания возникновения обязанности применительно к социальному обеспечению.
10 Мачульская Е. Е. Указ. соч. С. 30—31 ; Сулейманова Г. В. Указ. соч. С. 9 ; Лушнико-ва М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 504, 508.
11 Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета.10.12.1998 ; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12 ; Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренная в г Санкт-Петербурге 29 октября 1994 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1995. № 6. С. 99—117.
12 Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865 ; Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения: 15.09.2023).
в
ЕСТНИК Жаворонков Р. Н.
УНИВЕРСИТЕТА Формально-юридический подход к определению имени o.e. кугафина(мгюд) понятия «социальное обеспечение»
Законом не может быть возложена обязанность осуществлять социальное обеспечение на частных лиц. В противном случае это будет нарушать право частной собственности, а именно право распоряжаться своим имуществом. Из этого подхода есть ряд исключений, например, обязанность выплачивать алименты или обязанность возместить причиненный вред. Однако эти исключения не охватывают все случаи наступления обстоятельств, признаваемых социально уважительными. Кроме того, возможность удовлетворения потребностей человека в данном случае ограничена финансовыми возможностями должника и проблемами, которые могут возникнуть при взыскании соответствующего обеспечения (например, юридическое лицо может быть ликвидировано или гражданин может умереть).
Исходя из вышеизложенного только на государство за счет бюджета и внебюджетных фондов может быть возложена законом обязанность предоставлять в соответствующих случаях обеспечение неопределенному кругу физических лиц. Возникающие при этом правовые отношения носят публично-правовой характер.
Обязанность предоставить материальное обеспечение может быть предусмотрена договором с частным лицом. Однако, исходя из свободы договора, частное лицо может вообще не заключать указанный договор либо определять, кому, в каком размере и на каких условиях оно предоставляет материальное обеспечение. В данном случае основанием возникновения обязанности является волеизъявление частного лица предоставить помощь, а не наступление трудной жизненной ситуации. Поэтому отношения, построенные на договорных началах, не позволяют реализовать один из основных принципов права социального обеспечения, а именно гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально уважительными. Из этого можно сделать следующие выводы.
Материальное обеспечение, предоставляемое частным лицом за счет собственных средств на основе договора, является не социальным обеспечением, а благотворительной деятельностью, которая регулируется гражданским правом.
Материальное обеспечение, которое работодатель на основе коллективного договора за счет собственных средств предоставляет работнику и членам его семьи, также не является социальным обеспечением. На наш взгляд, данные отношения необходимо рассматривать, скорее, как тесно связанные с трудовыми □ отношениями, поскольку основная цель предоставляемого обеспечения — это материальное поощрение работников. Следовательно, указанные отношения являются предметом трудового права. □
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо подчеркнуть, что одни и те же действия по оказанию помощи физическим лицам могут осуществляться в рамках различных видов деятельности, в зависимости от того, кем и за чей счет л т
они выполняются. Например, предоставление услуг по уходу за пожилым человеком в государственной организации стационарного социального обслуживания - е за счет бюджета субъекта РФ является социальным обеспечением. Те же услуги, предоставляемые в частной организации безвозмездно за счет спонсорской помощи частных лиц, являются благотворительной деятельностью.
Исходя из вышеизложенного социальное обеспечение — это предоставление т
материальных благ государством за счет бюджета и внебюджетных фондов.
а
вт > m по р
оп бе mm па
чения
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Именно данная деятельность является предметом права социального обеспечения.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что реализация концепции, согласно которой отношения по социальному обеспечению имеют не только публично-правовой, но и частнодоговорной характер, неизбежно приведет к нивелированию гарантированности социального обеспечения, к трансформации права на социальное обеспечение в свободу на социальное обеспечение. В первую очередь это связано с тем, что нуждающийся, исходя из свободы договорных отношений, не может требовать заключения договора, он может только просить об этом.
Снижение гарантированности повлечет за собой снижение удовлетворения потребностей людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Результат — рост недовольства в обществе, которое может перерасти в социальные протесты. В условиях гибридной войны с Западом это может представлять угрозу для сохранения нашего государства. Поэтому полагаем, что в текущий исторический период данная концепция не соответствует социальным потребностям общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев В. С. Научные труды. — М., 2013. — Т. 1. — 342 с.
2. Гоигорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М., 2023. — 432 с.
3. Косаренко Н. Н. Право социального обеспечения : учебник. — М., 2023. — 236 с.
4. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. — М., 2009. — 656 с.
5. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2013. — 575 с.
6. Миронова Т. К. Право социального обеспечения : учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2022. — 306 с.
7. Право социального обеспечения России : учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.] ; отв. ред. К. Н. Гусов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. — 640 с.
8. Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / колл. авт. ; под ред. М. О. Буяновой. — М., 2023. — 224 с.
9. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / под ред. М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2023. — 451 с.
10. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография. — М., 2017. — 416 с.
11. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения : учебник. — 3-е изд., перераб. — М., 2023. — 332 с.