Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венедиктов Игорь Николаевич, Волкова Людмила Михайловна, Кривощеков Вячеслав Георгиевич, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Розанова Ольга Игоревна

Авторами акцентируется особое внимание на стратегические преимущества инновационного потенциала молодежи, усиления социальной роли вузов. Мощным потенциалом социализации студентов обладает физическая культура и спорт, где не только развиваются физические качества, приобретаются спортивные знания, умения и навыки, но происходит и формирование основных видов социальной активности, спорт формирует моду, влияет на образ жизни, спорт - это воспитание мужества, характера, воли. Анализ мотивов занятий физической культурой, психического и социального здоровья студентов разной двигательной активности показывает, что у занимающихся спортом, проявление мотивационного обеспечения занятий более выражено, у них лучшие результаты по психическому и социальному здоровью. Исследование подтверждает, что социальную направленность физической культуры необходимо дальше разрабатывать и регламентировать для повышения качества высшего образования и формирования социальных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Венедиктов Игорь Николаевич, Волкова Людмила Михайловна, Кривощеков Вячеслав Георгиевич, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Розанова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY AS AN ASPECT OF SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH

Attention is focused on the strategic advantages of the innovative potential of youth, strengthening the social role of universities. Physical culture and sports have powerful potential for socialization of the students, where not only physical qualities are developed, sports knowledge, skills and abilities are acquired, but also the formation of the main types of social activity takes place, sports form fashion, affect lifestyle, sports is the education of courage, character, will. The analysis of the motives of physical education, mental and social health of students of different motor activity shows that those involved in sports, the manifestation of motivational support for classes is more pronounced, they have better results in mental and social health. The study confirms that the social orientation of physical culture needs to be further developed and regulated to improve the quality of higher education and the formation of students' social competencies.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

2. Современная парадигма физкультурного образования в вузах - компетенции или физическое развитие / Р.А. Юсупов, Р.Т. Бурганов, Б.А. Акишин, Г.А. Закирова / Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань, 2020. - С. 24-27.

REFERENCES

1. Maksimova, O.A. (2012). Fundamentals of original physical education evenkov, Yakutsk.

2. Yusupov, R.A. (2020) "The modem paradigm of physical education in universities -competencies or physical development", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 24-27.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.09.2022

УДК 796.01:316

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Игорь Николаевич Венедиктов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург;

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург; Вячеслав Георгиевич Кривощеков, старший преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, Санкт-Петербург; Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург;

Ольга Игоревна Розанова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; Андрей Алимжанович Даценко, кандидат

педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург

Аннотация

Авторами акцентируется особое внимание на стратегические преимущества инновационного потенциала молодежи, усиления социальной роли вузов. Мощным потенциалом социализации студентов обладает физическая культура и спорт, где не только развиваются физические качества, приобретаются спортивные знания, умения и навыки, но происходит и формирование основных видов социальной активности, спорт формирует моду, влияет на образ жизни, спорт - это воспитание мужества, характера, воли. Анализ мотивов занятий физической культурой, психического и социального здоровья студентов разной двигательной активности показывает, что у занимающихся спортом, проявление мотивационного обеспечения занятий более выражено, у них лучшие результаты по психическому и социальному здоровью. Исследование подтверждает, что социальную направленность физической культуры необходимо дальше разрабатывать и регламентировать для повышения качества высшего образования и формирования социальных компетенций студентов.

Ключевые слова: физическая культура, мотивы, социализация, личность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p66-70

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY AS AN ASPECT OF SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH

Igor Nikolaevich Venediktov, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate ofpedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Air Chief Marshal A.A. Novikov, St. Petersburg; Vyacheslav Georgievich Krivoshchekov, the

senior teacher, Military Institute (engineering), St. Petersburg; Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Saint Petersburg State University, St. Petersburg; Olga Igorevna Rozanova, the senior teacher, Saint Petersburg State University, St. Petersburg; Andrey Alimzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Civil Aviation Air Chief Marshal A.A. Novikov, St.

Petersburg

Abstract

Attention is focused on the strategic advantages of the innovative potential of youth, strengthening the social role of universities. Physical culture and sports have powerful potential for socialization of the students, where not only physical qualities are developed, sports knowledge, skills and abilities are acquired, but also the formation of the main types of social activity takes place, sports form fashion, affect lifestyle, sports is the education of courage, character, will. The analysis of the motives of physical education, mental and social health of students of different motor activity shows that those involved in sports, the manifestation of motivational support for classes is more pronounced, they have better results in mental and social health. The study confirms that the social orientation of physical culture needs to be further developed and regulated to improve the quality of higher education and the formation of students' social competencies.

Keywords: physical culture, motives, socialization, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Доктрина молодежной политики гласит, что стратегические преимущества есть у общества, которое эффективно использует человеческий потенциал и, в первую очередь, инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь. Именно молодежь сегодня является главным трудовым ресурсом государства, ее деятельность в большей степени, чем раньше, становится источником социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых людей и здесь необходима поддержка молодежи, в том числе через факторы, повлиять на которые может только педагогическая составляющая социализации [1-2, 4]. В стратегии развития российского образования подчеркивается, что обществу нужны образованные, здоровые, мобильные, предприимчивые, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, готовые к осознанному выбору профессиональной деятельности [3-5].

Сегодня Университеты традиционно считаются центрами образования и науки, успешно выполняют присущие им обучающие и исследовательские функции. Вместе с этим в последнее время в деятельности университетов усиливается тенденция социальной роли учебного заведения для решения разнообразных культурных, экологических, социальных, международных вопросов. Важным направлением работы университетов является участие студентов и преподавателей в социально-ориентированной деятельности, которая, возможно, пока не приобрела еще широкого размаха, но в целом наблюдается ее положительная динамика [1, 5-7].

Мощным потенциалом в обеспечении успешной социализации молодежи обладает физическая культура и спорт, в процессе которой не только развиваются физические качества и приобретаются спортивно-технические знания, умения и навыки, но происходит и формирование основных видов социальной активности личности. В результате систематических занятий физической культурой шлифуются процессы сознательной деятельности, вырабатываются свойства личности: дееспособность, самостоятельность, активность, ответственность, забота и оказание помощи нуждающемуся человеку. Социальная и педагогическая роли физической культуры и спорта тесно переплетаются, они фактически являются взаимосвязанными категориями, их необходимо дальше разрабатывать для повышения качества высшего образования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации с участием специалистов Санкт-Петербургского госуниверситета и Государственного института экономики, финансов, права и технологий. В исследовании приняли участие 165 студентов, обучающихся на 1-3-х курсах. В контрольной группе (КГ) юноши и девушки имели двигательный режим, ограниченный обязательными занятиями физической культурой в вузе, в экспериментальной группе (ЭГ) - студенты спортивных команд вуза по плаванию и спортивным играм.

Изучение мотивов занятий физической культурой осуществлялось по методике М.М. Безруких с оценкой: «стремление к лидерству», «игры и развлечения», «самосовершенствование», «соперничество». Для оценки психического (душевное равновесие) и социального (конфликтность) здоровья использовались методики С. Степанова.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время в вузах Санкт-Петербурга возрастает роль кафедры физической культуры, которая, в силу своей профессиональной специфики, имеет большие возможности для воздействия на основные сферы жизни студенчества, спорт формирует моду, этические ценности, влияет на образ жизни, спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Таким образом, спорт обладает мощной социализирующей силой.

Сегодня среди актуальных проблем социализации молодежи, связанных с потенциалом физической культуры - решение вопросов здоровья студента. Современные экономические отношения ставят молодежь в ситуацию естественного отбора, выдвигают на ведущие социальные позиции тех, кто обладает крепким здоровьем, которое напрямую связано с оптимальной двигательной активностью. В связи с этим, считаем, что средства и методы вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность должны включать: технологию информационного воздействия (пропаганду); технологию мотива-ционного обеспечения; технологию педагогической поддержки самореализации личности студента.

В исследовании проведен анализ мотивов занятий физической культурой студентов, чей двигательный режим ограничен обязательными занятиями физической культурой (КГ) и студентов - членов сборных команд вуза с высоким уровнем двигательной активности (ЭГ), а также анализ психического и социального здоровья студентов опытных групп (таблица).

Таблица - Анализ мотивов занятий физической культурой, психического и социального здоровья студентов разной двигательной активности_

Группа КГм ЭГм t Р КГд ЭГд t Р

Стремление к лидерству 2,9±0,5 4,6±0,7 1,99 <0,05 3,0±0,5 4,2±0,7 1,35 >0,05

Соперничество 3,0±0,5 4,7±0,6 2,18 <0,05 3,1±0,5 4,5±0,5 1,98 <0,05

Игры и развлечения 3,8±0,6 4,3±0,8 0,53 >0,05 3,5±0,6 4,1±0,9 0,50 >0,05

Самосовершенствование 3,0±0,5 4,7±0,7 1,98 <0,05 3,1±0,4 4,6±0,6 2,08 <0,05

Душевное равновесие 25,1+3,4 12,3+3,1 2,78 <0,01 26,6+3,5 15,0+2,7 2,62 <0,01

Социальное здоровье 18,3+2,4 28,5+3,0 2,65 <0,01 18,4+2,2 27,8+2,8 2,64 <0,01

Как видно из таблицы, у девушек были обнаружены достоверные различия между КГ и ЭГ (Р<0,05) в проявлениях таких мотивов как соперничество и самосовершенствование, у юношей, помимо перечисленных мотивов добавляется и стремление к лидерству. Анализ самооценки душевного равновесия свидетельствует, что студенты ЭГ в основном спокойны, уравновешены, находятся в диапазоне душевной гармонии. Студенты КГ, хотя и сохраняют душевный баланс, что-то их угнетает, они часто принимают близко к сердцу стрессовые состояния, достоверность различий между ЭГ и КГ находится на 0,01 уровне значимости. Анализ анкетирования социального здоровья показал, что

спортсмены достаточно тактичны и миролюбивы, ловко уходят от споров и конфликтов. Студенты КГ менее миролюбивы, часто конфликтуют, но в основном тогда, когда нет другого выхода, они твердо отстаивают свое мнение, часто не задумываясь о последствиях межличностного общения, достоверность различий между ЭГ и КГ находится также на 0,01 уровне значимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что у студентов, занимающихся спортом, проявление мотивационного обеспечения занятий физической культурой и спортом более выражено. Помимо этого, юноши и девушки с высоким уровнем двигательной активности показывают лучшие результаты по психическому и социальному здоровью.

Проблема реализации потенциала физической культуры и спорта в решении проблем социализации молодежи в вузе должна создавать условия, содержание которых соответствовали бы «вызовам» студентов. Социальную роль физической культуры и спорта необходимо дальше разрабатывать, акцентировать внимание преподавателей на данный аспект образовательного процесса для повышения качества высшего образования и улучшения личностных характеристик студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социально-гуманитарные аспекты образования на базе компетентностного подхода / М.А. Дасько, Г.В. Сокарева, Л.М. Волкова, С.В. Рулева, Т.Г. Бякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. - № 4 (206). - С. 108-112.

2. Евсеев, В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физ. культуры . сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.

3. Модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы / О.В. Миронова, А.В. Шаронова, Л.В. Ярчиковская, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 4. - С. 34-36.

4. Половников, П.В. Отношение студентов к физической культуре / П.В. Половников, В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2016. - С.212-215.

5. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О.В. Миронова, К.В. Булавченко, А.В. Шаронова, И.И. Кипрушина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 82-83.

6. Физическая культура как средство профилактики негативных проявлений в молодёжной среде (на примере социального партнёрства СПбГУ и подростково-молодёжного центра «Калининский») / Т.Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская, О.Н. Устинова, О.В. Миронова, А. В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 122-125.

7. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова, В.Н. Коваленко, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

REFERENCES

1. Dasko, M.A., Sokareva G.V., Volkova L.M., Ruleva S.V. and Byakova T.G. (2022), "Socio-humanitarian aspects of education based on the competence approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206). pp. 108-112

2. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a health-saving environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, collection of scientific papers of the V All-Russian scientific-practical conference with international par-ticipation,St. Petersburg, pp. 19-22.

3. Mironova, O.V., Sharonova, A.V., Yarchikovskaya, L.V. and Ustinova, O.N. (2022), "Model of physical training of future specialists of the customs service", Theory and Practice of Physical Culture,

No. 4, pp. 34-36.

4. Polovnikov, P.V., Evseev, V.V. and Volkova, L.M. (2016), «Attitude of students to physical culture", Strategic directions of reforming the University system ofphysical culture. collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 212-215.

5. Mironova, O.V., Bulavchenko, K.V., Sharonova, A.V. and Kiprushina, I.I. (2021), "Selfreliant training model for beginner female students in Physical Education and Sports discipline", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 82-83.

6. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V, Ustinova, O.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A.V. (2015), "Physical culture as а means of preventing negative actions in the youth environment (on the example of social partnership)", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 122-125.

7. Yarchikovskaya, L.V., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Kovalenko V.N., Ustinova O.N. (2018), "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 85-87.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2022

УДК 797.21

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ДЕЛЬФИНИСТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЯХ

Евгений Олегович Виноградов, кандидат педагогических наук, Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований, проводимых с целью изучения динамических и кинематических характеристик техники плавания пловцов-дельфинистов высокого класса. В исследованиях использовались современные методы подводной видеорегистрации и компьютерной обработки полученных данных, что определяет актуальность проведенных исследований. Измерение и оценка показателей техники плавания дельфинистов, членов сборочной Санкт-Петербурга по плаванию, проводилась на различных скоростях. Спортсменам предлагалось проплыть три 25-ти отрезка, самостоятельно подбирая скорость плавания в соответствии с 50 метровой, 100 метровой и 200 метровой дистанционной скоростью. Результаты исследований выявили определенные закономерности в исследуемых показателях техники, а также позволили определить дальнейшие возможности повышения ее эффективности. Новизна и значимость представленного исследования определяется установлением характерных особенностей техники плавания дельфинистов на различных соревновательных скоростях. Это позволяет специализировать подготовку дельфинистов для конкретной соревновательной дистанции.

Ключевые слова: пловцы-дельфинисты, видеорегистрация техники плавания, внутрицик-ловая скорость плавания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p70-74

FEATURES OF THE SWIMMING TECHNIQUE OF BUTTERFLY SWIMMERS AT VARIOUS COMPETITIVE DISTANCES

Evgeny Olegovich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Ivanovich

Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of research held to study the dynamic and kinematic characteristics of swimming technique of high-class butterfly swimmers. Modern methods of underwater video recording and computer processing of the received data were used that provided relevance of these studies. Meas-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.