Научная статья на тему 'Формально-логический анализ законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения'

Формально-логический анализ законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВИЛА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ROADWAY TRAFFIC / TRAFFIC REGULATIONS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / AN ADMINISTRATIVE OFFENCE / JURIDICAL TERMINOLOGY / SCIENTIFIC DEFINITIONS / TERM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вова Константин Павлович

На основе понятийного аппарата действующего законодательства автор статьи раскрывает содержание терминов «дорожное движение», «административная ответственность» и «административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения», проводит формально-логический анализ указанной отрасли законодательства и делает выводы о необходимости корректировки целого ряда его норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formal-logic analysis of the legislation on administrative responsibility for offences in the field of traffic

In the base of analysis of the legislation the author of this article is revealed the contents of the terms «roadway traffic», «an administrative responsibility» and «an administrative responsibility in the roadway traffic field» and makes the formally logical analysis of this branch of legislation in connection with the necessity of its proofs.

Текст научной работы на тему «Формально-логический анализ законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения»

Формально-логический анализ законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения является частным случаем административной ответственности вообще применительно к такой сфере общественной жизни как дорожное движение, поэтому и само понятие «административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения» следует рассматривать через призму как общего понятия «административная ответственность», так и понятия «дорожное движение».

Понятие «дорожное движение» является нормативно определенным и содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утвержденных Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 [1], согласно положениям которого «дорожное движение» - это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Аналогичное определение содержится и в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2]. При этом термин «дорога» определяется в ПДД как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения» и включает в себя «одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Там же (в ПДД) содержится определение транспортного средства, а также проезжей части, тротуара, обочины и разделительной полосы как составных частей (элементов) понятия «дорога».

Участник дорожного движения, т.е. субъект указанных выше общественных отношений, определяется Правилами дорожного движения как «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». В качестве таковых, как указано в самом определении, могут выступать:

а) водитель, т.е. «лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо» (к водителю приравнивается и обучающий вождению);

б) пешеход, т.е. «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу» (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);

в) пассажир, т.е. «лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)».

Эти нормативные определения также содержатся в п. 1.2 Правил дорожного движения.

Таким образом, только в совокупности всех приведенных выше нормативных формулировок можно уяснить смыл такого сложного и емкого термина, как «дорожное движение», определив его нормативный смысл как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью специально предназначенных для этого устройств (транспортных средств) или без таковых в пределах обустроенной или приспособленной и используемой для движения таких устройств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов, участниками которых могут выступать водители транспортных средств и приравненные к ним лица, их пассажиры, а также пешеходы и приравненные к ним лица.

К определению термина «административная ответственность» у ученых-административистов нет единого подхода.

Попытки так или иначе сформулировать понятие административной ответственности предпринимаются в юридической литературе вот уже более 50 лет. И.В. Тимошенко с большой долей уверенности обозначает три исторических периода:

1) период до 23 октября 1980 г. - даты принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях;

2) период после принятия названных Основ, а затем (в 1984-1985 гг.) и соответствующих кодексов союзных республик об административных правонарушениях, в частности, КоАП РСФСР от 20 июня 1984 г.;

3) современный период - период после принятия в декабре 2001 г. и вступления в силу с 1 июля 2002 г. ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях [3, с. 75].

В указанной публикации И.В. Тимошенко приводит подробный ретроспективный анализ существующих ныне и существовавших ранее (в советский период развития нашего государства) подходов к определению понятия административной ответственности и через призму предложенного К.С

Бельским «синтеза» как объективного подхода, характеризующего административную ответственность в качестве реакции государства на административное правонарушение, так и субъективного подхода, характеризующего ее в качестве субъективно-личностной категории, отражающей совокупность правомочий наказанного лица [4, с. 20], дает свое (авторское) определение этого понятия: «Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной законом процессуальной форме и отражающего специфическое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения» [3, с. 75].

Нам импонирует данное определение, но, полагаем, его следует дополнить указанием на неблагоприятные правовые последствия, подчеркнув тем самым вышеназванный признак юридической ответственности в контексте ее возникновения только на основании норм права, хотя косвенно на это ссылается И.В. Тимошенко, говоря о специфическом правовом состоянии, однако слово «специфическое» представляется здесь как раз лишним (избыточным). А поскольку в соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ процедурно-процессуальный механизм реализации административной ответственности в нашей стране един и отнесен к ведению Российской Федерации, то в определении И.В. Тимошенко необходимо указать на федеральный уровень закона, которым регламентируется механизм реализации административной ответственности.

С учетом всего вышеизложенного и последовательно разделяя идею И.В. Тимошенко о том, что «категория “административная ответственность” должна стать одной из ключевых (определяющих), наряду с “административным правонарушением” и “административным наказанием”, для формирования всего понятийного аппарата соответствующей отрасли российского законодательства» [5, с. 340], главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует, на наш взгляд, добавить статьей следующего содержания:

«Статья 2.2.1. Административная ответственность.

Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения».

Подобного рода статья вполне логична и уместна в структуре гл. 2 КоАП РФ после ст. 2.1 «Административное правонарушение» и 2.2 «Формы вины», однако перед ст. 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность», 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» и т.д.

Далее, через призму раскрытого нами через специальную терминологию Правил дорожного движения закрепленного в этих правилах определения понятия «дорожное движение» и предложенного нами выше определения понятия «административная ответственность» попытаемся сформулировать понятие «административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения», детерминировав его как вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного или имущественного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения, посягающего на совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью специально предназначенных для этого устройств (транспортных средств) или без таковых в пределах обустроенной или приспособленной и используемой для движения таких устройств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов, участниками которых могут выступать водители транспортных средств и приравненные к ним лица, их пассажиры, а также пешеходы и приравненные к ним лица.

Определение получилось довольно громоздким и может возникнуть вопрос - для чего оно нужно? Так вот, если проанализировать нормы гл. 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» через призму сформулированного нами понятия административной ответственности за эти нарушения, можно сделать вывод о том, что далеко не все нормы гл. 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность именно за правонарушения в области дорожного движения.

Так, в частности, ст. 12.33 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а также за умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе и путем загрязнения дорожного покрытия. А субъектами данного административного

правонарушения, как указано в санкции анализируемой нормы, могут выступать граждане, должностные и юридические лица. При этом должностные и юридические лица не могут выступать в качестве участников дорожного движения, исходя из приведенного нами выше терминологического анализа соответствующих нормативных дефиниций Правил дорожного движения. Следовательно, указанное в диспозиции ст. 12.33 КоАП РФ противоправное деяние посягает, по сути, не на дорожное движение и лежит вне плоскости «области дорожного движения» как объекта противоправного посягательства. Оно посягает на безопасность дорожного движения и существующие правила по охране дорог и дорожных сооружений. Поэтому место подобного рода охранительной нормы, отнюдь, не в гл. 12 КоАП РФ, а скорее в гл. 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте» (наряду со ст. 11.21 «Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги» и ст. 11.22 «Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений»).

И примеров, аналогичных ст. 12.33 КоАП РФ в гл. 12 КоАП РФ еще несколько, в частности, это ст. 12.31 «Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб», ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством», ст. 12.34 «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» и др. Все это либо «Административные правонарушения на транспорте», либо, соответственно, наоборот, ст. 11.21 и 11.22 КоАП РФ - это административные правонарушения в области дорожного движения.

В этой связи, исходя из так называемого принципа «чистоты правовых категорий», представляется целесообразным или переименовать название главы 12 КоАП РФ, обозначив ее как «Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения» и отнести туда ряд составов административных правонарушений, находящихся в настоящее в других главах КоАП РФ (в частности, в гл. 11 КоАП РФ), или наоборот, исключить из гл. 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют.

Литература

1. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

2. Собрание законодательства РФ.1995. № 50. Ст. 4873.

3. Тимошенко И.В. Понятие административной ответственности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2.

4. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.

5. Тимошенко И.В. Понятийный аппарат законодательства об административной ответственности: состояние и направления развития: Дис. ... докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.