«ФОЛЬКЛОР И СОВРЕМЕННОСТЬ»: ИСТОРИЯ ЮБИЛЕЙНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
Абдулалиев Ариз Али оглы
доцент Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибейли, Республика
Азербайджан, г. Баку E-mail: ariz-abdulahyev@maiLru
"FOLKLORE AND MODERNITY": HISTORY OF THE ANNIVERSARY
CONFERENCE Ariz All ogly Abdulallyev
associate professor of Hajibeyov Baku Academy of Music, Azerbaijan Baku
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена путям развития музыкальной науки в Азербайджане, культурным и научным взаимосвязям между республиками Советского Союза. В этом контексте анализируется история, цель, актуальность, научное значение и перспективы всесоюзной музыковедческой конференции «Фольклор и современность», проведенной в г. Баку. Определяется важность конференции в процессе актуализации музыкально-культурной жизни республики. Автор также информирует об участниках и докладах, отмечает актуальность тем для современного музыковедения и фольклористики.
ABSTRACT
The article is dedicated to development paths of musical science in Azerbaijan as well as to cultural and scientific interconnections between the Republics of the Soviet Union. In this context there are analyzed the history, the aim, the relevance, the scientific implication and the prospects of the All-Union musicological conference "Folklore and Modernity" conducted in Baku. The importance of the conference in the process of updating of musical and cultural life of the Republic has been defined. The author also has presented the participants and the reports and pointed out the relevance of the topics for the modern musicology and folkloristics.
Ключевые слова: музыковедение; всесоюзная научная конференция; 50-летие Азербайджанской государственной консерватории; официальное постановление о юбилее; актуальность; перспективы.
Keywords: musicology; the All-Union scientific conference; the 50th anniversary of The Azerbaijan State Conservatoire; a formal ruling about the anniversary; relevance; prospects.
Азербайджанская музыкальная культура прошлого столетия значительна достижениями в сфере музыкальной науки и образования. Научная и педагогическая деятельность музыковедов охватывала широкий круг творческих, исследовательских, методических, исторических, теоретических, учебно-воспитательных вопросов, которые рассматривались в статьях, монографиях, учебниках, методических рекомендациях, отражались в докладах и лекциях [5].
В целях решения текущих и предстоящих задач часто проводились конференции, где обсуждались произведения композиторов, проблемы творчества, жанра, стилистики и формы, исторические и теоретические аспекты народной музыки. Научные конференции положительно и успешно содействовали развитию музыковедения, музыкального образования и просвещения. С учетом реальности во всех республиках и центральных городах Советского Союза конференции проводились в республиканском и всесоюзном масштабах. Как известно, музыковедческие конференции со всесоюзным или межреспубликанским статусом оценивались как особенно важные научные мероприятия.
В организационном и тематическом плане они подразделялись на секции, продолжались несколько дней, сопровождались обсуждениями, высказываниями, а в итоге коллегиально принималась резолюция или решения участников. На них дискуссировали музыковеды, композиторы - представители разных поколений, а также разных консерваторий, союзов композиторов, научных организаций. И что важно, материалы или тезисы этих конференций обязательно издавались и тиражировались.
Всесоюзные музыковедческие конференции, проводимые и в Азербайджане, в советское время играли огромную роль в развитии
музыкальной науки и образования, способствовали решению теоретических вопросов, актуальных задач, а также популяризации новых научных идей и выводов. Еще одна функция этих конференций — обмен информацией среди специалистов, идеями, исследованиями, которые в свою очередь дали реальные возможности для определения новых проблем и дальнейших перспектив музыковедения.
Одним из важных событий в жизни музыкальной науки советского периода, как это подтверждают документы и материалы, стала всесоюзная музыковедческая конференция «Фольклор и современность». Проводимая в Баку, в 16—18 апреля 1972 года, всесоюзная конференция «Фольклор и современность» была посвящена знаменательному юбилею — 50-летию Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова (ныне Бакинская музыкальная академия). Юбилейные мероприятия организовывались во многих союзных республиках и городах и оценивались как историческое событие в музыкальной жизни Советского Союза.
В юбилейные мероприятия, как уже отмечалось, входила и всесоюзная научная конференция. Выбор такой темы для конференции был небезосновательным. Во-первых, азербайджанский народ и по сей день славится своей богатейшей фольклорной культурой. Во-вторых, классик азербайджанской профессиональной музыки У. Гаджибеков одновременно является основателем профессионального музыкального образования, первым инициатором и организатором создания в республике государственной консерватории. Гениальный композитор, создатель в мировой музыке жанра «мугамная опера», в своих научных докладах и статьях неоднократно призывал молодых композиторов глубже изучать особенности народной музыки, серьезно и критически отнестись к творческим вопросам «фольклор и композитор», избегать любой поверхностности в отношении современного музыкального языка [3]. В-третьих, в полувековой истории Азербайджанской государственной консерватории ученые, педагоги, исследователи вуза сыграли огромную роль в развитии музыкального искусства, музыковедения и
музыкальной фольклористики, а также в воспитании профессиональных музыкальных кадров. Консерватория функционировала не только как высшее музыкально-учебное заведение, но и как музыкально-научный центр, активно участвовала в расширении межкультурных и научных связей [1].
С другой стороны, название конференции было продиктовано современным состоянием музыкальной науки: «Фольклор и современность», как доказывает и материалы конференции, по своей теоретической важности тема очень актуальная и проблематичная. Многоаспектность — один из определяющих факторов данного вопроса.
Следует отметить, что конференция на эту тему в советском музыкознании проводилась впервые. Она вводила тематику и проблематику «фольклор-современность» в обиход музыкальной науки. Бакинская конференция, впервые ставя эту тему на повестку дня музыковедения, установила степень значительности и актуальности этой проблемы, вследствие чего тема «фольклор и современность» стала одним из актуальнейших объектов исследования в музыковедении, в частности фольклористики, и до сих пор не снята с повестки дня музыкальной науки.
Особого внимания заслужил еще один факт, который одновременно является историческим фактом в развитии музыкальной культуры. Речь идет об обсуждении организационных вопросов и плана мероприятий юбилея консерватории на высоком государственном уровне — на заседании Бюро ЦК КП Азербайджана. Известно, что в советское время все юбилейные даты науки и искусства без решения и разрешения вышестоящих государственных и правительственных органов реализовать в жизнь не было возможным, особенно в национальных республиках. Анализируя культурные традиции и строгие контрольные механизмы в советской идеологической политике, сегодня в независимой Азербайджанской Республике необходима научно-музыковедческая оценка постановления Бюро ЦК КП Азербайджана «О 50-летнем юбилее Азербайджанской государственной консерватории». Примечательно, что политический руководитель республики Гейдар Алиев
лично был инициатором проведения юбилея консерватории и выступил предложением о рассмотрении данного вопроса на заседании бюро. Он активно участвовал в составлении и реализации плана мероприятий. В данном постановлении также представлен состав юбилейной комиссии, который возглавил Народный артист СССР, председатель Союза композиторов Азербайджана, член правления СК СССР, академик Кара Караев. Как утверждают исследователи, на торжественном открытии юбилея консерватории Гейдар Алиев выступил с докладом, проанализировал пути развития музыкального образования в республике, высоко оценил деятельность консерватории как очаг музыкального искусства, воспитывающий многие поколении талантливых профессиональных музыкальных кадров [2]. В связи с юбилеем Президиум Верховного Совета республики принял указ о присвоении преподавателям консерватории почетных званий, о награждении орденами и медалями [4].
На всесоюзной конференции «Фольклор и современность» выступили с докладами ведущие специалисты из Москвы, Ленинграда, Украины, Грузии, Средней Азии, Баку. Среди них выдающие ученые-фольклористы и музыковеды, именами которых славится музыкальная наука и фольклористика: В. Гусев, И. Земцовский, И. Мациевский, О. Матякубов, М. Жордания, Г. Чхиквадзе, Р. Абдуллаев, Я. Константиновский и др. Вместе с ними на конференции активно принятии участие выдающие музыковеды-ученые Азербайджана: М.С. Исмаилов, Д. Данилов, Л. Карагичева, С. Касимова, Э. Абасова, А. Исазаде, Б. Гусейнли, Р. Зохрабов, Э. Эльдарова, Б. Мамедова, Б. Курбанов, С. Сеидова.
Конференция работал в двух секциях: фольклора и истории и теории музыки. Большой научный интерес вызывают представленные доклады, где были исследованы самые разные вопросы и проблемы в соответствии с темой конференции: «Музыкальный фольклор и современность» (И.И. Земцовский), «Проблемы комплексного изучения фольклора» (В.Е. Гусев), «Математическая интерпретация мелодических структур народной песни»
(Я.А. Константиновский, С.Б. Галстуян), «У. Гаджибеков — основоположник музыкального образования в Азербайджане» (Д.Х. Данилов), «О ладовой основе грузинских одноголосных земледельческих песен — «Оровела» (М.К. Жордания), «Творчество Кара Караева и фольклор» (Л.В. Карагичева), «Народное музыкальное творчество как один из источников развития азербайджанского симфонизма» (Э.Г. Абасова), «Фольклор и композиторская техника» (И. Мациевский), «Некоторые ладовые особенности грузинской народной музыки» (Е.Д. Чохснелидзе), «Фольклор в азербайджанских операх на современную тематику» (С.Д. Касимова), «Вопросы публикации музыкального фольклора в Азербайджане» (Р.Ф. Зохрабов), «Основные задачи современной музыкальной фольклористики» (Г.З. Чхиквадзе^, «Метро-ритмические особенности азербайджанской народной музыки» (М.С. Исмаилов), «Виды современного азербайджанского народного музыкального творчества» (Б.Х. Гусейнли), «К вопросу функциональности в украинском народном одноголосии» (Я.В. Якубяк), «Традиционная терминология, бытующая в исполнительской практике азербайджанских ашугов» (Э. Эльдарова), «Художественные методы и мелодико-текстологические структуры фольклора Гражданской войны» (Я.А. Константиновский), «Узбекский народный жанр "катта-ашула" и перспективы его использования», (Р. Абдуллаев), «Некоторые ладовые особенности гармонии азербайджанских композиторов» (Б.М. Мамедова), «Марсия — одна из форм культовой музыки» (С. Сеидова), «Эстетическая природа жанров азербайджанской народной музыки» (Б.О. Курбанов), «Хорезмская народная музыка» (О. Матякубов) [6].
Можно с уверенностью подтвердить, что все эти доклады, темы исследований и поставленные вопросы актуальны и для современной музыкальной науки и фольклористики.
В заключение подведем итоги:
1. Всесоюзная научная конференция «Фольклор и современность» по своей научной новизне и актуальности — важное этапное событие в музыкально-культурной жизни республики.
2. Конференция была посвящена юбилею Азербайджанской государственной консерватории. Эта юбилейное научное мероприятие непосредственно подтвердило большую роль Азербайджанской государственной консерватории в развитии музыкального искусства и музыковедении, а также плодотворную совместимость науки и образования в музыкальном вузе.
3. Обсуждение вопроса об организации и проведении юбилея Азербайджанской государственной консерватории, утверждение плана юбилейных мероприятий на заседании Бюро ЦК КП Азербайджана, официальное постановление о юбилее этого вышестоящего политического органа, а также создание правительством республики всех условия для совместного участия музыкальной общественности, интеллигенции и представителей музыкально-творческих, научных организаций союзных республик в этих юбилейных мероприятиях — неопровержимый факт высокой и объективной оценки, прогрессивного и гуманного подхода и вечной заботы политического руководителя Азербайджана Гейдара Алиева о развитии культуры, науки, искусства, образования и культурных взаимоотношений.
4. Всесоюзная научная конференция «Фольклор и современность» своевременно выдвинула на передней план науки сугубо серьезный и сложный вопрос о непременной важности, актуальности и современности музыкально-фольклорного творчества и вместе с тем фольклорных исследований.
5. Конференция открыла новые методологические подходы к музыкальному фольклору, расширила грани исторических и теоретических аспектов музыковедения.
6. Конференция, рассматривая также проблему «фольклор и композитор», стала очередным научным событием на пути решения новых исследовательских задач о связях композиторского творчества с народной музыкой.
7. Культурно-научное значение всесоюзной музыковедческой
конференции «Фольклор и современность» определят и ее расширенная
музыкально-теоретическая информативность.
Список литературы:
1. Абасова Э., Данилов Д., Карагичева Л., Сафаралиева К. Азербайджанская государственная консерватория имени Узеира Гаджибекова: 1921—1971. Под общей редакцией Народного артиста СССР, проф. С.И. Гаджибекова. Б., Азернешр, 1972. — 214 с.
2. АЬёиЬНуеу Л.Э. Копвегуа1ш1уашп 50 ПНу Л7ЭгЬаусап шэёэшууэИшп шйИйш 1апх1 Ьаё1вэв1 к1ш1. // "Мив1д1 ёйпуав1" В.: — 2012, — № 3 (52). — б. 113—120.
3. Гаджибеков У. О музыкальном искусстве Азербайджана: [Статьи, доклады, выступления, письма.] /Сост и коммент. канд. ист. наук К. Касимова; ред. академик АН Азерб. ССР, Народный артист СССР, проф. К. Караев Б., Азернешр, 1968. — 150 с.
4. Газета «Баку» 19 апреля, 1972 г.
5. Касимова С., Таги-заде А. О развитии музыковедения и музыкальной науки в АГК. // Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории. Б., — 1972, — № 1 (10). — С. 70—83.
6. Фольклор и современность: Тезисы докладов юбилейной научной конференции, посвященной пятидесятилетию Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова. Б., 1972. — 83 с.