ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И АНТРОПОГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПЕРСОНИФИКАЦИИ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Москатова А.К.
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, заслуженный профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия
PHYSIOLOGICAL AND ANTHROPOLOGICAL RESOURCES OF PERSONIFICATION OF SPORTS
TRAINING
Moskatova A.
Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Professor, Honoured professor, Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
Обсуждаются подходы к решению комплекса теоретических и практических проблем, обеспечивающих перспективу эволюции спорта, благодаря приумножению спортивных талантов посредством внедрения в систему спортивной подготовки принципов индивидуализации, основанных на антропогенетических законах индивидуального развития.
ABSTRACT
The approaches to solving a set of theoretical and practical problems that provide a perspective on the evolution of sports are discussed, thanks to the multiplication of sports talents by introducing individualization principles into the sports training system based on the anthropogenetic laws of individual development.
Ключевые слова: генетическое программирование; принципы воспитания талантов ;преобразование самосознания; компоненты адаптивной динамики; инновации против шаблонов; роль энергии сознания; принципы самореализации спортсмена
Keywords: Genetic programming; principles of talent education; transformation of self-awareness; adaptive dynamics components; innovation versus patterns; the role of energy of consciousness; principles of athlete self-realization
Введение. Решение актуальных проблем результативной подготовки и воспитания конкурентоспособных спортсменов - претендентов на лавры олимпийских и мировых чемпионов, непосредственно связано с пониманием наставниками и самими спортсменами генетического фундамента и принципов индивидуализированного развития уникальных психических и физических способностей каждого человека. Формирование многообразия человеческих индивидуализаций, открывающего перспективу социального, культурного, научного и технического и спортивного прогресса, не может оставить без внимания также реальную возможность пополнения сферы физической культуры и спорта талантливыми личностями. Однако их физическое воспитание, спортивная подготовка, позволяющие раскрывать и успешно развивать природный талант, требуют расширения антропогене-тических исследований, изучения закономерных, генетически регулируемых процессов и механизмов.
Генетическое программирование обеспечивает функциональную основу жизнеспособности каждой индивидуализации, развитие её психических и физических потенций, становление и развитие энергоинформационных взаимоотношений с земной и космической природой и обществом. Уникальность каждой индивидуализации проявляется в отношении неповторимого влияния на её
жизнеспособность персонального психофизического опыта множества телесных воплощений души, которые позволяют развивать самосознание, наращивать и совершенствовать психические и физические качества человеческой природы, выявлять разносторонние возможности оригинального таланта.
Как неотъемлемая частица единого, коллективного, планетарного сознания - земной ноосферы, каждый разумный индивидуум оказывает влияние на поступательные процессы эволюционных преобразований коллективного сознания, на здоровую жизнедеятельность не только особей земного сообщества, но также на гармоничное развитие других разумных сущностей, населяющих планетарные системы мироздания.
Наиболее полно природные, индивидуализированные потенции тела, сознания, интеллекта и духа могут быть раскрыты в произвольно избираемых видах спортивной, психофизической деятельности, которые позволяют личности проявить осознанную заинтересованность в исследовании своих явных и скрытых возможностей, удовлетворить подсознательное желание - выявить, раскрыть и испытать полноту своих отличительных природных качеств в сравнении с соперниками в условиях различных спортивных состязаний.
Состязательность создаёт особое энергетическое поле, в котором сознательные намерения
личности достичь превосходства, активируют физические, психические и интеллектуальные ресурсы, открывают путь к творческому самовыражению, побуждают к самосовершенствованию и устремляют личность к достижению неоспоримого признания уникальности выражения персонально выраженного спортивного таланта.
Чем больше спортивных талантов, демонстрирующих блестящие возможности человеческой природы, смогут свободно конкурировать на мировых аренах, привлекая массу зрительских симпатий, тем больше других, неравнодушных индивидов испытают побуждения к реализации своих сокровенных намерений - испытать персонально выраженные способности. Таким образом, наглядность яркой демонстрации человеческих достоинств, проявленных на аренах мирового спорта, создаёт атмосферу благотворного влияния на общественное сознание, культуру отношений, здоровье и жизнеспособность земного социума в целом.
Проблемы повышения специальной работоспособности
Назрела необходимость внесения продуманных и научно обоснованных инноваций в теорию и методику выявления и воспитания талантливых спортсменов, чьи достижения обусловлены уравновешенными соотношениями интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности.
При этом, успешность спортивной деятельности каждого энтузиаста возрастает, благодаря непрерывному развитию качеств самодисциплины, осознанной, самомотивированной организованности, которой подчиняется жизнь. Успех личности спортсмена возрастает по мере устремления интеллекта к полноте познания своей многогранной природы и её гармоничному совершенствованию. Именно подобные персональные качества в наибольшей степени отвечают естественным эволюционным потребностям всестороннего преобразования сознания, разума, психической и физической культуры современного земного сообщества.
Уязвимой стороной спортивной подготовки и воспитания спортивных резервов в настоящее время остаётся недальновидная практика усиленного и ускоренного наращивания физических качеств посредством увеличения объёмов и интен-сивностей специальных нагрузок. Отсутствует продуманный, систематический, персонифицированный контроль за пространственно-временной динамикой адаптивных процессов организма конкретных индивидуумов на последовательных этапах спортивной подготовки.
Распространённые методы диагностики функционального статуса спортсмена, (включая практику и шаблонные тесты физкультурных диспансеров), опираются на сопоставление показателей стандартных лабораторных тестов с некими средне-статистическими, возрастными и половыми физиологическими нормативами. Как правило, давность их принятия - неизвестна, они получены при тестировании неизвестной популяции,
_27
относятся к особям с неизвестной наследственностью, неизвестной конституцией, неясными особенностями внешних условий индивидуального развития и уровнем тренированности, что в целом создаёт сомнительную достоверность дифференциальной диагностической оценки состояния и потенций спортсмена. Неизвестно, на что может рассчитывать спортсмен после медицинского обследования в диспансере.
Фактически, не удовлетворяется сам принцип диагностики, который в своём первоначальном значении - греч. «diagnosis» - предполагал «узнать насквозь», «узнать до конца, тщательно», персонифицированно - конкретно!
Интерпретация результатов подобного тестирования не принимает во внимание многокомпонентную зависимость адаптивной динамики функциональных показателей каждого индивидуума, от:
1. врождённых особенностей многоуровневой морфологической и функциональной конституции;
2. генетически обусловленной реактивности организма в отношении к тренировочным и соревновательным нагрузкам разного характера;
3. фенотипа или сверхгенетических особенностей адаптации и устойчивости организма по отношению к динамике многочисленных, варьирующих, энергоинформационных факторов и условий жизненной и специфической, спортивной среды;
4. уровня развития самосознания личности и уровня психо-эмоционального самоовладения, своей личной ответственности за решения и действия в связи со спецификой тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
В результате, не обоснованная индивидуально, шаблонная практика спортивной подготовки приводит к преждевременному и некомпен-сируемому истощению психофизических ресурсов спортивной работоспособности спортсмена, создаёт непрекращающееся, стрессогенное психическое напряжение из-за неупорядоченных условий жизни спортсмена-профессионала, провоцирует развитие иммунодефицитных состояний организма, нарушает его устойчивую, адекватную адаптацию к физическим нагрузкам.
Таким образом, под нарастающим давлением неискоренимых желаний самих спортсменов - достичь результатов «во что бы то ни стало», дополняемых амбициозными побуждениями тренеров, возрастает потребность завуалированного использования сверхприродных, гормоноподобных субстратов, неконтролируемых биохимических стимуляторов функций - пресловутых допингов.
Распространённое подсознательное «обоснование» надежды на доступность грядущего рывка к чемпионству - элементарно и примитивно:
«Сила есть - ума не надо!». Но только разумный, личностный контроль способен предупредить бессмысленные риски саморазрушающих напряжений. Однако, доминирующий шаблон теории и практики спортивной подготовки игнорирует
«науку думать», гипнотизируя «коллективное бессознательное» наглядными успехами наращивания индивидуумами мышечной силы любыми способами.
Эпидемия катастрофической «популярности» подпольного использования допингов у профессионалов и распространение в спортивной среде соблазнительной информации о завораживающем «быстродействии» энергизаторов, создаёт моральную конкуренцию необходимости разумного, обоснованного для каждой персоны решения проблем повышения специальной работоспособности и роста мастерства.
Движение к теоретическим и практическим инновациям спортивной подготовки требует от спортсменов и их наставников вдумчивого изучения генетических основ становления и развития идеальной, системной организации человеческой жизнеспособности как внутренней целостности, которая поддерживает обмен энергией и информацией с потоком всесторонних, закономерных, эволюционных изменений внешней среды обитания, природных и социальных условий земной жизни.
Такова перспектива реального использования многообещающих возможностей интеллектуальных и физических ресурсов каждого конкретного человека, обусловленных его собственными, уникальными генетическими предпосылками естественного, самопревосходящего развития и проявления подлинного, неповторимого таланта. В нём сокрыта альтернатива обоснованного вложения в самореализацию осмысленных усилий воли, энергии сознания и психофизических средств, противодействующих в целом имперским и небескорыстным замыслам генного инженеринга - подавить естественное превосходство природы человеческого таланта.
Соотношения наследственности и изменчивости в оценке перспектив индивидуального развития
Каждый здравомыслящий спортсмен, желающий совершенствовать свои способности, должен овладеть знаниями, раскрывающими закономерности развития организма, его психофизической природы как наследственно обусловленной, так и пластичной, изменчивой.
Одним из основателей раздела биологической науки, получившей название «генетика» (1907), признан Уильям Бетсон (William Bateson - 18611926), английский биолог, профессор Кембриджского университета, который ввёл в широкое употребление этот термин, согласно латинскому понятию происхождения (geneticos - род, рождение), чему послужили его исследования механизмов физиологических проявлений наследственности и изменчивости признаков у живых организмов и участия в них структурных элементов клеточных ядер - генов и хромосом.
Суть Природы Жизни, феномена физической и духовной эволюция человеческого организма -представляет собой всемирную теорему, доктрину, охватывающую целостное мироздание. Каждый
его элемент и разнообразные, индивидуализированные жизненные формы - изначально приведены к идеальному устройству благодаря творческому усилию Всемирного Самосознания, Великого, Всеобъединяющего Разума, который поддерживает и упорядочивает жизнь всех форм мироздания.
Каждый организм наделён скрытым потенциалом неоценимых, жизнеобеспечивающих качеств, способностей к тончайшим, осмысленным ощущениям и сознательно устремлённым действиям. Но за их эффективную реализацию в процессе саморазвивающей, деятельной жизни именно личность несёт неделимую ни с кем ответственность.
Целеустремлённая самореализация спортсмена, как многогранной, многообещающей, талантливой личности, неоспоримо связана с уровнем самопознания и признания своих достоинств, чему служит освоение и доведение до осознанности практической значимости нижеследующих биогенетических понятий, в соответствии с которыми разум индивидуума должен подходить к плодотворному решению своих жизненных и профессиональных проблем.
Наследование - процесс передачи задатков -генетической информации о наследственно детерминированных признаках и свойствах организма, обусловленных биологическими процессами репродукции, оплодотворения - слияния родительских гамет, рекомбинации их хромосом в структуре зиготы, закономерное деление которой определяет начало развития новой особи согласно
персонифицированной генетической программе.
Наследственность - свойства структуры и функций клетки, ткани, органа и целого организма, обеспечивающие биологическую и психофизическую преемственность в генерациях между родителями и детьми видовых, родословных и некоторых индивидуальных признаков конституции.
Вместе с тем, в эволюционной динамике экологических, биологических и социальных условий земной жизни каждой новой генерации, в адаптивной способности особей, обладающих неодинаковой реактивностью организма, отмечается как сохранение определённого сходства, так и появление множества различий жизнеспособности организмов и личностей в ряду поколений. Более гибкие, усовершенствованные, устойчивые качества, признаки адаптивных преимуществ, также как и энергетические следы негативных, стрессорных воздействий, фиксируются в информационно-энергетических следах памяти молекулярных компонентов структуры каждого индивидуального генома и эпи-генома. С ними могут быть связаны непредсказуемые мутации, чаще - негативного характера, но иногда придающие особи более высокую выживаемость и жизнеустойчивость.
Очевидно, в геноме человека, как в летописи, посредством генетического кода зафиксированы превратности и достижения эволюции вида, начиная с самых дальних глубин космогенеза и антро-
погенеза. При этом следует иметь ввиду, что изменения генома, экспрессия генов, копирование, считывание и передача информации на всех уровнях подвержены непрекращающимся изменениям, проследить которые не всегда удаётся самим генетикам и биотехнологам, занимающимся генетическим тестированием персонализированной вариативности хромосомного аппарата для прогнозирования перспективы развёртывания физических и психических способностей особи или степени вероятности определённых заболеваний[ 7, С. 35; С. 185; 9].
Изменчивость - закономерная способность генов - условных единиц наследственной информации, их идентифицированных функциональных вариаций (аллелей): 1/ модифицировать свои функции - генетические программы; 2/ вступать во взаимодействия с другими генами и генными кластерами; 3/ перемещаться на новые позиции в геноме; 4/ подвергаться мутациям - структурным или химическим изменениям; 5/ менять направление и характер своей активности под воздействием энергетических и информационных стимулов со стороны внешней среды; 6/ подчинять свою экспрессию (выражение) непрерывному контролю со стороны эпигенетической системы особи в целях оптимизации жизненного статуса целого организма.
В связи с отмеченными, но далеко не познанными, предельно сложными взаимоотношениями внутри и вне генетического аппарата, не следует надеяться, что полная расшифровка свойств и функций конкретных генов вдруг откроет у очередных носителей секреты непревзойдённых эффектов гениальности и способностей. Подобные иллюзии порождены существенной неполнотой знаний о квантовых процессах и квантовых свойствах генов, проявляющихся за пределами их молекулярной структуры.
Антропогенетика пока не располагает достоверными знаниями о реальных процессах и потенциях живого человеческого организма и не в состоянии предвидеть следствия пространственной мобильности (перемещения) генов в геноме индивидуума, что сопровождается проявлением функциональных следствий непредсказуемых вариаций синтетической активности их комбинаторики, а также изменчивости во взаимодействиях с системой эпигенетических корректоров. Поэтому, весьма сомнительную степень достоверности заключений о перспективах в спорте любой юной особи, основанных на показателях ограниченной (!) расшифровки композиции индивидуального генотипа, содержащего какие-то гены, обнаруженных у других чемпионов, не следует использовать для спортивного отбора. Даже профессиональные генетики признают свою ограниченную компетентность в полноценной расшифровке секретов индивидуального генома.
Информационно-энергетическая коррекция генетической программы развития индивидуума
Исследованиями, касающимися системной, высокоупорядоченной организации и компонентов человеческой природы установлено, что ни генетический текст программы, ни генетический код и ни собственно гены, которые направляют развитие признаков человеческого организма, структур и функций его биологической формы, не обладают независимой способностью надёжно обеспечить выживание практически бесконечного и закономерно нарастающего расового, популяцион-ного и этнического разнообразия человеческих осо-бей[ 11, С. 22, С. 61].
Все они подвержены испытаниям в связи с эволюционными изменениями многообразных био- , гео- и космофизических условий Жизни организма Земли и всех энергетически и информационно взаимосвязанных с ней и взаимозависимых от неё форм [8, С. 211; 6, С. 262, С. 245].
Геном представлен совокупностью всех ДНК - носителей наследственной информации и генов - абстрактных и условных единиц информации, содержащихся в ядерном аппарате клеток организма. Геном не предназначен для непосредственного восприятия интенсивных, непредсказуемых, неисчислимых энергоинформационных воздействий, буквально атакующих организм. Геном не реагирует прямо на потенциально опасные стимулы непрерывно меняющейся внешней среды и не может самостоятельно поддерживать требуемую жизнеспособность отдельного организма и человеческого вида[13, С. 166].
Если бы геномная целостность оказалась предоставленной самой себе, то реальность антропогенеза была бы разрушена неисправимыми генными мутациями и последующим вырождением человечества.
В условиях закономерных, динамичных изменений природной земной среды и усложнения социальных потребностей, обретение необходимых адаптивных свойств организма, повышающих жизнеспособность новых генераций человеческого вида, индивидуализированных проявлений жизненных потенций в качествах телесности, интеллекта и самосознания, оказалось возможным благодаря эпигенетической системы, предназначенной для специфического информационного воздействия на функции и программы генетического аппарата.
Как своеобразная надстройка в генетической системе человека, эпигеном приспособлен к осуществлению надлежащих модификаций генетического материала, изменению порядка активации и репрессии генов, молекулярной корректировке их экспрессии. Тем самым, эпигенетический контроль может влиять на продуктивность протеи-носинтеза, который внесёт необходимые изменения в функциональную активность клеток и даже в их природу, не нарушая при этом базовый генетический код, сами гены и структуру ДНК. Регуляция со стороны системы эпигенома сопровождает все этапы реализации генетического программирования видовой и индивидуализированной наследственности человека [2, С. 38-39; 7, С. 189].
Эпигенетическая система информационного контроля индивидуального развития изначально наделена следующими функциями в регуляции процессуальности генома:
1) определяет необходимость своевременного «включения», «выключения» или «переключения» определённых генов посредством механизмов, которые взаимодействуют интегрированным и скоординированным образом;
2) воздействует на избирательную экспрессию генов и протеиносинтез, в зависимости от динамики текущих потребностей определённых типов клеток, состава тканей, функциональных состояний конкретных органов и состояния всепроникающего сознания особи;
3) реагирует на жизненно важные изменения внутриклеточной, внутриорганной и внеорга-низменной среды (гомеостатические сдвиги, метаболический дисбаланс, болевые стимулы, стрессо-генные физические воздействия, изменения электромагнитных полей, модуляции квантово-мо-лекулярных уровней, эмоциональные напряжения);
4) модифицирует генетическую матрицу -ДНК в сочетании с адаптивными трансформациями при участии нейроэндокринных систем и гормональных воздействий;
5) адаптирует информационное содержание собственных регулирующих команд в адрес компонентов генома в зависимости от: вариаций внутренней среды; накопленного в системе эпигенома опыта - памяти о взаимоотношениях с факторами внешней среды; следов фиксации оптимальных результатов реактивности наследственного аппарата;
6) предотвращает или существенного уменьшает риск опасного для жизни человека нарушения равновесия в обмене организма энергией и информацией с источниками природной и социальной среды посредством использования биохимических механизмов, влияющих на активность генов;
7) использует специфические рецептирующие белковые структуры и механизмы, предназначенные для придания каждой клетке индивидуальных признаков, свойств и способности к избирательному ответу, чтобы помочь организму и геному оптимизировать генетическую программу, сообщить генным комплексам установки к использованию их информационного потенциала для прогрессивного индивидуального развития;
8) определяет эпигенетический, сверхгеномный тип наследования, благодаря которому дочерние клетки получают от родительских клеток не только прямую генетическую информацию в виде новой копии всех генов, но наследуют определённый уровень их адаптивной активности[5; 12].
Таким образом, наследование идентичных по назначению генов, позволяет потомку индивидуализировать характер поведенческих реакций, качественные особенности признаков конституции, специфически выраженную реактивность организма по отношению к стрессам, условиям среды, жизненным ситуациям, то есть способствовать позитивным эволюционным сдвигам жизнеустойчи-вости человеческого вида.
Принципы повышения потенциала жизнеспособности организма спортсмена
Индивидуальность рассматривается антропо-генетикой как закономерно развивающаяся форма Человека Разумного, генетически и эпигенетически приспособленного к сознательной саморегуляции и реализации физических и психических потенций генома и надгенетической системы, которая совершенствовала свои механизмы на протяжении миллионов лет естественной истории преодоления человечеством испытаний эволюционной динамики природных и социальных условий земного обитания.
Обладая всеми естественными, генетическими признаками человечества как творческого, самоовладевающего вида Вселенской Жизни, каждая индивидуальность уникальна, неповторима в своей духовной, земной миссии и в своей ценности, представляя неотъемлемую частицу разумной, преображающей и превосходящей себя психодуховной и психофизической формы в бесконечном разнообразии Жизни [ 4, С. 286].
Спортивная антропогенетика позволяет подойти к решению актуальных проблем естественной эволюции физической культуры и спорта на основе широкомасштабного, неотложного выявления перспективных, одарённых спортсменов. Каждый из них своей волей, своими интеллектуальными и физическими усилиями может превратиться в творца и реализатора своих неповторимых замыслов, ментальных образов обновленной, персонально усовершенствованной структуры спортивной техники. Каждый способен преображать спортивную деятельность, возводя её в искусство виртуозного, творческого управления всей палитрой природных даров, воплощённых в уникальных психофизических качествах.
Важно подчеркнуть, что подготовка одарённых спортсменов к высшим достижениям потребует от наставников, спортивных педагогов и психологов их собственной интеллектуальной реконструкции. Она должна касаться проявления более корректного, логического мышления, освобождающего разум от привычных, стереотипных решений и направляющего самосознание к настойчивым, творческим поискам, ведущим к выявлению скрытых взаимосвязей наблюдаемых явлений и незримых причин. Их профессиональные намерения с необходимостью должны быть устремлены к разработке научно обоснованных, инновационных, оригинальных, индивидуализированных подходов, ведущих к высшим уровням развития специальной тренированности, мастерства и достижений подопечных спортсменов. Особого внимания требует рационализация и персонализация спортивной подготовки контингента девушек и женщин, чья генетическая природа наделена закономерной, программируемой репродуктивной способностью, которая не должна быть искажена необоснованными режимами и нагрузками избранного вида специализации.
Как спортсмен, так и его тренер, должны ясно понимать действие непререкаемых генетических
и эпигенетических законов индивидуализации. В своих теоретических обоснованиях и практических решениях проблем спортивной подготовки каждого индивидуума им необходимо учитывать персональное выражение особенностей и закономерностей взаимодействий управляющих генетических механизмов и эффектов воздействия надгенетиче-ской системы в контроле за долговременными адаптивными процессами, сопровождающими психофизические нагрузки в тренировочных циклах [ 10, С.77; С. 81].
Решение проблемы повышения спортивной работоспособности как предпосылки планируемых индивидуальных достижений, является лишь одним из аспектов модернизации решения многомерного комплекса теоретических и практических проблем, создающих перспективу эволюции спорта, как культурного и социального феномена, способствующего развитию гармоничного, здорового человеческого сообщества.
Несомненно, что никакие допинги, как наркотизирующие и опасные, подлинно стрессогенные препараты, не могут служить развитию чистого спорта, открытого для прозрачной состязательности. Более того, покрываемый обман искусственного «клонирования» фальшивых рекордсменов, не может служить желаемой нравственности и гуманизации общественного сознания.
Прогрессирующему обществу не может быть безразлично признание ценности каждого члена общества, как выразителя творческих способностей и талантов. Творческие достижения каждой неповторимой личности обогащают всеобщее процветание, служат развитию новых видов состязания спортивных талантов, ускоряют внедрение инновационных технологий оздоровления и гармоничного развития детей и молодёжи [1, С. 82 ].
Заключение. Каждый здравомыслящий индивидуум - как спортсмен-профессионал, так и тренер, осознав необходимость внимательного изучения не только спортивной физиологии, но биологической генетики человека и спортивной антропогенетики, должен стремиться к полноте самопознания, к раскрытию потенций сокровенной, созидательной духовной силы собственного существа, которая мобилизует процессы и механизмы деятельности генетически детерминированных функциональных резервов организма. Именно самые разумные, самые мощные силы духа будут определять эффективные адаптационные перестройки и целеустремлённую реализацию психических и физических достоинств природы каждой личности на мировых спортивных аренах.
Однако их реализация потребует искреннего, осознанного намерения преодолевать любые препятствия, избавляться от собственных сомнений, утверждаться в мудрости руководства своих душевных сил, которые найдут понимание в сознании и отклик в подсознании. Именно подсознание, как виртуальный план духовного измерения эпиге-нетики, обладает магической силой изменять генетическую программу под контролем неколебимого, сознательного намерения личности.
Современный спорт развивается в такое время, когда недостаточно просто что-то узнать о психосоматике организма спортсмена из учебных курсов вуза или усвоить субъективные мнения и рекомендации практикующего тренера. Спортсмен должен не только «знать», накапливая в памяти впечатления от спортивных коллизий, но обладать твёрдым убеждением, что именно его собственный, тренируемый разум, сила энергии его мысли, влияют на преобразование генетической программы, обогащение жизненного сценария впечатляющими достижениями, выявляют превосходные качества и телесные способности. Просветлённое самосознание открывает спортсмену понимание безграничности собственного, персонального потенциала, который служит безусловной инвестицией в прогресс любимого спорта. Будущее спорта не может держаться на каком-либо одном выдающимся лидере, который обладает плодотворным уровнем сознания и освещает всем другим путь к победе.
Возникает настоятельная необходимость как спортсменам, так и тренерам всемерно повышать познавательную активность в изучении удивительных возможностей человеческой природы, а также расширять ресурсы креативности в развитии коллективного сознания, чтобы способствовать процветанию всех видов мирового спорта [ 3 ]
Литература
1. Гарднер Говард Мышление будущего - пять стратегий, ведущих к успеху в жизни. - /пер. с англ./ - М., Альпина Паблишер, 2015, Гл. 4 - Креативный тип мышления, С. 82 - Переосмысление креативности.
2. Граник В.Г. Эпигенетика. Химический и медико-биологический аспекты. - М., «Вузовская книга», 2018, Гл. 1, С 38-39 - Геномный имприн-тинг— эпигенетическая система регуляции генов.
3. Диспенза Джо Сверхъестественный разум. Как обычные люди делают невозможное с помощью силы подсознания. -/ пер. с англ./ - М.,Изд. «Э», 2018.
4. Кин Сэм Синдром Паганини и другие правдивые истории о гениальности, записанные в нашем генетическом коде. -/ пер. с англ./ - М., Изд. «Эксмо», 2015, Ч. III - Гены и гении, Гл. 12 - Ген гениальности. Как глубоко в нашей ДНК запрятан художественный гений, С. 286.
5. Кэрри Несса - Эпигенетика: как современная биология переписывает наши представления о генетике, заболеваниях и наследственности - /пер. с англ./ - Ростов на Дону, Феникс, 2012.
6. Лима де Фария Антонио Похвала «глупости» хромосомы. Исповедь непокорной молекулы.
- / пер. с англ./ - М., «Бином», Лаборатория знаний, 2012, С. 262 - Роль ДНК в наследовании не так велика, как мы привыкли верить; С. 245 - Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? Картины происхождения
7. Райан Френк Таинственный геном человека.
- /пер. с англ./ - СПб., ПИТЕР, 2017, Гл. 2 - ДНК оказывается кодом, С. 35; Гл. 12 - Эволюция на геномном уровне, С. 185, С. 189
8. Райан Френк Таинственный геном человека. - /пер. с англ./ - СПб., ПИТЕР, 2017, Гл 14 - История, хранящаяся в ДНК, С. 211.
9. Ридли Мэтт ГЕНОМ. Автобиография вида в 23 главах - /пер. с англ./ - М., Издательство «Э», 2016
10. Хенгстшлегер Маркус Власть генов. Прекрасна как Монро, умён как Эйнштейн. - (перев. с нем.) - СПб., ПИТЕР, 2013, С. 77 - Код футболиста; Гены спортсмена; С. 81. - Содействие генов спортивным успехам.
11. Шпорк Петер Читая между строк ДНК . Второй код нашей жизни или Книга, которую
нужно прочитать всем. - /пер. с нем./ - М., «Ломо-носовЪ», 2013, С. 22 - От генетики к эпиге нетике: почему генам нужны переключатели; С. 61 - Влияние окружающей среды: почему у нас есть власть над собственными генами.
12. Francis Richard C. Epigenetics. How Environment Shapes Our Genes. - New York, London, W.W. Norton & Company ltd, 2012
13. Parrington John The Deeper Genome - Why there is more to the human genome than meets the eye.
- OXFORD University Press, Oxford, UK, 2016, p.166
- What makes us Human?
МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВОСТОЧНОЙ МОДЕЛИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чигинцева О.Н.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников», г. Новоуральск канд. пед. наук, педагог дополнительного образования
METHODICO-TECHNOLOGICAL LEVEL OF EASTERN MODEL OF ADULT'S SELF-FULFILMENT THROUGH GRAPHIC ACTIVITY
Chigintseva O.
the Municipal autonomous institution of additional education "Station of Young Technicians" of Novouralsk's urban district
Candidate of Pedagogic Sciences instructor of Adult's Studio of Graphic Art
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается актуальная для российского общества в условиях роста демографических тенденций старения населения и продвижения пенсионной реформы проблема художественного образования личности в период поздней взрослости. Цель предлагаемой субъектной модели самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности на методико-технологическом уровне - подготовить личность взрослого к самореализации на практике, используя изобразительную деятельность как способ этой самореализации. В описание субъектно-конкретизирующей восточной модели включены: особенности художественного мышления; эстетические идеалы; дидактические возможности изобразительной деятельности; методические задачи; содержание методики (живописные работы японских и китайских художников-долгожителей - для изучения и копирования, стихи японских и китайских поэтов-долгожителей - для визуализации); методы; техники; материалы и инструменты. В заключении подробно рассмотрен один из методов - композиционный анализ художественного произведения и результаты его применения в дополнительном художественном образовании для взрослых за два последние года.
ABSTRACT
The growth of demographic tendencies of aging of the population and the advancement of pension reform are the actual problems of Russian society. In connection with these conditions, the question of the artistic education of the person in the age of late maturity is considered in the article. The aim of the subjectival model of adult's self-fulfilment through graphic activity at methodical and technological level is formulated as follows: to make the older person to be ready for self-fulfilment in practice, using graphic activity as a medium of this self-fulfilment. The description of the subjective-specificating eastern model of adult's self-fulfilment through graphic activity includes the following components: characteristics of artistic thinking; the aesthetic ideals; didactic resources of graphic activity; methodical missions; methodical content (pictorial works of Japanese and Chinese artists-long-livers, which are using for learning and copying, haiku and tanka of Japanese and Chinese poets-long-livers for visualization); methods; technics; materials and instruments. Composition analysis of the artistic work as the method is described in details there. The results of realization of this method in conditions of the additional artistic education for adults during two last years are represented in the conclusion.
Ключевые слова: восточная модель самореализации, методико-технологический уровень, личность взрослого, изобразительная деятельность.
Keywords: eastern model of self-fulfilment, methodical and technological level, the personality of adult, graphic activity.