УДК 378.635.5
А. Э. ФЁДОРОВ
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал, г. Омск)
ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫМ ВУЗОМ В УСЛОВИЯХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ________________________
В статье характеризуются результаты моделирования системы управления современным военным вузом. Система управления военным вузом охарактеризована в структурном и функциональном аспектах. Раскрыты основные составляющие системы управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и связи между ними.
Ключевые слова: управление, военный вуз, система, модель, структура, функция.
Важнейшим фактором и условием инновационного изменения военного образования является курс на его оптимизацию, вызванный внутрисистемными противоречиями: неэффективным использованием ресурсов, невысокой личной подготовкой командиров и преподавателей, снижением качества научно-исследовательской работы и др., проявившимися в военном образовании в последние десятилетия. Оптимизация предусматривает принципиально новые механизмы формирования содержания, организации образовательного процесса и, главное, управления военным вузом.
«Военная организация немыслима без постоянных, дифференцированных и рациональных воздействий должностных лиц, направленных на сохранение боевой структуры, поддержания установленного режима функционирования, обеспечения готовности и способности личного состава, оружия и техники по выполнению целевых программ по основному предназначению в мирное и военное время» [1, с. 11].
С позиций общенаучного системного подхода к исследованию педагогических явлений и процессов управление признается важнейшей внутрисистемной связью, механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование, воспроизводство и развитие педагогической системы [2]. Это сложное, многофакторное и полиструктурное явление, валидным методом изучения и конструирования которого может выступать моделирование, позволяющее вычленять в управлении педагогическими системами ее наиболее существенные (в конкретном аспекте изучения) компоненты и связи.
Методология моделирования в педагогических исследованиях основана на работах А. Н. Дахина, О. А. Остапенко и др. [3, 4]. В основу метода моделирования авторы кладут построение с помощью предметных, логических, математических, графических и др. средств некоего заменителя исследуемого предмета, процесса или явления, который с заданной степенью точности воспроизводит существенные для конкретного исследования его характеристики.
Модель управления военным, вузом в условиях педагогических инноваций представляет собой графическое и словесно-логическое описание управления, позволяющее изучать, совершенствовать и
воспроизводить этот вид деятельности в условиях конкретного военного вуза, выполняющего свои функции в створе современных педагогических инноваций. Очевидно, что данной модели следует быть более конкретной, чем формальной, а также достаточно конструктивной для ее использования в педагогической практике.
Следует учесть, что одновременно могут моделироваться и имеют право на существование множество моделей одного и того же педагогического объекта, каждая из которых отражает определенный аспект его изучения. Предполагаем, что в нашем случае наиболее приемлемой будет структурнофункциональная модель управления военным вузом, позволяющая представить одновременно сущностные связи и отношения между компонентами управленческой деятельности.
Структурный аспект модели управления военным вузом в условиях педагогических инноваций отражает компоненты, совокупность которых придает управлению системный характер, функциональный же ее аспект демонстрирует прямые и обратные связи между компонентами в ходе выполнения основных функций управления (рис. 1).
Валидность разрабатываемой модели обеспечивает соблюдение следующих условий:
— структурно-функциональная модель должна отражать те компоненты, которые при ее реализации на практике образуют направления средоточе-ния основных усилий коллектива вуза;
— состав компонентов и их содержание должны формировать полноценное представление о необходимых составляющих управления военным вузом в условиях педагогических инноваций не только у квалифицированного исследователя, но и у всех работников вуза, задействованных в системе управления; в модель следует включить только самые основные, базовые функции управления, не вдаваясь в их детализацию по различным уровням управления;
— структурно-функциональную модель необходимо дополнить графическим и словесно-логическим описанием иерархии управляющих субъектов и органов.
В модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций нами были включены
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
Рис. 1 Структурно-функциональная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций
следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-методический, результативный, ресурсный и диагностический.
Целевой компонент, модели объединяет цели управления военным вузом в условиях педагогических инноваций. Он определяется рядом факторов и, прежде всего, инновационными процессами, происходящими в системе общего и военного образования России:
Цель № 1 — добиться оптимального выполнения основных функций военного вуза. При этом оптимальным мы считаем такое функционирование системы, которое характеризуется наибольшей эффективностью при наименьшей управленческой активности и затратах ресурса.
Цель № 2 — обеспечить реализацию концепций, стратегий и программ развития военного вуза как образовательной системы.
Цель № 3 — поддерживать непрерывную, эффективную и устойчивую систему военного управления, ориентированного на выполнение военным вузом своего предназначения в качестве воинской части.
Отметим, что целевой компонент является в управлении системообразующим и обусловливает все остальные его составляющие.
Совокупность управленческих действий, необходимых для достижения поставленных целей объединяет содержательный компонент, модели. Исходя из сложившегося в философии понимания пары категорий «форма и содержание», содержание должно обладать такой же онтологической сущностью, что и сам объект. В нашем случае содержательный компонент представлен основными направлениями управления, группами управленческих действий, каждое из которых ведет к достижению собственной цели.
Цели № 1 соответствует процессное управление, обеспечивающее качественное образование военных специалистов, накопление инновационного продукта, а также развитие инновационной составляющей военного вуза.
Процессное управление военным вузом в условиях педагогических инноваций объединяет содержание управленческой деятельности по реализации плановых заданий (в практике управления — на срок не более года) и предотвращению отклонений от них. Среди направлений, в которых осуществляется процессное управление, выделим:
—управление личным составом: прием на работу, оформление договорных отношений и контроль за их выполнением, обучение, ротация, повышение квалификации, воспитание и т.д.;
—управление структурными подразделениями: комплектованием, повседневной деятельностью, жизнедеятельностью, взаимодействием и т.д.;
— управление планами работы: формирование оперативных и тактических планирований на короткие сроки, контроль за их выполнением и аналитическая работа, коррекция планов;
— управление ресурсом: контроль за распределением ресурса и его расходом;
— управление образовательным процессом: планирование, мониторинг, текущий анализ, коррекция;
— управление научной деятельностью вуза: научной работой, деятельностью научно-методических объединений, научно-исследовательских групп и т.д.;
— управление процессом развития инновационной составляющей: развитием информационного
и инновационного ресурса, формированием и развитием коллективов, способных заниматься инновационной деятельностью, расширением внешних связей и коммуникаций, научно-методическим оформлением инновационных педагогических решений и др.
Подчеркнем, что процессное управление осуществляется в соответствии со стратегией развития военного вуза, определяемой инновационными процессами в системе общего и военного образования и выраженной в программных документах различного уровня: концепции, программе, стратегическом плане развития и т.д. Трансляция этих положений в практику работы военного вуза представляет собой реализацию управленческих проектов, или проектное управление.
Проектное управление соответствует цели № 2 управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и включает в себя содержание, обеспечивающее реализацию концепций, стратегий и программ развития военного вуза как образовательной системы.
Проектное управление военным вузом в условиях педагогических инноваций является альтернативой ситуационному и опережающему видам управления, характерным для современной практики. Оно обеспечивает трансляцию инновационных преобразований и перевод военного вуза в качественно новое состояние через разработку и реализацию проектов — целостных, последовательных и логически связанных управленческих действий, изменяющих организационную структуру (в рамках полномочий вуза), основные процессы (образовательный процесс, научные и конструкторские исследования, развитие инновационного потенциала), систему внутренних характеристик вуза как образовательной системы, а также саму систему управления.
Управленческая деятельность, составляющая суть проектного управления преобразует инновации в принципиальные изменения военного вуза как педагогической системы. Выражением проектного управления военным вузом в условиях педагогических инноваций мы считаем следующие направления деятельности:
— анализ педагогических инноваций различных уровней, влияющих на условия функционирования вуза в ближней и дальней перспективе;
— разработка и обсуждение программных документов развития вуза как образовательной системы: концепции, программы и долгосрочного плана (не менее 5 лет);
— формирование и рациональное распределение ресурса развития военного вуза;
— управление реализацией проектов.
Достижению цели № 3 соответствует военное
управление, содержание которого устанавливается рядом закрытых для обсуждения нормативных документов и не является предметом данного исследования.
Содержание управления, которое объединяет в себе содержательный компонент разрабатываемой модели, для практической реализации требует структурирования, т.е. определения форм и методов, которые объединяет организационно-методический компонент разрабатываемой модели.
Организационно-методический компонент, модели определен как компонент, отражающий многообразие способов организации управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, а также теоретически обоснованных путей решения
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
управленческих задач. Его условно можно разделить на три части. Первая часть содержит формы и методы процессного, вторая — проектного, а третья — военного управления.
Процессное управления, необходимое для полной его реализации может быть облечено в следующие формы: административная, мотивационная и самоуправление. В качестве форм проектного управления выделяются: проектно-целевое, ресурсное и социальное управление. Собственные формы и методы имеет и военное управление, однако они также закрыты для обсуждения, поэтому считаем целесообразным перейти к описанию ресурсного компонента модели.
Ресурсный компонент, модели, на наш взгляд, представляет важнейшие виды ресурса, необходимого для нормального функционирования и развития военного вуза как образовательной системы, на которые может быть ориентировано управление.
Основными видами ресурса мы считаем:
— кадровый ресурс, объединяющий квалифицированных специалистов в области подготовки военных кадров, научных и конструкторских исследований, управления, а также подготовленных к выполнению своих функций педагогических, научных, учебных и воинских коллективов. К кадровому ресурсу мы также отнесем традиции, опыт и корпоративные регуляторы деятельности коллектива;
— научно-методический ресурс, представляющий собой совокупность научных школ и направлений, научных связей, инновационных педагогических систем, методически оформленного инструментария, а также опыта инновационной деятельности;
— материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения и научных исследований, включая внешние связи вуза: заводы, конструкторские бюро, базы практик и стажировок и т.д.;
— информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в работе вуза, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена;
— коммуникационный ресурс, составляющий часть инновационного потенциала вуза и объединяющий механизмы, средства и технологии коммуникаций, внутри и вне вуза, необходимые для решения задач управления.
Планируемые результаты управления, на основании которых может осуществляться его оценка, объединяет результативный компонент, который по своей сущности соответствует целевому и включает три планируемых результата:
Результат № 1. Максимальная эффективность функционирования вуза при наименьших затратах.
Результат № 2. Адекватная реакция вуза как образовательной системы на инновационные процессы в военном образовании.
Результат № 3. Готовность военного вуза к выполнению задач мирного, предвоенного и военного времени.
С результативным компонентом тесно связан диагностический компонент, представляющий систему диагностики качества управления военным вузом в условиях педагогических инноваций.
Охарактеризовав модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций в структурном аспекте, мы можем приступить к анализу взаимодействия компонентов, рассматривая его через основные функции и механизмы управления.
Отнесем к числу основных функций:
— функцию организации, заключающуюся в формировании и поддержании такой структуры и внутренних процессов вуза, которые оптимально обеспечивают выполнение его предназначения в условиях педагогических инноваций. Детализируясь на других уровнях иерархии управления, эта функция реализуется через распределение полномочий и ответственности, а также через распределение доступного ресурса;
— функцию планирования, обеспечивающую адекватное реагирование вуза как образовательной системы на внешние и внутренние изменения. Ее можно разделить на более конкретные функции анализа, прогноза и выбора решений;
— функцию стимулирования, создающую заинтересованность всего личного состава и структурных подразделений в конечном результате, в которой можно отметить собственно стимулирование и мотивацию деятельности;
— функцию контроля, с помощью которой формируется достоверная информация о параметрах функционирования военного вуза как образовательной системы. В ней можно разделить контроль и оперативное управление, а также анализ развития вуза.
Представленная нами структурно-функциональная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, как мы считаем, обеспечивает формальное представление о системе управления в целом, однако ее перенос в конкретный образовательный процесс требует изучения местных организационно-педагогических условий, адаптации к ним и наполнения формальной модели содержанием.
Библиографический список
1. Кузьмина, Е. И. Психология военного управления / Е. И. Кузьмина; под общ. ред. А. Г. Караяни. — М. : Изд-во СГУ, 2009 — 366 с.
2. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973 — 69 с.
3. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1(3). - Т. 2. - С. 11-20
4. Остапенко, О. А. Моделирование многомерной педагогической реальности : дис... д-ра пед. наук / О. А. Остапенко. -Краснодар, 2005. - 424 с.
ФЁДОРОВ Андрей Эдуардович, начальник филиала военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (г. Омск).
Адрес для переписки: 644098, г. Омск, 14-й военный городок.
Статья поступила в редакцию 02.04.2012 г.
© А. Э. Фёдоров