УДК 342.3(100)
СЕЛЮТИНА Е.Н. Форма правления в современных федеративных государствах
В статье изучена роль исторических, политических, социокультурных факторов в образовании определенной формы правления, обусловливающей структуру государственной власти; проанализированы формы правления в современных федеративных государствах, выявлены особенности гибридных форм правления. На основании проведенного исследования сделаны определенные выводы как о достоинствах, так и о недостатках отдельных форм правления, подчеркнуто, что совершенной формы правления не существует, как не существует идеального государства.
Ключевые слова: государство, форма правления, федерация, республика, смешанная республика, президентская республика, парламентская республика.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения правового регулирования организации и функционирования государства. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.
Постоянное внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. В современной юридической науке проблемой изучения формы правления занимались такие авторы, как Б.А. Страшун, В.М. Сырых, Л.И. Спиридонов, М.Н. Марченко, С.А. Комаров и др. Особенности смешанных форм правления и проблемы формы правления постсоветского государства подробно исследовались в работах В.Е. Чиркина1.
В юридической науке к пониманию формы правления сложилось два основных подхода: «узкий» и «широкий». С точки зрения «узкого» подхода (Л.А. Мишин2) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента. С точки зрения «широкого» подхода в понятие формы правления включаются отношения между
органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. И с этим следует согласиться. Действительно, форма правления не исчерпывается положением одного лица, при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством, а будучи формой управления государством, она не может игнорировать политическую среду. На основании таких представлений о форме правления можно определить ее как способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества и имеет основополагающее значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.
По традиции, сложившейся еще в XIX веке, принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются, сами формы изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм. Возникают смешанные формы правления: в монархии
появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии,"коллективный монарх" в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты, рекомендация преемника); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм.3
Сторонниками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезин-теграционных процессов. Однако стремление сосредоточить в смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое организационное качество. Реальная жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.
Среди факторов, оказывающих влияние на форму государства в целом и форму правления в частности, наибольшее значение имеют следующие:
1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как ОАЭ, Бельгия, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
2. Исторические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
3. Национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятель-
ство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками. Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так произошло, например, в Малайзии, где установилась федеративная форма государства.4
Форма федеративного устройства государства как нельзя актуальна в современном мире. В настоящее время существует более 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно: их значение для современного общества неоценимо. Из этих государств одно является Всемирным банковским центром (Швейцария), четыре -входят в «большую семерку» (США, РФ, Канада, Германия), многие имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в XX веке (кроме Швейцарии -1291 г. (изначально конфедерации) и США - 1787 г.). Но за свое менее чем столетнее существование они уже успели занять лидирующие позиции в мировом прогрессе.
При рассмотрении формы правления в федеративных государствах становится очевидно, что в различных странах они имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем формы правления современных федеративных государств имеют общие признаки, что позволяет провести их классификацию.
130 № 4 2010 г-
Название Форма правления5 Примечание
Европа
Австрийская Республика Парламентская республика
Босния и Герцеговина Парламентская республика
Королевство Бельгия Конституционная парламентская монархия
Российская Федерация Смешанная (полупрезидентская) республика
Федеративная Республика Германия Парламентская республика "канцлеровская демократия"
Швейцарская Конфедерация Парламентская республика
Азия
Исламская Республика Пакистан Президентская республика
Малайзия Конституционная монархия Федеративная выборная конституционная монархия
Объединенные Арабские Эмираты Выборная монархия Федерация монархий
Республика Индия Парламентская республика
Республика Ирак Парламентская республика
Африка
Республика Судан Президентская республика Военная диктатура (сомнительна легитимность выборов 2010)
Союз Коморских островов Президентская республика
Танзания Президентская республика
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Парламентская республика
Федеративная Республика Нигерия Президентская республика
Америка
Аргентинская Республика Президентская республика
Боливарианская Республика Венесуэла Президентская республика
Бразилия Президентская республика
Канада Парламентская монархия Есть генерал-губернатор и премьер-министр Член Британского Содружества, возглавляемого королевой Великобритании. Система кабинета (министериализм)
Мексиканские Соединенные Штаты Президентская республика
Соединенные Штаты Америки Президентская республика
Федерация Сент-Кристофер и Невис Парламентская монархия Есть генерал-губернатор и премьер-министр Член Британского Содружества, возглавляемого королевой Великобритании. Система кабинета (министериализм)
Австралия и Океания
Австралийский Союз Парламентская монархия Есть генерал-губернатор и премьер-министр Член Британского Содружества, возглавляемого королевой Великобритании. Система кабинета (министериализм)
Федеративные Штаты Микронезии Парламентская республика Республика особого типа; политические партии отсутствуют
Всего федераций - 25 государств
Из них республик - 18 ; 1. президентских - 10, 2. парламентских - 7, 3. смешанных - 1 72% 55,5% 39% 5,5%
Монархий - 7; 1. система кабинета (члены Британского Содружества) - 3 2. ограниченные парламентские - 2; 3. выборная монархия - 2; 28% 43% 28,5% 28,5%
□республики □монархии
Диаграмма 1. Доля республик и монар-
хий в федеративных государствах
■1 Ш
Диаграмма 2. Доля видов республик
Диаграмма 3. Доля видов монархий
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
В современный период в Российском государстве идут процессы, определяющие направления дальнейшего развития нашей страны, будущее нации. И очень многое зависит от воплощения конституционных предписаний в деятельности органов государственной власти. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим, правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. Смешанный (полупрезидентский) характер формы правления современной России обусловлен спецификой исторической эволюции института главы Российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. По мнению профессора Р.Х. Макуева, в современный период кризисного социально-экономического развития, необходимости решения обостряемых глобализацией проблем в нашей стране продолжает усиливаться тенденция тяготения к президентской республике, один из общепризнанных признаков которого: президент - глава государства и глава правительства6.
Для федеративного государства, в отличие от унитарного, особое значение имеет способность той или иной формы правления наладить и поддерживать интеграционные связи, позволяющие удержать субъекты федерации в едином правовом, политическом и социально-экономическом пространстве. Поэтому, говоря о перспективах развития формы правления в Российском государстве, прежде всего нужно оставить мысль о полном копировании того или иного иностранного, пусть даже самого цивилизованного, образца. Россия как современное государство должно найти золотую середину; сба-
132 № 4 2010 г.
лансировать полномочия между представителями власти в такой мере, чтобы между ними не было разногласий и противоречий, а целью служило достижение справедливости и общественного блага своих граждан.
Таким образом, исследование различных аспектов формы правления в федеративных государствах имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное Российское государство. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Здесь необходимо, обращаясь к накопленному международному опыту, избегать шаблонов и стереотипов.
1 См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 4. С. 32; Чиркин В.Е. Постсоциалистическое государство XXI века / / Журнал российского права. 2008. № 5. C. 3-8.
2 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 49.
3 Электронный ресурс URL: http:// www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/AUK/ tex06.html
4 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 48-49.
5 Таблица составлена на основе данных: Конституции зарубежных государств. Сост. Маклаков В.В. М.: БЕК, 2002. 584 с.; Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства /Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1992; Конституционное (государственное) право: Справочник / Автор-состав. В.Н. Додонов. М., 1995; электронный ресурс URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
6 Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации// Государство и право. 2010. № 8. С. 39.