Научная статья на тему 'Возможности предметной области «Технология» для формирования системы универсальных учебных действий'

Возможности предметной области «Технология» для формирования системы универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФГОС / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE COMPETENCE-ORIENTED TASKS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Бабушкина Елена Александровна

Статья посвящена изучению проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД), которые в соответствии с ФГОС включены в состав метапредметных результатов обучения. Овладение учащимися УУД обеспечит возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Татьяна Викторовна, Бабушкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» FOR ESTABLISHING A SYSTEM OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article is devoted to problems of formation of universal educational actions, which in accordance with Federal state educational standard included in the meta-subject learning outcomes. Students' acquisition of the universal educational actions will provide independent, successful assimilation of new knowledge, skills and competencies, including organization of learning, i.e. skill learning

Текст научной работы на тему «Возможности предметной области «Технология» для формирования системы универсальных учебных действий»

УДК 371.26

Никонова Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

преподавания технологии

Бабушкина Елена Александровна

студентка магистратуры кафедры теории и методики преподавания технологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Tatyana V. Nikonova

PhD, Assistant Professor of the Chair of Theory and Methods of Teaching

Technology

Elena A. Babushkina

Student of Master's Program of the Chair of Theory and Methods of Teaching

Technology

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

POSSIBILITIES OF SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» FOR ESTABLISHING A SYSTEM OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД), которые в соответствии с ФГОС включены в состав метапредметных результатов обучения. Овладение учащимися УУД обеспечит возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; ФГОС; компетентностно-ориентированные задания; технология.

Abstract. The article is devoted to problems of formation of universal educational actions, which in accordance with Federal state educational standard included in the meta-subject learning outcomes. Students' acquisition of the universal educational actions will provide independent, successful assimilation of new

© Никонова Т.В., Бабушкина Е.А., 2015

knowledge, skills and competencies, including organization of learning, i.e. skill learning.

Key words: universal educational actions; Federal state educational standard; the competence-oriented tasks; technology.

В настоящее время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда и социализироваться в обществе. Поэтому ведущая идея современного образования выражена в попытке соединить результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития ученика.

Сегодня школа находится на этапе внедрения в основное звено стандартов нового поколения, в которых указаны требования к условиям, структуре и результатам обучения. Вопрос о планируемых результатах и способах их достижения стал предметом обсуждения педагогов основной школы. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. Поэтому одной из основных задач современной школы является реализация системно-деятельностного подхода в образовании [1], обеспечивающего метапредметные результаты, в том числе формирование универсальных учебных действий (УУД).

УУД представляют собой обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях знания и мотивацию к обучению. В стандартах нового поколения УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [2]. Овладение указанными в ФГОС УУД в определенной степени характеризует уровень обученности школьника и обеспечивает возможность эффективного самостоятельного обучения в течение всей дальнейшей жизни.

В то же время перед учителем возникает проблема, которая заключается в методически грамотном отборе видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование УУД на конкретных предметах и во внеурочной деятельности. Сегодня каждый педагог решает эти вопросы самостоятельно. И если учителя начальной школы уже имеют некоторый опыт работы по новым образовательным стандартам, то учителя-предметники, работающие в основной школе, только приступают к решению проблемы [5].

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и использования видов организации учебной деятельности школьников представляет определённые возможности для формирования системы УУД.

Вместе с тем следует отметить, что предметная область «Технология» при соответствующем содержательном и методическом наполнении может стать опорной для формирования системы УУД, так как содержание работы на учебных занятиях в полной мере позволит формировать отдельные компоненты универсальных действий [6]. Это объясняется тем, что технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной

167

предметно-практической деятельности самих обучающихся, а именно в процессе деятельности формируются как предметные, так и универсальные умения, связанные с различными аспектами организации деятельности [4].

Так как УУД рассматриваются в качестве результатов обучения, то обязательно необходимо разработать систему диагностики достижения метапредметных результатов вообще и УУД в частности. На сегодняшний день есть сложность в оценке качества сформированных УУД, и этот вопрос в практике работы педагогов пока остается открытым.

Все эти обстоятельства требуют необходимости совершенствования методики преподавания технологии, для того чтобы она отвечала запросам сегодняшнего дня.

Сегодня каждый учитель должен обеспечить анализ учебной программы по предмету, осознать его роль и значимость в плане достижения обозначенных ФГОС результатов и определить возможности их достижения. На наш взгляд, уже сейчас целесообразно не только задумываться, но и предлагать, разрабатывать, внедрять свои педагогические идеи в практику работы, в том числе и в методику преподавания предметной области «Технология».

Одно из направлений работы, которое нам хотелось бы представить сегодня, это возможность формирования УУД посредством компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). В составе значительного количества методов и средств обучения, обеспечивающих формирование УУД (проектная и практическая деятельность, кейсы, проблемные задания и т.п.), КОЗ выделяются своей специфической структурой. Они включают в себя такие структурные элементы, как:

стимул, который вводит ученика в контекст задания и в определенной степени позволяет определить, в какой ситуации или для исполнения какой деятельности ученику потребуются формируемые УУД;

- задание, указывающее на то, какие действия необходимо совершить, а также определить время работы и способ предъявления результата. Если речь идет об устном сообщении по результатам работы, то с точностью до минут, если о письменном - с указанием конкретного количества страниц, строк;

- источники информации, в перечне которых могут быть использованы как печатные работы (словари, справочники, рецептурные сборники), так и интернет-ресурсы. При указании источников информации не приветствуется использование учебников, так как работа с КОЗ должна обеспечить обучающимся формирование умения работать с самыми разнообразными и, желательно, незнакомыми им прежде информационными источниками. При выборе и указании источников информации педагог должен предварительно определить, где предполагается работа школьника с КОЗ. Если задание предназначено для работы в классе, то использование интернет-ресурсов предполагает наличие соответствующей материальной базы и, скорее всего, займет значительную часть времени урока. Поэтому рекомендовать в качестве источников информации интернет-ресурсы оправданно либо при условии, что

задание предназначено для самостоятельной внеурочной работы, либо в качестве домашнего задания. В любом случае этот вопрос решает учитель, приняв во внимание все необходимые аспекты;

инструмент проверки, который позволяет конкретно и однозначно определить качество выполнения задания в баллах. К числу основных инструментов проверки, которые рекомендовано использовать при проектировании КОЗ относят: ключ, модельный ответ аналитическую и специфическую шкалу. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику и выбирается в зависимости от содержания задания.

В числе необязательных для КОЗ структурных элементов выступает бланк задания, который предлагается в том случае, когда от ученика ждут структурированного ответа. Это, например, может быть таблица, которую надо заполнить и которая имеет определенные графы.

Анализ практики реализации образовательных стандартов позволяет говорить о том, что КОЗ выступают одним из эффективных средств формирования УУД, которые позволят существенно изменить организацию урока через создание специально организованной активной познавательной деятельности школьников, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся. Целью КОЗ является формирование УУД, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях [7].

Разработанные нами КОЗ представляют систему из нескольких заданий для темы «Физиология питания». Каждое задание разрабатывается в двух вариантах. Первый с небольшой методической частью и представленным инструментом проверки предлагается учителю, второй вариант - упрощенный, для ученика.

Методическая часть предполагает некоторые рекомендации для учителя: указание на дидактические цели применения КОЗ, рекомендации по поводу этапа урока, на котором целесообразно применять КОЗ, или отметка о том, что оно предусмотрено для выполнения во внеурочное время в ходе самостоятельной работы.

Учитывая тот факт, что УУД - понятие интегральное, т.е. включает в себя значительное количество составляющих, то в методической части помимо блока УУД указываются также аспекты УУД, которые будут сформированы в результате выполнения задания, например, умение делать выводы и управлять своей деятельностью, осуществлять поиск необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении и т.д. Также указана форма учебной деятельности (индивидуальная, парная или групповая), определены дескрипторы, определяющие уровень сформированности отдельных компонентов УУД при использовании различных по сложности КОЗ, обозначен инструмент проверки с ответом.

Стоит отметить, что в разработанных нами УУД в качестве источников информации в большей степени предлагаются интернет-ресурсы, поскольку на

сегодняшний день сложно обеспечить класс необходимой печатной литературой. Но, как уже отмечалось, в таком случае у учащихся должен быть свободный выход в Интернет как на учебном занятии, так и во внеурочное время. Изначально предполагалось, что задания будут предложены учащимся 5-х классов, но после работы экспертной группы, в составе которой были специалисты по технологическому образованию: работники высшей школы и учителя-практики, мы пришли к выводу, что эти задания можно использовать и в работе с учащимися 6-х и 7-х классов.

Вариант для учащихся представлен в более простой форме, в нем указаны основные компоненты КОЗ и предложено задание. Оформление задания -красочное и привлекательное, с использованием соответствующих иллюстраций, таблиц, цветного шрифта, что повышает его наглядность и привлекательность для школьников.

Ниже представлено КОЗ, которое предполагает мини-исследование, которое учащиеся проведут дома самостоятельно. Представлен вариант оформления для учителя, который включает в себя методическую часть и собственно задание.

Методическая часть КОЗ

Класс 5

Предмет Технология

Раздел Кулинария

Тема Физиология питания

Название задания Ты - покупатель

Дидактическая Формирование умения делать выводы о продукте на основе анализа

цель информации, которая находится на упаковке

Форма учебной деятельности Индивидуальная

Блок УУД Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Аспект УУД - Уважение к своему товарищу, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности (Л); - умение ориентироваться в информации любого объема, смысловое чтение, рассуждение, умение структурировать знания и делать выводы (П); умение ставить цели и организовать свое рабочее место, определять план работы, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи, саморегуляция (Р); - умение вступать в диалог, проявление инициативы, организация учебного сотрудничества (К)

Уровень III

сложности

Дескрипторы

уровней компонентов УДД З4; Уз

Инструмент проверки

Аналитическая шкала

Параметры шкалы Содержание параметров Баллы 0-2

Содержание и Наполняемости ячеек

полнота выполнения таблицы

Правильность и грамотность

ответов

Количество выбранных

продуктов

Разнообразие выбранных

продуктов

Наличие вывода

Итого

9-10 баллов «отлично»; 4-5 баллов «удовлетворительно»; 6-8 баллов «хорошо»; менее 4 баллов - «неудовлетворительно»

Бланк задания для учащегося

Класс

5

Раздел, тема

Кулинария/Физиология питания

Название задания

Ты - покупатель

Стимул

Обрати внимание, большинство продуктов в магазине продается в упакованном виде. Благодаря этому их удобнее покупать и продавать. Упаковка помогает лучше сохранить продукт. И еще - на упаковке содержится полезная информация о товаре. С помощью упаковки ты можешь многое узнать о продукте, который покупаешь

Заданная формулировка

Чтобы выполнить это задание, тебе понадобятся продукты в упаковке, которые есть у тебя дома (молоко, кисломолочные продукты, консервы, крупы и т.д.). Рассмотри несколько вариантов упаковки. С помощью информации, приведенной на упаковке и других источников, заполни таблицу.

Название продукта Информация на упаковке

Вес

Состав продукта

Пищевая ценность (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества) в 100 г

Энергетическая ценность, калорийность в 100 г

Дата изготовления

Срок годности

Условия хранения

Производитель

Обрати внимание на производителя: отечественный производитель или этот продукт привезен из другой страны. Сделай вывод, соблюдены ли правила хранения продуктов в вашей семье, все ли продукты свежие. Аргументируй письменно свой ответ в 2-3 предложениях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник информации 1. Срок годности продуктов [Электронный ресурс]. URL: http://sostavproduktov.ru/potrebitelyu/srok-godnosti-produktov.

2. Хранение пищевых продуктов [Электронный ресурс]. URL: http://www.med39. ru/article/infect/chranenie.html

Инструмент проверки Аналитическая шкала

Следует отметить, что предложенное нами оформление и структура КОЗ не единственно возможный и правильный вариант. Существуют другие рекомендации, которые также могут быть использованы в практике деятельности педагогов при разработке КОЗ.

Работа над заданием обеспечивает формирование различных аспектов УУД, из числа тех, которые указаны во ФГОС. Стоит отметить, что УУД интегративны, т.е. включают в себя как содержательный аспект - «знаю», так и процессуальный - «умею». При этом различные виды деятельности предполагают использование достаточно большого количества умений, по уровню проявления которых следует делать вывод о сформированности отдельных блоков УУД. Таким образом, о наличии (или отсутствии) УУД, уровне их сформированности учитель технологии может судить по качеству реализации технологических умений. Следовательно, формировать и оценить УУД можно только в процессе деятельности, организовать которую позволит методически грамотно разработанное КОЗ.

Вопросы диагностики сформированности УУД школьников, как было отмечено выше, практически совсем не отражены в современной педагогической литературе, но, на наш взгляд, КОЗ можно использовать не только для формирования УУД, так и для их оценки. В этом случае некоторые структурные элементы, возможно, могут претерпеть некоторые изменения по содержанию.

Поэтому для учителей, реализующих в настоящее время образовательный стандарт нового поколения, открывается большое поле деятельности в этом направлении.

Идея разработки предложенных нами КОЗ, которые обеспечивают формирование УУД, может быть интересна педагогам, работающим в образовательных учреждениях, и положена в основу разработки заданий по различным предметам учебного плана.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - М.: 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.]. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - С. 159.

3. Вяткина М.В., Никонова Н.В. Управление формирование УУД в общеобразовательном учреждении // Информационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - С. 19-28.

4. Махотин Д.А. Методические основы формирования УУД в предметной области «Технология» // Технология. Всё для учителя. - 2014. -№ 4. - С. 2-5.

5. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: метод. пособие. - М.: Педагогическое о-во России, 2015. - С. 192-195.

6. Предметная область «Технология» основной школы (5-9 классы): примерная программа и элементы УМК: метод. пособие / Г.Б. Голуб, Е.А. Коган, Е.А. Перелыгина, В.А. Прудникова. - М.: Изд-во Федерал. ин-та развития образования, 2015. - С. 32-33.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - 58 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.