Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт как социальный феномен'

Физическая культура и спорт как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
952
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / МЫШЕЧНЫЕ УСИЛИЯ / МАССА ТЕЛА / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / HEALTH / LIFE EXPECTANCY / SOCIAL PHENOMENON / MUSCLE EFFORT / BODY WEIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канделя Михаил Васильевич, Койсман Людмила Алексеевна, Назарова Вероника Павловна

Чтобы жить в нынешних условиях, чтобы активно и долго трудиться и быть относительно здоровым человеком, нужно быть физически подготовленным и уметь составлять для себя необходимые двигательные действия. Физическая культура постепенно становится социальным феноменом, движущей силой, способствующей развитию стабильного государства и здорового общества. Человек же, сохраняя свою активность, должен быть способным к ежедневным нагрузкам в течение продолжительного времени и до глубокой старости. Физическое развитие является для пожилых людей показателем соответствующего уровня здоровья, который позволяет переносить нагрузки, умеренно трудиться и не быть беспомощным. Физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, физическая культура во многом определяет поведение человека, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач, позволяя человеку развивать умения к самосовершенствованию и самореабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON

To live in the current conditions, to work actively and for a long time and be a relatively healthy person, you need to be physically prepared and be able to make the necessary motor actions for yourself. Physical culture is gradually becoming a social phenomenon, a driving force for the development of a stable state and a healthy society. The person, keeping the activity, has to be capable to daily loadings during long time and to a deep old age. Physical development is an indicator for older people of the appropriate level of health, which allows them to endure stress, work moderately and not be helpless. Physical culture of the individual is a complex system of education. All the elements presented in it are closely interrelated, complement and condition each other. Being one of the facets of the General human culture, its healthy lifestyle, physical culture largely determines human behavior, contributes to the solution of socio-economic, educational and health problems, allowing a person to develop skills for self-improvement and self-rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт как социальный феномен»

УДК 159.922.6, 136.6

М. В. Канделя, Л. А. Койсман, В. П. Назарова

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Чтобы жить в нынешних условиях, чтобы активно и долго трудиться и быть относительно здоровым человеком, нужно быть физически подготовленным и уметь составлять для себя необходимые двигательные действия. Физическая культура постепенно становится социальным феноменом, движущей силой, способствующей развитию стабильного государства и здорового общества. Человек же, сохраняя свою активность, должен быть способным к ежедневным нагрузкам в течение продолжительного времени и до глубокой старости. Физическое развитие является для пожилых людей показателем соответствующего уровня здоровья, который позволяет переносить нагрузки, умеренно трудиться и не быть беспомощным. Физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, физическая культура во многом определяет поведение человека, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач, позволяя человеку развивать умения к самосовершенствованию и самореабилитации.

Ключевые слова: физкультура, спорт, здоровье, продолжительность жизни, социальный феномен, мышечные усилия, масса тела.

Человек рождён для того, чтобы жить в новом для него мире. Этот мир разнообразен. Новые условия жизни обязывают к адаптации, что возможно только через движение. Движение задаётся человеку самой жизнью, иначе он просто погибнет. Чтобы жить, трудиться, растить детей, человек должен много двигаться. Движение необходимо не только для того, чтобы приспосабливаться к окружающему миру, но и преобразовывать его для себя.

Способность человека быть активным может указывать на культуру человека, на его творческие, интеллектуальные, физические возможности. В основу человека успешного положен его опыт: жизненный, профессиональный, культурный. С его помощью человек управляет своими действиями, своими поступками, своим поведением, своей жизнью до глубокой старости. Двигательный опыт позволяет человеку поддержи-

Канделя Михаил Васильевич — кандидат технических наук, профессор (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: kandelya79@mail.ru.

Койсман Людмила Алексеевна — кандидат педагогических наук.

Назарова Вероника Павловна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: student.nika1661@mail.ru.

© Канделя М. В., Койсман Л. А., Назарова В. П., 2019

117

вать своё тело в надлежащей форме, выполнять необходимые для жизни действия: ходить, бегать, прыгать, плавать, наклоняться и т. д. Если человек не придаёт этому жизненного значения, его организм постепенно, с возрастом, дряхлеет.

Чтобы жить в нынешних условиях, чтобы активно и долго трудиться и быть относительно здоровым человеком, нужно быть физически подготовленным и уметь составлять для себя необходимые двигательные действия.

Важное значение в этом смысле приобретает физическая культура. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность [6].

С помощью физической культуры человек:

1) познаёт исторический опыт людей, его духовные и нравственные стороны;

2) усваивает культурные ценности, с помощью которых затем приспосабливается к изменяющимся условиям;

3) сам создаёт, изменяет, совершенствует свои ценности, которые помогают ему в развитии и помогут будущим поколениям.

Физическая культура выполняет разные функции и поэтому доступна для людей всех возрастов. Без занятий физической культурой невозможно развить физические и другие качества человека. С её помощью легко организовать досуг, активный отдых и общение. Физическая культура — лучшее средство профилактики заболеваний, реабилитации и самореабилитации, борьбы со стрессом и восстановления после психологической травмы. Она спасает от уныния, поднимает настроение, прививает любовь к труду, красоте и самому себе.

Основным содержанием процесса развития физических и интеллектуальных способностей человека, его физических, нравственных, духовных и эстетических качеств является:

- физическая подготовка к конкретной деятельности и её поддержание в течение всей жизни;

- поддержание здоровья с помощью средств физической культуры;

- овладение навыками реабилитации и самореабилитации;

- занятия физическими упражнениями в целях отдыха;

- занятия избранным видом спорта для поддержания мышечной активности и долголетия.

Последнее время наблюдается огромное внимание к физической культуре, которое проявляется:

- в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учётом интересов и потребностей населения;

- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

118

- в использовании для разностороннего развития, профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения, для социальной и физической адаптации инвалидов;

- в формировании здорового образа жизни, организации здорового досуга и профилактики вредных привычек;

- в продлении активного долголетия людей и вовлечении в занятия физической культурой разновозрастного населения [9].

Совершенно очевидно, что человек, рождённый для движения, должен отчётливо понимать, что может жить, только совершенствуя себя.

Значение физической культуры как средства развития и совершенствования человека трудно переоценить. Её положительная роль бесспорна. Понимая это, государство направляет свою политику на развитие физической культуры, обеспечивая тем самым необходимые условия для:

- удовлетворения интересов и потребностей людей всех возрастов;

- реализации физических возможностей и их проверку через выполнение норм комплекса ГТО;

- использования средств физической культуры в целях самореабилитации;

- укрепления здоровья средствами ЛФК;

- формирования навыков здорового поведения и здорового образа жизни.

Физическая культура постепенно становится социальным феноменом, движущей силой, способствующей развитию стабильного государства и здорового общества. Человек же, сохраняя свою активность, должен быть способным к ежедневным нагрузкам в течение продолжительного времени и до глубокой старости [2, 3, 4].

«С помощью физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду. Предлагая весь комплекс средств, определяющих уровень общей и специальной физической подготовки; правильно формируя режим труда и отдыха; поддерживая активное поведение в быту; используя для укрепления здоровья закаливающие процедуры и нетрадиционные виды упражнений; предлагая необходимую информацию и знания, физическая культура помогает человеку создавать для себя более комфортные жизненные условия» [4].

Вместе с тем это «специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность» [9].

Кроме того, «физическая культура одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Являясь естественной частью культуры общества, внедряет в

119

жизнь людей те ценности, которые необходимы в жизни и деятельности человека» [9].

К материальным ценностям физической культуры личности следует отнести: двигательные умения и навыки как достояние человека, основные физические и специальные качества и уровень их развития, возможности органов и систем организма. Перечисленные материальные ценности приобретаются человеком и совершенствуются всю сознательную жизнь. Без соответствующего уровня их развития человеческая жизнь и деятельность просто невозможны.

Специальные знания о физической культуре, методах овладения ею с целью физического развития и физического совершенствования, знание особенностей различных видов спорта, их истории, достижений относятся в сфере физической культуры к духовным ценностям.

«Современные условия жизни человека значительно сократили его двигательную активность, лишили организм физических нагрузок, чем снизили мышечную деятельность и деятельность всех систем организма. В течение последнего столетия доля физического труда, выполняемая человеком за счёт мышечных усилий, сократилась с 95 % до 1 %. Мышечная система, которая у мужчины составляет 40 % массы тела, оказалась выключена из нормальной жизнедеятельности. С возрастом состояние человека ухудшается настолько, что некоторые системы не справляются со своим назначением, дают сбой и заболевают. В то время как мышечная активность способствует укреплению сердечно -сосудистой системы, дыхательной системы, повышает активность всех обменных процессов. Даже маленькая физическая нагрузка уменьшает содержание холестерина в крови, способствует укреплению дыхательных мышц, повышает устойчивость организма к стрессам и другим факторам» [7].

Кроме того, физическая культура предполагает физическую подготовленность, физическое развитие, двигательную реабилитацию, умение применять физические упражнения.

Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки [6, с. 6]. Без соответствующей физической подготовки к пожилому человеку быстрее придёт старость, одряхлеет организм и одолеют различные болезни.

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и «результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени» [6, с. 6] (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

120

Физическое развитие является для пожилых людей показателем соответствующего уровня здоровья, которыш позволяет переносить нагрузки, умеренно трудиться и не быгть беспомощным.

Двигательная реабилитация — «целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторыых других средств» [6, с. 61]. Двигательные умения как составляющие содержания реабилитационных занятий позволяют пожилому человеку самостоятельно воздействовать на любые участки своего тела, помогая восстановлению их функций.

Результатом деятельности в физической культуре является «физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыгков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие» [9].

Хороший уровень здоровья, наивысший уровень физического развития и физических возможностей человека, активность человека, занятия прикладными видами спорта долгое время, достойный образ жизни являются результатом физического совершенствования. Совершенствуя свой организм с помощью средств физической культуры, пожилые люди не только продлевают свою жизнь, но и улучшают её качество.

Таким образом, физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, физическая культура во многом определяет поведение человека, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач, позволяя человеку развивать умения к самосовершенствованию и самореабилитации.

Список литературы

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Виленский М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / / Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9 — 11.

3. Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат [Электронный ресурс] / / Уральский федеральным университет: сайт. URL: https://media.ls.urfu.ru/183/554/1166/. (Дата обращения 16.09.2018).

4. Горбенко П. П. Валеология — наука о качестве жизни и здоровье / / docplayer.ru: сайт. URL: https://docplayer.ru/44329540-Valeologiya-nauka-o-kachestve-zhizni-i-zdorove-p-p-gorbenko-nacionalnyy-institut-zdorovya-sankt-peterburg.html.

5. Койсман Л. А., Канделя М. В. Физическая культура и спорт в социальной реа-

121

билитации пожилых людей: монография. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2017. 109 с.

6. Физическая культура студента / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

7. Физическая нагрузка. Её объём и интенсивность [Электронный ресурс]. URL: http://fizsport.ru/osnovy-metodiki-trenirovki/obem-i-intensivnost-fizicheskoi-nagruzki. (Дата обращения 26.09.2018).

8. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация М.: ИНТИ-ДАНА, 1998. 15 с.

9. Чикуров А.И. Физическая культура [Электронный ресурс]. URL: http://www. magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1-1-

fizicheskaia-kultura-i-sport-kak-sotcialnye-fenomeny (Дата обращения 26.09.2018).

* * *

Kandelya Mikhail V.,Koisman Lyudmila A., Nazarova Veronika P. PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

To live in the current conditions, to work actively and for a long time and be a relatively healthy person, you need to be physically prepared and be able to make the necessary motor actions for yourself. Physical culture is gradually becoming a social phenomenon, a driving force for the development of a stable state and a healthy society. The person, keeping the activity, has to be capable to daily loadings during long time and to a deep old age. Physical development is an indicator for older people of the appropriate level of health, which allows them to endure stress, work moderately and not be helpless. Physical culture of the individual is a complex system of education. All the elements presented in it are closely interrelated, complement and condition each other. Being one of the facets of the General human culture, its healthy lifestyle, physical culture largely determines human behavior, contributes to the solution of socio-economic, educational and health problems, allowing a person to develop skills for self-improvement and self-rehabilitation.

Keywords: physical education, sports, health, life expectancy, social phenomenon, muscle effort, body weight

References

1. Balsevich V. K. Fizicheskaya kul'tura dlya vsekh i dlya kazhdogo (Physical culture for all and for everyone), Moscow, 1988. 208 p.

2. Vilensky M. Ya. Socio-psychological determinants of healthy lifestyle [Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty formirovaniya zdorovogo obraza zhizni], Teoriya i praktikafizicheskoy kul'tury, 1994, no. 9, pp. 9 — 11.

3. The effect of physical exercises on the musculoskeletal system, Ural Federal University: website. Available at: https://media.ls.urfu.ru/183/554/1166/. (Accessed 09.16.2018) (In Russ.).

4. Gorbenko P. P. Valeologiya — nauka o kachestve zhizni i zdorov'e (Valeology — the science of quality of life and health). Available at: https://docplayer.ru/ 44329540-Valeologiya-nauka-o-kachestve-zhizni-i-zdorove-p-p-gorbenko-nacionalnyy-institut-zdorovya-sankt-peterburg.html (Accessed 09.16.2018).

5. Koisman L. A., Kandelya V. M. Fizicheskaya kul'tura i sport v sotsial'noy rea-bilitatsii pozhilykh lyudey (Physical culture and sport in the rehabilitation of older people), Birobidzhan, 2016. 134 p.

6. Ilyinich V. I. (ed.) Fizicheskaya kul'tura studenta (Physical education student), Moscow, Gardariki Publ., 2000. 448 p.

122

7. Physical culture. Available at: http://edu.grsu.by/books/fisical_training/templates/ grsu_book/js/script.js"></SCRIPT. (Accessed 26.09.2018). (In Russ.).

8. Exercise. Its volume and intensity. Available at: http://fizsport.ru/osnovy-metodiki-trenirovki/obem-i-intensivnost-fizicheskoi-nagruzki ahhh! (Accessed 26.09.2018). (In Russ.).

9. Kholostova E. I., Dementyeva N. F. Sotsial'naya reabilitatsiya (Social rehabilitation) Moscow, INTI-DANA Publ., 1998. 15 p.

10. Chikurov A. I. Fizicheskaya kul'tura (Physical Culture). Available at: http://www. magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1-1-

fizicheskaia-kultura-i-sport-kak-sotcialnye-fenomeny (Accessed 26.09.2018).

* * *

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.