Таблица 1
Значение и роль видов подготовленности при судействе соревнований по гандболу
№ п/п Название видов подготовленности Место в порядке значимости % эффективности
1. Теоретическая подготовленность 1 100
2. Практическая (умение применять правила соревнований на практике) 1 100
3. Общая и специальная физическая подготовленность 2 95
4. Психологическая подготовленность 2 95
Психологическая подготовка судей должна проходить постоянно в неразрывном единстве с физической подготовкой с целью воспитания судей высокого класса, умеющих обеспечивать соревнования на самом высоком уровне.
На основании ранее изложенных данных были определены роль и значение видов подготовленности. Полученные данные о роли и значении видов подготовленности легли в основу судейской деятельности и были подвергнуты анкетированию, результаты которого представлены в таблице 1.
Анкетирование проводилось среди арбитров международной категории, судей различного уровня государства Украина, тренеров ведущих гандбольных команд Украины, руководителей клубов, спортсменов высокой квалификации. Анкетируемые представляли различные спортивные и государственные учреждения.
Анкетный опрос показал, что все виды подготовленности очень значимы при подготовке судьи. Основными средствами в совершенствовании подготовленности судей являются: теоретическая подготовленность - 100%, практика работы судьи в поле
- 100%, общая и специальная физическая подготовленность - 95%, психологическая подготовленность
- 95%.
Высокие проценты значимости говорят о том, что каждый вид подготовленности очень важен при формировании судьи.
Нужно отметить, что все виды подготовленности не существуют сами по себе. Они тесно переплетены и дополняют друг друга.
Полученные данные о значении и роли видов подготовленности будучи служить судьям ориентирами для совершенствования и достижения высокого качества судейства, а руководителям, занимающимся подготовкой судей - основанием для создания эффективных программ учебных занятий, семинаров, направленных на подготовку судей и оптимизацию различных составляющих этой подготовки.
Выводы.
В результате проведенных исследований констатируем следующее:
- изучение видов подготовленности позволит оптимизировать процесс управления подготовкой судей разной квалификации с постоянной коррекцией программ педагогических воздействий.
- в процессе совершенствования видов под-
готовленности направленной на повышение эффективности качества судейства , необходимо соответствие и учет квалификации судей применяемым средствам и методам педагогического воздействия.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении точного установления основных качеств и свойств, определяющих уровень качества судейства в зависимости от возрастных и квалифицированных особенностей.
Литература
1. Айропетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореферат дисс... докт. пед. наук. - М., 1992. - 41 с.
2. В. А. Цапенко, В. А. Петров, Д.Г. Сердюк, С.В. Цапенко. Подготовка судей в гандболе. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2005. - 99 с.
3. Цапенко В. А., Гусак А.Е., Дорошенко Э. Ю. Проблемы соревнований по гандболу. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2004. - 86 с.
4. Голуб О.С., Мовсесов А.Г Организация и проведение соревнований по гандболу. - Минск: Полымя, 1991. -57 с.
5. Гущин С.Н. Судьями не рождаются. - М.: Физкультура
и спорт, 1983. - 125 с.
6. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол. Учебник для вузов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 313 .
7. Кнышев А.К. Организация и судейство соревнований по гандболу. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 68 с.
8. Корнеева Ю. Кое-что о спортивном судействе // Авторевю, 1999. - № 10. - С.41.
9. Методические рекомендации к изучению правил соревнований по гандболу для студентов факультета физического воспитания // Сост. Гусак А.Е., Кушнирюк С.Г - Запорожье, ЗГУ, 1989. - 27 с.
10. Пекеров А. Судей тоже надо воспитывать // Новая спортивная газета. 24.10.02. - 2002. - № 43. - С.3.
11. Цапенко В.А., Гусак А.Е., Дорошенко Э.Ю. Проблемы соревнований по гандболу. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2004. - 86 с.
12. Цапенко В.А., Зайцева В.Н. Гандбол. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2005. - С.3-16.
Поступила в редакцию 04.05.2007г.
ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИЦ 10-16 ЛЕТ ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ГАНДБОЛОМ
Цыганок А. В.
Запорожский национальный университет
Аннотация. Результаты, полученные в ходе проведенного экспериментального исследования адаптив-
ных возможностей сердечно-сосудистой системы организма школьниц 10-16 лет, систематически занимающихся и не занимающихся спортом, позволили констатировать, что при адаптации развивающегося организма к физическим нагрузкам базовые изменения наблюдаются в отношении показателей характеризующих состояние регуляторного звена аппарата кровообращения.
Ключевые слова: интегральные показатели, сердечно-сосудистая система, школьницы, адаптация, физические нагрузки.
Анотація. Циганок О. В. Вивчення інтегральних показників діяльності серцево-судинної системи дівчат шкільного віку при систематичних заняттях гандболом. Результати отримані у продовж експериментального дослідження адаптивних можливостей серцево-судинної системи школярок 10-16 років, які систематично займаються та не займаються спортом, дозволили констатувати, що при адаптації організму, що розвивається до фізичних навантажень базові зміни спостерігаються у відношенні показників характеризуючи стан регуляторної ланки апарату кровообігу Ключові слова: інтегральні показники, серцево-судинна система, школярки, адаптація, фізичні навантаження.
Annotation. Tsyganok A. The study of integral indexes hvs activity of schoolgirls 10-16 years old in the process of systematic handball exercises. The results received in experimental research of the adaptation possibility cardiovascular systems of schoolgirls 10-16 years old, systematic going in for and not getting busy sports is conducted allowed to establish that by adaptation of developing organism to the physical loadings observe basic changes in attitude indexes which characterize condition of heart rate regulation.
Keywords: integral indexes, cardiovascular system, schoolgirls, adaptation, physical loadings.
Введение.
Изучение адаптационных возможностей организма спортсменов различного пола, возраста, спортивной специализации и квалификации имеет большое значение для оптимизации функционального состояния и уровня их здоровья, повышения функциональной и физической подготовки. Особое значение в этом направлении в настоящее время приобретают исследования направленные на изучение возрастной динамики адаптивных возможностей и функционального состояния ведущих систем развивающегося организма особенно сердечно-сосудистой.
В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов широко освещается влияние продолжительных занятий физической культурой и спортом на величины основных параметров системы кровообращения людей[1-3, 5]. В настоящее время подобные исследования проводятся с применением новых методических подходов экспресс-оценки текущего функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма. Несомненное значение результаты подобных исследований имеют для создания эффективной системы контроля функционального состояния детей школьного возраста.
Несомненная актуальность и высокая практическая значимость данной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего иссле-
дования.
Работа выполнена в рамках госбюджетной темы «Изучение адаптивных возможностей организма спортсменов на разных этапах учебно-тренировочного процесса».
Формулирование целей работы.
Материалы и методы. В соответствии с целью и задачами исследования нами было обследовано 196 девочек в возрасте от 10 до 16 лет, занимающихся гандболом (экспериментальная группа) и 109 девочек этого же возраста, не занимающихся спортом (контрольная группа). Нами регистрировались следующие параметры сердечно-сосудистой системы: традиционными методами - частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическое (АДс, мм рт. ст.), диастолическое (АДд, мм рт. ст.), пульсовое (АДп, мм рт. ст.) и среднее (АДср.) артериальное давление; с помощью эксклюзивной компьютерной программы «ШВСМ-интеграл» (авторы
- д.м.н., профессор Шаповалова В.А., д.б.н., профессор Маликов Н.В., к.п.н., доцент Сватьев А.В.) [4] -систолический (СОК, мл) и минутный (МОК, л/мин) объемы крови, величины общего периферического сопротивления крови (ОПС, дин2 • сек/см5), объема сердца (Ус, см3), сердечного индекса (СИ, л/м2) и общего уровня функционального состояния сердечнососудистой системы (УФСссс, абсолютные единицы, а.е.); с использованием метода вариационной пуль-сометрии - значения индекса напряжения регуляторных механизмов аппарата кровообращения (ИНссс, а.е.) и индекса вегетативного равновесия (ИВР, а.е.). Кроме этого, определялись значения показателя эффективности работы сердца (ПЭРС, а.е.) и адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы организма.
Все полученные в ходе исследования экспериментальные данные были обработаны стандартными методами математической статистики.
Результаты исследования.
В таблице 1 представлены результаты величин относительного прироста основных показателей системы центральной гемодинамики обследованных школьниц в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет. Мы наблюдаем снижение ЧСС, у представительниц экспериментальной группы - 29,52±4,37%, а у девочек контрольной группы - 2,03±1,33%, статистически значимое увеличение систолического объема крови (соответственно на 26,45±2,42% и 12,20±1,06%), статистически достоверные изменения величин СИ (соответственно -29,37±2,96% и -18,86±1,37%). Межгруп-повые различия в показателях артериального давления статистически достоверны лишь в 2-х величинах - Адд и АДп. Диастолическое давление снизилось у представительниц экспериментальной группы на 5,58±3,21%, а у девочек контрольной группы на 3,39±1,22%. Так же наблюдается статистически достоверное изменение разницы между систолическим и диастолическим давлениями - АДп, причем у представительниц контрольной группы оно составило -15,62±1,06, а в экспериментальной -0,34±1,38.
Таблица 1 Величины относительного прироста основных показателей системы центральной гемодинамики. (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным среди школьниц 10 лет).
П оказатели Экспериментальная группа Контрольная группа
ЧСС - 2 9,5 2 ± 4,37 -2,0 3 ± 1,33***
А Д с -3 ,6 8 ± 3 ,42 - 3,6 2 ± 1,18
АДд -5,5 8 ± 3,2 1 -3,39 ± 1,2 2**
А Д п -0,3 4 ± 1,3 8 -15,6 2 ± 1,0 6***
А Д ср . -4,7 5 ± 3,4 5 0,3 2 ± 1,2 8
СОК 2 6,4 5 ± 2 ,4 2 12,2 0 ± 1,0 6***
МОК 6,4 0 ± 2 ,4 2 9,6 3 ± 1,19
С И - 2 9,3 7 ± 2,96 -18,86 ± 1,3 7***
ОПС - 10,66 ± 1,75 - 10,27 ± 1,37
У с 3 4,8 0 ± 1 ,3 1 3 2,21 ± 1 ,2 5
Здесь и далее: ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 по сравнению с экспериментальной группой. Таблица 2 Величины относительного прироста показателей вариационной и амплитудной пульсометрии. (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным среди школьниц 10 лет).
П оказатели Экспериментальная группа Контрольная группа
ИНссс - 2 1,55 ± 1,57 45,4 4 ± 1,0 4***
ИВР - 6,7 6 ± 1 ,6 3 54,8 3 ± 1,12***
П Э Р С 3,3 6 ± 1,5 2 - 14,5 9 ± 1,2 5***
А П 5 1,32 ± 1 ,0 3 -2 77,6 5 ± 3,6 6***
УФ С с с с 1 2,94 ± 4,32 11,87 ± 1 ,4 6
Анализируя результаты, следует отметить, что зарегистрированные нами различия между 2 исследуемыми группами в выбранном нами возрастном периоде были более существенными у показателей, характеризующих особенности регуляции сердечной деятельности (ЧСС, СИ, ОПС), чем у показателей, отражающих сократительную функцию миокарда (СОК, Ус ).
В процессе адаптации к физическим нагрузкам изменения в системе центральной гемодинамики происходят за счет улучшения деятельности регуляторных звеньев аппарата кровообращения.
В таблице 2 представлены величины относительного прироста показателей, характеризующих состояние регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы организма и ее адаптивные возможности обследованных школьниц в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет.
Согласно таблице 2 у школьниц-спортсме-нок наблюдались более высокая степень изменений исследуемых показателей, в сравнении с девочками контрольной группы.
Как видно из результатов, к окончанию процесса адаптации к систематическим физическим нагрузкам у них отмечалось явная тенденция к переходу на автономный, более экономичный тип регуляции, а так же снижение степени напряжения механизмов регуляции сердечным ритмом.
Подтверждением этому есть снижение величин ИНссс на 21,55±1,57 % и ИВР на 6,76±1,63%. У представительниц контрольной групп мы наблюдаем увеличение данного показателя (на 45,44±1,04%), показатель эффективности работы сердца значитель-
но ниже, чем в экспериментальной группе (соответственно -14,59±1,25 и 3,36±1,52).
К окончанию возрастного периода 10-16 лет показатели адаптационного потенциала сердечнососудистой системы исследуемых групп значительно отличались - 277,65±3,66 в контрольной группе и 51,32±1,03 в экспериментальной группе. А вот изменения уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы девочек экспериментальной и контрольной групп не носили такой масштабный характер и мы не нашли статистически достоверные различия.
Выводы.
Установлено, что под влиянием специфических нагрузок в игровых видах спорта, расширяется диапазон функциональных возможностей организма школьника, улучшаются адаптивные реакции организма.
В результате проведенного исследования нами был сделан вывод, что под влиянием систематических физических нагрузок в сердечно-сосудистой системе школьниц наблюдаются значительные изменения в отношении показателей, характеризующих состояние регуляторного звена аппарата кровообращения.
Высокая валидность использованных методов и возможность их широкого практического применения была получена с помощью использования в эксперименте эксклюзивной компьютерной программы «ШВСМ-интеграл».
Перспективы исследования - обследование детей школьного возраста, занимающихся видами спорта циклической и ациклической направленности.
Литература:
1. Бурханов А. И. Влияние спорта на организм школьников // Теор. и практ. физ. культ. - 1995. - № 4. - С. 1214.
2. Маликов Н.В. Региональные особенности функционального состояния и адаптивных возможностей сердечнососудистой системы детей старшего школьного возраста // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. Зб. наук.-пр. - Харків: ХХПІ, 2001. - № 17. - С. 23 - 30
3. Маліков М.В. Спосіб визначення адаптивних можливо-
стей серцево-судинної системи організму / Патент на винахід 58754 Україна, МПК 7 А61В5/02 / Запорізький державний університет. - №200210799; Опубл.
15.08.2003, Бюл. №8. - 10 с.
4. Шаповалова В.А., Маликов Н.В., Сватьев А.В. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма - «ШВСМ». - Запорожье, 2003. - 75 с.
5. Шамич Олександр. Шляхи самовираження інтересів молодших підлітків за місцем проживання. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. Зб. наук. пр. - Харків: ХХПІ, 2007. - № 3. - С. 151-154.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ДЕВУШЕК В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Чиженок Т.М., Иваненко Т. В., Петрова Г.М. Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье охарактеризована динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение двух семестров у девушек 1 курса в возрасте 17-18 лет. Большинство показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем подвержены изменениям в течение учебного года. Достоверное изменение показателей у девушек I курса приходится на конец I семестра.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, показатели внешнего дыхания, динамика, учебный год. Анотація. Чиженок Т.М., Іваненко Т. В., Петрова Г.М. Динаміка зміни показників серцево-судинної і дихальної систем у дівчат на протязі навчального року. В статті показана динаміка зміни показників серцево-судинної та дихальної систем у дівчат 1 курсу на протязі навчального року. Більшість показників серцево-судинної й дихальної систем піддаються змінам протягом навчального року. Достовірна зміна показників у дівчат I курсу доводиться на кінець I семестру.
Ключові слова: серцево-судинно система, показники зовнішнього дихання, динаміка, навчальний рік. Annotation. Chigenok T.M., Ivanenco T.V., Petrova G.M. Dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at girls during a school year. In the article is shown dynamics of change of indexes of hearts-vessels and respiratory systems at the girls of a 1 course during a school year. The majority of parameters of cardiovascular and respiratory systems are subject to changes within one academic year. Reliable change of parameters at girls I of a rate falls at extremity I of a semester.
Keywords: hearts-vessels system, indexes of the external breathing, dynamics, school year.
Введение.
Особенности учебного процесса в ВУЗах
характеризуются расширением учебных программ, увеличением учебной нагрузки и большой активизацией всего учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Напряжение, которое испытывает молодой организм на фоне интенсификации интеллектуальных и эмоциональных нагрузок в процессе обучения, часто приводит к ухудшению в состоянии здоровья. На протяжении учебного года у студентов накапливается утомление и наблюдается ярко выраженная дискоординация, в первую очередь функций кровообращения и дыхания [1, 2].
Для того, чтобы получить представление о количественной характеристике адаптационных возможностей организма учащейся молодёжи, необходимо сопоставить данные оценки состояния здоровья по результатам показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в разные периоды обучения в течение учебного года.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета.
Формулирование целей работы.
Целью данной работы является выявление и анализ особенностей изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек первого курса в процессе обучения на протяжении учебного года.
В соответствии с целью исследования решались такие задачи:
1. Определить показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек - первокурсниц в начале учебного года.
2. Изучить динамику изменения показателей кровообращения и внешнего дыхания в течение учебного года.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что индивидуальные особенности каждого организма проявляются в характере изменения показателей кровообращения и дыхания в зависимости от воздействия различных факторов [3, 4].
Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек в возрасте 17-18 лет нами оценивались в начале и на протяжении учебного года (I и II семестр) следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС),уд/ мин, артериальное давление, систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) в мм рт. ст., ударный объём крови (УОК) в мл/мин, минутный объём крови (МОК) в л/мин, индекс двойного произведения (ИДП) в у.е. для оценки уровня здоровья, индекс Кердо (ИК) в у. е. и коэффициент экономизации кровообращения (КЭК) в у.е.
Для определения состояния дыхательной системы девушек-первокурсниц оценивались следующие показатели: частота дыхания (ЧД) дыханий в мин., объём дыхания (ОД) в мл., жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) в л/мин., минутный объём дыхания (МОД) в л/мин., максимальная вентиляция лёгких (МВЛ) в л/мин, резерв дыхания (РД) в л/мин опреде-