Научная статья на тему 'ФОНЕМО-АКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ'

ФОНЕМО-АКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЛЬКАНТО / ГУДЯЩЕЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ / ВОКАЛЬНЫЕ АРТИКУЛЯЦИЯ И ФОНЕТИКА / ЭТАЛОН ПЕВЧЕСКОГО ЗВУКА / ВОКАЛЬНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шуляева Ольга Владимировна

Целью данной публикации является ознакомление профессионального сообщества с запатентованным в России в 2020 году методом, позволяющим петь в технике бельканто. Изучение опыта работы отечественных и зарубежных вокальных педагогов, хормейстеров, а также анализ научной, методической литературы и реализация авторского нестандартного подхода на практике позволили выявить закономерности развития певческого голоса, основывающиеся на двух акустических явлениях - резонансе и реверберации. Научно обоснованы важные факторы техники бельканто, такие как гудящее звукообразование, вокальные фонетика и артикуляция, способствующие активизации акустических процессов в резо-наторных полостях человека и окружающем его воздушном пространстве. Важной составляющей авторского метода является его связь с русской певческой традицией, в которой прослеживается тенденция смешивания гласных, подражание музыкальным инструментам, стремление петь гудящим, «прогуженным» звуком. Поскольку акустические и физиологические законы развития певческого голоса едины, данный метод может быть использован в разных манерах и видах вокального исполнения, в том числе при обучении вокалу будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONEME AND ACOUSTIC METHOD OF TEACHING THE TECHNIQUE OF RESONANT SINGING

The purpose of this publication is to familiarize the professional community with the method patented in Russia in 2020, which allows singing in the bel canto technique. The study of the experience of domestic and foreign vocal teachers, choirmasters, as well as the analysis of scientific and methodological literature and the implementation of the author’s non-standard approach in practice allowed us to identify patterns of development of the singing voice based on two acoustic phenomena -resonance and reverberation. The important factors of bel canto technique, such as buzzing sound formation, vocal phonetics and articulation, contributing to the activation of acoustic processes in the resonator cavities of a person and the surrounding airspace, are scientifically substantiated. An important component of the author’s method is its connection with the Russian singing tradition, in which there is a tendency to mix vowels, imitation of musical instruments, the desire to sing with a buzzing, “buzzed” sound. Since the acoustic and physiological laws of the development of the singing voice are the same, this method can be used in different manners and types of vocal performance, including when teaching vocals to future music teachers.

Текст научной работы на тему «ФОНЕМО-АКУСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-116-127

ФОНЕМО-АКУСТИЧЕСКИИ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИКИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

О. В. Шуляева,

116

Урюпинский колледж бизнеса, г. Урюпинск Волгоградской области, Российская Федерация, 403111

Аннотация. Целью данной публикации является ознакомление профессионального сообщества с запатентованным в России в 2020 году методом, позволяющим петь в технике бельканто. Изучение опыта работы отечественных и зарубежных вокальных педагогов, хормейстеров, а также анализ научной, методической литературы и реализация авторского нестандартного подхода на практике позволили выявить закономерности развития певческого голоса, основывающиеся на двух акустических явлениях - резонансе и реверберации. Научно обоснованы важные факторы техники бельканто, такие как гудящее звукообразование, вокальные фонетика и артикуляция, способствующие активизации акустических процессов в резо-наторных полостях человека и окружающем его воздушном пространстве. Важной составляющей авторского метода является его связь с русской певческой традицией, в которой прослеживается тенденция смешивания гласных, подражание музыкальным инструментам, стремление петь гудящим, «прогуженным» звуком. Поскольку акустические и физиологические законы развития певческого голоса едины, данный метод может быть использован в разных манерах и видах вокального исполнения, в том числе при обучении вокалу будущих учителей музыки.

Ключевые слова: методика преподавания бельканто, гудящее звукообразование, вокальные артикуляция и фонетика, эталон певческого звука, вокальные раздражители.

Благодарность. Статья выполнена на основе запатентованного в России авторского фонемо-акустического метода преподавания техники резонансного пения: Роспатент № 2715545, патент RU2715545C1

Для цитирования: Шуляева О. В. Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 2. С. 116-127. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-102-116-127.

© Шуляева О. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Музыкальное исполнительство и образование DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-116-127

PHONEME AND ACOUSTIC METHOD OF TEACHING THE TECHNIQUE OF RESONANT SINGING

Olga V. Shulyaeva,

Uryupinsky College of Business,

Uryupinsk, Volgograd Region, Russian Federation, 403111

Abstract. The purpose of this publication is to familiarize the professional community with the method patented in Russia in 2020, which allows singing in the bel canto technique. The study of the experience of domestic and foreign vocal teachers, choirmasters, as well as the analysis of scientific and methodological literature and the implementation of the author's non-standard approach in practice allowed us to identify patterns of development of the singing voice based on two acoustic phenomena -resonance and reverberation. The important factors of bel canto technique, such as buzzing sound formation, vocal phonetics and articulation, contributing to the activation of acoustic processes in the resonator cavities of a person and the surrounding airspace, are scientifically substantiated. An important component of the author's method is its connection with the Russian singing tradition, in which there is a tendency to mix vowels, imitation of musical instruments, the desire to sing with a buzzing, "buzzed" sound. Since the acoustic and physiological laws of the development of the singing voice are the same, this method can be used in different manners and types of vocal performance, including when teaching vocals to future music teachers.

Keywords: belcanto teaching methodology, humming sound formation, vocal articulation, standard of singing sound, vocal stimuli.

Acknowledgement. The article is based on the author's phoneme-acoustic method of teaching resonant singing technique patented in Russia: Rospatent No. 2715545, patent RU2715545C1

For citation: Shulyaeva O. V. Phoneme and Acoustic Method of Teaching the Technique of Resonant Singing. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 2, pp. 116-127 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-14282022-10-2-116-127.

117

Введение в проблему

Голос человека, как известно, изучается такими науками, как акустика, физиология, фониология, психология, но

вопрос о закономерностях развития певческого голоса до сих пор остаётся открытым. Показательно в этом отношении высказывание В. П. Морозова: «Практическая вокальная педагогика до

настоящего времени представляет собой эмпирическую дисциплину, основанную главным образом на интуиции и личном певческом опыте педагога (несмотря на ряд вокально-методических трудов), то есть напоминает более само искусство пения, нежели теоретически обоснованную учебную дисциплину» [1, с. 33]. Однако «певческий голос нельзя развивать путём проб и ошибок. Закреплённые ошибки начального этапа впоследствии бывают губительны» [2, с. 4]. При большой голосовой нагрузке допущенные вокально-технические недостатки приводят к ухудшению и даже потере голоса и здоровья, о чём свидетельствует высокая статистика заболеваний гортани у лиц го-лосо-речевых профессий [3, с. 84].

В такой ситуации возникает необходимость критического анализа общепринятых вокальных приёмов и методов. Имеются в виду:

1) диафрагмальное дыхание;

2) поднятие мягкого нёба;

3) опускание корня языка на всех гласных;

4) опускание челюсти; л л л 5) пение «на улыбке»;

6) фонетический метод;

7) ассоциативный метод («как будто») [4; 5; 6].

Пение - сложный психофизиологический процесс, техническая сторона которого осуществляется автоматически с возможностью сознательного управления некоторыми органами звукообразования. Общий физиологический закон гласит: «вмешательство центральной нервной системы в какой-либо рефлекторный процесс ведёт к немедленному его сбою» [3, с. 144]. Из этого следует, что работать с голосовым аппаратом естественней через внешние и внутренние раздражители, а не произвольными движениями, которыми являются 1-5 приёмы.

Существуют и другие вопросы к методам и способам вокального воспитания. Так, приёмы 1-3 не состыкуются с учением фонетики о передвижениях языка по рядам. Во время артикуляции гласных [и, э] язык автоматически перемещается к передним зубам (передний ряд), гласных [о, у] к глотке (задний ряд), при произнесении [а, ы] располагается в середине ротовой полости (средний ряд) [7, с. 23]. Если, например, фонируя гласный звук переднего ряда [и], пытаться осуществить зевок или опускание корня языка, переводя тем самым язык на задний ряд, зажимы в области глотки и шеи неминуемы. Одни мышцы артикуляции будут держать язык на переднем ряду, а другие тянуть его назад. А так как гортань, язык, мягкое нёбо и диафрагма физиологически взаимосвязаны в своей работе [8, с. 49, 75, 151], эта техническая ошибка отражается на всех отделах голосового аппарата. «Известно, что каждая фонема, склад или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определённом направлении. Малейшие изменения артикуляционного состава одной и той же фонемы создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок» [9, с. 224].

Проблема приёма 7, вызывающего непроизвольные вокальные движения при «вдыхании аромата цветка» или «посыле звука», заключается в том, что полученное путём представления образов удачное звучание голоса трудно точно воспроизвести спустя некоторое время. Воображение работает по-разному, найденные движения искажаются или вовсе теряются.

Общим недостатком всех перечисленных выше приёмов и методов является отсутствие представления об эталоне певческого звука, а следовательно, -критерия оптимальности производимых вокальных движений. Без него в процессе обучения трудно определить, насколько

опустить челюсть, сделать выбор размера и формы ротового отверстия, вмешиваться в работу плохо контролируемых органов, таких как диафрагма, мягкое нёбо, корень языка. Эталоном певческого звука, или, по крайней мере, объективным слуховым ориентиром, могло бы быть увеличение громкости. Именно так, согласно данным акустики, на слух воспринимается резонанс. Но тот факт, что увеличение громкости само по себе не наделяет голос лучшими качествами, а провоцирует напряжение и крик, говорит о том, что руководствоваться в обучении певцов одним резонансом недостаточно.

Произвольному поднятию нёбной занавески в пении стоит уделить особое внимание. Во время фонации мягкое нёбо автоматически поднимается и не поддаётся волевому контролю [8, с. 33, 76]. Если назальных призвуков в голосе нет - нёбо поднято [8, с. 76; 10, с. 137]. Поэтому дополнительное зевание при рефлекторно двигающихся произносительных органах провоцирует мышечные зажимы в области глотки, корня языка, гортани, в результате чего появляются гортанные призвуки.

Таким образом, промежуточные выводы следующие. Вокальной педагогике необходимы:

• интеграция фонетической классификации гласных по месту образования;

• внутренние и внешние раздражители, вызывающие естественные рефлекторные вокальные движения;

• представления об эталоне певческого звука.

Основные составляющие фонемо-акустического метода как педагогического инструментария педагога в классе вокала

Охарактеризуем сущность и особенности фонемо-акустического метода как

инструментария настройки голосового аппарата певца.

Прежде всего обратимся к работе над дыханием. В вокальной практике укоренилась мысль, что дыхание является основой пения. Оно действительно является важным фактором, но находится в тесной взаимосвязи с фонацией и артикуляцией [8, с. 64].

Рассмотрим импеданс. Подскладоч-ное давление, нагнетаемое в первую очередь гладкой мускулатурой бронхов и диафрагмой, в речи уравновешивается надскладочным акустическим сопротивлением, рефлекторно создаваемым произносительными органами. В пении это сделать непроизвольно удаётся немногим. Приходится долго учиться создавать противодавление в ротоглоточном канале возросшему пневматическому давлению, поэтому процесс обучения необходимо строить на поиске особенностей не дыхания, а артикуляции.

Пение, по научному определению, -это вокальная речь. У пения и речи общие исполнительные органы, иннервация, отделы головного мозга. Речевая артикуляция начинается со слуха, вокальная артикуляция с точного представления, каким должен быть певческий звук. Для этого необходим конкретный слуховой ориентир, в качестве которого фонемо-акусти-ческий метод использует гудение звука в резонаторной полости, и это является его системообразующим фактором [11, с. 24, 33].

Любые резонаторы, будь то музыкальные инструменты или предметы быта, демонстрируют, что помимо громкости резонансный звук обладает ещё гудением в пространстве - реверберацией. Яркий пример - гудение колокола. Однако не все резонансные звуки подходят для слухового ориентирования певца. Гудение собственного голоса человека

в какой-либо резонаторной полости, например в вазе и пространстве, - вот наиболее подходящий звуковой пример. Человек произносит звук в вазу, слышит в ней свой гудящий голос, а затем воспроизводит такой же с помощью собственного голосового аппарата.

Как всякий другой резонатор, ротогло-точный канал человека способен издавать резонансный звук с реверберацией. На слух такой певческий звук воспринимается гудящим, объёмным, затемнённым, при этом громким, полётным, легко заполняющим всё окружающее воздушное пространство. Физиологические ощущения при этом комфортные, мышцы в тонусе, но не зажаты, ощущается свобода артикуляционных, фонационных, дыхательных движений. Чувствуются упругость, давление в глоточной и трахеобронхиальных полостях, напряжение мышц дыхания, вибрации.

Вопросы о правильном певческом звуке и певческом звукообразовании наиважнейшие в вокальной педагогике. На них строится вся система вокального воспитания. Певческое звукообразование сегодня понимается как протягивание речевых гласных с применением вокально-технических приёмов. «Первая и главная задача в вокальной работе в стиле бельканто - это научить тянуть звук» [9, с. 224-225]. Однако у Л. Б. Дмитриева существует важное замечание по этому поводу. «Пение никогда нельзя рассматривать как растянутую речь» [5, с. 369], что говорит о неприемлемости протягивания звуков и использования чисто речевых стереотипов в процессе исполнения. Продолжая мысль Л. Б. Дмитриева в свете фонемо-акустического метода, можно сказать, что пение - это не протягивание речевых, а гудение модифицированных и синтезированных вокальных гласных.

Гудящее звукообразование отличается лёгкостью, полётностью звука и

тонким филированием. В резонансной теории искусства пения В. П. Морозова полётность объясняется наличием в голосе высокой певческой форманты [4, с. 48]. Не оспаривая этот научный факт, фонемо-аку-стический метод утверждает, что есть ещё одна причина полётности звука, лёгкого звукообразования и тонкого филирования - это реверберация. Вспомним колокол. Его звук легко распространяется в пространстве на большие расстояния, долго затухает во времени. То же самое происходит с голосом. Он летит за счёт реверберации. Здесь уместно привести слова выдающейся оперной певицы Е. В. Образцовой: «Зал для настоящего певца - это инструмент, на котором он играет. И это ещё один его резонатор, самый большой... Когда я все свои резонаторы настраиваю с залом, я спокойна.» [12, с. 178].

В методической литературе гудение встречается только как одно из качеств гласного звука [у] [5, с. 502], реверберация упоминается в связи с акустикой помещений. В фонемо-акустическом методе резонанс и реверберация рассматриваются вместе. У В. П. Морозова можно прочитать следующее: «Хорошая обратная акустическая связь (слышимость собственного голоса в зале с достаточной реверберацией и резонансами) предохраняет голос от форсирования»; «Гулкость зала зависит от реверберации и от резо-нансов, и явления эти при ближайшем рассмотрении имеют общую акустическую природу» [4, с. 336-337]. Понять её как нельзя лучше может помочь эксперимент с небольшой резонаторной полостью. Для примера обратимся к уже упоминаемой ранее работе с вазой. Результаты этого опыта демонстрируют следующее.

1) При нахождении оптимального расстояния между ртом и дном вазы происходит совпадение длины резонатора

с длиной звуковой волны (кратно), увеличиваются громкость и гудение звука, что выявляет как минимум два акустических явления в резонаторной полости и окружающем воздушном пространстве - резонанс и реверберацию.

2) Гудение в вазе наглядно показывает, как изменяется голос конкретного человека под воздействием двух обозначенных акустических явлений.

3) Такое гудение помогает также определить на слух степень активности стоячих звуковых волн. При неточном расстоянии от кончиков губ до дна вазы голос не отличается от речевого - звучит негромко, сухо, гудение воспринимается слухом как еле заметное. При аналогичном уровне акустических процессов в резонаторах человека петь неудобно. При другом расстоянии, когда длина резонатора примерно равна длине звуковой волны, голос в вазе гудит сильнее. С таким уровнем акустической активности петь легче, можно заниматься профессиональной деятельностью. Если в вазе звук очень громкий, округлый, объёмный, мягко гудит в пространстве, как бы выливается из вазы наружу и заполняет собой всё воздушное пространство от стены до стены, - совпадение длины резонатора с длиной звуковой волны полное, стоячие звуковые волны образованы, в вазе и пространстве полный резонанс и сильная реверберация. С таким уровнем акустической активности поют выдающиеся мастера вокального искусства.

4) Гудящий звук с полным резонансом и сильной реверберацией в фонемо-акустическом методе рассматривается как эталон певческого звука, используется в качестве примера для звукоподражания, служит внешним раздражителем рефлекторных движений голосового аппарата.

5) Ориентация на такой певческий эталон способствует формированию

у певца представления о том, что для каждой высоты звука необходима своя определённая длина резонатора. В случае с вазой длина резонатора зависит от расположения рта относительно дна вазы. У певца это расстояние от гортани до кончиков губ - так называемая надставная труба.

В «Основах вокальной методики» Л. Б. Дмитриева подробно описано значение надставной трубы. Отмечено, что её размеры у профессиональных певцов соответствуют типу голоса, отличаются от речевых. Певческое положение гортани относительно стабильно, всегда выше или ниже уровня покоя, степень смещения индивидуальна [5, с. 384, 396, 398].

Необходимо подчеркнуть, что методические рекомендации по поиску певческих размеров надставной трубы в вокальной литературе даются крайне размыто, в общих чертах. Как следствие, на практике целенаправленно не занимаются подбором индивидуальных параметров ротоглотки - её длины, объёма, формы. Работают над дыханием, поднятием мягкого нёба, «посылом звука» и т. д.

В фонемо-акустическом методе изменения акустических и физиологических свойств резонаторных полостей, влияющих на все отделы голосового аппарата, осуществляются посредством удлинения или укорочения ротоглоточного канала, увеличением его объема, выработкой вокальной артикуляции.

Для понижения гортани и удлинения ротоглоточного канала фонируют гласный звук заднего рядя [у] - самый удобный для глубокого опускания корня языка и вытягивания губ, то есть максимального удлинения надставной трубы. Удлинённая форма называется «вокальная форма у ротоглоточного канала».

Высокое положение гортани достигается фонированием гласного звука переднего ряда [и], при котором корень языка

поднимается автоматически, губам придают форму улыбки или полуулыбки. Укороченная форма называется «вокальная форма и ротоглоточного канала». Объём ротовой полости в обоих формах регулируется опусканием челюсти, размером ротового отверстия и формой губ.

При выборе положения гортани и соответствующей вокальной формы критерием оптимальности в фонемо-акустическом методе является гудение певческого голоса в пространстве, в отличие от резонансной теории пения В. П. Морозова, в которой регуляция резонансных процессов осуществляется поиском максимальных вибрационных ощущений [1, с. 67, 177].

Важно отметить, что вокальные формы у, и обеспечивают высокое, натянутое положение мягкого нёба и стабилизируют корень языка ниже или выше уровня покоя. Остальные гласные произносятся с минимальными изменениями артикуляционных укладов указанных форм. Получаются звуки похожие на обычные, но произнесённые другим способом, что объясняется полиморфизмом [10, с. 85; 13, с. 415-418].

Приём воспроизведения гудящего певческого звука в вокальных формах у, и при ориентировании слуха на гудение голоса в пространстве называется «гудение».

Приём гудения позволяет не только подобрать индивидуальный размер надставной трубы, но и перестраивает весь голосовой аппарат на певческий механизм работы. При гудении с ротоглоткой сона-страивается трахеобронхиальная полость, начинает резонировать низкая певческая форманта. Образование высокой певческой форманты также обеспечивается приёмом гудения. Она резонирует, по В. П. Морозову, в маленьких полостях гортани - надсвязочной и грушевидных пазухах, которые функционируют только при незажатой, свободной и расширенной

глотке. Максимальный объём глотка имеет при фонировании [у, и] [5, с. 479, 483]. Эти же гласные обладают самым высоким внутрибронхиальным давлением [8, с. 520] и наибольшим импедансом по сравнению с другими гласными [5, с. 470]. К тому же гудение в вокальной форме у способствует автоматическому наклону вперёд щитовидного хряща, натягивающего голосовые складки, что вместе с активизирующей функцией резонаторов способствует плотному смыканию, увеличению вибрационных ощущений и яркости тембра. Плотному смыканию голосовых складок благоприятствует и гласный звук [и].

Гудение - это физиологическая и акустическая основа для выработки вокальной артикуляции. Как и речевая, она возникает в процессе звукоподражания. Человек учится говорить в детстве, довольно точно воспроизводя звуки речи, которые слышит. Звукоподражание основывается на антиципации, когда представление рождает движение [4 с. 24]. Чем понятнее сознанию звуковой образ (внешний раздражитель), тем точнее акт звукоподражания - подсознательный подбор артикуляционных движений.

Объект для звукоподражания в вокале должен быть простым, понятным и правильным, демонстрирующим акустическую природу певческого звука - высокий уровень резонанса с сильной реверберацией, способный вызывать ответную реакцию организма - рефлекс. Подражать мощным голосам педагогов и оперных певцов, особенно на начальном этапе обучения, крайне трудно. Гудение их голосов часто не осознаётся учениками по двум причинам: во-первых, нет традиции слушать реверберацию, во-вторых, гудение при плотном смыкании голосовых складок ощущается как лёгкость звукообразования, полётность, яркость тембра, но не как гудение голоса как таковое.

Характеристика приёмов фонемо-акустического метода

Рассмотрим подробнее механизм возникновения условного рефлекса: индифферентный раздражитель, безразличный для организма, образует связь, ассоциацию с безусловным раздражителем, имеющим для организма прямое жизненное значение [14, с. 446-447].

В первом приёме фонемо-акустиче-ского метода - «гудение» - слуховой ориентир «гудение голоса в вазе» является индифферентным внешним раздражителем. «Вокальная форма у (и) ротоглоточ-ного канала» - безусловным внутренним раздражителем. После того как человек услышит и почувствует, что гудящий звук, похожий на звук в вазе, может быть им воспроизведён только в определённой форме ротоглоточного канала, происходит связь, ассоциация гудения голоса в вазе с вокальной формой у (и) ротоглоточного канала. Собственный гудящий голос ученика в его вокальной форме становится для него условным стимулом. Обучающийся чётко понимает значение и цель совершаемых действий, может точно повторять их, благодаря чему довольно быстро (5-10 занятий) начинают формироваться условные рефлексы вокальной артикуляции, фонации и дыхания.

Второй приём фонемо-акустического метода - «звуковедение». И здесь опять необходимо обратиться к эксперименту с резонаторной полостью. При одном расстоянии от губ до дна вазы невозможно воспроизвести два звука разной высоты с одинаково полным уровнем резонанса и реверберации. Второй звук будет обязательно с частичным резонансом, так как у звуков разной высоты разная длина волн. Чтобы второй звук был с полным резонансом и сильной реверберацией нужно изменить расстояние между губами и дном вазы.

То же самое происходит в пении. Для одинакового уровня резонанса и реверберации при каждой смене высоты звука необходима рефлекторная коррекция объёмов резонаторов. Поэтому ошибочно мнение, что чем неподвижнее органы артикуляции, тем ровнее звуковедение.

Третий приём - «синтезирование гласных». Начиная с переходных нот у мужских, женских и детских голосов, вокальные формы у (и) перестают гудеть. Поэтому на переходных нотах к ним добавляют фонирование гласных, позволяющих шире открывать рот. К [у] добавляют [а], к [и] примешивают [ы]. На высоких и сверхвысоких звуках диапазона при пониженной гортани основной гласной становится [а] с очень большим ротовым отверстием, к которой немного добавляют [у] для сохранения положения губ. При повышенной гортани основной гласной остаётся [и], к которой добавляют [а] для широкого открытия рта.

В силу индивидуальных анатомических особенностей человека возможны другие варианты синтезирования фонем с сохранением приоритета гудения голоса в пространстве.

Четвёртый приём - «встраивание гласных». Чтобы спеть текст и не потерять акустические свойства голоса, необходимо гласные текста «встроить» в вокальные формы ротоглоточного канала, обеспечивающие эти акустические свойства. Артикулировать текст произведения, сохраняя вокальные формы у (и), уа (иы), ау (иа) довольно трудно. Но с помощью тренировок и выработки рефлексов артикуляция автоматизируется, становится лёгкой и естественной. В этом помогают упражнения на одном звуке у-о-а-э-и при пониженной гортани, и-э-а-о-у при повышенной гортани, а-э-и-о-у на высоком участке диапазона. Гласные произносятся с минимальными артикуляционными

изменениями в первой вокальной форме упражнения.

Таким образом, фонемо-акустический метод изменяет речевой уклад артикуляционных органов, модифицируя речевые гласные в вокальные, синтезирует модифицированные гласные. При опускании гортани все гласные становятся по месту образования заднего ряда, лабиализованными, при поднятии гортани переднего ряда на улыбке. Получается особая вокальная артикуляция - модифицированная и синтезированная. Такую артикуляцию можно увидеть у всех выдающихся певцов. С пониженной гортанью, по данным Л. Б. Дмитриева, пели И. И. Петров, З. А. Долуханова. Повышенной гортанью пользовались Г. М. Гас-парян, Е. В. Шумская [5, с. 393].

Фонетика при такой артикуляции также особая - вокальная. Если мыслить фонемы и исполнять звуки как указано в методе, на слух они воспринимаются как написано у Л. Б. Дмитриева: «Певческие гласные менее "чисты" по звучанию и поэтому ближе друг к другу, чем речевые. Так, певческий звук а с примесью о, у несколько тяготеет к о, е имеет тенденцию лл! к э, и содержит ы» [5, с. 478].

Пятый приём фонемо-акустического метода - «плотное смыкание голосовых складок». Все предыдущие приёмы носят подготовительный характер. Гудение с неплотно сомкнутыми голосовыми складками на мягкой атаке - удобный способ для поиска и оптимизации вокальной артикуляции. Когда объёмы резонаторов найдены, условные рефлексы закреплены, гудение голоса в пространстве максимальное, для получения объёмного, громкого, тембрально насыщенного, полётного звука с вибрато хорошей периодичности плотно смыкают голосовые складки на слог лю (ли) и получают звук бельканто. Также поются упражнения лю-лё-ля-ле-ли (ли-ле-ля-лё-лю), ля-ле-ли-лё-лю.

Заключение

Бельканто - виртуозная певческая техника, основанная на старинной методике итальянских мастеров [15, с. 142], зародилась в XVII веке, но приёмы этой методики отражают больше технические особенности, такие как владение длительным дыханием, кантиленой, умение филировать звук, чем указывают способ достижения обозначенных качеств.

Пришло время обратить также внимание на русскую певческую традицию, в которой содержатся зёрна вокальной народной мудрости, и с которыми перекликаются ключевые моменты фонемо-аку-стического метода.

1) В этническом пении существует одновременное фонирование двух гласных [16]. Одна гласная, которая может быть любой, формируется в глоточной полости, другая в ротовой. В методе также применяется синтез гласных, но учитывается место подъёма языка, в глоточной полости используются гласные только крайних рядов у, и.

2) Русскими народными певцами гудение звука понималось как гудение внутри человека. В методе гудение объясняется реверберацией, особенностями распространения звука в пространстве.

3) В процессе пения народные певцы подражали звучанию окарины - инструмента, имеющего свистяще-гудящий звук, в котором голос не участвует. В методе для слухового ориентирования певца используется ваза, в которой гудит собственный голос человека.

Гудение певческого звука в «маске» отмечали и использовали в своей педагогической деятельности советские и российские певцы и педагоги: Е. О. Засимова, Ю. В. Шихин. Особые качества гудящего гласного звука [у] и «встраивание» в него остальных гласных применяли Н. К. Меш-ко, А. Ф. Ведерников.

Подводя итоги сказанному, заметим, что фонемо-акустический метод раскрывает и научно обосновывает закономерности развития певческого голоса, продолжает и развивает русские певческие

традиции, находится в русле отечественной педагогической мысли, максимально развивает и раскрывает потенциал певческих голосов, помогает в совершенстве овладеть виртуозной техникой бельканто.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Морозов В. П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. М.: Когито-Центр, 2013. 440 с.

2. Далецкий О. В. Школа пения. Из опыта педагога. Учебное пособие. М.: Момент, 2007. 156 с.

3. Рудин Л. Б. Руководство по голососбережению (медико-профилактическая технология). М.: Граница, 2020. 496 с.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН: МГК имени П. И. Чайковского: центр «Искусство и наука», 2002. 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка 1968. 675 с.

6. Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики. Учебное пособие для студентов магистратуры музыкальных факультетов педагогических факультетов. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. 144 с.

7. Малышева Е. Г., Рогалева О. С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Учебное пособие. Изд-во Ом. гос. ун-та 2012. 172 с.

8. Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов: Учебное пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 224 с.

9. Сладкопевец Р. В. Методы вокального обучения и практика бельканто в классе сольного пения // Вестник МГУКИ. 2014. № 1(57). С. 221-226.

10. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.

11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

12. Шейко Р. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: Искусство, 1987. 356 с.

13. Морозов В. П. Вокальное искусство как вид коммуникации. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2011. 528 с.

14. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Нормальная физиология. Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2009. 520 с.

15. Ершукова Т. В. Бельканто как источник русской вокальной школы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. № 1. С. 140-147.

16. Засимова Е. О. Пение в две гласные (в этническом и классическом народном пении) // Планета талантов. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9irA0Xu0Hyk&t=396s (дата обращения: 09.06.2022).

Поступила 24.05.2022; принята к публикации 28.06.2022. Об авторе:

Шуляева Ольга Владимировна, преподаватель вокала, Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Урюпинский колледж бизнеса»

125

126

(ул. Московская, д. 9, г. Урюпинск, Волгоградская область, Российская Федерация,

403111), oshulyaeva@yandex.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Morozov V. P. Rezonansnaya tekhnika peniya i rechi. Metodiki masterov. Sol'noe, horovoe penie, scenicheskaya rech' [Resonant Technique of Singing and Speech. Techniques of Masters. Solo, Choral Singing, Stage Speech]. Moscow: Kogito-Centre Publ., 2013. 440 p. (in Russian).

2. Daletsky O. V. Shkola peniya. Iz opyta pedagoga [Singing School. From the Experience of a Teacher]. Textbook. Moscow: Moment Tipography, 2007. 156 p. (in Russian).

3. Rudin L. B. Rukovodstvo po golososberezheniyu (mediko-profilakticheskaya tekhnologiya) [Guide to Voice Saving (Medical and Preventive Technology)]. Moscow: Granica Publ., 2020. 496 p. (in Russian).

4. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoj teorii i tekhniki [The Art of Resonant Singing. Fundamentals of Resonance Theory and Technology]. Moscow: IP RAS: MGK named after P. I. Tchaikovsky: centre "Iskusstvo i nauka" Publ., 2002. 496 p. (in Russian).

5. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noj metodiki [Fundamentals of Vocal Technique]. Moscow: Muzyka Publ., 1968. 675 p. (in Russian).

6. Stulova G. P. Akusticheskie osnovy vokal'noj metodiki [Acoustic Fundamentals of Vocal Technique]. Textbook for Master's Students of Music Faculties of Pedagogical Faculties. Saint-Petersburg: Lan'; Planeta muzyki Publ., 2015. 144 p. (in Russian)

7. Malysheva E. G., Rogaleva O. S. Modern Russian Language. Phonetics. Orthoepy. Study guide. Om. gos. un-ty Publ. 2012. 172 p. (in Russian).

8. Rabotnov L. D. Osnovy fiziologii i patologii golosa pevtsov [Fundamentals of Physiology and Pathology of The Voice of Singers]. Textbook. 2nd ed., Saint-Petersburg: Lan'; Planeta muzyki Publ., 2016. 224 p. (in Russian).

9. Sladkopevets R. V. Metody vokal'nogo obucheniya i praktika bel'kanto v klasse sol'nogo peniya [Methods of Vocal Training and Practice of Bel Canto in the Class of Solo Singing]. Vestnik MGUKI [Bulletin of MGUKI], 2014, 1(57), pp. 221-226 (in Russian).

10. Zinder L. R. General Phonetics. Study Guide. 2nd ed., reprint. and add. Moscow. Vysshaya shkola Publ., 1979. 312 p. (in Russian).

11. Anokhin P. K. Ocherkipo fiziologii funkcional'nykh sistem [Essays on the Physiology of Functional Systems]. Moscow: Medicina Publ., 1975. 448 p. (in Russian).

12. Sheiko R. Elena Obraztsova. Zapiski v puti. Dialogi [Elena Obraztsova. Notes on the Way. Dialogues]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1987. 356 p. (in Russian).

13. Morozov V. P. Vokal'noe iskusstvo kak vid kommunikatsii. Neverbal'naya kommunikatsiya: Eksperimental'no-psihologicheskie issledovaniya [Vocal Art as a Type of Communication. Nonverbal Communication: Experimental Psychological Research]. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 2011. 528 p. (in Russian).

14. Agajanyan N. A., Smirnov V. M. Normal'naya fiziologiya [Normal Physiology]. Textbook for Students of Medical Universities. Moscow: Medicinskoe informatsionnoe agentstvo Publ., 2009. 520 p. (in Russian).

15. Ershukova T. V. Bel'kanto kak istochnik russkoj vokal'noj shkoly [Bel Canto as a Source of the Russian Vocal School]. Vestnik muzykal'noj nauki [Bulletin of Musical Science], 2021, vol. 9, no. 1, pp. 140-147 (in Russian).

16. Zasimova E. O. Singing in Two Vowels (In Ethnic and Classical Folk Singing). Planet of Talents. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=9irA0Xu0Hyk&t=396s (accessed: 09.06.2022) (in Russian).

Submitted 24.05.2022; revised 28.06.2022. About the author:

Olga V. Shulyaeva, Vocal Teacher, Autonomous Non-Profit Professional Educational Organization "Uryupinsky College of Business" (Moskovskaya Str., 9, Uryupinsk, Volgograd region, Russian Federation, 403111), oshulyaeva@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.