Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ СВОДОВ СТОПЫ У ДЕТЕЙ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ СВОДОВ СТОПЫ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / психология / урок / обучение / ученик / опыт / результат / эффект / воспитание / обучение / знание / умение / здоровье / дети / стопа / физическая культура / профилактика. / pedagogy / psychology / lesson / training / student / experience / result / effect / upbringing / training / knowledge / skill / health / children / foot / physical culture / prevention.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Буронова, Сидика Тухтаевна

В статье основной целью рассматривается в настоящее время нет нужды доказывать, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из наиболее актуальных. В результате снижения двигательной активности стали более заметны отклонения в состоянии здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Буронова, Сидика Тухтаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND IMPROVING CLASSES FOR PREVENTION AND CORRECTION OF FOOT ARCH DEVIATIONS IN CHILDREN

In the article, the main goal is currently considered, there is no need to prove that the problem of preserving and strengthening human health is one of the most urgent. As a result of a decrease in motor activity, deviations in the state of children's health became more noticeable.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ СВОДОВ СТОПЫ У ДЕТЕЙ»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ СВОДОВ

СТОПЫ У ДЕТЕЙ

БУРОНОВА Сидика Тухтаевна

^воиский государственный педагогический институт

Факультет медицины Преподаватель кафедры общих медицинских наук

+98936569709

d https://doi.org/10.24412/2181-2993-2022-2-140-143

В статье основной целью рассматривается в настоящее время нет нужды доказывать, что проблема сохранения и укрепления

АННОТАЦИЯ здоровья человека является одной из наиболее актуальных. В результате снижения двигательной активности стали более заметны отклонения в состоянии здоровья детей.

Ключевые слова: педагогика, психология, урок, обучение, ученик, опыт, результат, эффект, воспитание, обучение, знание, умение, здоровье, дети, стопа, физическая культура, профилактика.

In the article, the main goal is currently considered, there is no need ABSTRACT to prove that the problem of preserving and strengthening human health is one of the most urgent. As a result of a decrease in motor activity, deviations in the state of children's health became more noticeable.

Key words: pedagogy, psychology, lesson, training, student, experience, result, effect, upbringing, training, knowledge, skill, health, children, foot, physical culture, prevention.

ВВЕДЕНИЕ (Introduction)

В настоящее время нет нужды доказывать, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из наиболее актуальных. В результате снижения двигательной активности стали более заметны отклонения в состоянии здоровья детей. Совершенствование физического воспитания детей нуждается в решении целого ряда проблем, одной их которых является профилактика и коррекция нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата в частности, сводов стопы у детей младшего школьного возраста. В статистических данных указывается, что около 60% детей имеют нарушения осанки, а также значительно возросло количество детей, страдающих плоскостопием 78%. К сожалению, не всегда педагоги и родители информированы, что эти отклонения в состоянии опорно-двигательного

140

14 www.birunijournal.uz

аппарата детей являются первопричиной головных болей, хронических болезней горла, легких, почек, многих других болезней, и не поддаются медикаментозному лечению. Противодействовать нарушению всех звеньев опорно-двигательного аппарата у детей можно с помощью средств физического воспитания, целенаправленно воздействующих на растущий организм.

Цель исследования заключалась в разработке методики, направленной на профилактику и коррекцию деформаций сводов стопы у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ (Discussion and results)

Исследования по данному направлению работы были обращены на определение эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих повышение физического состояния детей с целью профилактики и коррекции отклонений сводов стопы у детей младшего школьного возраста.

Выявлено, что основными причинами нарушений состояния сводов стопы являются: недостаточное или неравномерное развитие скелетной мускулатуры, пониженный мышечный тонус, слабое общее физическое развитие, неудовлетворительная организация занятий физической культурой и спортом, нерациональный режим обучения и отдыха.

Оценка физического развития и функционального состояния детей младшего школьного возраста выявила, что 32% от числа обследованных мальчиков имели высокие показатели, 48% средние и 20% низкие результаты. У девочек данного возраста выявлены следующие величины: 34%, 45% и 21% соответственно. При этом уровень физической подготовленности соответствовал следующим показателям: мальчики - 15% высокий, 55% -средний и 30% низкий; девочки - 17 % - высокий, 51 % - средний и 32% низкий

Установлено, что большое количество школьников имеет нарушения свода стопы. Наблюдается отрицательная возрастная динамика количества детей с плоским сводом стопы: у мальчиков: 6-7 лет - 7,8%; 8-9 лет - 9,8%; 9-10 лет -18,7%; 11 лет - 24,6%; у девочек - 9,4%; 12,3%; 15,5%; 19,7% соответственно. Отмечено большое количество случаев уплощения стопы: у мальчиков 6-7 лет - 36,3%; 8-9 лет - 42,7%; 9-10 лет - 46,2%; 11 лет - 49,6%; у девочек 37,8%; 43,1%; 47,4%; 51,1% соответственно.

В результате полученных данных подтверждено, что средства физического воспитания являются ведущим фактором в профилактике и коррекции имеющихся нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей разного возраста, в частности профилактики и коррекции отклонений сводов

141

www.birunijournal.uz

стопы. Выявлено, что физические упражнения, направленные на коррекцию отклонений сводов стопы у детей младшего школьного возраста, позволяют получить эффект от их внедрения через 6-9 месяцев регулярных занятий. Таким образом, контроль за текущим состоянием занимающихся должен проводится через такой же промежуток времени.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной ответной реакции организма школьников, выразившейся в повышении физической подготовленности и функционального состояния экспериментальных групп в сравнении с контрольными, которые занимались по общепринятой программе. Данный факт свидетельствует о том, что они могут быть рекомендованы как профилактическое средство для системы профилактики и коррекции отклонений сводов стопы.

Особенность проведения таких уроков заключается в том, что в основной части урока выполнялся учебный материал согласно требованиям программы по физической культуре, а в подготовительной и заключительной частях урока использовались целенаправленные физические упражнения, воздействующие на мышечно-связочный аппарат школьников. Такая организация уроков позволила в течение учебного года за период эксперимента ликвидировать уплощение стопы у 31,5% мальчиков и 44,6% у девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Conclusion)

Проведенные исследования показали возможность реализации идеи профилактики и коррекции отклонений сводов стопы детей младшего школьного возраста в структуре организованных занятий по физической культуре. Доказано, что разработанная методика профилактики и коррекции отклонений сводов стопы детей младшего школьного возраста дает возможность планомерно осуществлять работу по выявлению и устранению возможных отклонений средствами физической культуры.

REFERENCES

1. Баранов Н.Н. Мышечная деятельность, адаптация, тренированность. -Кишинев, 1989.

2. Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология. - М., 2001.

3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тесты в спортивной медицине. - М., 1988.

4. Ксенц С.М. Динамика функций при мышечной деятельности. - Томск,

1986.

142

www.birunijournal.uz

5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М., 2005.

6. Спортивная физиология. / Под ред. Я.М.Коца. - М., 1986.

7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов-на-Дону, 2000.

8. Физиология подростка. /Под ред. Д.А.Фарбер. - М., 1988.

9. Физиология спорта. - Киев, 2001.

10. Физиология человека. /Под ред. И.Г.Азимова. - Т., 1990.

11. Фомин Н.А. Физиология человека. - М., 1995.

143

www.birunijournal.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.