УДК 811:378.147:37.025.7
Н.В. Литонина,
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Flipped Olassroom как способ обучения фонетике на основе развития автономности личности
Перестройка современного образования ставит преподавателей в условия поиска новых путей и способов оптимизации процесса обучения. Особенно актуально это для нетрадиционных форм получения образования, одной из которой является очно-заочная. Обучающиеся очно-заочного отделения - студенты особые. Большинство из них имеет оконченное основное высшее образование или же находится в процессе его получения. Данный факт говорит о том, что очно-заочное образование является для данных студентов дополнительным, которое они получают, руководствуясь своими сугубо личностными целями.
Если рассматривать лингвистический вуз, то многие обучающиеся изучают иностранный язык для осуществления своей основной трудовой деятельности, которая варьируется от юридической, финансовой, педагогической до управленческой. Следовательно, для того чтобы процесс обучения был наиболее эффективным и приносил удовлетворение, преподавателю необходимо учитывать особенности и цели как процесса обучения, так и обучающихся. Если говорить про особенности образовательного процесса в высших учебных заведениях, то в настоящее время наблюдается тенденция сокращения аудиторных часов при сохранении прежних целей и задач учебных курсов. Сле-
Нижегородский государственный лингвистический университет им. НА. Добролюбова
довательно, для выполнения требований программы необходимо правильно организовывать внеаудиторную учебную деятельность студентов, обучая их эффективно работать самостоятельно.
Давайте рассмотрим один из наиболее эффективных способов индивидуализации и оптимизации процесса обучения в вышеописанных условиях. В зарубежной методической науке он получил название «flipped classroom», что на русский язык можно перевести как перевернутая модель традиционного урока. По А.А. Бу-дарному, «урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного
времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [1]. При традиционном построении образовательного процесса преподаватель в классе объясняет студентам теоретический материал, закрепление которого происходит дома. В условиях уменьшения аудитор-
© Литонина Н.В., 2015
НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА ЛИТОНИНА
кандидат педагогических наук Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Сфера научных интересов: развитие автономности личности, компьютерные технологии, смешанное и онлайн-обучение. Автор 18 публикаций
В статье описан новый и эффективный способ оптимизации и индивидуализации образовательного процесса на примере разработки курса фонетики английского языка. Применение перевернутой модели традиционного урока помогает добиться высоких результатов и воспитать автономную личность.
Ключевые слова: перевернутая модель традиционного урока, индивидуализация и оптимизация процесса обучения, курс по фонетике английского языка, автономность личности, компьютерные технологии.
The article describes a new and effective way of optimization and individualization of the learning process in English Phonetics course. Flipping a classroom leads to greater results and learners' autonomy.
Key words: flipped classroom, individualization and optimization of the learning process, English Phonetics course, autonomous learner, computer technologies.
ных часов данная модель становится неэффективной, так как основной акцент ставится на изучение материала, а не его усвоение и закрепление. Если перевернуть данную модель, то получится, что изучение нового теоретического материала осуществляется во внеаудиторное время, а его закрепление и совершенствование - в аудиторное.
Данная идея была впервые предложена Джонатаном Бергманом (Jonathan Bergman) и Аароном Семсом (Aaron Sams) после того, как они начали использовать возможности PowerPoint для записи презентаций [2]. Проанализировав таксономию Блума, которая была пересмотрена Лореном Андерсоном (Loren Anderson) в 2001 году в связи с новыми открытиями в науке, ученые пришли к выводу, что навыки и умения низшего уровня, такие как запоминание, понимание и применение, могут быть развиты самостоятельно, без помощи преподавателя. Навыки и умения высшего порядка, такие как анализ, оценка и творчество, требуют непосредственного участия обучающего. При сокращении аудиторных часов в высших учебных заведениях развить умения высокого порядка, такие как критическое мышление, принятие решений, общение на иностранном языке, сотрудничество, творчество и изобретательность, можно только при
условии, если умения более низкого порядка будут отрабатываться самостоятельно студентами вне аудитории.
Однако перевернутая модель традиционного урока в своем первозданном виде используется с ограничениями в преподавании некоторых предметов, например иностранного языка или фонетики иностранного языка. В данном случае это связано с особенностями их преподавания. Рассмотрим разработанный нами курс фонетики английского языка, который посвящен развитию произносительных и интонационных навыков и умений. Исходя из этого, предложенная модель может быть модифицирована и адаптирована к целям и задачам данного курса, который рассчитан на 58 часов (15 недель по 4 часа). Вот основная его информация на английском языке.
Learning goals:
1. Students will improve their pronunciation and soften their accent.
2. Students will be able to pronounce English sounds correctly and use appropriate intonation patterns.
3. Students will understand the general phonetic terms and use them appropriately.
4. Students will understand and describe basic phonetic processes, such as assimilation, accommodation, elision.
Essential question:
What is it like speaking like a real Englishman or American?
Major assessments:
1. Phonetic test.
2. Phonetic analysis of the text.
3. Portfolio.
4. Oral Presentation (Choice).
Как можно видеть из описания целей, в отличие от просто языкового курса, курс фонетики иностранного языка предусматривает изучение теоретического материала. При традиционном построении занятия преподаватель уделяет основное время в аудитории объяснению фонетических правил, явлений, а также их демонстрации. Их практика осуществляется в основном дома, а следовательно, является бесконтрольной. В современных условиях ограниченного учебного времени традиционный способ построения образовательного процесса приводит к тому, что материал усваивается недостаточно, цели курса не достигаются, и в результате студенты не овладевают фонетикой английского языка. Предложенная же перевернутая модель традиционного урока делает возможным то, что ознакомление с теоретическим материалом происходит изначально перед занятием (в качестве домашнего задания) для дальнейшего его совершенствования во время самого урока. Если приводить примеры из разработанного нами курса фонетики английского языка, то при изучении таких тем, как «The Organs of Speech and their Functions», «English Consonants and Vowels», «Assimilation and Accommodation», «Introduction into English Intonation», «Intonation Groups», преподаватель создает презентации в PowerPoint или видео в Camtasia Studio с подробным объяснением произношения английских звуков, основных фонетических терминов, правил английской интонации с достаточным количеством примеров и иллюстраций. Это, с одной стороны,
экономит учебное время, оставляя больше возможностей для практики под контролем преподавателя, а с другой учитывает индивидуальные особенности студентов, которые могут увеличивать или уменьшать темп видео, пересматривать его несколько раз, использовать возможности как слуховой, так и зрительной памяти. Студенты также могут ознакомиться с информацией в учебном пособии или книге по фонетике, рекомендованной преподавателем. Таким образом, в зависимости от своих предпочтений студент выбирает способ усвоения материала. Некоторые обучающиеся с развитой зрительной памятью предпочитают прочитать главу в методическом пособии или справочнике, другие с развитой слуховой памятью -послушать объяснения учителя и др. Предложенная модель позволяет максимально учитывать особенности обучающихся.
Давайте рассмотрим занятие, посвященное изучению ритма и темпа английского языка. Перед самим занятием студенты знакомятся с информацией об основных терминах в разделе «Интонация». Само занятие имеет следующий план.
Learning objectives.
1. Students will familiarize themselves with the terms "tempo", "timber", and "rhythm".
2. Students will be able to improve their rhythm and intonation.
I. Warm-up "Singing"
Students stand up and clap the
rhythm of "I am SORry I WASn't in CLASS".
II. New material "English as a stress-timed language"
Practice: Matching and clapping to get the feeling of English rhythm.
Inner and outer circles: one partner claps hands, the other one practices pronunciation. Finally, volunteers come up and perform in front of the class.
It is important for students to experiment with the tempo and pay
their attention to if rhythm changes or not.
III. Cool-down:
The song "Three Blind Mice" (clapping the rhythm)
H-W: Students record their reading of "Take it Home" (from "Better English Pronunciation" by J.D. O'Connor) and submit their Self-Evaluation.
Другим случаем применения данной модели может служить объяснение рутинных задач или действий вне занятий, так как они требуют не понимания, а скорее технического выполнения. Ярким примером может служить объяснение схемы характеристики гласного или согласного звука в курсе фонетики английского языка. Данная характеристика представляет собой пошаговый механизм, который необходимо соблюдать для правильного выполнения установленной учебной программой задачи. Так как данное задание лишено творчества, и его выполнение необходимо автоматизировать, нами рекомендуется создать видео (в Camtasia Studio) с детальным описанием принципа характеристики гласного или согласного звука. Далее студенты смотрят видео самостоятельно во внеаудиторное время и характеризуют несколько гласных или согласных дома по образцу. В аудитории же основное время уделяется фонетической практике.
Стоит отметить, что в отличие от первого случая применения перевернутой модели традиционного урока здесь студенты могут испытать трудности в нахождении данной информации в Интернете (например, схемы характеристики гласного или согласного звука, которая предусмотрена программой), если они отсутствовали на занятии во время ее объяснения. Преподаватель же, размещая видео или подробное письменное описание процедуры в системе дистанционного обучения или на другой платформе, дает студентам дополнительную возможность
ознакомиться с ней. Эта характеристика особенно важна для образовательного процесса в условиях очно-заочной формы.
Любой преподаватель иностранного языка согласится с тем, что овладение фонетической стороной речи требует постоянной практики от обучающегося и своевременной обратной связи с ним. Несмотря на то что в разработанном нами курсе студенты имеют возможность индивидуально консультироваться с преподавателем во время занятия и после, для того чтобы своевременно получить помощь, в связи с ограничением во времени данные индивидуальные консультации могут длиться только пару минут. Когда же осуществлять проверку домашнего задания? Перевернутая модель традиционного урока предусматривает проверку домашнего задания, определенных навыков и умений (например, охарактеризовать гласный или согласный звук, случай ассимиляции, аккомодации; использовать интонационные группы английского языка; имитировать ритм в английском предложении) во внеаудиторное время. Студент записывает свою речь (аудио или видео) и отсылает преподавателю на проверку. Преподаватель в свою очередь оперативно предоставляет обратную связь. Конечно, такая проверка домашнего задания требует от преподавателя дополнительного времени и сил, однако быстро превращается в рутину и может осуществляться в любую свободную минуту, например в транспорте, на перемене и др. Однако благодаря такой организации курса освобождается огромное количество времени для непосредственной коммуникации на иностранном языке, совершенствования фонетической стороны речи и индивидуальных консультаций со студентами, а следовательно, улучшения межличностных отношений.
Общая информация о курсе, а именно его целях, задачах, системе оценивания, плане обучения,
критериях оценки и многое другое, занимает достаточное количество аудиторного времени в традиционной системе образования. Обычно этому посвящается первое занятие, которое называется вводным. Для того чтобы сэкономить это время, можно создать вводное видео с объяснением данной общей информации о курсе, разместить его на дистанционной платформе и попросить студентов ознакомиться с ним перед началом занятий. Обучающиеся могут обращаться к данному видео в любое время на протяжении всего семестра, что вдвойне экономит аудиторное время, так как студенты имеют привычку неоднократно задавать общие вопросы по организационному процессу.
В настоящее время существует большое количество компьютерных платформ, которые позволяют «размещать» материал онлайн и осуществлять оперативную обратную связь. К ним относятся следующие: L.M.S. - Learning Management System (Edmodo, Tumbler, Blackboard, Blogger, Wordpress), C.M.S. - Content Management System (D2L, Moodle, Canvas, My Big Campus, HAIKU). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому необходимо сравнить их перед тем, как сделать выбор в пользу какой-либо. Если данные программы не содержат чат-функции, то для осуществления коммуникации между преподавателем и студентами или только между студентами можно использовать следующие: электронную почту, Google +, Twitter, Remind 101, Skype, Handout. Они
легкие в использовании и не требуют специальных знаний или умений.
Современное общество требует воспитания автономной личности, которая способна организовывать собственный образовательный процесс самостоятельно, без помощи педагога. Это обязывает обучающего знакомить студентов со стратегиями обучения в рамках любого курса, в том числе и по фонетике английского языка. Информация о метакогнитивных, когнитивных и социальных стратегиях может быть дополнительно «выложена» на дистанционной платформе для самостоятельного ознакомления обучающимися. В процессе же практики произношения или интонирования преподаватель может мотивировать студентов использовать данные стратегии для оптимизации процесса обучения. Само применение вышеописанной модели связано с развитием автономности. Студенты становятся более ответственными за собственный уровень усвоения, так как они обязаны ознакомиться с материалом до начала занятия и при этом использовать эффективные стратегии обучения. Они также развивают организационные навыки и умения, так как необходимо грамотно спланировать собственный день для достижения поставленных целей в образовании и на работе.
Таким образом, описанная перевернутая модель традиционного урока позволяет освободить аудиторное время для непосредственной практики иностранного языка, овладения фонетической стороной речи и развития умений
высокого порядка, таких как критическое мышление, принятие решений, сотрудничество и нахождение творческих подходов. В разработанном нами курсе фонетики английского языка использовались следующие задания и упражнения: group and pair work «Inside and Outside Circles», «Chinese Telephone», writing poems, songs, «Carousel Brainstorming», «Gallery Walk», jig sawing, «Vocabulary Tree», dialogues with cultural information, comparing and analyzing phonetic phenomena.
Вся дополнительная (второстепенная) информация или навыки и умения низкого уровня могут быть усвоены студентами самостоятельно во внеаудиторное время при создании всех необходимых условий. К последним можно отнести владение методикой грамотного использования модели перевернутого традиционного урока и вышеупомянутыми компьютерными программами. Данная организация образовательного процесса положительно влияет и на общую обстановку в группе, так как все задания направлены на максимальное вовлечение студентов в образовательный процесс. Рутинные упражнения и пассивное усвоение информации (reading, listening and looking), которые вызывают много раздражения у некоторых категорий студентов, выведены за пределы занятия. Все это говорит о том, что применение данной методики кардинально меняет образовательный процесс в положительную сторону и ведет к достижению высоких результатов.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: 2. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Student in Every Class Every Day. ASCD and ISTI, 2012. Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
LITERATURA
1. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Pedagogika: 2. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Student in Every Class Every Day. ASCD and ISTI, 2012. Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. 576 s.