7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocii i ^ uvstva e.p. Пш
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2009. - 434 с. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://obdarovanirivne.at.ua/blog/ilin_e_p_psikhologij a_tvorchestva_kreativnosti_odarennosti_e_p_ilin_pite r_spb_2009_434_s/2013-05-23-3
9. Кашапов Е.В., Шубина Е.В. Профессиональное педагогическое мышление учителя начальных классов как ключевая компетенция специалиста. -Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/334881 -professionalnoe-pedagogicheskoe-myshleme-uchitelya-nachalnykh-klassov-kak-klyuchevaya-kompet
10. Кузьмина Р.И. Художественно -эстетическое воспитание как средство актуализации одаренности старшего дошкольника // Проблемы сучасно! педагопчно! освгги. - Ялта: РВВ КГУ, 2011. - вип. 5. Частина 1. - 179-184. -Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ua.convdocs.org/docs/index-43360.html?page=6
11. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - 2 изд. - СПб.:
Питер, 2009. - 656 с. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.refsm.com/referat-18632-17.html
12. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х тт. / А.И. Савенков. - Т. 2. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека / Основы психологической антропологии. - М.: Издательство «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», 2013. -400 с. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://bookcube.ru/slobodchikov-isaev-psixologiya-razvitiya.html.
14. Суходольская-Кулешова Л.В. Эстетическая культура будущего учителя // Педагогика. -2003. - № 7. - С. 83.
15. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 томах. Электронный ресурс. - Режим доступа:
http://www.koob.ru/suhomlinskii vasilij aleksandrovi ch/suhomlinskiy 1
16. Яценко Т.Е. Психологический компонент будущих учителей как системный феномен // Национальный психологический журнал. - 2011. -№ 3. -Электронный ресурс.- Режим доступа: http://social-science.com.ua/article/588
ПРИРОДА ТАЛАНТА И ЕГО РОЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ СПОРТА
Москатова А.К.
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, Москва, Россия
THE NATURE OF THE TALENT AND HIS ROLE IN SPORTS
EVOLUTION
Moskatova A.K.
Doctor of Pedagogical Science, Candidate of Biological Science, Professor Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
Обсуждается концепция человеческого таланта как пространственно-временного процесса, порождающего энергетическое и информационное поле, в котором осуществляется непрерывное, избирательное взаимодействие организма индивидуума с разнообразными факторами окружающей среды под контролем двух базовых систем совершенствования жизнедеятельности - генома и эпигенома. Выявление и реализация уникальных способностей и психофизическиих потенций особи сопряжены с непосредственным воздействием на её развитие самосознания и духовных побуждений, мотивирующих творческий интеллект.
ABSTRACT
The concept of the human talent as it is space-time process, has been generating some energy and information fields, where individual organism singularity realize the uninterrupted and mutual relation with the many variety environmental factors under the control of two basis systems - genome and epigenome for the perfection life active are considered. The existence determined relation extraordinary talent and some psycho-physical potentials of the individual with immediate influence own consciousness and spiritual incite for driving motive creative intellect to self-performance has been established.
Ключевые слова: феномен таланта; вариативность геномов; изменчивость генной активности; процессуальное поле таланта; эпигенетическое наследие; средовые стимулы; пластичность эпигенома; «Я Есть»; силы самосознания; потенциальность самореализации.
Keywords: phenomenon talent; variation genomes; changeability activity genes; field of talent as process; epigenetic inheritance; stimulants environmentally conditions; epigenome plastic; "I AM"; power consciousness; potentiality self-realization
Проблема. Многозначность интригующей, ярко выраженной характеристики личности, именуемой талантом, привлекает внимание не только истинных ценителей и поклонников удивительных персональных достижений, озаряющих различные творческие сферы человеческой деятельности, но также искренних «завистников», вероятно мечтающих раскрыть таинство уникальной природы таланта и найти ключи ко входу в заветное царство. На всём протяжении известной истории развития человечества этот потрясающий феномен служил украшением и вдохновением как личной жизни, но также открывал познанию и реализации выдающиеся достоинства, присущие человечеству в целом. Любознательность здравомыслящих индивидуумов - молодых спортсменов, их родителей, спортивных наставников - не может не сопровождаться сопутствующими вопросами. Является ли талант даром небес, необъяснимым наследием Высшего Разума, который наделил некоторых своих «избранников» превосходными интеллектуальными, духовными и физическими качествами и неповторимыми способностями к созданию изумляющих художественных, архитектурных, музыкальных, поэтических и прозаических шедевров, к раскрытию загадок многоликой жизни бескрайнего мироздания или к преодолению впечатляющих спортивных рекордов? Сокрыты ли предпосылки несомненного таланта в структуре унаследованных хромосом, учитывая, что именно они содержат набор генов - основных носителей наследственной информации о подозреваемых выдающихся особенностях близких и далёких прародителей? Поиску критериев, признаков, факторов, которые непротиворечиво могут подтвердить наличие у человека таланта или непревзойдённой гениальности, посвящены научные исследования в области молекулярной биологии, антропогенетики, эпигенетики, медицинской генетики, нейропсихологии, социологии, психиатрии, педагогики. Не прекращаются настойчивые поиски и рекламируются сенсационные открытия конкретных генов и комплексов, предположительно отвечающих не только за развитие дисфункций, болезней, аномалий пренатального и постнаталь-ного развития, но также распространяются версии так называемой «ассоциативной генетики» об открытиях «гена ума», «гена преступности», «гена религиозности», «гена гомосексуализма» и даже генов, которые с колыбели предопределят, будет ли особь «нобелевским лауреатом», «олимпийским чемпионом» или «всемирной звездой футбола» [10, С109; С77].
Хотя в биографиях спортсменов действительно есть примеры семейного сходства некоторых склонностей, физических качеств, признаков ода-
рённости, но конкретные доказательства, что они переданы именно генетически - отсутствуют. Пока любознательные спортивные генетики пытаются ответить на вопрос: «существует ли для каждого вида спорта оптимальный генетический набор, который управляет и регулирует не только физическими, но и духовными предпосылками и условиями» высоких достижений, наиболее ретивые их коллеги - футурологи практикуют предсказания многообещающей персональной перспективы достижений в определённых видах спорта у детей и юных спортсменов на основе анализа индивидуального состава ДНК. Утверждается, что если в их молекулярной структуре будут обнаружены варианты генов, которые наиболее часто встречаются у наиболее успешных спортсменов, то тогда нужно будет приложить все силы и средства для реализации прогноза.
Однако, надёжность таких предсказаний для эффективного спортивного отбора весьма проблематична, несмотря на открытие статистической взаимосвязи между наличием у исследованных успешных атлетов определённого варианта гена, предположительно влияющего на проявление специфических физических качеств. Но в геноме любого человека не исключено наличие известных или ещё неизвестных индивидуальных вариантов аллельных генов из свыше 100 открытых сочетаний. Какова вероятность их влияния на проявление определённых физических признаков, создающих возможные предпосылки для превосходных спортивных результатов конкретной персоны, никто сказать не может. Поэтому, даже осведомлённость тренера относительно результатов стандартной расшифровки генетических анализов у перспективных юных атлетов, которые считаются его талантливыми воспитанниками, не даёт ему никаких гарантий предсказанной реализации таланта. Следовательно, проблема раскрытия истинной феноменологии таланта личности, способной своими выдающимися достижениями содействовать не столько росту рекордов, сколько эволюции спорта, в сфере которого осуществляется творческая реализация духовных, интеллектуальных и физических потенций разумного человека, выходит за границы утверждаемого главенства многообещающего набора генов. Естественная потребность современной молодой генерации в самопознании и раскрытии своих психофизических способностей должна побудить учёных предоставить им для освоения достоверную парадигму природы таланта, указать на благоприятные условия его гармоничного развития и объяснить значимость вклада каждого проявленного таланта в эволюционное преображение спорта как феномена
ожидаемого процветания культуры человеческого сообщества.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТАЛАНТА
В соответствии с разработкой ряда генетических проектов, предназначенных для преодоления возрастных, физических и психических ограничений жизнеспособности, растёт познавательный интерес к генетическому фундаменту человеческого развития и выявлению связи некоторых идентифицированных генов в составе человеческого генома с морфо-функциональными и психологическими особенностями личности - сходством качеств и привычек, биографической историей жизни, успехами и неудачами, состоянием физического и психического здоровья, заболеваниями, склонностями и зависимостями, чертами характера и поведения, которые, как полагают, унаследованы современными особями от своего рода. В массовом сознании прочно утвердились неоспоримые заключения: родился быть высоким! Родился быть умным, находчивым! Родился быть музыкантом! Родился быть баскетболистом! Таким образом, широкое распространение получил миф о ниспосылаемой свыше, ничем не заслуженной «одарённости», которую не сомневаясь, соблазнительно приписать всесильным генам. Но кроме переживаний, сопровождающих демонстрации собственного «дара», сознание и психика личности постоянно испытываются в водоворотах событий социального и природного окружения, в требованиях к выбору стратегий достойного поведения и межличностных отношений, во взаимодействиях с непрерывно обновляющейся энергией и информацией со стороны множества источников, наполняющих и сотрясающих жизненное пространство. Следовательно, личность неизбежно формируется под влиянием взаимообусловленных процессов изменчивости генной активности и реактивности организма, встречающихся с бесконечным разнообразием стимулов внешней среды. В свою очередь, изменения, происходящие в жизненной среде, зависят от сознательного, намеренного или подсознательного, интуитивного выбора самой личностью комфортных для неё условий жизни и профессиональной деятельности, культурной среды, направлений творческой активности, интересного и достойного партнёрства, режима отдыха, рациона здорового питания. Кроме того, степень осознанности и обоснованности предпочтений существенно возрастает, когда они сопровождаются самонаблюдением, оценкой эффективности своих выборов и своевременной их коррекцией.
Таким образом, истинно «одарённый» индивидуум расширяет поле своего сознания посредством вовлечения в него энергии внимания, сосредоточенного на своём психофизическом состоянии, ментальной и эмоциональной оценке результатов собственной деятельности и влияния на них многих аспектов окружающей среды. В этом случае сознание индивидуума использует такое неограниченное процессуальное поле для
полноценного и обозримого проявления всех граней таланта. Накапливаются наблюдения и ощущения избирательного воздействия внешних сил, смены ситуаций, притока стимулирующих энергий и информации, которые либо позитивны, либо негативны именно для результативной, творческой самореализации данной особи в окружающей его пространственно-временной реальности. Индивидуум начинает ощущать себя и свои действия как нечто большее, чем субъективность, воспроизводящая записи унаследованной генетической программы и заученные навыки. Вдохновляющая сила и удовлетворённость результатами самореализации в процессуальном поле неотвратимо связывается с актуализацией воздействий факторов внешней среды, действие которых фактически снимают ограничения с устремлений личности к непрекращающемуся самосовершенствованию - фундаменту процессуальности таланта. Благодаря эпигенетическим исследованиям установлено, что процесс манифестации функциональных потенций организма особи обусловлен разумно организованным взаимодействием двух наследственных систем - генома и эпигенома. Структура эпигенома располагает собственными маркерами, которые модулируют экспрессию определённых генов и оптимизируют тем самым индивидуальные адаптивные реакции и взаимоотношения организма с факторами внешней среды в интересах всеобъемлющей гармонизации жизни. Следовательно, проявление выдающихся персональных качеств таланта, преображающего своим творчеством избранную сферу жизни, преодолевает личностную значимость и становится наглядным примером, общественно значимым феноменом эволюционного обновления коллективного сознания и стимулом культурного прогресса.
Попутно следует отметить установленные в ряде нейрогенетических исследований эффекты фиксации в геномах и фенотипе нескольких генераций потомков лабораторных животных эпигенетических следствий, которые были вызваны, в частности, предшествующим обучением и тренировкой памяти родителей, чей опыт и функциональные эффекты пластичности мозга наблюдали в поведении следующих генераций. В медицинских исследованиях, проведённых в Швеции в 2006 г., было установлено, что длительный дефицит рациона питания и курение, характерные для одной из человеческих генераций, получил отражение в состоянии здоровья нескольких последующих потомков [ 15, С.135].
Таким образом, эпигенетика являет собой доказательства того, что индивидуумы, целеустремлённые к самопревосхождению, несут ответственность не только за собственные предпочтения, привычки, дисциплинированность и осмысленность организации .жизни и своего развития, которые опосредованы сознанием и свободной волей и оставляют отпечатки в генетической программе. Но кроме того они передают своему потомству эпигенетическое наследие в виде улучшенной адаптации во взаимодействиях с окружа-
ющей средой и проявления более устойчивой жизнеспособности по ряду качеств. Подобные эффекты наследования характерных признаков и особенностей организма, приобретённых в течении жизни особи были провозглашены в отвергнутых ранее идеях французского биолога-эволюциониста Жана Баптиста Ламарка (1744-1829). Современные эпигенетические исследования подтвердили его утверждения о влиянии на развитие организма внешней среды и некоего внутреннего стремления (очевидно, сознания) к усовершенствованию, что служит основанием для понимания закономерности эволюционного прогресса человечества в различных сферах его жизни и соучастия в нём его собственных, побудительных, интеллектуальных сил [15, С.130-135]. Более того признано, что система эпигенома обладает особой пластичностью в восприятии действия внешних факторов, которые неоднозначно воспринимаются клеточными механизмами и геномами разных особей и потому нуждаются в разумной коррекции приспособительной активности соответствующих генов, чьей «параллельной реальностью» признаны регуля-торные элементы структуры эпигенома [12].
Само понятие «наследственности» принципиально меняется, благодаря открытию разнообразия форм её проявления. Установлено, что наследование генов, стабилизирующих видовые и индивидуальные признаки конституции, сочетается с наследованием изменчивых структурных белков эпигенома, который контролирует активацию генов в направлении, рациональном для развития организма данной особи. В частности, в программе эпигенома фиксируются информационные и энергетические следы событий и отношений в семейной среде, начиная с внутриутробного развития особи. Период раннего детства признан самым критическим, оставляющим в геноме особи на всю жизнь отпечатки наиболее острых переживаний психоэмоционального восприятия состояния сенсорной среды, содержания вербального поведения родителей, обусловленного интеллектом, опытом, интуицией и культурой. В кодах эпигенома остаются энергетические и информационные следы изменений структуры защитного биополя организма, отражающие стрессогенные жизненные ситуации. К эпигенетическим факторам, влияющим на геном, также относятся психоэнергетические проекции мыслеформ наставлений родителей, восприятие позитивных идей, знаний, умений, эффектов практики обучения и технологий тренировки умственных и физических способностей [13, C. 233, 236].
ТАЛАНТ В САМОПОЗНАНИИ «КТО ЕСТЬ Я?»
Как отмечал Сэр Уильям Генри Брэгг (William Henry Bragg, 1862-1942) -знаменитый английский физик, исследователь процессов электромагнетизма, лауреат Нобелевской премии (1915): «Важная вещь в науке не в том, чтобы получить множество новых фактов, но чтобы открыть новые пути их осмысления» [ 13, C. 54]. Очевидно, с этой интеллектуальной позиции целесообразно рас-
сматривать и осмысливать феномен таланта, присущего каждому человеческому существу. Тем более, что Брэгг акцентировал внимание молодых учёных, своих последователей в научной деятельности, именно на творческой стороне исследовательского процесса, на стремлении к познанию, созиданию нового знания. Знаменательно, что достойным наследником талантливого учёного и мыслителя стал его сын, австралийский физик, Уильям Лоуренс Брэгг (William Lourens Bragg, 1890-1971), который оказался самым молодым Нобелевским лауреатом, очевидно усвоившим заветы и свойства мышления отца и разделивший с ним эту высокую награду.
Проявление таланта, как особенности индивидуального развития и высокой насыщенности поля интеллектуальной деятельности личности вдохновляющими впечатлениями и переживаниями, сопряжено также с уровнем развития сознания и опыта, накопленного множеством воплощений души, которые находят отражение в высших, духовных аспектах самосознания личности. Накапливая опыт телесных воплощений, изучая жизненные уроки межличностных взаимоотношений и взаимодействий со средой обитания, разумная, духовная Душа, приходит в каждое новое воплощение, чтобы проявить свои обогащённые энергии в виде сознательной реализации разнообразных психических и физических потенций, новых качеств, превосходство которых, воспринимаемое обществом как талант, добывается усилием воли и напряжённого, непрекращающегося самосовершенствования на протяжении всей сознательной жизни личности. Восхождение каждой новой, истинно талантливой личности к вершине признаваемого величия заключается в том, что она искренне, всей душой, без показного фанатизма, по доброй воле стремится обогатить человеческое сообщество достижениями кропотливого самопознания и реализации творящих сил собственного Духа. Талантливая личность своим стремлением к самосовершенствованию приумножает энергии, которые поддерживают и поощряют естественную эволюцию и просветление сознания души, благодаря которому личность убеждается в бесконечных возможностях своего развития.
Незадачливому индивиду остаётся неизвестным, каким же «чудесным» образом каждый человек становится «самим собой» со всеми своими загадочными «дарами» и впечатляющими потенциями неоценимых качеств, которые неожиданно открываются и расцветают в этом непостижимом мире и в немыслимых испытаниях? « Чем и кем он является», помимо признаваемого таланта? Существует ли вообще «что-либо осязаемое», организующее и сотворяющее индивидуальную судьбу, кроме генов? В обширной людской массе лишь некоторые, глубокомысленные интеллектуалы обеспокоены решением подобной волнующей проблемы, ведущей к пониманию смысла, назначения своей жизни и задаются сакраментальным вопросом «Я - это Я? И если Да, то насколько?» [
Помогает ли поиск самих себя раскрыть таинство существования неощутимого источника человеческого сознания и мышления? Согласно непререкаемому мнению «высокоумных» нейро-биологов-материалистов, он должен быть скрыт в структуре и функциях мозга, а им надлежит подчиняться геному мозга, ответственному за кодирование строения белков, нейропептидов, нервных клеток, суперсложных нервных сетей и, вероятно, самой умственной способности. Перед материалистическим мышлением, не отягощённым даже призраком таланта, возникает практически неразрешимая дилемма: кому же надлежит отдать верховенство - геному, «создающему» материю мозга или мозгу, «создающему» энергию сознания и мышления?
В одном из философских подходов к самоисследованию и пониманию «самого себя», предлагается оценить свою идентичность существу, которое находится в непрерывном поиске самого себя внутри своей природы, внутри личных событий, не прекращает исследовать собственную свободу самовыражения, намерен преодолевать крутые ступени восхождения к самопознанию и достижению психической и духовной зрелости. Всякое человеческое существо имеет определённое представление о себе, но истинное понимание доступно лишь немногим мудрым, щедрым, счастливым и потому талантливым личностям [7, C. 245-247].. Опыт духовных искателей свидетельствует, что каждая индивидуализация на определённом для неё этапе развития сознания, действительно может испытать озарение и обнаружить, что только наивысший, духовный уровень Сознания Души -Искры Сознания Всевышнего - живого потенциала бессмертного, божественного Духа, выраженный самоутверждением «Я ЕСТЬ ТО ЧТО Я ЕСТЬ» - является единственным, достоверным признанием самого Себя, как истинной, безличной «Реальности, реализующей Себя как осознавание, как Я-есть-ность». Как объясняет Карл Ренц (Karl Renz, 1953), оригинальный мыслитель, последователь духовной философии Адвайты - учения о недвойственной, неделимой, духовно-
материальной природе Реальности, утверждаемая им сентенция Сверхсознания - «Есть Я - Я Есть» -выражает собой безличный поток присутствия и бытия Души и Духа в человеческой форме, как непрерывной вездесущности, которая не нуждается в достижениях, измышляемых сознанием плоти, потому что Это Подлинная Природа Человека. [ 7, C. 235, 239 ]. Но в согласии с запросами воплощающейся души, возможно личностное осознава-ние Себя телом, или Духом, или пространством или собственно процессом осознавания при посредстве временного, избирательного, личностного, относительного отождествления с ними [7, С. 206-207].
В контексте настоящего исследования природы таланта, помимо взаимосвязанности генетических и эпигенетических процессов, важно определить взаимоотношения Высшего Я-Сознания Души - идентификации с собственной божествен-
ной уникальностью Я ЕСТЬ и сознания эго - личности, которая действительно наделена свыше свободой воли изучать себя, раскрывать свою многомерность и с воодушевлением превосходить себя, следуя порядку и эволюционным требованиям обновления окружающей жизни. Поэтому истинным талантом, украшающим избранную душой сферу человеческого бытия, не только может, но и должна (!) стать каждая личность, которая не просто увлечена самопознанием, но уверена в значимости своих уникальных достоинств, осознаёт всесильность духовной природы своей Сознательной Души, своего сверхфизического, думающего и чувствующего Сердца и осознаёт Себя, как неделимую, непрерывную вездесущность, как «сокровище, хранящее ТО ЧТО Я ЕСТЬ». Сердцевиной таланта следует признать духовную сущность «Я», активную часть континуума всепроникающего космического сознания, объединяющего и питающего все эволюционирующие уникальности мироздания.
Очевидно, подобной личности свойственно испытывать истинную, душевную удовлетворённость, вдохновение, самоосознанность полноты и ценности своего душевного потенциала, позволяющего намеренно, усилием неослабевающей, сознательной воли и целеустремлённой внутренней работы свершать реализацию Себя во всех возможностях. При этом, несомненному, искреннему таланту нет необходимости чрезмерно усердствовать в изобретении изощрённых стратегий борьбы за личное преимущество. Таланту нет необходимости искать Талант, потому как Талант - всегда есть Талант. Но поиски самого Себя - могут нести черты спортивной, состязательной, самопобуждающей деятельности, ведущей к Самореализации, к Самопревосхождению, к сути подлинного Таланта, расцветающего в поле безразмерных потенций Своей духовной и материальной природы.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЕНОМА И
ЭПИГЕНОМА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И ПРОЯВЛЕНИИ ТАЛАНТА
Сознание, творящее в единстве Духа и Материи все формы жизни является универсальным эволюционером, который придал геному человека и геному мозга полномочия в реализации не только биологического, но и духовного наследия, выраженного в способности к сознательной, психической самоактивации, самоисследованию, самопознанию, саморазвитию. Параллельно, приспособительная изменчивость телесных функций и качеств отвечает предусмотренному и допустимому диапазону реактивности генетического и эпигенетического аппарата в ответ на стимулы внешней среды. Кроме того, проникновение за пределы генетического занавеса выявляет наличие реактивности и изменчивости самих управляющих генов в связи с воздействием множества стимулов со стороны всех уровней среды - от внури-клеточной, окружающей ядерный, генетический аппарат, до природной и социальной внешней среды. Диктатура генов в детерминации индивидуальных особенностей и выраженного таланта оста-
ётся лишь в умах непросвещённой массы. Ещё в исследованиях Ричарда Левонтина (Richard Charles Levontin, 1929) профессора генетики, эволюционной биологии и популяционной генетики из Университета Гарварда, было показано, что абсолютно на всех этапах индивидуального развития и становления уникальных индивидуальных различий генетический детерминизм не проявляет себя как доминирующий фактор. Организм, изначально встроен в среду обитания и не является пассивным реципиентом её воздействий, но активно её реконструирует в собственных интересах посредством непрерывного, реципрокного и диалектического взаимодействия с энергетическими и информационными стимулами среды по механизму обратной связи. Процесс реконструкции формируется в единстве пространства и времени: 1/гены взаимодействуют между собой, изменяя свои реакции; 2/ гены взаимодействуют со средой и трансформируются; 3/ процессы протеиносинте-за сопровождаются подвижками биохимических взаимодействий генов и протеинов; 4/протеины не изолированы от флуктуаций определённых условий среды, претерпевают изменения свойств, что в свою очередь отражается на взаимоотношениях организма со средой, в которой особь живёт, питается, действует, развивается; 5/ протеины неизбежно влияют на становление и проявление специализированных клеточных функций. Совокупность множественных, многоуровневых взаимодействий клеток, тканей, органов и систем проявляются в неповторимых индивидуальных качествах, разумной, целенаправленной, поведенческой деятельности человека. Следовательно, концепция неразрывного, непрекращающегося взаимодействия обновляющейся генетической информации, закодированной в геномах, и изменений информационного содержания среды обитания и жизнедеятельности, определяет фундамент процессов эволюционного развития человечества, предопределяющего возможности реализации бесконечного разнообразия интеллектуальных способностей и бесценных талантов [15, С. 23, С. 26].
Практический поиск признаков наличия относительно скрытых или неожиданно всплывающих потенций индивидуума, создаёт в массовом сознании надежду, что посредством генетического тестирования и выявления в геноме личности «счастливых» или «дефектных» генов, будут созданы предпосылки для более разумного и свободного выбора персоной успешной, целенаправленной самореализации. Подразумевается, что ей сопутствует преодоление человеческими существами умышленного невежества относительно собственной, высокоразумной, сверхсознательной божественной природы, открывающей в каждой особи наличие истинного таланта к осмысленному, творческому формированию своей подлинной реальности - сплава духовной и телесной сущности. Информационное содержание генетической программы человеческой жизнедеятельности, взаимосвязанной с органической, земной природой, закодированное в структуре и функциях
ДНК, по существу воспроизводит непостижимый для материалистической генетики Замысел самопознающего Человека-Творца, который располагает магическими силами сознания, обеспечивающими вневременной поиск и открытие всё новых и новых пространств для воплощения психофизических потенциальностей своей души в избранных сферах профессиональной деятельности, в удовлетворении растущих познавательных интересов, в создании семьи на основе душевной идентичности, в эффективных партнёрских и общественных взаимодействиях.
Учитывая, что человеческая цивилизация преодолела границы своего генетически обусловленного биологического развития в текущем цикле космической эволюции и, следовательно, надежды на появление «сверхчеловека» с неограниченными физическими качествами непобедимого «супермена» - бессмысленны (!), внимание воспитателей, педагогов и спортивных наставников следует сосредоточить на факторах и условиях, способствующих пробуждению их собственного разума. Их деятельность должна быть открыта к восприятию потребностей настоящего этапа духовной эволюции человечества, успешность которой будет связана с выявлением и приумножением в земном социуме безусловно талантливых особей.
Несмотря на рекламируемые достижения использования в медицинской диагностике биомаркеров скрытой патологии, сами генетики не берутся утверждать надёжность использования «генетического гороскопа», расшифровки индивидуального генома и оценки генетического статуса в качестве безусловного основания для оптимизации стратегий профилактики функциональных нарушений, стабилизации здоровья, повышения стрессоустойчивости и самосовершенствования значимых для личности психофизических качеств. Генетики признают отставание собственной «генетической образованности», в частности, им неизвестно, каковы биологические функции 90 % из двадцати с лишним тысяч человеческих генов, вследствие чего интерпретация данных секвенирования персонального генома и структуры ДНК в целях предупреждения нежелательных для здоровья следствий практически ограничена. В целом генетические данные о персональной геномике содержат в себе изрядную долю неопределённости в связи с многомерной изменчивостью индивидуального генома [8, С. 129 ].
Исследователям пришлось во многом пересмотреть фундаментальные положения генетики и удостовериться, что «программное обеспечение» реального использования потенциала, сокрытого в генетической информации индивидуума, осуществляется благодаря его особенной, надгенети-ческой системы - эпигенома. Эпигеном содержит коды всех надгенетических модификаций, касающихся ДНК генома в составе клеточных ядер и их связей с гистонами протеинов. Его информационные, энергетические и биохимические операторы, начиная с первых мгновений эмбриогенеза, создают резонансы с многообразием сигнальных факто-
ров в изменяющейся внутриутробной и внешней среде, что отражается на экспрессии генов и модификации этого процесса. Таким образом, эпиге-ном упорядочивает почти мистические связи между наследственностью и средой [8, С. 207; 13, С. 54, 233, 140].
Эпигенетическое посредничество между материалом изменчивого индивидуального генома, ДНК и разнообразием состояний внешней среды создаёт квантовое информационное и энергетическое поле жизненной динамики, в котором протекает программируемое и корректируемое развитие и адаптация организма особи, вскрываются потенции её продуктивного жизнеобеспечения и реализации предусмотренного душой назначения текущего телесного воплощения. На протяжении всей биологической жизни особи система эпигенома выполняет функции включения, переключения или деактивации определённых генов и кластеров, в зависимости от изменчивого ряда факторов, в частности: 1/ вариативной динамики условий природной и социальной среды; 2/ фенотипа чувствительности организма к её геофизической и энергоинформационной изменчивости; 3/ индивидуальных особенностей психической, эмоциональной и физической реактивности по отношению к различным стрессам; 4/ привычных, устойчивых поведенческих стереотипов; 5/ характера интеллектуальной или физической деятельности; 6/накопленного, запечатлённого подсознанием индивидуального опыта; 7/ степени самомотивированности и нацеленности организованной психофизической активности; 8/ характера и предпочитаемого рациона питания; 9/ сознательного контроля за упорядоченностью жизни [14, С. 5]. Эпигенетическими исследованиями установлено, что генная активность проявляется альтернативно, избирательно, а гены отличаются своеобразной двуликостью: кроме видимой, внешней, молекулярной структуры, они обладают внутренними, информационными свойствами, изнанкой, которая несёт ответственность за биохимические реакции в процессах эпигенетических взаимодействий в связи с изменениями жизнедеятельности организма [14, С. 157-160]. Кроме того, выявление в индивидуальном геноме определённых генных вариантов, с которыми может быть связан либо позитивный прогноз продуктивной жизнедеятельности особи, либо вероятность развития патологии, не служит предпосылкой к достоверному прогнозу их проявления и выбора превентивных мер воздействия на организм. Никому неизвестно, какие из идентифицированных генов экспрессируются, проявят свои коды, а какие будут молчать в условиях бессчётных, многофакторных воздействий на организм негенетической природы. Более того, многообразие генов и неизвестный диапазон их взаимодействий в процессах реального, живого организма остаётся недосягаемым для адекватной оценки эффектов. В процессе секвенирования человеческого генома выяснилось, что он подвержен непредсказуемой эпигенетической изменчивости, охватывающей формирование облика хромосом,
91
создание новых генов, изменение содержания и состава ДНК. При этом, изменения, фиксируемые в каких-то группах генов, рассеяны по всему геному. Остаётся также неизвестным, какие гены подвержены эпигенетическим изменениям в большей степени, а какие в меньшей. По существу нельзя ожидать проявление неких локальных изменений генома или эпигенетических модификаций, поскольку согласно универсальному голографиче-скому принципу организации Жизни - «Всё содержится во всём» [ 8, С. 219-222; 12, С. 108-109].
Очевидно, представление о «совершенстве» или «несовершенстве» индивидуального генома или генного профиля не имеет объективных критериев и не позволяет надеяться на реалистичность его манифестации в процессах жизни индивидуума в качестве безусловной предпосылки проявления и развития уникальных способностей и раскрытия таланта. Поэтому, внимание исследователей следует перенаправить с утверждения об исключительной роли генозависимой наследственности к поиску действенных факторов, которые подтверждают парадигму о наличии многообразных потенций, характеризующих талант каждого человека [8, С. 83]. «Наследство» передаётся человеку во многих различных формах: мы наследуем стабильные гены, но также изменчивые эпи-гены и эпигенетические эффекты; мы наследуем языки, идеи, отношения, и вместе с тем, способность их изменять в связи с особенностями материальной и социальной среды. Всё, что развивает нас, также может быть преобразовано нами» [15, С.136 ; 14, С. 88- 89].
Следовательно, индивидуальное развитие не программируется в целом генетическим аппаратом, но подвержено адаптивной изменчивости в связи с целым рядом непрерывных воздействий -внешних, физических и внутренних психоэмоциональных - на всех последовательных этапах эмбрионального развития и постнатального онтогенеза [14, С. 136-137]. Кроме того, человек наделён способностью к осуществлению намеренного, осознанного перекодирования ДНК. Благодаря этому превосходному дару, ему предоставляется возможность продвигаться по ступеням самосовершенствования, увеличивать свой психодуховный потенциал, зримо расширять горизонт самопознания, воплощать в жизнь творческие проекты, поддерживать психоэмоциональную устойчивость, утвердиться в осознавании себя как источника самопревосходящей силы, реализовать в сценариях своей жизни личное желание совершенствовать искусство свободного самовыражения и не оставлять желания всё более и более ярко проявлять магию собственного таланта, чтобы вдохновлять и просветлять всех своих поклонников и последователей [1, С. 153; 14, С.С. 5, 46-47, 157-160].
Итак, наиболее значимым открытием эпиге-нетики следует признать низвержение господства генов в клеточном ядре, что оказалось ложной догмой. Если спонтанное проявление необычных признаков в раннем возрасте оценивается в семье как неожиданный «божий дар» или счастливое
«наследие родителей», то по мере созревания личности, её сознание и мышление, определяющие взаимоотношения с социальным и природным окружением, с самим собой как личности и как особого таланта, будут существенным образом влиять на активность унаследованных генов. Накоплены достоверные свидетельства, что гены -не рок в том смысле, что всё задано ими раз и навсегда. Гены и ДНК не являются железной, несгибаемой конструкцией в причинной основе клеточной дифференциации и специализации. Генетические программы подчиняются обоснованному репрограммированию, ибо сами клетки, располагают специфическими мембранными рецепторами и непосредственно реагируют на значимые для них и всего организма внешнесредовые, эпигенетические стимулы [3, С. 66-67, 75].
Каждый человек, изначально обладатель таланта и сопутствующими творческими задатками эволюционирующего сознания и разума, наделён свыше способностью формировать свою личность, шлифовать мастерство самовыражения, тренировать уникальные качества на протяжении всей сознательной жизни и с должным вниманием относиться к знанию своей генетической и эпигенетической природы [8, С. 176; 11, С.С. 29, 43-44, 75, 82].
Благодаря широким исследованиям эпигенетических процессов и механизмов, отвечающих за большую часть свойств человеческого организма, определяющих также многообразие человеческих типов и развитие уникальных способностей каждой особи, накоплены достоверные свидетельства о том, что «индивидуальные различия в проявлениях таланта и интеллекта не предопределены генами; они развиваются с течением времени. Генетические различия в популяциях людей играют важную роль, однако гены не определяют комплекс собственно характерных черт особи. Как свидетельствует один из ведущих мировых экспертов в области исследования генно-средовых, эпигенетических основ развития человека, профессор медицины Монреальского Университета Мак-Гилла /Mc-Gill/ - Монреаль, Квебек, Канада/ - Майкл Мини (Michael Meany, 1951): Не существует генов, чьи функции были бы абсолютно независимы от факторов природы, также как не обнаружены природные факторы, чьи воздействия на организм были бы независимы от генома. Интеллектуальные и физические качества любого индивидуума не проявляются прямо под воздействием набора генов, составляющих его геном. Индивидуальные качества человека являются производными от нефиксируемых взаимодействий генов и среды в динамических процессах, которые мы никогда не можем контролировать полностью, но можем испытывать их сильное влияние в процессе всей жизни [15, C. 14]. «Никакие две особи не могут иметь точно такой же потенциал, но очень немногие из нас действительно приходят к знанию наших собственных подлинных ограничений. Говоря в общем и целом, ограничения в достижениях не являются следствием неадекватных
генетических качеств, но нашей собственной неспособности в значительной степени немедленно воспользоваться тем, что мы уже имеем» [ 15, С.
9].
Таким образом, качества таланта или гениальности, которые общество присваивает личности, не ограничена предполагаемой уникальностью наследственного материала. Именно эпиге-ном придаёт индивидууму черты неповторимой и уникальной личности, которая силою своего сознания способна трансформировать биологическое наследие, беря на себя ответственность за все собственные мысли, полезные, продуктивные или бесполезные знания, искренность намерений, жизненные цели и действия, тем самым созидая обновлённую судьбу и восстанавливая целостность собственной духовной и телесной природы. По залючению Моше Зифа (Moshe Szyf ), известного эпигенетика из монреальского Университета Мак Гилла (McGill), « популярное представление состоит в том, что только эпигенетический код особи положен в основу развития начиная с раннего периода на всю жизнь. Но жизнь всё время изменяется, и эпигенетический код, который контролирует индивидуальную ДНК, выключает код, чтобы активировать механизмы, посредством которых мы также взаимосвязано изменяемся. ДНК - это не судьба! Эпигенетика говорит нам, что путём малых подвижек, незначительных изменений в жизни можно достичь эффекта великой притягательности» [ 15, С. 136]. Необходимо учитывать, что хромосомы, которые наследуются от родителей, состоят из ДНК только примерно на 50 %, а остальная часть содержит протеины, несущие специфические эпигенетические маркеры, управляющие активностью генов и реализацией эволюционного назначения человеческих потенций.
Накоплены весомые свидетельства, что «именно эпигенетика существенно поддерживает динамичную систему безупречного совершенствования образцов человеческого таланта. Гены не способны диктовать, кем мы должны стать, но вместо этого играют роли актёров в живописном потоке инсценировок жизнедеятельности. Экспрессия генов модулируется внешними силами» [ 15, С. 136]. Всё развитие и психофизические трансформации человека под их воздействием могут также быть перепрограммированы и оптимально преобразованы. Эпигенетика - безупречный свидетель реальных возможностей раскрытия и расширения высших потенций человека, совершенствования себя и окружающего мира силами своего сознания и интеллекта.
ТАЛАНТ ЧЕЛОВЕКА - ЗАМЫСЕЛ ЭВОЛЮЦИИ ЖИЗНИ
Общепринятое понимание таланта, как необычного, необъяснимого качества личности или как овеществлённого качества плоти, которое признаётся «природным даром», «одарённостью свыше», следствием «добротных генов», «врождённой особенностью», редким «генетическим ресурсом» человеческой природы, не соответству-
ет его подлинной природе, ибо не может объяснить, какие силы и механизмы обеспечивают его исключительное выражение. Более просвещённые генетики, убеждены в том, что ни физические качества, ни характерные черты личности, ни её впечатляющие творческие и профессиональные достижения не детерминированы конкретными, идентифицированными генами. Скорее в их манифестации отражаются специфические энергетические и информационные взаимодействия организма с многомерной средой, при условии участия сознания личности, интеллекта и интуиции в расширенном, духовном и космическом восприятии разнообразных, непредсказуемых её изменений и динамичных состояний, что порождает совокупность непрекращающихся, пространственно -временных, квантовых трансформаций на всех уровнях организации жизнедеятельности индивидуума в эволюционирующей Вселенной.
Более реалистично рассматривать талант как многомерный, полифункциональный процесс, в котором ведущая роль принадлежит высокоупоря-доченной, сознательной, целеустремлённой, психической деятельности личности. Только умственная пассивность, безразличие к высшим достоинствам собственной Души и Духа, отчуждает массу людей от реального использования изобилия собственных психодуховных потенций, так или иначе спроецированных в информационное содержании наследственного аппарата.
Как констатировал выдающийся американский психолог, философ, мыслитель James William (1842-1910) в своём фундаментальном труде «Принципы психологии» (1890): « В сравнении с тем, кем мы должны быть, мы являемся только наполовину пробуждёнными. Наше воодушевление, пыл, вдохновение - угнетены, заторможены, наши проекты, планы - отставлены. Мы берём к использованию только малую часть наших физических и ментальных ресурсов... Располагая широкими человеческими возможностями, индивидуальность проживает жизнь глубоко погружённой в пределы своих ограничений» [ 9].
Проявление таланта как процессуальности, подразумевает исключительно активное влияния просветлённого сверхсознания личности, её возвышенных ментальных посылок, вдохновенных намерений к использованию собственных душевных побуждений, подсознательных сигналов целеустремлённости, интуитивных метанавыков, сакральных сверхфизических качеств, созидательных мотиваций, совокупная сила которых создаёт внетелесное, квантовое, резонансное, морфогене-тическое, всеединое процессуальное поле, охватывающее неизмеримую протяжённость и объёмность космического пространства-времени. Более того, это поле впитывает энергию намеренного и мотивированного индивидуального и коллективного мыслетворчества, наращивая силу творческого преображения энергетических и информационных компонентов ткани пространства-времени. Благодаря направляющей силы поля свершается эволюция индивидуального и коллек-
тивного человеческого сознания, которое сообщает социальным и культурным сферам созидательной деятельности - художественному, архитектурному, музыкальному, поэтическому, литературному, научному, спортивному и прочим видам творчества - более высокий статус в земной эволюции самоосознанного совершенства, приближающего человеческое сообщество к Первоистоку Всеведу-ющего, Всемогущего и Вездесущего Сознания [ 4, С. 311, 318-321].
То, что сотворяется ментальной, образной и телесной активностью таланта, изменяет саму личность и возвышает осмысленность побуждений к неустанному творчеству, как глубоко прочувствованной и удовлетворяющей ценности собственной жизни. Тем самым осознанность приближается к признанию личностью своей божественной идентичности («Я Есть То что Я Есть»), её деятельной и этической роли, как реального сотворца непрекращающегося созидания и обогащения живой, осмысленной, процессуальной Вселенной. «Чтобы создавать мир, который «работает», каждому нужно быть в контакте со своим собственным ощущением того, что стоит за мирозданием» [4, С. 224 ].
Подобный уровень самосовершенства, очевидно должен быть присущ обладателю истинного таланта, как человеку, который увлечён мысле-творчеством, размышляет о самом себе, не останавливает процесс самооткрытия новых граней своего таланта и тщательно оценивает искусство проявления своих достоинств через меняющиеся эмоциональные отклики поклонников и красноречивые выражения ими восприятия удивительного искусства свободного самовыражения. Сравнительные исследования подобных личностных добавок к уже накопленным историческим примерам и факторам, которые характеризуют особенности самоосознания талантливых личностей, и позволяют судить о нарастающем влиянии на самовыражение опыта субъективных переживаний, сопровождающих как признание триумфа первопроходца, так и эпизоды преодоления сомнений, разочарований в своих достоинствах, аффектаций от глубоких душевных чувств - в целом способствуют познанию безмерной, творящей силы человеческого духа, исключительно важного для эволюции всех жизненных сфер человеческого сообщества [ 5, С. 127, 46].
Независимо от того, на чём сосредоточено внимание людей в окружении, доступном для объективной психологической и этической оценки степени «разумности» их деятельности, поведения и общественно значимой продуктивности жизни, все они являются потенциально творческими и талантливыми разумными существами. Таков изначальный Замысел Богов-Творцов, исполнителей господствующей Мысли Всеобъемлющего Сверхсознания Вседержителя о видах Жизни бесконечного мироздания. Им принадлежит разработка и пространственно-временная корректировка проекта уникальной, эволюционирующей природы жизненных форм земного человечества - во-
площений индивидуальных, обособленных, неповторимых Душ, одарённых сознанием, избирающим поле деятельности, сферы самореализации и объекты познания. Предполагалось, что все воплощения Homo sapience в своём историческом развитии будут привносить в неописуемую мозаику вечно развивающейся, непрерывно обновляющейся, всесторонне преображающейся Жизни Вселенной свои уникальные черты психических и физических способностей, преображающих и освещающих путь эволюции земного разума [6, С. 74].
Заключение. 1) В современном истолковании ярко выраженные отличительные особенности, качества и достижения успешной деятельности отдельных индивидуумов в области искусства, науки или спорта получили статус талантов. Вместе с тем, никакой признаваемый «талант» любого уровня и в любой сфере жизни не может претендовать на безусловный «эталон» для других людей, детей и молодёжи. Каждый человек уникален в силу уникальности его души, уникальности земной миссии её телесного воплощения, уникальности многомерных возможностей индивидуальной геномики и эпигеномики. 2) Талантливых личностей отличает искусство духовного и телесного самоовладения, потребность самопревосхож-дения, устремлённость к гармонии своих взаимоотношений с окружающей средой. Истинно талантливый индивидуум наделён особой мудростью, чтобы не превозносить себя, свои достижения и победы, но ясно видеть в других личностях не менее значимые потенции и ещё не раскрытое превосходство. Талант нацелен на щедрую отдачу своего опыта для помощи тем, кто ещё не раскрыл свой талант и не достиг психической и духовной зрелости, чтобы обогащать своими творческими энергиями эволюцию жизни Земли и Вселенной. 3) Самосознание талантливой личности настроено на самоочищение, на выявление своих проблем и ограничений, нахождение способов их преодоления, оставаясь верным своей высшей, духовной идентичности «Я ЕСТЬ ТО ЧТО Я ЕСТЬ». Ибо не только Земная обитель, но сама Сознательная Вселенная предоставляет всем Душам универсальное, неограниченное процессуальное пространство Любви и энергий безусловной, всесторонней поддержки творческого самовыражения, упрочения веры в свои уникальные достоинства и проявления реальности наследия Божественного Совершенства.
Литература
1. Брюэр Энн Двенадцать нитей ДНК. История, теория и практика перекодирования ДНК. -/пер. с англ./ - М., «София», 2009, С.153 - Двенадцать уровней сознания.
2. Лима-де Фариа Антонио Похвала «глупости» Хромосомы. Исповедь непокорной молекулы. - /пер. с англ./ - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, С. 108-109 - Повторяющиеся элементы человеческого генома оказались не мусором, а кладезем информации.
3. Липтон Брюс Биология убеждений. Кто управляет сознанием Клеток. - /пер. с англ./ - М., «София», 2010, С. 66- 67 - Эпигенетика: наука о самоуправлении; С. 75 - Волшебная мембрана.
4. Минделл Арнольд Процессуальный Ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога. Тексты трансперсональной психологии. - /пер. с англ./ - М., «Беловодье», 2011, С. 311 - Бог, где Ты?; С. 224; С. 318- 321 - Обновлённый вариант квантового ума.
5. Прехт Рихард Давид Я - Это Я? И если Да, то насколько? Философское путешествие.- /пер. с нем/ - М., АСТ, 2013, С. 127 - Закон во мне. Почему я должен быть хорошим? С. 46 - Откуда я знаю, кто Я?
6. Рейчел Сэл Подлинная история Земли -/пер. с англ./- М., «ВЕЛИГОР», 2016, С. 74 - Прибытие гуманоидов в Галактику и на Землю ( 1 миллиард - 10 миллионов лет назад).
7. Ренц Карл Есть Я - Я Есть. Беседы. - /пер. с нем./ - М., «ГАНГА», 2014, С. С. 206-207, 235, 239, 245
8. Франк Лона Мой неповторимый геном. -/пер. с англ./- М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015, Гл. 6 Личность в пятимерном пространстве, С. 204; Гл. 7 Это - Эпигенетика, С. 219 -222.
9. Фрейджер Роберт, Фэйдимен Джеймс -Теория личности и личностный рост.- гл.10 - Уильям Джеймс и психология сознания- СПб., «Прайм - Еврознак», 2004. -http ://www. gumer. info/
10. Хенгстшлегер Маркус Власть Генов: прекрасна как Монро, умён как Эйнштейн - / пер. с нем./ - СПб., «ПИТЕР», 2013, С. 109 - Мне нравятся женщины или мужчины?; С. 77 - Код футболиста. Гены спортсмена.
11. Шпорк Петер Читая между строк ДНК. Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем. - /пер. с нем./ - М., «Ломо-носовЪ», 2013, С.С. 29; 43- 44 - От генетики к эпигенетике: почему генам нужны переключатели; С.75, 82 - Эпигенетические манипуляторы.
12. Эпигеном - параллельная реальность внутри клетки - Биомолекула, -bioconsulting.ru/e/3146603-epigenom-parallelnaya-realnost-vnutri-kl/ 09-06-2016
13. Carey Nessa The Epigenetics Revolution. How Modern Biology is Rewriting Our Understanding of Genetics, Disease and Inheritance. - London, UK, Icon Books Ltd, 2012, p. 233, Ch. 12 - All in the Mind; p. 236 - The child is (epigenetically) father to the man; p. 54 - Ch. 4 - Life As We Know it Now; C. 140 - The epigenetic imprint.
14. Francis Richard C. Epigenetics. How Environment Shapes Our Genes. - New York, London, w.w. Norton & Company, 2012, p. 5 - From Environment to Gene; p. 46-47 - Epigenetic Gene Regulation; р. 157-160 - The Janus Gene; p. 136 -137 -When Intuitions Lead Us Astray; p. 88-89 -Transgenerational Epigenetic Effects.
15. Shank David The Genius in All of Us. Why everything you've been 000told about genetics, talent and intelligence is wrong - UK, London, Icon Books Ltd, 2011,. Ch. 1 - Genes 2.0 - How Genes Really Work, p.p 23; 26; 9; 14.