Научная статья на тему 'Фольклорная традиция современного семейского села'

Фольклорная традиция современного семейского села Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
593
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / FOLK TRADITION / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / ЖАНРЫ / GENRES / ФОРМЫ И ФУНКЦИИ / FORMS AND FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвеева Р.П.

На материале, собранном в 1997–2011 гг., освещается современное бытование традиционного фольклора в старообрядческих (семейских) селах Забайкалья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE TRADITION OF THE MODERN SEMEISKIE VILLAGE

The material collected in 1997–2011, respectively. covers modern interpretation of traditional folklore in the old (them) the villages of Transbaikal.

Текст научной работы на тему «Фольклорная традиция современного семейского села»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 39B.1

Р.П. Матвеева

д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник, отдел литературоведения и фольклористики, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙСКОГО СЕЛА

Работа выполнена в рамках проекта № 12-04-00107 а, поддержанного РГНФ

Аннотация. На материале, собранном в 1997-2011 гг., освещается современное бытование традиционного фольклора в старообрядческих (семейских) селах Забайкалья.

Ключевые слова: фольклорная традиция, репертуар, жанры, формы и функции.

R.P. Matveeva, The Institute of Mongolian studies, Buddhism and Tibetology of the SB RAS

FOLKLORE TRADITION OF THE MODERN СЕМЕЙСКОГО VILLAGE

Abstract. The material collected in 1997-2011, respectively. covers modern interpretation of traditional folklore in the old (them) the villages of Transbaikal.

Keywords: folk tradition, repertoire, genres, forms and functions.

Фольклорная традиция одной из локальных групп русского населения Забайкалья - старообрядцев - семейских представляет собой сложившуюся систему специфического фольклорно-этнографического комплекса. Основное, базовое, содержание культуры семейских имело тенденцию к консервации, сохранению в неприкосновенности стиля жизни предшествующих поколений: «Не нами заведено, не нами и кончится». В условиях строго регулировавшихся устоев, сложившегося до некоторой степени замкнутого для посторонних образа жизни старообрядцев традиционный фольклор брал на себя функции внедрения и сохранения устоев, потому и культура, и быт этой этноконфес-сиональной группы населения Забайкалья в среде своего этноса имели ярко выраженные черты своеобразия. Современные цивилизационные процессы коснулись и самобытного фольклорного наследия старообрядцев, подвергнув изменениям формы и функции культурных явлений, в том числе и одного из знаковых видов культуры -фольклора. Но функциональное «поле» фольклорной традиции остается обширным и естественным для традиционного быта и сегодня. По-прежнему значительна роль фольклора в духовно-нравственной, семейной, социальной и особенно в культурно-развлекательной жизни современного старообрядческого села.

В исторической жизни фольклора старообрядцев дольше, чем в других группах русского населения, сохранялась ранняя иерархия фольклорных функций, происходили более поздние перемещения в пользу эстетической или развлекательной. Отчего роль фольклора в жизни села была достаточно высокой во весь XX в. Прежде

всего это касается обрядового фольклора, который, будучи структурообразующим элементом обряда, через обряд был связан непосредственно с общественной жизнью села. К началу XX в. традиционная обрядность повсеместно у русских оказалась сильно разрушенной. У старообрядцев процесс трансформации обрядовой системы в силу консервативности их социально-культурной жизни значительно замедлен. Многие исторически сложившиеся характерные для народного творчества формы и способы художественного выражения у семейских проявили свою устойчивость вплоть до середины XX в, а некоторые и до наших дней. Но общинно-традиционная жизнь фольклорной культуры семейских не могла оставаться прежней в условиях стремительно преобразующейся действительности. Нередко иной смысл приобретало и поэтическое слово. Это касается, прежде всего, древнейшего пласта народной культуры славян -обрядового фольклора. Доминирующая утилитарно-магическая функция его все больше уступала место развлекательной, из взрослого репертуара некоторые жанры (за-клички, колядки, потешки), некогда обязательные структурные элементы обряда, переходили в детскую забаву. Например, девичьи заклички весны с ритуальным печеньем -«жаворонками», поэтическое обращение к солнцу, земле, дождю, «божьей коровке» с утратой мифологического подтекста перешли в детские игры. Обрядовый песенный фольклор активно вытеснялся лирической необрядовой песней.

Материалы фольклорных экспедиций 1990-х - начала 2000-х годов раскрывают специфику традиционной культуры, выявляют внешние причины сохранности или утраты её отдельных компонентов. Во время экспедиционных работ зафиксированы в живом бытовании традиционные песни, похоронная причеть, предания, мифологические и легендарные рассказы, заговоры, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, а также мемораты - устные рассказы о бытовании обрядов и обрядового фольклора, легендарные и сатирические сказки. Формы бытования фольклора связаны прежде всего с жанрово-функциональной спецификой, например, древнейший ритуальный элемент похоронного обряда - причеть - находится в живом бытовании, сохраняет высокую исполнительскую культуру, пословицы, поговорки, не потеряли своих функций, но лишь дополнились новыми смыслами.

Песня остается наиболее ярким жанром в современном фольклорном репертуаре семейских. Сами старообрядцы считают именно песню знаковым явлением в своей культуре и стремятся сохранить местную певческую традицию. Основу традиционного репертуара поэтической культуры семейских по-прежнему занимают лирические необрядовые песни с их неповторимым многоголосным распевом. Это в основном поздняя лирика, песни городского романсного стиля, а также (удивительное явление!) старые тюремные песни: «Зеркальные воды», «Анюта глазки голубые», «Володя, ты Володя», «На серебряной реке» и подобные.

Бытуют, хотя и в стяженной, разрушенной форме, песни балладного типа - «В саду ягода-малина». Зафиксированы в современном репертуаре семейских и произведения сатирико-юмористического характера: «Жил Лазарь у попа», «Раз прислал мне барин чаю». Эти песни активно вошли в репертуар народных хоров. Словесный текст семейской песни в традиционном ее исполнении, унаследованном от древнерусской традиции, приобретает особую звуковую окраску, благодаря свойственному певческой культуре семейских повышенному вниманию к звучанию песенного слова.

Большую ценность в современном репертуаре представляют древние по своему происхождению классические хороводно-игровые песни, немногочисленные варианты которых зафиксированы в последней четверти минувшего и начале нынешнего веков: «А мы просо сеяли», «Кругом столба я хожу», «Я пущу-то стрелу да вдоль по улице», «В хороводе были мы». Они сохранили отголоски календарных и свадебных ритуалов. Хорошо помнят и сейчас в семейских селах хороводную игру «Дрема». Наиболее древними из святочного репертуара семейских были игровые песни, включающие драматургические элементы в исполнение. Эти песни хорошо сохранили древний заклинательный характер. Фрагменты таких песен записаны в конце ХХ века: «Уж мы лены сеем, сеем...». Игра-хоровод «Уж мы сеяли капусту» соединяет в себе тему заклинания хорошего урожая и тему брачных игр. В большинстве случаев игровые песни не были прикреплены к определенному обряду, они исполнялись в разные календарные праздники. Это наиболее древний пласт фольклорной культуры, некогда связанный с магическими обрядами. Постепенно с разрушением обрядовой культуры они переходили в разряд игровых, на первый план выступила игровая функция, но не утратилась до конца и утилитарно-магическая, поэтому в святочных гуляниях - важном календарном празднике земледельцев - они были и уместны и необходимы

К песенному репертуару все больше примыкает частушка.

Из традиционных поэтических жанров, находящихся в живом бытовании, большой интерес представляет древнейший жанр семейно-обрядового фольклора - похоронная причеть. Талантливые исполнители пользуются известностью, нередко еще при жизни люди преклонного возраста обращаются к тем, кто «браво голосит», с просьбой поголосить над ними после смерти. Причеть семейских отличается от обычных причитываний, приговоров близких над покойным. Семейские «голосят», поют свои маленькие поэмы, исполняя их, как песни.

Важнейшим жанром современного фольклорного репертуара семейских остаются заговоры с их главной утилитарно-прикладной функцией. Традиционно заговорами могли пользоваться люди, обладающие, как считалось, особым даром магического воздействия - «знахари», «знахарки», «колдуны». Тексты заговоров они хранили в неприкосновенности - никакой импровизации, передавали их также людям одаренным, способным. В настоящее время ореол таинственности вокруг заговоров исчез, они стали более открытыми, в обиходе простейшими заговорами может воспользоваться любой знающий текст заговора. Большая часть заговоров, записанных у семейских в 1997-2004 гг., составляют лечебные заговоры от зубной боли, ячменя, лишая, «рожи», «родимца», бородавок, на остановку крови, от ожога, «порчи», «сглазу», страха, испуга. Кроме лечебных, записаны заговоры и заклинания на посев, от червей, чтобы скотина знала свой двор. На Егорьев день заговаривают скотинушку на первый выгон, чтобы волк ее не тронул. Есть сложные по своей композиции и поэтическим средствам заговорные тексты, которыми владели поэтически одаренные люди, «профессиональные» знахари. Они и донесли до наших дней высокую поэзию заговора. Есть заговоры своей формульностью, поэтической системой напоминающие сказочный эпос: «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб на двенадцати котах, на двенадцати замках. От востока до заката текла огненная река, обмывала пенья, коренья.».

Большой популярностью в среде семейских пользуется мифологическая проза -

рассказы о домовых, дворовых, колодезных, банных. С ними связаны обрядовые действия, верования, приметы. В языческие по своей сути мифологические рассказы (бы-лички, бывальщины) привносятся черты христианской веры, например, защита от мифологического существа - христианский крест.

Собиратели фольклора подчеркивали отсутствие в фольклорном репертуаре семейских сказочного эпоса. Действительно, записать волшебные сказки в их классической форме не удалось. Но есть записи других сказочных типов - легендарных, сатирических, сказок-анекдотов о дураках, цыганах, кумулятивных (цепных), сказок-небылиц, сказок о животных. Достаточно заметное место в сказочном репертуаре семейских занимают сатирические сказки для взрослой аудитории и кумулятивные (цепные), докучные сказки - для детей. Распространены в старообрядческих селах и легендарные сказки. Они, сохраняя сюжеты и персонажи христианских легенд, утратили первоначальный, характерный для легенд священный смысл и основные функции, заложенные в легенде, - поучать, объяснять. Легендарная сказка тоже рассказывается для поучения, но она не претендует на достоверность, хотя фантастическое ее содержание нередко сохраняет внешнюю форму правдоподобного рассказа. В ней ослабляется первоначальный священный смысл и на первое место выступает занимательность сюжета. Внимание слушателей привлекала не столько мораль, заключенная в произведении, поучение, сколько развитие сюжета. Через легендарные сказки и рассказы в живую фольклорную традицию органично вошли произведения, связанные с библейской тематикой, они обладают характерными для фольклора признаками, традиционным набором художественных средств и в то же время сохраняют идею христианских повествований - духовно-нравственного регулирования человеческого поведения, поддержания жизни народного духа.

С утратой традиционных функций фольклора как части бытовой культуры возникли новые формы художественного творчества - фольклоризм. Фольклор включился в репертуар художественной самодеятельности и составил основу фольклорно-этнографических ансамблей. Вытесняемая из художественной сферы подлинная живая традиция народного творчества, естественно, утрачивает не только многие существенные качества на текстовом уровне, но и эстетику живого бытования. При сохранности живых народных форм художественной культуры, постепенно в практику функционирования произведений народного творчества входят фольклорные явления «вторичного» характера - выступления фольклорных ансамблей, проведение фольклорных фестивалей, клубных мероприятий, во время которых имитируются (реконструируются) обрядовые действа и связанный с ними фольклор, репродуцируется фольклор в литературе, искусстве. Параллельно с этим проявила себя еще одна форма бытования фольклора - певческие группы, созданные чаще всего по принципу родства или соседства. Именно семейные певческие очаги были и теперь остаются хранителями подлинной песенной традиции семейских.

Полевые исследования последних десятилетий в старообрядческих селах показали, что традиционный фольклор, хотя и уходит из живого бытования, но все еще живет в памяти хранителей народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.