Научная статья на тему 'ФЛАГИ И КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ'

ФЛАГИ И КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / ЗНАМЯ / ГЕРБ / ГЕРАЛЬДИКА / ТРИКОЛОР / АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ / ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА / STATE SYMBOL / BANNER / COAT OF ARMS / HERALDRY / TRICOLOR / ST. ANDREW'S FLAG / ST. GEORGE RIBBON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шутов Анатолий Дмитриевич

В статье рассматривается история современных государственных символов России - флага и герба, дана их характеристика с точки зрения соответствия международным геральдическим рекомендациям. Отмечается, что современный российский флаг не адекватен им; рассмотрены традиционные русские червлёные (красные) стяги как боевые знамёна, исторические победы России (СССР) под красными знамёнами над иностранными захватчиками, прежде всего в Великой Отечественной войне. Даны оценки роли государственных символов в укреплении национальной сплочённости и повышении международного имиджа России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DON'T CHANGE HORSES AND FLAGS IN THE MIDDLE OF THE STREAM

The article discusses the history of modern state symbols of Russia - the flag and coat of arms, gives their characteristics in terms of compliance with international heraldic recommendations. It is noted that the modern Russian flag is not adequate to them; traditional Russian scarlet (red) banners are considered as battle flags, the historical victories of Russia (USSR) under the red banners over foreign invaders, especially in the Great Patriotic War. The role of state symbols in strengthening national cohesion and enhancing Russia's international image is assessed.

Текст научной работы на тему «ФЛАГИ И КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ»

УДК 470 + 571

Флаги и коней на переправе не меняют

Анатолий ШУТОВ

Флаг, знамя и герб - священные атрибуты во все времена, благородные символы Родины, умножающие силу и мужество народа и придающие ему веру в успех трудовых и ратных дел.

Среди российских знаменательных событий важное место отведено 22 августа - Дню российского флага. Это, бесспорно, знаковая веха в жизни страны, и она должна быть светлой страницей в её истории, национальным праздником. Однако в отдельные годы он проходит мимо нас как-то тихо и незаметно. Даже средства массовой информации предпочитают не возникать по этому поводу.

Дело в том, что наш флаг как государственный символ недостаточно адекватен образу России, международным геральдическим канонам. На протяжении веков, уже начиная с XIII в., стали складываться международные геральдические установки и рекомендации, согласно которым страна должна иметь такие атрибуты государственной власти, смысл и стратегическая заданность которых были бы понятны с первого взгляда.

Какова социально-экономическая стратегия державы, чьи интересы она защищает, кто является носителем власти в стране - ответы на эти фундаментальные вопросы должны быть ясно выражены в государственных символах, чтобы народ, и особенно армия, знали, какие цели стоят перед ними и чьи интересы в случае возникновения военной ситуации они будут защищать, рискуя жизнью.

ШУТОВ Анатолий Дмитриевич - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. E-mail: schutovanatole@yandex.ru

Ключевые слова: государственный символ, знамя, герб, геральдика, триколор, Андреевский флаг, Георгиевская лента.

Международные геральдические правила не позволяют произвольно устанавливать цвета национального флага того или иного государства и их расположение без соответствия социальной структуре страны, форме её правления без прямого узнавания - монархия это или республика, унитарное государство или федерация, конфедерация.

В этом отношении современный российский флаг не адекватен международным геральдическим рекомендациям, более того, установлен он произвольно и вопреки исторической логике, без учёта национальных интересов и политической сущности государства при нарушении исторической преемственности. Поэтому тем политикам, которые пытаются усмотреть историческую преемственность в официальном признании российского государственного флага в качестве национального символа, надо просто напомнить, что трёхцветный бело-сине-красный флаг до революции 1917 г. никогда не был государственным и появился в России только в 1676 г. при царе Алексее Михайловиче в качестве коммерческого флага для торговых судов. Свои цвета и их линейное расположение российский триколор заимствовал у Голландии (такие цвета также имели флаги Франции и Польши), и, естественно, ему, как копии иностранного флага, царь не присвоил статуса государственного. В 1693 г. триколор был использован Петром I в качестве военно-морского штандарта, но вскоре император осознал, что торговый флаг с недостатком русскости не к лицу военно-морскому флоту.

Действительно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, заимствованных у протестантской Голландии? Пётр хотел видеть на военных кораблях русские флаги, которые являлись бы символом самобытности и независимости России, хранительницы православной веры. И в 1705 г. своим указом он вновь узаконил триколор в прежнем статусе и оперативно занялся разработкой русского флага специально для военно-морского флота.

По убеждению Петра I, источником русскости со всеми её уникальными качествами является учение Христа с его приверженностью правде, любви и справедливости, неизменной преданностью гуманизму и неотступной борьбе со злом. Первым из двенадцати апостолов, распространявших учение Христа, был апостол Андрей, названный Первозванным (родился в 6 г. до н. э.).

Главной ареной его просветительской миссии помимо Малой Азии была территория будущей Древней Руси. В своих продолжающих дело Иисуса Христа странствиях апостол достиг берегов Чёрного моря и крестил здесь древних русов, в течение ряда лет приобщал к христианству славянские племена -предшественников русского народа на пространстве от Чёрного до Балтийского морей. На Руси гордились, что начало христианства у них связано не с деятельностью какого-либо частного миссионера, а было принято от апостола - первого из учеников Христа. Апостол Андрей по возвращении в Грецию повторил судьбу своего Учителя: по приказу Эгеата, языческого правителя города Па-

тры, он был распят на косом кресте, имеющем форму буквы «Х», который, превратившись в святыню, стал с тех пор называться Андреевским, демонстрируя людям чудесные свершения.

Неразрывная связь России и русского народа с апостолом воодушевили Петра I учредить для военно-морского флота России флаг, органически слитый с личностью Андрея Первозванного. Созданный по макету Петра, Андреевский флаг представлял собой белое полотнище с голубым крестом по диагонали (форма креста, на котором распят апостол). Пётр Великий так определил новый флаг: «Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

После установления Андреевского флага в качестве морского символа русский флот словно обрёл небывалую мощь и стал одерживать крупные победы в морских сражениях. Со времён Петра I апостол Андрей Первозванный стал почитаться как покровитель Санкт-Петербурга, а Андреевский крест и Андреевский флаг - символы русского флота, неотъемлемые от души русского народа.

А торговый триколор продолжал своё скромное существование: в 1886 г. на основе указа Александра III в Морской устав была внесена специальная статья, согласно которой бело-сине-красный флаг был утверждён только «для коммерческих судов». Правда, в 1896 г. накануне коронации Николая II была

сделана попытка официально присвоить трёхцветному стягу статус государственного флага, но эта инициатива вызвала энергичный протест российской общественности, не желавшей, чтобы государственным флагом был заимствованный у протестантско-католиче-ской Европы триколор, и Николай II оставил его в прежнем звании коммерческого флага для торговых судов.

Дальнейшая судьба триколора в условиях революционной суматохи 1917 г., трагедийной оргии Первой мировой и Гражданской войн уподобилась разменной монете в руках различных политических сил, в том числе авантюристов с генеральскими погонами, других недоброжелателей России. В годы Гражданской войны белогвардейские генералы Корнилов*, Деникин, адмирал Колчак под этим трёхцветным флагом вместе с Антантой воевали против русского народа, соблюдая историческую преемственность с антироссийскими нашествиями прежних западных полчищ. Под бело-сине-красным триколором французы в 1812 г. отправились на завоевание России, а в 1853 г. атаковали Севастополь. Во время Великой Отечественной войны триколор по личному указанию Гитлера был вручён в качестве знамени армии генерала-изменника Власова и после этого во всех власовских штабах висел рядом с портретом Гитлера и его штандартом. И генерал-предатель даже изрёк такую фразу: «Вот увидите, наступит то время, когда наш

* В 1919 г. триколор был использован генералом Л. Г. Корниловым как знамя Добровольческой русской армии.

триколор будет гордо развеваться над Кремлём» [1]. А 24 июня 1945 г. этот власовский флаг был брошен к подножию Мавзолея на свалку истории вместе с другими фашистскими знамёнами.

Однако последователь Власова генерал-президент Горбачёв не дал триколору исчезнуть навсегда из будущей истории - вытащил его на свет Божий и «одарил» им Российскую державу. Вернувшись 22 августа 1991 г. из «хитроумного отдыха» в Форосе в Москву, он первым делом заявил о необходимости заменить Красный флаг СССР на трёхцветный стяг, и 1 ноября горбачёвская инициатива была законодательно утверждена равнодушно-послушным Съездом народных депутатов РСФСР. А 25 декабря в 19 часов Бурбулис, один из главных организаторов антигосударственного Беловежского заговора, в награду за содеянное преступление получил право снять Красный флаг Советского Союза с Кремлёвского Дворца съездов, а вместо него на флагштоке Кремля взвился трёхцветный стяг [ 2], при этом было объявлено, что восстановлена и соблюдена «историческая преемственность».

Да, преемственность действительно соблюдена, но она предосудительна, слишком узнаваемо связана с антинациональными кругами, с историческими и политическими врагами России. Приняв триколор, либеральная власть тем самым признала свою идентичную близость с белыми генералами времён Гражданской войны и другими врагами Советской державы.

Преемственность наблюдается и в том, что современный российский триколор, как и его дореволюционный образец, наследует не оригинальный символ России, а плагиаторскую модель, копию, разнообразив её некоторыми новыми заимствованиями.

Нынешний российский флаг, по подсчётам историка В. Похлёбкина, копирует цвета в разных комбинациях более двадцати, главным образом мелких, государств типа Самоа, Коста-Рики, Люксембурга, Панамы, Либерии, Исландии, а с 90-х годов такие цвета на своих государственных флагах стали использовать Чехия, Хорватия, Югославия, Словакия, Словения. При этом российский флаг по расположению полос представляет собой хотя и несколько бледную, зато точную копию флагов двух последних государств.

Словом, современный российский флаг не выглядит оригинальным национальным знаменем, это плагиат чешско-словенско-словацкого флагов, их копия по набору и порядку размещения цветов, что с точки зрения международной геральдики труднообъяснимо и даже унизительно для великой державы. Ведь знамя - это символ и синоним чести Родины: изменить, принизить достоинство знамени - значит обесчестить Родину, память предков.

Не на десятилетия - намного дольше сохранится в памяти позорный поступок властных чиновников России, согласившихся под давлением заокеанских сатрапов поехать в 2017 г. на зимнюю Олимпиаду в Южную Корею не под своим флагом.

1 Artyshenkooleg.ru/wp-oleg/archives/1097

2 Рыжков Н. Главный свидетель. Дело о развале СССР. М.: Алгоритм, 2012. С. 187-188.

Честь, как и вера в Христа, должна быть святой и бескомпромиссной: 18-летний солдат Женя Родионов предпочёл казнь от рук иноверных бусурман, но не изменил Христу, не снял православный крест. В годы Великой Отечественной войны бойцы Красной армии, попадая в окружение, одной из первоочередных задач считали спасение знамени своей воинской части, доказывая жизнью верность присяге, Отечеству.

От верности выбора государственного флага многое зависит в социальной психологии гражданского общества, политических убеждениях народа. Провозглашение флагом России ведомственного дореволюционного торгового стяга - поспешный выбор, не создающий впечатления устойчивого социального долголетия ввиду шаткости созданного на скорую руку режима. В заговорщической спешке у разрушителей исторической России не нашлось ни времени, ни желания создать такие государственные символы, которые соответствовали бы национальному облику социально перестроенной страны. Государственные дилетанты, не владеющие геральдическими правилами, решили задачу легко и просто: отказались от своих адекватных стандартов, а заимствовали их из других стран, эпох, не задумываясь об их смысле. В результате триколор не содержит сущностной символики, и не случайно эксперты-геральдисты стараются не объяснять смысл российского триколора. Это, в частности, подметила Е. Г. По-

номарёва, подчеркнувшая, что цвет, выбранный государством для своего флага, должен содержать «ценностную составляющую», которая является «принципиальным рычагом единения и мобилизации» [ 3].

Триколор же российский - не символ единения и примирения: многие граждане остаются бескомпромиссными приверженцами противоборствующих исторических символов, в частности, красного флага, а это значит, что социальное противостояние в обществе не будет сокращаться. Непререкаемым символом единства России, неделимости, исторического преемства является только красный флаг (причём бесполосный), символизирующий национальный цвет русского народа. Красный цвет - самый привлекательный, яркий и сильный элемент в лучах солнца, наполняющий своей энергией земную жизнь, и только два братских клана - олигархи да быки - ненавидят красный цвет.

Как свидетельствует история, красный цвет - традиционный цвет русов, символ могущества, жизнестойкости и красоты (красные щиты, красные стяги, красные девки, красные сарафаны, красные рубахи, весна-красна и т. д.). Поэтому и знамёнами славян Древней Руси были в основном красные, сплачивавшие русских воинов в борьбе за свободу против многочисленных врагов. В этом плане наивными и неправдоподобными представляются утверждения современных западных политиков, что до второй половины XVII в. в России якобы вообще не было флагов и впервые они при-

3 Пономарева Е. Г. Что такое «цветные революции» и как с ними бороться // Представительная власть. 2016, № 1-2. С. 35.

шли к нам из Голландии. Однако подобные «открытия» не в ладу с фактами.

Червлёные - тёмно-алые - боевые флаги русских войск были уже в Х-XII вв. и представляли собой треугольные стяги с эмблемой Спаса Нерукотворного.

В частности, в «Слове о полку Игореве» говорится о воинах-русичах, идущих на половцев «под червлёным стягом» и в бою «перегородили поля червлёными щитами». Великие князья Святослав, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV всегда водили свои дружины под красными знамёнами. Под красными стягами бились русские полки на Куликовом поле, на Калке, в Крыму, в Ливонии. В 907 г. Вещий Олег под червлёным стягом начал победоносный поход на Византию и, победив, прикрепил свой щит на вратах Царьграда.

Знамя Ивана IV - традиционно красного цвета с образом Христа. В 1552 г. русские полки под красным знаменем шли на победоносный штурм Казани. В летописи об осаде Казани Иваном IV говорилось: «...и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворный».

Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царевне Софье Алексеевне оно побывало в крымских походах, а при Петре I -в Азовском походе и на войне со шведами.

Под красным знаменем Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин освобождали Москву от поляков.

Царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, ходил на Смоленск, Ригу, Вильно под большим знаменем

багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нём.

Отборные полки Петра I, отличавшиеся особой доблестью, в частности лейб-гвардии Преображенский полк, имели полковые красные знамёна.

Словом, красное знамя прочно вошло в историю, неразрывно связав себя с Россией и русским народом.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции красное знамя стало историческим символом, гордостью граждан России, свидетелем социального процветания, маяком свободы народов мира - и в то же время ненавистным ниспровергателем для буржуазии всех стран. И не случайно в 1991 г. под перестроечную гребёнку попали и атрибуты государственной власти, хотя сделано это было по-дилетантски, без учёта истории, национальных традиций, геральдических положений. Дилетанты у власти не могли осознать, что государственные символы - это не политическая ветошь, которую можно легко заменить: красный стяг развевается над Россией более тысячи лет, видоизменяя лишь некоторые детали, но не цвет - наиболее его устойчивый элемент, и фактически уже сложилась пословица: флаги и коней на переправе не меняют - меняют ездовых.

Но даже заменённое в контрреволюционные 90-е годы на «нейтральный» триколор, оно продолжает стращать компрадорскую буржуазию России и её либеральную власть, и они начали предпринимать совместные усилия, чтобы вообще изъять красный цвет из употребле-

ния как «коммунистического диссидента» и «незаметно» подменить его другими цветными символами, пользующимися к тому же народной признательностью, в частности, на оранжево-чёрную георгиевскую ленточку (две оранжевые и три чёрные полосы).

Георгиевская лента - неотъемлемая часть ордена Святого Георгия, который учредила Екатерина II в 1769 г. для награждения офицеров за совершённые подвиги на поле брани. Позднее Георгиевскую ленту внесли в наградную систему СССР под названием «Гвардейская лента», и она стала символом воинской доблести, продолжила преемственность героической истории России. Но оранжево-чёрная Георгиевская лента - это не адекватная замена Красного знамени, она не имеет прямого отношения к победе в Великой Отечественной войне, ведь победили мы фашистскую Германию под Красным знаменем и над рейхстагом водрузили Красное знамя Победы с серпом и молотом, поэтому оно должно быть главным символом Дня Победы. Георгиевская лента, несмотря на международное признание, не может квалифицироваться как адекватная замена Красного знамени и должна стоять не впереди, а рядом с ним, идти вместе, рука об руку как два братских символа с одним победным смыслом - русским, советским, историческим.

Игнорирование Красного знамени Победы длится уже бесконечно долго - все постсоветские десятилетия, и перемен не предвидится. Обидно смотреть, как орденоносные ветераны сидят тише воды на Крас-

ной площади в Москве и с доблестным спокойствием наблюдают за декоративным шествием во время ежегодных парадов 9 Мая в честь Дня Победы: впереди шествия несут триколор, не имеющий ничего общего с этим великим праздником, а Красное знамя Победы несут сзади как приложение к трёхцветному полотну. Очевидно, не волнует их и спрятанный в этот праздничный день Мавзолей, прикрытый фанерой. Конечно, это не как в бандеров-ском Киеве, где за появление на улицах города в День Победы с красным флагом угрожают пятилетним тюремным заключением, однако Знамя Победы нам надо держать в первозданном величии.

В России же чиновники от власти не любят красный цвет и в ряде случаев настроены по отношению к нему весьма нетерпимо.

Так, в 2018 г. администрация Перми запретила участникам «Бессмертного полка» идти с красным флагом, а тех, кто пытался развернуть его, полиция забирала и куда-то уводила [ 4].

2 февраля 2018 г. на военном параде в Волгограде в честь 75-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом пронесли искажённое Знамя Победы с вытравленными государственными эмблемами - красной звездой, а также золотыми серпом и молотом. Уродование святыни - это диверсия против истории, страны, народа, преступление перед памятью 1 миллиона 200 тысяч наших героев-бойцов, погибших в Сталинградской битве. А равнодушный губернатор Волгограда А. Бочаров заявил на опера-

4 Бобров А. Кого и что тут не устроило? // Советская Россия. 2018. 11 мая.

тивном совещании: торжества прошли на высоком уровне. На параде присутствовал президент страны [ 5].

Красное знамя - не временное явление в истории России, оно вошло в нашу жизнь уже в Х в. и отсутствие в постсоветский период не означает его невозврата в будущую эпоху. Государственные символы должны быть зеркальным отражением надёжности державы, всех её институтов и управленческих сфер. Этого нельзя сказать о современных государственных символах России и о самой стране. Вся её экономическая система и политическая надстройка скопированы с западных моделей, не имеют национального содержания и оттого не создают впечатления устойчивого долголетия.

Красное знамя вернётся так же, как вернулся Крым после долгого отсутствия, и оно уже постепенно приближается к порогу дома своего, а ведь всё, включая дорогу в тысячу вёрст, начинается с первого шага. Этим первым шагом явился «Бессмертный полк», шествие которого в большинстве городов России, Донбасса, несмотря на известные препятствия, проходят под красными знамёнами.

Можно с большой долей уверенности предположить, что не навсегда закрепился и другой, неотъемлемый от флага символ государства -герб в виде двуглавого орла.

Этот средневековый атрибут освящает монархическую форму правления, ставшую историческим парадоксом, таким же чуждым со-

временной эпохе, как язычество православному христианству. Использование его в качестве государственного символа подобно попытке втиснуть Россию в феодальную эпоху. Стране нужен иной герб - реальный символ прогресса и возрождения. Образцом и подлинным государственным символом было русское изобретение - скрещённый серп и молот, созданный художником Е. И. Камзолкиным и утверждённый в июле 1918 г. Всероссийским съездом Советов в качестве государственного символа. В нём точно, ярко и просто отображена социальная структура страны: серп - крестьянство, молот - рабочий класс.

Конечно, для современной России не пригоден такой символ, а нужен свой, узнаваемый атрибут власти, наполненный оптимальным социальным содержанием. Однако такой гербовый маяк в принципе неприемлем разрушителями Советской страны и их западными контролёрами. На обломках разгромленного СССР они попытались сохранить Россию как вассальное государство, превратить её в бесперспективную провинцию с колониальной зависимостью, удобной для разворовывания её национальных богатств. А для такого проекта как нельзя лучше подходит исторически изживший себя, выродившийся и одряхлевший двуглавый орёл, и в декабре 2000 г. духовно бесплодные депутаты Госдумы приняли решение - сделать этот монархический реквизит в качестве государственного герба «новой» России.

5 Платова Г. Как рука поднялась на святыню?! // Советская Россия. 2018. 8 февраля.

Монархические формы государства ушли в прошлое, и попытки вернуть их выглядят анахронизмом. Прошлое не бывает два раза, оно невозвратно единично, и тот, кто грезит о восстановлении монархии, либо потерял голову, либо почву под ногами. Как говорит С. Замлелова, «век монархий прошёл» и «вернуться в прошлое никому ещё не удавалось», поскольку это вообще противоестественно.

История подтверждает, что гербовая символика чаще всего адекватна социально-политическому характеру государства и оказывает реальное влияние на его социально-политическую стратегию. Патриотически нацеленная на социальный и исторический прогресс символика подобна птице-тройке: мчит страну ввысь, к свершениям и открытиям; а есть символика - знак бед и несчастий, ведущая в безысходное никуда. Такова либеральная двухголовая птица - антипод птице-тройке. Её две головы, тянущиеся в разные стороны - на Запад и на Восток -разрывают тело России и лишают её стратегической магистрали.

Весьма убедительно пишет на эту тему эксперт по геральдике С. Макин: «Двуглавый орёл был наглядным символом косности и отсталости царского режима, недееспособности Временного правительства» [ 6].

Если бы Россия (СССР) осталась в XX в. при двуглавом орле, она бы не вышла в космос. «Вступать в третье тысячелетие с подобной символикой значило сознательно обрекать страну на отставание и в ко-

нечном счёте на деградацию». Это и понятно: кто ориентируется на первобытные образы, тот боится смело и современно мыслить [6]. Словом, страна, где власть не может придумать даже собственный герб и по привычке присваивает чужой, вряд ли может рассчитывать на длительное существование своего режима.

Попутно заметим: признание биологически аномальных (вопреки природе) зверей и птиц в виде трёхглавого змея или двуглавого орла возможно только в сказочном варианте, в реальности же их никто, даже дети, всерьёз не воспринимают, и, разумеется, в наш интеллектуальный век эти сказочные создания из-за своей аномальной сути не могут, вернее не должны, быть государственными символами. Правда, поклонники этой сказочной птицы, выполняющей роль государственного герба, утверждают, что двуглавый орёл - это древний символ российской государственности, и его современное использование обусловлено необходимостью соблюдать историческую преемственность.

Ну, насчёт исторической древности здесь явный перехлёст. Согласно исторической науке началом российской государственности принято считать 862 г., а двуглавый орёл обозначил своё присутствие в российских пределах только в 1497 г. на печати московского великого князя Ивана III. Так что никакой исторической традиции не было, и нельзя соблюдать того, чего нет.

Как пишет геральдист профессор А. А. Беляков, российская государ-

6 Макин С. На птичьих правах // Советская Россия. 2004. 15 июля.

ственность 635 лет «вполне обходилась без орнитологического феномена: первоначально на княжеских грамотах ставились изображения креста, Спаса, Богородицы или чаще всего святого, имя которого носил данный князь» [ 7].

Вот это - российская традиция, и такую преемственность можно было бы соблюдать и сегодня.

По существующим международным обычаям многие гербы содержат девизы, выражающие политико-сакральную суть данной страны.

Так, государственный герб Франции сопровождается девизом: Liberté, Égalité, Fraternité («Свобода, равенство, братство»); США: E pluribus unum («Из многих - единое»). Был девиз на гербах РСФСР и СССР, и только нет его на гербе нынешней России, потому что нет государственной стратегии (поди туда, не зная куда), а вместо неё - историческое бездорожье.

Как справедливо пишет историк С. Макин, «это не только огромный шаг назад в герботворчестве, но и знак отсутствия объединяющей страну идеи» [6].

Противоречивые чувства возникают при осмыслении проблемы, связанной с атрибутами государственной власти - флагом и гербом: с одной стороны, трёхполосный триколор со многими «проколами» и двуглавый орёл как государственный символ монархии, средневековый атрибут, не имеющий никакого отношения к республиканской форме правления, и пристёгивать его в качестве государственного символа к республике, называя её при этом «новой Россией»,- неисторично и противоречит здравому смыслу. Поэтому закономерен вопрос: и какая же это «новая» Россия, у которой не оригинальные, а архаичные, заимствованные атрибуты государственной власти - и флаг, и герб? Думается, вполне определённый ответ на этот вопрос имеется у каждого читателя, и вряд ли его надо комментировать.

А мне как политическому аналитику представляется важным сказать, что для возвеличивания образа России, повышения национальной сплочённости и укрепления социальной энергии народа надо вернуться к красному флагу, одноцветному (символ единства народа), бесполосному, с новой, чисто русской эмблемой (мог бы и медведь пригодиться).

С другой стороны,, флаг и герб страны - какие бы с точки зрения геральдики соображения по отношению к ним ни возникали,- это наши реликвии, утверждённые Конституцией, и их надо уважать, беречь как государственные символы, защищать их честь - это высокий долг каждого гражданина России.

Библиография • References

Беляков А. Ещё раз о двуглавом орле // Независимая газета. 2000. 10 ноября.

[Belyakov A. Eshchyo raz o dvuglavom orle // Nezavisimaya gazeta. 2000. 10 noyabrya]

Бобров А. Кого и что тут не устроило? // Советская Россия. 2018. 11 мая.

[Bobrov A. Kogo i chto tut ne ustroilo? // Sovetskaya Rossiya. 2018. 11 maya]

7 Беляков А. Ещё раз о двуглавом орле // Независимая газета. 2000. 10 ноября.

Макин С. На птичьих правах // Советская Россия. 2004. 15 июля. [Макт S. ^ рИЛ'Ш pravah // Sovetskaya Rossiya. 2004. 15 iyulya] Платова Г. Как рука поднялась на святыню?! // Советская Россия. 2018. 8 февраля.

\Platova G. Как гика podnyalas' па svyatynyu?! // Sovetskaya Rossiya. 2018. 8 fevralya]

Пономарева Е. Г. Что такое «цветные революции» и как с ними бороться //

Представительная власть. 2016. № 1-2. С. 26-38. [Ponomareva Е. G. СШо takoe «сте!пуе revolyucii» i kak s nimi borot'sya //

Predstavitel'naya vlast'. 2016. № 1-2. S. 26-38] Рыжков Н. Главный свидетель. Дело о развале СССР. М.: Алгоритм, 2012.- 240 с. [Ryzhkov N. Glavnyj svidetel'. Delo о razvale SSSR. М.: А^огИт, 2012.- 240 s.] Artyshenkooleg.ru/wp-oleg/archives/1097

Статья поступила в редакцию 27 ноября 2019 г.

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsiv // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/ news / 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.