Научная статья на тему 'Формальная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций'

Формальная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИЯ / MANAGEMENT / MILITARY HIGH SCHOOL / SYSTEM / MODEL / STRUCTURE / FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдоров Андрей Эдуардович

В статье характеризуются результаты моделирования системы управления современным военным вузом. Система управления военным вузом охарактеризована в структурном и функциональном аспектах. Раскрыты основные составляющие системы управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и связи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formal model of management of military high school in the conditions of pedagogical innovations

In the article results of modeling of management system for modern military high school are presented. The author tells about the basic components of the management system of military high school in the conditions of pedagogical innovations and communications between them.

Текст научной работы на тему «Формальная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций»

УДК 378.635.5

А. Э. ФЁДОРОВ

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (филиал, г. Омск)

ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫМ ВУЗОМ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ________________________

В статье характеризуются результаты моделирования системы управления современным военным вузом. Система управления военным вузом охарактеризована в структурном и функциональном аспектах. Раскрыты основные составляющие системы управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и связи между ними.

Ключевые слова: управление, военный вуз, система, модель, структура, функция.

Важнейшим фактором и условием инновационного изменения военного образования является курс на его оптимизацию, вызванный внутрисистемными противоречиями: неэффективным использованием ресурсов, невысокой личной подготовкой командиров и преподавателей, снижением качества научно-исследовательской работы и др., проявившимися в военном образовании в последние десятилетия. Оптимизация предусматривает принципиально новые механизмы формирования содержания, организации образовательного процесса и, главное, управления военным вузом.

«Военная организация немыслима без постоянных, дифференцированных и рациональных воздействий должностных лиц, направленных на сохранение боевой структуры, поддержания установленного режима функционирования, обеспечения готовности и способности личного состава, оружия и техники по выполнению целевых программ по основному предназначению в мирное и военное время» [1, с. 11].

С позиций общенаучного системного подхода к исследованию педагогических явлений и процессов управление признается важнейшей внутрисистемной связью, механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование, воспроизводство и развитие педагогической системы [2]. Это сложное, многофакторное и полиструктурное явление, валидным методом изучения и конструирования которого может выступать моделирование, позволяющее вычленять в управлении педагогическими системами ее наиболее существенные (в конкретном аспекте изучения) компоненты и связи.

Методология моделирования в педагогических исследованиях основана на работах А. Н. Дахина, О. А. Остапенко и др. [3, 4]. В основу метода моделирования авторы кладут построение с помощью предметных, логических, математических, графических и др. средств некоего заменителя исследуемого предмета, процесса или явления, который с заданной степенью точности воспроизводит существенные для конкретного исследования его характеристики.

Модель управления военным, вузом в условиях педагогических инноваций представляет собой графическое и словесно-логическое описание управления, позволяющее изучать, совершенствовать и

воспроизводить этот вид деятельности в условиях конкретного военного вуза, выполняющего свои функции в створе современных педагогических инноваций. Очевидно, что данной модели следует быть более конкретной, чем формальной, а также достаточно конструктивной для ее использования в педагогической практике.

Следует учесть, что одновременно могут моделироваться и имеют право на существование множество моделей одного и того же педагогического объекта, каждая из которых отражает определенный аспект его изучения. Предполагаем, что в нашем случае наиболее приемлемой будет структурнофункциональная модель управления военным вузом, позволяющая представить одновременно сущностные связи и отношения между компонентами управленческой деятельности.

Структурный аспект модели управления военным вузом в условиях педагогических инноваций отражает компоненты, совокупность которых придает управлению системный характер, функциональный же ее аспект демонстрирует прямые и обратные связи между компонентами в ходе выполнения основных функций управления (рис. 1).

Валидность разрабатываемой модели обеспечивает соблюдение следующих условий:

— структурно-функциональная модель должна отражать те компоненты, которые при ее реализации на практике образуют направления средоточе-ния основных усилий коллектива вуза;

— состав компонентов и их содержание должны формировать полноценное представление о необходимых составляющих управления военным вузом в условиях педагогических инноваций не только у квалифицированного исследователя, но и у всех работников вуза, задействованных в системе управления; в модель следует включить только самые основные, базовые функции управления, не вдаваясь в их детализацию по различным уровням управления;

— структурно-функциональную модель необходимо дополнить графическим и словесно-логическим описанием иерархии управляющих субъектов и органов.

В модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций нами были включены

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

Рис. 1 Структурно-функциональная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций

следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-методический, результативный, ресурсный и диагностический.

Целевой компонент, модели объединяет цели управления военным вузом в условиях педагогических инноваций. Он определяется рядом факторов и, прежде всего, инновационными процессами, происходящими в системе общего и военного образования России:

Цель № 1 — добиться оптимального выполнения основных функций военного вуза. При этом оптимальным мы считаем такое функционирование системы, которое характеризуется наибольшей эффективностью при наименьшей управленческой активности и затратах ресурса.

Цель № 2 — обеспечить реализацию концепций, стратегий и программ развития военного вуза как образовательной системы.

Цель № 3 — поддерживать непрерывную, эффективную и устойчивую систему военного управления, ориентированного на выполнение военным вузом своего предназначения в качестве воинской части.

Отметим, что целевой компонент является в управлении системообразующим и обусловливает все остальные его составляющие.

Совокупность управленческих действий, необходимых для достижения поставленных целей объединяет содержательный компонент, модели. Исходя из сложившегося в философии понимания пары категорий «форма и содержание», содержание должно обладать такой же онтологической сущностью, что и сам объект. В нашем случае содержательный компонент представлен основными направлениями управления, группами управленческих действий, каждое из которых ведет к достижению собственной цели.

Цели № 1 соответствует процессное управление, обеспечивающее качественное образование военных специалистов, накопление инновационного продукта, а также развитие инновационной составляющей военного вуза.

Процессное управление военным вузом в условиях педагогических инноваций объединяет содержание управленческой деятельности по реализации плановых заданий (в практике управления — на срок не более года) и предотвращению отклонений от них. Среди направлений, в которых осуществляется процессное управление, выделим:

—управление личным составом: прием на работу, оформление договорных отношений и контроль за их выполнением, обучение, ротация, повышение квалификации, воспитание и т.д.;

—управление структурными подразделениями: комплектованием, повседневной деятельностью, жизнедеятельностью, взаимодействием и т.д.;

— управление планами работы: формирование оперативных и тактических планирований на короткие сроки, контроль за их выполнением и аналитическая работа, коррекция планов;

— управление ресурсом: контроль за распределением ресурса и его расходом;

— управление образовательным процессом: планирование, мониторинг, текущий анализ, коррекция;

— управление научной деятельностью вуза: научной работой, деятельностью научно-методических объединений, научно-исследовательских групп и т.д.;

— управление процессом развития инновационной составляющей: развитием информационного

и инновационного ресурса, формированием и развитием коллективов, способных заниматься инновационной деятельностью, расширением внешних связей и коммуникаций, научно-методическим оформлением инновационных педагогических решений и др.

Подчеркнем, что процессное управление осуществляется в соответствии со стратегией развития военного вуза, определяемой инновационными процессами в системе общего и военного образования и выраженной в программных документах различного уровня: концепции, программе, стратегическом плане развития и т.д. Трансляция этих положений в практику работы военного вуза представляет собой реализацию управленческих проектов, или проектное управление.

Проектное управление соответствует цели № 2 управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и включает в себя содержание, обеспечивающее реализацию концепций, стратегий и программ развития военного вуза как образовательной системы.

Проектное управление военным вузом в условиях педагогических инноваций является альтернативой ситуационному и опережающему видам управления, характерным для современной практики. Оно обеспечивает трансляцию инновационных преобразований и перевод военного вуза в качественно новое состояние через разработку и реализацию проектов — целостных, последовательных и логически связанных управленческих действий, изменяющих организационную структуру (в рамках полномочий вуза), основные процессы (образовательный процесс, научные и конструкторские исследования, развитие инновационного потенциала), систему внутренних характеристик вуза как образовательной системы, а также саму систему управления.

Управленческая деятельность, составляющая суть проектного управления преобразует инновации в принципиальные изменения военного вуза как педагогической системы. Выражением проектного управления военным вузом в условиях педагогических инноваций мы считаем следующие направления деятельности:

— анализ педагогических инноваций различных уровней, влияющих на условия функционирования вуза в ближней и дальней перспективе;

— разработка и обсуждение программных документов развития вуза как образовательной системы: концепции, программы и долгосрочного плана (не менее 5 лет);

— формирование и рациональное распределение ресурса развития военного вуза;

— управление реализацией проектов.

Достижению цели № 3 соответствует военное

управление, содержание которого устанавливается рядом закрытых для обсуждения нормативных документов и не является предметом данного исследования.

Содержание управления, которое объединяет в себе содержательный компонент разрабатываемой модели, для практической реализации требует структурирования, т.е. определения форм и методов, которые объединяет организационно-методический компонент разрабатываемой модели.

Организационно-методический компонент, модели определен как компонент, отражающий многообразие способов организации управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, а также теоретически обоснованных путей решения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

управленческих задач. Его условно можно разделить на три части. Первая часть содержит формы и методы процессного, вторая — проектного, а третья — военного управления.

Процессное управления, необходимое для полной его реализации может быть облечено в следующие формы: административная, мотивационная и самоуправление. В качестве форм проектного управления выделяются: проектно-целевое, ресурсное и социальное управление. Собственные формы и методы имеет и военное управление, однако они также закрыты для обсуждения, поэтому считаем целесообразным перейти к описанию ресурсного компонента модели.

Ресурсный компонент, модели, на наш взгляд, представляет важнейшие виды ресурса, необходимого для нормального функционирования и развития военного вуза как образовательной системы, на которые может быть ориентировано управление.

Основными видами ресурса мы считаем:

— кадровый ресурс, объединяющий квалифицированных специалистов в области подготовки военных кадров, научных и конструкторских исследований, управления, а также подготовленных к выполнению своих функций педагогических, научных, учебных и воинских коллективов. К кадровому ресурсу мы также отнесем традиции, опыт и корпоративные регуляторы деятельности коллектива;

— научно-методический ресурс, представляющий собой совокупность научных школ и направлений, научных связей, инновационных педагогических систем, методически оформленного инструментария, а также опыта инновационной деятельности;

— материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения и научных исследований, включая внешние связи вуза: заводы, конструкторские бюро, базы практик и стажировок и т.д.;

— информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в работе вуза, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена;

— коммуникационный ресурс, составляющий часть инновационного потенциала вуза и объединяющий механизмы, средства и технологии коммуникаций, внутри и вне вуза, необходимые для решения задач управления.

Планируемые результаты управления, на основании которых может осуществляться его оценка, объединяет результативный компонент, который по своей сущности соответствует целевому и включает три планируемых результата:

Результат № 1. Максимальная эффективность функционирования вуза при наименьших затратах.

Результат № 2. Адекватная реакция вуза как образовательной системы на инновационные процессы в военном образовании.

Результат № 3. Готовность военного вуза к выполнению задач мирного, предвоенного и военного времени.

С результативным компонентом тесно связан диагностический компонент, представляющий систему диагностики качества управления военным вузом в условиях педагогических инноваций.

Охарактеризовав модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций в структурном аспекте, мы можем приступить к анализу взаимодействия компонентов, рассматривая его через основные функции и механизмы управления.

Отнесем к числу основных функций:

— функцию организации, заключающуюся в формировании и поддержании такой структуры и внутренних процессов вуза, которые оптимально обеспечивают выполнение его предназначения в условиях педагогических инноваций. Детализируясь на других уровнях иерархии управления, эта функция реализуется через распределение полномочий и ответственности, а также через распределение доступного ресурса;

— функцию планирования, обеспечивающую адекватное реагирование вуза как образовательной системы на внешние и внутренние изменения. Ее можно разделить на более конкретные функции анализа, прогноза и выбора решений;

— функцию стимулирования, создающую заинтересованность всего личного состава и структурных подразделений в конечном результате, в которой можно отметить собственно стимулирование и мотивацию деятельности;

— функцию контроля, с помощью которой формируется достоверная информация о параметрах функционирования военного вуза как образовательной системы. В ней можно разделить контроль и оперативное управление, а также анализ развития вуза.

Представленная нами структурно-функциональная модель управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, как мы считаем, обеспечивает формальное представление о системе управления в целом, однако ее перенос в конкретный образовательный процесс требует изучения местных организационно-педагогических условий, адаптации к ним и наполнения формальной модели содержанием.

Библиографический список

1. Кузьмина, Е. И. Психология военного управления / Е. И. Кузьмина; под общ. ред. А. Г. Караяни. — М. : Изд-во СГУ, 2009 — 366 с.

2. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973 — 69 с.

3. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1(3). - Т. 2. - С. 11-20

4. Остапенко, О. А. Моделирование многомерной педагогической реальности : дис... д-ра пед. наук / О. А. Остапенко. -Краснодар, 2005. - 424 с.

ФЁДОРОВ Андрей Эдуардович, начальник филиала военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (г. Омск).

Адрес для переписки: 644098, г. Омск, 14-й военный городок.

Статья поступила в редакцию 02.04.2012 г.

© А. Э. Фёдоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.