BIOLOGICAL SCIENCES
СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Москатова А.К.
Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодёжи и туризма
FORMATION OF IDENTITY AND REALIZATION OF FEATURES OF ITS DEVELOPMENT
Moskatova A.K.
Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Professor, рrofessor of the department Physiology Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism
АННОТАЦИЯ
Обсуждается сущность проявления духовной природы индивидуализации и уникальности человеческих особей, чьё сознание обеспечивает творческий процесс саморазвития личности и реализацию духовных принципов преображения жизни тела, разума и души как единого целого.
ABSTRACT
The entity of manifestation of the spiritual nature of individualization and uniqueness of human individuals whose consciousness provides creative process of self-development of the personality and implementation of the spiritual principles of transformation of life of a body, reason and soul as a whole is discussed.
Ключевые слова: индивидуализация онтогенеза; роль генома и эпигенома; концепция саморазвития; личность и индивидуализация; основополагающие факторы развития, креативность самоосознания, сознание личности и души.
Keywords: ontogenesis individualization; role of a genome and epigenom; concept of self-development; personality and individualization; fundamental factors of development; creativity of self-realization; consciousness of the personality and soul.
Введение. Согласно стандартного содержания вузовской учебной дисциплины «Возрастная физиология» процесс онтогенеза - индивидуального развития человеческой особи, рассматривается исключительно с позиций общеизвестной биогенетической программы последовательного мор-фофункционального формирования мозга и телесных органов. Такая трактовка фактически не отличает становление человеческих особей от биогенеза других животных видов и организмов, отстраняясь от принципиального отличия человеческого онтогенеза прежде всего, как реализации неповторимой, многомерной и многозначной индивидуализации, касающейся конституциональных, физических и психических качеств и уникальных духовных, творческих потенций каждого человека.
Изучение онтогенеза человека предусматривает раскрытие закономерностей, изначально определяющих целенаправленность земного антропогенеза, который являет собой сознательно управляемый, эволюционный, космический процесс. Реализация творческого Замысла Главного Жизне-дателя Солнечной системы предполагает эволюционное преображение жизнеустройства земного человечества, благодаря восхождению сознания его
уникальных индивидуализаций к высотам взаимопонимания и необходимости сотворчества, которое позволяет всему земному сообществу разумно, эффективно осуществлять свою эволюционную, космическую миссию. Обновлённая энергия и информация, рождённая талантами и способностями индивидуумов и реализованная в благоприятных преобразованиях различных сфер общественной жизни и природной среды, предопределяет возвышение совокупного планетарного сознания (ноосферы Земли) в измерениях макрокосмоса в согласии с Высшим Принципом Жизни мира. Беспрепятственно распространяясь по всей космической сети Вселенной, она будет способствовать преображению духовной атмосферы всего мироустройства. Таким образом, гармоничное развёртывание земного антропогенеза и благоприятных условий онтогенеза осуществляется на основе следования генеральному принципу эффективного обеспечения реализации широких индивидуальных вариаций непрекращающегося, поэтапного развития и совершенствования многогранной и многомерной человеческой природы.
В свою очередь, оптимизация индивидуального развития достигается узаконенным свыше соотношением контроля со стороны генетических и эпигенетических механизмов, которые подчиняются программам информационной системы общечеловеческого генома, как земного вида, и уникальным, персонифицированным системам геномов и эпигеномов. Их цель - поддерживать и совершенствовать жизнедеятельность человека, её биологическую, физическую и психическую продуктивность. Неповторимые программы индивидуального развития каждой особи формируются посредством избирательного восприятия влияний на него неисчислимого объёма и разнообразия энергетических и информационных факторов внешней и внутренней среды - генетической и надгенетической (эпигенетической) природы. В результате интеграции опыта множества периодических воплощений души в разнообразных космических средах и условиях планетарного обитания, осуществляется трансформация трёхмерного индивидуального сознания земной особи в многомерное и межмерное сознание, которому открыты высоты необозримого и неописуемого полимира.
Следы реактивности особи, её ментальных и эмоциональных откликов, физических действий, поведения в социуме, взаимоотношений со средой, сохраняются в слоях системы Генома в виде памяти позитивных или негативных энергоинформационных событий, пережитых уроков жизни, которые оказывают влияние на формирование индивидуальных особенностей личности, её склонностей, способностей, привычек, предпочтений, убеждений и в целом, на качественное состояние разума и самосознания индивидуума. Однако, для осознанной личностной самоидентификации сохраняется недоступной подлинная антропогенетическая история, с которой связано множество физических воплощений души не только в земных условиях, но и в других системах миров и цивилизациях, рождающихся, расцветающих и сменяющих друг друга в бесконечных пространствах Вселенных, неведомых человечеству. Но именно сущность преображающегося сознания души является подлинным, сакральным выражением неповторимой, сознательной индивидуализации - основанием её эволюционного восхождения от одарённости к мудрости.
Следовательно, учебная дисциплина, претендующая на объяснение природы, особенностей и возможностей индивидуального развития, должна преодолеть ограничения дуализма в мышлении, противопоставляющего материальность и духовность. Сознание учащихся нуждается также в очищении от дефектов массового ментального невежества, которое порождается и нагнетается путём изощрённого манипулирования коллективным сознанием средствами масс-медиа, воздействиями на мышление информационных технологий. Такого рода «внушения» отвлекают индивидуумов от восприятия и понимания распространяющихся «вирусов» самовырождения, деградации и хаоса, питаемых материалистическим мировоззрением. С ним
связано также унизительное, ограниченное, плотское самовосприятие и самоидентификация, погруженная в поле деструктивных эмоций. Материалистическая диалектика довлеет в представлениях о возрастном развитии человека, которое сосредоточено на освещении возрастной изменчивости телесных структур и функций однократно живущей биологической особи. Генетическая программа такой животной особи ограничена рефлекторным контролем жизненных функций, тогда как для результативной борьбы за выживание требуются сознательные усилия индивидуального и коллективного интеллекта.
Следует констатировать, что в процессе обучения в самосознание учащихся вуза проецируются императивы царства материи, вместо раскрытия жизнедающих сил со стороны универсальных, высших, духовных истоков, которые направляют формирование и адаптивную трансформацию организма человека, как уникального инструмента сотворчества Сознания и Духа. Учащихся убеждают, что человеческое сознание подчинено процессам зарождения и физического развития тела и мозга. Отсюда следует, что в процессе нейрогенеза и органогенеза, которые по-существу опосредуются индивидуальной программой генотипа человека, самопроизвольно формируются хитросплетения нервных сетей и архитектоника миллиардов нейронов, чудесным образом (!) «рождающих» сознание из собственной материи. Чтобы помочь современному поколению студентов и каждому индивидууму освоить реалии действительного, продуктивного самопознания и последующей полноценной самореализации, необходимо, в частности, преобразовать содержание учебных дисциплин, касающихся психофизиологии развития человека, чтобы конгломерат перечисления возрастных особенностей психических и физических функций приобрёл стимулы подлинной НАУКИ ДУМАТЬ. В таком случае, просветленная объективизация её содержания, освобождённого от искажений и симуляций духовно-материальной, целостной природы человека, сможет помочь молодому поколению целесообразно управлять собственным развитием и самопревосходящим, творческим совершенствованием уникальных способностей и талантов. Таковы запросы эволюции Земной обители, касающиеся продуктивного пополнения антропологического разнообразия высокоразумных, высокосознательных, креативных человеческих особей - со-творцов необратимого прогресса Жизни Вечно Сущего Мироздания.
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
У каждой здравомыслящей человеческой личности, на определённом этапе индивидуального развития наступает момент, когда из глубины подсознания всплывает потребность разрешить сакраментальные вопросы - «Кто же этот Я Есть?», «В чём заключаются особенности моей сущности?». Хотя представляются неопровержимыми
все телесные ощущения, все мысли, чувства и действия, которые каждая личность идентифицирует, как характерные проявления собственного существа, остаётся реально загадочной и необъяснимой полнота содержания постоянно повторяемого императива «Я». В каких глубинах сознания или субстанциях мозга возникают собственные желания, замыслы, решения, выбор поведения при встрече с неожиданными жизненными ситуациями, личностями, объектами, событиями, которые непрестанно сопровождают пространственно-временные процессы земной и общекосмической эволюции.
Проблемные аспекты - «КТО ЕСТЬ Вы?», «Какова субстанция "Я"», «Какова доступность "Я" осознанности? - широко обсуждаются в мировых исследовательских центрах, сопровождаемые дискуссиями по поводу множества иллюзий относительно ключевой идеации содержания человеческой природы, её отражения в постулатах «Я» и феномене индивидуализации сознания. Острая необходимость преодоления широко распространённых заблуждений, касающихся самоосознанности, самоидентификации - требует проникновения за завесу своего рода «ослепления» личностей собственными интуитивными, образными порождениями, которые предполагают наличие некой неизменности, непрерывности, консервативности существа личности. Очевидно, просыпаясь поутру, она затруднится ответить на вопросы: «Осталась ли она той же самой сущностью или уже изменилась?». «Действительно ли «я» сегодняшней личности зеркально отражает то же самое, что было вчера?»
Исследования и наблюдения нейропсихоло-гов, психотерапевтов, приверженцев изучения духовных традиций свидетельствуют, что самосознающий индивидуум, как правило, не обладает уверенностью в том, что мысли, решения, выборы, намерения, стратегии его поведения имеют отношение к некой идентифицируемой целостности «Я ЕСТЬ». Не исключено, что эти умственные феномены обусловлены какой-то специфической, не-проявленной, виртуальной её частью, невыразимой особенностью личности, персональной точкой зрения, неоспоримыми убеждениями, которые порождены и упрочены под давлением содержания системы образования и доверительного общения с «мотиваторами» массовой, многообещающей информационной среды [22, С. 96].
Более того, самопознание осложняется дефектами идентификации истинной сути индивидуального «Я», а также отсутствием осмысленного различения существа личности - с её многоликой, субличностной неопределённостью и непредсказуемой изменчивостью состояний телесного сознания, и подлинно человеческой индивидуализации, оплодотворённой дифференцированным сознанием, содержащим в своём арсенале неизмеримый потенциал сознания уникальной Души и творческую силу Духа [6, С. 135]. Ограниченное самосознание подавляющей массы личностей провоцирует разрушительные межличностные, психосо-
циальные, политические, межнациональные конфликты. Энергии искажённого массового сознания буквально угрожают существованию земного сообщества, в котором царит озабоченность борьбой за выживание, непомерное стяжательство и поглощённость удержанием власти. Подобное коллективное «бессознательное» затмевает понимание высшего смысла жизни, исключительной ценности и эволюционной значимости каждой разумной человеческой особи.
Восхождение по лестнице самопознания можно ожидать при условии раскрытия причинных факторов, придающих индивидуальному развитию особый, надличностный смысл, а также по мере углубления уровня самоосознанности и усиления познавательной активности индивидуума. Только сам познающий способен добиться умопостижения истоков своей духовной реальности - основы глубочайшего Всеединства всех жизненных форм, ощутить и признать её прямое воздействия на развитие физических качеств телесной субстанции и созидательных потенций психики. Надежды личности на изыскания традиционной психологической науки или помощь психотерапевтов не будут оправданы, поскольку каждый индивидуум «рассматривается ими как отдельная «вещь в себе», не связанная с другими людьми, предметами, структурами или формами. Его каждодневное восприятие сводится к ряду действий, описываемых в терминах "стимул - реакция", "причина - следствие"».
Основополагающий Принцип Единство Сознания, избирательная реактивность сознания индивидуума не являются предметами обсуждения традиционной психологии [3, С. 18].
Таким образом, вместо механического усвоения стандартных описаний морфофункциональ-ного развития абстрактного человека, студенты должны побуждаться к концентрации внимания на факторах и условиях, ведущих к совершенствованию собственного развития, исполнению своей благородной роли в поддержании универсального порядка жизнеустройства. Утверждаясь в сознательном постижении собственной сущности, как выражения всеобщности и креативности феномена сознания, каждый индивидуум открывает для себя возможность проявить истинную РАЗУМНОСТЬ в управлении собственным развитием и достичь полноценной, всесторонней самореализации.
Здесь уместно привести высказывания Рене Генона (1886-1951) - выдающегося французского мыслителя, исследователя священных духовных традиций и непогрешимого знания, в том числе об истинной, возвышенной природе человека: «Человек - есть символ универсального существования, и если ему удастся проникнуть до центра своего собственного существа, он тем самым достигнет тотального познания»... «Познание - вот единственная цель, всё остальное - лишь средство её достижения»...«Познание ведёт к преображению познающего, .к упорядоченному и просветлённому строю сверхсознания».
Очевидно, задача изучения феноменологии саморазвития, направляющего поток индивидуального сознания к центру подлинной, идеальной сущности человека, к неразложимому единству сознания тела, души и духа, состоит в раскрытии глубинного смысла этого многомерного, многоступенчатого процесса преображения самого познающего. Продвижению путём такого преображения и подъёма к вершинам сверхсознания способствуют новые концепции, освещенные в исследованиях и разработках квантовой психологии, которая преодолевает укоренившуюся недооценку человеком собственных психических и духовных сил, раскрывает глубочайший уровень истинной человеческой индивидуальности, предлагает эффективные методы и практики, совершенствующие самопознание и вдохновляющие личностный рост. Идеи, сформулированные в содержании квантовой психологии, направляют разум и самосознание познающего, нацеленного на самопознание. Они являются основанием мудрой рекомендации: «Чтобы понять, КТО ТЫ ТАКОЙ - отбрось все свои концепции и модели реальности - они несостоятельны и иллюзорны [ 4 ].
При разработке содержания авторского спецкурса «Основы индивидуального развития» для будущих специалистов сферы физической культуры и спорта, было предусмотрено, что его обучающее, информационное воздействие, поможет трансформации индивидуального сознания как с учётом принципов квантовой психологии, так и на основе следующих дидактических принципов: 1// освоения навыков осмысленного анализа причинно-следственных отношений различных факторов, определяющих направление и качественные результаты возрастной изменчивости организма и особенности индивидуализации онтогенеза; 2// формирования компетентного отношения к изучению роли факторов генетической и эпигенетической детерминации в адаптивной изменчивости организма, приросте физической работоспособности, развитии физических качеств, в раскрытии потенциальных способностей и талантов растущего организма и личности; 3// усвоения знаний о закономерностях индивидуального психофизического развития, начиная от момента дифференциации сознания человеческой души в высших измерениях Духовного Мира: с ними связаны отличительные признаки индивидуализации, потенции развития души при воплощении, уникальные черты самосознания, установки к выбору определённой миссии и предпочтительных видов созидательной земной деятельности, плоды которой должны способствовать индивидуальной и планетарной эволюции; 4// изучения закономерностей и ознакомления с психофизиологическими практиками ментального управления собственным гармоничным развитием и преобразованием сознания, души и тела в согласии с эволюционной динамикой окружающего социального и природного мира; 5// развития аналитического, реалистичного мышления, грамотной и своевременной постановки вопросов в проблемных ситуациях для целеобусловленного,
интеллектуального поиска адекватных ответов и творческих решений, обеспечивающих полноценное самопознание и намеренную самореализацию; 6// формирования профессионализма в сфере подъема культуры массового спорта и оздоровления общества на основе готовности личности нести нравственную ответственность за её результаты; 7// устремлённости к наивысшим уровням сознания и мыслетворчества в осуществлении жизненной стратегии непрерывного всестороннего развития индивидуальных психических и физических потенций, вносящих значимый вклад в становление гармоничных взаимоотношений с природной и социальной средой.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Контингент современной студенческой аудитории составляет молодое поколение, состоящее преимущественно из необычных групп душ, которые воплощают в личностях уникальные типологические качества психики, интеллекта, отличаются специфической энергетической конституцией, расширенными потенциями генотипа и высокоэффективным эпигеномом. Этот натуральный «звёздный посев» душ в земное сообщество из миров, намного опередивших развитие настоящего планетарного сознания, обусловлен закономерными аспектами эволюционной ситуации, заключающейся в согласованном восхождении по спирали развития всех объектов Вселенной, включая нашу Галактику, Солнечную систему и обитателей Земли. Неизбежный переход Солнечной системы на новую космическую орбиту, приближает её к Галактическому Центру - источнику энергии и информации, формирующему человеческое сознание соответственно принципам миролюбивого галактического содружества просветлённых, созидательных разумов.
Мощные потоки энергии Света, излучаемого Духовным Центром, распространяясь по сверхпроводящей сети Вселенной в адрес земного сообщества, способствуют ускорению квантового сдвига человеческого разума и его восхождению на новый виток развития сознания, которому станет созвучно признание своего соучастия в поддержании целостности Жизни социального организма планеты и космической среды. Благодаря доступности информации, насыщающей сложные квантовые поля Всемирного Разума, человечеству уже открываются вдохновляющие реалии высших сфер Жизни Вселенной. Космическая миссия обновлённой планетарной Расы состоит в обретении ею качеств единства сознания Духовного Человечества -разумных, креативных обитателей Вселенной, прогрессирующей к Высотам Духовного Совершенства [12, С. 101].
Современное молодое поколение вступает в очередную фазу духовной эволюции планетарного сознания, вовлекается в процесс объединённого духовного подъёма генераций Человека Разумного (Homo Sapiens) к вершинам сознания Человека Духовного (Homo Spiritus). Духовный рост личности выражается прежде всего в способности сотрудничать со своей душой, воспринимать реальность
сквозь призму сознания души, целенаправленно формировать упорядоченный внешний мир, непринуждённо отражая в нём внутреннюю гармонию душевного мира, изначально наделённого животворным светом благодати, радости и творческого вдохновения. Своеобразная «специализация», избранная воплощёнными сегодня душами, особенности их генотипа и эпигенетических кодов, черты характера, проявляемые в личностях, интеллектуальный потенциал - открывают совершенно неизвестные стороны намеренного сознательного и созидательного воздействия на все психофизические процессы индивидуального развития, направленного на достижение гармоничной целостности духа, психики и тела [ 14, С. 86-87, С.125-132; 5, С. 53, С.105].
Новой генерации, образно называемой «звёздным посевом» XXI века, предназначено пройти неизведанным ранее путём личной эволюции, проникнуться пониманием её космической значимости, развить способность к углублённому самоанализу, интеграции логической и интуитивной части ума, избавиться от старых, шаблонных программ поведения - стереотипов «коллективного бессознательного», освободиться от заблокированных энергетических форм эмоциональных реакций, утвердиться в своей взаимосвязи с живым, чувствующим и думающим организмом планеты, смирить ненасытные вибрации своего плотского «эго» [ 10, С. 117].
Воплощённым ныне душам открывается впечатляющая возможность собственной эволюции, обретения Истинной Свободы, приближения к Источнику Всего Сущего и придания своей человеческой сущности духовной силы, помогающей свершить гигантский скачок самосознания, направленный к преображению сознания нашего планетарного сообщества для взаимно обогащающего сотрудничества с другими цивилизациями и галактическими системами объединённого Вселенского Разума. Углублённое осознание интенций и потребностей каждой бесценной индивидуальной души, постоянное стремление личности к самоосознанности во всех мыслях, фантазиях и поступках, является выражением необратимого эволюционного развития бесконечных возможностей разумных форм жизни в масштабе Вселенной [ 20, С. 155].
Совершенно очевидно, что содержание обучения современных студентов требует надлежащей трансформации. Оно не должно быть привязано к бездуховной диалектике «бессмысленного», бесцельного развития телесной формы, обусловленного вскармливанием и выживанием плоти в границах условного, земного времени - от момента рождения до неминуемой физической смерти. Вместе с тем, преподавание традиционной возрастной физиологии и психологии продолжает выхолащивать у обучающихся понимание роли самосознания, интеллекта и духовной силы души, благодаря которым каждый человек способен управлять собственным развитием, полноценной самореализацией и овладевать врождёнными талантами.
Обучение современного молодого поколения призвано привести к пониманию каждой личностью истинной сути осознаваемого и преображающего саморазвития.
Традиционное содержание вузовской дисциплины «Возрастная физиология» полностью отстранена от изучения факторов человеческого сознания и разума, способствующих преодолению ограничений физических качеств, присущих телесной форме человеческой особи. Она не касается возможности интегрировать в телесных и психических трансформациях метафизические, сверхфизические модальности человеческой природы - духовные, созидательные силы, опосредованные мудрыми, проверенными в веках законами незыблемого мирового порядка. Содержащиеся в ней обобщения, присущие трактовке возрастных изменений физиологических функций, привнесены в учебники из наблюдений, сделанных на ограниченных выборках неизвестных популяций, неизвестной давности, с неизвестными и неучтёнными характеристиками генотипического и фенотипиче-ского разнообразия. Изучение такого учебного материала неизбежно ведёт к мировоззренческим упрощениям, схематизации представлений о развитии абстрактного человека, обособленного от мировых законов вечно сущей Жизни. При обращении учащихся к содержанию возрастной физиологии утрачивается понимание эволюционной ценности реального разнообразия индивидуальных путей, возможностей и достижений саморазвития каждой человеческой особи, подавляется устремлённость к самопознанию.
В авторском спецкурсе «ОСНОВЫ индивидуального развития», представляющем инновационный раздел дисциплины «Возрастная физиология», вместо формального знакомства с традиционным описанием изменений отдельных систем и органов в онтогенезе, студенты изучают:
1) универсальные законы индивидуального и видового генезиса человечества; 2) высшие причины и цели развития сознания и психики человеческих особей; 3) направления возрастной и индивидуальной изменчивости, предусмотренной персонифицированным генетическим кодом и эпигенетической детерминацией, которые закономерно связаны с направлением индивидуальной и общечеловеческой эволюции самосознания; 4) действие главных информационных, энергетических и исторических факторов, которые формируют уникальный путь персонифицированного развития каждого человека в циклах земных и внеземных воплощений души; 5) подлинную сущность, универсальность и уникальность человеческого вида, как феномена космического разнообразия носителей творческого самосознания; 6) истинную природу человеческого существа, которая превышает видимую, физическую ограниченность и относительность известных нормативов возрастных характеристик телесных функций, но позволяет человеческой особи достичь самореализации, проявить свой потенциал как многомерного, многогранного разумного существа, вносящего неповторимый вклад
в эволюционное преображение человеческого вида, его Земной и космической обители [13].
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Раскрывая указанную проблему слушателям спецкурса, мы имели ввиду мудрый совет известного американского психолога Абрахама Маслоу / Abraham H. Maslow /1908-1970/, который в своих исследованиях, изложенных в широко известном труде «Мотивация и личность», пришёл к заключению, что высшие, специфические особенности и способности, присущие человеческой личности, заложены в его первозданной природе, как врождённые потенции. Они доступны самоактуализации, помогают полноценному развитию личности при подкреплении этого процесса внутренним стремлением её сознания и разума открыть свою истинную природу. Следовательно, полагает Маслоу -«Чтобы изменить человека, нужно изменить его представление о самом себе». В согласии с мудрым заключением, в содержании разделов авторского спецкурса об особенностях индивидуального развития последовательно раскрываются и обсуждаются проблемные вопросы и представлен анализ системы факторов, определяющих развёртывание онтогенетических процессов становления, роста и развития самосознающей человеческой особи во всех её многогранных аспектах взаимоотношений личности и души с эволюционирующим миром. Именно в лоне этих многообразных взаимоотношений у человека проявляется и развивается самоосознание, рождается самоидентификация как неповторимой индивидуальности - неотъемлемой частицы творческих сил, непрерывно обновляющих многообразие жизни Вселенной.
Древнейшая наука о происхождении человечества - антропогония, представляла человека как уникальную форму разумной жизни, получающую рождение с целью самореализации в качестве неделимой целостности психического, духовного, душевного и физического существа. В процессе индивидуального развития человеку предоставлена возможность реализовать самый таинственный механизм самосознания - предоставленную ему свободную волю. С нею связано руководство действиями личности, решениями, реакциями выбора, позволяющими сотворить свою природную целостность, предопределённую сокровенным духовным потенциалом души и регулируемую генетической программой. В то же время, самореализация не является процессом, оторванным или обособленным от закономерных преобразований эволюционной динамики, охватывающей психическое, информационное и энергетическое пространство Жизни единого организма Вселенной. Универсальный Закон Соответствия гласит, что все вещи, все формы образуют цепь соответствий, содействуя всеобщей и полной гармонии, которая во множественности проявлений отражает само изначальное Единство - Первопринцип, определяющий реальность форм на уровнях существования, отвечающих высшему порядку [7, С. 44].
Изучение онтогенеза человека, «исключенного» из целостности бытия взаимосвязанных форм и энергий сознания живой космической реальности, противоестественно и бесперспективно, ибо «по ту сторону нашего знания распространяется беспредельная ночь незнания», как безупречно выразился известный физик и химик, Нобелевский лауреат, Илья Пригожин - /1917- 2003/. Поэтому, изучение и анализ концептуальной структуры феноменов индивидуального развития человека, освещённых в авторской трактовке, помогает студентам творчески подойти к моделированию собственных перспектив, благодаря возможности расширить горизонт познания, касающегося энергоинформационной комплексности психофизиологических процессов жизни тела, души и сознания. Студенты должны прийти к четкому осознанию, что способность к саморазвитию заключена внутри каждого человека, она имеет непосредственное отношение к энергетической и информационной композиции многоуровневого сознания души - истинного основания феномена неповторимой индивидуализации. Соответственно, в содержании спецкурса уделено особое внимание проблемам самореализации. Она трактуется как интеграл проявления интенций, намерений, выборов души в поле осознанных перспектив психофизического и духовного роста, включающих взаимоотношения со стимулирующими или корректирующими эпигенетическими факторами, энергия которых способна переключать механизмы реализации индивидуальной генетической программы. Надгене-тические факторы - невидимые следы клеточной памяти - накапливаются в течение многих воплощений души по мере её биологических, психофизиологических, энергетических и информационных контактов с объектами, субъектами и явлениями природной и социальной среды. Их совокупность образует паутину жизни, поле жизни, переплетения энергий, энергетические созвездия, среди которых протекает каждая очередная физическая жизнь воплощённой души. Паутина жизни - живое воплощение просветляющегося Сознания «Я». Она меняет свою конфигурацию, окружает человека изменяющимися вибрациями частиц и волн солнечной материи, отзывается на сознательные выборы его свободной воли и, тем самым, непосредственно направляет развитие жизненной формы, в которой воплощается душа [1, С. 303, С. 331]. Таким образом, благодаря неисчислимым перевоплощениям и трансмиграциям каждая индивидуализированная сознательная сущность души реализует многообразные потенции, дарованные ей вселенским законодательством в целях эволюции человеческих существ - непрерывно совершенствующихся космических обитателей, создающих бесконечную возможность вечного бытия живого мироздания [ 11, С. 226; 16, С. 91; 18] .
ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В целях совершенствования подготовки специалистов, чья профессиональная деятельность
должна способствовать эффективному развитию психофизического потенциала организма и оздоровлению индивидуумов, вовлечённых в сферу физической культуры и спорта, в содержании инновационного авторского спецкурса - «Основы индивидуального развития» принципиально изменён горизонт и глубина рассмотрения факторной структуры онтогенеза человека. В частности, феномены уникальности индивидуального развития объясняются с позиций сочетанного воздействия на процес-суальность индивидуализации сложного генетического комплекса, так называемого ХОЛОГЕНОМА, который интегрирует в многомерную целостную систему информационного контроля жизнедеятельности и жизнеспособности человека четыре параллельно развивающихся и взаимодействующих генома [ 19, С. 73, С. 83, С.115, С. 281].
1// Геном наследуемого ядерного аппарата телесных клеток - генетической конструкции ДНК, кодирующей программу генотипа развития особи на этапах онтогенеза; 2// ЭПИГЕНОМ - эпигенетическая (надгенетическая) система, которая обладает способностью воздействовать на генетические механизмы, включать, переключать, ограничивать или корректировать активность определённых генов и их кластеров, оптимизируя тем самым признаки индивидуальной реактивности (фенотип) организма, эффективность его адаптации к разнообразным энергетическим и информационным стимулам со стороны постоянно меняющейся внешней среды. Эпигеном каждого индивидуума считается важной информационной системой и назван вторым кодом, влияющим на оптимизацию наследственной программы жизнеспособности индивидуума. В результате закономерных взаимодействий индивидуального генома и эпигенома происходит накопление положительных или отрицательных признаков - фенов, что выражает в целом относительно высокую, умеренную или низкую жизне-устойчивость и творческую продуктивность организма индивидуума, который развивается, проявляя специфическую реактивность по отношению к социальным и природным условиям онтогенеза. 3// МИКРОБИОМ ДНК - геном множества разновидностей бактериальной микрофлоры организма (кишечника, кожных покровов, внутренних сред ), который небезразличен к генетической информации ДНК субстратов, содержащихся в растительной и животной пище, предпочитаемой индивидуумом. 4// ВИРОМ ДНК - геном различных вирусов, которые могут находиться в организме во временно неактивном, бессимптомном состоянии или присутствовать в окружающей среде, однако геном человека реагирует на изменения активности вирома, что может соответствовать скрытым этапам пред-болезненных состояний организма.
В процессе онтогенеза хологеном опосредует уникальное выражение наследуемых и формируемых признаков конституции, качеств и склонностей человеческой особи к видам и сферам жизненной деятельности, его индивидуализированную психоэмоциональную реактивность по отношению
к вариативным ситуациям природного и социального окружения, перспективность адаптивной изменчивости организма человека и собственно сознательно избираемых стратегий всех сторон биосоциальной жизни личности.
Биогенетическими исследованиями установлено, что множество выборов, совершаемых личностью в течение жизни (включая: виды физической и психической активности, предпочтения, рацион питания, образ жизни, социальную, природную, информационную среду в месте жительства и др.) - суммируют сопровождающие их энергии и вибрации, которые способны оказывать влияние на генетические коды и эпигенетические механизмы включения/выключения генов, вносить в них структурные коррекции, менять направление жизни, качество жизни и феномены развития [17, С. 22; 8, С. 180].
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЗНАНИЯ -ОСНОВА ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Отметим, что проблемы расшифровки и интерпретации понятий, относящихся к функциональным уровням организации сознания человеческой души и её бесценных, индивидуализированных по-тенциальностей, исследовались с древнейших времён существования земных человеческих цивилизаций, как адептами духовных учений, так и современными их последователями, которые с высокой вероятностью являлись очередными воплощениями тех же мудрых душ и продолжали осуществлять свои миссии служения просветлению человеческого самосознания и социокультурному развитию земного сообщества. Сакральная сущность Высшего «Я» и одушевлённой, духовной природы человеческих особей, условия их саморазвития, личностного и духовного роста, составляли неугасаемый познавательный интерес многих учёных -метафизиков, психологов, психотерапевтов, теологов, философов. Для ответа на естественный вопрос, как возникает и как действует самосознание, откуда оно черпает энергию и информацию для управления индивидуальным развитием, мы побуждаем студентов к размышлению и осмыслению основополагающей концепции феномена индивидуализации, сравнительному анализу особенностей его самовыражения и потенциальных возможностей успешной жизненной реализации.
Индивидуализация - универсальный принцип дифференциации Сознания в материальных формах жизни во Вселенной. Каждый отдельный элементарный или сложнейший, микро- или макрообъект - есть выражение индивидуализации Безграничного Сознания в пределах той формы, которой надлежит проявлять своё ограниченное сознание в виде свойств, функций и назначения, предписанного Единым Замыслом каждой обособленной частице Жизни Универсума. Выражением принципа индивидуализации и непреходящей основы, высшей ценности, высшего достоинства каждой человеческой особи является живая сущность души - носитель бессмертного, Абсолютного Сознания. Обретаемое в онтогенезе самоосознание личности,
имеет творческое разумное начало в самосознании души и переживании ею своего Высшего Я, своего Сверхсознания. Согласно Закону Сохранения Жизни, Энергии, Материи и Информации каждая человеческая индивидуализация, каждая разумная душа, осуществляя свои множественные воплощения, намеренно выбирает и получает своё место согласно персональному предназначению в осуществлении единого Замысла эволюционной потребности в созидании, поддержании, воспроизведении и совершенствовании многообразных форм вечно сущей жизни - субъектов нерушимого Сознания в проявленном Универсуме [21].
Душа является источником той внутренней духовной и психической силы, которая проявляется через свойства личности в повседневной жизни, если личность открывает в себе вдохновляющую полноту божественных качеств души. Однако, эффективность использования этой силы требует понимания субъектом различий между намерениями чистой души и стремлениями личности, подчинённым потребностям эго. Следовательно, студенты, идущие путём самопознания, должны проникнуть в смысл сакральных свойств, различающих множественный, неизмеримый опыт души, который сохранён в отпечатках подсознательной памяти и программах генома и мотивы сознания её текущего воплощения в конкретной, но многоликой личности, ибо от их понимания зависит выбор направления и эффекты саморазвития.
Сознание Души - сконцентрировано на развитии качеств и творческих потенций, которым служат функциональные и структурные инструменты телесной организации человеческой особи, приспособленные к информационному и энергетическому взаимодействию с окружающим миром и взаимообмену со множеством земных и космических источников информации. Сознание души побуждает намерения личности служить и отдавать свои творческие плоды и достижения для преображения жизнеустройства во благо других людей, излучать терпение, свет любви, сочувствие, миролюбие, всесторонне раскрывать выражения Духа как неотъемлемой творческой части Единого Сознания [ 15, С. 78; 259]. Главенствующие отличительные качества сознания души - оптимизм, решимость служить, интуиция, скромность, безличностность, отсутствие привязанности - признаются «противоядиями» тем иллюзиям, заблуждениям и ограничениям, в которых погрязает личность, лишившая себя контакта с собственной душой или сознательно отвергающая её сущность. В результате, в противовес ясному, одухотворённому сознанию души, сознание личности, озабоченное привлекательностью внешности своей плоти, оказывается, как правило, под впечатлением внешнего вида окружающих личностей. Сознание личности, подчинённое доминантам плоти, исключает, изолирует, соревнуется и отделяет от себя «всё, что не моё». Оно действует на почве зависти, исходя из веры в собственную «недостаточность», концентрирует внимание и отдаёт все силы и жизненную
энергию для получения желаемого, всего «возможного» и «невозможного» как можно быстрее; напряжённо ищет во внешнем мире способы для удовлетворения подсознательного желания достичь чувства целостности и завершенности. Однако, продолжая игнорировать изначальную энергию, мудрость и необозримые возможности души, подобная личность утрачивает возможность служить каналом для получения высшего блага и истинной самореализации
[ 2, С. 39, С. 48]. Совершенно очевидно, что любое намерение личности сделать позитивный выбор и обеспечить желаемые перспективы своего развития, должно быть согласовано с сознанием души - собственным Высшим «Я» Сознанием.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦКУРСА И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. По завершению изучения спецкурса было проведено анкетирование студентов, в котором им предлагалось оценить новизну и перспективность воздействия полученных знаний на расширение самопознания и возможности эффективной самореализации. Отметим несколько наиболее содержательных ответов-мнений студентов, которые полагают, что саморазвитие оптимизируют: «Самостоятельное мышление, не ограниченное устоявшимися догмами; понимание того, что развитие не сводится только к телесной сущности человека, но включает его духовную и психологическую составляющую; чёткое понимание важности и необходимости самообразования, непрерывного совершенствования; поиск своей роли, задачи и смысла своей жизни» /Б. Н./
«Первым и главным является фактор индивидуальных особенностей личности, какими важными качествами она будет обладать и руководствоваться в жизни; не менее важны общественные и культурные факторы» /Т. В./
«Окружающая среда (внешние факторы) и внутренние факторы личности; приобретение положительного заряда энергии для духовного и гармоничного развития личности» /Р.И. /.
«Необходимость смотреть на саморазвитие не только со стороны развития тела, мышечной тренированности, но и в равной степени уделять внимание развитию духовной составляющей личности; возможность уйти от устоявшихся положений и принципов индивидуального познания души и тела; не быть подверженным мнению большинства; понимать важность души и духовных ценностей своего «Я» /Р. А./
«Умение получать и использовать информацию; самосовершенствование; обучаемость; движение вперёд; общение» /Б. В./
«Понимание, что саморазвитие души имеет огромное значение для саморазвития, возможно большее, чем развитие тела; осознание того, что настоящее поколение детей обладает большими возможностями; феномены «необычных» детей являются глобальными, мировыми явлениями эволюционного подъёма человечества на очередную ступень развития сознания» / З. Ю./
«Осознанное управление самой личностью процессом личностного роста, которое должно быть органично встроено в наши повседневные дела - оно должно быть главной целью нашей жизни» /Ф. Б./
«Понимание того, что человек не только физическое тело, что установки и идеи доминирующие в нашем сознании определяют нашу жизнь и мир вокруг нас; важные факторы саморазвития -внутренняя самодисциплина и выполнение обязательств, данных себе и другим людям» /К. Д./
«Мотивация; стремление к самопознанию; интерес к знанию» /Т.П./
«Постоянная работа над собой с целью улучшения своей жизни, накопления знаний; самооценка - отношение к самому себе, своим способностям, возможностям, успехам и неудачам - она влияет на жизнь самого человека, на его самореализацию, личностный рост и отношения с другими людьми» /К. И./
«Каждая душа - единица сознания, развивается своими темпами, проходит предназначенные ей жизненные этапы и испытания, используя унаследованные жизненные силы - волю, мудрость, любовь, но все процессы развития человека не спонтанны и не случайны - важными факторами являются генетические и физиологические процессы, воспитание и окружающий мир» /К.Н./
«На саморазвитие человека влияют внешние факторы - окружающие люди, семья, друзья, учителя, которые занимаясь своим саморазвитием, могут помочь окружающим; экология места проживания; живая природа, в которой легче обратиться к самопознанию и заняться саморазвитием, но не столько тела, сколь Духа! Ведь развивая Дух, мы приходим к развитию физики нашего тела, которая является не ведущей, а составляющей частью развития» /П.А./
Заключение. 1}. Концептуальная новизна изучения феноменологии процесса индивидуального развития, стимулировала укрепление убеждённости студентов относительно доступности для каждой личности широких возможностей самореализации. Признание целесообразности уверенного самоуправления всесторонним совершенствованием побуждает к размышлению, к самонаблюдению, необходимости разобраться в себе, прежде чем включаться в решение профессиональных проблем, нацеленных на гармоничное психическое и физическое развития других людей. 2}. Имея ввиду, что энергия человеческой мысли проникает до самых глубин и становится семенем, которое укоренится и взойдёт в индивидуальном сознании в нужное время, в соответствии с индивидуальными темпами развития личности, в процессе изложения спецкурса мы руководствовались мудрой рекомендацией - говорить со студентами откровенно, вдохновляя каждую личность к расширению интереса к самоисследованию, самопознанию того, кем они способны стать, руководствуясь принципами интеллектуального и духовного роста, ведущими к полноценной самореализации. Главная идеология обучения будущих специалистов состояла в том,
чтобы научить их знать как знать, не утрачивая духовного, нравственного, преобразующего смысла знания [ 9, С.138, С. 145, С. 146, С. 153 ]. По существу, сам процесс целеобусловленного, креативного мышления, затрагивающего широкий круг жизненных проблем, служит важнейшим фактором развития самосознания. 3} Концептуальное содержание спецкурса, раскрывающее феноменологию возможностей индивидуального саморазвития свидетельствует, что человек не является «жертвой» случайных обстоятельств или заложником унаследованного генотипа. Возрастные преобразования любых биологических субстанций телесности, структур и функций организма, активности генетического и эпигенетического аппарата, системной целостности хологенома - неосуществимы без постоянного притока духовной, магнетизирующей и формующей энергии, дающей жизнь самой душе и её телесной обители. Эту энергию каждая личность может черпать в изобилии из Единого Жизнедаю-щего Источника, если она сознательно дисциплинирует свою жизнь, уравновешивает потребности души и тела, бережно относится к душевному и физическому здоровью, понимает высокий смысл бесценного дара Жизни.
Литература
1. Бейч Кристофер Круги жизней. Реинкарнация и паутина жизни. - /пер. с англ./ - М., София, 2003, С. 303 - Паутина Жизни; С. 331 - Эффект поля.
2. Вайзхарт Сьюзан Пробуждение Души. Новая Духовность - СПб., «Будущее Земли», 2009, С. 39 - Отклик на зов Души; С. 48 - Качества Души.
3. Волински Стефен Квантовое Сознание. Руководство по квантовой психологии. - /пер. с англ./
- М., «Старклайт», 2012, Гл. 2 - Квантовое Сознание: шаг за шагом, С. 18.
4. Волински Стефен Квантовое Сознание. Руководство по квантовой психологии. - /пер. с англ./
- М., «Старклайт», 2012, Гл. 9 - За пределы привычной реальности.
5. Гегенкамп Каролина Энциклопедия Индиго. Теория и практика общения с новыми детьми.
- /пер. с нем./ - М., София, 2007, С. 53 - Самовоспитание, самопознание, самодисциплина; С. 105 -Духовное воспитание.
6. Генон Рене Очерки о традиции и метафизике. - /пер. с франц./ -- СПб., ИГ «Азбука-классика», 2010, С.135 - Метафизика человеческого «Я».
7. Генон Рене Символика креста. (Сб. трудов)
- М., Прогресс-Традиция, 2008, 704 с.; С. 44 - цит. по книге «Человек и его становление согласно Веданте».
8. Зукав Гэри Обитель Души.- /пер. с англ./ -Минск, « Попурри», 2004, С. 180 - Выбор.
9. Идрис Шах Знать как Знать. - /пер. с англ./
- М., «Эннеагон Пресс», 2007, С. 137 - Как изучать; С. 138 - Человеческие знания; С. 145 - Человеческая мысль проходит через весь организм; С. 146 -Вредные идеи; С. 153 - Ориентиры для выводов.
10. Кори Патрисия Диалоги о Звёздном Семени. - /пер. с англ./ - М., София, 2011, С. 117 -Земные Перемены и личная эволюция.
11. Крэнстон Сильвия, Уильямс Кери Перевоплощение. Новые горизонты в науке и религии -/пер. с англ./ - М., «СФЕРА», 2001, С. 226 - Перевоплощение великих душ человечества.
12. Ласло Эрвин Теория целостности Вселенной. Наука и поле Акаши. - /пер. с англ./ - СПб., ИГ «Весь», 2011, С. 101 «Следующая ступень эволюции человеческого сознания».
13. Москатова А.К. Становление и развитие индивидуализации человека. -Учебно-методическое пособие к авторскому курсу дисциплины «Возрастная физиология» для студентов РГУФК-СиТ. - М., РГУФКСиТ, 2010, 197 с.
14. Ньютон Майкл Предназначение души. -/пер. с англ./ - СПб., «Будущее Земли», 2007, С. 86 -87, 125 - 132.
15. Холланд Джон Сила Души. Пробуждение сверхъестественных способностей. - М., София, 2010, С. 78 - Открытие способностей души; С. 259 - Жизнь Души.
16. Цюрер Рональд Путь вглубь себя - /пер. с нем./ - М., «Философская книга», 2000, С. 91 - Реинкарнация: Закон природы.
17. Шпорк Петер Читая между строк ДНК. Второй код нашей жизни. - /пер. с нем./ - М., « Ло-моносовЪ», 2013, С. 22 - От генетики к эпигене-тике: почему генам нужны переключатели.
18. Berrick Marilyn, Ph.D. Soul Reflections. Many Lives, Many Journeys. - Summit University press, USA, 2003. /Размышления души: Множество жизней, множество путешествий/.
19. Enriquez Juan, Gullans Steve Evolving Ourselves - Oneworld Publications, London, Great Britain, 2015 - p. 73; p. 83 - The "Yucky" Stuff Inside You; p. 115 - Bringing It All Together - DESTINY Is Propelling Evolution; p. 281 - Hologenome.
20. Ridley Matt Evolution of Everything - "4th Estate" - London, Great Britain, 2015, - p. 155 -The Evolution of Personality.
21. Weiss Brian, Dr. Same Soul, Many Bodies -Piatkus Books, London, UK, 2008.
22. Westerhoff Jan What Are You? - NewScien-tist the Collection - Big Questions Amazing Answers -Second Edition - London, 2018, Chapter seven: The Self, p. 96
ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БЕЛКОВ ПЛАЗМЫ КРОВИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Рожкова И.С.
доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры биологии и ботаники, г. Астрахань Астраханский государственный медицинский университет
Минздрава России Теплый Д.Л.
Научный руководитель д.б.н., профессор, зав. кафедрой физиологии и морфологии человека и животных, Астраханский государственный университет
PECULIARITIES OF RHYTHMIC ACTIVITY OF BLOOD PLASMA PROTEINS IN EXPERIMENT
Rozkova I.S.
associate professor, candidate of medical sciences, associate professor of biology and botany, Astrakhan Astrakhan state medical university of the Ministry of health ofRussia
Teply D.L.
Scientific adviser
, D.Sc. (Biology), Professor, Head of Chair, Astrakhan State University
АННОТАЦИЯ
Исследованы особенности ультрадианных ритмов синтеза белка в плазме крови крыс старых животных в норме и при хронической интоксикации. В ходе эксперимента проведено сравнение активности синтеза общего белка, альбуминов и глобулинов плазмы крови. Выявленные нами колебания содержания общего белка, альбумина и глобулинов могут быть охарактеризованы как ультрадианные с периодами от 20 до 30 минут. В условиях эксперимента наиболее выраженные изменения зарегистрированы в ритмических колебаниях синтеза альбумина и глобулинов плазмы крови при токсическом воздействии у старых животных.
ABSTRACT
The features of the ultradian rhythms of protein synthesis in the blood plasma of old animals of rats in normal and chronic intoxication. In the course of the experiment compared the activity of total protein synthesis, albumin