f^k Мадина Кабдулаевна ХАЙДАРОВА - магистрант Санкт-Петербургского юридического института 3» Щ Россия, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
ik
СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
Социальное обеспечение нуждающихся категорий россиян является важным направлением деятельности государства во внутренней политике. Оно позволяет не только снизить уровень бедности, но и существенно поднять позиции страны в экономической сфере. Реализация мер социальной поддержки граждан формирует особую правовую область — правоотношений в сфере социального обеспечения.
В настоящей статье в рамках исследования специфики и содержания правоотношений в сфере социального обеспечения дается определение изучаемого понятия, определяются виды указанных правоотношений, а также их субъект-объектный состав.
Ключевые слова: право, нормы права, правоотношения, социальное обеспечение, государство, нуждающиеся, меры социальной поддержки, правосубъектность, правоспособность, делинквентность, дееспособность.
Madina Kabdulayevna KHAIDAROVA - Master's student of St. Petersburg Law Institute Russia, St. Petersburg, e-mail: [email protected]
SPECIFICITY AND CONTENT OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY
ANNOTATION
Social security for needy categories of Russians is an important area of government activity in domestic policy. It allows not only to reduce the level of poverty, but also to significantly raise the country's position in the economic sphere. The implementation of social support measures for citizens forms a special legal area - legal relations in the field of social security. In this article, as part of the study of the specifics and content of legal relations in the field of social security, the definition of the concept under study is given, the types of these legal relations are determined, as well as their subject-object composition.
Key words: law, legal norms, legal relations, social security, the state, the needy, measures of social support, legal personality, legal capacity, delinquency, legal capacity.
Значимость изучения отношений, формирующихся в сфере социального обеспечения, достаточно высока с научной и, в первую очередь, с правовой точки зрения. Это определяется тем, что от вложений государства в поддержание уровня жизни нуждающихся в финансовой, либо натуральной форме, в конечном счете, зависит как его собственное, внутреннее развитие, так и укрепление позиций на международной арене. Тесная связь социальной сферы с экономической и политической предполагает, что ее прогресс означает стабильность российского государства на длительную перспективу.
Социальная поддержка граждан, нуждающихся в ней в силу особых обстоятельств, например, по состоянию здоровья (инвалиды), а также ма-лообеспеченности (матери-одиночки, семьи, потерявшие кормильца, сироты и т.д.), позволяет
государству реализовать свою главную функцию — заботу о населении. Между тем, практическая реализация мер социальной поддержки обуславливается особенностями реализации гражданами прав на социальное обеспечение. Это, в свою очередь, требует соблюдения соответствующими институтами, в задачу которых входит оказание социальной помощи, непротиворечивых законодательных положений, а также достижения баланса между достаточно громоздкой системой правовых требований к нуждающимся и стремлением последних получить государственную поддержку.
В целях исследования специфики и содержания правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо дать дефиницию изучаемому понятию, рассмотреть систему правоотношений социального обеспечения, охарактеризовать виды правоотноше-
ний в исследуемой области, определить образующие их субъекты, объекты и содержание.
Следует отметить, что социальное обеспечение как в настоящее время, так и на протяжении истории российского государства, играло значительную роль в силу того, что демонстрировало его социальную ориентированность, нацеленность на поддержку граждан. Кроме того, в любом государстве неизменно присутствует определенный процент нуждающихся, которым требуется оказание определенных мер поддержки. Для многих категорий нуждающихся, не способных к самостоятельному обеспечению по болезни, старости, одиночеству и т.д., помощь со стороны государства может стать решающим фактором обеспечения жизнедеятельности, закрытия базовых потребностей.
Изучение специфики и структуры социального обеспечения в правовом ключе предполагает выведение дефиниции исследуемого понятия. Проблема его определения состоит в том, что российские исследователи традиционно пытались дать дефиницию социальному обеспечению, исходя из значимости какого-либо одного его аспекта.
В этой связи, следует отметить, что большинство ученых, отталкиваясь от понимания тесной связи социальной и экономической сфер, выделяли в качестве ключевого в социальном обеспечении экономический аспект. В частности, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева отмечают, что социальное обеспечение есть общественные отношения, возникающие по поводу распределения внебюджетных фондов социального страхования, а также перераспределения части государственных средств бюджетов различных уровней с целью удовлетворения потребностей физических лиц на случай потери заработной платы, а также иного вида дохода от трудовой деятельности, возникновения дополнительных расходов, обусловленных необходимостью содержать и воспитывать детей, а также поддерживать нетрудоспособных членов семьи или родственников. В свою очередь, помимо вышеперечисленных обстоятельств, обязательным условием назначения мер финансовой социальной поддержки гражданам РФ выступает наличие у них ежемесячного дохода, не превышающего уровня прожиточного минимума в силу объективных обстоятельств [5, с. 6].
В свою очередь, правовая составляющая понятия «социальное обеспечение» заключается в необходимости граждан, нуждающихся в социальной помощи, доказывать на основании юридических фактов свое право на ее получение со стороны государства.
Наконец, в ряде случаев, в рамках изучения вопросов социального обеспечения ученые заменяют лексему «общественный» и «социальный» на «государственный», что, в свою очередь, позволяет усмотреть в содержании исследуемого понятия также политический аспект [6, с. 10].
Таким образом, выявление в рамках изучения социального обеспечения таких значимый аспектов, как экономический, правовой и политический,
позволяет его дефиницировать как систему общественных отношений, складывающихся между физическими лицами и государством в лице его управляющих органов различных уровней в отношении предоставления первым обеспечения в различном объеме и форме, в зависимости от степени тяжести их жизненных обстоятельств и уровня доходов, из средств внебюджетных социальных фондов и бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Из вышесказанного следует, что социальное обеспечения обладает сложной структурой и включает в себя множество компонентов. В законодательстве РФ, в частности, в ст. 39 Основного Закона страны, значится, что правом на социальное обеспечение обладает любой гражданин в случае: болезни, необходимости социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потери кормильца, необходимости воспитания детей, а также в иных случаях, предусмотренных российским законодательством [1]. В положениях настоящей статьи, таким образом, закрепляется не только право граждан на получение социального обеспечения при наступлении определенных обстоятельств, но и обязанность государства в лице его институтов оказывать помощь нуждающимся категориям населения. Тем самым, реализуется социальная ориентированность государства, его обязательства по заботе о гражданах.
На этом основании представляется возможным говорить о системе права социального обеспечения. На базе общей теории права, в ней можно выделить две части — общую и особенную.
Первая из них включает в себя нормы, группы которых реализуют конкретную функцию в рамках социального обеспечения.В частности, первая группа норм закрепляет права граждан в области социального обеспечения, вторая — разграничивает компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления в части их соблюдения. В свою очередь, третья группа норм включает в себя нормы-принципы, на основании четвертой выявляются виды общественных рисков.
Общая часть также образуется институтами, деятельность которых распространяется на все отношения, включаемые в понятие «социальное обеспечение» [7]. Речь идет о субъектах и принципах права социального обеспечения, его основаниях и видах.
Вторая, или особенная часть системы права социального обеспечения, представлена нормами, позволяющими сообразно закону распределять финансовую, либо натуральную государственную помощь между нуждающимися в виде пособий, пенсий, льготных путевок в оздоровительные и санаторно-курортные лагеря и т.д.
Наряду с общей, в особенной части системы права социального обеспечения также действуют институты, но представляющие собой самостоятельный объект управления. В их числе можно назвать медицинское обслуживание и лечение, различного рода льготы, пенсии и прочее.
Переходя к вопросу о видах социального обеспечения, следует отметить, что на сегодняшний день
в специальных исследованиях не было разработано классификации, позволяющей учитывать все особенности системы правоотношений в области социального обеспечения. В этой связи, существующие классификации имеют в своей основе наиболее значимый, по мнению автора, критерий разграничения видов правоотношений в сфере социального обеспечения.
Необходимо отметить, что система исследовательских взглядов на классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения начала формироваться уже к концу ХХ столетия. Это нашло отражение в работах Р.И. Ивановой, по мнению которой, исследуемые правоотношения можно подразделять в зависимости от следующих оснований: 1) от характера правоотношений, по цели их возникновения (например, для предоставления гражданину социального обеспечения по старости); 2) от конкретного вида социального обеспечения (материальной помощи либо услуг, предоставляемых гражданам от государства: пособий, пенсий и т.д.); 3) от длительности отношений по социальному обеспечению, которая в научных исследованиях обычно подразделяется на три группы: а) правоотношения, которые завершаются однократным выполнением обязанностей (например, пособие по рождению ребенка); б) правоотношения, временной срок которых определен изначально (например, пенсия несовершеннолетнему по потере кормильца); в) правоотношения, срок исполнения которых изначально неограничен (пенсии по старости, инвалидности проч.) [4, с. 86].
В свою очередь, в XXI в. начали оформляться классификации, в основе которых лежали формы социального обеспечения. В частности, в учебной литературе, например, в книге К.В. Добромыс-лова и Е.Е. Мачульской правоотношения в сфере социального обеспечения подразделяются на: 1) государственное социальное страхование; 2) социальное обеспечение на основе средств бюджетов государственного и муниципального уровней; 3) дополнительные виды страхования граждан на добровольной основе (пособия, пенсии и т.д.) [3, с. 71].
Однако, представляется, что классификацией, наиболее адекватной предмету исследования, является разделение видов правоотношений в сфере социального обеспечения в зависимости от этапов реализации прав физических лиц на получение социальной помощи.
В результате все правоотношения в исследуемой сфере можно разграничить на: 1) правоотношения, которые предшествуют назначению мер социальной поддержки в денежной либо натуральной форме, а также включающие в себя установление юридических фактов, на основе которых определяется право гражданина на получение указанных видов поддержки либо отказывается в нем; 2) правоотношения, начало которых соотносится с практической реализацией мер социальной поддержки, а также социально ориентированных государственных услуг; 3) правоотношения, возникающие на
основании необходимости разрешить спор о праве социального обеспечения.
Учитывая, что данная классификация максимально полно отражает процесс предоставления российским гражданам мер социальной поддержки со стороны государства, необходимо принимать во внимание ее обобщенный характер ввиду множественности законодательно утвержденных форм и видов помощи нуждающимся (субсидий, пособий, пенсий и т.д.), равно как и самих видов правоотношений, порождаемых правом на их получение (как материальных, так и процессуальных).
Наконец, значимым аспектом изучения природы правоотношений в сфере социального обеспечения выступает их содержание.
Как и в иных видах правоотношений, правоотношения в сфере социального обеспечения предполагают наличие участников — субъектов права, в данном случае — физических лиц, претендующих на предоставление им социальной помощи, и государства в лице его институтов, ответственных за установление факта нуждаемости и практическую реализацию конкретных мер поддержки. В свою очередь, субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения в обязательном порядке должны обладать правоспособностью, деликто-способностью и дееспособностью.
В свою очередь, правоспособность, согласно ст. 17 Гражданского кодекса РФ, предусматривает обладание правами и несение обязанностей гражданином с момента его рождения до смерти [2]. Деликтоспособность следует понимать как способность лица к несению ответственности за свои действия, а также к возмещению вреда, нанесенного в следствии их совершения. В этой связи, некоторыми исследователями понятие деликто-способности расширяется в силу того, что в определенных случаях человеку приходится отвечать за нанесение вреда другими людьми, например, несовершеннолетними детьми, лицами в состоянии невменяемости и т.д. Наконец, дееспособность человека, начинающаяся с наступлением совершеннолетия лица, является завершающим компонентом правосубъектности. В комплексе они позволяют человеку являться полноправным участником правоотношений в сфере социального обеспечения.
В качестве объектов исследуемого вида правоотношений следует рассматривать те социальные блага, которые в качестве мер поддержки государство направляет на нуждающихся (как в финансовом, так и в натуральном выражении). В то же время, объекты правоотношений в сфере социального обеспечения могут различаться в зависимости от вида этих отношений. Так, в процедурных правоотношениях, цель которых состоит в назначении пособий, пенсий и т.д., объектом будет являться определение права на конкретный вид обеспечения, равно как и его назначение, либо установление соответствующего юридического факта. В материальных правоотношениях, в свою очередь, объектом будет выступать реализация прав лица,
либо членов его семьи, на конкретный вид обеспечения со стороны государства.
Наконец, содержание правоотношений в сфере социального обеспечения определяется в зависимости от конкретного вида обеспечения и регулируется на основании законодательно закрепленных норм. На их основании формируются и развиваются связи всех участников исследуемого вида правоотношений. Руководствуясь ими, лица, претендующие на социальную помощь со стороны государства, могут законно добиться соблюдения своих интересов, а государство — реализовать свою социальную функцию.
Подводя итоги, следует отметить, что правоотношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения, требуют повышенного внимания в силу их общественной значимости, а также влияния, оказываемого на экономическую и политическую стабильность государства. Сложность выделения конкретных видов правоотношений в рамках единой классификации обуславливает множественность подходов к их исследованию и, как следствие, сложность законодательного регулирования. В этой связи, значимой мерой представляется дальнейшая кодификация законодательства о социальном обеспечении в РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/fe434e420c3130424bbee0b97b c794f0e96c3081/(дата обращения: 25.01.2023).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая)» от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 16.04.2022). [Электронныйресурс] — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/aa024bea4fbdd5649c70f098847671c246cf 90ec/ (дата обращения: 25.01.2023).
3. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2009. — 415 с.
4. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. — М.: Издательство МГУ, 1986. — 174 с.
5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения:
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальнаяработа» /Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2000. — 286 с.
6. Право социального обеспечения: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов, С.И. Кобзева и др.; Под ред. К.Н. Гусова. 2-ое изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, 2001. — 322 с.
7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. 2-е изд., стер. — М.: Издательство «КноРус», 2018. — 342 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.litmir. me/br/?b=607637&p=1 (дата обращения: 25.01.2023).
SPISOK LITERATURY:
1. «Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii» (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020). [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/fe434e420c3130424bbee0b97bc794f0e9 6c3081/ (data obrashcheniya: 25.01.2023).
2. «Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (GK RF) (chast' pervaya)» ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 16.04.2022). [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/aa024bea4fbdd5649c70f098847671c246cf 90ec/ (data obrashcheniya: 25.01.2023).
3. DobromyslovK.V. Pravosotsial'nogoobespecheniya: uchebnoye posobiye: praktikum: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnyk hzavedeniy / K.V. Dobromyslov, Ye.Ye. Machul'skaya. 2-ye izd., pererab. i dop. — M.: Knizhnyy mir, 2009. — 415 s.
4. Ivanova R.I. Pravootnosheniya po sotsial'nomu obespecheniyu v SSSR. — M.: Izdatel'stvo MGU, 1986.
— 174 s.
5. Machul'skaya Ye. Ye. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsyapo spetsial'nosti «Sotsial'naya rabota»/Ye.Ye. Machul'skaya, ZH.A. Gorbacheva. 3-ye izd., pererab. i dop. — M.: Knizhnyy mir, 2000. — 286s.
6. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: Uchebnik/M.O. Buyanova, K.N. Gusov, S.I. Kobzeva i dr.; Pod red. K.N. Gusova. 2-oye izd. pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2001.
— 322 s.
7. Suleymanova G.V. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: uchebnoye posobiye. 2-ye izd., ster. — M.: Izdatel'stvo «KnoRus», 2018. — 342 s. [Elektronnyy resurs]
— Rezhim dostupa: URL: https://www.litmir.me/
br/?b=607637&p=l (data obrashcheniya: 25.01.2023).