ПУБЛИКАЦИИ
УДК 1(438:47) ББК 873(4Пол:2Рос)
ФОМА ПАРЧЕВСКИЙ - ПЕРВЫЙ ПОЛЬСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА А.Ф. ЛОСЕВА1
ТЕРЕЗА ОБОЛЕВИЧ Папский университет Иоанна Павла II в Кракове ул. Канонича, 9, г. Краков, 31-002, Польша E-mail: [email protected]
С использованием синтетическо-аналитического и биографического методов исследования рассматривается творчество незаслуженно забытого польского философа, ученика Николая Лосского, Томаша Парчевского, а также представлен творческий путь Пар-чевского и его исследования по русской философии. Особое внимание уделено рецензии Фомы Парчевского на работы А.Ф. Лосева «Философия имени» и «Античный космос и современная наука». На основании архивных материалов - писем Парчевского польскому философу Казимиру Твардовскому установлено, что данная рецензия является первой польской публикацией, посвященной А.Ф. Лосеву2. Ввиду неоднозначности высказываний авторов переписки, поставлена гипотеза, позволяющая выявить обстоятельства работы Парчевского над рецензией.
Ключевые слова: русская философия, философия имени, рецепция А.Ф. Лосева, популяризация философии, польско-русские связи, творчество К. Твардовского, философские журналы, польское философское общество.
TOMASZ PARCZEWSKI - THE FIRST POLISH RESEARCHER OF THE CREATIVITY OF A.F. LOSEV
TERESA OBOLEVITCH The Pontifical University of John Paul II in Krakow 9, Kanonicza St, Krakow, 31-002, Poland E-mail: [email protected]
The article is dedicated to the creative work of undeservedly forgotten Polish philosopher, the student of Nikolai Lossky, Tomasz Parczewski. Using the analytical-synthetical method, the life of Parczewski is considered. The creative work of Parczewski is briefly presented as well as his investigantions in Russian philosophy. The special attention is paid to Parczewski's review of the works of A.F. Losev «Philosophy of Name» and «The Ancient Cosmos and Contemporary Science».
1 Данная статья представляет собой исправленную и расширенную версию статьи, ранее напечатанной в «Бюллетне Библиотеки истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева"». Вып. 19. М.: Водолей, 2014. С. 110-113. Я искренне благодарю проф. Анну Брожек за неоценимую помощь в поиске материалов из архива Казимира Твардовского, хранящегося в Институте философии и социологии Варшавского университета.
2 Русский перевод указанной рецензии предлагается в конце статьи.
On the base of the archive letters of Parczewski to the Polish philosopher Kazimierz Twardowski is found that this review is the first Polish publication dedicated Losev. In view of the ambiguity of the sentences by the authors of the correspondence, the hypothesis was put forward, which allows one explore the circumstances of the work on the review.
Key words: Russian Philosophy in Poland, philosophy of name, the reception of A.F. Losev, popularisation of philosophy, the Polish-Russian connections, creativity of K. Twardowski, reviews of philosophical works, philosophical journals, St. Petersburg university, Polish philosophical society.
Несколько лет тому назад, исследуя историю рецепции творчества А.Ф. Лосева в Польше, я отметила, что именно эта страна первой открыла для него страницы своих периодических изданий3. Тогда я имела в виду, прежде всего, послевоенные журналы, в которых печатались работы Лосева по античной мифологии. Недавно обнаруженная рецензия, опубликованная в журнале «Ruch Filozoficzny» («Философское движение») за 1930-1931 гг., издававшемся Польским философским обществом во Львове (принадлежавшем тогда к Польше)4, позволяет определить начало проявления интереса к творчеству Лосева в польской среде еще в более ранний период.
Автором рецензии является Фома (Томаш) Парчевский (1880-1932), выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета и ученик Н.О. Лосского. Судьба Парчевского удивительна и трагична5. В 1912 г. он получил степень магистра философии и переехал в Кронштадт, где работал учителем русского языка в местных гимназиях, «видя перед собой в качестве четкой цели три года обучения детей в здешнем затишье, а потом защиту докторской диссертации при университете в Петербурге»6. С мая по август 1917 г. Парчевский исполнял обязанности комиссара временного правительства в Кронштадте (воспоминания этого периода он описал в «Записках губернатора Кронштадта», изданных по-русски в 2009 г.).
Революция 1917 г. перечеркнула жизненные и творческие планы Парчевского. В 1919-1920 гг. он преподавал философию в учебных заведениях сразу в трех городах - Петрограде, Витебске и Астрахани. В разгар советско-польской войны Парчевский находился под арестом на Лубянке. После освобождения он уехал в Польшу, где принимал участие в деятельности Философского и Психологического обществ, действующих при Варшавском университете, а также Варшавского философского института. Парчевский во многом способствовал популяризации в Польше творчества русских философов, особенно его учите-
3 См.: Obolevitch T. Twörczosc Aleksego Fiodorowicza Losiewa w Polsce // Polskie badania filozofii rosyjskiej. Przewodnik po literaturze. CzesC druga / red. L. Kiejzik, J. Uglik. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN, 2012. S. 259 [1].
4 С 1946 г. журнал «Ruch Filozoficzny» издается в Торуне.
5 Подробно его творческий путь описан в статье «Польские философы и Петербург: Фома Парчевский и другие» // Соловьевские исследования. 2015 (готовится к печати) [2].
6 См.: Парчевский Т. Записки губернатора Кронштадта / пер. Е. Гендель. СПб.: Отдел культуры и науки Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге, 2009. С. 43-44 [3].
ля, профессора Н.О. Лосского, а также С. Франка, А. Введенского, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Карсавина.
Особую ценность имеет рецензия Парчевского на две книги А.Ф. Лосева, изданные в 1927 г., - «Философия имени» и «Античный космос и современная наука». Польский исследователь вкратце представляет основные идеи «молодого русского философа», отмечая, что его работы есть свидетельство того, что в Советской России свободная, независимая философская мысль не умерла. Это высказывание, которым начинается текст Парчевского, как и его заключительный вывод о том, что благодаря своим работам Лосев сразу же выдвинулся в ряд выдающихся русских философов, перекликается со словами других рецензентов А.Ф. Лосева - эмигрировавших мыслителей Д. Чижевского и С. Франка7. Между текстом Парчевского и рецензиями этих авторов имеется значительное сходство, касающееся не только представленной в них идеи и общей оценки творчества Лосева, но и употребленных выражений, которые варшавский исследователь почти дословно повторяет за русскими философами.
Действительно, сам Парчевский в 1927 г. в письме известному польскому философу и логику, основателю Львовско-Варшавской школы, Казимиру Твардовскому (1866-1938) писал, что информацию о книгах Лосева он передает «со слов Франка (поскольку здесь у нас пока нет этих книг)»8. Вероятнее всего, Твардовский - главный редактор «Ruch Filozoficzny» - заинтересовался работами русского автора, поскольку тема лосевских книг появляется в дальнейшей корреспонденции двух польских мыслителей. В письме, которое было написано несколько лет спустя, Парчевский уточнял: «Что касается отчета по книгам Лосева, то это было странное дело. В данный момент я не припоминаю, писал ли я Вам, господин профессор, об этих книгах сразу же после съезда в 1927 г., потому что именно тогда они были высланы мне в Варшаву. Во всяком случае, тогда это не был заказ для "Руху филёзофичнэго" и я их не купил (потому что они дорогие). Однако в Варшаве еще есть один экземпляр, и я его приобрету. Тем не менее работа потребовала бы около двух недель совершенно свободного времени, которое у меня появится только в июле. Поэтому, возможно, только в конце июля я смогу располагать этим изложением. Вследствие этого Вы, многоуважаемый господин профессор, сами решите, какой номер "Руху" был бы приемлем для [публикации] моей работы»9. А неделю
7 См.: Чижевский Д.И. Философские искания в Советской России // Алексей Федорович Лосев / ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. М.: Русскш М1ръ, 2007. С. 519 [4]; Чижевский Д. А.Ф. Лосев: Античный космос и современная наука. Москва, 1927, стр. 550. Он же: Философия имени. Москва, 1927, стр. 24. Он же: Музыка как предмет логики. Москва, 1927, стр. 262. Он же: Диалектика художественной формы. Москва, 1927, стр. 250 / пер. М. Юдиной; под ред. М. Ржоутиля и Е. Тахо-Годи // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции. Ч. I / ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи. М.: Дизайн и полиграфия, 2013. С. 414 [5]; Франк С.Л. Новая русская философская система // Алексей Федорович Лосев. С. 516 [6].
8 Письмо Т. Парчевского К. Твардовскому от 3.10.1927 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 678-929-6/Х [7].
9 Письмо Т. Парчевского К. Твардовскому от 8.05.1931 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 1187-931-11/5 [8].
спустя Парчевский добавлял: «Удивительная вещь: я совершенно не помню, чтобы когда-либо я написал рецензию книг Лосева. Однако, если эти рецензии действительно существуют, - меня наверняка подводит память.
Эти книги содержат:
1. «Философия имени» 253 [страницы].
2. «Античный космос и современная наука» 550 [страниц]»10.
На основании вышеприведенных высказываний можно предположить следующее. Парчевский написал рецензию на книги Лосева сразу же после их выхода в свет, еще в 1927 г., а затем напрочь забыл об этом. В свою очередь, Твардовский вернулся к этой теме только в 1930 г., возможно, попросив уточнить библиографические сведения, на что Парчевский ответил готовностью приобрести книги русского философа и написать о них отклик (который уже существовал). Твардовский напомнил ему об этом и, используя полученные библиографические данные, опубликовал ранний текст Парчевского в своем журнале. Если бы Парчевский, отвечая на запрос Твардовского, написал рецензию только в 1930 г., то она наверняка имела бы более оригинальный характер и отличалась бы по своему содержанию от текста Франка, - не случайно автор просил редактора дать ему время для работы. Тем не менее, независимо от даты написания и даты публикации рецензии Парчевского, можно с уверенностью сказать, что именно этот мыслитель, живо интересующийся спецификой славянской и русской философии, положил начало польским исследованиям творчества А.Ф. Лосева, которые продолжаются по сей день.
Список литературы
1. Obolevitch T. TwOrczoSC Aleksego Fiodorowicza Losiewa w Polsce // Polskie badania filozofii rosyjskiej. Przewodnik po literaturze. Czesc druga / red. L. Kiejzik, J. Uglik. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN, 2012. S. 259-275.
2. Оболевич Т. Польские философы и Петербург: Фома Парчевский и другие // Соловь-евские исследования. 2015 (готовится к печати).
3. Парчевский Т. Записки губернатора Кронштадта / пер. Е. Гендель. СПб.: Отдел культуры и науки Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге, 2009. С. 300.
4. Чижевский Д.И. Философские искания в Советской России // Алексей Федорович Лосев / ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. М.: Русскш Мiръ, 2007. С. 516-519.
5. Чижевский Д. А.Ф. Лосев: Античный космос и современная наука. Москва, 1927, стр. 550. Он же: Философия имени. Москва, 1927, стр. 24. Он же: Музыка как предмет логики. Москва, 1927, стр. 262. Он же: Диалектика художественной формы. Москва, 1927, стр. 250 / пер. М. Юдиной; под ред. М. Ржоутиля и Е. Тахо-Годи // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции. Ч. I / ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи. М.: Дизайн и полиграфия, 2013. С. 412-414.
6. Франк С.Л. Новая русская философская система // Алексей Федорович Лосев / ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. М.: Русскш Мiръ, 2007. С. 514-516.
10 Открытка Т. Парчевского К. Твардовскому от 15.05.1931 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 1190^-1815 931 [9].
7. Письмо Т. Парчевского К. Твардовскому от 3.10.1927 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 678-929-6/Х.
8. Письмо Т. Парчевского К. Твардовскому от 8.05.1931 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 1187-931-11/5.
9. Открытка Т. Парчевского К. Твардовскому от 15.05.1931 // Архив К. Твардовского. Институт философии и социологии Варшавского университета, 1190-Q-1815 931.
References
1.Obolevitch, T. Twörczosc Aleksego Fiodorowicza Losiewa w Polsce [Creativity of Alexei Losev in Poland], in Polskie badania filozofii rosyjskiej. Przewodnik po literaturze. CztßSC druga [Polish studies in Russian philosophy. A guide to the literature], Warsaw: Wydawnictwo IFiS PAN, 2012, pp. 259-275.
2.Obolevich, Т. Pol'skie filosofy i Peterburg: Foma Parchevskiy i drugie [Polish philosophers and Petersburg: Thomas Parchevsky and others], in Solov'evskie issledovaniya, 2015 (preprint).
3.Parchevskiy, Т. Zapiskigubernatora Kronshtadta [The memoirs of the governor of Kronstad], Saint-Petersburg: Otdel kul'tury i nauki General'nogo konsul'stva Respubliki Pol'sha v Sankt-Peterburge, 2009, p. 300.
4.Chizhevskiy, D.I. Filosofskie iskaniya v Sovetskoy Rossii [Philosophical searches in Soviet Russia], in Aleksey Fedorovich Losev [Alexei Fyodorovich Losev], Moscow: Russkiy Mir", 2007, pp. 516-519.
5.Chizhevskiy, D. A.F Losev: Antichnyy kosmos i sovremennaya nauka. Moskva, 1927, str. 550. On zhe: Filosofiya imeni. Moskva, 1927, str. 24. On zhe: Muzyka kak predmet logiki. Moskva, 1927, str. 262. On zhe: Dialektika khudozhestvennoy formy. Moskva, 1927, str. 250 [A.F Losev. The Ancient cosmos and the contemporary science. Moscow, 1927, pp. 550. Idem: Philosophy of Name. Moscow, 1927, pp. 24. Idem. Music as a subject of logic. Moscow, 1927, pp. 262. Idem, The Dialectics of Artistic form, Moscow, 1927, pp. 250], in Tvorchestvo A.F. Loseva v kontekste otechestvennoy i evropeyskoy kul'turnoy traditsii. Chast' I [The Creativity of A.F. Losev in the context of domestic and european cultural heritage], Moscow: Dizayn i poligrafiya, 2013, pр. 412-414.
6.Frank, S.L. Novaya russkaya filosofskaya sistema [The new Russian philosophical system], in Aleksey Fedorovich Losev [Alexei Fyodorovich Losev], Moscow: Russkiy Mir», 2007, pp. 514-516.
7. Pis'mo T. Parchevskogo K. Tvardovskomu ot 3.10.1927 [The Letter of Т. Parchevsky to К. Tvardovsky from 3.10.1927], in Arkhiv K. Tvardovskogo [Archive of К. Tvardovsky]. Institut filosofii i sotsiologii Varshavskogo universiteta [Institute of Philosophy and Sociology of the Warsaw University], 678-929-6/Х.
8. Pis'mo T. Parchevskogo K. Tvardovskomu ot 8.05.1931 [The Letter of Т. Parchevsky to К. Tvardovsky from 8.05.1931], in Arkhiv K. Tvardovskogo [Archive of К. Tvardovsky]. Institut filosofii i sotsiologii Varshavskogo universiteta [Institute of Philosophy and Sociology of the Warsaw University], 1187-931-11/5.
9. Otkrytka T. Parchevskogo K. Tvardovskomu ot 15.05.1931 [The Postcard of Т. Parchevsky to К. Tvardovsky from 15.05.193], in Arkhiv K. Tvardovskogo [Archive of К. Tvardovsky]. Institut filosofii i sotsiologii Varshavskogo universiteta [Institute of Philosophy and Sociology of the Warsaw University], 1190-Q-1815 931.