Научная статья на тему 'Физико-математический факультет и кафедра физики в 1950-е гг. (из воспоминаний)'

Физико-математический факультет и кафедра физики в 1950-е гг. (из воспоминаний) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физико-математический факультет и кафедра физики в 1950-е гг. (из воспоминаний)»

Г. А. Розман

Физико-математический факультет и кафедра физики в 1950-е гг.

(Из воспоминаний)

Мы отмечаем очередную годовщину рождения нашего вуза. Я один из немногих, работающих сегодня, кто может рассказать о первых послевоенных годах жизни нашего коллектива, в частности кафедры физики. Ныне я начал 55-й учебный год, 55-й год работы в род -ном вузе. После окончания боевых действий на фронте в Великую Отечественную войну и завершения учебы на физическом факультете Ленинградского университета по специальности "Теоретическая физика" (март 1952 г.) я был направлен для работы в Псковский педагогический институт, на кафедру физики.

После ряда переездов (Печоры, ул. По-земского в Пскове, ул. Карла Либкнехта, где сейчас находится общежитие физмата) институт на многие годы обосновался в здании на ул. Советской, 21 (ныне там размещаются три факультета). По сравнению с сегодняшним днем институт был небольшим, все преподаватели знали друг друга, всех их знали студенты и с уважением здоровались.

Физико-математический факультет занимал заднюю часть здания, пристроенную во дворе к главному корпусу. На первом этаже размещалась институтская библиотека и учебные мастерские (столярная, слесарная и механическая). На втором этаже были учебные аудитории и физические лаборатории.

Кафедру физики возглавлял (с 1947 г. по 1987 г.) тогда кандидат физико-математических наук, доцент Яков Николаевич Першиц. С его именем связано все, что было и еще остается не только на кафедре (где ныне работают его коллеги и ученики), но и на всем физико-мате-магическом факультете (в конце 40-х гг. он исполнял обязанности декана физико-математического факультета). К его научной эрудиции добавлялась житейская мудрость, что создавало на кафедре доброжелательную и творчес-

Розман Герман Аронович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики Псковского госпедуниверситета им. С. М. Кирова

Г.А. Розман.

кую атмосферу. Под его руководством создавались и модернизировались лаборатории, в том числе была создана научная лаборатория. Благодаря ей Яков Николаевич подготовил свою докторскую диссертацию и вырастил учеников своей научной школы - кандидатов физикоматематических наук, доцентов Владимира Иосифовича Гутмана, Николая Николаевича Васильева и др. Яков Николаевич стал первым доктором, профессором в нашем институте в послевоенные годы.

В новых аудиториях заново создавались учебные лаборатории механики и молекулярной физики, электричества и оптики, кабинеты методики преподавания физики и электрорадиотехники, оборудовались киноаппаратная, фотолаборатория и радиоузел.

В составе кафедры были специалисты, которые успешно могли вести все программные курсы. Яков Николаевич читал лекции

по общей физике, В. И. Гутман и Герман Аронович Розман - теоретические курсы и вели практические и лабораторные занятия (Г А. Розману было поручена разработка новых лабораторных работ по общему курсу физики и к концу 50-х гг. общее число их достигло 100). Валентин Петрович Александров и Дмитрий Михайлович Калинин - вели методику преподавания физики. В состав кафедры был введен выпускник 1952 г. Владимир Андреевич Анд-русич, который своим энтузиазмом буквально на пустом месте создал кабинет электро- и радиотехники. В 1954 г. состав преподавателей кафедры пополнился выпускницей Ленинградского педагогического института кандидатом физико-математических наук Арой Ивановной Аносовой - специалистом по экспериментальной физике, в это же время на кафедру пришел выпускник института 1953 г. Гай Степанович Соловьев. В те годы на физико-математическом факультете было не только очное, но и заочное обучение, а также отделение учительского института. Школы нуждались в учителях. Особенно не хватало учителей младших классов: после окончания войны многие уже взрослые дети начали учиться с первых классов. Да и состав студентов был разновозрастным. В моей подшефной группе (1954г.) старостой была молодая женщина Рая Блинова, которая уже поработала медсестрой. Иванов Толя до поступления в вуз был инспектором районного отдела народного образования, Ильжеев Савва -художником. Многие юноши отслужили в армии. Все это создавало особую атмосферу в группах. Серьезность, "взрослость" части студентов приводили к тому, что успеваемость была очень высокой (до 90%), не было проблем с нерадивыми. Студенты готовились на равных быть учителями как физики, так и математики. И лишь с 1955г. факультет стал готовить отдельно учителей физики и учителей математики.

Следует отметить огромную роль в учебном процессе лаборантов кафедры Ивана Михайловича Матвеева и особенно Алексея Александровича Алексеева, чьими золотыми руками были созданы лаборатории, проложены электро- и радиолинии, изготовлены и установлены светозащитные шторы в помещениях, оборудована физическая лекционная аудитория. Особенно велика роль Алексея Александ-

ровича в приобретении приборов и оборудования. Он ездил и в Ленинград, и в Выборг, и в Москву, и в Великие Луки и привозил нужные приборы, которые служат и сегодня.

В 1950-е гг. основным направлением в народном образовании была политехнизация. Именно поэтому по инициативе Якова Николаевича были созданы учебные мастерские (мастера - Петр Федорович Быков, Александр Александрович Симанович и Юрий Иванович Семенов), в которых студенты приобретали элементарные навыки, а затем применяли свои умения к изготовлению физических приборов. Именно в эти годы расцвет получили конструкторские кружки (рук. В. А Андрусич, Г. С. Соловьев, Г А. Розман). В частности, под руководством Г. А. Розмана были изготовлены 3 действующие ветроэлектростанции, одна из которых была установлена в коровнике на биостанции института. Биологи шутили, что у коров настала "светлая жизнь" и они стали давать больше молока. Членами этого кружка были и нынешние преподаватели университета Н. Н. Васильев и Валентин Васильевич Михайлов (кафедра информатики). В конструкторском кружке по методике преподавания физики (рук. Г. С. Соловьев) изготовлялись демонстрационные приборы, имевшие отличное оформление и паспортные характеристики. Ряд работ, выполненных под руководством Г. С. Соловьева, участвовали в зональных конкурсах и занимали призовые места.

Активизировалиаь и работа студенческих общественных организаций - комсомола и профсоюза. Они всегда возглавляли все мероприятия на факультете, организовывали агитбригады, создавали отряды для поездки на целину (в 1956г. студенты Миша Васильев и Люда Карпович были награждены правительством), активно руководили "воскресниками" по озеленению города, тысячи человеко-часов отдали студенты физмата на строительство нового здания института, которое началось в 1955г. В летние и осенние месяцы студенты оказывали огромную помощь колхозам и совхозам, активно участвуя в сельхозработах (этот период назывался третьим семестром). Во главе студенческих групп выезжали и преподаватели кафедры. Не раз физико-математический факультет завоевывал призовые места в спортивных соревнованиях, о чем свидетельствуют

грамоты и кубки, полученные в те годы (тогда эти награды устанавливались в рекреации факультета).

Всей огромной работой по восстановлению факультета, комплектованию кадров, организации научной, учебной, методической, воспитательной и шефской деятельности руководило факультетское партбюро. В 50-х гг. его возглавлял Олег Петрович Холодков, а затем на несколько десятилетий руководство было поручено Гаю Степановичу Соловьеву.

В эти годы бурного роста физико-математического факультета существенно улучшаются и бытовые условия студентов и преподавателей. В 1951 г. закончилось восстановление здания бывшего учебного корпуса (ул. Карла Либкнехта, 6), которое отдали под студенческое общежитие физико-математического факультета (в отдельном крыле здания выделялись комнаты для преподавателей).

Усиливалась культурно-массовая и воспитательная работа со студентами. Так, студенты выпуска 1952 г. поставили на студенческой сцене хореографические миниатюры, а также спектакли классиков русской драматургии. В шутку физико-математический факультет называли "физико-хореографическим". Поныне работает в университете талантливый артист студенческого театра - старший преподаватель Владимир Андреевич Андрусич (кафедра информатики).

На факультете организуются кружки: радио-, кино-, фото-, конструкторский, физический и др. Кружковая работа ориентируется на школу. Студенты приобретают умения и навыки, которые им пригодятся в будущем.

В 1956 г., опережая общее направление в образовании, зав. кафедрой Яков Николаевич Першиц по своей инициативе организует кабинеты сельхозтехники и машиноведения. В частности, под руководством мастера Анны Михайловны Семеновой студенты и преподаватели изучали автодело и сдавали экзамен на право вождения автомобиля.

В эти же годы создается лаборатория специального физического практикума и лаборатория для научно-исследовательской работы, позволившая впоследствии открыть при кафедре аспирантуру (рук. проф. Я. Н. Першиц). В этой работе активно участвовали В. И. Гутман (рук. физического кружка) и доцент А. И. Ано-

сова, благодаря энтузиазму которой была создана рентгеновская установка, позволившая расширить круг научных исследований.

Кафедра физики росла и количественно, и качественно. Если в 1947 г. на ней было всего 5 сотрудников, то в 1955 г. - уже 17 (включая лаборантов и мастеров). В 1957 г. к нашему институту был присоединен Выборгский пединститут, а через несколько лет к нам были переведены студенты старших курсов Великолукского пединститута. Кафедра физики обогатилась, в основном, оборудованием для лабораторий.

Увеличивался прием студентов, в институте выделялись новые факультеты, образуются новые кафедры. Помещение на ул. Советской, 21 становилось тесным. По решению местных и центральных органов народного образования на площади у рынка (ныне пл. им. В. И. Ленина) началось строительство нового здания института. И в это дело студенты физмата вложили свой труд. В 1960 г. факультет переехал в новые помещения.

В 50-е годы деканом факультета становится человек выдающихся организаторских способностей, эрудит, отличный преподаватель Олег Петрович Холодков. Практически именно в эти годы физико-математический факультет сформировался как полноценный коллектив, способный качественно готовить учительские кадры для школы.

За послевоенные годы в связи с изменением профиля подготовки несколько раз менялись учебные планы. Так, в 1956 г. вводится пятилетний срок обучения, усиливается теоретическая подготовка учителей физики и математики, в частности, вводятся курсы теоретической физики, углублялась политехническая подготовка - работа в мастерских, производственная практика студентов на заводах г. Пскова.

В начале 60-х гг. студенческие научные и общеобразовательные кружки объединяются в факультетское научное общество. Первым куратором был профессор Я. Н. Першиц, его сменил доцент Александр Петрович Громов (математик), а затем в течение 25 лет до 1990 г. куратором был Г. А. Розман. Число кружков достигло 26, в этой работе принимало участие более трети студентов. Ежегодно устраивались научные конференции. Это был " Праздник зна-

ний". Наши студенты выезжали в другие вузы (Ленинград, Тарту, Смоленск, Архангельск, Мурманск) для участия в научных конференциях и всегда возвращались с наградами.

55 лет, прожитые мною на физико-математическом факультете, в творческом коллективе кафедры физики, способствовали и моему педагогическому и научному росту. Ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент - я прошел все эти ступени и, защитив докторскую диссертацию (1981г.), стал профессором. Мои научные интересы идут по трем направлениям: 1)физика твердого тела; 2) методика преподавания теоретической физики в педвузе; 3) методика преподавания физики в средней школе. К данному моменту опубликовано 193 работы, из них 27 учебных пособий для студентов, учителей и школьников. В Интернете созданы два сайта: http:// rozman2.narod.ru (тексты книг по теоретической физике); http://aronowich.narod.ru (статьи методического и общеобразовательного характера).

За свой труд я награжден знаками "Отличник просвещения Российской Федерации", "Отличник народного образования СССР" , медалью им. Ушинского за вклад в развитие педагогической науки. В 2002г. мне присвоено звание "Почетный профессор Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова", в 2005г. я стал "Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации". В трудовой книжке лишь одна запись: "Принят на работу в III ПИ 19 марта 1952 г." и множество благодарностей.

Надеюсь, что мои знания и опыт еще будут востребованы в деле подготовки квалифицированных кадров народного образования.

Искренне желаю родному вузу, преподавателям, сотрудникам и студентам доброго здравия, успехов в труде и учебе, многих лет процветания на благо нашей Великой Родины, сохранять славные традиции 50-х гг. ХХ века в истории нашего вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.