Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОР ЛУГАНЩИНЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ФОЛЬКЛОР ЛУГАНЩИНЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1056
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Драчёва Л.И.

Луганщина является уникальной и интересной территорией в плане культуры. В статье рассматриваются особенности развития фольклора Луганского края, связанная с исторически сложившимися обстоятельствами: позднее заселение края; многонациональность; экономические, культурно-бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Рассматривается творческая деятельность народных коллективов и народных ансамблей Луганщины. В статье поднимаются вопросы изучения народного творчества студентами колледжа ЛГАКИ имени М. Матусовского с целью сохранения национального наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОР ЛУГАНЩИНЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

ФОЛЬКЛОР ЛУГАНЩИНЫ - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Драчёва Л.И.

Драчёва Лидия Ильинична - преподаватель высшей категории, Колледж

Государственное образовательное учреждение культуры Луганской Народной Республики Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск, Украина

Аннотация: Луганщина является уникальной и интересной территорией в плане культуры. В статье рассматриваются особенности развития фольклора Луганского края, связанная с исторически сложившимися обстоятельствами: позднее заселение края; многонациональность; экономические, культурно-бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Рассматривается творческая деятельность народных коллективов и народных ансамблей Луганщины. В статье поднимаются вопросы изучения народного творчества студентами колледжа ЛГАКИ имени М. Матусовского с целью сохранения национального наследия.

Ключевые слова: народное творчество, фольклор, национальная культура, народная культура, традиционная культура, фольклорный ансамбль, народный ансамбль, этнографические особенности, традиции.

Наш регион является уникальной и интересной территорией в плане культуры. На Луганщине представлено множество культур и традиций в связи с исторически сложившимися обстоятельствами: сравнительно позднее заселение края; совместное проживание разных национальностей на одной территории - украинцев, русских, сербов, поляков, греков, евреев и многих других; хозяйственно -экономические, культурные, бытовые связи, которые привели к значительному этнокультурному сближению народов. Поэтому важно сохранить традицию каждой народности региона. Каждая из культур, ассимилировалась, заимствовала у других народов элементы их культур. Именно это является отличительной чертой нашей территории. Синтез многих культур проявляется в языке, песенной традиции, костюме, быте.

Народно-песенное творчество, наряду со всем традиционным наследием любого государства, является ценнейшим и важнейшим идентификатором народности, которая там проживает.

Народно-поэтическое творчество Донбасса имеет много своеобразных особенностей. Закономерно, что на Донбассе довольно широко развит рабочий фольклор. В шахтёрских песнях, которые создавались во время дореволюционного периода, часто звучали минорные мотивы - сетования на тяжёлый труд и горькую судьбу. В шахтах широко использовали женский и детский труд, который забирал много сил и здоровья. Девушки в шахтёрских частушках сравнивают себя с «вялой травой».

Среди населения Донбасса широко были распространены чумацкие песни. На его территории в 17-18 веках появляются соляные копальни. Куда приезжали чумаки за солью из Слобожанщины и с Правобережной Украины. Поэтому в чумацких песнях часто вспоминается Дон («Та йшов чумак з Дону до дому», «Ехал чумак бережком» и т. д.) [7, с. 52].

Очень распространенными на Луганщине были лирические и социально-бытовые песни, широко использовались свадебные песни, богатые разнообразными обрядами и традициями [8].

Большое внимание на Луганщине уделяется деятельности народным коллективам и народным ансамблям. Основными их функциями является популяризация народного творчества, сохранение текстов, традиций, обрядов.

В настоящее время пропагандистами народной культуры на Луганщине являются народный клуб «Левша» мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства, художественная мастерская «Макаров Яр», народный ансамбль песни и танца «Луганские узоры», фольклорный ансамбль «Луганцы».

Народный клуб «Левша» мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства, создан 35 лет назад. Имеет филиалы во всех городах и районах Республики, постоянно принимает участие в различных выставках, фестивалях, конкурсах, смотрах, празднованиях памятных дат, это: выставка «Русь мастеровая» в рамках проведения всероссийского конкурса народных мастеров декоративно-прикладного искусства (пгт Вешки, Ростовская область РФ); выставка в рамках празднования 75-летия образования Луганской области в Украинском центре культуры (г. Москва, РФ).

Художественная мастерская «Макаров Яр» » (с. Пархоменко, Краснодонский р-н), которая ведет свое летоисчисление с середины XIX века. В настоящее время мастерская располагается на усадьбе Гончара, количество сотрудников в штате 7 человек, работает 3 кружка для разных возрастных категорий. Руководителями и участниками мастерской постоянно ведется исследовательская работа по изучению и возрождению гончарного ремесла и проводятся творческие экспедиции.

На сегодняшний день в Клубе насчитывается около 1000 мастеров, из них 128 имеет почетное звание -«Народный мастер и художник Луганщины». Следует отметить, что в Республике возрождаются традиционные виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, художественная обработка дерева и метала, лозоплетение, художественная роспись, керамика, писанкарство, гончарное ремесло. Мастера имеют

возможность принимать участие как в знаковых мероприятиях так и презентовать свое творчество на персональных Республиканских выставках.

Народный ансамбль песни и танца «Луганские узоры» — один из ярких творческих коллективов Луганщины, лауреат и дипломант многих международных фестивалей и конкурсов, таких как: «Хотмыжская осень» (г. Белгород), «Шолоховская весна» (г. Станица Вешенская, Ростовская обл.), II международный фестиваль-конкурс народной песни им. Е. М. Концевича (г. Краснодар), «Алчевское зарево» (г. Алчевск) и многих других.

Народный ансамбль песни и танца «Луганские узоры» создан в 1982 году. В 2017 г. народный ансамбль песни и танца отметил свой 35-летний юбилей.

В репертуаре ансамбля — русские народные, казачьи песни и танцы, а также вокально-хореографические композиции, такие как: «Тимоня», «Варенька», «Казачьи гулянья, «Я на сводьбеце была», «Казачий круг».

Несмотря на то, что состав «Луганских узоров» постоянно меняется, поскольку в нём работают студенты, коллективу удается сохранять самобытность, неповторимость и собственное лицо. Удается быть ни на кого не похожим и всегда интересным зрителю. Этот творческий коллектив владеет профессиональным мастерством, умением дарить зрителям тепло, радость и хорошее настроение.

С 2000 г. при общине донских казаков города Луганска начал свою творческую деятельность фольклорный ансамбль «Луганцы». Ансамбль был создан с целью сохранения и изучения традиционной культуры казаков Северского Донца (правый приток Дона), а именно фольклора Станично-Луганского района. На сегодняшний день этот коллектив продолжает изучение песенных традиций, костюмов и быта казаков. На протяжении двадцати лет ансамбль является визитной карточкой Луганщины [2, с. 22].

Для сохранения идентичности региона, нации сейчас нужно внимательнее относиться к традиционным истокам нашей культуры. Только изучение культуры в комплексе, начиная с детского возраста, может привить людям любовь к Родине.

Нельзя воспитать сознательного человека нашего общества без того, чтобы не питать его с детства полноценной духовной пищей, идущей от родовых корней и от света национальной культуры. Наша нынешняя молодежь является хранителем своего наследия.

С этой целью большую исследовательскую работу по изучение фольклора проводят студенты колледжа культуры Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского. Эта работа проводится студентами на производственной практике в сёлах, посёлках, городах Луганщины. Где они изучают историю нашего народа, этнографические особенности, специфику местности, быт, фольклор и всё то, что называется жизнью прошлого нашего богатого благословенного края.

Внимание к фольклору как древним пластам культуры, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Наша задача заключается в том, чтобы сохранить традиции, донести новым поколениям знания, переданные нам нашими предками. Мы черпаем свои духовные силы в нашем прошлом, для того чтобы совершенствовать будущее.

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими корнями, отруби их - и древо погибнет». Не зря символом жизни является дерево, корнями которого всегда будут наши предки; они питают наше поколение, давая движение культуре и мировидение потомкам. Так и нация, да и весь народ, не знающие своей культуры и истории, обречены на вымирание, а возможно, и на исчезновение с лица земли.

Список литературы

1 Башкина В.Я. Луганск в трех столетиях / В.Я. Башкина, А. И. Поболелов. Луганск: Максим, 2012. 140 с. : ил.

2 Культурное наследие Луганщины: преемственность поколений: материалы Открытого республиканского научно-практического семинара (г. Луганск, 7 нояб. 2019 г.). Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2019. 104 с.

3 Локотош Б.Н. Очерки истории Луганска / Б.Н. Локотош. Луганск: Ред.-изд. отдел обл. упр. печати, 1993.-140с.: 42 л. ил.

4 Луганщина: етнокультурний вишр / Гол. ред. колл. О.А. Галич. Луганськ: Альма матер, 2001. 360 с.

5 Очерки истории культуры Луганщины: кол. моногр. / под ред. В.Л. Филиппова, И.Н. Цой. Луганск: Шико, 2012. 240 с.

6 Очерки истории культуры Луганщины: кол. моногр. Т. 2 / М.С. Абанина, М.С. Асташова, Т.Л. Журавлева и др. Луганск: ФЛП Михненко О.В., 2017. 203 с.: нот.

7 Подов В.И. Легенды и были Донбасса / В.П. Подов. Луганск: Свплиця, 1998. 76с., портр.

8 Скиба О.В. Весшьний фольклор Луганщини в науковш штерпретаци: монограф1я / О.В. Скиба; Дгрж. закл. „Луган. нац. ун-т 1меш Тараса Шевченка", Луганськ: Вид-во ДЗ „Л1ТУ 1меш Тараса Шевченка", 2013. 219 с.

9 Теремова Т.1. Народна творчкть в контексп регионального фольклору / Т.1. Теремова // Сучасна мистецька освгга: реали та перспективи: зб. матерiалiв Всеукр. наук.-практ. семшару. Суми, 2003. 345 с.

10 Теремова Т.И. О современном состоянии изучения музыкального фольклора на Луганщине / Т. И. Теремова // Аутентичный фольклор: проблемы изучения, сохранения, преемственности: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2009. 387 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.