Научная статья на тему 'Характеристика центральной гемодинамики у подростков и юношей г. Севастополя'

Характеристика центральной гемодинамики у подростков и юношей г. Севастополя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ЮНОШИ / YOUNG MEN / ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / HEMODYNAMIC INDICES / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корепанов А. Л.

Проведено исследование центральной гемодинамики и антропометрических показателей у мальчиков подростков 14 лет и сту-дентов юношей 1 и 5 курсов университета. Установлено, что длина и масса тела подростков и юношей г. Севастополя больше, чем у их сверстников из других регионов России и других стран. Показано снижение гемодинамических показателей, снижение экономизации и увеличение энергетической стоимости работы сердечно-сосудистой системы в ходе обучения в университете, что отражает снижение функциональных резервов сердца и развитие общего дезадаптационного синдрома у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корепанов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of central hemodynamics of Sevastopol adolescences and young men

The central hemodynamic and anthropometric indices of adolescents (14 years old) and young men (rstand fth-year students) were investigated. The investigation resulted in the following conclusions. The body length and weight of Sevastopol adolescents and young men are bigger than the ones of adolescents and young men from other regions of Russia and other countries. The hemodynamic indices decreased, the indices of the ability to economize decreased, and the energy value of the cardiovascular system work increased during the period of university study. That reects the decrease of heart functional reserves and the development of general disadaptational syndrome of students

Текст научной работы на тему «Характеристика центральной гемодинамики у подростков и юношей г. Севастополя»

УДК 616 - 07:159.944 - 053.6

Корепанов А. Л.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ПОДРОСТКОВ

И ЮНОШЕЙ г. СЕВАСТОПОЛЯ

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г.Севастополь.

РЕЗЮМЕ

Проведено исследование центральной гемодинамики и антропометрических показателей у мальчиков - подростков 14 лет и студентов - юношей 1 и 5 курсов университета. Установлено, что длина и масса тела подростков и юношей г. Севастополя больше, чем у их сверстников из других регионов России и других стран. Показано снижение гемодинамических показателей, снижение экономизации и увеличение энергетической стоимости работы сердечно-сосудистой системы в ходе обучения в университете, что отражает снижение функциональных резервов сердца и развитие общего дезадаптационного синдрома у студентов. Ключевые слова: подростки, юноши, гемодинамические показатели, физическое развитие.

SUMMARY

The central hemodynamic and anthropometric indices of adolescents (14 years old) and young men (first- and fifth-year students) were investigated. The investigation resulted in the following conclusions. The body length and weight of Sevastopol adolescents and young men are bigger than the ones of adolescents and young men from other regions of Russia and other countries. The hemodynamic indices decreased, the indices of the ability to economize decreased, and the energy value of the cardiovascular system work increased during the period of university study. That reflects the decrease of heart functional reserves and the development of general disadaptational syndrome of students.

Key words: adolescents, young men, hemodynamic indices, physical development.

В последние годы происходит снижение уровня соматического и психического здоровья, физического развития подростков и юношей [1,2]. Самой уязвимой категорией оказались подростки - среди них наблюдаются наибольшие темпы роста количества заболеваний, прежде всего - патологии сердечно-сосудистой системы [3,4]. Выявлены признаки усиления сократительной деятельности сердца и гипертрофии миокарда, что может стать основой для истинной органической гипертрофии [5]. Установлено, что с возрастом увеличивается количество подростков с неблагоприятными типами реакции сердечно-сосудистой системы и повышенным уровнем артериального давления, 50% студентов имеют неблагоприятный тип реакции на дозированную физическую нагрузку [6]. Исследование гемодинамики подростков с разным уровнем физического развития показало, что функциональное состояние и сократительная способность сердца зависит от темпов физического развития: деятельность миокарда акселератов менее эффективна, что подтверждается увеличением уровня мобилизации сердца, снижением его сократительного резерва и адаптационного потенциала [7]. Исследуется влияние обучения в ВУЗе на состояние сердечно-сосудистой системы студентов. Показано сни-

жение экономичности кровообращения, адаптационного потенциала, коэффициента выносливости, напряжение функционирования сердечно-сосудистой системы студентов [8]. Результаты изучения вегетативного статуса студентов в динамике обучения с 1-го по 5-й курс свидетельствуют о резком ухудшении адаптивных и функциональных возможностей организма в процессе обучения [9]. Происходит рост числа больных артериальной гипертонией (АГ) среди детей и подростков, в то время как уровень выявления ранних стадий АГ у молодых людей остается неудовлетворительным [10].

Сердечно-сосудистая система является индикатором адаптационных возможностей организма, и уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель, отражающий равновесие организма со средой [11]. Невыявленная патология сердечно-сосудистой системы подростков и юношей является почвой, на которой впоследствии развиваются патологические изменения сердца и сосудов [12]. Изложенное определяет актуальность изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков и юношей, разработки надежных методик донозологической диагностики и профилактики сердечной патологии.

Перспективным представляется применение неинвазивных методов исследования центральной гемодинамики, позволяющих выявлять состояния на грани нормы и патологии, диагностировать ранние изменения со стороны системы кровообращения в целях прогнозирования вероятных сердечно-сосудистых заболеваний. Таким методом является компьютерная реография. Современная тетраполярная реокардиография позволяет получить детальную информацию о показателях сердечного выброса и сократимости миокарда с высокой достоверностью и воспроизводимостью измерений [13]. Однако практическое использование данных реокардиогра-фии сталкивается с трудностями интерпретации получаемых показателей, связанными с большими разночтениями в литературе по поводу возрастных нормативов. Разные авторы приводят данные, отличающиеся друг от друга в полтора и более раз, что значительно затрудняет их практическое использование [14,15]. Кроме того, в доступной литературе отсутствуют данные о реокардиографиче-ских показателях подростков и юношей г. Севастополя.

Целью работы явилось изучение показателей центральной гемодинамики у подростков и юношей г. Севастополя.

Методика и контингент

В исследовании приняли участие 61 человек, которые были разделены на 3 группы: 1группа - мальчики-подростки 13-14 лет (22 человека); 2 группа - юноши 1718 лет - студенты 1 курса (16 человек); 3 группа - юноши 21-22 лет - студенты 5 курса (23 человека). У всех исследуемых определяли длину и массу тела, площадь поверхности тела, артериальное давление, частоту сердечних сокращений, реокарди-ографические показатели. Длину тела (см) определяли посредством стандартного ростомера, массу тела (кг) с помощью медицинских весов. Площадь поверхности тела (м2) вычисляли по формуле Дю Буа [16]:

S = №а425 х Н0725 х 0,007184

где W - масса тела (кг); H - длина тела (см).

Артериальное давление (АД) и фактическую частоту сердечных сокращений (ФЧСС) определяли в покое в положении лежа после 10 минут отдыха посредством электронного тонометра Nissei DS-130 (Япония). ФЧСС для каждого ребенка сравнивали с долженствующей ЧСС (ДЧСС), определявшейся по формуле [17]:

ДЧСС=48(Р/М)1/3, где P - длина тела, см; М - масса тела, кг.

Фактическое максимальное АД (Фтах) и фактическое минимальное АД (Фтт) сравнивали с долженствующим максимальным (Дтах) и минимальным (Дтт) давлением [18].

Регистрация реокардиографических сигналов проводилась с помощью автома-тизованного диагностического комплекса "Кардио+" (канал РЕО) научно-производственного предприятия "Метекол" (г. Нежин, Украина). Обработка результатов осуществлялась автоматически по алгоритму рабочей программы комплекса. Иследова-ние проводилось в положении лежа после 15 минут отдыха при температуре воздуха 22-25°С. Использовался метод тетрапо-лярной реографии: 2 электрода располагались на шее исследуемого, а 2 - на уровне мечевидного отростка. Измерительные электроды располагались медиально относительно токовых. Фонодатчик устанавливался в четвертом межреберье слева от грудины. Определяли:

ударный объем крови (УО, мл) по формуле:

УО = (0,45г минутный объем крови (МОК, мл/мин) по формуле: МОК = УОгмощность левого желудочка сердца (МЛЖ, мВт): МЛЖ = ССИ г сердечный индекс (СИ, л/мин/м2): СИ = МОК / S , где МОК - минутный объем крови, л/ мин; S -площадь тела, м2. В норме в покое у здоровых лиц на 1 м2 поверхности тела приходится в среднем 2,2—2,6 л крови. Величина сердечного индекса зависит от возраста и пола.

• ударный индекс (УИ, мл/м1) по формуле:

• УИ = УО / S ,

• где УО - ударный объем (мл); S - площадь поверхности тела (м2).

• индекс напряжения миокарда (ИНМ) -отношение в процентах периода напряжения к общей систоле - показывает, какая часть систолы затрачивается на подготовку к выбросу крови (в норме 20-25 %).

• общее периферическое сопротивление (ОПС, дингуровень испытываемого стресса (УИС, усл. ед.) - чувствительный индекс, тесно коррелирующий с уровнем эмоциональной или физической нагрузки человека:

• УИС =0,000126Чадаптационный потенциал ССС (АП, усл. ед.) - показатель экономизации функций организма по формуле:

АП = 0,011*ЧСС+0,014*АДс+0,08*АДд +0,014*В+0,009*М - 0,009*ДТ - 0,27,

где АДс - систолическое давление; В — возраст в годах; М - масса тела, кг; ДТ— длина тела, см. Значения АП ниже 2,10 усл. ед. указывает на удовлетворительное взаимодействие процессов регуляции кровообращения. Увеличение индекса более 2,10 усл.ед. говорит о напряжении механизмов адаптации, которая становится неудовлетворительной в диапазоне 3,21...4,3 усл. ед. Дальнейший рост показателя означает срыв адаптации [20].

Статистическая обработка материала проводилась методами описательной статистики с использованием пакета прикладных программ «Statistica6.0». Результаты представлены в виде: М ± т, где М - среднее арифметическое значение, т -ошибка среднего арифметического значения. Различия между группами оценивали с помощью критерия Стьюдента, достоверными считали результаты при р < 0,05.

Результаты исследования и их анализ Проведенное исследование показало существенные различия антропометрических параметров и показателей централь-

ной гемодинамики у подростков и юношей (таблица1).

Масса и длина тела студентов 1 и 5 курсов были достоверно (p<0.05) выше, чем у подростков и существенно не менялись в ходе обучения в университете. Увеличение площади тела подростков с 14 до 17 лет оказалось недостоверным (p > 0.05); площадь тела студентов 5 курса была больше, чем подростков 14 лет (p<0.05). Анализ литературы показал, что севастопольские подростки и юноши опережают своих сверстников во многих регионах России и за рубежом: большинство исследователей приводит показатели массы и длины тела, которые существенно ниже полученных нами цифр. Так, по данным Ю.А.Ямпольской, масса тела 14-летних мальчиков - жителей крупных городов России составила 52,4 кг, длина тела - 162,3 см. Длина тела 17 летних юношей г Москвы составила 175,7 см., масса -65,2 кг [21]. По американским данным (исследование Dr. Michel Senpe etal., 1997, цит. по [22]), длина тела 14 летних мальчиков составила 163,5 см, масса - 51,0 кг. В.А. Доскин [23] приводит данные длины тела, попадающие в 4 коридор центильного распределения - 152,4 - 166,4 см. Такой разброс показателей физического развития детей, проживающих в разных местностях, демонстрирует доминирующее влияние региональных условий жизни на характер развития подростков и юношей. Использование для оценки физического развития нормативов, полученных в других странах, в частности, эталонов рекомендуемых экспертами ВОЗ и разработанных на параметрах детей США и Великобритании, а также нормативов, полученных в других регионах одной страны, представляется некорректным, т.к. может привести к неверным выводам о состоянии ребенка и ошибочной врачебной тактике. Учитывая значимость показателей физического развития для выявления динамики состояния здоровья детей, существует необходимость разработки нормативов физического развития во всех регионах России.

Таблица 1.

Основные антропометрические и гемодинамические показатели (М±т) у мальчиков - подростков и студентов 1 и 5 курсов

Показатель Подростки (22) Студенты 1 курса (16) Студенты курса (23)

Длина тела, см 165,4±1,1 176,4±1,1 [1] 177,2±1,4 [1]

Масса тела, кг 52,98±4,8 69,13±4,74 [1] 70,25±5,1 [1]

Площадь тела, м2 1,56±0,13 1,69±0,11 1,82±0,15 [1]

ФЧСС, мин-1 73,1±4,1 73,6±3,8 72,8±3,6

ДЧСС, мин-1 70,7±1,4 66,2±1,2[1] 62,9±1,7 [1,2]

Фтах, мм рт.ст. 106,2±5,3 120,7±6,4 [1] 117,8±5,1 [1]

Дтах, мм рт.ст. 109,1±4,3 110,7±4,8 112,6±5,2

Фтт, мм рт.ст. 62,8±3,9 71,7±4,0 [1] 72,8±4,1 [1]

Дтт, мм рт.ст. 68,2±2,9 67,9 70,1±3,0

УО, мл 58,9±3,1 70,7±2,9 [1] 73,8±3,2 [1]

МОК, мл/мин 4426±138 5180±149 [1] 5412±185 [1]

СИ, мл/(мин*м2) 2816±62 2917±73 3101±63 [1,2]

УИ, мл/м2 37,8±1,2 41,9±2,1 [1] 40,6±1,3 [1]

МЛЖ, мВт 3630±125 3928±138 [1] 4185±172 [1]

ОПС, дин с/см5 1672±116 1748±118 1904±109 [1]

ИНМ 23,5±1,1 25,9±1,0 [1] 25,8±1,1 [1]

УИС, усл.ед. 1,62±0,07 1,67±0,06 69±0,09

АП, усл.ед. 1,70±0,04 1,68±0,05 1,88±0,04 [1,2]

Изучение ЧСС показало, что ФЧСС в целом соответствовала возрастным нормам [24]. Обращает на себя внимание отсутствие достоверных различий ФЧСС у исследуемых групп. При этом ДЧСС достоверно (р < 0,05) различалась между всеми исследуемыми группами: она была максимальной у подростков, средней у студентов 1 курса и минимальной у студентов 5 курса. Сравнение ФЧСС с ДЧСС (рисунок 1А) показало, что у подростков ЧСС существенно не отклоняется от должных величин (отклонение составило 3.4± 0.8%). У

студентов отклонение носит достоверный (р < 0,05) характер, составляет у первокурсников 11.2 ± 0.9% и достигает максимальных величин у пятикурсников (15,7% ± 1.3%). Степень отклонения ФЧСС от ДЧСС была достоверно (р < 0,05) выше у пятикурсников, чем у первокурсников и подростков, и достоверно (р < 0,05) выше у первокурсников, чем у подростков. Отклонение ФЧСС от ДЧСС является чувствительным параметром, отражающим характер симпатико - парасимпатических отношений, и увеличивающимся тем боль-

А Б В

Рисунок 1. Степень отклонения в % ФЧСС от ДЧСС (А), Фтах от Дтах (Б), Фтт от Дтт (В) у подростков (черные прямоугольники), студентов 1 курса (заштрихованные прямоугольники) и студентов 5 курса (белые прямоугольники).

ше, чем выше уровень симпатического тонуса [25].

Изучение артериального давления показало, что Фтах и Фтт были достоверно выше у студентов, чем у подростков (р < 0,05), существенно не различаясь у первокурсников и пятикурсников. Анализ различий фактических показателей АД с должными параметрами (рисунок 1Б, В) показал, что у подростков Фтах существенно не отклоняется от Дтах (отклонение составило 2,7 ± 0.3%). У студентов 1 курса превышение Фтах над Дтах носит достоверный (р < 0,05) характер, составляя 8.3 ± 0.7%. У пятикурсников превышение составило 4.4 ± 0.5% и было недостоверным (р > 0,05). Степень отклонения Фтах от Дтах была достоверно (р < 0,05) выше у первокурсников, чем у подростков, и существенно не различалась у студентов 1 и 5 курсов. Фтт у подростков было достоверно (р < 0,05) ниже Дтт на 8.5 ± 0.7%. У студентов 1 и 5 курса Фтт наблюдалось несущественное

(на 5,3±0.5% и 3.7±0.4% соответственно) превышение Фтт над Дтт. Степень отклонения Фтт от Дтт была достоверно (р < 0,05) ниже у студентов 5 курса, чем у подростков, и существенно не различалась у студентов 1 и 5 курсов.

Увеличение фактических показателей ЧСС и АД у студентов в ходе обучения свидетельствует о повышении уровня стресса и увеличении роли симпатических влияний на сердечный ритм, связанными с напряжением адаптационных механизмов [26].

Изучение показателей центральной гемодинамики показало, что УО и МОК увеличивались с возрастом, и были достоверно (р < 0,05) выше у студентов, чем у подростков. Анализ распределения минутного объема крови на площадь поверхности тела (показатель СИ) показал, что СИ существенно не различается у подростков и первокурсников, однако у пятикурсников на 1м2 поверхности тела

приходится достоверно (р < 0,05) больше крови, чем у первокурсников и подростков. Достоверное (р < 0,05) увеличение СИ у студентов 5 курса в сравнении с подростками и первокурсниками отражает снижение экономичности работы сердца в ходе обучения в университете.

Изучение распределения ударного объема крови на площадь поверхности тела (показатель УИ) показало достоверное (р < 0,05) увеличение УИ у студентов в сравнении с подростками.

Мощность левого желудочка (МЛЖ) возрастала у студентов в сравнении с подростками, и была достоверно (р < 0,05) больше у первокурсников и пятикурсников, чем у подростков, достоверно не различаясь у студентов 1 и 5 курсов.

Анализ общего периферического сопротивления показал, что ОПС достоверно не различалось у подростков и первокурсников (р > 0,05), и существенно увеличилась с 1 по 5 курс обучения, будучи у пятикурсников достоверно (р < 0,05) выше, чем у подростков. Описанная динамика ОПС отражает снижение экономичности работы сердечно - сосудистой системы студентов в ходе обучения в университете и формирование резистивного типа кровообращения [27].

Индекс напряжения миокарда (ИНМ) был достоверно (р < 0,05) выше у студентов, чем у подростков, что отражает снижение сократительной функции миокарда у студентов. Между студентами 1 и 5 курсов достоверных различий ИНМ не выявлено.

Изучение уровня стресса (УИС) показало, что у всех групп исследуемых уровень сердечно-сосудистого стресса был выше среднего. УИС достоверно не различался у исследуемых групп, однако выявлена тенденция увеличения уровня стресса у студентов в сравнении с подростками.

Адаптационный потенциал сердца (АП), характеризующий напряжение адаптивно-регуляторных систем организма и уровень экономизации функций сердечной мышцы [20], был достоверно (р < 0,05) выше у сту-

дентов пятого курса, чем у первокурсников и подростков, между которыми различия оказались недостоверными. Увеличение АП у пятикурсников отражает снижение их адаптационных ресурсов (чем ниже цифровое значение показателя, тем выше уровень адаптации).

Результаты работы показывают, что для донозологической оценки изменений функционального состояния сердечно-сосудистой системы значимость таких фундаментальных параметров, как фактическая ЧСС, фактическое артериальное давление, ударный и минутный объемы крови весьма невелика, поскольку организм использует все возможности для обеспечения нормального уровня кровоснабжения всех органов и тканей, и параметры не выходят за пределы возрастных норм. В то же время показатели, отражающие механизмы компенсаторных реакций организма (разница между фактическими и должными величинами ЧСС и АД, сердечный индекс, общее периферическое сопротивление, индекс напряжения миокарда, адаптационный потенциал) обнаруживают высокую чувствительность, что позволяет выявлять раннее снижение адаптационных ресурсов сердца.

Сравнительный анализ гемодинамиче-ских параметров у подростков и студентов свидетельствует о снижении экономичности сердечной деятельности у студентов в сравнении с подростками. Степень этого снижения возрастала с 1 по 5 курс обучения. Деятельность миокарда студентов - пятикурсников менее эффективна, о чем можно судить по достоверному увеличению сердечного индекса, индекса напряжения миокарда и общего сосудистого сопротивления. Влияние негативных факторов, действующих на студентов (значительные информационные нагрузки, гиподинамия, алиментарные нарушения, вредные привычки) [28,29], приводит к напряжению процессов адаптации сердечно-сосудистой системы и снижению ее функциональных резервов. Полученные данные коррелируют с результатами исследования сердечной деятельности подростков 13 - 15 лет, которое выявило нарушения симпато-парасим-

патических отношений и снижение гемодинамических показателей у подростков-акселератов [7]. Вероятно, донозологические нарушения регуляции сердечной деятельности, формирующиеся в подростковом возрасте, под действием неблагоприятных внешних факторов получают свое развитие в студенческие годы, достигая максимального уровня у пятикурсников. Установленное в настоящем исследовании снижение гемодинамиче-ских показателей в совокупности с ухудшением экономизации и ростом энергетической стоимости вегетативной адаптации сердечно-сосудистой системы в ходе обучения в университете является проявлением снижения функциональных ресурсов и развития общего дезадаптационного синдрома у студентов. Полученные результаты будут использованы при разработке программ донозологической диагностики и медико-педагогической коррекции функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы подростков и юношей.

8.

Литература

Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия 2012; (3):9-14.

Каладзе Н.Н., Крадинова Е., Пивень В. Состояние диспансерного наблюдения основных групп эндокринных заболеваний. Система профилактических и реабилитационных мероприятий. Вестник физиотерапии и курортологии 2012; (2):33-36.

Долгих В.В., Прохорова Ж.В., Фомина Н.А. Роль психоэмоциональных и социальных факторов в развитии эссенциальной артериальной гипертензии у подростков. Педиатрия 2011; (5):25-28.

Попов С.В., Бокова С.И. Состояние сердечнососудистой системы у детей школьного возраста, рожденных поздненедоношенными. Перинатология и педиатрия 2012; (4):72-76. Литовченко О.Г., Нифонтова О.Л. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы уроженцев среднего приобья 7-20 лет. Вестник Оренбургского государственного университета 2010; 107 (1):115-119.

Каташинская Л.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников и студентов г. Ишима. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования 2009; (3):175-181.

Корепанов А.Л. Функциональные показатели деятельности сердца у подростков с разными темпами физического развития. Теория и практика физической культуры 2016; (12):49-51. Воронина И.Ю. Состояние сердечно-сосудистой системы у студентов профессионального лицея во время производственной практики. Международный научно-исследовательский журнал. Биологические науки 2016; 45 (3):8-10. Шаханова А.В., Челышкова Т.В., Хасанова Н.Н., Силантьев М.Н. Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения. Вестник Адыгейского государственного университета.

1.

2.

3.

4.

5.

References

Baranov A.A. Sostoyanie zdorovya detey v Rossiyskoy Federatsii. Pediatriya 2012; (3):9-14. Kaladze N.N., Kradinova E., Piven' V. Sostoyanie dispansernogo nablyudeniya osnovnykh grupp endokrinnykh zabolevaniy. Sistema profilakticheskikh i reabilitatsionnykh meropriyatiy. Vestnik fizioterapii i kurortologii 2012; (2):33-36.

Dolgikh V.V., Prokhorova Zh.V., Fomina N.A. Rol' psikhoemotsional'nykh i sotsial'nykh faktorov v gipertenzii (5):25-28. Popov S.V, sosudistoy

razvitii essentsial'noy arterial'noy u podrostkov. Pediatriya 2011;

6.

7.

9.

Bokova S.I. Sostoyanie serdechno-sistemy u detey shkol'nogo vozrasta, rozhdennykh pozdnenedonoshennymi. Perinatologiya i pediatriya 2012; (4):72-76. Litovchenko O.G., Nifontova O.L. Nekotorye pokazateli serdechno-sosudistoy sistemy urozhentsev srednego priob'ya 7-20 let. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta 2010; 107 (1):115-119.

Katashinskaya L.I. Funktsional'noe sostoyanie serdechno-sosudistoy sistemy shkol'nikov i studentov g. Ishima. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya 2009; (3):175-181.

Korepanov A.L. Funktsional'nye pokazateli deyatel'nosti serdtsa u podrostkov s raznymi tempami fizicheskogo razvitiya. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury 2016; (12):49-51. Voronina I.Yu. Sostoyanie serdechno-sosudistoy sistemy u studentov professional'nogo litseya vo vremya proizvodstvennoy praktiki. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. Biologicheskie nauki 2016; 45 (3):8-10. Shakhanova A.V., Chelyshkova T.V, Khasanova N.N., Silant'yev M.N. Funktsional'nye i adaptivnye izmeneniya serdechno-sosudistoy sistemy studentov v dinamike obucheniya. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvenno-matematicheskie i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно-математические и технические науки 2008; (4):39-43.

10. Кобалава Ж.Д., Гудков Л.М. Эволюция представлений о стресс-индуцированной артериальной гипертонии и применение антагонистов рецепторов ангиотензина II. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2002; (2):4-15.

11. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. М: Изд-во Медицина; 1997:253.

12. Небиеридзе Д.В., Жуковский Г.С., Бриттов А.Н. Мягкая артериальная гипертония: гетерогенность и необходимость дифференциальной профилактики. Кардиология 1996;

(3):63-67

13. Антонов А.А. Гемодинамические аспекты гипертонической болезни. Сердце 2006; 5

(4):210-215.

14. Кардиоанализатор МТК-20: Руководство пользователя по работе с кадиоанализатором МТК-20. М: Изд-во Краснодар; 2003.

15. Мутафьян О.А. Пороки и малые аномалии сердца у детей и подростков. СПб: Изд-во дом СПбМАПО; 2005:480.

16. Ковешников В.Г., Никитюк Б.А. Медицинская антропология. К: Изд-во Здоровья; 1992:200.

17. Шейх-Заде Ю.Р., Зузик Ю.А., Шейх-Заде К.Ю. Определение должной частоты сокращений у человека в покое. Физиология человека 2001; 27 (6):114-116.

18. Оценка суточного ритма артериального давления у подростков. Пособие для врачей. СПб: Изд-во Инкарт; 2000:15.

19. Шейх-Заде Ю.Р. Экспресс - диагностика уровня стресса, испытываемого человеком. XVII съезд физиологов России (тез.-докл.). Ростов-на-Дону; 1998:343.

20. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М: Изд-во Наука; 1984:221.

21. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище. Педиатрия 2007; 86 (5):69-72.

22. Шабалова Н.П. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: Справочник. М.: Изд-во МЕД-прес-информ; 2003:544.

23. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М: Изд-во Медицина; 1997:288.

24. Баранова А.А., Щеплягиной Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство. М: Изд-во ГЭОТАР - Медиа; 2006:432.

tekhnicheskie nauki 2008; (4):39-43.

10. Kobalava Zh.D., Gudkov L.M. Evolyutsiya predstavleniy o stress-indutsirovannoy arterial'noy gipertonii i primenenie antagonistov retseptorov angiotenzina II. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika 2002; (2):4-15.

11. Baevskiy R.M., Berseneva A.P. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostey organizma i riska razvitiya zabolevaniy. M: Izd-vo Meditsina; 1997:253.

12. Nebieridze D.V., Zhukovskiy G.S., Brittov A.N. Myagkaya arterial'naya gipertoniya: geterogennost' i neobkhodimost' differentsial'noy profilaktiki. Kardiologiya 1996; (3):63-67

13. Antonov A.A. Gemodinamicheskie aspekty gipertonicheskoy bolezni. Serdtse 2006; 5

(4):210-215.

14. Kardioanalizator MTK-20: Rukovodstvo pol'zovatelya po rabote s kadioanaliza-torom MTK-20. M: Izd-vo Krasnodar; 2003.

15. 15. Mutaf'yan O.A. Poroki i malye anomalii serdtsa u detey i podrostkov. SPb: Izd-vo dom SPbMAPO; 2005:480.

16. Koveshnikov V.G., Nikityuk B.A. Meditsinskaya antropologiya. K: Izd-vo Zdorov'ya; 1992:200.

17. Sheykh-Zade Yu.R., Zuzik Yu.A., Sheykh-Zade K.Yu. Opredelenie dolzhnoy chastoty sokrashcheniy u cheloveka v pokoe. Fiziologiya cheloveka 2001; 27 (6):114-116.

18. Otsenka sutochnogo ritma arterial'nogo davleniya u podrostkov. Posobie dlya vrachey. SPb: Izd-vo Inkart; 2000:15.

19. 19. Sheykh-Zade Yu.R. Ekspress - diagnostika urovnya stressa, ispytyvaemogo chelovekom. XVII s''ezd fiziologov Rossii (tez.-dokl.). Rostov-na-Donu; 1998:343.

20. Baevskiy R.M., Kirillov O.I., Kletskin S.Z. Matematicheskiy analiz izmeneniy serdechnogo ritma pri stresse. M: Izd-vo Nauka; 1984:221.

21. Yampol'skaya Yu.A. Fizicheskoe razvitie i funktsional'nye vozmozhnosti podrostkov 15-17 let, obuchayushchikhsya v shkole i professional'nom uchilishche. Pediatriya 2007; 86

(5):69-72.

22. Shabalova N.P. Diagnostika i lechenie endokrinnykh zabolevaniy u detey i podrostkov: Spravochnik. M.: Izd-vo MED-pres-inform; 2003:544.

23. 23. Doskin V.A., Keller Kh., Muraenko N.M., Tonkova-Yampol'skaya R.V. Morfofunktsional'nye konstanty detskogo organizma: Spravochnik. M: Izd-vo Meditsina; 1997:288.

24. Baranova A.A., Shcheplyaginoy L.A. Fiziologiya rosta i razvitiya detey i podrostkov: prakticheskoe rukovodstvo. M: Izd-vo GEOTAR - Media; 2006:432.

25. Sheykh-Zade K.Yu. Funktsional'naya otsenka

25. Шейх-Заде К.Ю. Функциональная оценка сердца в норме и при раннем скрытом сифилисе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата мед. наук. Краснодар; 26. 2001:19.

26. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика. Клиническая информатика и 27. телемедицина 2004; (1):54-64.

27. Кузнецов А.А. Физиологические механизмы приспособления организма мальчиков 10-16 лет к систематическим циклическим нагрузкам. 28. Дисс. канд. мед. наук, Запорожье; 2007:145.

28. Журавлева И. В. Здоровье студентов: социологический анализ. Институт социологии 29. РАН. М; 2012:252.

29. Ваганова Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска. Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст., Челябинск, 2000:178-180.

serdtsa v norme i pri rannem skrytom sifilise. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata med. nauk. Krasnodar; 2001:19. Baevskiy R.M. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma: istoriya i filosofiya, teoriya i praktika. Klinicheskaya informatika i telemeditsina 2004; (1):54-64.

Kuznetsov A.A. Fiziologicheskie mekhanizmy prisposobleniya organizma mal'chikov 10-16 let k sistematicheskim tsiklicheskim nagruzkam. Diss. kand. med. nauk, Zaporozh'ye; 2007:145. Zhuravleva I. V. Zdorov'ye studentov: sotsiologicheskiy analiz. Institut sotsiologii RAN. M; 2012:252.

Vaganova L.I. Dinamika sostoyaniya zdorov'ya i obraza zhizni studencheskoy molodezhi g. Chelyabinska. Uchashchayasya molodezh' Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee: sb. nauch. st. Chelyabinsk 2000:178-180.

Сведения об авторе

А. Л. Корепанов - д.м.н., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г.Севастополь. Поступила 22.02.2016 Received 22.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.