Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА'

ЗАВИСИМОСТЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
соматическое здоровье / морфо-функциональное развитие / виды спортивной деятельности

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грызлова Лариса Владимировна, Морозкин Игорь Николаевич, Морозкин Алексей Николаевич

Данная статья посвящена вопросам взаимосвязи состояния здоровья студентов и их двигательных режимов. Рассмотрены основные проблемы состояния здоровья и физического развития студентов при занятиях разными видами физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грызлова Лариса Владимировна, Морозкин Игорь Николаевич, Морозкин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА»



SCIENCE TIME

ЗАВИСИМОСТЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ-СТАРШЕКУРСНИКОВ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Грызлова Лариса Владимировна, Морозкин Игорь Николаевич, Морозкин Алексей Николаевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: larisagrizlova@rambler. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам взаимосвязи состояния здоровья студентов и их двигательных режимов. Рассмотрены основные проблемы состояния здоровья и физического развития студентов при занятиях разными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: соматическое здоровье, морфо-функциональное развитие, виды спортивной деятельности.

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ-ЧГПУ). Тема: «Современные технологии диагностики здоровья и функционального состояния организма студентов в условиях вуза».

Известно, что будущее любого государства в значительной мере определяет студенческая молодежь. Именно студенты являются наиболее социально активной группой общества и от их благополучия, во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Между тем проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, преодолением негативно влияющих на их состояние факторов, наименее изучены по сравнению с другими группами детей и учащейся молодежи.

Важным средством укрепления здоровья являются занятия физической культурой и спортом. При этом значительное распространение среди юношей-студентов имеют занятия в условиях вуза циклическими, силовыми видами спорта, единоборствами, легкой атлетикой, лыжным спортом, пауэрлифтингом,

I

SCIENCE TIME

I

борьбой дзюдо. Литературные данные в основном содержат сведения о методике, тактико-технической подготовке студентов-спортсменов, тогда как работ, посвященных изучению морфофункциональных особенностей, недостаточно, особенно при занятиях дзюдо и пауэрлифтингом.

Учитывая актуальность и недостаточную изученность проблемы, было предпринято настоящее исследование.

Объект исследования - процесс учебно-тренировочных занятий студентов.

Предмет исследования - морфофункциональные особенности организма студентов-старшекурсников.

Цель исследования: выявить особенности морфофункционального развития и уровня соматического здоровья студентов, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи исследования:

а) проанализировать по данным литературы состояние проблемы здоровья и двигательной активности студентов;

б) сравнить показатели физического развития, кардио-респираторной системы и уровня физического здоровья студентов 1 и 4 курсов основной

в) выявить морфофункциональные особенности студентов, занимающихся различными видами спортивной деятельности;

г) оценить уровень физического здоровья студентов в зависимости от вида спортивной деятельности.

В процессе работы использовались методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; антропометрические методы; анкетирование и анализ; методы определения физической работоспособности, статистические методы.

Обследования проводились на базе научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни, который открыт на базе факультета физической культуры МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Обследовались практически здоровые лица.

В рамках эксперимента на первом этапе эксперимента нами было проведено обследование 50 студентов факультета физической культуры Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева в возрасте от 18 до 22 лет (1-5 курсы). Была использована анкета оценки материального положения студентов, их образа жизни, проведен анализ медицинских карт в студенческой поликлинике № 8 г. Саранска.

Результаты исследования и их обсуждение

Социально-демографическая характеристика респондентов показала, что 70 % студентов прибыли на обучение из сельской местности. Основными источниками существования студентов младших курсов являются помощь

медицинской группы;

| SCIENCE TIME Щ

родителей (70 %) и стипендия (30 %). На старших курсах к вышеуказанным источникам прибавляется совмещение учебы с работой, так как в республике достаточно много вакантных мест по специальности, позволяющих студентам трудоустроиться.

Исследование объективного здоровья студентов показало, что около 50 % студентов-старшекурсников обладают хорошим здоровьем, 42 % -удовлетворительным и 8 % - слабым. На младших курсах отмечены более низкие показатели здоровья: 35 %, 57 % и 8 % соответственно. В качестве контрольного показателя характеризующего состояние здоровья студента и степень сопротивляемости заболеваниям, использовались данные о частоте и длительности заболеваний. В течение года не болело 35 % студентов. Анализ субъективной оценки здоровья показал, что оно улучшается от 1-го к 5-му курсу. Низкий показатель здоровья на младших курсах, вероятно, связан с окончанием школы, поступлением в вуз, иным режимом труда и отдыха во время учебы. Увеличение же показателей здоровья на старших курсах мы связываем с изменением двигательного режима студентов, так как в него на факультете физической культуры входят не только учебно-тренировочные занятия. Доказано, что два раза в неделю оптимальных занятий достаточно для поддержания физического состояния, имеющегося на данный момент. Для накопления резервов и совершенствования физических и функциональных возможностей студенты-старшекурсники, обучающиеся на факультете физической культуры, занимаются как минимум 4 раза в неделю в оптимальном режиме.

Динамика антропометрических показателей в период обучения свидетельствует о том, что длина у юношей не изменяется, а масса тела и окружность грудной клетки увеличиваются (таблица 1).Анализ индивидуальных значений индекса Кетле показал, что на 1 курсе нормальную массу тела имеют больше половины студентов, при этом во всех обследованных группах обнаружено от 5 до 10 % с гипотрофией массы тела, на следующих курсах она не характерна вообще. Наши данные согласуются с другими исследованиями [3, 8].

Начиная с 3-го курса юноши отличаются большей крепкостью (индекс Пинье) и широкогрудостью (индекс Эрисмана) телосложения, причем, эти показатели увеличиваются к концу обучения. Увеличение вышеуказанных индексов связано с тем, что все группы респондентов активно занимались в спортивных секциях, то есть для них характерен тренировочный режим. А тренировочный режим, согласно данным литературы, объединяет здоровых, физически подготовленных людей, преимущественно молодых, ранее занимавшихся спортом либо готовящихся к этому. В занятиях помимо достижения высокой устойчивости, надежности и сопротивляемости организма

| SCIENCE TIME Щ

за счет циклических упражнений, общеразвивающих и коррегирующих упражнений включаются упражнения избранного вида спорта. Это в значительной степени повышает антропометрические показатели.

Таблица 1

Морфофункциональные показатели студентов

^^-"""'КОЛ-БО ^io ^io ^io

дт си

Юноши 172,9=0,3 173=0,1 170=02 174=0,1 172=0,2

МТ , кг

Юноши 65,6=0,2 65,5=0,1 67,8=0,4 73,4=0,2 75,5=0,3

ОГК, см

Юноши 91=0±0,S 91,4±0=5 93,4±0=3 95,1=0,2 95,5=0,7

ИК, у.е.

Юноши 21,0=0,4 22,5±0=4 23,1±0,3 23,5=0,5 24,3=0,5

ИП, у.е.

Юноши 17,0=0,2 18,0=0,4 11,2=0,4 7,1=0,3 3,5=0,5

ИЗ. у.е.

Юноши 4 а1 ±0,1 4,7=0,1 7: 9=0,2 8,6=0,1 8,8=0,1

На втором этапе работы был проведен сравнительный анализ результатов исследования студентов общей медицинской группы (ОМГ) 4-5 курсов. По большинству показателей физического развития, функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя третьекурсники существенно не отличались от первокурсников, однако характеризовались более высоким содержанием резервного жира в организме, а так же возможно централизацией регуляторных механизмов ритма сердца и большей частотой встречаемости состояния функционального напряжения и перенапряжения регуляторных механизмов. Это согласуется с данными Т.П. Долматовой (2002), что у студентов неспортсменов 4-5 курсов по сравнению с первокурсниками выявлены более высокие значения показателей ритма сердца, соответствующие адаптационному напряжению регуляторных механизмов. По мнению О.А. Драгич (2005) и Т.Д. Дубовицкой (2010), низкая двигательная активность и высокие умственные нагрузки приводят к нервному напряжению и повышают риск заболеваний[5, 6, 7].

По данным изучения сердечно-сосудистой системы в условиях мышечной нагрузки юноши 4-5 курсов по сравнению с первокурсниками характеризовались меньшими адаптивными возможностями сердечнососудистой системы, существенно уступали по величинам PWCno/кг (на 11,3%) и МПК/кг (на 15,8%). При этом среди старшекурсников доля юношей с низким уровнем показателя PWCno/кг была на 30% больше, чем среди первокурсников. Другие исследователи, Т.П. Долматова (2002), Н.А. Гамза (2004), также

I SCIENCE TIME Щ

отмечают снижение аэробных возможностей студентов в процессе обучения в вузе. Таким образом, между группами студентов-старшекурсников не спортсменов курсов не выявлено особых различий по большинству изученных показателей, а по уровню аэробных возможностей третьекурсники даже уступали первокурсникам [4, 5].

Многочисленные исследования, проведенные Л.Б. Андрющенко (2004), В.А. Быковым (2004), К.М. Жоминым (2010) свидетельствуют о значительном влиянии занятий физкультурой и спортом на физическое развитие и функциональные характеристики студентов [2, 3, 8].

Согласно нашим данным, изучение физического развития не выявило различий между легкоатлетами и студентами общей медицинской группы, тогда как пауэрлифтеры и дзюдоисты превосходили неспортсменов и легкоатлетов величинами мышечной силы (таблица2).

Таблица 2

Показатели физического развития обследованных студентов

Группы студентов по двигательной активности

Показатели ОМГ Легкоатлеты Пауэрлифтеры Дзюдо

(ЛА) (ПЛ) (ДД)

МТ, кг 69,9±1,7 65,8±2,4 74,6±2,7 67,6±2,2

ДТ, см 178,7±0,7 176,8±2,1 170,5±2,8* 172,4±1,0

ОГК, см 91,5±0,9 91,2±1,6 99,9±1,7 94,1±1,6

ИК, м2 21,7±0,5 21,0±0,5 25,6±0,7 22,8±0,8

Жир, % 18,5±1,0 16,3±1,0 15,3±0,7 14,5±1,1

КС, кг 91,5±2,3 93,5±4,3 114,3±5,6 65,1±4,4

КИ, г/кг 1,33±0,03 1,43±0,06 1,53±0,04 1,41±0,06

СС, кг 133,0±4,1 131,8±6,0 175,1±6,1 148,9±5,3

СИ, г/кг 1,94±0,05 2,00±0,05 2,37±0,01 2,18±0,07

Исследование системы внешнего дыхания не выявило существенных различий между студентами ОМГ и группами спортсменов (ЛА, ПЛ, ДД) практически по всем изученным показателям. В то же время легкоатлеты существенно превосходили юношей, преимущественно развивающих силу (ПЛ) и скоростно-силовые качества (ДД) по величинам ЖИ (на 8,1-13,5 %), МВЛ/кг (на 9,8-20,4%), длительности пробы Сообразе (24-25%), что указывает на более высокие потенциальные возможности и устойчивость организма к гипоксии.

При сравнении показателей сердечно-сосудистой системы (ЛА, ПЛ, ДД) и студентов ОМГ оказалось, что легкоатлеты и дзюдоисты уже на начальных этапах спортивной деятельности существенно превосходили студентов ОМГ и пауэрлифтеров по экономичности и адаптивным возможностям ССС, физической работоспособности и аэробной производительности (таблица 3). Так, наиболее высокие показатели ЧСС, ДП и МОК в условиях относительного

| SCIENCE TIME Щ

покоя были у пауэрлифтеров (p<0,05), что свидетельствует о низком уровне функционирования ССС по сравнению с легкоатлетами и дзюдоистами. По данным вариационной пульсометрии легкоатлеты и дзюдоисты отличались от пауэрлифтеров низким уровнем активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), большим влиянием на ритм сердца парасимпатического отдела и меньшим напряжением деятельности механизмов регуляции сердечного ритма.

Таблица 3

Показатели функции внешнего дыхания обследованных студентов

Показатели Группы студентов по двигательной активности

ОМГ Легкоатлеты (ЛА) Пауэрлифтеры (ПЛ) Дзюдо (ДД)

ЖЕЛ, л 4,63±0,08 4,80±0,18 4,46±0,18 9±0,07

ДЖЕЛ, % 100±2 107±3 96±3 100±2

ЖИ, г/кг 68,0±1,5 73,2±2,4 60,3±2,0 67,3±1,7

Проба Штанге, с 59,6±2,8 78,5±6,8 62,1±4,7 71,7±4,5

Проба Сообразе, с 24,7±2,3 37,8±2,9 28,9±2,9 28,3±2,5

При сопоставлении данных сердечно-сосудистой системы в условиях стандартной физической нагрузки выяснилось, что легкоатлеты, в отличие от ПЛ и ДД, характеризовались наименее значительной ответной реакцией аппарата кровообращения на нагрузку. Причем показатель индекса восстановления, характеризующий скорость восстановительных процессов с учетом выполненной работы, у легкоатлетов был на 7,4 у. е. больше, чем у дзюдоистов, а у дзюдоистов на 7,2 у. е. больше по сравнению с пауэрлифтерами (р<0,05).

Величины МПК/кг у дзюдоистов и легкоатлетов в среднем составляли 44,1±1,5 и 52,4±2,2 мл/мин/кг, тогда как у студентов ОМГ и ПЛ они были существенно меньше (36,6±1,3 и 37,8±2,7 мл/мин/кг). Большинство ДД и ЛА (60,0-70,6 %) характеризовались высоким и выше среднего уровнем PWCl7o/кг, в то время как 60,4 % пауэрлифтеров и 62,5 % юношей ОМГ имели низкие и ниже среднего величины этого показателя (таблица 4).

Легкоатлеты и дзюдоисты отличались более высокой активностью парасимпатических влияний и меньшей централизацией деятельности механизмов регуляции сердечного ритма, экономичностью функционирования сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя и нагрузки, более высокими показателями PWC170/кг (на 27,1 и 12,3 %) и МПК/кг (на 24,0 и 15,9 %).

Таблица 4

Показатели сердечно-сосудистой системы обследованных студентов

Показатели Группы студентов по двигательной активности

ОМГ Легкоатлеты Пауэрлифтеры Дзюдо

ЧСС (покой), уд.мин 78,5±1,8 68,1±2,1 80,9±3,4 67,9±2,3

САД (покой), 3 г-т мм Т. ст. 120,0±1 122,1±2,7 122,4±2,7 113,5±1,6

ДАД (покой), 3 мм3 Т. ст. 78,1±0,8 78,8±1,4 79,7±1,4 80,9±1,1

ДП (покой), усл. ед. 94,1±2,4 83,2±3,0 99,4±4,6 77,0±2,7

СОК (покой).мл 57,8±1,3 57,8±2,0 55,0±1,6 51,5±1,6

МОК (покой), л мин. 4,5±0,1 3,9±0,2 4,45±0,22 3,48±0,16

ЧСС (нагрузка), уд.мин 153,5±1,7 124,0±2,7 154,0±4,9 137,1±2,4

ДП (нагрузка), усл. ед. 242,1±3,6 203,3±6,3 262,4±9,6 225,0±6,2

СОК (нагрузка), мл 97,7±1,6 98,2±2,3 95,9±2,6 90,2±2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОК (нагрузка), л мин. 15,0±0,44 12,1±0,3 14,7±0,42 12,2±0,64

PWCl70 12,6±0,3 18,8±0,8 12,6±0,7 16,2±0,8

Надо полагать, что достижение высокого спортивного мастерства при занятиях циклическими видами спорта с преимущественным проявлением выносливости и борьбой дзюдо сопровождалось совершенствованием сердечнососудистой системы, регуляторных механизмов и повышением аэробных возможностей. Между ПЛ существенных различий по большинству показателей, характеризующих экономичность деятельности сердечно-сосудистой системы и аэробные возможности, не было.

Сравнительный анализ показателей ССС между группами спортсменов выявил существенное превосходство ЛА по эффективности и экономичности функционирования системы кровообращения, уровню физической работоспособности и аэробной производительности (р<0,05) над ДД и ПЛ. Самые низкие величины PWC17o/кг и МПК/кг по сравнению с легкоатлетами и дзюдоистами были у пауэрлифтеров (р<0,05). Это согласуется с данными многих авторов о том, что представители циклических видов спорта с преимущественным проявлением выносливости характеризуются наиболее высокими аэробными возможностями, единоборцы - хорошими, а тяжелоатлеты - удовлетворительными [1,2].

Таким образом, полученные факты динамики антропометрических показателей у студентов-старшекурсников можно рассматривать как наличие линейной связи между их состоянием здоровья и двигательным режимом.

I SCIENCE TIME Щ

Литература:

1. Абрамов В.В., Е.Л. Смирнова Функциональное состояние студентов в учебно-тренировочном процессе // Материалы IV Всероссийского Съезда специалистов ЛФК и спортивной медицины. - М.: Наука, 2002. - С. 199-200.

2. Андрющенко Л.Б., Лосева И.В., Вялкина Т.Г. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов ВУЗа // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №5. - С. 22-25.

3. Быков В.А., Никитушкин В.Г. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры // Теория и практика физической культуры. -2004. - №2. - С. 50-53.

4. Гамза Н.А. Динамика заболеваемости и физической работоспособности студентов физкультурного вуза // Материалы IV Студенческой науч. -практ. конференции. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - С. 26-28.

5. Долматова Т.П., Слепенчук И.Е. Оценка состояния здоровья у студентов института физической культуры // Материалы IV Всероссийского Съезда специалистов ЛФК и спортивной медицины. - М.: Физкультура и спорт, 2002. -С. 209-212.

6. Драгич О.А. Некоторые антропометрические показатели организма студентов Уральского региона // Вестник Тюменского университета. - 2005. - №5. - С. 181191.

7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. - 2010. - №4. - С. 2746.

8. Жомин К.М., А.А. Кужугет, Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Морфофункциональные показатели здоровья студентов // Вопросы интегральной физиологии: сборник науч. работ. - Красноярск: Крас-ГМУ, 2010. - С. 35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.