Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ШУМА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ШУМА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been established that the optimal noise level in study rooms is around 40 dB (A) in a temperate climate and 35 dB (A) in a hot climate.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ШУМА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА»

больных и сохранялась у 66% при статистической достоверности различий между группами1.

Следует отметить, что из 135 больных только 8 находились в комфортных условиях 80% времени лечения, у 7 из них температура тела нормализовалась.

Следовательно, комфортные температурные условия способствуют нормализации температуры у больных с длительным субфебрилитетом. Холодо-вой и тепловой дискомфорт не способствует нормализации температуры тела.

Холодовой дискомфорт наблюдается, как правило, в январе — феврале в связи с низкой температурой наружного воздуха, а также в сентябре—октябре, когда она снижается, а отопительный сезон еще не начинается. По-видимому, в детских отде-

1 При статистической обработке методом X2 также подтверждено, что изучаемый фактор влияет на эффективность лечения больных с суофебрильной температурой.

Summary. Special features of heat exchange in children with persistent subfebriie body temperature are pointed out, such as reduced convective heat emission from the extremities and slightly increased heat production. Optimal levels of air temperature in wards designed fcr these children are

лениях его необходимо начинать раньше регламентированного срока, т. е. не позднее 15 сентября.

Выводы. 1. У детей с длительной субфебрильной температурой по сравнению со здоровыми имеются особенности теплообмена: снижение теплоотдачи с конечностей радиационно-конвективным путем и незначительное повышение теплопродукции.

2. Особенности теплообмена определяют сдвиг зон теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции в сторону более высоких температур воздуха. Зона теплового комфорта находится в пределах 22—23 °С, зона умеренного напряжения терморегуляции — при 21 и 24 °С.

3. Комфортные температурные условия способствуют нормализации температуры тела у больных с длительным субфебрилитетом.

4. В детских отделениях отопительный сезон необходимо начинать на 1 мес раньше регламентированного срока.

Поступила I7/VII 1980 г.

proposed. It is shown that the zones of thermal comfort and of moderate tension of thermoregulation are shifted toward higher temperatures in such children and that comfortable temperature conditions promote normalization of body temperature in them.

УДК 371.7:[в13.164 + 613.166

М. П. Магай, канд. мед. наук И. Л. Карагодина

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУрТИМОГО УРОВНЯ ШУМА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА

Узбекский НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент; Московский НИИ -игиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва

Изучению влияния уличного шума на акустический режим учебных помещений в связи с условиями размещения общеобразовательных школ в городской застройке посвящены лишь отдельные работы (X. В. Сторощук; В. И. Пальгов; Е. И. Ко-реневская и Л. Г. Рогачевская; ВогЬап). В них, показано, что от 20 до 50 % школ в городах находятся в условиях акустического дискомфорта из-за близко проходящего по прилегающим магистралям транспорта, что значительно затрудняет учебный процесс. При осуществлении разнохарактерных комплексных мер борьбы с шумом транспортных средств в городах большинство исследователей первостепенное значение придают его нормированию. Обоснованию нормативных уровней шума в жилых помещениях, палатах лечебно-профилактических учреждений, административно-общественных зданиях и посвящены исследования И. Л. Карагоди-ной, С. А. Солдатки ной, В. И. Па льгова и С. И. Эппель, В. А. Токарева.

Работ по изучению шумового фактора в учебных помещениях школ и вузов недостаточно. Известны лишь сообщения Е. А. Гельтищевой, В. И. Паль-

гова, рекомендующих норматив шума в классных помещениях на уровне 40 дБА.

В связи с этим нами проведены комплексные исследования, включающие анкетный опрос 374 испытуемых и изучение физиологических реакций у 120 практически здоровых школьников 9-го класса и студентов III курса гуманитарных факультетов вузов Ташкента, обучающихся при различных уровнях проникающего в учебные помещения транспортного шума (38—41, 48—50 и 58—60 дБ А).

Группы по 20 человек обследованы в динамике дня до начала занятий и к их концу. Микроклиматические условия в учебных помещениях характеризовались температурой от 21—26 "С в утренние часы до 22—28 °С в вечерние, относительной влажностью 58—84% и скоростью движения воздуха 0,13—0,21 м/с. Показатели освещенности находились в пределах норм по СНиП П-А-8-72.

Для исследования физиологических сдвигов применяли один и тот же комплекс методов: высшую нервную деятельность изучали по показателям слу-хомоторной реакции и буквенным тестам В. А. Ан-фимова, орган слуха — по данным аудиометрии,

сердечно-сосудистую систему — по частоте пульса и артериальному давлению. Методы исследования выбирали, исходя из условий, в которых протекает учебный процесс. В зависимости от предмета усвоение того или иного объема информации требует напряжения слухового и зрительного внимания, сосредоточения памяти.

Результаты анкетного опроса показали, что жалобы школьников и студентов появляются при проникающем транспортном шуме 48дБА, причем во всех случаях наиболее раздражающим источником сочтены грузовые автомобили (50,4—82,0%) и трамваи (27,4—80,9%). Шум обусловливал головные боли (13,6—60,6%), раздражительность (7,0— 35,6%), беспокойство (6,0—39,3%). Наиболее адекватным показателем влияния шума на одно из звеньев учебного процесса являлись, по нашему мнению, жалобы на «затруднение восприятия речи преподавателя», так как сумма полученных знаний и их последующее усвоение зависят от полноты получаемой информации. Жалобы на это при воздействии шума 50дБА имелись у 76,6% школьников, при 58дБА — у 79,6%, среди студентов при шуме 48дБА—у 70,3%, при бОдБА—у 79,1%. Шум в пределах 38—41дБА жалоб практически не вызывал. Таким образом даже при шуме около 50дБА только 23,4—29,7 % школьников и студентов нормально воспринимали речь преподавателя.

Анализ показателей физиологических функций свидетельствовал о достоверном увеличении скрытого времени рефлекторных реакций на звук у школьников и студентов к концу занятий, более выраженном при больших уровнях воздействующего шума.

У школьников, обучающихся при уровне шума 50дБА, время слухомоторной реакции увеличилось на 8,5 мс, при бОдБА — уже на 11,3 мс, у студентов — на 13,7 и 20,2 мс соответственно. Процент ошибок увеличился у школьников с 0,14 до 0,40, у студентов с 0,21 до 0,43. Более высокий процент ошибок отмечен при шуме бОдБА. Количество ошибок возросло с 0,13 до 0,8% у школьников и с 0,25 до 0,88 % у студентов. Среднее время выполнения задания у большинства обследованных обеих групп имело тенденцию к уменьшению.

Следовательно, у школьников и студентов значительно качественно снижается умственная работоспособность. Увеличение скрытого времени рефлекторных реакций на звук указывает на развитие тормозного процесса в центральной нервной системе, а наблюдавшееся сокращение среднего времени, затраченного на выполнение задания, к концу занятий объясняется, по-видимому, врабатывае-мостью.

Со стороны органа слуха у испытуемых выявлены сдвиги при низких и отчасти средних частотах. С уровня 50 дБА у школьников отмечалось повышение порогов слуховой чувствительности от 4,8 до 7,5 дБ, при 60 дБА — от 4,6 до 10,2 дБ. У студентов повышение порогов слуховой чувствительности выявлено с уровня бОдБА и составило 5,0—

6,ЗдБ. Обнаруженные изменения слухового анализатора при указанных частотах в полной мере отражают особенность транспортных шумов , характеризующихся, по данным литературы (И. Л. Ка-рагодина и соавт.; Б. Г. Прутков и др.), в основном низко-и отчасти среднечастотным характером спектральной кривой. Более выраженные сдвиги у школьников, очевидно, связаны с воздействием высоких уровней собственного шума во время занятий и особенно в перерывах между уроками, так как эти перерывы в школе проходят более шумно, чем в вузах. Не последнюю роль, видимо, играет и возрастная особенность.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы также находилось в прямой зависимости от воздействующего шума. Так, если при уровне 50дБА у школьников достоверно (Р<0,001) возросла частота пульса на 4,5 в минуту и повысилось максимальное артериальное давление (Р<. <С0,001) на 8 мм рт. ст., то при действии шума бОдБА эти показатели составили 8,7 в минуту и 8,9 мм рт. ст соответственно. Тенденция к повышению частоты пульса и систолического давления сохранялась и у студентов, однако при больших уровнях воздействующего шума. При уровне шума бОдБА повышение частоты пульса составляло до 4,8 в минуту (Р<0,05), максимального артериального давления — 6,2 мм рт. ст. (Р<0,05).

Учитывая, что в Средней Азии существуют области с еще более высокой температурой наружного воздуха, определяющей микроклимат помещений, мы провели физиологические исследования у 24 школьников для изучения сочетанного влияния транспортного шума и повышенной температуры на организм. Эта работа выполнена в г. Термезе, самой южной точке Узбекистана, при уровне 35 и 40дБА, т. е. в акустических условиях, не действующих при умеренных температурах. В период исследований (середина сентября) температура в учебных помещениях достигала в утренние часы 28,6—29,1 °С, а с 10 ч до конца занятий—32,4— 32,9 °С, относительная влажность составляла 48,0— 64,4% при скорости движения воздуха 0,01— 0,015 м/с.

Сопоставление результатов физиологических исследований показало, что в условиях одинакового акустического фона достоверные сдвиги наблюдаются при более высокой температуре в учебных помещениях (см. таблицу).

Отмечено увеличение времени слухомоторной реакции на 5,2 мс и заметное возрастание кожной температуры (Р<0,001), особенно на нижних конечностях. Снизились качественные показатели умственной работоспособности, что выразилось в увеличении процента ошибок к концу занятий до 0,32 по сравнению с 0,12 исходных. При шумовом режиме 35дБА функциональные сдвиги организма школьников к концу занятий оказались незначительны и недостоверны, хотя кожная температура оставалась высокой.

Некоторые физиологические показатели у школьников, обучающихся при различных шумовых режимах в условиях _умеренной и высокой температур (М±т)

Физиологический показатель

До начала занятий К концу занятий р

/ серия

122,3±1,3 125,4± 1,4 —

0,15±0,02 0,17+0,03 _

I/ серия

141,7±0,8 146,9+0,82" 0,001

0,12±0,02 0,32+0,01 0,01

31,4±0,15 31,94-0,14 32.4+0,05 32.2+0,12 30.8±0,19 33,0+0,05 33,4+0,06 33,6+0,05 33,5+0,08 33,2+0,08 о о о о о о о о о о о о о о о

/// серия

142,4+0,54 144,7+0,5 —

0,13±0,05 0,18±0,05 —

30,9+0,09 31,5+0,17 32,4+0,17 31,4+0,20 30.9+0,16 32,8+0,13 33,1+0,12 33,6+0,08 33,1+0,12 33,4+0,12 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

Скрытое время слухо-моторной реакции, мс

Процент ошибок при выполнении корректурных тестов

Скрытое время слухо-моторной реакции, мс

Процент ошибок при выполнении корректурных тестов Кожная температура,

лоб

грудь

спина

правая кисть стопа

Скрытое время слухо-моторной реакции, мс

Процент ошибок при выполнении корректурных тестов Кожная температура, С: лоб грудь спина

правая кисть стопа

Примечание. I серия—шум 40дБА и умеренная температура; II серия—шум 40дБА и высокая теипература; III серия—шум 35дБА и высокая температура.".

Исходя из результатов сравнительного анализа физиологических реакций, изученных при разных

Литература. Гельтишева Е. А. — Гиг. и сан.,

1958, № 4, с. 21—28. Губернский Ю. Д., Кореневская Е. И. Гигиенические основы кондиционирования микроклимата жилых и общественных зданий. М., 1978. Карагодина И. Л. — Гиг. и сан., 1961, № 2, с. 8—13. Карагодина И. Л., Осипов Г. Л., Шишкин И. А. Борьба

с шумом в городах. М., 1972. Кореневская Е. И., Рогачевская . Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. М., 1974. Пальгов В. И. Коммунальный шум. Киев, 1964. Пальгов В. И., Эппель С. И. — В кн.: Научная сессия по проблеме «Современное состояние учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм

S u m m a r y. It has been established that the optimal noise level in study rocms is around 40 dB (A) in a tempe-

микроклиматических условиях, и данных исследований в школе с акустическим режимом 35дБА, можно с достаточным основанием полагать, что фактором, вызывающим достоверные изменения в организме школьников, является транспортный шум, действие которого усугублялось высокой температурой. Тепловое состояние организма испытуемых по показателям кожной температуры следует, по-видимому, охарактеризовать как умеренное напряжение терморегуляции согласно ориентировочной классификации Ю. Д. Губернского и Е. И. Ко-реневской.

Следовательно, при повышенной температуре транспортный шум вызывает более глубокие сдвиги в организме школьников. Это, видимо, обусловлено более высокой нагрузкой вследствие дополнительного напряжения терморегуляторного аппарата учащихся в условиях жаркого климата.

Выводы 1. Проникающий в учебные помещения транспортный шум вызывает некоторые неблагоприятные функциональные реакции организма школьников и студентов: затруднение восприятия речи преподавателя, увеличение скрытого времени слухомоторной реакции, снижение качества умственной работоспособности, повышение порогов слуховой чувствительности и нарушения в сердечно-сосудистой системе, причем наиболее чувствительной сферой является ЦНС.

2. В условиях умеренной температуры достоверные сдвиги функционального состояния в организме обследованных Наступали при уровне шума 48— 51дБА. Шум 38—41дБА существенно не влиял на школьников и студентов, т. е. он может быть принят как нормативный для учебных Ьомещений школ и вузов.

3. Транспортный шум в сочетании с высокой температурой оказывал более выраженное воздействие на организм школьников, что ставит задачу в условиях жаркого климата снижения норм шумового режима в учебных помещениях до 35дБА. Эти нормы призваны обеспечить наиболее благоприятные условия для обучения в общеобразовательных школах.

и профилактика вредного действиям Материалы. Л. 1968, с. 103—105.

Прутков Б. Г. Методы и пути снижения городского шума. М., 1974.

Солдаткина С. А. — В кн.: Московский НИИ гигиены. Научно-практическая конф. молодых гигиенистов и санитарных врачей. 11-я. Материалы. М., 1967, с. 77— 79.

Сторощук X. В. — Врач, дело, 1962, № 2, с. 117—120.

Токарев В. А. Социально-гигиеническое исследование городского шума и его влияние на организм человека в жилых и административно-общественных зданиях на примере крупнейших городов Казахстана. Автореф. дис. канд. М., 1973.

BorbanH. W. — Bauwelt, 1963, Bd 54, S. 1106—1116.

Поступила 26/VI 1980 г.

rate climate and 35 dB (A) in a hot climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.