https://doi.org/10.29013/EJA-20-1-53-57
Malikova Dilbar Mirsagdievna, Dotsent, State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan
E-mail: [email protected]
FOLK SONGS AND THEIR MEANINGS IN UPBRINGING OF YOUTH GENERATION
Abstract. In the present article is spoken about the rising the educational influence of folk songs, which were worked up and were enriched with modern colors by composers. Uzbek composers have been discussing the methods and tools used by the capella genre, as well as the factors promoting the spirituality of the Uzbek young folk music.
Keywords: a capella, lad, monody, harmonic, texture, polyphony, antiphon, canon, imitation, conductor, choirmaster, ornamental, mordent, grace note.
Маликова Дилбар Мирсагдиевна, доцент государственного института искусств и культуры Узбекистана E-mail: [email protected]
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация. В статье изучены и проанализированы народные песни обработанные узбекскими композиторами как жанр а capella, написанных для хора обогащённым и современным колоритом. Рассматривается особенности национального исполнения произведений, значение народных песен в духовном развитии и воспитании молодого поколения.
Ключевые слова: а capella, лад, монодия, гармония, фактура, полифония, канон, антифон, имитация, мелизм, мордент, форшлаг, дирижёр, хормейстер.
Музыка является художественным и обра- мощных средств формирования и воспитания
зовательным видом искусства. У каждого ис- этих тонких чувств.
кусства имеется свой язык: живопись говорит Без музыкального искусства нельзя говорить
с людьми при помощи красок, цветов и линий, и достичь духовного совершенства личности...
литература - при помощи слова, а музыка - с по- Исполняемые народные песни относящиеся ка-
мощью звуков. В мир музыки человек погружа- ким либо нации или народности, они всегда от-
ется с детства. Музыка оказывает большое вли- ражают в себе самые возвышенные, добрые и из-
яние на человека. Она учит не только слушать, ящные ощущения чувств ... [1, 140].
но и слышать, не только смотреть, но и видеть, Народная песня - одна из древнейших форм
а видя и слыша, чувствовать. Невозможно го- музыкально-словесного творчества. Она являет-
ворить о духовном совершенстве без развития ся наиболее распространённым видом вокальной
чувства красоты. Музыка является одним из народной музыки. Народная песня отражает
характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.
Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни: с бытом, трудовой деятельностью: жатвенные, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, свадебные, игровые календарные. Как отмечают авторы книги "Мусика тарихи": "Узбекский музыкальный фольклор является не-отьемлимой частью устного народного художественного творчества. Оно проявляется по содержанию и значении в различных формах и видах. В связи с этим на протяжении веков сформировавшиеся народные песни и мелодии от поколения к поколению передавались устной традицией являясь безмерным наследием" [2, 49].
Народная песня развивалась на протяжении тысячелетий, стала художественным, культурным и духовным достоянием каждого народа. Невозможно представить народные гуляния, праздники, свадебные вечеринки без народной песни. Как утверждает народный хафиз Узбекистана Оролмирзо Сафаров в статье: "Народная музыка зародилась в результате материальных и духовных потребностей человека, его отношении с внешней средой и другими людьми. В ней отражаются внутреннее настроение, духовное мировоззрение, надежды и устремления людей. Они сочетают в себе облик нации и народностей, её боль, мировоззрение и мышления людей, которые являются ее созидателями" [3, 38].
Народная песня как эффективное средства искусства помогает наслаждаться красотой природы, воспринимать происходящие события окружающей среды.
О значении народной песни У Курбанова в научной статье пишет: "С особенным волнением воспеваются жизнь трудового народа, его мечты и чаяния в самом массовом жанре фольклора -народных песнях. В них есть не только высокие
чувства, чистая любовь, верность, братская дружба, но и ярко отражены тяжелые условия жизни и переживания человека" [4, 58].
Народные песни всегда привлекали композиторов и дирижёров-хормейстеров. Обработка каждого фольклора требовала от композиторов, хормейстеров тщательного изучения и деликатного подхода. В формирование и развитии многоголосной музыки значение народных песен безмерно. Хоровое искусство - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства.
"Хоровая певческая культура Узбекистана прошла недолгий но весьма сложный путь развития от одноголосия до крупных многоголосных сочинений. Хоровое пение способствует развитию общечеловеческих ценностей, норм поведения, эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей, молодёжи расширяет и обогащает их музыкальный уровень" [5, 20].
Обработка народных песен является захватывающей и независимой сферой творчества, с помощью которой можно продемонстрировать уникальные особенности народной песни и раскрыть ее духовно-музыкальное мышление. Основной задачей обработки является умение различными средствами выразительности раскрыть своеобразную образность содержания народных песен, её национальный колорит.
Одним из первых композиторов, который обратился к средне-азиатским народным песням был великий, известный узбекский композитор Мутаваккил Бурханов. Им было обработано много различных народных песен для хора а капелла, таких, как узбекская народная песня "Ёрларим" ("Тановар"), "Гузал кизга" ("Ганжи ^орабоF"), каракалпакская народная песня "Бибигул", уйгурская народная песня "Сайра", таджикские на-
«о ~ У)
родные песни Заррагул и Сари кухи баланд. Хорошее знание хора, прекрасное владение ком-
позиторской техникой, умение "слышать хор" -всё это сделала хоровые обработки Бурханова образцами, своеобразными эталонами в области хоровой музыки без сопровождения. Все его обработки отличаются высокими художественными качествами. Композитор нашел приёмы многоголосной обработки народных мелодий позволяющие сохранить их национальный характер.
Композитор Сабир Бабаев и талантливые хормейстера такие как: Батыр Умиджанов, Шермат Ёрматов, Джура Шукуров, Евгений Нечаев, Наи-ра Шарафиева стали его последователями и добились больших успехов в обработках народных песен для хора без сопровождения.
Народные песни обработанные Сабир Бабае-
«тт » СС гт » «Т-Т » и' I ( »
вым Чаман ичра, яли-яли, Галдир, Тановор и "Энди сендек" до сих пор составляют часть репертуара профессиональных и учебных коллективов Республики.
Важную роль сыграл в этом направлении знаток хорового искусства главный дирижер и хормейстер "Заслуженного хорового коллектива Республики" Батыр Умиджанов. Им было обработано сотни разнохарактерных оригинальных народных песен таких как: "Илилла ёр", "Корасоч", "Чамандагул", "Килпиллама", "Лапар", "Сен чаманнинг гули булсанг", "Олмача анор", "Галбари" и различные среднеазиатские народные песни. Его огромным творческим достижением является обращении к профессиональной классической музыке как "Шашмаком" и традиционным песням таким как "Сегох" (газельХур-шида), "Чоргох" (газель Фурката), "Сарахбори Наво" (газель Хафиза) обработанным для хора а капелла с новыми оригинальными красками. Одним из ведущих специалистов узбекской хоровой музыки профессор Е. Нечаев, им было обработано множество народных песен Средней Азии и Казахстана: "Наманганнинг олмаси",
СС-тг ^ » «тт » «ТТ ^ " "Т"* I* "
Кийик;, Назугум , Чырайлыгим , Биоижан , "Билане", "Чашмони сиёхи ту", "Мавжи жонон
» и л ^ » СС ГГ-Г »
мезанад, Айтым салем калам ;ас , Тол;ын .
На сегодняшний день плодотворно и неустанно продолжает эту линию профессор Государс-венной Консерватории Узбекистана Наира Ша-рафиева. Известны по всей стране и далеко за её пределами народные песни: "Узбекистан та-роналари, Сайри боF , Эй, нозанин, Хоразм
» «Л7" » " пу« » ссгг» »
наволари , дазил, Эй медрибоним, Тасаддук, "Мустахзод", "Дейди-ё".
Обращение к песенному фольклору народов Средней Азии, как и к любому другому, открывает широкие возможности более глубокого освоения самобытной культуры региона, формировавшей свои неповторимые черты на протяжении многих веков. Обработка народной песни требует обострённой чуткости и тонкого вкуса в восприятии ладово-интонационной стороны национального мелоса, проникновения в мелодико-жанровую природу напева, цепкого улавливания бесконечного многообразия красочных соответствий ритмов, тембров и созвучий, обогащающих семантику хорошо знакомых и любимых народом напевов. В хоровом многоголосии известные мелодии, так или иначе, насыщаются новой красочностью и энергией коллективного эмоционального переживания содержания песни. Обработка народной песни, монодийной по своей природе, привнесение в нее новых фактурно-акустических элементов, требует тщательного отбора выразительных средств на основе глубокого изучения и анализа народной музыки. При этом следует учитывать ряд факторов, таких как специфика ладовой структуры, метроритмика и формообразование, характерные интонационные особенности мелодии, а также национальная манера воспроизведения того или иного жанра народной музыки. В научной статье о строении узбекской народной песни В. Батыршин отмечает: "Узбекская народная песня отличается движением мелодии по ступеням, которая характерным образом усиливаются мелодическая напряжённость звука, расположившись от сильных долей к слабым, так и от слабых к сильным. Наблюдаются скачки,
когда высокие звуки переходят к нижним звукам. После этого скачки вверх ординарно следует постепенный спад мелодии («заполнение»). В народных песнях как большого и малого масштаба встречается Аудж - Развитое законченное мелодическое построение предназначающиеся кульминацией песни" [6, 10].
Отражение национального колорита в хоровой фактуре является одной из важнейших задач при создании многоголосной обработки. Непременным, обязательном условиям является сохранения национального мелоса в не изменённом виде с присущими только данной мелодии характерными интонационно-мелодическими и ритмическими деталями. Подобная организация стиля современной хоровой музыки выросла из исторических предпосылок, заложенных и развившихся в народном и профессиональном искусстве. В зависимости от характера мелодии, жанра, содержания песни следует применять такие хоровые приемы и средства, которые исходят из своеобразия её ладо - интонационного и метроритмического строения.
При обработке народных песен композиторами и хормейстерами часто использовались самые разнообразные виды хоровой фактуры: гармоническая, полифоническая, гомофонная с мелоди-зированным басом, подголосочная, унисонная. При выборе склада письма непосредственно учитывались образно - поэтические содержания конкретной песни. В связи с этим возникает необходимость применения определенных приемов и выразительных средств изобразительного характера, жанрово-иллюстративного письма.
Черты широкой программности проявляются особенно четко в тех случаях, когда в многоголосии используется различные средство выразительности, воссоздаются яркие образно-обобщенные картины жанрово-бытовых сцен и зарисовок. Композиторы достигли этому по средствам использованиям в хоре определенных приемов, имитирующих звучания игры на дойре, дутаре, карнае, нагора и многих других народных инструментах,
бытующих у народов Востока. Такие приемы обогащают хоровую фактуру необычными красками подчеркивая тем самым её народный, национальный колорит, вызывая у слушателей зрительные ассоциации и представления. При создание хоровой фактуре проявляя изобразительность в её детализации, композиторы стремились в целом к миниатюрной форме. Использовали в обработках лишь те приемы, которые бы не только не нарушали красоту самобытной свежести оригинала, а, наоборот, обогащали её звучания новыми красками, органично сливаясь с традиционным мелосом, помогали сохранять национальный характер музыки, её ладовую и метрическую структуру не искажая первоисточника.
Стоит отметить безмерный труд народного артиста Узбекистана, дирижера и композитора Шермата Ёрматова, художественного руководителя детского хора "Булбулча", который аранжировал множество детских народных песен для хоровых коллективов. Из них: "Бойчечак", "Чит-тигул", "Лолача", "Бу гулшан соз", "Жамалаги тил-ло" и многие другие.
Исполнение этих песен всегда является одним из важнейших компонентов в духовно-нравственном воспитании и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Утверждая о значении детских народных песнях профессор Рауф Кадыров в книге "Музыкальная педагогика" пишет: "Детский песенный фольклор - это культурное достояние, прошедшее через века, отшлифованное и вобравшее в себя всю красоту и естественную природу музыкально-бытовых традиций. Эффективность и необходимость освоения этого бесценного музыкального материала детьми является одной из важнейших задач музыкальной педагогики" [7, 49].
Роль хорового икусства в воспитании молодого поколения определяется не только тем, что оно обладает весьма мощными выразительными средствами но и способно доставлять слушателям высокое эстетическое наслаждение.
Обобщая выше сказанные мысли и рассужде- родная музыка и народная песня должна способ-
ния по обработке народных песен можно сказать ствовать развитию и становлению личности, всех
следующее. Народные песни всегда являются не- ее духовных и физических сил, способностей;
отъемлемой частью человечество, так как они вос- вести каждого к новому мироощущению, миро-
питывают и направляют молодежь на правильный воззрению, основанному на признании общече-
путь, учат их к доброте, любви, уважение к стар- ловеческих ценностей в качестве приоритетных
шему поколению, сострадание, сочувствие. На- в жизни.
Список литературы:
1. Каримов И. А. Юксак маънавият- енгилмас куч. // Маънавият - Т. 2008.- 140 с. ISBN978-9943-04-075-5.
2. Иброхимов О. А., Худоев Г. М. Мусика тарихи // Barkamol fayz media - Т. 2018.- 194 с. ISBN978-9943-5517-9-4.
3. Сафаров О. Мусина ва маънавият // Zebo yulduzlari -T.-Узбекистон давлат санъат ва маданият институти хабарлари. 2018 / 3(7).- С. 38-41. ISBN2181-8932.
4. Курбанова У О роли узбекского фольклорного искусства в народной педагогике // Наука, образование и культура. Научно-теоретический журнал № 2 (26) - М. 2018.- С. 58-59. ISSN2413-7111.
5. Джумаева Л. Х., Шарафиева Н. С. Хор синфи ва камер хор // Barkamol fayz media.- Т. 2017.-20 с. ISBN978-9943-5143-7-9.
6. Батыршин Ф. Ф. Жанры и формы народного музыкального искусства Узбекистана // Литера -М.-Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научное издательство «Институт стратегических исследований» 2016.- № 6.- С. 8-11. ISSN2073-0071.
7. Кадыров Р. Г. Музыкальная педагогика // Мусина - Т. 2009.- 49 с. ISBN978-9943.