Научная статья на тему 'Форма организации обучения в основной общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС как педагогическая проблема'

Форма организации обучения в основной общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фираго А. Д.

В статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования российского школьного образования, исследуются европейские образовательные тенденции с целью модернизации форм организации обучения в общеобразовательной школе России в преддверии внедрения ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма организации обучения в основной общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС как педагогическая проблема»

контекстах / Е.Л. Фрумина; отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. -С. 278.

8. Шаповалов А.А. Проектирование системы педагогических целей. Рабочая тетрадь № 1 слушателя системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы: учеб. пособие. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

9. Шаповалов А.А. Проектирование структуры и содержания учебного материала. Рабочая тетрадь № 2 слушателя системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

10. Шаповалов А.А. Проектирование структуры и содержания педагогического исследования. Рабочая тетрадь № 3 слушателя системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

11. Hsu J., Hamilton K. Adult Learners, E-Learning and Success: Critical Issues and Challenges in an Adult Hybrid Distance Learning Program // The handbook of research on practices and outcomes on e-learning. - 2010. - P. 118.

12. Jackson P. Life in Classrooms. - N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1968.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Фираго А.Д.*

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

В статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования российского школьного образования, исследуются европейские образовательные тенденции с целью модернизации форм организации обучения в общеобразовательной школе России в преддверии внедрения ФГОС.

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования (life-long learning). Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно данные цели должны обеспечить самую главную задачу образования - научиться учиться (learn to learn) [3, c. 18].

* Аспирант.

На данном этапе в России происходит модернизация школьного образования. Сейчас в школах идёт активное внедрение ФГОС основного общего образования. Учитывая то, что российское образование развивается в рамках мирового образовательного процесса, становится очевидно, что их взаимодействие способствует взаимному обогащению образовательными достижениями. В связи с этим, интеграция ключевых образовательных европейских тенденций в систему школьного образования нашей страны может решить некоторые образовательные проблемы, с которыми столкнулась современная российская школа.

На стадии реформирования общеобразовательной школы первостепенное внимание следует уделить модернизации формы организации обучения, так как именно благодаря ей содержание и методы обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [5, с. 12]. Поэтому на данном этапе активного поиска путей модернизации российской системы школьного образования, актуальной задачей является исследование форм организации обучения Европы, заимствование апробированных элементов зарубежного опыта, доказавшего свою эффективность в конкретных странах Европейского союза, с последующим их внедрением в школы России.

При проведении анализа нормативных европейских документов по школьному образованию [1, 2 и др.] было установлено, что в Европе первостепенное внимание уделяется развитию компетенций учащихся и предоставлению высокого качества обучения для каждого учащегося. В связи с этим актуальным является изучение того, каким образом в школах Европы протекает образовательный процесс, в котором учитываются данные европейские тенденции, а также изучение европейских достижений, применяемых в процессе обучения с целью развития ключевых компетенций и коммуникативных способностей учащихся.

Всё школьное образование Европы ориентировано на развитие ключевых компетенций учащихся, которые носят надпредметный характер и относятся к общему развитию личности. В документе Генерального Директората Европейской Комиссии по образованию «Ключевые компетенции в процессе непрерывного образования» дается следующее определение компетенциям: компетенции - комбинации знаний, навыков и отношений, соответствующих определенному контексту. Ключевые компетенции - это то, что необходимо личности для самореализации, личного развития, формирования активной гражданской позиции, социальной интеграции и занятости [2, с. 3].

Учитывая зарубежный опыт, на данном этапе в России является важным осуществление перехода от парадигмы знаний, умений и навыков к компе-тентностной парадигме, основанной на развитии компетенций, А.А. Вербицкий полагает, что «реализация компетентностного подхода в образовании означает изменение всей системы общеобразовательной школы, переход к

новому типу обучения и воспитания» [4, с. 40]. В обновлённом Стандарте заявлена ориентация на развитие компетенций учащихся. Согласно Стандарту, личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- формирование у учащихся коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- готовность и способность учащихся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование социальной компетенции;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий [7].

В отличие от предметных, личностные и метапредметные требования непосредственно связаны с формированием ключевых компетенций. С целью реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам и была разработана программа развития универсальных учебных действий (УДД), которая отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие компетенции «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность [3, с. 18-19].

Второй европейской образовательной тенденцией является обеспечение высокого качества образования для каждого учащегося. В Европе эта цель достигается при помощи использования индивидуального подхода в обучении. Хорошо продуманное обучение, учитывающее потребности и способности каждого учащегося может привести к увеличению интереса учащихся и их вовлечения в учебный процесс, а также улучшить их академические результа-

ты. Потребности каждого учащегося различны. Любая классная комната - это место отличий по тендерному аспекту, социо-экономическим группам, способностям и неспособностям, родному языку и стилям обучения. Более того, индивидуальный подход способствует достижению главной цели европейского школьного образования - развитию компетенций учащихся [1, с. 6].

России следует принять во внимание данные образовательные тенденции, а также задачи школьного образования Европы, с целью создания условий, способствующих формированию УДД и развитию компетенций учащихся. Важно развить более гибкую среду обучения, в которой учащиеся смогут усовершенствовать совокупность компетенций, при этом сохраняя базовые знания и навыки. В документе Европейской Комиссии «Улучшение компетенций XXI века: программа действий по европейскому сотрудничеству в школах» подчеркивается, что для того, чтобы овладеть необходимыми компетенциями учащиеся должны с ранних лет «научиться учиться» (learn to learn), относясь критически к своим учебным целям, самодисциплинируя себя, работая автономно и в сотрудничестве, а также уметь находить информацию и необходимую поддержку, используя все возможности новых технологий (например, во время обучения учащиеся могут работать в режиме реального времени в сети Интернет). Необходимые подходы включают новые педагогики, разработанные с целью совершенствования преподавания одного предмета, а также большего участия школьников в планировании своего собственного обучения. Также должно поощряться творчество и новаторство [1, с. 5-6].

Формирование и развитие компетенций учащихся происходит в процессе обучения, где методы и формы организации обучения играют ключевую роль. Они приобретают большее значение, чем содержание обучения. Принимая во внимание переход школьного образования от знаниевой парадигмы к компетентностной, первостепенным является именно модернизация, а также поиск инновационных форм организации обучения, способствующих формированию конкретных УДД. Очевидно, что существующая организация учебного процесса в общеобразовательной школе - традиционный урок -уже не удовлетворяет обновляющемуся содержанию обучения, а также задачам, заявленным в ФГОС. Практикующийся в России традиционный вариант обучения, в течение которого используется, как правило, фронтальная форма обучения (учитель говорит, показывает, все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает, учитель и все остальные учащиеся слушают) характеризуется монотонностью. Он не способствует развитию творческого мышления, выявлению каких-либо индивидуальных способностей учащихся. Более того, частое использование фронтальной формы обучения тормозит развитие коммуникативных способностей.

Инновационные формы обучения (семинары, уроки с мини-дискуссиями, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-конференции, уроки-беседы, уроки-концерты, уроки-игры, интегрированные уроки) способствуют достижению заявленных в Стандарте целей по формированию компе-

тенций, открывают простор для методического творчества преподавателя, а самое главное - стимулируют познавательную активность и деятельность учащихся. Первопричиной активности является внутреннее противоречие, на основе которого у учащегося формируются потребности, мотивы и установки как стимулы её активной деятельности. Деятельность учащихся на уроке очень важна, так как именно в процессе деятельности формируется личность. Например, во время урока-соревнования класс делится на две команды, каждой из которой даются задания. Представителей каждой команды объединяет общий мотив - победа. Урок-соревнование придает деятельности учащихся увлекательный характер, а также способствует развитию чувства коллективности и ответственности перед другими.

Использование инновационных форм организации обучения способствует достижению заявленных в Стандарте таких метапредметных результатов как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение [7].

Например, уроки-беседы и уроки с мини дискуссиями способствуют развитию социальной компетентности у учащихся, так как они включают межличностное общение, развивают способность конструктивно общаться в различных контекстах и уверенность в собственных коммуникативных способностях, проявлять чувство терпимости по отношению к собеседнику, выражать и понимать различные точки зрения. Данная компетентность основывается в первую очередь на сотрудничестве, умении не только слышать, но и слушать собеседника, ценить разнообразие мнений во всем их проявлении, уважать других и их мнения, быть подготовленным к преодолению предрассудков и принятию компромиссных решений. Учащимся предоставляется возможность развивать свои собственные идеи, взгляды и также возможные способы решения проблем, а также оценивать последствия различных возможностей.

Таким образом, в условиях динамично развивающегося мирового сообщества изучение изменений, происходящих в сфере школьного образования и воспитания молодых поколений в европейских странах, представляет собой актуальную теоретическую и практическую задачи, решение которых позволяет выявить не только закономерности мирового образовательного процесса, но и исследовать зарубежный опыт, способный обогатить и модернизировать систему школьного образования России. ФГОС определяет модернизацию школьного образования не только в содержательном, но и в институционном аспекте. В этой связи особое значение приобретает обнов-

ление организационных форм обучения, которые играют важную роль в становлении целостной личности в образовательном процессе, а также напрямую способствуют формированию у учащихся заявленных в Стандарте УУД и повышению активности и интереса к учебе. Отказ от традиционных форм организации обучения и введение инновационных форм будет способствовать переходу школы от знаниевого подхода к компетентностному, на котором основано все европейское школьное образование.

Список литературы:

1. Improving competencies for the 21st Century: An agenda for European Cooperation on Schools. - Brussels, 2008.

2. Key Competencies for Lifelong Learning // European Reference Framework, European Commission. - Luxembourg, 2007.

3. Асмолов А.Г., Володарская И.А, Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Ка-рабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. -2007. - № 4. - С. 16-23.

4. Вербицкий А.А. Контекстное обучения в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С. 39-49.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

6. Новиков А.М. Формы учебной деятельности // Школьные технологии. - 2007. - № 4. - С. 18-28.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования. Выпуск 2704. Сборник приказов и инструкций министерства образования и наук РФ. - М.: Просвещение, 2011. - № 4.

КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© Халматов Л.Н.*

Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары Ниязи, Республика Узбекистан, г.Ташкент

Одним из условий повышения качества образования является высокий уровень профессионализма, знаний, умений, и навыков педагогика.

Компетентность учителя определяется прежде всего степенью владения им глубокими разносторонними знаниями, специальными знаниями в своей

* Стажер-исследователь, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.