Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (К ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КОНВЕНЦИИ РОССИИ)'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (К ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КОНВЕНЦИИ РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (К ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КОНВЕНЦИИ РОССИИ)»

рода. Уровень РЬ в крови мужчин выше, чем у У курящих, бросивших курить и некурящих

женщин, возможно, в силу физиологических мужчин статистических различий по уровню РЬ

различий; в то же время содержание Сё в крови в крови не выявлено, но уровень Сс1 был более

женщин и мужчин не различалось. ВЫСОКИМ у курящих. Поступила 15.08.95

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

ч

Ф В. Р. КУЧМА, 1996 УДК 613.95:572.51|(470)

В. Р. Кучма

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (К ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КОНВЕНЦИИ РОССИИ)

ММА им. И. М. Сеченова

Права ребенка не мыслимы без прав взрослого и в виде декларации прав ребенка они выросли и ответвились от Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г.; декларация прав ребенка была принята спустя 11 лет, в 1959 г.

Декларация прав ребенка была тогда сформулирована всего в 10 принципах. ООН постоянно работала в этом направлении, результатом чего стал новый важнейший документ — Конвенция о правах ребенка [1]. Конвенция о правах ребенка принята международным сообществом в 1989 г. С момента принятия этот документ стали именовать великой хартией вольности для детей, мировой конституцией для детей.

Конвенция о правах ребенка — это наиболее полное осознание прав ребенка, принимаемое международным сообществом, и права детей, приобретающие силу норм международного права.

К сожалению, во всем мире число обездоленных, лишенных детства детей все еще велико. Около 100 млн детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства и проституции, более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях, 120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет не могут учиться, а 3,5 млн умирают каждый год от тех болезней, которые поддаются профилактике и лечению, — это с одной стороны, а с другой — миллионы детей, включая детей из внешне благополучного общества, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами употребления наркотиков [3].

Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения по сути дела сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание , развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, определяет правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля — Комитет ООН

по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция по своей содержательной направленности имеет несколько адресов: дети и родители, педагоги и воспитатели, педиатры и гигиенисты, юристы и политики, государственные служащие и общественные деятели.

В Конвенции определены права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу. Сегодня чрезвычайно важна статья 27 (п. 1): "Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка".

Конвенцией закреплены права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Эти права ранее никогда не декларировались в международных актах.

Конвенция излагает перечень прав детей особо депривированных категорий (сироты и лишенные родительского попечения, беженцы, неполноценные в умственном или физическом отношении).

Специальные статьи фиксируют право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального; на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми. Это чрезвычайно актуально сегодня для нашей страны. По данным НИИ детства Российского детского фонда, почти четверть зарегистрированных в стране проституток — девочки 12 — 13 лет.

Особо оговорены права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Согласно статье 44, государства-участники обязаны представлять в Комитет ООН по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.

30 сентября 1990 г. в ООН состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, на которой были подписаны уникальные документы: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Декларация и план определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, — сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства. Этой же декларацией государства-участники взяли на себя обязательства принять решительные меры, чтобы укрепить здоровье детей, содействовать обеспечению чистой водой всех детей, а также всеобщему доступу к хорошим санитарным условиям, стремиться обеспечить оптимальный рост и развитие в детстве, принять меры по защите окружающей среды, чтобы все дети могли жить в более безопасном и экологически здоровом будущем.

Всемирная декларация первой ставит задачу по улучшению здоровья и питания детей, решение которой, по мнению международного сообщества, теперь стало возможным и является первостепенной обязанностью.

К сожалению, актуальность всех принципов для нашей страны нарастает.

Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Для нашей страны это в высшей степени своевременный документ, так как в наше нестабильное время демократических преобразований, когда мы вновь охотно провозглашаем принцип, что дети в нашей стране — единственный привилегированный класс, а на практике повсеместно и достаточно свободно нарушаем это правило, Конвенция предоставляет нашему обществу новую возможность подтвердить не словесную, а реальную любовь к собственным детям.

В некоторых странах, например в Судане, Конвенция о правах ребенка действует на правах закона и может быть использована в судах при разбирательстве. В нашей стране это пока лишь декларация, так как Закон о правах ребенка так и не принят, хотя в свое время прошел первое слушание еще в Верховном Совете СССР.

Именно поэтому в высшей степени существенными являются 3 принципа осуществления Конвенции: знание о существовании Конвенции, понимание провозглашенных в ней прав и поддержка усилий по превращению их в реальность. Врачи-профилактики могут содействовать реализации всех этих принципов, публикация этой статьи — тоже вклад гигиенической общественности в этом направлении.

В январе 1993 г. Российская Федерация как правопреемник СССР представила Первоначальный доклад РФ Комитету по правам ребенка о выполнении Конвенции о правах ребенка. США на тот момент не ратифицировали Конвенцию.

В докладе дана общая характеристика положения детей в России, отражающая ее взаимосвязь с современными социально-экономическими процессами, а также представлена информация о мерах по выполнению обязательств, принятых Россией в соответствии с данной Конвенцией, о достигнутом прогрессе, имеющихся трудностях и намечаемых шагах по ее дальнейшей реализации [5].

С целью проведения в жизнь международных документов Президент Российской Федерации издал соответствующий указ, а Совет Министров — правительство Российской Федерации — принял постановление от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".

Однако сегодня существует ряд физиолого-гигиенических проблем выполнения Конвенции о правах ребенка и прежде всего в области выживания детей.

На первое место необходимо поставить задачу оздоровления детей, снижения смертности и заболеваемости. Этого чрезвычайно трудно добиться в условиях нынешнего экономического положения в стране и проводимой правительством социальной политики.

Правительство намерено отказаться от принципа равного права на государственную поддержку каждого ребенка и перейти к дифференцированному обеспечению детей в зависимости от материального положения родителей. Размеры назначаемых пособий будут увязываться с научно обоснованным прожиточным минимумом различных возрастных групп детей. Однако в отношении детей необходимо говорить об оптимуме, а не о нижней границе той или иной нормы. Изменение семейного бюджета выражается в том, что сокращаются расходы на обучение, воспитание детей, развлечения, туризм и спорт, т. е. на умственное, физическое и эмоциональное развитие детей.

Обеспечить полноценное физическое развитие возможно только в условиях адекватного потребностям растущего организма питания, физического воспитания в детских учреждениях и вне их, активного отдыха, творческой деятельности детей.

В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства.

Переход к рыночной экономике привел в нашей стране не только к спаду производства, массовым увольнениям и экономическим трудностям, но и к психическим стрессам взрослых. Синдром опасного обращения с детьми, родительской жестокости, избиения, увечий, гибели детей отмечается повсеместно и во все больших масштабах.

По данным органов образования, МВД, прокуратуры, наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми.

Некорректные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, в том числе психическое и физическое насилие, прослеживаются в семье, дошкольных учреждениях, школах и ПТУ, детских домах и интернатах.

Как особенно тревожный фактор следует отметить преобладание среди пострадавших детей раннего возраста: около 30% госпитализированных в результате жестокого обращения составляют младенцы до 1 года, 30% — дошкольники и 40% — школьники. То, что это отразится на развитии детей и их психическом здоровье, совершенно очевидно.

Вопросы физического и психологического восстановления этих детей, их социальная реинтеграция становятся чрезвычайно актуальными. Решить их должны учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы образования.

Положение в этой сфере жизни детей делает еще более неблагополучным прогноз в психическом здоровье детей.

Чрезвычайно актуальна проблема неблагоприятного влияния экологических факторов на здоровье населения и в первую очередь детей, подростков, беременных женщин.

Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено, во-первых, возмещение вреда, причиненного здоровью населения, в том числе детей, неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, и, во-вторых, обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями; среди последних — вред, связанный с невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Однако механизм реализации этих положений закона пока не работает, отсутствует практика возбуждения и рассмотрения дел подобного рода.

Дети как экосенситивная группа населения требуют постоянного контроля и анализа их состояния здоровья в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Именно детское население России должно стать сердцевиной социально-гигиенического мониторинга, который в настоящее время разворачивается в стране.

Развитие личностных особенностей ребенка, защита его прав предполагают индивидуализацию образования за счет введения разнообразных вариативных программ и учебников, факультативных курсов, создания нетрадиционных учебных заведений, ориентированных на наиболее полное развитие склонностей и интересов ребенка. Но все это должно находиться под постоянным медицинским контролем, опирающимся на результаты научных разработок по физиолого-гигиенической регламентации учебной деятельности и условий, в которых проходит обучение.

Многие государственные и общественные организации оказызают помощь прежде всего детям, имеющим статус инвалидов, сирот, детям из многодетных семей и т. д. Но, говоря о правах ребенка, нельзя не затронуть вопрос о детях групп риска с девиантными формами поведения,

в том числе .с синдромом дефицита внимания с гиперактивностыо. Единые школьные программы для всех приводят этих детей к синдрому школьной неуспеваемости. С одной стороны — ухудшение здоровья, с другой — единые школьные программы (обрекающие таких детей на неуспех) и приводят к образованию так называемых групп риска. Шкалы "стонут" от этих детей и охотно избавляются от них, но это не вина школ, а их беда. Специальные школы есть, но их катастрофически мало и, как правило, они ориентированы или на одаренных, или на умственно отсталых. А необходимо комплексное воздействие на детей врача — психолога — педагога, осуществляемое в школе.

К этим, можно сказать, международным проблемам добавляется наша санитарно-гигиеническая неустроенность детских учреждений. Полностью благоустроены чуть больше 1/3 школ России, на селе — ] 8,2%. 37,9% школ РФ не имеют водопровода, 29,4% — отопления. Более половины сельских школ не имеют канализации. Суммарный объем знаний, получаемых в современной российской школе, намного превосходит возможности школьников по его усвоению. Осознать это чрезвычайно важно, принимая во внимание данные о состоянии здоровья российских детей. Почти 1/5 детей 6-летнего возраста не готова к школьному обучению. Функциональные отклонения выявляются у 30 — 50% этих детей. В целом около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых к концу обучения в школе не превышает 1/5 общего числа детей [6]. Исследования, выполненные кафедрой в центральном регионе России, свидетельствуют, что количество 6-летних детей, способных приступить к систематическим занятиям в школе, не превышает 68%. Отстают в физическом развитии около 36% детей, более четверти имеют дисгармоничное развитие. 35% детей 6 — 7 лет могут быть отнесены к группе риска по развитию одной из форм девиантного поведения — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а у 15 — 18% этот синдром четко диагностируется, что требует повышенного медико-психологического и педагогического внимания к этим детям.

В современных социально-экономических условиях дети России стали реально нуждаться в защите.

Молодежь вынуждена работать в неблагоприятных условиях. Кроме того, до 70% подростков получают первые профессии непосредственно на рабочих местах [4]. Учитывая несовершенство законодательства по охране груда подростков, неудовлетворительные условия труда на многих промышленных предприятиях (17% всех работающих трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам), как никогда остро встает проблема регулирования труда несовершеннолетних с точки зрения охраны здоровья, безопасных условий труда, правовой защиты на предприятиях различных форм собственности и юридической ответственности работодателя в этих вопросах.

Новые формы организации производства и трудовой деятельности в стране (фермерство, СП, ИТД, ТОО, ЧП) существенно затрудняют

контроль и охрану детского труда. Эта проблема требует дополнительной проработки и новых подходов законодателей к регламентированию трудовой деятельности с целыо не допустить переутомления детей и социальной их защиты от экономической эксплуатации и выполнения опасной для детей работы, наносящей ущерб их здоровью, физическому, умственному и социальному развитию, получению образования.

Ухудшение социальных условий резко отрицательно сказалось на содержании и формах социального развития детей. Разрушение этого процесса проявляется во многих показателях, но наиболее существенной становится характеристика возраста детей и подростков, что является предметом изучения гигиены детей и подростков. Ускорение или задержка биологического созревания, деформация .психологического самочувствия, самосознания, неподтверждение усиливающегося с годами чувства взрослости у подростков их реально низким статусом приводят к значительному снижению социального возраста, что накладывает отпечаток на осуществление детьми и подростками многих видов деятельности.

Это усугубляется еще и тем, что разрушение системы внешкольных детских учреждений, прекращение деятельности детских общественных организаций без их замены альтернативными организациями значительно сократили сферу позитивной занятости досуга молодежи.

Формирование здорового образа жизни на этом фоне приобретает еще большую актуальность.

Наиболее слаба законодательная база в вопросе возрастных границ, в которых ребенок может заниматься той или иной деятельностью, нести ответственность.

В развитых странах существует понятие минимального возраста для прекращения обязательного образования. У нас такого понятия нет, но обязательным является основное общее образование — 9 классов (Закон "Об образовании") — 15 лет.

Современным трудовым законодательством (Кодекс законов о труде) определен минимальный возраст для занятости — 16 лет. В исключительных случаях по согласованию с профсоюзами он может быть снижен до 15 лет. При условии согласия родителей, наличии свободного времени, отсутствии вреда для здоровья ребенка может быть разрешена неполная занятость с 14 лет.

Минимальный возраст для уголовной ответственности — 14 лет (Уголовный кодекс).

Минимальный возраст лишения свободы — 14 лег (Уголовный кодекс).

Обращает на себя внимание "нестыковка" времени предоставления прав и ответственности. Например, работа детей в сельском хозяйстве, участие в ведении семейного фермерского хозяйства, при которых относительно нетяжелый вид деятельности ребенка сочетается с управлением автотранспортными средствами, управлять которыми официально можно с 18 лет.

Стрессовые ситуации в семье и учет мнения ребенка при решении вопросов, касающихся его. На сегодняшний день у нас это 10 лет. Хотя есть научные данные педагогов, правоведов о том, что и в более раннем возрасте целесообразно и можно учитывать мнение ребенка в этих вопросах [2].

Минимальный возраст для вступления в брак — 18 лет, который может быть снижен по решению местных органов исполнительной власти не более чем на 2 года (Кодекс о браке и семье).

Требуют научной проработки физиологов, психологов, педагогов и такие вопросы, как определение возраста, с которого можно продавать эротическую продукцию, добровольно давать свидетельские показания, вступать в половой контакт.

Минимальный возраст для обязательной (а также добровольной) воинской службы — 18 лет (Закон о воинской обязанности).

Возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков — до 21 года.

Вопросы возрастной периодизации, морфо-функциональной готовности детей и подростков к различным, зачастую новым видам деятельности и ответственности за них приобретают сегодня чрезвычайно высокую актуальность и нуждаются в дальнейшей научной проработке с участием физиологов, психологов, гигиенистов, педиатров.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка // Положение детей в мире. 1991 год. - Нью Йорк, 1991. - С. 77-96.

2. Конвенция о правах ребенка: теоретико-прикладные проблемы реализации (Сборник тезисов Научного семинара). — М., 1993.

3. Лиханов А. // Права ребенка: Основные международные документы. — М., 1992. — С. 3—6.

4. Национальный доклад "О'санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1993 году". - М., 1994.

5. Первоначальный доклад Российской Федерации Комитету по правам ребенка о выполнении конвенции о правах ребенка. — М., 1992.

6. Положение детей в Российской Федерации (1993 год): Ежегодный государственный доклад. — М., 1994.

Поступила 21.04.95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.