Научная статья на тему 'Физиологические и психологические изменения в пожилом возрасте'

Физиологические и психологические изменения в пожилом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9164
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / ОРГАНИЗМ / АКТИВНОСТЬ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / УМЕНЬШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ / НЕРВЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / AGING / ORGANISM / ACTIVITY / OLD AGE / DECREASE OF PHYSICAL STRENGTH / NERVES / MENTAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канделя Михаил Васильевич, Койсман Людмила Алексеевна, Назарова Вероника Павловна

Старение это неизбежный и закономерный процесс, ведущий к понижению жизнеспособности индивида. С определённого возраста у каждого человека начинаются изменения во внешнем облике и внутри организма. Постепенно снижается активность, ограничиваются движения, уменьшаются физические силы. Человек теряет способность к длительным физическим нагрузкам, к активности нервных и психических процессов, утрачивает эластичность мышц, связок, суставов. Во всех системах организма происходят изменения, нарушающие его функциональные возможности. Учёные, занимающиеся проблемой пожилого возраста, нарисовали следующий портрет такого человека это снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой, боязнь одиночества, беспомощность, обнищание, страх смерти, угрюмость, раздражительность, пессимизм, снижение интереса к новому. Как следствие это брюзжание, ворчливость, замыкание интересов на себе, эгоистичность, неуверенность в завтрашнем дне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канделя Михаил Васильевич, Койсман Людмила Алексеевна, Назарова Вероника Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHANGES IN OLD AGE

Aging is an inevitable and natural process that leads to a decrease in the viability of the individual. From a certain age, each person begins to change in appearance and within the body. Gradually reduced activity, limited movement, reduced physical strength. A person loses the ability to prolonged physical activity, to the activity of nervous and mental processes, loses the elasticity of muscles, ligaments, joints. In all systems of the body there are changes that violate its functionality. Scientists dealing with the problem of the elderly drew the following portrait of such a person a decrease in self-esteem, self-doubt, self-dissatisfaction, fear of loneliness, helplessness, impoverishment, fear of death, gloom, irritability, pessimism, reduced interest in the new. As a result, this grumbling, grouchy, short interests on self, selfishness, insecurity.

Текст научной работы на тему «Физиологические и психологические изменения в пожилом возрасте»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.6, 136.6

М. В. Канделя, Л. А. Койсман, В. П. Назарова

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Старение — это неизбежный и закономерный процесс, ведущий к понижению жизнеспособности индивида. С определённого возраста у каждого человека начинаются изменения во внешнем облике и внутри организма. Постепенно снижается активность, ограничиваются движения, уменьшаются физические силы. Человек теряет способность к длительным физическим нагрузкам, к активности нервных и психических процессов, утрачивает эластичность мышц, связок, суставов. Во всех системах организма происходят изменения, нарушающие его функциональные возможности. Учёные, занимающиеся проблемой пожилого возраста, нарисовали следующий портрет такого человека — это снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой, боязнь одиночества, беспомощность, обнищание, страх смерти, угрюмость, раздражительность, пессимизм, снижение интереса к новому. Как следствие — это брюзжание, ворчливость, замыкание интересов на себе, эгоистичность, неуверенность в завтрашнем дне.

Ключевые слова: старение, организм, активность, пожилой возраст, уменьшение физических сил, нервы, психические процессы.

С определённого возраста у каждого человека начинаются изменения во внешнем облике и внутри организма. Постепенно снижается активность, ограничиваются движения, уменьшаются физические силы и снижаются защитные. Человек теряет способность к длительным физическим нагрузкам, к активности нервных и психических процессов, утрачивает эластичность мыши, связок, суставов. Во всех системах организма происходят изменения, нарушая его функциональные возможности.

В первую очередь наблюдаются изменения в костной и мышечной системе: снижается эластичность связок, изнашиваются и обезвоживаются суставы, уменьшается количество костной ткани, утончается соединительная ткань суставов, истончаются суставные хрящи. Из костей вымыва-

Канделя Михаил Васильевич — кандидат технических наук, профессор (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: kandelya79@mail.ru.

Койсман Людмила Алексеевна — кандидат педагогических наук.

Назарова Вероника Павловна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: student.nika1661@mail.ru.

© Канделя М. В., Койсман Л. А., Назарова В. П., 2019

105

ется кальций, они становятся хрупкими, легко ломаются. Суставы начинают стареть, деформироваться и болеть. В этот период значительные изменения связаны с позвоночником: ослабевают мышцы, его поддерживающие, деформируются межпозвоночные диски, уменьшается подвижность позвоночника, возникают его искривления, появляются межпозвоночные грыжи, изменяется осанка. Человек теряет былую лёгкость в движениях, изменяется качество его жизни, кроме того, его мучают боли.

В этот период человек прекращает активные движения и ещё больше усугубляет процессы старения.

Одновременно с изменениями в организме происходит замещение одних функций другими. Организм приспосабливается к новым условиям.

Изменения в дыхательной системе связаны с ослаблением мышц, поддерживающих грудную клетку, что снижает её подвижность. Снижается возможность качественного вдоха и выдоха, а значит, изменяется наполняемость лёгких воздухом. Нарушается воздухообмен, развиваются застойные явления, кислород из воздуха плохо поступает в кровь, а углекислота — из крови, снижается содержание кислорода в крови, что приводит к одышке, быстрой утомляемости организма, нарушениям сна. Перечисленные нарушения приводят к различным заболеваниям дыхательной системы, вплоть до онкологических. Продлить возможности нормальной деятельности дыхательной системы можно специальной дыхательной гимнастикой, физическими упражнениями, плаванием, пешими прогулками.

Возрастные изменения, влияя на работу опорно-двигательного аппарата, снижают активность человека, что приводит к ухудшению работы сердечной мышцы. Сильная сердечная мышца способна к нагрузкам. Сокращаясь, она проталкивает кровь по сосудам, в том числе нижних конечностей. Слабая мышца сердца затрудняет этот процесс и способствует нарушению его деятельности. Кроме того, «старение способствует увеличению соединительной ткани, в которой накапливаются жировые отложения. Лишнего веса можно избежать, если заниматься некоторыми видами спорта: плаванием, бегом на недлинные дистанции, ходьбой на лыжах и др.» [2, с. 510]. Старению сердечной мышцы способствует неправильное питание. Несбалансированное питание приводит к нарушению обмена веществ, повышению холестерина в крови, отложению жира, повышению веса. Сосуды закупориваются холестериновыми бляшками, сужая их, — развивается атеросклероз. Это заболевание — дорога к инсультам и инфаркту, гипертонии, болезням сосудов ног.

Атеросклероз нижних конечностей — опасное заболевание, которое поражает артерии и сопровождается признаками нарушеного кровообращения, что впоследствии приводит к гангрене и ампутации. Заболевание сопровождается болями и судорогами [17]. Много пожилых людей страдает гипертонией. Эта болезнь доставляет много неприятностей и значительно ухудшает качество жизни. Она чревата тем, что человек не

106

ощущает высокого давления и может получить инсульт или инфаркт. Страдают этим заболеванием люди впечатлительные, очень активные в жизни, очень ответственные, увлекающиеся жирной пищей.

Вся жизнь человека связана с потреблением пищи. Потребность качественно и хорошо питаться — основная потребность всех людей, но мы все разные и пристрастия к еде у нас разные. Пищеварительная система организма старается переработать поступающую пищу, но с возрастом её возможности явно ослабевают. Большая нагрузка ложится на печень, поджелудочную железу, желудок, кишечник. Эти органы работают в авральном режиме, стараясь вывести из организма вредные вещества и усвоить необходимые. Некоторые люди, понимая это, изменяют свои пристрастия: отказываются от жирной пищи, кондитерских изделий, консервов, копчёностей, пищи, вредной для организма. Изучая свой организм, человек способен понять, какая пища приносит ему пользу, а какая нет. Еда по набору ферментов должна соответствовать структуре тканей человека, иными словами у каждого человека должна быть своя пища, которая оставляет свой отпечаток на анатомо-физиологические особенности и обмен веществ [3]. В противном случае болезни, и очень серьёзные, неизбежны. Малоподвижный образ жизни лишает мышцы активности во всём организме. Страдает мышечная система и внутренних органов. Нарушается перистальтика кишечника — возникают запоры. Запоры приносят пожилому человеку массу неудобств, лишая его комфортности.

Иммунная система реагирует на изменения в ней нарушениями функций щитовидной железы, которая регулирует обменные процессы в организме с помощью гормонального обмена. Нарушения в иммунной системе снижают защитные функции организма, изменяют обменные процессы, воздействуют на нервную систему. Болезни, связанные с нарушениями в деятельности щитовидной железы, могут иметь летальный исход. Э. Н. Вайнер утверждает, что на человека в течение жизни действуют различные раздражители, поэтому в организме всегда идут адаптационные реакции, которые приводят к повышенной активности иммунной системы. Если искусственно вызывать их, то можно оздоровить организм и таким образом предупредить развитие болезней [3].

Физиологические аспекты старости связаны с ослаблением ряда других функций. Происходит ухудшение органов чувств, ослаблевают зрение и слух. Снижается подвижность, уменьшается активная деятельность. Может происходить обеднение эмоциональной жизни, снижение коммуникативных связей, в результате наблюдается деградация человека, которая выражается в сведении его жизнедеятельности до физиологических потребностей: питание, отдых и т. п. [17].

Таким образом, в пожилом и более позднем возрасте в организме человека во всех системах и органах происходят изменения, которые проявляются нарушениями в их деятельности или болезнями, порой

107

очень серьёзными. Одновременно с изменениями в организме происходит замещение одних функций другими. Организм приспосабливается к новым условиям. Дальнейшие изменения в этот период зависят от каждого конкретного человека и от его реакции на всё происходящее.

С возрастом в организме человека изменяется не только деятельность органов и систем, но и психика. Многими психологами изучались люди в пожилом возрасте. Характеристики возраста были разными, но чаще отрицательными.

О. В. Минкина включает в психологический портрет человека в старости такие черты как снижение самооценки, проявление неуверенности в себе и в завтрашнем дне, недовольство собой; боязнь одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; повышенная раздражительность и пессимизм; снижение интереса ко всему новому. В результате происходит замыкание интересов на себе и повышенное внимание к своему телу; развиваются эгоистичность, брюзжание и ворчливость, что делает их мелочными, скупыми, осторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными [10].

Указанные О. В. Минкиной характеристики в реальной жизни формируются как защитная реакция на обстоятельства жизни. Пожилой человек теряет работу, утрачивая свои, возможно, значимые связи. Достигая пенсионного возраста, многие люди находятся на пике своего профессионального мастерства, стремятся к совершенству, следят за своим здоровьем, чтобы иметь возможность реализовать себя, но многие работодатели, не считаясь с их возможностями, увольняют или сокращают возрастных работников. Такое отношение не лучшим образом сказывается на психике: человек замыкается в себе, у него снижается самооценка, он теряет контроль над своими действиями. Состояние депрессии не позволяет принимать верные решения, и положение человека усугубляется.

П. Д. Павленок считает, что пожилые люди подвержены страхам, беспокойствам, у них наблюдается повышенная тревожность. Психические расстройства могут приводить к декомпенсации, к старческим де-лириям, когда обычно спокойные люди становятся агрессивными, беспокойными. В результате эмоциональных нагрузок могут произойти нарушения в мозговом кровообращении, приводящие к расстройству речи, параличу, эпилептическим припадкам. Изменения в настроении приводит к подавленности, депрессивным, ипохондрическим состояниям, в таких случаях старые люди обвиняют себя в кажущихся проступках [11]. В рассказе А. П. Чехова «Скучная история» профессор медицины Николай Степанович так говорит о душевном и физическом состоянии больного старика: «Он сохраняет бодрость, продолжает читать лекции студентам, добросовестно выполняет свои обязанности дома, с сочувствием относится к другим. С присущей старикам мудростью понимает всю суетность окружающего мира, всю ничтожность интересов окружающих его людей, пошлость и несчастливость их жизни» Герой

108

А. П. Чехова указывает на свои физические немощи — бессонницу, нервный тик, ухудшение памяти. Говорит о душевных недугах — ненависти, презрении, злых мыслях, возмущении. Он говорит о себе, что «стал не в меру строг, требователен, раздражителен, нелюбезен, подозрителен» [14, с. 251].

Н. Ф. Шахматов в своих работах указывает на то, что симптомы физического упадка проявляются в ограничении круга интересов, пассивности, психической утомление, при этом различны время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина. Зачастую эти проявления психического упадка (психическая слабость, уменьшение силы и подвижности психических процессов) становятся более заметными в последние годы жизни и находятся в тесной связи с фактором физического здоровья. Поэтому укрепление физического здоровья, излечение от соматических болезней быстро ведут к оживлению психической жизни в старости [15, 16].

Данные характеристики будут справедливы для большинства пожилых людей. Повышение уровня психо-эмоционального напряжения пожилых людей в настоящее время обусловлено политическими и экономическими переменами в стране, что влияет на их психическое и социальное здоровье. Для пожилых людей характерны состояния депрессии и подавленности, причинами которых являются морально-психологические проблемы: беспокойство за будущее детей, состояние собственного здоровья, одиночество, плохие условия жизни.

Психическая беспомощность, пассивность и бездеятельность интеллектуальных действий, снижение силы психических и эмоциональных процессов приводят к тому, что пожилой человек быстро забывает необходимые жизненные действия и лишает себя возможности качественной жизни. Психическую жизнь в старости способны оживить укрепление физического здоровья и излечение от соматических болезней.

Б. А. Ананьев писал о том, что «речемыслительные второсигналь-ные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека» [Цит по: 7, с. 14].

Как указывает В. Д. Альперович, изменения в пожилом возрасте затрагивают разные сферы: интеллектуальную, эмоциональную, моральную. В интеллектуальной — появляются трудности в освоении новых знаний, в адаптации к непредвиденным обстоятельствам, к примеру: переезд, собственная болезнь или кого-то из близких людей, смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении; полная или частичная потеря зрения и другие. В эмоциональной сфере — неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. В моральной сфе-

109

ре — отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая критика этих норм [1].

Психолог Ш. Бюлер выделяет несколько фаз развития человека; последняя — это возраст 65 — 70 лет. Давая характеристику данному возрасту, она поясняет, что «в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому, что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются» [Цит. по: 7, с. 14 — 15].

Кризис старости, утверждает Э. Эриксон, знаменует собой «завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги и если воспринимает жизнь как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть — естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти» [там же].

Нужно согласиться с тем, что страх смерти присущ только человеку, он не свойственен животным. Человек не может преодолеть чувство страха. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: «Смерть для человека реально не существует, он с нею не встречается. Пока он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому её не стоит страшиться» [там же].

Один из основателей отечественной психологии, Б. Г. Ананьев, объяснял, что «парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей умирание происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведёт к сужению объёма личностных свойств, к деформации структуры личности. По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, некоторые пенсионеры в 60 — 65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности». И вывод, который делает учёный, — «Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одарённости человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре, как субъекта деятельности, а потому и личности» [цит по: 6].

110

И. С. Кон рассматривает старение с социально-психологической точки зрения. Он выделяет несколько характерных положительных и отрицательных особенностей и по ним разделяет пожилых людей.

Положительные личности:

1) активная творческая личность с уходом на отдых не прекращает общественную жизнь, живёт полноценной жизнью, не испытывая никаких неудобств;

2) активная личность. Хорошо приспосабливается к условиям жизни, занимается любимым делом, отдыхает, находит время для хобби. Живёт полноценной жизнью для себя;

3) это большей частью женщины. Они находят себя в своей семье. Домашняя работа занимает их время, но не приносит особого удовлетворения;

4) это люди, для которых забота о своём здоровье становится смыслом дальнейшей жизни. Для них характерны повышенная тревожность и вымышленные болезни.

Отрицательные личности:

5) ворчливые люди, агрессивны по отношению к другим, постоянно недовольны происходящими событиями в мире, критически настроенные, с бесконечными претензиями ко всем, кроме себя;

6) пожилые люди, предъявляющие бесконечные претензии к себе, не состоявшиеся в жизни, живущие одинокой жизнью [8].

В социологии известна классификация пожилых людей по интересам А. В. Качкина. Основными интересами, считает А. В. Качкин, можно назвать: семью, одинокое существование, работу на дачном участке, служение обществу, участие в партийных баталиях, ничегонеделание и непроявление себя в деле, наблюдение за тем, как протекают болезни [5].

Как видим, интересы пожилых людей замыкаются или на социуме, или на себе. В зависимости от того, какое занятие больше по душе, такой социальный тип и формируется.

В мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей, о которой невозможно умолчать. Она выделяет такие типы отношения личности к старости:

«Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уве-

111

ренностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высокая.

Отношение зависимости. Зависимая личность — это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнёра или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность через силу, постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Всё это соединяется ещё и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается дос-

112

таточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий» [4].

Что касается психологических процессов, которые могут повлиять на поведение людей в пожилом возрасте, то речь может идти о памяти, поскольку она в пожилом возрасте может измениться.

Исследования Б. Г. Ананьева обнаруживают, что у лиц в возрасте 70 — 90 лет особенно страдает механическая память. Лучше всего сохраняется логическая память, образная память ослабевает больше, чем смысловая. Основой прочности являются внутренние смысловые связи, ведущим видом памяти становится логическая память [Цит по: 7, с. 17].

В пожилом возрасте память чаще обращает человека к прошедшим событиям. Их он помнит прекрасно. Память на текущие события и действия ослабевает. Человек может на ходу забывать, что хотел сделать, куда положил, что хотел сию минуту взять и т. д. Это абсолютно логично, потому что в прошлом он был молодым, успешным, активным. Его ценили, уважали, почитали. Он был уверен в своих силах. С возрастом многие навыки исчезают вместе с возможностями, а новых целей нет. Будущее не радует, так как оно другое. В нём он воспринимает себя другим. Кроме того, многие люди пожилого возраста просто не знают, что всё зависит от них самих. Считая, что с возрастом память ухудшается сама по себе, они ничего не предпринимают, чтобы её восстановить. Тренируя память, человек восстанавливает возможности мозга и качество своей жизни.

Психика человека — явление индивидуальное. Она целиком зависит от социально-психологических особенностей человека. Человеку можно внушить веру в его безграничные возможности, используя индивидуальный подход, и тогда слабые, неуверенные в себе люди становятся сильнее, увереннее, — человек начинает осознавать свою власть над собой [3].

Различие формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражает индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего [9].

Как убеждаются авторы в своих исследованиях, психическое старение связывается со многими факторами, которые влияют положительно на весь этот процесс, способствуют положительным сдвигам в психике, поскольку помогают пожилым людей приспосабливаться к условиям, изменяя их отношение к жизни, их поведение, взгляды и ценности. Кроме того, активные пожилые люди вместе с опытом адаптации приобретают опыт поведения в общении и в быту. В поисках выхода из некоторых ситуаций пожилые люди открывают в себе новые способности, новые возможности, которые были неведомы раньше. Вывод напрашивается один — человек развивается до глубокой старости, если он субъект своей жизни.

113

Развитие личности, по С. Л. Рубинштейну, — это способность становиться субъектом. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей согласующей жизнедеятельности. Он целостным образом объединяет все имеющиеся индивидуальные, физические, психические, ценностные и др. возможности. Кроме того, при правильном восприятии себя — своего физического и психического «Я» в пожилом возрасте, можно говорить о хорошем уровне адаптационного потенциала и сохраняющихся возможностях организма [13].

Социальная ситуация развития в пожилом возрасте изменяется. Процесс приспособления к новым условиям требует активности и адап-тированности. Активная адаптация — это процесс активного взаимодействия со средой и социальными изменениями в самих себе.

Основным механизмом адаптации, доступным для контроля, является энергетический механизм. Именно недостаток энергии определяет цепь основных сдвигов в организме.

В книге «Психология здоровья» сказано: человеческий организм обладает большими возможностями приспособления к окружающей среде, Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, к условиям и изменениям среды, а под влиянием усилия, эмоционального напряжения или при высокой мотивации деятельности организм человека способен продемонстрировать высокую функциональную активность. Всё это говорит о том, что организм человека обладает скрытыми возможностями и умеет их использовать в процессе самореабилитации [12].

Таким образом, чтобы достойно жить в новых условиях, людям пожилого возраста нужно изучать свой организм, получать необходимые практические навыки, изучать возможности других людей. Пожилые люди должны понимать, что только от них самих зависит результат их усилий в изменении себя. Наступление зрелости и старости — неизбежный процесс, но объективное положение пожилых людей, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации являются продуктами не только собственных усилий и возможностей, но и условий, которые создают им государство и окружающая среда.

Список литературы

1. Альперович В. Д. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 248 с.

2. Билич Г. Л. Назарова Л. В. Основы валеологии. СПб.: Фолиант, 2000. 560 с.

3. Вайнер Э. Н. Валеология. М.: Флинта, 2001. 320 с.

4. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с. [Электронный ресурс] // Knigi.News: сайт. URL: https://kmgi.news/psihologii-uchebnik/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya.html

5. Качкин А. В. Особенности стиля жизни пожилого человека // Пожилой человек. Ульяновск, 1995. С. 45—55.

114

6. Козлов Н.И. Психология пожилых людей // Психологос: энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] URL: https: / / www.psychologos. га/ articles/view/psihologiya-pozhilyh-lyudey].

7. Койсман Л. А., Канделя М. В. Физическая культура и спорт в социальной реабилитации пожилых людей: монография. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2017. 109 с.

8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.

9. Леонтьев А. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей / / Психология зрелости и старения. 1998. № 4. С. 13-22.

10. Минкина О. В. Социально-психологический портрет пожилого человека / / Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы Х региональной научно-технической конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. С. 20 — 25.

11. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и К*, 2007. 476 с.

12. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

14. Чехов А. П. Скучная история / / Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 7: Рассказы и повести, 1888 — 1891. М.: Наука, 1977. С. 251 —310.

15. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М.: Медицина, 1996. 304 с.

16. Шахматов Н. Ф. Старение — время личного познания, вечных вопросов и истинных ценностей / / Психология зрелости и старения. 1998. № 2. С. 11—20.

17. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М.: ВЛАДОС, 1999. 224 с.

•Jc -Jc -Jc

Kandelya Mikhail V.,Koisman Lyudmila A., Nazarova Veronika P. PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHANGES IN OLD AGE

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

Aging is an inevitable and natural process that leads to a decrease in the viability of the individual. From a certain age, each person begins to change in appearance and within the body. Gradually reduced activity, limited movement, reduced physical strength. A person loses the ability to prolonged physical activity, to the activity of nervous and mental processes, loses the elasticity of muscles, ligaments, joints. In all systems of the body there are changes that violate its functionality. Scientists dealing with the problem of the elderly drew the following portrait of such a person - a decrease in self-esteem, self-doubt, self-dissatisfaction, fear of loneliness, helplessness, impoverishment, fear of death, gloom, irritability, pessimism, reduced interest in the new. As a result, this grumbling, grouchy, short interests on self, selfishness, insecurity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: aging, organism, activity, old age, decrease of physical strength, nerves, mental processes

References

1. Al'perovich V. D. Sotsial'naya gerontologiya. Pozhilym i molodym o starosti i starenii (Social gerontology. Old and young on old age and aging), Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 1997. 248 p.

2. Bilich G. L. Nazarova L. V. Osnovy valeologii (Fundamentals of Valeology), Sankt-Peterburg, Foliant Publ., 2000. 560 p.

3. Vayner E. N. Valeologiya (Valeology), Moscow, Flint Publ, 2001. 320 p.

4. Gamezo M. V., Petrova E. A., Orlova L. M. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya (Age and educational psychology), Moscow, 2003. 512 p.

115

5. Kachkin A. V. Features of the lifestyle of an elderly person [Osobennosti stilya zhizni pozhilogo cheloveka], Pozhiloy chelovek (An elderly person), Ul'yanovsk, 1995, pp. 45-55.

6. Kozlov N. I. Psychology of the elderly [Psikhologiya pozhilykh lyudey], Psikhologos: entsiklopediya prakticheskoy psikhologii (Psychologist: an encyclopedia of practical psychology), Available at: https://www.psychologos.ru/articles/view/ psihologiya-pozhilyh-lyudey].

7. Koysman L. A., Kandelya M. V. Fizicheskaya kul'tura i sport v sotsial'noy reabilitatsii pozhilykh lyudey (Physical culture and sport in the social rehabilitation of older people), Birobidzhan, 2017. 109 p.

8. Kon I. S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie (In search of himself. Personality and its identity), Moscow, Politizdat Publ., 1984. 336 p.

9. Leont'ev A. N., Liders A. G. Age-psychological features of counseling for the elderly [Vozrastno-psikhologicheskie osobennosti konsul'tirovaniya pozhilykh lyudey], Psikhologiya zrelosti i stareniya, 1998, no. 4, pp. 13 — 22.

10. Minkina O. V. Socio-psychological portrait of an elderly person [Sotsial'no-psikhologicheskiy portret pozhilogo cheloveka], Vuzovskaya nauka — Severo-Kavkazskomu regionu: materialy Kh regional'noy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii (University science — the North Caucasus region: materials of the X regional scientific and technical conference), Stavropol, 2009, pp. 20 — 25.

11. Pavlenok P. D. Teoriya, istoriya i metodika sotsial'noy raboty (Theory, history and methods of social work), Moscow, 2007. 476 p.

12. Nikiforov G. S. (ed.). Psikhologiya zdorov'ya (The Psychology of Health), St. Petersburg, Peter Publ., 2006. 607 p.

13. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Fundamentals of general psychology), in 2 vol., Moscow, 1989. 328 p.

14. Chekhov A. P. Boring history [Skuchnaya istoriya], Polnoe sobranie sochineniy i pisem: V 30 t. T. 7: Rasskazy i povesti, 1888 — 1891 (Complete works and letters: In 30 vol., vol. 7: Stories and novels, 1888 — 1891), Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 251 — 310.

15. Shakhmatov N. F. Psikhicheskoe starenie (Mental aging), Moscow, 1996. 304 p.

16. Shakhmatov N. F. Aging — a time of personal knowledge, eternal questions and true values [Starenie — vremya lichnogo poznaniya, vechnykh voprosov i istinnykh tsennostey], Psikhologiya zrelosti i stareniya, 1998, no.2, pp. 11—20.

17. Yatsemirskaya R. S., Belen'kaya I. G. Sotsial'naya gerontologiya (Social gerontology), Moscow, 1999. 222 p.

•Jc -Jc -Jc

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.