Научная статья на тему 'Проектирование проблемно-диалогического урока с метапредметными результатами'

Проектирование проблемно-диалогического урока с метапредметными результатами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Л. Я.

Статья посвящена проблеме внедрения в практику работы учителя начальных классов метапредметного подхода. В ней представлен опыт проектирования проблемно-диалогического урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Л. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование проблемно-диалогического урока с метапредметными результатами»

5. Стерьёпулу Элени Апостолос. Лирический цикл как система поэтических текстов // Facta Universitatis, University of Nis. - 1998. - Vol. 1, N 5. -Р. 323-332.

6. Цветаева М.И. Стихотворения. - А.: Туркменистан, 1986. - 400 с.

(Все цитаты приводятся по этому изданию)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

© Богданова Л.Я.*

Мурманская средняя общеобразовательная школа № 13, г. Мурманск

Статья посвящена проблеме внедрения в практику работы учителя начальных классов метапредметного подхода. В ней представлен опыт проектирования проблемно-диалогического урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов.

Современное образование напрямую связано с происходящими в российском обществе социокультурными изменениями. Суть этих изменений, как показывают исследования А.Г. Асмолова, Я.И. Кузьминова, Н.Д. Ни-кандрова и других, состоит в переходе нашего общества из постиндустриального в информационное. В этих условиях одна из основных задач образования - научить учиться и быть готовыми к жизни в условиях быстро обновляющейся информации. Нужно формировать компетенцию к обновлению компетенций [1].

Причем, как утверждается, это должно происходить с самого раннего детства. Применительно к начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения четко определяет требования к результатам образования школьников: личностным, метапред-метным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению [5].

Глоссарий ФГОС трактует метапредметные результаты образовательной деятельности как способы деятельности, применимые не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальных жиз-

* Учитель начальных классов.

ненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Применительно к метапредметным результатам обучения исследователями (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, Н.Д. Никандров и др.) используется понятие «универсальные учебные действия» (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия ребёнка (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Реализуя современные требования к школьному образованию, учителю необходимо по-новому видеть процесс обучения. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В этой связи меняется роль учителя начальных классов, который становится конструктором новых педагогических ситуаций, современных заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Теперь его задача - не просто научить писать и читать, но и сделать всё возможное для развития личности ребенка.

Новый стандарт начального общего образования фактически смещает акценты в расстановке приоритетов от вопросов обновления содержания «Чему учить?», к вопросам смыслов образования, ценности образования «Ради чего учить?», проблемам технологий обучения и обновления средств обучения «Какучить?» (рис. 1) [2, с. 10-11].

ВЕКТОР СМЕЩЕНИЯ АКЦЕНТОВ НОВОГО СТАНДАРТА

Рис. 1

В нашей работе накоплен опыт проведения уроков, ориентированных на достижение метапредметных результатов. Ниже представлен вариант фрагментов урока математики в 1 классе по программе «Школа 2000...» с метапред-метными результатами, который разработан на основе идей С.А. Козловой.

Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребёнка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

А как проектировать и формировать метапредметные результаты урока (УУД)? Каковы должны быть подходы и критерии оценки заданий такого типа?

1 шаг - выбор метапредметного результата (УУД) для данного урока.

Кто выбирает метапредметный результат? (Учитель и ученики)

Учитель. Когда это делает учитель?

В начале учебного года планирует метапредметный результат при составлении календарно - тематического планирования (КТП) и фиксирует его в отдельной графе «Характеристика деятельности учащихся (УДД)». Составляя КТП, педагог опирается на установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся: сформированность целеполага-ния; умения планировать, осуществлять контроль, оценивать свои действия и действия одноклассников, строить классификацию, строить логическое рассуждение, вести совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе.

Ежедневно при подготовке к каждому уроку планирует метапредметные результаты в КТП для каждого урока; определяет цель работы; разрабатывает план работы с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; активизирует учащихся приводить примеры, задавать вопросы, наблюдать объекты и явления природы; формирует стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Ученики. Что делают учащиеся?

На каждом уроке:

- определяют цель работы с помощью учителя и самостоятельно;

- находят и формулируют проблему урока вместе с учителем;

- проговаривают порядок действий на уроке (планируют работу на уроке);

- высказывают своё предположение (версию, гипотезу), предлагают способ её проверки;

- работают по предложенному плану, используют учебник, простейшие приборы и инструменты;

- дают оценку работе класса на уроке;

- определяют успешно ли выполнено задание в диалоге с учителем;

- отличают правильно выполненное задание от неправильного.

2 шаг - подбор заданий для формирования метапредметного результата: поиск текстов заданий, на основании которых будет выстраиваться урок. Задания чаще всего выбираются противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные. Знание, а главное, понимание чужой позиции позволяет формировать свою собственную. Для педагога очень важно правильно подобрать источники информации, а также сформулировать вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными.

Для этого необходимо:

- формировать набор умений по поиску дополнительной информации;

- выбирать наиболее продуктивные задания, которые годятся для этого;

- учиться открывать новые знания и проверять себя;

- решать, на какое умение нацелено это задание;

- определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- находить и формулировать проблему урока вместе с учителем;

- планировать работу на уроке, работать по плану, используя учебник простейшие приборы и инструменты;

- высказывать свою версию, предлагая способ её проверки;

- определять успешно ли выполнено задание в диалоге с учителем;

- умение находить информацию в разных источниках и пользоваться ею;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3 шаг - разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов.

«Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление» [4].

Разработку проблемно-диалогического урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов рассмотрим на примере фрагментов урока математики в первом классе по теме: «Число 10. Состав числа 10».

1. Рассмотрев страницы учебника [3, с. 38-39], учащиеся формулируют тему урока, определяют цель работы и самостоятельно или с помощью учителя проговаривают порядок действий.

2. Рассматривая демонстрационное панно [3, с. 38], учащиеся наблюдают и делают выводы самостоятельно. В диалоге с учителем сравнивают количественное отношение предметов с их обозначением, место числа 10 в

натуральном ряду чисел и его запись, описывают явления и события с использованием числа 10 в жизни.

3. Восстанавливая числовой отрезок, учащиеся находят, формулируют и конструируют проблемную ситуацию, выясняют, почему число 10 двузначное (рис. 2).

Рис. 2

4. Выполняя задания № 1, 2, 3 [3, с. 38] учащиеся решают, на какое умение нацелено каждое задание:

№ 1. Умение находить признак разбиения совокупности фигур на части по данному выражению. Классифицировать и сравнивать геометрические фигуры по разным признакам (по форме, величине и размеру).

№ 2. Умение группировать числа по заданному правилу, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Наблюдают и делают выводы.

№ 3. Умение моделировать изученные зависимости между частью и целым, устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания.

5. Обучающиеся вместе с учителем выбирают максимум заданий, которые можно выполнить на уроке в оставшееся время.

Апробированный нами подход к планированию, организации и проведению уроков с ориентаций на достижение метапреметных результатов показал свою эффективность: уровень развития универсальных учебных действий (а именно: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) у учащихся повысился.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вестник образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.

2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Реализация требования стандарта / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 14-12.

3. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Часть 3. - изд. 2-е, перераб. / Л.Г. Пе-терсон. - М.: Ювента, 2010. - 96 с.

4. Теоретическая часть семинара-тренинга «Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64 [Дата обращения: 29.02.2012]

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Волкова А.А.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассмотрено формирование личностных универсальных учебных действий в контексте внеучебной деятельности. Несомненно, предпосылки формирования всех видов универсальных учебных действий присутствуют во всех сферах деятельности младшего школьника, но именно личностные универсальные действия способствуют формированию гармоничной личности.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения не только разных учебных предметов, но и во внеучебной деятельности [2].

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс [1].

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,

* Магистрант кафедры Педагогики и методики преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.