Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.Я. Добромыслова, В.Г. Маймулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diseases found in students of higher educational institutions of Leningrad are consequence of the functional and organic disturbances, that appeared in preschool and school periods of life, and they also are developed during the period of studying at higher educational institutions under exposure to unfavourable factors — climatic-ecological ones and factors specific for the Institutes (high level of psychoemotional stress, disturbances of the hygienic standard for working, rest, nutrition etc.). While studying at the higher educational institution changes occur in the functional status of the cardio-vascular system, vegetative influences on it, and also of the system of external, breathing.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

низация лечебно-профилактического питания.— Л., 1987.

4. Дуева Л. А., Алексеева О. Г., Гришина Т. И. // Гиг. труда.— 1987.— № 3.— С. 40—43.

5. Иммунореактивность и атеросклероз / Под ред. А. Н. Климова.— Л., 1986.

6. Кудымов. В. М., Волгарев М. #., Сергеева К. В., Смирнова М. И. // Всесоюзная конф., 2-я: Тезисы докладов.—

М., 1976.— С? 26—27.

7. Марокко И. И., Коныигев В. А., Шатерников В. А. // Вопр. питания.— 1986.— № 3.— С. 3—10.

8. Организация специального гипосенсибилизирующего питания для трудящихся микробиологической промышленности, контактирующих в условиях производства с белково-витаминным концентратом (БВК): Метод, рекомендации.— Л., 1988.

9. Чечура А. И., Джагинян А. И., Шляхецкий Н. С., Андреева Л. Н. // Гиг. труда.— 1986.— № 10.— С. 17—20.

10. Шарманов Т. Ш. // Вопр. питания.— 1982.— № 5.— С. 3—8.

11. Anderson R. // Advanc. Nutr. Res.— 1984.— Vol. 6.— Р. 19—19.

12. Duffus J. И., Brown С. M. // Ann. occup. Hyg.— 1985.— Vol. 29, N 1.— P. 1 — 12.

13. Innarni S. /I J. Jap. Soc. Food Nutr.— 1985.— Vol. 38, N 1.— P. 1 — 13.

14. Loctiiskar MNauss К. M., Newberne P. M. // J. Nutr.— 1983.— Vol. Ill, N 5.— P. 951—961.

15. Shoham J. // Trends pharmacol. Sci.— 1985.— Vol. 6, N 4.— P. 178—182.

16. Watson R. R., Morigucfu S. // Nutr. Res.— 1985.— Vol. 5, N 6.— P. 663—675.

Поступила 26.09.89

Summary. Prophylactic diet for the people working in microbiological industry exposed to the sensitizing action of microbiological synthesis products has been developed. The diet has been tested under the conditions of a prophylactic sanatorium. A protective effect of the diet has been observed manifest in the decrease of the state of sensitization, normalization of metabolic processes. It is recommended, that this kind of diet be used in the prophylactic sanatoria of the microbiological industy plants.

Гигиена детей и подростков

© О. П. ДОБРОМЫСЛОВА, В. Г. МАЙМУЛОВ. 1991 УДК 616-057:313.131-074

О. П. Добромыслова, В. Г. Маймулов ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

ровье и занимающихся в специальной и подготовительных физкультурных группах. Не уделяется внимание влиянию вредных привычек, в частности курения, на здоровье и работоспособность.

Одна из задач, решаемых в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте (ЛСГМИ) в плане межвузовской целевой программы «Научные основы охраны здоровья и повышения работоспособности студентов» («Здоровье студентов») и республиканской целевой программы «Исследование двигательной активности и физической работоспособности студентов» («Студент»), заключается в выяснении, где и на каких этапах обучения студента в вузе появляются факторы риска и насколько здоровье студентов детерминировано довузовским периодом жизни. С этой целью были проведены социально-гигие-нические, физиологические, биохимические и клинические исследования, в ходе которых были изучены работоспособность и функциональное состояние различных систем организма здоровых сту1 дентов в динамике обучения в вузе, а также собран материал о здоровье молодых людей перед поступлением в вуз.

В настоящей статье использованы результаты исследований сотрудников ЛСГМИ [7, 9—14].

Здоровье студентов наряду с их социальной зрелостью является необходимым условием учебы в вузе, а следовательно, и высокой профессиональной пригодности. Между тем данные литературы свидетельствуют о том, что у студентов в период обучения в институте наблюдаются нарушения здоровья, страдает функция сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма, особенно в период зачетов и экзаменов.

Наблюдаемые сдвиги нередко переходят в патологию [1, 2—5]. Причинами отмеченных нарушений многие авторы считают малоподвижный образ жизни студентов, неправильный режим питания, большие нагрузки, неудачно составленные расписания занятий. Недостаточно изученными, требующими научного обоснования и практической разработки являются вопросы, касающиеся адаптации студентов-первокурсников к системе обучения в вузе и новой среде обитания (если студент при поступлении в вуз меняет место жительства), состояния двигательной активности и работоспособности здоровых студентов на протяжении обучения в вузе с учетом фактора анатомо-физиологического становления молодого организма, в том числе студентов с отклонениями в здо-

é

Проведенный социально-гигиенический анализ исходного состояния студентов, зачисленных на I курс в 1984 г. (613 человек), показал, что 53,2 % составили приезжие студенты и что доля здоровых лиц была равна 39,8 %, заболевания выявлены у 61,2 % исследуемых. Доля здоровых студентов среди приезжих была больше (42,5%), чем среди ленинградцев (36,7%). В структуре выявленных заболеваний обнаружены патология органа зрения (34,5 %), ЛОР-органов (18,1 %), терапевтическая (6,8% с наибольшим удельным весом вегетососудистых дистоний, затем ожирения), хирургическая (3,1 % с преобладанием сколиоза, плоскостопия). Полученные данные свидетельствуют о том, что истоки выявленных нарушений здоровья студентов находятся нередко в довузовском периоде жизни. Это подтверждают исследования кафедры детских болезней [9], посвященные изучению причин развития заболеваний органов пищеварения. Результаты этих исследований показали, что еще в дошкольном возрасте 14,6 % обследованных детей предъявляют жалобы на нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. В большинстве случаев это функциональные расстройства, однако в 17,8 % уже были диагностированы органические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки. По мере взросления детей количество случаев органических заболеваний увеличивается до 48,8 %. У обследованных учащихся техникумов и студентов процент лиц с гастроэнтерологической патологией имеет тенденцию к нарастанию: от 37 на младших курсах до 52 на старших. Таким образом, более чем у половины студентов истоки заболевания органов пищеварения могут быть отнесены к детскому возрасту. Мы считаем, что установленная закономерность характерна не только для гастроэнтерологической, но и других видов патологии. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости создания единой системы диспансеризации молодежи, начиная с детского возраста.

Для решения вопроса о том, как изменяется функциональное состояние организма студентов в процессе обучения в вузе и как это сказывается на их заболеваемости, была поставлена задача исследовать на специально подобранной группе здоровых студентов в динамике обучения в вузе (от I до последнего курса) функциональное состояние наиболее реактивных систем организма — сердечно-сосудистой и дыхательной. Первые исследования были проведены на абитуриентах. Обследуемые были распределены на подгруппы по полу, возрасту, месту проживания до поступления в институт (ленинградцы-приезжие). В настоящем сообщении приведены результаты, полученные за период обучения на I—III курсах.

Проведенные исследования позволили установить нормативные показатели системной гемодинамики и внешнего дыхания для молодых

Таблица 1

Показатели общей гемодинамики у студентов различного пола

с нормальной массой тела (М±т)

Показатель

СД, ММ рт. СТ. ДД, мм рт. ст. ПД, мм рт. ст. СДД, мм рт. ст. ЧСС в минуту УО, мл МОК, л/мин СИ, л/(мин-м2) ОПС, дин/(см-с

Студенты

Студентки

)

1194=1,5 754=1,8 454=2,2 90=Ы,5 71 ±2,0 66±2,3 474=0,2 2,64=0,1 15604=72

1084=1,8 63=4=2,0 45±2,2 78+1,7 794=3,0 734=2,2 5,9ч=0,3 3,54=0,2 1132-4-68

людей в возрасте 18—25 лет, проживающих в Северо-Западном регионе страны (табл. 1). Мы считаем, что учет региона обитания обязателен при определении должных величин. Это получило подтверждение при сравнении показателей у студентов Северо-Западного региона и студентов-африканцев. Результаты исследования системной гемодинамики, представленные в табл. 1, показали, что в возрасте 17—25 лет у студентов с нормальной массой тела имеются достоверные половые различия артериального давления (АД), как систолического (СД), так и диастолического (ДД), а также общего периферического сопротивления (ОПС). Все перечисленные показатели были выше у юношей. Показатели же работы сердца — частота сердечных сокращений (ЧСС), ударный (УО) и минутный (МОК) объемы крови и сердечный индекс (СИ) — были больше у девушек. Физическая нагрузка вызывала однонаправленные сдвиги у юношей и девушек: увеличение СД, пульсового давления (ПД), среднего динамического давления (СДД), ЧСС, УО, МОК, СИ, уменьшение ОПС. Увеличение СИ и ЧСС было более значительным у девушек, а снижение ОПС наоборот, у юношей. Эмоциональная нагрузка во время экзаменов вызывала повышение АД у юношей по сердечному, а у девушек — по сосудистому типу.

Восстановление показателей гемодинамики после экзамена у юношей происходит быстрее, чем у девушек.

Таблица 2

Показатели гемодинамики у студентов с избыточной массой

Показатель Группа обследованных

1-я 2-я 3-я

СД, мм рт. ст. СДД, мм рт. ст. ДД, мм рт. ст. ЧСС в минуту УО, мл МОК, л/мин

964=3,9 68,9±2,6 57,34=2,2 69,§4=4,7 65,64=1,9 4,6±0,4

96,94=4,9 72,64=4,6 59,7±3,0 80,6=4=9,1 64,44=2,3 5,24=0,5

1044=5,6 79,5±5,9 624=1,1 674=9,3 66,34=2,5 4,5±0,7

Примечание. 1-я группа — избыток массы тела 1—9 %, 2-я — 10—14 %, 3-я — 15—22 %.

f

Таблица 3

Показатели пневмотахометрии и спирографии здоровых студентов I курса ЛСГМИ (Л1±т)

Юноши Девушки

Показатель 17—18 лет 20 лет и старше 17—18 лет 20 лет и старше

л п л П л п л П

ПТМВД, л/с 5,96±0,34 5,47±0,36 4,05±0,77 4,72±0,32 3,19±0,31 3,49±0,23 3,18±0,49 3,04±0,34

ПТМВЫД, л/с 5,13±0,24 5,09±0,24 4,78±0,67 6,03=4=0,12 3,98±0,33 4,09±0,27 3,73±0,57 4,11 ±0,15

ЖЕЛ, л 5,00±0,21 4,78±0,16 5,08±0,31 5,11±0,16 3,64±0,12 3,65±0,18 3,77±0,35 3,61 ±0,08

ФЖЕЛ, л 5,04±0,21 4,95±0,12 5,07±0,39 5,29±0,18 3,71±0,16 3,70±0,18 3,78±0,33 3,65±0,03

ОФВь л 4,09±0,22 4,354-0,20 4,17±0,39 4,78±0,18 3,40±0,15 3,32±0,14 3,62±0,29 3,30±0,15

тт, % 81,0±3,7 91,1 ±3,8 81,3±3,3* 93,6±3,5* 93,3±2,2 91,6±3,4 97,1 ±2,0 91,6±4,8

МОС5о, л/с 5,18±0,18 5,22±0,27 5,08±0,42 6,06±0,24 4,66±0,12 4,52±0,18 5,27±0,15 4,05±0,39

МОС75, л/с 2,43±0,17 2,77±0,15 2,70±0,10 2,95±0,11 2,44±0,11 2,35±0,09 2,83±0,07 2,36±0,15

С(ЭС25-75> л/с 4,10±0,31 4,69±0,29 4,40±0,41 5,02±0,18 3,82±0,13 3,75±0,17 4,48±0,23 3,75±0,27

МВЛ, л/мин 95,83±4,36* 120,664h 87,88± 11,97 113,80± 79,84±4,82 77,88±4,45 65,18±2,82 76,64±0,27

±6,21* ±7,15

Проба Штанге, с 53,9± 10,6 39,3+8,4 45,2±7,1 61,2± 14,2 32,9±5,0 26,4±4,1 21,0±3,3 25,2±4,1

Проба Генчи, с 20,0±3,4 17,0±3,0 17,6±4,1 28,2±6,9 14,4±2,5 13,2± 1,8 10,2±2,5 12,5±2,2

ПСДВ 19,0±1,3* 26,0±2,0* 17,0±2,1 23,0± 1,0 22,0± 1,0 22,1 ±1,2 18,3± 1,1 21,1 ±1,0

Жизненный индекс,

мл/кг 75,0±2,7 75,14-1,8 72,5±4,1 71,0±2,0 65,2± 1,7 60,5±3,8 60,9±6,4 66,5±2,0

Резерв дыхания, л/мин 81,84±4,40* 104,66± 75,45± 12,41 99,43±8,46 70,10±4,72 65,05±4,72 53,23±2,46 64,04±5,56

±6,27*

Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями приезжих (р<0,05); Л — ленинградцы, П — приезжие.

У студентов, страдающих ожирением, АД характеризовалось более низкими цифрами, чем у студентов с нормальной массой тела, причем имело место значительное колебание величин, что является признаком лабильности сердечно-сосу-дистой системы. Эти данные (табл. 2) согласуются с наблюдениями других авторов, рассматривающих ожирение как фактор, способствующий развитию вегетососудистой дистонии по гипер- или гипотоническому типу [8]. Относительно более низкими были и все остальные показатели, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы.

С позиции адаптации организма студентов к новым для них климатическим и социальным условиям, в нашем случае к условиям Северо-Запад-ного региона страны, представляют интерес данные о состоянии гемодинамики студентов-африканцев, обучающихся в ЛСГМИ. Они свидетельствуют о том, что в состоянии покоя для этого контингента учащихся характерны более низкие показатели гемодинамики (гипотония и брикар-дия) по сравнению с таковыми у советских студентов. Возможно, эти различия связаны с неполной адаптацией студентов-африканцев к новым условиям жизни. На функциональную пробу с физической нагрузкой сердечно-сосудистая система у этих студентов реагирует увеличением всех показателей, что свидетельствует о хорошем ее функциональном состоянии. Эмоциональная нагрузка (экзамен) вызывала у студентов-африканцев менее выраженные сдвиги показателей гемодинамики, чем у советских студентов. Сами студенты объясняют это тем, что экзамены в на-

шей стране проходят в менее сложных условиях, чем у них на родине.

В процессе обучения студентов к III курсу выявлен ряд неблагоприятных сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы: возрастала ЧСС на фоне снижения УО крови, что указывает на появление нерационального пути обеспечения сердечного выброса, уменьшение экономичности кровообращения. Оценка состояния вегетативного равновесия выявила сдвиг в сторону преобладания симпатической нервной системы в регуляции гемодинамики: у первокурсников-ленинградцев в 67— 83 %, у приезжих в 58—68 %. К III курсу эти

показатели составили соответственно 80—100 и 67—93 %. Поданным вариационной пульсометрии на III курсе обнаружены нарушения синусового ритма, снижение резервных возможностей кровообращения, нарастание нервно-эмоционального напряжения и явлений утомления, увеличение напряжения адаптационных механизмов. Все эти данные свидетельствуют о сдвиге в процессе обучения вегетативного баланса в сторону симпатических влияний на сердечно-сосудистую систему и ослаблении функциональных возможностей этой системы и организма в целом.

Наряду с оценкой состояния сердечно-сосудистой системы большое практическое значение имеет оценка функционального состояния системы дыхания. Социально-гигиенические исследования показали, что свыше половины заболеваний с временной утратой трудоспособности студентов составляют болезни органов дыхания.

Результаты оценки внешнего дыхания студентов по данным спирографии и пневмографии для сту-

дентов-первокурсников приведены в табл. 3. В зависимости от пола, возраста, места проживания до обучения в вузе все обследованные разделены на 8 групп. Определяли следующие показатели, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха за 1 с (OOBi), объем максимальных объемных скоростей на уровне выдоха 50 и 75 % ЖЕЛ (МОС50 и МОС75),

среднюю объемную скорость выдоха от 25 до 75 % ЖЕЛ (СОС25_75), максимальную вентиляцию легких (МВЛ) с расчетом показателя скорости движения воздуха (ПСДВ), тест Тиффно (TT), пробу Штанге и Генчи, пневматохометрию вдоха (ПТМВД) и выдоха (ПТМВЫД).

Анализ полученных результатов показал, что величины, характеризующие внешнее дыхание здоровых студентов-первокурсников, соответствуют должным величинам, разработанным для здоровых лиц соответствующего возраста и пола другими авторами [6, 15, 16]. Все полученные данные относятся к градации Mihla, т. е. находятся в границах нормы. Исключением явился показатель МВЛ, который был ниже нормативных значений. Поскольку МВЛ свидетельствует об энергетических возможностях дыхательной мускулатуры, его снижение можно трактовать как отражение недостаточной физической тренированности обследуемых.

Сравнение показателей внешнего дыхания приезжих студентов и ленинградцев показало, что на I и II курсах приезжие студенты имеют более высокие показатели, характеризующие внешнее дыхание, к III курсу эти показатели уравниваются, однако не за счет повышения у ленинградцев, а за счет снижения у приезжих. Исчезновение различий позволяет говорить об адаптации системы внешнего дыхания приезжих к новым климатогеографическим условиям и социально-гигиеническим условиям жизни. В то же время трудно сказать, играет ли эта адаптация положительную роль для организма, так как, например, у приезжих юношей 22—28 лет отмечается статистически достоверное снижение ЖЕЛ и ФЖЕЛ, что является свидетельством снижения функциональных возможностей аппарата вентиляции, а также наблюдается отрицательная динамика показателей бронхиальной проходимости.

Особенность динамики показателей внешнего дыхания студентов-ленинградцев состояла в том, что ко II курсу по сравнению с I показатели, особенно МЖЕЛ, оптимизировались, достигая во всех подгруппах обследованных нормативных значений. Затем к III курсу они стабилизировались или незначительно снижались. Проведенные исследования свидетельствуют об удовлетворительном функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания здоровых студентов I—III курсов медицинского вуза, однако не позволяют делать однозначных выводов и указывают на необходимость продолжать исследования. Настораживают

*факты, свидетельствующие о недостаточной физической тренированности обследованного нами контингента здоровых студентов, более высоких показателях внешнего дыхания у приезжих студентов, снижении показателей в процессе обучения в Ленинграде.

В результате исследований установлено, что виды патологии, выявленные у студентов I—III курсов, имеют два источника: первый — это те функциональные и органические нарушения, которые возникли у них еще в период школьной и дошкольной жизни. Это подтверждается приведенными в работе данными о высоком проценте случаев обнаружения патологии у абитуриентов, а также результаты анализа истоков формирования заболеваний на примере органов пищеварения. Вторым источником являются нарушения, возникающие в период обучения в вузе. Из исследованных у здоровых студентов в процессе обучения двух систем — сердечно-сосудистой и дыхательной — первая более чувствительна, и изменения ее функционального состояния в динамике обучения в вузе у здоровых студентов выражены более значительно, чем изменения системы внешнего дыхания, что позволяет рекомендовать для суждения о состоянии организма в целом исследование функционального состояния сердечнососудистой системы и ее вегетативного обеспечения. Сдвиг вегетативного баланса в сторону симпатических влияний свидетельствует о состоянии напряжения и готовности» к вегетативной дистонии.

Неблагоприятными факторами, оказывающими влияние на организм студента, обучающегося в Ленинграде, служат климатоэкологические условия этого города (низкие температуры, большая влажность, короткие световые дни в осенне-зимний период) и специфические для студентов вуза факторы: высокий уровень психоэмоциональной и информативной нагрузки, отсутствие навыков рационального распределения бюджета времени, материальных средств, что приводит к нарушению гигиенических норм работы, отдыха, питания; формирование вредных привычек, несвоевременное обращение за медицинской помощью. О зависимости состояния организма от климатоэкологических условий свидетельствуют более высокие показатели внешнего дыхания у приезжих первокурсников и последующее их снижение. Совместным влиянием первой и второй группы неблагоприятных факторов объясняются установленные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах студентов в динамике их обучения в вузе.

Для ослабления неблагоприятного влияния указанных факторов на организм студента необходимо осуществление ряда целенаправленны> лечебно-профилактических и организационно-оз доровительных мероприятий: создание единой си стемы диспансерного наблюдения от дошколь ного до студенческого периода жизни, оценке

исходного состояния здоровья при поступлении в вуз и его изменений в процессе обучения, оптимизации условий обучения, быта, отдыха, формирование здорового образа жизни.

Л итература

1. Абайханова Д. И., Шаненова А. А., Бактенова А. С., Мансурова В. И. // Здравоохр. Казахстана.— 1985.— № 7.— С. 26—28.

2. Антонова Л. Т. Гипертония в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1970.

3. Баль П. В., Доскин В. А., Лаврентьева И. И. // Сов. мед.— 1973.— № 4.— С. 137—141.

4. Белоусов А. 3., Рыбакова Л. А., Саркисянц Э. Э. // Там же.— 1975.— № 3.— С. 56—58.

5. Киколов А. А. Обучение и здоровье.— М., 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Клемент Р. Ф., Лаврушин А. А., Тер-Погосян П. А., Котегов 10. М. Инструкция по применению формул и таблиц дыхательных величин основных спирографических показателей.— Л., 1986.

7. Лесняк Г. П., Макридин В. ИПетров С. Б. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов.— Л., 1987.— С. 33—39.

8. Лойко В. И., Башмаков В. П., Парнов Б. С., Фом-кин А. Я. // Социально-гигиенические аспекты ожирения.— Л., 1981.— С. 6—14.

9. Новик А. В., Соколова М. И., Самарина Г. Я. и др. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов.— Л., 1987.— С. 71—73.

10. Пивоваров А. И. Ц Там же.— С. 26—30.

11. Пивоварова Г. М., Пивоваров А. И. // Там же.— С. 30—33.

12. Сенотрусова Г. Я. // Там же.— С. 39—43.

13. Тарасова Г. М., Гульзар Ж., Мебанга М. // Там же.— С. 43—48.

14. Тырнова Е. В. // Там же.— С. 48—54.

15. Хасис Г. Л. Нормативы основных показателей функции внешнего дыхания.— Кемерово, 1970.

16. Хасис Г. Л. Показатели внешнего дыхания здоровья человека.— Кемерово, 1975.

Поступила 03.10.89

Summary. Diseases found in students of higher educational institutions of Leningrad are consequence of the functional and organic disturbances, that appeared in preschool and school periods of life, and they also are developed during the period of studying at higher educational institutions under exposure to unfavourable factors — climatic-ecological ones and factors specific for the Institutes (high level of psychoe-motional stress, disturbances of the hygienic standard for working, rest, nutrition etc.). While studying at the higher educational institution changes occur in the functional status of the cardio-vascular system, vegetative influences on it, and also of the system of external, breathing.

© В. Ф. БАЗАРНЫЙ, л. П. УФИМЦЕВА, 1991 УДК 617.7-008.1-053.2-07

• . . 'ч. • V * ч! | 1** - _

В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «ЗРИТЕЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ»

НА ДИНАМИКУ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР, Красноярск

Известно значительное количество работ, указывающих на то, что практикуемый в настоящее время режим школьного обучения неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии и физическом развитии учащихся. Об этом свидетельствуют также и факты распространения так называемых школьных форм патологии (близорукости, нарушений осанки, нервно-психических дисфункций) [1, 2]. Анализ данных литературы показывает, что у этиологических истоков школьной патологии стоит зрительная система. Так, переориентация зрительного анализатора из органа сигнально-поисковой активности в пространстве в орган зрительного труда на близком расстоянии во многом научно не организована. В этих условиях процесс чтения (письма, рисования), как правило, осуществляется ценой повышенных энергозатрат и чрезмерных напряжений организма.

Указанное обстоятельство явилось основанием для внесения коррективов в те разделы программ детских садов и школ, которые касаются различных аспектов передачи и переработки зрительной информации. В частности, это относится к обучению детей чтению, навыкам счета, ознакомлению с объектами и явлениями внешнего мира и т. д. Отличительной особенностью таких занятий явля-

ется то, что дидактический материал (буквы, предметы для счета, сюжетные и предметные картинки) размещается на максимально возможном удалении от детей (режим «зрительных горизонтов»). При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей.

Приведем некоторые принципиальные положения обучения детей чтению в режиме «зрительных горизонтов». Процесс обучения условно подразделен на 3 этапа.

I этап является вводным и основывается на непроизвольном зрительном запечатлении букв (импритинге). «Букварем» на данном этапе служат стены одной из комнат. На них рисуют яркие сюжетные картины типа «В лесу», «У речки» или сюжеты из хорошо знакомых детям сказок. В различных участках картины фиксируют буквы. Последние целесообразно включать в игровые сюжеты (типа «Зайчик держит букву М, а ежик — букву «А» и т. д.). Основой изучения букв являются самоинициатива и стремление детей к распознаванию неизвестных образов. Как только дети позца-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.