Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОР В МНОГОГОЛОСИИ'

ФОЛЬКЛОР В МНОГОГОЛОСИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ЛАД / МОНОДИЯ / ГАРМОНИЯ / ФАКТУРА / ПОЛИФОНИЯ / КАНОН / АНТИФОН / ИМИТАЦИЯ / МЕЛИЗМ / МОРДЕНТ / ФОРШЛАГ / ДИРИЖЁР / ХОРМЕЙСТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маликова Дилбар Мирсагдиевна

Цель исследования: В этой статье об узбекских композиторах обсуждаются методы и инструменты, используемые жанром капелла, а также факторы, способствующие духовности узбекской молодой народной музыки. Методы исследования: В настоящей статье говорится о возрастающем воспитательном влиянии народных песен, которые были переработаны и обогащены современными красками композиторами. Результаты исследования: Обобщая вышеприведенные мысли и рассуждения об обработке народных песен, можно сказать следующее. Практическое применение: Она проявляется в содержании и значении в различных формах и проявлениях. В связи с этим на протяжении веков сформировавшиеся народные песни и мелодии передавались из поколения в поколение устной традицией, являясь неизмеримым наследием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE IN POLYPHONY

The purpose of the research: This article about Uzbek composers have been discussing the methods and tools used by the capella genre, as well as the factors promoting the spirituality of the Uzbek young folk music. Research methods: In the present article is spoken about the rising the educational influence of folk songs, which were worked up and were enriched with modern colors by composers. Research results: Summarizing the above thoughts and reasoning on the processing of folk songs, we can say the following. Practical application: It manifests itself in content and meaning in various forms and forms. In this regard, for centuries, the formed folk songs and melodies have been passed down from generation to generation by oral tradition, being an immeasurable heritage.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОР В МНОГОГОЛОСИИ»

Section 1. Musical arts

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

ISSN 2310-5666

Раздел 1. Музыкальное искусство Section 1. Musical arts

УДК 622.014.2 DOI: 10.29013/EJA-22-3.4-3-6

МАЛИКОВА Д. М.1

1 Узбекский Государственный институт искусств и культуры, Узбекистан

ФОЛЬКЛОР В МНОГОГОЛОСИИ

Аннотация.

Цель исследования: В этой статье об узбекских композиторах обсуждаются методы и инструменты, используемые жанром капелла, а также факторы, способствующие духовности узбекской молодой народной музыки.

Методы исследования: В настоящей статье говорится о возрастающем воспитательном влиянии народных песен, которые были переработаны и обогащены современными красками композиторами.

Результаты исследования: Обобщая вышеприведенные мысли и рассуждения об обработке народных песен, можно сказать следующее. Практическое применение:

Она проявляется в содержании и значении в различных формах и проявлениях. В связи с этим на протяжении веков сформировавшиеся народные песни и мелодии передавались из поколения в поколение устной традицией, являясь неизмеримым наследием.

Ключевые слова: а capella, лад, монодия, гармония, фактура, полифония, канон, антифон, имитация, мелизм, мордент, форшлаг, дирижёр, хормейстер.

Для цитирования: Маликова Д.М. Фольклор в многоголосии // European Journal of Arts, 2022, №3-4. - С. 3-6. DOI: https://doi.org/10.29013/EJA-22-3.4-3-6

Введение

Музыкальное искусство — неотъемлемая часть духовного мира человека, его художественное мышление — одна из форм искусства, отражающая эстетический вкус, роль и значение в формировании мировоззрения, а также выражение эмоциональных мыслей человека и воображение через музыкальные звуки.

Фольклор является источником всех искусств, и поэтому он совместим со многими другими искусствами, но это также уникальная форма искусства со своей уникальностью. Это область включает в себя музыку, танцы, ремесла, изобразительное искусство и другие виды искусства.

Духовное наследие узбекского народа — неисчерпаемый клад. Народное творчество является древнейшим из жанров искусства. Оно является одновременно древним и молодым видом искусства, так как оно основано на таланте народа. Народное творчество — это настоящее народное искусство, которое нравится людям всех возрастов.

Фольклор является показателем духовного состояния, духовного развития каждой нации. Из давних времен народные устные творения считаются народной художественной педагогикой. Роль народных песен в воспитании молодежи к духовной зрелости, несомненно, велика.

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

Section 1. Musical arts

ISSN 2310-5666

Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. Это многовековой опыт, отшлифованный и бережно охраняемый народом и великим, и малым по численности.

О фольклорном искусстве Президент Узбекистана Ш. М. Мирзиёев на первом Международном фестивале искусства бахши сказал следующее: "Такое великое, уникальное искусство в последнее время все больше_рассматривается как отжившая форма культуры, а кое-где и вовсе утрачивается, поэтому остро нуждается в охране и защите" [1].

В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Она учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Невозможно говорить о духовном совершенстве без развития чувства красоты. Музыка является одним из мощных средств формирования и воспитания этих тонких чувств.

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей книге "Высокая духовность — непобедимая сила" подчеркнул высокую роль музыкального искусства следующей фразой: "Без музыкального искусства нельзя говорить и достичь духовного совершенства личности... Исполняемые народные песни относящиеся каким либо нации или народности, они всегда отражают в себе самые возвышенные, добрые и изящные ощущения чувств..." [2, 140].

Народная песня — одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. Она является наиболее распространённым видом вокальной народной музыки. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного исторического развития фольклора.

Оно проявляется по содержанию и значении в различных формах и видах. В связи с этим на протяжении веков сформировавшиеся народные песни и мелодии от поколения к поколению передавались устной традицией являясь безмерным наследием" [2, 49].

Народные песни всегда привлекали профессиональных музыкантов, композиторов и дирижёров —

хормейстеров. Обработка каждого фольклора требовала от композиторов, хормейстеров тщательного изучения и деликатного подхода. В формирование и развитии многоголосной музыки значение народных песен безмерно.

Хоровое искусство — одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Хоровое пение принадлежит к одной из основных областей культурного мира — духовной культуре, которая включает в себя сферу духовного производства и его результаты, влияющие, прежде всего, на развитие и совершенствование духовного мира человека. Оно способствует развитию общечеловеческих ценностей, норм поведения, эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный уровень.

Воспитание квалифицированных музыкантов-исполнителей, дирижёров хора, невозможно без глубокого изучения фольклора и его истоков. Одним из главных факторов формирования молодого хормейстера является изучение фольклора с целью создания хоровых аранжировок, то есть обработок. Основной задачей обработки является умение различными средствами выразительности раскрыть своеобразную образность содержания песни, её национальный колорит. Обработка народных песен является захватывающей и независимой сферой творчества, с помощью которой можно продемонстрировать уникальные особенности народной песни и раскрыть ее духовно — музыкальное мышление.

Мутаваккил Бурханов. Им было обработано много различных народных песен для хора а капелла. Хорошее знание хора, прекрасное владение композиторской техникой, умение "слышать хор" — всё это сделала хоровые обработки Бурханова образцами, своеобразными эталонами в области хоровой музыки без сопровождения. Все его обработки отличаются высокими художественными качествами. Композитор нашел приёмы многоголосной обработки народных мелодий позволяющие сохранить их национальный характер.

Народные песни обработанные хормейстерами до сих пор составляют часть репертуара профессиональных и учебных коллективов Республики.

Обращение к песенному фольклору открывает широкие возможности более глубокого освоения са-

Section 1. Musical arts

European Journal of Arts 3 - 4 (2022)

ISSN 2310-5666

мобытной культуры региона, формировавшей свои неповторимые черты на протяжении многих веков.

Обработка народной песни требует обострённой чуткости и тонкого вкуса в восприятии ладово-интонационной стороны национального мелоса, проникновения в мелодико-жанровую природу напева, цепкого улавливания бесконечного многообразия красочных соответствий ритмов, тембров и созвучий, обогащающих семантику хорошо знакомых и любимых народом напевов. В хоровом многоголосии известные мелодии, так или иначе, насыщаются новой красочностью и энергией коллективного эмоционального переживания содержания песни. Обработка народной песни, монодийной по своей природе, привнесение в нее новых фактурно-акустических элементов, требует тщательного отбора выразительных средств на основе глубокого изучения и анализа народной музыки. При этом следует учитывать ряд факторов, таких как специфика ладовой структуры, метроритмика и формообразование, характерные интонационные особенности мелодии, а также национальная манера воспроизведения того или иного жанра народной музыки.

Отражение национального колорита в хоровой фактуре является одной из важнейших задач при создании многоголосной обработки. Непременным, обязательном условиям является сохранения национального мелоса в не изменённом виде с присущими только данной мелодии характерными интонационно-мелодическими и ритмическими деталями. Подобная организация стиля современной хоровой музыки выросла из исторических предпосылок, заложенных

и развившихся в народном и профессиональном искусстве. В зависимости от характера мелодии, жанра, содержания песни следует применять такие хоровые приемы и средства, которые исходят из своеобразия её ладо — интонационного и метроритмического строения.

Обобщая выше сказанные мысли и рассуждения по обработке народных песен можно сказать следующее. Народные песни всегда являются неотъемлемой частью человечество, так как они воспитывают и направляют молодежь на правильный путь, учат их к доброте, любви, уважение к старшему поколению, сострадание, сочувствие. Фольклор через века как невидимая связующая нить, которая объединяет, роднит, обеспечивает преемственность людей прошлого с современными. Музыка, вошедшая в жизнь людей еще с незапамятных времен, изо всех форм самовыражения точнее всего позволяет передать голос души, что может быть понят любым человеком, на каком языке бы он не говорил или на каком континенте проживал, позволяя снять все границы и барьеры. Словом, народная песня продолжала и продолжает жить не только в устах и сердце народа, но и в процессе не кончающегося художественного творчества.

Заключение

Одним словом, важно широко пропагандировать национальную культуру народа, возникшую и развивавшуюся на основе многовековых традиций и обычаев, так как современные культурные процессы служат главным посредником в распространении народной культуры.

Список литературы:

1. Из выступления на I Международном Фестивале искусства бахши, Термез, 5 апреля 2019 г.

2. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила.// Духовность - Ташкент.- 2008.- С. 140.

3. Ибрагимов О. А., Худоев Г. М. История музыки. // Баркамол файз медиа - Ташкент.- 2018.- С. 194.

Информация об авторе

Маликова Дилбар Мирсагдиевна, профессор кафедры вокала Узбекского Государственного института искусств

и культуры Республика Узбекистан

Адрес: Ташкент, Узбекистан

E-mail: aktamovshohruhbekk@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0786-2919

European Journal of Arts 3-4 (2022) D PREMIER Section 1. Musical arts

r Publishing

- ISSN 2310-5666 -

D. М. MALIKOVA 1

1 Professor department of Vokals Uzbekistan State Institute of Arts and Culture Republic of Uzbekistan, Uzbekistan

FOLKLORE IN POLYPHONY

Abstract.

The purpose of the research: This article about Uzbek composers have been discussing the methods and tools used by the capella genre, as well as the factors promoting the spirituality of the Uzbek young folk music.

Research methods: In the present article is spoken about the rising the educational influence of folk songs, which were worked up and were enriched with modern colors by composers.

Research results: Summarizing the above thoughts and reasoning on the processing of folk songs, we can say the following.

Practical application: It manifests itself in content and meaning in various forms and forms. In this regard, for centuries, the formed folk songs and melodies have been passed down from generation to generation by oral tradition, being an immeasurable heritage.

Key words: a capella, lad, monody, harmonic, texture, polyphony, antiphon, canon, imitation, conductor, choirmaster, ornamental, mordent, grace note.

Information about the author

Dilbar Malikova, Professor department ofVokals Uzbekistan State Institute ofArts and Culture Republic of Uzbekistan

Address: Tashkent, Uzbekistan

E-mail: aktamovshohruhbekk@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0786-2919

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.